Игры для преодоления страха

Игры для преодоления страха

18 упражнений для преодоления творческого кризиса сценаристов

Изображение: Fernando Cobelo

Авторы книги Screenwriter’s Toolkit: 101 Writing Exercises Бэзил Шейдид и Билли Рейн специально для портала Movie Maker составили список упражнений, который помогут авторам справиться с творческим кризисом на каждом этапе работы над сценарием.

Боязнь чистого листа

До того, как вы начнете разрабатывать героев — решать, где они живут, какие цели ими движут и препятствия стоят на их пути, — необходимо дисциплинировать себя как автора. Справиться с внутренним прокрастинатором, который сидит в каждом из нас, и одолеть первый чистый лист помогут следующие упражнения.

1. Обрести уверенность в себе

Уверенность в собственных силах имеет первостепенное значение для автора. Ничто так не вредит будущему успеху, как сомнения в собственном таланте.

Упражнение

1) Придумайте короткое предложение, которое опишет вас как писателя. У меня получилось: «Я рассказываю истории. Я уважаю потребности своих героев и могу изобразить их жизнь правдиво, эффектно и проникновенно».

2) Пусть это предложение будет у вас всегда перед глазами (где-то на видном месте) и в моменты творческого ступора или кризиса перечитывайте его.

2. Найти свое слабое место

Наши собственные недостатки станут недостатками наших героев. Они унаследуют от нас стереотипы, предубеждения, суждения, которые мешают нам самим. Чтобы предотвратить это, необходимо заглянуть внутрь себя — узнать, что мы из себя представляем на самом деле.

Упражнение

Откуда я знаю, чего хотят другие люди? Что мешает мне принять другие способы мышления? Как мне лучше понять тех, кто отличается от меня?

1) Перечислите пять способов, с помощью которых можно описать ваш образ мышления

2) Перечислите пять способов, с помощью которых можно представить, что в голове и на душе у других людей.

3) Выберите по одному пункту из каждого списка и напишите сочинение на полстраницы с рассуждением о выбранном направлении самоанализа и сопереживания

3. Определить, что вам нравится

Осознание того, какие фильмы вам нравятся, а какие нет, также может быть полезно для развития писательских навыков и понимания собственной мотивации.

Упражнение

1) Составьте собственный топ-10 фильмов всех времен

2) Напишите обзор в одном абзаце о фильмах с десятого по второе место.

3) Напишите двухстраничный обзор фильма, который вы поставили на первое место.

4) Включите в него углубленный анализ сюжета, героев, структуры, тайминга и особенностей жанра

5) Опишите в тексте две личные причины, благодаря которым вы чувствуете, что эта картина близка вам.

Характеры персонажей

Как только вы одолели своих демонов инертности, вы готовы писать. Без явного действия или сюжета история еще может быть убедительной, но без героев это точно невозможно. Эти упражнения помогут вам придумать таких персонажей, которые вдохнут жизнь в ваш сценарий.

1. Доберитесь до подсознания

Вы знаете, что у вашего героя происходит в подсознании? А надо бы. Создание аутентичных персонажей предполагает глубокое понимание их мыслей и того, как повлияли на них те и или иные моменты жизни.

Упражнение

Рассмотрим следующую ситуацию. Ваш герой сталкивается с ложью. Напишите страницу о его сознательной и подсознательной реакции.

2. Глубина и баланс

Драма — это не всегда серьезна, а комедия — не всегда смешна. Правда выходит, когда характер глубок и в нем все находится в балансе. Чем сложнее будет ваш герой, тем богаче получится история.

Упражнение

1) Напишите сочинение на одну страницу о эмоциональной жизни гиперболизированного комедийного героя из какой-нибудь просмотренной вами комедии. Будьте искренни.

2) Напишите список «10 вещей, которые я делаю ради развлечения» для драматического героя. Избегайте сарказма.

3. Конфликт

Практически ничего не может раскрыть истинную природу героя лучше, чем демонстрация, как он реагирует на трудную ситуацию. Прежде чем начинать писать сценарий, проверьте реакцию на крупные и мелкие проблемы.

Упражнение

Придумайте для своего героя десять проблем, с которыми он может столкнуться, но которые не имеют отношения к вашей истории. В этом списке должны быть трудности разной сложности — от небольших (персонаж в походе, пошел ливень, в его палатке дыра) до значительных (он случайно сбивает бездомного на темной дороге). Разберите, что происходит в голове героя, когда он решает эти проблемы.

Среда обитания

Когда вы создали объемного персонажа, пора придумать достоверное место, где он будет жить. Жилье не может стать домом, пока вы не знаете, какая мебель стоит в гостиной и насколько опасны соседи.

1. Воссоздание места

Упражнение

1) Посмотрите какой-нибудь фильм, снятый режиссером-иностранцем (снятый тем, кто не является уроженцем страны-производителя фильма или страны, где происходит действие).

2) Посмотрите два фильма, снятые иностранцами в той же стране и снятые уроженцами этой страны (если не знаете, с чего начать, подсказка — сначала посмотрите «Трудности перевода» Софии Копполы, а затем «Угорь» и «Легенду о Нараяме» Сёхэя Имамуры).

3) Напишите двухстраничное сочинение о том, как одно и то же место изображается режиссером-иностранцем и режиссером, живущим в этой стране. Является ли для кого-то из них это место более значимым?

2. Влияние окружающего пространства

Место воздействует на наши эмоции и поведение. Развращенный человек будет чувствовать себя в борделе свободнее, чем в монастыре.

Упражнение

1) Поместить героя (того, которого вы сами создали и который вам нравится) в разные локации, не самые комфортные.

2) Подумать, что в героя из-за этого изменится, а что останется прежним.

3) Написать по двухстраничной сцене для каждой локации, сфокусировавшись на жестах и поведении больше, чем на диалогах.

3. Выглянуть на улицу

Предыдущее упражнение было на значительные изменения окружающей среды, которые влияют на героя, но небольшие коррективы также могут быть важны.

Упражнение

1) Напишите двухстраничную сцену, действие которой будет происходить в помещении в течение одного дня.

2) Перепишите сцену три раза: во время дождя, снегопада и ночью.

3) Напишите сочинение о том, как погода меняет атмосферу.

Действие

У вас уже есть герои, вы знаете, где они находятся. Теперь вам нужно что-то сделать с пространством, которое вы изобразили.

1. Показывайте, а не рассказывайте

Это правило подходит для любого курса по писательскому мастерству, но в наибольшей степени именно для кино. Почему? Потому что это визуальное искусство. Героям не нужно говорить «Я тебя люблю», чтобы зритель это понял. Вместо того чтобы говорить аудитории, что надо думать и чувствовать, лучше выразить мысли и эмоции персонажей через действие.

Упражнение

Переделайте эти пять предложений так, чтобы они превратились в сцену с действием на полстраницы

Я люблю тебя

Я ненавижу тебя

Я голоден

Я напуган

Я хочу уйти отсюда

2. Сценарий — это творческая инструкция

Сценарий — это не только повествование, но и карта для актера (и режиссера). Чтобы вашу идею поняли адекватным образом, вы должны показать все элементы действия кратко и четко.

Упражнение

1) Отыщите партнера

2) Партнер A должен дать инструкцию партнеру B, как надеть ботинки (желательно с шнурками). Чтобы это сделать, партнеру В надо снять ботинки и притвориться, что он не умеет обуваться и даже не понимает, как это делается.

3) Партнер А должен объяснить процесс обувания устно, без конкретных указаний и физической помощи партнеру В. Цель — четкая устная коммуникация, чтобы контролировать всем знакомое, но сложное действие.

4) Напишите, насколько успешен был эксперимент.

3. Контроль темпа

В хорошей сцене действие происходит в размеренном темпе. Сумев к нему приноровиться, вы сможете легко «овеществить» ваш сценарий.

Упражнение

1) Придумайте экшн-сцену (ограбление или погоню)

2) Напишите эту сцену на трех страницах

3) Перепишите ее на одну страницу

4) На одной половине страницы объясните, как вам удалось сократить длину сцену

5) На второй половине сравните короткую и длинную версии

Структура истории

Герои, находясь в том или ином пространстве, определяют траекторию повествования. Действие в сценарии должно быть органичным продолжением принятых правил, но поиск арки часто вынуждает планировать, что-то подгонять. Эти упражнения помогут вам понять общую картину сценария.

1. Таймлайн

Как вы себе представляете историю? Если вы визуал, как и большинство кинематографистов, таймлайн станет хорошим инструментом, чтобы создать хронологический план вашего повествования.

Упражнение

Создайте таймлайн для событий, которые происходят во внутренней и внешней жизни вашего героя. Под внутренней жизнью имеется в виду то, что происходит у героя в голове. Внешняя жизнь — то, что имеет физическую природу (встречи с людьми, поездки и т.д.).

2. Разбор фильма

Внимательный разбор уже существующих фильмов поможет вам овладеть искусством сторителлинга.

Упражнение

1) Выберите какой-нибудь фильм и посмотрите его два раза

2) Составьте список героев фильма

3) Составьте список сцен фильма, отмечая, где происходит действие, и делая краткое описание цели каждой сцены — она нужна для развития характера или для движения сюжета?

4) Опишите в одном абзаце арки каждого из главных героев. В другом абзаце опишите траекторию всей картины

3. Трехактная структура

Трехактная структура долгое время считалась наиболее влиятельным инструментом для создания сценария. Для начинающего сценариста существенно важно понять свою историю и оценить ее пригодность.

Упражнение

1) Изучите трахактную структуру, корни которой уходят к Аристотелю. Не скажу, где надо начинать, так как поиск информации — это тоже процесс обучения

2) На основе своего исследования напишите четырехстраничное сочинение о трехактной структуре. Каковы ее основные принципы и как большинство авторов их придерживается? Каковы ограничения? Какие проблемы с ней связаны? Как она развивалась со временем?

3) Наконец, возьмите ваш любимый фильм и проверьте, сможете ли вы разбить его на конкретные акты

Переписывание

Первый драфт — это уже самое большое достижение во всем процессе. Но он далеко не последний. Как только вы наметили, как будет развиваться ваш сценарий, настало время превратить его в то, что действительно можно будет снимать. Необходимость редактирования пугает, но эти советы могут как-то облегчить прохождение этого этапа.

1. Интервью

Вы закончили черновую версию сценария. Поздравляю! Теперь надо его переписывать. Прежде чем вы начнете, попросите кого-нибудь помочь, чтобы вы смогли прояснить некоторые ваши идеи. Лучше всего это сделать в форме интервью о сценарии.

Упражнение

Обратитесь к надежному и умному товарищу. Пусть он задаст вам следующие вопросы:

Можете ли вы описать историю?

Что вам особенно в ней нравится?

Что бы вы хотели изменить?

Что бы вы никогда не меняли? Почему?

Что вы думаете о себе как о сценаристе?

Если бы вам надо было отдать этой сценарий сегодня продакшн-компании, что бы вас больше всего в нем смущало? А чем бы вы гордились?

2. Персонаж должен стать последовательным

Порой мы так хотим скорее закончить работу над сценарием, что забываем о героях и необходимости сделать их последовательными.

Упражнение

1) Прочитайте сценарий, как если бы кто-то другой его написал

2) Попытайтесь понять ход мыслей одного из героев и перечитайте сценарий с его точки зрения

3) Подумайте, что звучит естественно, а что — фальшиво. Характер кажется поверхностным или хорошо продуманным? Что могло бы сделать его более последовательным?

3. Переработка сценария

Умение переписывать зависит от способности избавляться от ключевых идей вашей оригинальной работы. В ходе редактуры вы можете разработать гораздо больше, чем добавить чего-то нового. Избавиться от своего творческого эго и включить критическое мышление — бесценно: это и поможет успешно закончить второй драфт.

Упражнение

1) Выберите сцену, в которой будет один протагонист, один антагонист и нейтральный персонаж

2) «Переключите» роли (антагонист может стать нейтральным героем, протагонист — антагонистом, нейтральный персонаж — главным героем) и перепишите сцену

3) Проанализируйте на одной странице, как изменилась сцена.

Три шага для преодоления прокрастинации.

Три шага для преодоления прокрастинации.

Я опишу самые простые техники, которые помогут справиться с прокрастина) прокрастинацией. Любое поведение, это всегда набор определенных установок, действий и навыков, понимая, которые мы сможем двигаться к своим целям.

Выделяют три главных фактора за появление прокрастинации в 90% процентов случаях, если мы их отключим, то будем доводить свои дела до конца.

Первый фактор. Недостаток ясности. Если перед вами висит сдача диплома или отчета, но вы не знаете, с чего начать и начинаете откладывать. Здесь очень важно устанавливать себе четкие дедлайны на каждый день, те необходимый перечень работ, который будет выполняться с такого-то по такое-то время. Когда например я поставил себе цель, раз в неделю записывать ролики на ютубе, то у меня получалось все так, что я начал откладывать все на выходные, а патом получался либо завал, либо перенос на другое время и в результате все снова сводилось к прокрастинации)). И я стал распределять, например, в понедельник я работал над темой, во вторник я придумывал заголовок, в среду я делал набросок итд. Иногда бывает, так что, садясь в понедельник работать над темой, у меня получалось сделать и заголовки, и наброски, и структуру, и я уже делал 40-%50 всей работы уже в первый день.

Поэтому установка дедлайнов помогает нам, каждый день делать шаг вперед и двигаться дальше. Попробуйте прямо сейчас придумать, то что будет уже сегодня приближать вас к своей цели, не важно каяк то сфера и в какой ниши и индустрии она находится, главное следовать этому процессу и не останавливаться.

Второй фактор. Недостижимость цели. Люди часто грешат тем, что ставят себе сразу колоссальные масштабный цели, дорогие друзья — это не должна быть цель по колонизации Марса и захвата вселенной)).

Человек говорит, что сегодня я пробегу 5 километров, выучу все неправильные глаголы по английскому, допишу весь отчет итд. А если бы я его попросили начать это делать после прочтения статьи, то вряд ли он это стал бы делать.

Я предлагаю упростить цель вплоть до того, что будет возможность сделать сразу после прочтения этой статьи. По моему это исследование Стэнфордского университета по созданию «микропривычек», это исследование показало, что самая сложная задача это как раз начать и запустить процесс. А ведь часто бывает, что, когда мы уже что-то начали, нам уже сложно остановиться. Например, я после гриппа вышел сегодня на пробежку, такая была лень, еще с остаточной симптоматикой)), кое-как прошкандыляв круг, стал потихоньку входить в раж) и пробежал целых три. (И сейчас думаю не перегнул ли я))

Третий фактор. Отсутствие стимула. Умение поощрять себя за выполнение сложных задач. Например я пишу эту статью и уже испытываю дикое чувство голода), но мне нельзя есть пока я не допишу свою статью. А после того, как допишу меня ждет награда)). Надо всегда уметь себе искать стимул и понимать, что самое важное, что мы можем сделать – это то, что мы можем начать уже сейчас. Из этих трех простейших факторов и формируется саморегуляция и самодисциплина, как навык, который закрепляется в привычка. Поэтому дорогие друзья дочитывайте статью и выходите из интернета, в свою реальность, к своим целям и своему развитию.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ.
Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек…
Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу. Вербальные и художественные упражнения 1.Нарисуй свой страх.
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
2. Придумываем сказку.
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
3. Придумываем и рисуем друга.
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,
сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».
4. Радуга силы.
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
5. Где живет страх?
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
6. Напугаем страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
7. Выкидываем страх.
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
8. Если бы я был большой.
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
9. Отпускаем страх.
Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
10. Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку,
11. Закапываем страх.
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.
12. Волшебная палочка.
На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я — самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».
13. Пальчиковый кукольный театр.
Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
14. Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Упражнение-кричалка:
Я хлопаю (хлопать в ладоши),
Топаю (тonаю ногами),
Громко рычу (произносить «р-р-р»),
Страх прогоняю (махать руками)
16. Придумываем страшилку.
Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь … На
прогулку вышла большая собака… Она хотела кого-то укусить…» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».
17. Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в … (глобус, конфету, радугу, стрекозу…). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.
18. Мы смелые и дружные.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!Театралиэованные этюды.Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.
Список литературы1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:2007
2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград — 2009

Рекомендуем посмотреть:

Детские страхи и как с ними боротьсяДидактическая игра для детей 2-6 лет своими руками. Мозаика из фетраИгры с ластиком для детей 3-6 летМногофункциональное дидактическое пособие для детского сада своими руками. Чудо-куб

Картотека игр. «Профилактика детских страхов. Игры на вытеснение детских страхов»

Игротерапия. Игры. Профилактика детских страхов. Игры на вытеснение детских страхов.

Игры на вытеснение страхов у детей

1. Игра «Прятки» — на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
2. Игра «Лохматый пес» — на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль «пса» и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов «что-то будет» пес вскакивает и со словами «гав, гав» бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
3. Игра «Пятнышки». Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: «Ну, держись!», «Вот только поймаю…», «Ага, попался!» и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: «Ну и ловкий!», «Никак не догнать!» и т.д.
4. Игра «Мы охотимся на льва». На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ — топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав — чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети «трогают» воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
5. Игра «Жмурки». На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это.
Игра в «Пятнышки» отмирает только в подростковом возрасте, а «Жмурки» и «Прятки» — в младшем школьном возрасте. Эти игры являются прелюдией к соревновательным играм «Кто первый», «Быстрые ответы» и др.
6. Игра «Кто первый». На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними — проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот — победил. Усложнение: ползти после слов «гусеница», а не «крокодил», «змея». Затем, с 6 лет, после слов «гусеница», «крокодил» или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.
7. Игра «Автобус». На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус» забирает на «остановках» «пассажиров» в единственную, да еще плохо работающую «дверь» — все должны потесниться и во время «движения» автобуса ритмично двигаться все вместе.
8. Игра «Собака лает и кусает за пятку». На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
Дети играют. Мимо них на «поводке» ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.
9. Игра «Гневная гиена». На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет.
На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается:
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.
10. Игра «Смелый заяц». На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – «трусливые зайцы». Увлекшись пением, заяц не «видит», как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему «лапы».
11. Игра «Сова». На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал «сова» зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
12. Игра «Болото». На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте.
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это «болото». Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами «упадешь», «вернись», «не пройдешь» а в конце – одобрение «ну, и молодец», «так держать», «справился».
13. Игра «Мой страх». Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой «Страх», сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!
14. Игра «У медведя во бору». На преодоление страха животных, внезапного воздействия, остаться одному. Играем с 1-го года.
Выбираем одного из детей «медведем», который спит в берлоге. Остальные дети идут в «лес», выполняя действия по тексту:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают, а медведь их ловит. Для усиления эмоционального напряжения в этот период взрослый восклицает: «Лови, держи его!», «Ага, поймал, словил!, «Удирай, удирай!» и т.д. В конце, для усилия уверенности в себе, ободряем «Молодцы, убежали!», «Ай, да быстрые, ловкие!».
15. Игра «Бой петухов». На преодоление страха неожиданного воздействия, боли. Играем с 5 лет.
Дети становятся парами боком друг к другу и прыгая на одной ноге толкают друг друга либо правым, либо левым плечом, стараясь вывести друг друга из равновесия.
16. Игра «Страшный стул». На преодоление страха неожиданного воздействия, проговаривание своих страхов. Играем с 4-х лет.
В центре комнаты ставим стулья (лучше посредине ковра), дети садятся вокруг стула на ковер. А один из детей садится на стул и рассказывает свою самую страшную историю, чтобы конец ее заканчивался словами «Схватил!», «Поймал», «Держал!» и после этих слов старается кого-то из детей словить, а ребята должны быстро увернуться, убежать, уползти за пределы ковра.
17. Игра «Баба Ёшка, кто я?» На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, неожиданных телесных контактов. Играем с 3-х лет.
Один из детей, надевший маску Бабы -Яги или другую страшную маску, должен узнать кто это, поймав протянутую руку бегающих вокруг него, трогающих его детей и зовущих изменённым голосом: «Баба — Ёшка, кто я?».
18. Игра «Баба-Яга». На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия. Играем с 3-х лет.
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв «помело» — палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба — Яга – Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается «помелом» запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, покуда все дети не будут запятнаны.
19. Игра «Пчелка». На преодоление боязни животных, насекомых, неожиданного воздействия, телесных контактов. Играем с 1 года.
Выбираем медведя, остальные дети — пчелы, «летающие» по всей комнате. Медведь идет к пчелам, говоря слова:
Мишка – медведь идет,
Мёд у пчёл унесёт.
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают в «улей» (в определенный угол), медведь идет к ним. Пчёлки говорят:
Этот улей – домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж!
Пчёлки начинают «жалить», медведь убегает от них.
20. Игра «Охотники». На преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий. Играем с 5-ти лет.
Выбираем троих «охотников», остальные дети — «звери». Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется.
Правила игры: 1. Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову.
2. «Звери» могут увертываться от мяча, не сходя с места.
21. Игра «Коридор». На преодоление страха боли, нападения, животных, неожиданного воздействия, замкнутого пространства. Играем с 5-ти лет.
Дети делятся на две команды становятся друг против друга, образуя коридор. Один из детей должен пробежать через коридор в другой конец, в момент затишья — «стражники спят».
22. Игра «Пчёлка в темноте». На преодоление страха темноты, замкнутого пространства, высоты. Играем с 3-х лет.
Дети изображают пчёл, летающих с цветка на цветок (стульчики, скамейки, кубы разной высоты). Пчёлки наелись нектара и уснули внутри цветка (дети прячутся под столом). Наступает ночь, цветок закрывает свои лепестки (накрываем стол темной тканью) и пчёлки спят в цветке. Но вот наступило утро (убираем ткань). Пчёлки опять стали летать с цветка на цветок. Игру повторяем, усиливая плотность ткани для создания эффекта темноты.
23. Игра «Смешные мышки». На преодоление страха животных, неожиданного воздействия, громких, резких сигналов. Играем с 1,5 лет.
Выбираем «кота», остальные дети — «мышки». Мыши, произнося слова и выполняя действия по тексту, подходят к коту: «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом-бом-бом! Убежали мышки вон».
24. Игра «Пугало, пугало, покажись!» — страх неожиданного воздействия нападения. Играем с 5 лет.
Выбираем «пугало», остальные – «грачи». Избранный за ширмой наряжается в пугало, используя для этого ненужные простыни, халаты, коробки, детские ведерки. Грачи же собираются в кучу и хором кричат: «Пугало, пугало, покажись!». Пугало выскакивает из-за ширмы и разгоняет грачей. Затем выбираем новое пугало. Играем покуда каждый не побудет в роли пугала.

  • Игра «Храбрые черепашки», на предоление страха темноты, нападения, неожиданных воздействий. Играем с 4-ех лет.

Выбираем «павлина», остальные – «черепашки». Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин дотронуться до рук, «клюнуть», а черепашки – вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

  • Игра «Хозяин горы», на переодоление боязни неожиданных телесных контактов, боли, неприятных воздействий. Играем с 5-ти лет.

В кругу или на коврике располагается «хозяин» горы, который должен ее оберегать от нападения «воинов» /не больше 4-5 человек/. Задача хозяина – никого не пускать на гору, воинов – столкнуть хозяина с вершины /круга/.
Правила:

  • Руки держать за спиной, сталкивать без рук, плечом.

  • Со спины на хозяина не нападать!

  • Играем, покуда каждый не побудет хозяином.

  • Игра «Сюрприз», на преодоление страха темноты, неожиданных телесных контактов. Играем с 4-ех лет.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Воспитатель кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их. Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.

  • Игра «Поиск клада», на преодоление страха темноты, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

В темной комнате прячем сундук с сюрпризами, дети должны его отыскать вначале по словесным инструкциям, затем по плану-схеме, освещая себе путь фонариком.

  • Игра «Найди пару», на преодоление страха темноты, одиночества, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

У детей фонарики с цветными фильтрами. Каждый должен найти в темной комнате с помощью фонарика пару /того, у кого такой же цвет фильтра/.

Игры на преодоление страха темноты у детей

Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.

  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.

  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:

  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.

  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.

  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская — увеличивать его.

  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. «Наведите » фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.

  • Устройте с детьми несложный «театр теней»: поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным — угадать.

Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной комнате в ней можно организовать и другие игры:
1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.
2. Проведите ту же игру «Жмурки», но в полутемной комнате.
3. Игра «Что в углу?». Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир «Что в углу?»определяем, что висит в углу:
Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!
Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении.

4. Игра «Страшный зверь». Играем с 4-х лет.
Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина «Страшный зверь»:
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:

  • Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

  • Брысь!

5. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём страхе, ему легче «раскрыться». Скажите, что любимая игрушка или герой боятся темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом.
В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным и смелым даже в кромешной темноте!
У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры:
1. Метод неоконченных предложений. Используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности ребенка:
Когда я думаю о детском саде (школе) …
Когда я иду в детский сад (школу, лес)…
Когда воспитатель задает вопрос, я…
Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) …
Когда я отвечаю у доски …
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые так важно знать воспитателю.
2.Рисование на темы: «В детском саду», «В школе», «На улице», «Во дворе», «Семья», «Мой страх», «Что мне снилось страшное» или «Чего я боюсь ночью», «Чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее». Тема «Кем я хочу стать» — предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному благополучию.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 3-7 лет. Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.
1. Игра «Приветствие».
Дети встают в общий круг.
— Ребята, давайте поприветствуем друг друга, глядя в глаза рядом стоящему товарищу и скажем: «Я рад видеть тебя, Сережа, сегодня в группе».
— Как можно приветствовать друг друга? (Улыбкой, рукопожатием и т.д.) Приветствовать друг друга разными способами.
2.Игра «Солнечный зайчик».
Дети стоят в кругу. Я «направляю лучик» (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.

Основная часть

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сферы ребят.
1.Игра «Волшебное зеркальце».
Дети берут зеркальце и становятся в круг. На слова: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех… (и здесь дети изображают в зеркальце указанную эмоцию)…добрее, злее, веселее». Если дети затрудняются в изображении нужной мимики, то подсказываю: поднять брови вверх, сдвинуть их, зажмуриться, широко раскрыть глаза и т.д.
2.Игра «Заколдованные дети».
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов «высокий», «маленький»;
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.
3.Игра «Слоны и бабочки».
Дети двигаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом, тяжело, грузно, как слоны, и легко, порхая, как бабочки, при встрече «слоны» общаются «хоботами», бабочки – «крылышками».
4.Игра «Море волнуется».
Дети произносят слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри». Определяем, у кого более ярко изображена фигура.
5.Игра «Кто это».
Раздаю детям простые карандаши, листочки, где точками обозначены контуры животных. Дети должны нарисовать контур животного , а затем движением, походкой показать, какое у них животное на рисунке. Остальные — отгадывают, кого изобразил товарищ.

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.
1.Игра «Какой я человек».
Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

2.Игра «Мусорное ведро».
Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.
3.Игра «Прощание».
Уточняю, как можно попращаться, предлагаю попращаться друг с другом улыбкой, жестом, словами, движением.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы, вытеснению страхов у детей

Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Учить детей понимать свои чувства, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства /вербальные и невербальные/. Обучать приемам саморегуляции в преодолении страха, саморасслабления для сброса напряжения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта; формирование умения концентрировать внимание на своих ощущениях и переключать его.

  • Игра «Что слышно?»

Дети встают в круг, прислушиваются, а затем звуками, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что слышат за окном, дверью, на улице. Игру заканчиваем радостными приветствиями друг-друга.

  • Игра «Кто за дверью?»

Дети, стоя в кругу, слушают издаваемые за дверью звуки, стук, урчание и пытаются изобразить свои ощущения от этих звуков, угадывая, кто же их издает. Угадав, что это собачка, дети изображают эмоцию радости.

Основная часть

  • Игра «Собачка боится».

Дети должны изобразить, как собачка боится, что потеряла маму, больших чужих собак; незнакомых людей; перейти лужу и т.д., отрабатывая характерные выразительные движения для заданного состояния.

  • Игра «Собачка лает и хватает за пятку».

Поочередно каждого из детей выбираем собачкой, остальные изображают детей, гуляющих в парке, а собачка лает на детей и пытается дотронуться за чью-нибудь ногу. Пойманный должен замереть на месте, сжавшись от страха.

  • Игра «Лохматый пес».

Выбираем собачку, остальные дети под рифмовку произносят: «Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос…». Затем должны подойти к собачке, погладить ее и удирать от нее только после слов «… что же будет?»

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.

  • Игра «Дождь».

Все дети /собачки/ весело прыгают, играют, но вот набежала тучка и пошел дождь. Собачки промокли, им холодно. Затем выглянуло солнышко. Играем 3-4 раза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *