Хочу могу надо

Хочу могу надо

Хочу, могу, надо в профессии

Существует немало методик для определения профессионального «хочу, могу, надо». Для диагностики «хочу», то есть интересов и склонностей можно использовать следующие методики:

  • Карта интересов в модификации А. Е. Голомштока. Тест из 96 вопросов позволяет точно и всесторонне определить интересы личности.
  • Тест профессиональных склонностей Л. Йовайши. Опросник из 24 вопросов позволяет определить сферу профессий, к которым человек склонен.
  • Методика О. Ф. Потемкиной для определения социально-психологических установок. Тест из 40 вопросов позволяет определить мотивы личности: направленность на результат или содержание, альтруизм или эгоизм, материальные или духовные блага и т. д.

Для определения «могу», то есть личностных особенностей подойдет любой тест на определение темперамента, например, Формула Белова. Для определения способностей подойдет Оксфордский тест на определение способностей личности.

Для определения «надо» придется заняться аналитикой. Если мы говорим о профессии, то нужно оценить рынок труда, спрос, составить список востребованных профессий, изучить их особенности, требования к кандидатам. А затем сравнить требования профессии со своими интересами и способностями.

Все представленные методики подходят как для первичного определения подростков, так и для переподготовки, вторичного профессионального определения взрослых людей.

Психолог Соломин Игорь Леонидович разработал единую методику диагностики «хочу, могу и надо» – анкета «Ориентация». Предлагаю подробнее с ней познакомиться.

Часть первая: хочу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Часть вторая: я могу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Обратите внимание, что результаты показывают представления клиента о его способностях. Они могут расходиться с действительностью. Может потребоваться дополнительная диагностика или обсуждение результатов с психологом, специалистом по профориентации.

Подведение итогов

В первой и второй части определите группу профессий, в которой набралось большее количество баллов. Типы профессий обозначены цифрами и буквами. Цифры – предмет труда, буквы – характер труда:

  • тип № 1 – «человек-человек»;
  • № 2 – «человек-техника»;
  • № 3 – «человек-информация»;
  • № 4 – «человек-искусство»;
  • № 5 – «человек-природа».
  • Класс А – исполнительские профессии.
  • Класс Б – творческие профессии.

В итоге в первой и второй части нужно выбрать один тип и одни класс профессий, в которых клиент набрал большее количество баллов. Важно оценить соответствие «хочу» и «могу», найти баланс между ними и профессию, подходящую под оба параметра. Дальше выбор профессии осуществляется по классической карте профессий Е. А. Климова.

«Надо», то есть востребованность профессии придется оценивать самостоятельно. Для этого проведите исследование актуального рынка труда.

Чтобы быть счастливым в жизни, мало правильно выбрать профессию. Нужно, чтобы «хочу», «могу» и «должен» совпадали во всем.

Хочу, могу, надо в жизни: рекомендации психолога

Если мы говорим о жизни, а не о профессии, то «хочу, могу, надо» трактуется так:

  • Хочу – ваши желания.
  • Могу – навыки.
  • Надо (должен) – жизненные принципы.

Прямо сейчас составьте три списка, соответствующие вашим желаниям, навыкам и принципам. Теперь проанализируйте их. Как правило, путь к счастью лежит не через кардинальную смену пунктов, а через их новое восприятие, другую формулировку.

Примеры трансформации для «хочу»:

  • вместо «хочу быть идеальным» – «хочу нравиться себе»;
  • «хочу быть богатым» – «хочу стать хорошим, востребованным профессионалом»;
  • «хочу найти человека для любви» – «хочу стать человеком, способным любить».

Примеры трансформации для «могу»:

  • «я умею много работать» – «я умею эффективно работать»;
  • «я умею делать вид, что …» – «я умею…»;
  • «я умею терпеть» – «я умею выходить из трудных ситуаций, предотвращать попадание в них».

Примеры трансформации для «должен»:

  • «никогда не лгать» – «стараться говорить правду»;
  • «я должен хорошо зарабатывать» – «я по возможности должен хорошо зарабатывать»;
  • «я должен любить жизнь во всех ее проявлениях» – «я должен принимать жизнь во всех ее проявлениях»;
  • «я должен видеть хорошее в плохом» – «я должен видеть полезное в плохом»;
  • «я должен всегда работать и быть продуктивным» – «я по возможности должен быть продуктивным».

Думаю, суть ясна, как правильно трансформировать фразы. А также я уверена, вы заметили, что это не только трансформация слов, но и работа над мышлением. Недостаточно назвать свое «хочу, могу, надо» и найти некий баланс между ними. Нужно работать над каждым из элементов, притом постоянно. И во всей жизни это сделать сложнее, чем только в профессиональной сфере.

Как выбрать профессию

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии.

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

Психолог
Физиолог
Социолог
Следователь
Лаборант

Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик

Аудитор
Экономист
Аналитик

Инженер-технолог
Инженер-математик
испытатель
Хронометражист
Метролог

Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог

Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Зооинженер
Лаборант-эколог

Санитарный врач
Лаборант
Товаровед
Дегустатор
Технолог

Почвовед
Метеоролог
Геолог
Гидрогеолог

Защита

Адвокат
Военный
Сотрудник полиции
Врач
Спасатель

Программист
Нотариус
Документовед

Страховой агент
Юрисконсульт
Инкассатор

Инспектор по ТБ
Взрывотехник
Испытатель
Пожарный
Водолаз

Каскадёр
Постановщик трюков
Реставратор
Музейный работник

Егерь
Лесничий
Ветеринар

Таможенник
Врач-эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант

Мелиоратор
Эколог
Метеоролог

Контроль и оценка

Прокурор
Врач-эпидемиолог
Ревизор
Аудитор

Программист
Редактор
Корректор
Оператор

Аудитор
Бухгалтер
Контролёр
Налоговый инспектор

Инженер-технолог
Инспектор по ТБ
Контролёр
Сотрудник ГИБДД

Редактор
Критик
Музейный работник
Оценщик

Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоолаборант

Санитарный инспектор
Контролёр
Риэлтор
Метролог
Таможенник

Радиолог
Эколог
Метеоролог

Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным. Подробнее познакомиться с заинтересовавшими направлениями и специальностями можно в нашем Каталоге профессий.

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы
  • Направление деятельности
  • Уровень заработной платы
  • Уровень требуемого обучения
  • Содержание и характер работы
  • Сложность трудоустройства по специальности
  • Сфера деятельности
  • Любые другие важные для Вас требования

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

7. Определить шаги к получению профессии

Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

Ещё один простой способ выбрать профессию

Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Заключение

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!

Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять — очень разные вещи!

Часто люди говорят, так хочу что-то получить, и делаю и стремлюсь, но никак! Ничего не движется! Причем данный вопрос может касаться очень разных тем вообще. Любви, дружбы, повышения должности или зарплаты, заботы от близких людей (добавьте свое).


Одна из причин, о которой будет рассказано в этой статье, является ПРИНЯТИЕ. Готовы ли Вы все то чего хотите, принять в своей жизни. Или бежите сами от этого «как черт от ладана».

  • Умеете ли Вы принимать допустим заботу близких. Почему-то вспомнилась знакомая со старой работы, которая сильно переболела гриппом и все говорила, что она вот вернулась «еще слабенькая», а ей никто даже не предложил чашку горячего чая и кофточку (отопление еще не включили). На мою достаточно быструю реакцию предложения помощи по данным вопросам, она вдруг вспылила и сказала: «Я что сама не могу!? Я не калека!» (Думаю мою лекцию об умении принимать любовь и заботу можно пропустить).
  • Умеете ли принимать подарки красиво: «Ну Вы даете! Так потратится!»
  • Умеете ли любить и принимать любовь своих детей, внуков. Или они вечно похожи на нелюбимого зятя, бывшего мужа, странного родственника. «А вот Петечка весь в меня!» ))) За время консультирования никогда не встречала ребенка (выросшего ребенка), который не хотел от старших родственников принимать любовь или отдавать ее обратно. А бабушек (дедушек), родителей — сколько угодно. Может дело во взрослых? Мир то зеркален. Что застрелишь, то и выстрелит.
  • Умеете ли принимать любовь от мужчин. «Все кто меня любят не такие! Кривые, хромые, косые, мало зарабатывают! А вот Вовочка, который на меня не обращает внимания. Супер!!!…Правда моя любимая подруга почему-то говорит, что на него без слез смотреть нельзя! Прям не знаю почему?… Но хочу, чтобы меня любили!!!»
  • Умеете ли Вы просить о повышении должности, зарплаты. Или подсознательно сразу же думаете о том, что возможно будут требовать больше (лишний раз остаться, подкинут более сложное направление, требующее повышенной ответственности и т.д.) Или бывает просто считаете, что Вы недостойны. ИЛИ не умеете просить. «Просить! Нет только не это!»
  • Умеете ли принимать возможность изменений в жизни. «Вот завтра точно буду худеть! Выйду на пробежку! Буду искать работу! (Добавьте свое).
  • Умеете ли любить себя и принимать (в адекватном количестве) такими какими есть.
  • Добавьте свое.

Конечно же все имеет свое объяснение:

Многих не научили в детстве принимать любовь, заботу, благодарность, деньги, ответственность, принимать себя и других (например, своих детей) такими какие они есть, с легкостью принимать возможность перемен в свой жизни и т.д.

Хотеть и делать — разные вещи!

7 причин, почему люди не успешны

1. На самом деле не так уж много людей хотят изменить свою жизнь.

Они довольствуются ролью обывателя и не хотят ничего менять по одной простой причине – ВЕДЬ ДЛЯ ЭТОГО ПРИДЕТСЯ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ.

Они вроде бы и не против, и даже очень ЗА. Но вот шевелить чем-то – увольте. Максимум на что их хватает – покупка лотерейных билетов.

2. Люди ищут волшебную таблетку, проглотив которую, они в одночасье, как в сказке, решат все свои проблемы. Не даром в ТВ магазинах на диване самые продаваемые товары это те, которые дают результат без усилий пользователя. Например, специальные штаны для похудения. Мажешься чем-то, надеваешь их, лежишь, ничего не делаешь и ХУДЕЕШЬ. Красотища!

Либо специальный прибор, который заставляет ваши мышцы сокращаться, тем самым поддерживая их тонус. Просто супер! Сказка, да и только.

3. Люди не действуют, то есть не предпринимают на практике полученные знания. Прочитав книгу, они закрывают ее и начинают читать следующую. Когда в книге происходит переход от теории к практике, в большинстве случаев это заканчивается мыслью – «Все это как-то сложно. Это ж надо что-то делать, напрягаться. Нельзя ли что попроще?» И идут искать счастья в другом месте. А когда опять натыкаются на ту же информацию, они думают так – «Это я уже знаю. Давай что-нибудь новенькое.»

4.Отсутствие мотивации. Ребенку с детства навязывают, что он должен. Надо хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт. Надо закончить институт, чтобы найти отличную работу. Необходимо найти работу, чтобы делать карьеру. А ЗАЧЕМ?

Про родителей понятно – они хотят гордиться своим чадом, чтобы они состоялись и подтвердили их состоятельность. НО ВОТ РЕБЕНКУ ЭТО ЗАЧЕМ? Об этом никто не говорит. Надо и все тут. Да и ТВ и внешнее окружение не отстают, пропагандирую тему успеха.

5.Различные шаблоны, ограничения, стереотипы, комплексы приводят к возникновению страхов. Человек вроде хочет и может, но страх парализует волю, снижает эффективность, повышает количество ошибок.

6. Низкая энергетика. Работа, современный образ жизни и другие факторы делают так, что большинство людей просто ничего не хотят. Они настолько опустошены и разряжены в конце дня, что сил хватает только на отдых. Где уж тут стремиться к успеху.

7. Люди не знают, чего они хотят, но точно могут ответить, чего они не хотят. После обработки воспитанием, образованием, ТВ появляются штампованные люди, которым нарисовали стандартную схему жизни, но не научили понимать себя и свои желания.

Но, слава Богу и Высшим Силам есть те, кто не согласен с такой постановкой вопроса. Им хочется изменений и прогресса. И они ищут. Порой долго и упорно. Несмотря ни на ,что. И находят и свой путь и свою дорогу. И перемены в их жизни происходят и всё к лучшему. И только лишь потому, что они заставили себя действовать.

Мои 100 желаний

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Почему моя жизнь однообразна?
  • Такое ощущение, что время проходит мимо меня. У меня творческий кризис…

Сегодня мы познакомимся с техникой “100 желаний”. Необычная штука, которая позволит вам добавить чего-нибудь нового в свою повседневность. Вы можете ее провести ради эксперимента или вызова своим будням

На практике знаю нескольких товарищей, которые безумно рады, что однажды взяли в руки лист бумаги и нашли 20 минут на это задание.Откуда мы знаем, что нам нравится, в чем наше предназначение и что может принести радость и удовольствие? Правильно! Только попробовав!

Предупреждаю (!) – организм и психология будут яростно сопротивляться любым изменениям. Это человеческая природа и тема для отдельного поста.

Задание

  1. Берем лист бумаги, ручку и сажаем себя за стол.
  2. В течение 20 минут пишем в столбик 100 желаний, которые хотелось бы осуществить (самые разные от “прокатиться на верблюде” до “плюнуть с Эйфелевой башни”)) Тут могут помочь вопросы: Что я хочу иметь? Что я хочу Уметь? Что я хочу делать каждый день? Что я хочу сделать хоть раз в жизни?
  3. После 20-ого желания будет сложно. Держитесь!
  4. Подписываетесь под фразой (обязуюсь в день/неделю/месяц выполнять 1/2/3 пункта).
  5. Выполнить первое и ЗАЧЕРКНУТЬ (это особенный кайф

Пример желаний обычного человека:

  1. Ездить верхом
  2. Хорошо писать, связно излагать свои мысли
  3. Петь
  4. Вязать красивые вещи
  5. Играть в волейбол
  6. Ходить на высоких каблуках
  7. Варить варенье
  8. Готовить шоколад
  9. Кататься на роликах

Предлагаю не доверять мне на слово, а проверить на себе и поделиться своими эмоциями с друзьями.

Мои 100 Желаний

Творческие/Задания/Рабочие

  1. Написать фэнтезийный роман.
  2. Выпустить свою книгу.
  3. Научиться шить мишек-Тедди.
  4. Продать игрушку сделанную своими руками.
  5. Создать подборку тематических фото.
  6. Создать свой мастер-класс по шитью мишек-Тедди.
  7. Завести видео-блог.
  8. Научиться рисовать.
  9. Читать стихи перед незнакомыми людьми.
  10. Нарисовать картину.
  11. Создать свой блог.
  12. Научиться красиво писать.
  13. Завести планер и вести его!
  14. Научиться скоростному чтению.
  15. Вырастить какое-нибудь растение из семян.
  16. Молчать целые сутки.
  17. Научиться готовить моцареллу.
  18. Вывести свое фото в «рекомендуемые» в Instagram.
  19. Завести переписку бумажными письмами.
  20. Написать мотивационную статью.
  21. Сделать Леше хороший сюрприз.
  22. Связать шапку.
  23. Научиться вязать пятью спицами.
  24. Подняться на высокую гору в Альпах.
  25. Получить права на авто и мотоцикл.
  26. Побывать в Италии.
  27. Побывать в Париже и Ницце.
  28. Проехать на велосипеде более 1000 км/сезон
  29. Проехать по Америке.
  30. Проехаться по всей Великобритании.
  31. Съездить а долгий поход на велосипедах с любимым мужем.
  32. Родить сына.
  33. Родить дочь.
  34. Подняться на Эйфелеву башню.
  35. Побывать в Индонезии.
  36. Побывать в Океании.
  37. Сфотографироваться с кенгуру.
  38. Подержать на руках обезьянку.
  39. Завести собаку.
  40. Завести кошку.
  41. Завести крысу.
  42. Создать список книг, которые я хочу прочитать и следовать ему.
  43. Прочитать Библию.
  44. Прочитать Веды.
  45. Переехать в частный дои.
  46. Сходить на концерт Би-2.
  47. Сходить на концерт Rammstein.
  48. Съездить на Blizzcon.
  49. Съездить на Gamescom.
  50. Съездить на Кубу.
  51. Увидеть Ниагарский водопад.
  52. Начать ходить в спортзал.
  53. Начать заниматься йогой.
  54. Побывать в музее Ван Гога.
  55. Создать свой список лучших фильмов.
  56. Купить платье от Насти Аркановой.
  57. Купить косметику от Lundenilona.
  58. Купить обувь от Iren Vartik.
  59. Научиться не судить о людях предвзято.
  60. Переночевать в горах.
  61. Побывать в театре на Бродвее.
  62. Прыгнуть с парашютом.
  63. Прожить 3 дня без гаджетов.
  64. Разобраться с каким-нибудь своим страхом. (боязнь самолетов)
  65. Научиться кататься на лыжах.
  66. Научиться кататься на сноуборде.
  67. Улучшить свое тело.
  68. Сходить на концерт Сплин.
  69. Увидеть Питерские мосты открытыми.
  70. Сходить на могилу Есенина.
  71. Начать заниматься теннисом.
  72. Прочитать Дориана Грея.
  73. Сходить на Notre-Dame de Paris.
  74. Увидеть океан.
  75. Побывать в Тайге.
  76. Покататься на квадроцикле.
  77. Прочитать всего Гарри Поттера на немецком языке.
  78. Побывать в опере в Сиднее.
  79. Побывать в Южной Корее.
  80. Прогуляться по Великой Китайской стене.
  81. Создать дизайн для нашего дома.
  82. Прочитать все книги про Шерлока Холмса в оригинале.
  83. Побывать в музее Доктора Кто.
  84. Купить сумку Michael Kors.
  85. Увидеть статую Свободы.
  86. Отрастить длинные ухоженные волосы.
  87. Запустить небесный фонарик.
  88. Сходить в горы с мамой.
  89. Прочитать 10 книг за 10 недель.
  90. Научиться вести учет денег.
  91. Побывать в настоящей пустыне.
  92. Научиться хорошо кататься на роликах.
  93. Научиться контролировать гнев.
  94. Научиться пользоваться системой Flylady.
  95. Купить или получить в подарок классические сережки от Tiffany and Co.
  96. Научиться танцевать.
  97. Заговорить на немецком без акцента.
  98. Получить профессию дизайнера.
  99. Найти хорошую работу дизайнером.
  100. Закончить этот список и начать другой.

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Интересно посмотреть, как менялась Формула выбора профессии на протяжении истории человечества:

  • Во времена верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, люди занимались охотой и собирательством, врачевали раны, создавали орудия труда (крючки, копья), украшения. Однако каждый участник племени умел делать то же, что и все остальные: разделения труда не было, а значит не было и профессий.
  • Начиная с ~10 000 лет до н.э. первобытные племена постепенно приходят к оседлому образу жизни. Начинается расцвет земледелия, чуть позже животноводства, при этом происходит самое главное – разделение труда. Это начало появления профессий. И в эти времена действует самая разумная формула выбора профессии: делай то, что получается лучше всего («к чему душа лежит»).
  • Немногим позже, с появлением первых государств, становлением царей (бывшие вожди), жрецов (шаманов), появляется понятие частной собственности и вместе с разделением профессий появляется классовое неравенство. И Формула выбора профессии меняется. Профессии распределяются по сословиям, переход между которыми начинает затрудняться.
  • Уже где-то к 4000 году до н.э. существуют многие из известных сегодня профессий и должностей, среди которых чиновники, бухгалтеры, банкиры (менялы и кредиторы), юристы, инженеры, металлурги, строители, почтальоны, ученые, педагоги, актеры, музыканты, земледельцы, животноводы, бортники, повара, горничные, торговцы, негоцианты (оптовые торговцы-международники), парикмахеры, ремесленники, банщики, портные, обувщики, могильщики, охранники, военные, горняки, лесники, врачи (травники, костоправы), моряки, сборщики налогов, спортсмены, …
  • Однако начинаются Темные времена средневековья. Вместе с падением грамотности, ужесточается Формула выбора профессии: выбор возможен только в рамках сословия. Родился крестьянином — им и будешь. Развивался «династийный подход» — профессия передавалась от отца к сыну вместе с профессиональными секретами. Так появлялись династии врачей, стеклодувов, мельников, кузнецов, аптекарей, различных ремесленников.

Эпоха Возрождения поощрила первых нарушителей этой формулы, а чуть позже демографический рост способствовал началу Промышленной революции, окончательно понявшей Формулу. В эти времена на смену ручному труду пришла паровая машина и 90% работников мануфактур временно оказались без работы. Перед ними маячили непонятные «профессии будущего», пугающие новыми компетенциями – например, умением работать на громоздких и необъяснимых станках. Недовольные новыми технологиями работники – луддиты – пытались противостоять, но безуспешно. Прогресс не остановился. А число новых производств росло (вместе с населением планеты) и проблем с трудоустройством не было: были проблемы с правами трудящихся.

Происходило расширение класса рабочих. Смена орудий труда породила множество новых профессий (а если точнее – то трансформировало старые). В начале ХХ века стала популярной формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Однако и эта формула полностью дискредитировала себя. Небольшой пример: в 90-х годах все телеканалы и газеты взахлеб описывали, как страна нуждается в экономистах и юристах. Массовый спрос породил тысячу факультетов по всей стране. Из которых «вылупились» миллионы юристов и финансистов. Они прекрасно подают кофе в Макдональдсе или успешно работают не по полученной специальности, но до сих пор, в конце второго десятилетия 21 века, хороший юрист или финансист – на вес золота.

Так же формула ХОЧУ-МОГУ-НАДО тяжело применима в профориентации школьников. Чтобы ею воспользоваться, нужны социальный опыт, багаж своего «могу» и реалистичное представления того, из чего выбираются «хочу». Поэтому современные школьники очень удачно эту Формулу модернизировали:

  • «Хочу» — заменилось на «мне нравится»;
  • «Могу» — осталось тем же, но с небольшим нюансом – «смогу»;
  • «Надо» — стало «буду», что означает «не нравится, но буду» (например, за такие-то деньги).

Но практической реализацией было то, что начинали список с НЕ. Описывая, что НЕ нравится, что НЕ получается и что точно НЕ будете делать – так стало гораздо легче найти то, что остается.

Из опыта работы Навигатум в 2013-2016 годах: у школьника в процессе осмысления своих «НЕТ» часто появляется однозначный ответ про своё «ДА».

  • Движемся дальше. В 21 веке происходит понимание, что:

1) Формулы выбора, которые подходят для профориентации взрослых, не эффектны в помощи выбора своего пути для школьников.
2) В выборе профессии важным фактором становится мотивация и ценности, внутреннее соответствие выбранному «образу жизни».
3) Более важно найти не «одну единственную идеальную» профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу или неудовлетворенности.

Новая Формула выбора профессии НАВИГАТУМ помогает определиться с тем, каким НЕ должен быть наш выбор.

Формула Навигатум позволяет сберечь нервы, увидеть подводные камни и вовремя избежать их, сделать свой выбор осознанно, при этом оставляя место для интуиции, предчувствий и житейской удачи.

Эта формула позволяет найти несоответствия и перевести их на осознанный уровень по трём ключевым аспектам:

  • Выбираемым образом жизни (и родом деятельности) и собственными мотивами и ценностями.
  • Требованиями профессии и должности (или цепочке должностей в карьерной перспективе) к профессиональным качествам, психологическим особенностям и состоянию здоровья.
  • Собственной системой ценностей и ценностями, особенностями конкретного рабочего коллектива в конкретной организации.

Как это работает? На примере соответствия требования профессий к личным качествам:

Профессия
НЕ востребованные проф.важные качества, психологические особенности

ВОСТРЕБОВАННЫЕ проф.важные качества,
желательные психологические особенности,
соблюдение медицинских показаний

НЕ развитые личные качества,
отсутствующие псих.особенности
СИЛЬНЫЕ, развитые личные качества,
психологические особенности,
состояние здоровья
Человек (сотрудник)

У каждой профессии есть востребованные профессионально важные качества и не востребованные.

Точно также у каждого человека есть хорошо развитые качества (природные или сформированные) и есть те, которые не развиты.

➔ Если развитые качества человека и востребованные качества профессии совпадают — это идеальный выбор. Такая работа приносит драйв и чувство реализованности.

➔ Если профессия каждый день требует от человека неразвитых качеств (например, профессия — логист, человек — интроверт с неразвитой коммуникабельностью, а требуют от него 15-20 жестких переговоров с поставщиками услуг каждый день), то такая работа приводит к стрессу, депрессии и закономерному увольнению.

➔ Если у человека есть хорошо развитое качество (например, способность к языкам — он полиглот), а это качество в повседневной деятельности не востребовано (у того же логиста), то человек от такой работы чувствует неудовлетворенность, нереализованность. Что опять же приводит к депрессии и увольнению.

Аналогично по отношению к психологическим особенностям (например, темпераменту) и к медицинским противопоказаниям.

Можно использовать более простую схему:

Кроме этого, стоит уделить большее внимание анализу образа жизни и методике их примерки на себя.

Как использовать?

Если перед вами стоит задача определить, подходит ли абитуриенту или студенту выбранная им специализация (или подходит ли сотруднику конкретная профессия и должность), вы можете использовать Формулу выбора профессии Навигатум и настраиваемый под ваши задачи тест «Профитип плюс». С помощью теста Вы получите портрет личных качеств, психологических особенностей и мотивационной картины абитуриента или сотрудника в сравнении с картой ваших специальностей (профессий).

Тест позволит определить наиболее подходящую специальность из имеющихся и выявить «проблемные» зоны. Тест может применяться в профориентационном тестировании колледжей, ВУЗов, работодателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *