Игры для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей

Коррекционные упражнения для дошкольников 5–7 лет на развитие мышления

Анастасия Щенникова
Коррекционные упражнения для дошкольников 5–7 лет на развитие мышления

1. Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

1) Стрекоза и божья коровка

2) Дом и избушка

3) Стол и стулья

4) Ручка и стерка

5) Вода и молоко

6) Топор и молоток

7) Гитара и баян

8) День и ночь

9) Одежда и обувь

10) Грибы и ягоды

Рекомендации по проведению задания

Ты видел стрекозу? А божью коровку?

Похожи стрекоза и божья корвка или нет? Чем они похожи?

А чем отличаются друг от друга?

При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.

2. Упражнения на развитие скорости мышления:

«Отгадай что я хочу сказать» (произносится первый слог слова).

Всего предлагается 10 слогов:

1) по,

2) на,

3) за,

4) ми,

5) му,

6) до,

7) че,

8) пры,

9) ку,

10) зо.

3. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

а) «Четвертый лишний».

1. Корова, собака, свинья, волк.

2. Футболка, шорты, шапка, куртка.

3. Малина, крыжовник, подосиновик, смородина.

4. Мокрый, влажный, сырой, сухой.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, цветок.

7. Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь.

8. Лук, морковь, банан, картофель.

9. Береза, рябина, сосна, малина.

10. Книга, холодильник, телевизор, пылесос.

б) «Найди лишнюю картинку».

в) «Упражнения на развитие гибкости ума».

Предложите ребенку называть как можно больше слов по лексическим темам:

— Назови слова, обозначающие грибы (мухомор, подберезовик, рыжик, сыроежка)

— Назови слова, относящиеся к видам спорта

— Назови слова, обозначающие диких животных.

— Назови слова, обозначающие головные уборы.

— Назови слова, обозначающие овощи т. д.

г) «Последовательность событий»

Предложите ребенку разрезанную мозаику собрать и расположить в последовательности происходящих событий. (Например: «Варим суп», «Сошьем платье» и т. д)

е) «Переструктирование слова»

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

ж) «Дедукция»

Предлагают мыслительные задачи такого типа: «Маша младше Светы. Маша старше Наташи. Кто старше?»

з) «Обобщения»

1) Назвать одним словом предметы:

Тюльпан, ромашка, роза — это.

Весна, лето, осень — это.

Футбол, волейбол, хоккей — это.

2) Конкретизировать обобщающие понятия:

Овощи — это.

Транспорт — это.

и) «Математика».

а)Вставь пропущенные цифры: 1. 3 4. 6. 8…10

б)Разложи геометрические фигуры по размеру в порядке их уменьшения

в)Раскрась столько предметов, сколько раз я прохлопаю в ладоши.

4. Упражнения на беглость мышления

«Назвать слова с заданной буквой».

Например:

1) Назвать слова, начинающиеся на букву «а».

2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву «м».

3) Назвать слова, в которых в середине есть буква «к».

5. Игры развивающие мышление, сообразительность

а) Игра «Скажи наоборот».

Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

Горячий-холодный

Добрый-злой

Светло- темно и т. д.

в) Игра «Бывает — не бывает».

Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Летом идет снег.

Мама шьет платье.

Корова живет в лесу.

Машина летит в небе.

Клубника красного цвета и т. д.

Психокоррекционные игры и упражнения для детей младшего школьного возраста

  • Краснова Ирина Яковлевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Учитель начальных классов очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед учителем встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку? С таким и же вопросами обращаются к педагогу и родители. И зачастую учитель не может что-то посоветовать родителям, т.к. он сам не знает, что делать.

Так как по второму образованию я педагог-психолог, я постаралась разработать некоторые игры и упражнения для развития внимания и памяти.

Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.

Характеристика внимания.

  1. Объём внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов за 30 секунд).
  2. Распределение внимания (возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности).
  3. Переключение внимания (скорость произвольного переноса внимания одного предмета на другой).
  4. Концентрация внимания (степень сосредоточения на объекте).
  5. Устойчивость внимания (длительность концентрации).

Упражнение № 1. «Кто быстрее?»

Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность.

При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Упражнение № 2. » Корректура»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. «Канон»

Цель: развитие волевого внимания.

Звучит музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада». Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребёнок. На второй такт – второй, на третий – третий. Когда правую руку поднимут все дети, они по порядку начинают поднимать левую руку и т. д.

Игра № 4. «Зеваки»

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего («Постоим!») останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 5. «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Виды памяти.

  1. Двигательная ( позы, жесты)
  2. Эмоциональная
  3. Образная (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая)
  4. Словесно-логическая.

От характера деятельности

  1. Произвольная (сознательно поставленная цель)
  2. Непроизвольная (бессознательно поставленная цель)

По способу запоминания

  1. Механическая
  2. Смысловая

По продолжительности запоминания и воспроизведения

  1. Кратковременная
  2. Долговременная
  3. Оперативная

Игра № 1. «Повтори за мной»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.

Затем ведущий спрашивает детей «Верно ли…?»

Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию

Игра № 2. «Слушай и исполняй»

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

Игра № 3.» Кто что сделает?»

Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

Из группы детей выбираются 3 – 4 ребёнка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети зрители. 2 – 3 выбранных ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Игра поводится под весёлую музыку.

Игра № 4. «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – «зрители». Один ребёнок – «путник», а другой – его «тень».

«Путник» идёт, выполняя различные движения, а «тень» старается точно их повторить.

Внимание и память.

Упражнения для развития внимания и памяти.

Игра № 1. «Исчезнувший предмет»

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра № 2. «Сосед, подними руку».

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра № 3. «Летит – не летит».

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра № 4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра № 5. «Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». Стулья в комнате расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему указан «разведчиком».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *