Интервью в психологии

Интервью в психологии

Содержание

Интервью: понятие, цель, задачи, функции

В современной науке слово «интервью» имеет широкое толкование. В широком смысле, интервью является формой сбора определенной информации журналистов в ходе беседы при помощи формы «вопрос-ответ». Исследователь С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» дает определение интервью как акту коммуникации, основанном на диалоге журналиста и респондента при последовательном чередовании вопросов и ответов с целью получения необходимой информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес . Таким образом, в данном случае метод сбора информации и структура жанра совпадают .

В. В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника .

В переводе с английского языка («interview») интервью означает метод сбора данных социологического исследования, который основан на непосредственном контакте интервьюера и интервьюированного и устной беседой в рамках определенного исследования. Как метод сбора информации интервью применяется во многих науках: социологии, журналистике, медицине, психологии, криминологии и пр.

Интервью как метод сбора информации наряду с анкетированием становится популярным с развитием эмпирических социологических исследований. Но в отличие от анкетирования интервью проводится при наличии интервьюера, подготовленного для диалога. Основу любого интервью составляет беседа, где роли собеседников нормированы, а целью является получение ответов на определенные вопросы, заданные социологическим исследованием. Таким образом, исследовательское общение направлено на возникновение межличностной мотивации. Успех исследования зависит от манеры построения беседы, взаимопонимания собеседников и качества получаемой информации. Многие исследователи считают метод интервью «королевским путем» в познании социальных явлений . Таким образом, метод интервью является уникальным методом исследования в социальном познании личности . Метод интервью, в отличие от анкетирования, предъявляет к исследователю определенные требования в проведении, обработке результатов и анализе. Это объясняется тем, что информация, полученная в ходе беседы, может быть сформирована и уточнена в рамках проведения интервью. Преимуществом данного метода является то, что он сочетает в себе методы опроса и наблюдения.

Еще одним определением интервью как метода можно считать вид опроса, который основан на целенаправленном использовании социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом. Таким образом, одним из основных методов опроса, где в качестве источника информации используется вербальное взаимодействие, является интервью.

Следует различать интервью как метод сбора информации и жанр журналистского творчества. Как метод сбора информации интервью является целенаправленной беседа, направленной на получение ответов на вопросы, предусмотренных программой исследований.

Интервью как жанр журналистики является особым видом информационных жанров, основанном на диалоге журналиста и героя публикации.

С английского языка «интервью» переводится как «беседа». Это диалоговая форма передачи актуальной социально-значимой информации. Журналист ведет беседу с интересными, общественно-активными лицами и передает ее по каналам СМИ.

Главным в этом диалоге становится человек, с которым беседует журналист. Все факты, комментарии передаются от лица, которого интервьюируют. Для читателя главными становятся слова авторитетного человека, этим интервью и ценно для аудитории .

Но не следует сводить роль журналиста всего лишь к передаче слов собеседника. Обычно, успех интервью зависит от умения наладить контакт, разговорить человека, создать условия для плодотворного сотрудничества. Очень сложно составить вопросы, так как журналист должен поставить себя на место своих читателей и понять, что им будет интересно прочитать, какие темы станут для аудитории актуальными. Кроме того, журналист должен и предугадать интерес и желания своего собеседника.

Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость.

«Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения» .

Данный вид информационных жанров выделился из метода сбора журналистского материал, который также назывался интервью. В определенный момент понадобилось передать информацию, собранную с помощью данного метода в режиме реального времени в вопросно-ответной форме.

Информационным интервью становится только в том случае, если основными вопросами будут что? где? когда? Если же собеседники будут акцентироваться на причинно-следственным связях и отвечать на вопросы почему? зачем? каким образом?, то интервью может превратиться в аналитический материал .

Выбор интервьюируемого определяется журналистом в соответствии с заказом тематики интервью редакцией . Это является трудоемкой процедурой, которая требует умения общаться и поддерживать контакты с людьми. При определении места и времени проведения интервью учитываются пожеланиями интервьюируемого или определяется конкретной ситуацией. Запись ответов собеседника ведется либо вручную самим журналистом, либо при помощи технических записывающих средств, либо с привлечением помощника-ассистента .

Можно выделить следующие достоинства интервью по сравнению с другими журналистскими жанрами. Во-первых, это получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента. Во-вторых, получение максимально достоверной информации в ходе непринужденной беседы. В-третьих, возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию.

Немаловажным достоинством интервью является построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. В ходе ведения интервью существует возможность корректировать план беседы. Интервью способствует установлению комфортной обстановки общения, что способствует искренности ответов интервьюируемого.

К недостаткам интервью можно отнести: материальные и временные затраты; трудоемкость в подготовке интервью; привлечение специалистов для беседы на узкопрофильные темы.

Так же при проведении интервью возникает проблема анонимности респондента, поскольку данный жанр предполагает открытую беседу и открытую публикацию данных. Таким образом, процедура интервьюирования зависит от согласия респондента на открытость результатов беседы.

Все вышеуказанные недостатки не являются непреодолимыми и в большей степени ориентируют журналистов на оптимизацию и совершенствование процедуры интервью и настраивают на более серьезное отношение к его организации для использования его преимуществ .

Таким образом, при использовании жанра интервью в журналистской практике следует ориентироваться на приемы и методику его проведения. Процедура использования интервью осуществляется в двух направлениях:

— выбор объекта интервью, подготовка опросного листа;

— определение места, времени проведения интервью;

— собственно проведение интервью;

— обработка данных и оформление интервью .

Определяя профессиональные качества интервьюера, следует выделить такие, как: инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. Данный вопрос заслуживает особого внимания. От личности журналиста-интервьюера зависит качество проведения интервью и полнота и достоверность ответов .

Интервьюер не должен торопить собеседника и ограничивать время проведения интервью. Темп интервью зависит от ряда позиций: специфика темы, социальный статус интервьюируемого, уровень образования, возраст. Интервьюер при проведении беседы должен свободно ориентироваться в опросном листе, чтобы иметь возможность делать переходы в ходе интервью .

Как и любой жанр, интервью в журналистском творчестве выполняет свои функции: получение информации посредством взаимодействия с респондентом; воздействие на респондента по отдельным вопросам в ходе ведения интервью.

Можно выделить три основные функции: информативная, идеологическая, воздействующая.

Информативная функция интервью заключается в том, что интервью должно содержать интересные читателям факты, интересующие общественность вопросы и, соответственно, информативные ответы респондента.

Идеологическая функция нацелена на пропаганду ценностных ориентиров, принятых в конкретную культурно-историческую эпоху.

Основой воздействующей функции является вовлечение целевой аудитории в процесс выработки отношения к тому или иному явлению, рассматриваемому в интервью.

Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Главная особенность интервью — актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы.

Литература:

1. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов. — М., 1979.

3. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. — Л., 1971.

4. Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

5. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. — М.: КНОРУС, 2010.

6. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.

7. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004.

8. Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста. — М., 1987.

9. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2003.

10. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. А. В. Западова. — М: Высшая школа, 1973.

11. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

12. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

13. Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. — СПб: Логос, 1997.

14. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2002.

Интервью. Виды интервью

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Слово интервью имеет два значения: метод и жанр. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведения определенного жанра. Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же — это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица — опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой — как субъект. Следовательно, — журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера.

Виды интервью

Хотя мы и рассматриваем общие для всех интервью законы, надо иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет?» — спрашивает журналист у свидетеля авиакатастрофы. При этом в кадре нужен не праздный, случайно оказавшийся недалеко от места съемки и подчиненный общему эмоциональному возбуждению зевака, готовый отвечать перед камерой на любые вопросы.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь ли бросить курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.

Типы интервью

Существуют различные основания, по которым можно типологизиро- вать интервью. В табл. 11.1 представлены несколько подобных оснований и возможные типы интервью по каждому из них. В методологической литературе основное внимание уделяется интервью, отличающимся разной степенью структурированности (структурированное, неструктурированное, или свободное, и полуструктурированное). Однако другие основания для выделения типов интервью не менее значимы. Выбор типа интервью на этапе планирования исследования помогает исследователю конкретизировать его замысел и определиться с методологической программой исследования.

Таблица 11.1

Типология интервью

Основания

Типы

Фокус анализа

  • 1) Интервью, в котором респондент выступает в качестве источника информации;
  • 2) глубинное интервью, фокусированное на личности респондента

Основная тема

  • 1) Биографическое интервью;
  • 2) тематическое или предметно-фокусированное интервью;
  • 3) интервью на базе определенного методического приема

Способ

интервьюирования

  • 1) Интервью о переживаниях и личном опыте респондента;
  • 2) экспертное интервью

Основания

Типы

Степень

структурированности

  • 1) Структурированное интервью;
  • 2) неструктурированное (свободное) интервью;
  • 3) полуструктурированное интервью

Подход

  • 1) Феноменологическое интервью;
  • 2) нарративное интервью;
  • 3) интервью в контексте дискурс-аналитического подхода;
  • 4) интервью с использованием психоаналитических приемов (например, психосоциальное интервью)

Проводя интервью, исследователь может фокусироваться на содержании речи респондентов, и в таком случае респонденты выступают в качестве источника информации. Однако фокус исследователя может быть и иным: его могут интересовать особенности личности респондентов, и содержание того, о чем они говорят, будет восприниматься интервьюером в качестве материала, отражающего личностные особенности; в этом случае исследователь будет проводить глубинное интервью, фокусированное на личности респондентов. Например, исследователя может интересовать психология обращения к религии. Задавая вопросы, касающиеся пути обретения веры, и фокусируясь на содержании этих рассказов, психолог сможет описать, в каких жизненных ситуациях люди чаще всего обращаются к религии, что им дает обращение, как, по их мнению, изменилась жизнь или отношение к тем или иным жизненным событиям в результате религиозного обращения и т.п. Интервью, фокусированное на личности верующих, предполагает переориентировку взгляда исследователя: в фокусе его внимания могут оказаться, например, глубинные мотивационные источники, поворачивающие людей к религиозному дискурсу, и психологические функции эмоциональной привязанности людей к вере. В случае интервью, фокусированном на личности, исследователь направляет свой взгляд на то, что непосредственно не сообщается респондентами, и пытается реконструировать психологические реалии, обусловливающие определенный тип рассказа или опыта.

Исследователь может планировать интервью, отличающиеся по основной теме. Это может быть биографическое интервью, предмет которого — история всей жизни респондента («Расскажите о своей жизни. Где и когда вы родились?…»). Очень распространено тематическое, или предметно-фоку- сированное, интервью, которое представляет собой беседу с респондентом на интересующую исследователя тему: профессиональное самоопределение, переживание жизненных кризисов, представления о том, что такое мастерство психотерапевта, и др. Можно проводить интервью на основе определенного методического приема. Примером такого типа интервью служит беседа с использованием приема из методики исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. Респонденту предлагают несколько шкал (в классическом варианте это шкалы здоровья, ума, характера и счастья (рис. 11.1), но для беседы можно предлагать любые шкалы в соответствии с предметом исследования) и просят представить, что на данной шкале расположены все люди: вверху самые здоровые, умные и т.д., а внизу — самые больные, глупые и т.д.; респондент должен обозначить, в каком месте шкалы находится он сам и где хотел бы находиться в идеале. Во время беседы человека расспрашивают о его представлениях о полюсах (самых умных, счастливых, глупых, несчастных и т.д. людях), а также о тех, кто расположен на шкале в том же месте, где он обозначил себя. Также задают вопросы о том, чего респонденту не хватает, чтобы достичь желаемого расположения по каждой шкале, и что он мог бы для этого сделать. Интервью подобного рода можно анализировать по-разному. В классической методике Дембо — Рубинштейн беседа по предложенным шкалам работает на общую цель — клиническую диагностику самооценки, ее адекватности, реалистичности и т.п. Однако сам прием беседы по шкалам может быть использован и для других исследовательских целей, например, для исследования особенностей самоопределения респондентов в контексте доминирующих, «трендовых» социокультурных дискурсов (маскулинности/фемининности, успешности, счастья и др.). В этом случае анализ интервью будет состоять в выделении «интерпретативных репертуаров» и оценке их функции в процессе самоопределения респондентов (пример такого дискурс-анализа интервью, построенного на основе методического приема из методики исследования самооценки Дембо — Рубинштейн, см. в главе 24).

Рис. 11.1. Шкалы методики исследования самооценки Дембо — Рубинштейн

Исследователь может расспрашивать респондентов преимущественно о переживаниях и личном опыте либо обращаться к респондентам как к экспертам и просить их высказать мнение по какому-нибудь вопросу. В каждом из этих типов интервью исследователь будет по-разному позиционировать респондентов, соответственно, будет меняться сам способ интервьюирования. Разумеется, в экспертном интервью исследователь может задавать вопросы о личном опыте респондентов-«экспертов», точно так же, как в интервью о личных переживаниях и опыте можно расспрашивать о том, что респонденты думают по поводу того или иного вопроса. В данном случае интервью будут различаться лишь общим вектором интервьюирования, связанного с разными способами позиционирования респондента исследователем.

В зависимости от степени структурированности различают структурированные, неструктурированные (свободные) и полуструктурирован- ные интервью. В структурированных интервью структура — вопросы и их последовательность — полностью определяется до начала интервью. В схему интервью включаются как вопросы более общего характера, так и частные конкретные, задаваемые вслед за общими. Всем респондентам даются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности. Структурированные интервью удобны для проведения, поскольку не требуют особых умений вести беседу, кроме того, они упрощают задачу сравнения данных, полученных от разных респондентов, на этапе анализа. Проведение структурированных интервью характерно для исследователей, ориентирующихся на позитивистскую парадигму: как им представляется, интервью такого рода дают более надежную информацию, поскольку в них по сравнению с неструктурированной беседой уменьшается возможность влияния на данные субъективной позиции исследователя. Однако в реальной ситуации интервью жесткая, изначально заданная структура зачастую не позволяет раскрыть те смыслы, которые характерны именно для данного респондента. Неструктурированные, или свободные, интервью не предполагают жесткой схемы, состав и последовательность вопросов меняется исследователем по ходу интервьюирования в зависимости от информации, которую дает респондент. Исследователь гибко следует за респондентом и проясняет все нюансы смыслов, о которых тот сообщает. Изначально исследователь продумывает лишь самые общие вопросы (или темы), которые будет обсуждать с респондентом, а в ситуации интервью ведет свободную беседу. Неструктурированные интервью очень сложны для самих исследователей, от которых требуется обладать хорошими навыками развития темы в беседе, уметь схватывать смысловые акценты и наиболее важные моменты информации, которые позже могут привести к хорошим концептуализациям, владеть искусством понимать пара- и экстралингвистиче- ские элементы речи (интонацию, паузы и т.п.) и др. Между тем именно неструктурированные интервью зачастую наиболее информативны, при условии, конечно, грамотного проведения. Они не только обеспечивают лучший контакт с респондентом, но и дают возможность максимально приблизиться к смысловой ткани его речи, прояснить и конкретизировать любые фрагменты информации, отследить основные смысловые линии и т.п. При этом, безусловно, необходимо иметь в виду, что отсутствие структуры может сыграть с исследователем злую шутку: респондент может «крутиться» вокруг тем, интересных лично ему, но не релевантных исследовательскому вопросу, и в таком случае следование за ним не приведет психолога к нужной информации. Исследователю необходимо придерживаться собственного замысла и контролировать ход и темы интервью. В настоящее время в практике интервьюирования наиболее распространен третий тип интервью — полуструктурированное, которое представляет собой комбинацию структурированного интервью и свободной беседы. Исследователь создает каркас интервью — набор обязательных вопросов и их последовательность, но в процессе интервью добавляет к ним новые вопросы, задает уточняющие и т.д., для того чтобы получить необходимую для себя информацию и достичь цели исследования. Полуструктурированное интервью позволяет избежать формализма, свойственного жестко структурированным интервью, и в то же время обеспечивает исследователя базовой схемой, помогающей ему контролировать ход беседы и направлять ее в необходимое русло.

Наконец, можно проводить интервью, ориентируясь на различные подходы. В случае проведения феноменологического интервью исследователь в основном задает вопросы, направленные на прояснение личных переживаний респондентов («Что вы чувствовали?», «Что с вами происходило?»). В нарративном интервью респондента просят рассказать историю, касающуюся определенного типа опыта («Были ли вы когда-нибудь влюблены? Расскажите, как это было, как вы познакомились, что случилось потом…»), и в процессе интервьюирования проясняются особенности ситуаций, о которых ведет речь респондент, характер участников истории, их отношения друг с другом и пр. В рамках дискурс-анализа интервью не основной метод сбора данных (дискурс-аналитики предпочитают «естественные разговоры»), но тем не менее, когда оно все-таки используется, респонденту часто задают тему, провокативную и (или) актуальную для современного социального пространства, и просят озвучить свою позицию; нередко исследователь прибегает к конструированию моральных дилемм — проблемных ситуаций, требующих морального выбора.

В интервью, проводимом в рамках психоаналитического подхода, исследователь собирает данные об актуальных переживаниях и задает вопросы, касающиеся биографии респондента (в том числе раннего детского опыта), кроме того, исследователь предлагает респонденту прокомментировать те или иные фрагменты рассказа («Что это для вас значит?», «Может быть, это что-то напоминает?», «Что вам приходит в голову, когда вы говорите/вам говорят…?»). Ведение интервью, основанного на психоаналитических идеях, может чем-то напоминать технику свободных ассоциаций («метод нарративного интервью, основанного на свободных ассоциациях» (Hollway, Jefferson, 2000)). Применение идей психоанализа в качественных исследованиях привело к формированию междисциплинарного психо-социалыюго подхода, в рамках которого проводится особое психо-социальное интервью, его можно рассматривать как вариацию психоаналитического интервью в качественных исследованиях, нацеленных на изучение актуальных социальных процессов. В данном типе интервью исследователь обращает внимание как на сознательные процессы нарративного и дискурсивного конструирования (что характерно для нарративного типа интервью), так и на бессознательные эмоциональные паттерны, что позволяет более глубоко понимать предоставляемый респондентом материал. Обычно интервью проводится в открытой манере, человека просят рассказать что-то, что так или иначе касается определенного типа опыта (например, рассказать об опыте обучения в университете или о своей семейной жизни), и респондент сам выбирает, о чем именно он будет рассказывать в обозначенных ему тематических рамках. В процессе интервьюирования исследователь пытается прояснить, почему человек сказал именно то, что сказал, и именно в тот момент, в который он это сказал. Исследователь обращает внимание на то, какие эмоции вызывает у него рассказ и что именно является причиной этих эмоций, не индуцированы ли его эмоции бессознательной психодинамикой респондента и т.п. Исследователя интересуют как поднимаемые респондентом темы и рассказываемые сюжеты, так и динамика его отношений с респондентом в процессе интервью. Психо-социальное интервью может проводиться в один этап (по одному интервью с каждым респондентом), но можно планировать и интервью, состоящие из нескольких этапов (несколько встреч с каждым респондентом). В частности, В. Холлуэй и Т. Джефферсон (Ibid.) описывают двухэтапную структуру психо-социалыюго интервью, которое они применяли в собственном исследовании, посвященном изучению тревоги оказаться жертвой преступления. На первом этапе исследователи задавали вопросы, касающиеся страха преступлений, рисков, с ними связанных, защищенности/незащищенности от них и т.п. Они собирали рассказы о том, чего боятся респонденты, с чем связывают свои страхи, становились ли они сами жертвой преступлений или на них определенное впечатление произвели рассказы о преступлениях, пережитых другими. Первый этап интервью записывали на диктофон и затем, при многократном прослушивании этого материала, очерчивали области, наиболее значимые для респондента в эмоциональном плане и одновременно наиболее проблемные, так или иначе прозвучавшие во время первого интервью, но недостаточно раскрытые. Например, в одном из интервью прозвучала важная тема несправедливости на работе и в профессиональной сфере, о которой было упомянуто вскользь, причем равнодушным тоном, явно контрастировавшим и с весьма эмоциональным содержанием рассказа, и с тем чувством гнева, который вызвал этот рассказ у интервьюера. Во втором интервью исследователи фокусировались на данной теме и подробно расспросили о ней респондента, тем самым получив возможность подойти к более общей теме социальных страхов и экзистенциальной тревоги, которые, как они предположили, могут переживаться людьми в замещенной форме — как страх оказаться жертвой преступления. Предполагается, что в двухэтапном психо-социальном интервью ко второму этапу между исследователем и интервьюируемым складываются достаточно доверительные отношения, что позволяет поднимать личностно значимые и проблемные для респондента темы.

Приведенная типология интервью не является исчерпывающей. Можно предложить дополнительные основания для разделения типов интервью, кроме того, по каждому из выделенных оснований список возможных типов интервью может быть расширен. Например, в настоящее время в некоторых западных руководствах по интервьюированию описывается особый тип феминистского интервью — беседы, проводимой в рамках феминистской эпистемологии. Данный тип может продолжить список интервью, выделенных но основанию предполагаемого подхода, но вполне возможно и формулирование нового — эпистемологического основания для выделения еще одного ряда типов интервью. На наш взгляд, тем не менее, приведенной типологии вполне достаточно, чтобы очертить различие между типами интервью и придать этому различию относительную упорядоченность. Описанная типология достаточно удобна и может быть использована на этапе планирования исследования.

  • Сторонники данного подхода (С. Кларк, В. Холлуэй и другие) настаивают на написании названия через дефис: психо-социальный подход. Тем самым подчеркивается двусторонняя направленность их интереса — на социальное окружение и психологические реалииодновременно.

Виды интервью

По степени формализации

  • Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Интервью

У этого термина существуют и другие значения, см. Интервью (значения).

Интервью в Викисловаре

Интервью на Викискладе

Интервью в Викиновостях

Интервью́ (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись или в прямом эфире.

Используется как метод исследования в целом ряде социальных и гуманитарных наук (психология, социология, коммуникация, PR, маркетинг и др.), а также в различных областях человеческой деятельности (например, в журналистике, в управлении персоналом (при приёме на работу) и т.д.).

В антропологии

Интервью используется в антропологии как способ целенаправленного получения информации при помощи устного опроса. Процесс интервьюирования происходит следующим образом: интервьюер (лицо, которое проводит интервьюирование) опрашивает одного или нескольких лиц на интересующую его тему и фиксирует ответы с помощью диктофона, видеокамеры, текстовых записей. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Как индивидуальный метод обследования интервью применяется в дополнение к анкете для расширения полученной с ее помощью информации. В то время, когда анкета в сжатые сроки может дать зарисовку общественного мнения нескольких тысяч человек, интервью обеспечивает ученого менее обширной, но более подробной информацией.

Помимо традиционного анкетирования и интервьюирования сегодня активно используются дистанционные методики (телефонное интервью, интернет-опрос и др.).

В социологии

Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Способ интервьюирования рационально применять в случае, если исследователь предполагает объективность в ответах респондента.

Интервью по целям делят на интервью мнений и документальное интервью (отличается большей достоверностью информации).

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования с целью уточнить проблематику, проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

Метод интервью является популярным средством получения первичной социологической информации, что подтверждается его активным использованием в эмпирических социологических исследованиях практически на всем протяжении существования социологической науки. Это один из наиболее универсальных методов сбора социологической информации наравне с анализом документов и наблюдением. В основе любой методики для получения эмпирических данных социологами-практиками лежит один из этих универсальных методов.

В интервью всегда происходит взаимодействие людей по схеме «вопрос — ответ».

Ниже приведен один из типов базовой классификации интервью:

— по целевому назначению

— типу опрашиваемых лиц

— количеству опрашиваемых респондентов

— процедуре

— способу общения социолога и респондента

— месту проведения

— цели исследования

— способу регистрации ответов

  • Интервью в журналистике
  • Исследовательское интервью в медицине и социологии, в том числе:
    • Качественное исследовательское интервью
    • Клиническое интервью
    • Метод интервью в психологии
  • Собеседование при приёме на работу

> См. также

  • Диалог
  • Метод беседы

Что такое психологические собеседование, какие вопросы на нем бывают и как правильно на них отвечать

Увлечение рекрутеров психологией началось довольно давно. Расцвет психологических тестов как основы принятия решения о найме на Западе пришелся на 1980-1990-е гг., в России эта тенденция стала активно развиваться в начале 2000-х. И сразу же вызвала недоумение у соискателей – как надо отвечать на тесты? Получается, что теперь мало быть грамотным специалистом с опытом работы, нужно еще иметь «требуемый» тип личности и какие-то конкретные акцентуации и темперамент… К счастью, большинство работодателей не тратят время и деньги на масштабные тестирования при поиске персонала, но психологические вопросы на собеседовании встречаются практически везде.

Предлагаем профессиональную помощь в поиске работы

Мы оказываем следующие услуги: составление резюме на русском или английском языке, подготовка к собеседованию, карьерное консультирование, поиск и подбор вакансий, карьерный коучинг.

Вас также может заинтересовать сопровождение поиска работы на всех этапах.

Как отличить психологические вопросы на собеседовании и ответить на них грамотно?

Хорошо, если рекрутер предоставит вам готовый психологический тест, который вы заполните самостоятельно. У вас, по крайней мере, будет время подумать и возможность сориентироваться, как лучше ответить. Проблема заключается в том, что психологический вопрос может быть задан внезапно. Для хэдхантера это прекрасная возможность увидеть вас «настоящего», но для вас – мягко говоря, неприятная неожиданность.

Итак, как же определить вопрос с психологическим подтекстом.

Во-первых, это все вопросы, касающиеся вашей самооценки. Например, «много ли вам отказывали на собеседованиях? Почему?» или «Насколько удачливым человеком вы себя считаете?». Чтобы ответить на такой вопрос и продемонстрировать нужные работодателю психологические качества, нужно помнить о «золотой середине». Так, оптимальными ответами для приведенных примеров будут: «Бывало и такое. Бывало, что и я, выяснив условия, отказывался от места. Каждый ведь стремиться найти то, что ему выгодно, то, что полностью устраивает» и «Достаточно везучим. У меня есть хорошее образование, опыт работы, семья. Жизнь полна возможностей, надо только пользоваться ими, тогда удача не отвернется».

Во-вторых, это вопросы о личных качествах. Чтобы хорошо ответить на эту группу вопросов, нужно изучить основные психологические тесты на определение личности. Так вы будете иметь представление о том, какие ответы, что значат (на какое качество указывают), и внезапно заданный рекрутером вопрос не поставит вас в тупик.

В третьих, это классические психологические задания: нарисуйте дом, себя, свою семью и пр.; какой ваш любимый цвет, что вы видите на картинке… Такие задания всегда ассоциируются с психологией, но именно они, как правило, оказываются самыми сложными даже для подготовленных в этом плане кандидатов. Остановимся на них подробнее.

Примеры вопросов и ответов на психологическом собеседовании

Вопрос: Нарисуйте дом, себя и дерево.

Ответ: Рисуйте пропорционально, достаточно реалистично. У дома должны присутствовать все основные детали: окна, дверь, крыша, дорожка к дому (означает вашу открытость и готовность к сотрудничеству). Если ваша должность требует внимания к деталям, то на вашем рисунке должно быть множество деталей, пусть даже мелких, не особо значимых на первый взгляд – например, манжеты на рукавах, запонки, дверной глазок, рисунок на ставнях и т.п. Дерево должно быть красивым, прямым, иметь большую крону и корни – это ваше видение коллектива.

Вопрос: Назовите свой любимый цвет

Ответ: На первое место ставьте яркие и светлые тона: оранжевый, желтый, красный. На последнее (если вам предложили-таки тест Люшера) – темные и серые оттенки. Когда предложат выбрать еще раз, то незначительно поменяйте цвета местами, сохранив общую картину.

Вопрос: Что вы видите на рисунке?

Ответ: Не важно, что именно перед вами – клякса или картинка – надо интерпретировать ее исключительно положительно. Позитив – это ваш пропуск на работу.

Особняком стоит поставить, пожалуй, наиболее коварный психологический вопрос: сколько баллов от 1 до 10 вы бы поставили рекрутеру за проведенное собеседование?

Это проверка на лесть и подхалимство. Сами понимаете, что для работодателя это очень важное психологическое качество работника.

Ответ: отвечайте честно и постарайтесь быть объективным. Обязательно аргументируйте снижение баллов.

Итак, вы познакомились с психологическими вопросами, которые могут попасться вам на собеседовании. Они могут варьироваться, однако неизменным остается ключ к их успешному прохождению – уверенность, честность и позитивный настрой!

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Удачных интервью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *