Интеракция в психологии

Интеракция в психологии

6) Интерактивная сторона общения. Сущность интеракции. Теории интеракции.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Некоторые исключают отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии — интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия (взаимного действия). Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. Общение всегда сопровождает любую деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может даже прервать сам процесс деятельности.

ТЕОРИИ ИНТЕРАКЦИИ.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она — результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

а) деятель,

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие),

г) ценности (которые принимает каждый участник),

д) ситуация (в которой совершается действие).

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец,

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Житейский пример приводится в следующей схеме .

Теория интеракции

Значительное влияние на развитие современной социологической мысли Запада имеет теория интеракции. Рассматривая общество как целостный организм, ее сторонники Д.Холманс, П.Блан, Р.Емерсон и др. приходят к выводу, что активность людей зависит от совершенной системы наград и наказаний. Эти награды и наказания могут быть экономического, юридического, политического, морального и иного характера. Если человек за свою деятельность получает награду, то она, за незначительным исключением, будет действовать в направлении совершенствования своего «Я» и наоборот .. Совершенная система наград и наказаний детерминирует прогресс общества в сторону добра, элиминируя зло.

Среди разного рода действий, указывают сторонники теории интеракции, существенную роль в жизни человека играет его общественная деятельность. Значимость этой деятельности заключается в том, что она направлена на дела, цель которых — создавать блага другим. Деятельность человека в интересах других зарождает в ней надежду на получение определенного вознаграждения: материальной, моральной, возможности продвижения по службе.

Символический интеракционизм

В западной социологии и психологии наряду с другими концепциями распространен направление, которое называется «символический интеракционизм» (от англ. Interaction — взаимодействие). Создателями этого направления считаются американские социологи и психологи — Ч.Кули и У.Томас. Наиболее весомый вклад в практическую разработку этой теории внес американский философ, социолог и социальный психолог Дж.Г.Мид (1863-1931). Для представителей его, особенно в варианте чикагской школы (Г.Блумер, Т.Шибулбани), характерно индетерминистични видение социального процесса, интерпретируемого как процесс становления и изменения социальных значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участников. В процессе этого переопределения, считают представители символического интеракционизма, меняется объективное среда социальной деятельности. Исследования сторонников символического интеракционизма дали определенные результаты в изучении структуры и динамики развития личности, микроструктуры социальных взаимодействий, проблем социализации, социологического контроля и тому подобное. К символического интеракционизма присоединяется так называемый социодраматичний подход, сторонники которого Э.Гофмана, Х.Данкен и другие объясняют социальную жизнь-как реализацию метафоры «драма», анализируя взаимодействие в таких терминах, как «актер», «маска», «сцена», «сценарий».

Теория действий

Согласно теории действий (пионеры теории — М. Вебер, Ф. Знанецкий), основным элементом общественной жизни является активная деятельность. Человек в обществе, писал Ф. Знанецкий, действует под влиянием двух стимулов: с одной стороны, она ждет одобрения зрителей, с другой — деятельность присуща человеку как одна из ее существенных признаков.

Человек, который прибегает к определенному действию, стоит перед дилеммой: как включаться в деятельность — с жаром души или безразлично рассматривать эту деятельность как объективную необходимость, или субъективно — на основе симпатии-антипатии; действовать, исходя только из позиции собственных эгоистических интересов, или сочетать индивидуальный интерес с общественным.

Таким образом, рассматривая деятельность лица, группы, организации и т. Д., Следует определить, почему человек поступает именно так, а не иначе. Только тогда, когда мы определим это, можно сказать что-то конкретно о данном обществе. Наиболее выдающимися представителями теории действий можно назвать таких мыслителей, как Т. Парсонс, Р.Маслвен, Р.Билез и др.

Теории действий и интеракции абсолютизировались в концепциях «нового гуманизма», который включает в себя две линии: общественной феноменологии и этнометодологи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *