Игры с агрессивными детьми

Игры с агрессивными детьми

Подвижные игры для тревожных и агрессивных детей. Эти игры подойдут для детей дошкольного возраста. Игры помогут снять вербальную и невербальную агрессия, выплеснуть гнев и раздражение.

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:» Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» — невербальный вариант

Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

«Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».

«Я вижу…»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: » Я вижу…» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее:»Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Аэробус»

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать».
Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля… Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».
Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры за партами

«Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Источник: «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» (Лютова Е.К., Монина Г.Б. )

12 встреч. Работа с агрессией

(Кадр из фильма «Трудный ребенок» режиссер Деннис Дуган, 1990)
Как показывает практика, просто играя с детьми и принимая их такими как есть, можно добиться значительных результатов, ведь игра для ребенка — это вся его жизнь. В детях заложены огромные ресурсы и запас мудрости, необходимые для того, чтобы справиться с любой проблемой.
Я хочу поделиться с вами своим опытом работы с детской агрессией методом недирективной игровой терапии.
Моим клиентом был мальчик Дима 6 лет. За консультацией обратилась мама ребёнка, потому что, по словам воспитателей детского сада, Дима часто дерется и проявляет агрессию по отношению к другим детям.
По моим наблюдениям в группе для Димы действительно свойственна высокая степень агрессивности, неадекватное поведение. На детских праздниках он кривляется и рычит, привлекая к себе всеобщее внимание.
Ниже я привожу описание 12 психотерапевтических встреч, направленных на снижение уровня агрессивности ребенка.

Встреча первая. Установление контакта.
Для начала я предлагаю Диме раскрасить человечка (методика «Гомункулюс»).

На рисунке видна сильная штриховка с нажимом, что может говорить о высоком уровне тревожности ребенка. Также мы видим отсуствие четких границ своего тела и, значит, можем ставить вопрос о слиянии в семье.
Далее я предлагаю Диме рассказать, кого он изобразил на рисунке и ответить на несколько уточняющих вопросов.
Ребенок рассказал, что на рисунке изображен мальчик 9 лет, который живет в домике с мамой и папой. Этот мальчик любит рисовать, играть в кубики, мягкие игрушки, конструктор, железную дорогу. У него есть сестренка, которой 6 лет. Мальчик любит есть орехи, грибы, капусту, свеклу. Он одевается в куртку, штаны, сапоги, шапку. Ему больше всего хочется, чтобы поскорей наступил Новый Год (на дворе февраль!) и получить в подарок игрушечный мотоцикл.
Встреча вторая. Недирективная игровая терапия.
Спрашиваю Диму, чем бы он хотел сегодня заняться.
Ребенок захотел слепить свою семью: папу, маму, себя и сестренку Таню. По размеру Таня получилась самой большой, с длинными руками. Дима: «Таня маленькая, но я ее слеплю большой, у нее будут длинные руки». Кажется, Дима испытывает ревность по отношению к младшей сестренке, ему кажется, что она занимает очень много места в семье, но он говорит об этом не прямо, а косвенно, через размер пластилиновой фигурки.
Потом я помогла Диме нарисовать план комнаты и разместить там всех членов семьи: папу около телевизора, маму и Диму за компьютером, Таню, играющую в Лунтика.

Встреча третья. Недирективная игровая терапия.
Мальчик захотел поиграть в слепленную на предыдущей встрече семью. Сначала мы проиграли ситуацию, как Диму с Таней мама забирает из детского сада. Ребенок изобразил строгую маму, которая ругает его из-за того, что он залез в лужу. Потом они приходят домой, где их ждет папа, который играет в компьютер, и все ложатся спать. Дима рисует кровати и все ложатся спать. Утром мальчик пытается разбудить всю семью, но они не хотят вставать. Тогда он один отправляется на прогулку, где попадает в пещеру со злым динозавром. Ночью, когда все снова ложатся, динозавр нападает на дом. Родители и Таня прячутся под стол, нарисованный Димой. Мальчик побеждает динозавра. Оставшееся время ребенок сражается с различными монстрами: динозаврами, огромной лягушкой, жирафами. Он проявляет очень много злости. Монстры со страшными воплями разлетаются по всему кабинету. Мне страшно на это смотреть. В конце сражения пластилинового Диму раздавливает лягушка – родители сначала плачут, потом предлагают родить нового сыночка, но мальчика спасает добрая волшебница. Я чувствую страх и беспокойство за ребенка. В следующий раз на дом нападают сразу все монстры, в этот раз ему помогает добрая волшебница. Пластилиновый Дима снова погибает (падает на ножи (спинка стула) и его разрезает на две части), но волшебница снова его воскрешает. Все радуются и ложатся спать.
Меня радует, что Дима наконец-то начал проявлять и выражать свою агрессию. Это значит, что у нас началась фаза активной работы.
Встреча четвертая. Недирективная игровая терапия.
Ребенок вспомнил игру в семью, в которую мы с ним играли на предыдущем занятии и захотел продолжить. В этот раз на семью снова нападали динозавры и огромная лягушка, а пластилиновый Дима всех спасал. Мама, папа и Таня прятались под столом, а сын сражался с монстрами. Он вел себя очень агрессивно по отношению к монстрам и самому себе. Топтал ногами лягушку, засыпал ее песком из песочницы. Швырял динозавров о стены. После того, как его «убивали», его всегда воскрешала добрая волшебница, а родители радовались. Когда мальчик победил последнего монстра, вся семья отправилась кушать.
Встреча пятая. Вулкан.
В начале нашей встречи я предложила ребенку нарисовать вулкан т.к. эта методика хорошо показывает уровень агрессивности ребенка. Дима нарисовал вулкан и человечка внутри него. Потом он рассказал, что вулкан очень злой и затягивает в себя людей и дома, которые находятся рядом. Человечек попал в вулкан, потому что думал, что он холодный. Он сможет выбраться наружу, но сгорит наполовину.

После этого я предложила продолжить игру в пластилиновую семью. Дима снова спасал семью и дом от монстров, а я предложила, чтобы ему кто-нибудь помог в сражении. Ребенок сначала отказывался, а потом согласился принять помощь папы, сестренки и мамы. Вся семья вместе защищала дом от разных монстров и им в этом помогала добрая волшебница-курочка.
Интересно то, что ребенок выражает агрессию не прямо, изображая монстров, а косвенно, играя роль спасателя семейства, похоже, что для него очень важно оставаться хорошим как в глазах других, так и в своих собственных.
Встреча шестая. Работа с эмоциями.
В начале встречи я попросила Диму изобразить свое эмоциональное состояние на фланелеграфе. Ребенок сказал, что он сейчас злой и выложил хмурое лицо. Затем мы поиграли в игру: «Узнай эмоцию по картинке». Дима очень хорошо узнавал и изображал эмоции. Затем мы вернулись к его рисунку «Вулкан» и стали говорить о том, что люди, когда злятся, тоже похожи на вулканы. Я предложила ребенку поиграть в извержение вулкана: мы по-очереди изображали извергающиеся злостью вулканы – кричали в пакет. Потом мы выпустили нашу злость в окно. В конце занятия, Дима сказал, что он больше не злится, и изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико. В самом конце мы поиграли в мыльные пузыри для закрепления положительного терапевтического эффекта.
По моим наблюдениям на весеннем празднике Дима вел себя совершенно адекватно. Это можно считать определенным промежуточным результатом нашей работы, но ребенок все еще нуждается в проигрывании и отработке агрессии.
Встреча седьмая. Рисунок семьи.
Я предложила Диме нарисовать свою семью.
На рисунке мальчик изобразил последовательно: папу, себя, маму и сестренку Таню. По рассказу ребенка, они находятся на полянке, на которую упал космический шар – астероид. Они зашли туда, чтобы побегать и посмотреть на астероид. Это была его идея.
«Нам весело, мы улыбаемся, потому что мы увидели весь мир, даже Китай. Я здесь – самый счастливый, потому что увижу Китай, а самая несчастная – Таня, потому что она хотела уйти, спрыгнуть и полететь вниз, ведь она – птичка».
Здесь мы снова видим агрессию по отношению к младшей сестренке, выраженную не прямо, а косвенно.

Встреча восьмая. Кастрюлька чувств.
Я рассказала Диме, что у каждого из нас внутри есть кастрюлька, куда попадают разные невысказанные и невыраженные эмоции и предложила мальчику нарисовать его кастрюльку.
Дима нарисовал кастрюльку и человечка и рассказал, что внутри кастрюльки варятся картошки с эмоциями. Когда эмоции опускаются на дно, начинает идти пар, который попадает в человека и заряжает его какой-нибудь эмоцией. Мы с Димой проиграли ситуацию, когда к нам в нос попадают различные эмоции (злость, радость, страх).

Встреча девятая. Недирективная игровая терапия.
Дима выразил желание поиграть. Игровая ситуация, которую он разыгрывал на этот раз – сражение монстров за золотой кубок, который исполняет желания. В процессе игры мальчик проявлял очень много злости. Мне было даже страшно наблюдать за сражением игрушечных монстров. Победителем оказался зеленый динозавр. Мы договорились с ребенком продолжить игру в следующий раз.
Встреча десятая. Недирективная игровая терапия.
Дима продолжил играть в сражение за золотой кубок. Он демонстрировал еще больше злости и агрессии, активно озвучивая персонажей. Мне по-прежнему было страшно наблюдать за происходящим. Победителем снова оказался зеленый динозавр. Я предложила ребенку слепить победителя из пластилина и рассказать о нем. Мальчик очень долго и тщательно лепил динозавра. Он рассказал, что динозавр злой, он сражается за кубок, потому что он может исполнить его желание – воскресить маму, которую убила добрая горилла.
И здесь снова можно наблюдать сочетание агрессивной и спасательской позиции, а также выражение злости по отношению к маме. Отработка агрессии идет полным ходом.
Встреча одиннадцатая. Раскрась сердце любовью.
В начале занятия Дима изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико: «Я сегодня добрый!»
Потом я предложила мальчику нарисовать сердце и раскрасить его любовью.
Дима разделил сердце напополам и раскрасил его радостью, грустью и злостью. Рассказал, что сердечко веселое, радостное и немножко грустное, потому что он не ест мясо. (Мое чувство – удивление). Еще оно очень-очень злое, потому что когда кто-то ударит в сердце, хочется ударить его в глаза.

Потом ребенок продолжил играть в сражение монстров. На вопрос, на кого похож динозавр-победитель, ребенок ответил, что динозавр похож на Халка, а Халк на него, когда он злится. Дима идентифицирует себя с динозавром-победителем.
В конце занятия, Дима поменял выражение личика на фланелеграфе с доброго, на злое («Я злой!») Я немного испугалась, что он вернется в группу в агрессивном настроении и предложила снять с себя образ злого динозавра и снова стать собой.
По моим наблюдениям на новогоднем утреннике поведение Димы было совершенно адекватным. Наша работа приближается к завершению.
Встреча двенадцатая. Заключительная.
Дима продолжил играть в битву за кубок, но на этот раз проявлял себя гораздо менее агрессивно. В этой игре уже не было такого агрессивного запала, как прежде. Вскоре Дима сказал, что сражение за кубок окончательно закончено и все сдаются. Когда обнаружился победитель, я предложила мальчику поговорить от его лица с кубком. Кубок предложил исполнить любое желание победителя. Победитель-горилла пожелала огромную армию, чтобы поработить людей, которые обижали и били ее в детстве. Кубок исполнил желание.
В конце занятия мальчик изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико: «Теперь я — добрый!».

Как помочь Агрессивному ребенку

Как играть с агрессивными детьми.

«Обзывалки». Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: » А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты… солнышко!»

Следует проводить игру в быстром темпе.

«Доброе животное».Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад.

«Ласковые лапки». Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет.

«Рубка дров». Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

«Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Мы будем рубить дрова. Поставьте бревно на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его». (можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Маленькое привидение». Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Сейчас мы будем играть роль маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громко, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

«Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Сосулька». Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте я вам буду читать эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на 3 и 4 – уроните расслабленные руки вниз».

«Шалтай – Болтай». Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз.

«Кенгуру». Цель: развитие координации движений.

Нарушение: агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Игра подходит для детей любого возраста, достаточно трудна и требует тренировки.

«Тропинка». Цель: развитие умения действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность ( 6-7 лет).

Дети берутся за руки, образуя круг, и идут вправо. По команде дети выполняют задание:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему.

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга.

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке. Игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, согласовывать свои действия в соответствии с правилами.

«Раздувайся, пузырь». Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость, тревожность, РДА, ЗПР.

Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся).

Взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия – на каждый вдох делали один шаг. Такие игры любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

«Слушай хлопки». Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость, тревожность, ЗПР (4-5 лет).

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на 2 хлопка – превратиться в лягушку (присесть, пятки вместе носки врозь, между носками руки). 3 хлопка – двигаться свободно.

«Говори!» Цель: развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? (пауза) «Говори!»; «Какого цвета потолок?» … «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» … «Говори!»; «Сколько будет 2+3?» и т.д.

«Волшебные шарики». Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» — и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла. Откройте глаза. Теперь по очереди расскажите о своих чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«Цветик — семицветик». Цель: помогает оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

«Липучка». Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

«Змейка». Цель: развивать умение действовать согласованно.

Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Взрослый может занять позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

«Две игрушки – поменяемся местами». Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движения.

Дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность.

«Менялки». Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Он должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (одежда с длинными рукавами, короткая стрижка…) Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

«Радость и грусть». Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Дети рассматривают картинки и раскладывают их в 2 ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы. Объяснить, почему одну картинку они считают веселой, а другую – грустной.

«Улитка». Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, т.к. они активны и подвижны.

«Горячий мяч». Цель: развитие внимания, моторной ловкости.

Дети становятся в круг близко друг к другу. Они передают мяч быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо наклонившись, через ноги.

«Четыре стихии». Цель: развитие внимания.

При слове «земля» — опустить руки вниз;

При слове «вода» — вытянуть вперед;

При слове «воздух» — поднять вверх;

При слове «огонь» — вращать кистями.

Ошибившийся выходит из игры. Взрослый специально допускает ошибки, путая детей.

«Закончи слово». Цель: развитие умения работать в коллективе.

Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог, а другой ребенок должен произнести следующий слог и закончить слово. Игру можно усложнить, если предложить детям придумать слова на последний слог предыдущего слова.

«Бумажные мячики». Цель: дать детям возможность снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу».

«Дракон» Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе — не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует и как можно отучить его от этого? Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно сделать кинетический песок дома?

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», » у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

ИНТЕРЕСНО: какие существуют книги по психологии и по воспитанию детей?

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *