Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Игровая терапия при работе с детьми

Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Игра – символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребенок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и каковы особенности его «Я- концепции»*.
О первостепенном значении игры для развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Цели игровой терапии:

  • игровая терапия помогает ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
  • помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).

Показания к игровой терапии:

  • эмоциональные состояния после развода родителей;
  • снижение тревоги у детей;
  • облегчение состояния при соматических заболеваниях;
  • ослабление агрессивного поведения;
  • улучшение успеваемости в учебе;
  • уменьшение затруднений в общении;
  • коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т.п..

Игровой материал

Игрушки из реальной жизни:

  • куклы;
  • домики;
  • посуда;
  • машины;
  • медицинский набор и т.п..

Игровой материал для снятия агрессии и страхов:

  • солдатики;
  • монстры;
  • оружие;
  • маски волка, бандита, чудовища и т.п..

Игровой материал для развития творческого мышления:

  • пластилин или глина;
  • краски, карандаши и фломастеры;
  • конструкторы, мозаика и т.п..

Этапы игровой терапии:
I этап: установление контактов и свободная игра с ребенком, знакомство с игровой комнатой.

II этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).

III этап: продолжение свободной игры ребенка.
Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели игровой терапии.

Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.

Ведущий игровой терапии должен:

  • Наблюдать за процессом игры: как играет ребенок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?
  • Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?
  • Оценивать навыки общения ребенка: чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Вовлечен ли ребенок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?
  • Осуществлять контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: «А дома ты любишь все расставлять по местам?»
  • Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».
  • Возвращать ребенка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»
  • Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.

Детский возраст – это важный период в жизни и развитии каждого человека, поэтому грамотный и вовремя направленный подход к психике ребенка обеспечивает развитие гармоничной и здоровой личности в будущем.

*»Я-концепция» – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
**механизм психологической защиты – понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

В разделе Детские сады на вопрос Какое основное правило при любой терапии, включая игровую? заданный автором Ёабина Ачилова лучший ответ это Терапевт, проводящий группы игровой терапии, центрированной на ребенке, должен быть хорошо подготовлен в области как групповой, так и игровой терапии. Эти навыки тем не менее остаются вторичными по отношению к установке игрового терапевта, как ее определили Лэндрет и Суини (Landreth, Sweeney, 1997): «Игровая терапия, центрированная на ребенке, — это не мантия, которую игровой терапевт надевает, входя в игровую комнату, и снимает, уходя оттуда; скорее, это философия, формирующая установки и способы поведения человека, жизнь которого протекает во взаимоотношениях с детьми. Это, с одной стороны, базовая идея о том, что в ребенке изначально заложено стремление к росту и созреванию, а с другой — глубокая и твердая вера в способность ребенка к конструктивной самонаправленности. Групповая игровая терапия, центрированная на ребенке, представляет собой сложную психотерапевтическую систему, а не просто применение нескольких технических приемов построения взаимоотношений»

Методическая разработка «Игротерапия общения»

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Исполнительного комитета

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества города Азнакаево Республики Татарстан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИГРОТЕРАПИЯ

ОБЩЕНИЯ

(комплексное, интегрированное, познавательное занятие)

Составила: Горелова

Елена Ивановна,

методист МБОУ ДОД

ЦДТ г. Азнакаево РТ

г. Азнакаево, 2015

1. Пояснительная записка стр. 3

2. Тема занятия, цель, задачи стр. 4

3. Ход занятия стр. 5

4. Список литературы стр. 8

Пояснительная записка

Научить человека быть

счастливым — нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

А. С. Макаренко

В период дошкольного детства ребенок стремиться познать окружающий его мир: учится правильному, коммуникативному общению с взрослыми, сверстниками, приобретает способность сочувствовать другому, эмоционально переживать чужие радости и печали, формируется позитивная самооценка, уверенность в себе. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, один из главных видов деятельности любого человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения ребенок впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность, замедляется, искажается все психическое развитие дошкольника, а в дальнейшем могут возникнуть как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Мы все неповторимые, разные, но каждому человеку, ребенку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, прекраснее в огромном мире людей.

Тема занятия: «Игротерапия общения».

Возраст обучающихся: дошкольники от 5 — 7 лет.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки общения, чувство эмпатии, формировать умение снимать мышечное напряжение.

Задачи:

— обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

— развитие у детей внимания, памяти, любознательности, творчества в познании нового обучающего материала;

— развитие у детей коммуникативных навыков общения (работать сообща, в парах);

— формирование у детей способности к адекватной оценочной деятельности (анализ собственного поведения, анализ действий, поступков сверстников);

— закрепление у детей желания договариваться (выслушивать сверстников добродушно, внимательно, не перебивая их);

— воспитание у детей чувства коллективизма, любви, внимания, сопереживания к окружающим, желание доводить задуманное до конца.

Ход занятия:

Дети и педагог сидят на стульчиках по кругу.

Педагог: — Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами и хочу подарить вам улыбку. А вы рады этой встрече? Так, смелее! Улыбнитесь!

  • Упражнение: «Улыбнись».

Дети дарят друг другу улыбку: соседу справа и соседу слева, педагогу.

Педагог: — Молодцы, ребята! Как приятно видеть вас улыбающимися, веселыми, радостными. Ребята, давайте покатаемся на «Карусели»? Вспомните и назовите правила игры «Карусель»?

Дети: — При встрече друг с другом здороваться, смотреть в глазки и улыбаться.

  • Упражнение: «Карусель».

Дети встают по кругу парами, между ними диалог (внутренний и внешний круг). По сигналу ведущего — дети меняются местами (дети, внутреннего круга, делают шаг вправо), диалог в парах продолжается.

Стук в дверь. Педагог выходит (слышны голоса), входит и несет корзинку, накрытую платком.

Педагог: — Ой, ребята! Сегодня я шла на работу и взяла с собой корзинку с подарками для вас. Решила передохнуть, поставила ее около елочки рядом с дорожкой. Солнце светит, тихо снежок падает — стою, любуюсь красотой вокруг. Вспомнила, что опаздываю и побежала на работу. Ребята, а корзину я забыла под елочкой, но нашлись добрые люди, принесли ее мне. Посмотрите, ребята? Кто это, тут спрятался (берет в руки зайчика и показывает детям)? Интересно, как он сюда попал?

Педагог: — Хорошо, ребята! Ребята, заинька шепнул мне, что хочет подружиться с вами. А вы, ребята, хотите дружить с зайчишкой? Я знала, что вы отзывчивые ребята и любите дружить. Вначале заиньку нужно успокоить. Зачем это надо сделать? Конечно, чтобы он нас не боялся. Берите заиньку бережно: скажите ему свое имя, передавайте соседу нежно, согревая заиньку теплом своих ладошек. Договорились?

  • Упражнение: «Скажи ласковое слово».

Ребенок, получив зайчика, прижимает его к себе: гладит, говорит что – то приятное, ласковое, доброе зайчишке на ушко, затем передает его соседу.

Педагог: — Ребята, молодцы! Как вы любите заиньку. Ой, а почему-то глазки у заиньки грустные. Как бы нам его развеселить, ребята? Вот задача, что делать? Ну, конечно, ребята, надо с заинькой поиграть, давайте поднимем друг другу настроение. Выбираем ведущего-зайку. Кто посчитает ребят?

Считалка:

— Хвост у кошки,

Хвост у мышки,

Хвост у куцего зайчишки,

Хвост имеет даже слон…..

Ты — бесхвостый?

Выйди вон!

  • Игра: «Больной зайка».

Все дети становятся в круг. В центре круга стоит ребенок в шапочке Зайчика и держит в руках зайчишку. Лицо у ребенка грустное. Дети поют слова с движениями.

— Зайка, зайка! Что с тобой? (руками держатся за голову)

Ты сидишь совсем больной. (разводят руки в стороны)

Ты вставай, вставай, скачи! (скачут на месте)

Вот, морковка, получи. (руку вытягивают вперед)

Получи и попляши! (хлопают в ладоши)

После этих слов все дети хлопают в ладоши, а ребенок с зайчиком танцует. Затем по считалке выбирается другой ребенок.

Педагог: — Посмотрите, ребята, каким веселым, радостным стало у него лицо, повеселели и глазки. Ребята, покажите лицо веселого человечка.

Упражнение: «Эмоции».

Дети показывают мимику лица: грустное лицо, печальное, удивленное, испуганное, счастливое.

Педагог: — Молодцы! Пусть заинька отдохнет, а мы с вами еще поиграем. Выбираем ведущего по считалке. Кто хочет посчитать?

Считалка:

— Скачет зайка по полям,

Скачет зайка по лесам.

Прыг да скок, прыг да скок,

Выходи и ты, дружок!

  • Игра: «Липкая рука».

У ведущего — «липкая» рука, по сигналу он ловит детей. До кого он дотронется, тот ловит уже с ним других ребят. Кого они поймают, ловят уже втроем, затем вчетвером и т.д.

Педагог: — Ой, ребята! Мы с вами заигрались, а заинька, наверное, хочет домой. Да и мама — зайчиха, наверное, волнуется, переживает, ищет своего зайчонка. Как нам быть? Что делать? Мы отпустим зайчишку домой. Ребята, представляете, прибежит зайка домой и расскажет маме, где он был, с какими ребятами он подружился. То-то будет радости у всех! А, как вы думаете, ребята, может быть нам на прощанье зайчишке и его друзьям варежки подарить? Вот, ребята, варежки. Вам нужно их раскрасить. Задание непростое: работаем в парах. Необходимо договориться, как будете раскрашивать, чтобы варежки получились у вас одинаковые: по рисунку, по цвету. Не бывает, что на одной руке варежка синяя, а на другой – желтая. Ребята, старайтесь, выполняйте работу аккуратно, чтобы зайчишке понравились ваши варежки.

  • Рисование в парах: «Варежки».

Каждому ребенку выдается одна варежка, вырезанная из бумаги. Дети рисуют под музыкальное сопровождение. В конце рисования пары показывают варежки, дети сравнивают их. Отмечаются те пары, у которых варежки раскрашены одинаково по рисунку и цветовой гамме.

Педагог: — Ребята, чтобы вам хотелось пожелать заиньке на прощание – скажите свои пожелания.

  • Упражнение: «Пожелания».

Дети говорят пожелания самостоятельно, начиная их: «Я желаю….!».

Педагог: — Спасибо, ребята! У меня в корзинке вкусный сюрприз: морковка. Ребята, вы любите есть морковку? Кто любит морковку, тот, как зайчик, будет бегать ловко (раздает всем морковку).

Дети кладут зайчика, конверт с варежками в корзинку, накрывают платком и выносят к входной двери.

Список литературы

  1. Алябьева Е. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», М.,2005г.

  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», М.,2000г.

  3. Коскова Н. «Ваш умный ребенок», Новосибирск,2008г.

  4. Севостьянова Е. «Хочу все знать», М.,2006г.

  5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения», СПб.,1998г.

Что такое игротерапия

Терапия игровая – это психотерапевтический метод воздействия на детей дошкольного и школьного возраста путем применения игр, игрушек и других элементов. Ролевые игры, составляющие основу эту терапии, помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей, учат способам решения этих проблем и способствуют восстановлению психического и эмоционального здоровья.

Проводится игротерапия может в самых разных условиях – самостоятельно, дома, в детских садах и школах, в кабинете психолога или психотерапевта. Многие родители с некоторой долей настороженности относятся к этому методу лечения, они не верят, что игротерапия для детей является мощнейшим способом воздействия на сознание и чувства малыша любого возраста (исключая старших школьников и подростков, для них используют другие методы психотерапии, хотя игровые методики тоже могут быть эффективны). Чтобы понять почему и как игротерапия действует на малыша, нужно разобраться в ее основных принципах действия, а также понять, какие «подводные камни» есть у этой методики.

Как она действует

Игра – это основной вид деятельности ребенка, начиная с рождения и заканчивая юношеским периодом. С ее помощью он получает информацию об окружающем мире, о способах взаимодействия между людьми, предметами, а также в игре формируется мышление, фантазия, волевые и другие качества.

Многочисленные исследования доказывают, что обучение играя является одним из самых эффективных методов взаимодействия с детьми, причем разного возраста, нормотипичных и с особенностями развития.

Вовлекая ребенка в игру, специалист получает возможность «заглянуть» во внутренний мир ребенка, который неосознанно переносит свои чувства, пережитый опыт или страхи на персонажей игры или «проигрывает» волнующие его ситуации. Такой прием хорошо известен большинству современных родителей, которые с помощью этого нехитрого метода определяют комфортно ли ребенку в детском саду, школе, среди новых друзей и так далее. Для этого достаточно позвать его поиграть «в садик» или «школу» и внимательно понаблюдать за его поведением, репликами и эмоциями.

Цель игровой терапии – помочь ребенку справиться с какими-то психотравмирующими событиями, даже если он их не осознает или не воспринимает. Специалист может оценить эмоциональное и психическое состояние ребенка и помочь ему справиться с негативными эмоциями, страхами, тревожностью, непонятными, но тревожащими ситуациями, другими чувствами или научить его приемлемым способам выражать свои эмоции, взаимодействовать с окружающими и совершать определенные бытовые навыки.

Основное правило игровой терапии – ее комфортность для ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно и свободно, только так можно узнать о его внутреннем состоянии и помочь ему справиться с проблемами.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Виды и особенности

Родоначальником игротерапии, как психокоррекционного метода, считается Зигмунд Фрейд. Он использовал ее как анализ происходящего с ребенком, применяя метод свободных ассоциаций и этот метод не получил широкого распространения, в отличие игротерапии по методу М. Кляйн, а позднее – Анны Фрейд, они рассматривали ее как возможность влиять на психику ребенка, используя для этого игрушки, ассоциативные игры и другие методики.

В книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» описываются все этапы становления этого вида терапии, рассказывается о принципах проведения игротерапии, о методиках и материале для игры. Она может быть интересна родителям, чьи дети собираются посещать игротерапию или уже посещают ее. А также тем, кто хочет использовать этот метод самостоятельно.

Сегодня игротерапия является востребованным и широко используемым методом. У нее существует несколько разновидностей, типов и множество самостоятельных методик. По методу воздействия различают:

  • Недирективная игротерапия – спонтанная, центрированная на клиенте. Используя этот вид терапии специалист не пытается как-то воздействовать или менять поведение или эмоции ребенка. Он полностью включен в игру, может мягко направлять, но при этом следует за ребенком, создавая наиболее благоприятные для него условия.
  • Директивная – специалист занимает ведущую роль в игре. Он направляет ребенка, учит его основам поведения, подсказывает как и что можно делать и берет на себя роль организатора и руководителя игры.

В зависимости от вида игр и используемого материала выделяют структурированную и неструктурированную игротерапию.

Структурированная – в игре используются определенные образы: игрушки, кукольный театр, изображения людей, макеты животных, еды и так далее. Играя с этими предметами ребенок может выразить свое отношение к ним, научиться обращению с этими предметами или построить свои игру, с учетом предложенных элементов.

Неструктурированная игра подразумевает двигательную активность и использование таких материалов, как песок, вода, глина, пластилин, краски и так далее. Такие игры помогают при отказе ребенка от сотрудничества, его нежелании или неумении выразить свои чувства, а также при невозможности (для ребенка) выразить обуревающие его чувства и эмоции, например, злость на родителей или обиду.

В зависимости от количества детей выделяют индивидуальную и групповую игротерапию.

Индивидуальная считается более эффективной, ее рекомендуется использовать при работе с эмоциями ребенка, его поведением или отношением. Также в целях терапии эмоционального или поведенческого расстройства применяют только индивидуальные занятия.

Групповая игротерапия помогает улучшить отношения в коллективе, обучить социально-бытовым навыкам, также может использовать для коррекции страхов и тревожности.

Игровая терапия: специалист или мама?

Проводить занятия самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту? Сегодня перед таким выбором стоят многие родители, занятия у профессиональных психологов обещают быть более эффективными, но для этого необходимо выделить специальное время и деньги на посещение занятий. Самостоятельно игротерапией можно заниматься в любое время, всей семьей и совершенно бесплатно. Так что же стоит выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый родитель решает его самостоятельно, но собираясь заняться игротерапией с своим ребенком или несколькими детьми обязательно изучение хотя бы основ этой методики и следование основным правилам:

  • Игра должна начинаться и проводиться только по желанию ребенка, недопустимо любое принуждение к игре. Родители могут предложить время, привлечь к игре других членов семьи, но основное – это желание ребенка и его положительное отношение к игре. Без этого смысла в проведении занятий нет.
  • Соблюдение режима игр – в зависимости от возраста ребенка игротерапия может длиться от 5 до 30 минут. Также важно, чтобы игротерапия была постепенной и ненавязчивой. Не нужно предлагать ребенку сразу все имеющиеся игры или закончив одну, сразу же начинать другую. Лучше всего посвятить одной игре несколько дней.
  • Следовать в игре за ребенком, не запрещая и не навязывая – это самый трудный навык для всех родителей. В игротерапии они должны следовать за ребенком, не пытаясь запрещать или негативно реагировать на что-то. Даже если ребенок в игре произносит нецензурные слова, бьет игрушки и обещает всех убить – это повод внимательно прислушаться к его словам и понять, почему он их произносят. Категорически запрещается ругать и наказывать ребенка за то во что и как он играет. В процессе игры родитель должен ненавязчиво объяснить почему такое поведение неприемлемо и показать ему другие способы взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *