Хобби для детей

Хобби для детей

Задания для развития детей 3-4 лет

Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант — использование уже готовых упражнений, применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

Логика и внимание

Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

  1. Разложите на столе перед ребёнком 5-6 игрушек. Предложите малышу внимательно их рассмотреть. После этого попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. Пусть кроха вспомнит и назовёт игрушку, которой не хватает. Если ребёнок легко справляется с заданием, то усложните упражнения, убирая по две игрушки или увеличив их общее количество.
  2. Нарисуйте и вырежьте паровозик. Вагоны паровозика — различные геометрические фигуры, идущие в определённой последовательности. Например : круг, за ним следует квадрат, потом прямоугольник и т. п. Предложите малышу продолжить логическую цепочку, выстраивая вагончики в установленном вами порядке.
  3. Подготовьте картинки зверей, геометрических фигур или сказочных героев. Есть одно условие — у каждой картинки должна быть пара. Пусть малыш разложит картинки и подберёт к каждой пару.
  4. Предложите крохе разгадать стишки — загадки. Вы читаете загадку, а малыш говорит рифмующийся со стихом ответ.

Математика

В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10, отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

  1. Дайте ребёнку карандаши и цифровую раскраску. Пусть малыш раскрашивает картинку по цифрам, обозначающим определённый цвет. При этом попросите его вслух проговаривать цвета и цифры, помогайте крохе если это необходимо.
  2. Положите перед малышом игрушки и предложите вместе посчитать сколько их. Убирайте и прибавляйте игрушки, изменяя общее количество.
  3. Предложите крохе посчитать предметы выборочно. Например, можно посчитать только яблоки на картинке или только животных среди общего количества игрушек.
  4. Подготовьте картинки, на которых изображены предметы разного размера. Пусть дошкольник назовёт самый большой предмет и самый маленький. Попросите разложить картинки по признаку: от большего — к меньшему и наоборот.

Развитие речи

Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения «я» и «мы», может рассказать что нарисовано на картинке.

  1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
  2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
  3. «Как говорят животные». Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
  4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

Окружающий мир

Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток.

  1. Гуляя с малышом по парку обращайте его внимание на все окружающие явления: пение птиц, шорох листьев под ногами, шершавость коры у деревьев, аромат цветов. Учите ребёнка бережно относится к природе: чтобы ощутить аромат цветка, его необязательно срывать — можно к нему наклонится, мусор следует выкидывать в урну, нельзя топтать газоны и т. д.
  2. Покажите дошкольнику различных животных и попросите назвать какие из них домашние, а какие дикие. После этого пусть малыш скажет названия детёнышей этих животных.
  3. Покажите крохе картинки, на которых изображены разные времена года и разное время суток. Пусть назовёт их и пояснит, по каким признакам он определил то или иное время суток или время года.

Музыкальные занятия

Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

  1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную — быстрые.
  2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
  3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

Творчество

В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

  1. Займитесь с ребёнком рисованием, лепкой из пластилина или солёного теста, аппликацией.
  2. Домашний кукольный театр помогает развивать воображение ребёнка. Покажите малышу сказку, а затем предложите поменяться ролями. Займите место зрителя, а ребёнку отведите роль режиссёра и кукловода.
  3. Предложите ребёнку поиграть в ролевую игру и разыграть сюжет какой-нибудь детской сказки. Необязательно чётко следовать сценарию, импровизируйте вместе с малышом, привлекайте в неё новых героев. У вас может получиться своя особенная и неповторимая сказка.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

  1. Предложите ребёнку создать картину из крупы. Для этого заранее подготовьте: картон с нанесённым на него рисунком, клей, крупу. Аккуратно наносите клей на определённый участок рисунка и пусть ребёнок посыпает это место крупой. Стряхните излишки и приступайте к следующему элементу рисунка. Для изображения дороги используйте гречу, для солнца — пшено, цветочки можно нарисовать фигурными макаронами или фасолью. Фантазируйте и творите вместе с ребёнком.
  2. Приготовьте следующие предметы: целлофановый пакет, пластмассовую игрушку, мягкую игрушку, варежку, кубик. Попросите кроху закрыть глаза. Поочерёдно давайте ему в руки предметы и просите определить что это. Пусть малыш внимательно ощупает предмет, скажет какой он: гладкий, холодный, шуршащий, пушистый. Набор предметов можно менять по своему усмотрению.
  3. Развивать мелкую моторику помогает пальчиковая гимнастика.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность — следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

1. Песня «Разукрасим все планеты мы».

2. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель. Наше сегодняшнее мероприятие называется «Мир моих увлечений».

В жизни каждого человека есть увлечения. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого своё хобби. Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение». Это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями.

(Показ слайдов.)

А знаете ли, что великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы “Князь Игорь, был по профессии химиком.

Известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, с трехлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В четыре года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и дает небольшие музыкальные концерты.

Знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш.

Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.

Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.

Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность.

3. Сообщение темы мероприятия.

Сегодня мы узнаем, какие увлечения у ребят нашей группы из путешествия «Мир моих увлечений».

II. Основная часть.

Воспитатель: Человеку свойственно увлекаться. Ведь в жизни столько всего интересного.

Оказывается, что увлечения у наших ребят самые разнообразные. Из их рассказов и презентаций мы узнаем о способах проведения досуга, о том, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Сегодня мы будем путешествовать по миру искусства. Этот мир настолько велик и многообразен, что в нем можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного.

Итак, начинаем наше путешествие в Мир увлечений!

1. Первая страна – Страна поэзии.

Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через стихи.

Чтение стихотворений «Хобби».

1. Я сегодня постараюсь,

Рассказать, чем увлекаюсь:

На коньках люблю кататься,

Утром спортом заниматься,

Люблю читать и рисовать,

И с животными играть.

Люблю грибы я собирать,

В футбол с ребятами гонять.

С горки я люблю кататься

И в снегу люблю валяться.

Люблю маме помогать,

На компьютере играть.

Вот и все сказал друзья,

Чем же увлекаюсь Я!

2. Кисти, краски. Снежно-белый лист.

И пора фантазии проснуться,

Чтобы в акварели окунуться.

А пока что холст безбрежно чист.

Что же рисовать? Пейзаж? Портрет?

Может, натюрморт? Иль кисти бросить

И карандашом обычным — осень,

Солнечных лучей прощальный свет?

Но рука уже несмело штрих

Первый нанесла зеленым цветом.

Мысли задышали сочным летом,

В небо смотрят нежные ростки

Трав, цветов. Река бежит, а ива

Ветви раскидала над водой.

Человек по берегу домой

Топает, смотря вокруг пугливо…

Кисточка устала быть живой.

Все, последний штрих, мазок финальный.

Не «Квадрат» Малевича скандальный,

Просто для души рисунок мой.

3. Мне хотелось поэтом стать,

Но призвали меня к порядку.

Прячу утром я под кровать

Потайную свою тетрадку

В ней живут голубые мхи,

И вулканами дышат горы.

Моё хобби – писать стихи,

Точной рифмой плетя узоры.

Получилось ни то, ни сё.

Стих не самой высокой пробы.

Всё равно напишу про всё.

Свою душу облегчить чтобы.

Ну, не вышло поэтом стать.

Разложили меня на дроби.

Буду тайно стихи писать.

У меня вот такое хобби.

2. Страна умелых ручек.

Воспитатель. А впереди новая страна — Страна очень умелых ручек. В этой стране обитают те, которые обожают вышивать, выполнять поделки из различных материалов. Многие дети нашей группы посещают кружок «Умелые ручки». Вот такие замечательные работы представлены сегодня на нашей выставке. А Ульяна К. приготовила небольшую презентацию на тему «Вышивка» и представляет её вашему вниманию.

Презентация «Вышивка». (Кривенцева У.)

Воспитатель. О своём увлечении расскажет нам Саша П.

Художественное выпиливание из дерева- рассказ о своих работах. (Пожидаев С.)

«Моё увлечение – художественное выпиливание. Это занятие мне очень нравится, потому, что можно сделать красивый подарок для любого праздника, поделку на выставку. Работа с деревом интересное, но опасное занятие, можно порезаться острыми резаками или лобзиком. Поэтому работать надо аккуратно и знать правила безопасности. Я выполнил несколько работ. Это цветок, кораблик, подставка для яиц и салфетница. Мне нравятся разные виды резьбы, например: контурная резьба, геометрическая резьба. У меня неплохо получаются узоры. Ещё я люблю выжигать.»

3. Страна музыки.

Воспитатель. Благодарю наших умельцев за интересную экскурсию по Стране очень умелых ручек. Нас ждёт Страна музыки. Музыка будет сопровождать нас на протяжении всего нашего мероприятия. Все, кто любит петь, танцевать, сочинять и просто слушать музыку, поделятся с нами своим увлечением. Представляем вашему вниманию коллективную работу ребят нашей группы – презентацию с музыкальным сопровождением.

«Мне нравится разучивать песни, петь и танцевать. Музыка помогает мне снять стресс, мечтаю под музыку и забываю о трудностях.» (Босенко Н.)

Песня «Маленькая страна» с сопровождением слйдшоу «Мир моих увлечений».

Воспитатель. Когда слышишь музыку, так и хочется танцевать. Неважно, хорошо ты это умеешь делать или не очень, — ноги сами начинают притопывать, а руки прихлопывать. Представляем вашему вниманию ещё один музыкальный номер.

Танец «Мы маленькие звёзды». (Босенко Н., Кривенцев Н, Пожидаев А.)

4. Страну рисунка.

Воспитатель: Мы продолжаем путешествовать по Миру Искусства. И приглашаем вас в Страну рисунка. Этим видом искусства занимаются все дети на переменах в школе, в своё свободное время, летом рисуют на асфальте. Есть ребята, которые рисование сделали своим увлечением. Их работы представлены на выставке. А подробнее о своём хобби они расскажут сами.

Презентация проекта «Моё увлечение». (Кривенцев Н.)

Раскраска-загадка (Дорохова П.)

«Я очень люблю рисовать и раскрашивать. На Земле живёт множество самых разнообразных животных, маленьких и больших. Особенно мне нравится раскрашивать домашних животных. Предки всех домашних животных когда-то были дикими. Сейчас на свете очень много животных, которых человек приручил. Отгадайте о них загадки, а отгадки найдёте на моих рисунках.

Загадки:

Пухом богата, клюв – как лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит. (Утка.)

Нет моей походки тише, и меня боятся мыши. (Кот.)

Проживает во дворе, в личном доме – конуре.

И на всех, кого не знает, то рычит, то громко лает. (Собака.)

Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней – щетинка. (Свинья.)

Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, а он замолчал. (Петух.)

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь.)

С подстриженной гривой скачет ретиво, чуть шпорами тронь кто же он? (Конь.)

Воспитатель. Алла тоже любит рисовать. На выставке представлены её работы. Она рисует на разные темы и это у неё хорошо получается. Но больше всего ей нравится создавать интерьеры комнат. Алла приготовила презентацию и предлагает её вашему вниманию.

Презентация проекта «Интерьер». (Пожидаева А.)

Воспитатель. Ещё один музыкальный номер приготовили Настя Б. и Ульяна К. Они споют для нас песню «На десерт».

5. Страна театра.

Воспитатель. Следующая страна, по которой мы будем путешествовать это Страна театра. Это вид искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. Многим ребятам нашей группы нравится играть различные роли. И сегодня они приготовили для нас небольшую сценку по русской народной сказке «Лиса и Журавль».

(В роли Лисы – Полин Д., в роли Журавля — Васюков Е., рассказчик – Никита К.)

Инсценировка «Лиса и Журавль».

6. Страна природы.

Воспитатель. Благодарим ребят за интересное представление и продолжаем наше путешествие. Нас ждёт Страна Природы. 2017 год в России объявлен годом экологии с целью привлечения внимания общества к проблемам экологии РФ, а также сохранения биологического разнообразия растительного и животного мира. В нашей области создана Красная книга. О ней нам расскажет Ксения Б.

Презентация «Красная книга Липецкой области». (Бровкина К.)

Воспитатель. Как продолжение темы о бережном отношении к природе послушаем песню в исполнении Насти Б. и Ульяны К. «Плакали зверушки».

7. Страна компьютеров.

Воспитатель. Еще одно очень распространенное увлечение — это Страна компьютеров.

Многие ребята нашей группы увлекаются компьютерными играми. О пользе и вреде компьютерных игр расскажет нам Кривенцев Д.

Презентация проекта «Компьютерные игры – польза или вред?» (Кривенцев Д.)

8. Викторина «Угадай хобби».

Воспитатель. Каждый человек чем-либо увлекается. Если это увлечение не мешает другим людям и не вредит самому человеку, то оно достойно уважения. Для того, чтобы найти своё увлечение, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг: приобрести первую марку, сочинить первую строчку, набросить петельку на спицу, сделать первый мазок кистью. Постарайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Есть у нас в группе ребята, которые еще не нашли своего увлечения. Давайте проведём небольшую викторину «Угадай хобби». Я загадываю слово, которое обозначает какое-нибудь увлечение. Кто быстрее ответит, тот и получает это хобби. За каждый правильный ответ я вам вручаю фишку, а вы получаете хобби.

Викторина «Угадай хобби».

Раз, два, три – начало игры!

1. Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей).

2. Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм).

3. Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьем или фотоаппаратом. (Охота).

4. Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол).

5. Человек, который коллекционирует марки. (Филателист).

6. Коллекционирование монет. (Нумизматика).

7. Что коллекционирует филокартисты? (Открытки).

8. Певческое искусство. (Вокал).

Воспитатель. А теперь поднимите фишки, и мы увидим, кто, сколько увлечений себе добыл. Ну, вот, надеюсь, в стране увлечений сегодня появились новые граждане. И жизнь их станет более интересной.

III. Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель. Ребята, мир увлечений настолько велик и многообразен, что в нём можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного. Наше мероприятие подходит к концу. Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, приготовили поделки, рисунки, презентации, проявили свои способности в вокале, в танцевальном мастерстве. Спасибо гостям, что пришли к нам. Мы очень рады, что ваши занятия так разнообразны, а самое главное, что вы этим по-настоящему увлечены. Это говорит о вашем богатом духовном мире. Успехов Вам и удачи в ваших увлечениях. А теперь подведём итог. Как вы думаете, ребята, полезным ли было для вас сегодняшнее мероприятие? Продолжите фразы, отражающие Ваши впечатления и чувства в ходе путешествия в мир увлечений.

На столах варианты вопросов рефлексии:

1. Я понял (а, что.

2. Меня удивило.

3. Я почувствовал (а).

4. Думаю.

Образовательный портал

ДЕТСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ?

Шереметьева Елена Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №18 Кировского района Санкт-Петербурга

Нет таких детей, которые ничем совершенно не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые захватили его ум и воображение. Интерес — это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо…

Посидеть спокойно для Гриши настоящее наказание. Зато изображая шофера, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он стоит на часах. Как он подтянут, терпелив, суетливости как не бывало. Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению новых знаний и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. Как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался? Недопустимы приблизительные или неправильные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения. Конечно, не все детские «трудные вопросы» требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять, когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке.» Следует иметь ввиду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь — почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать. У детей 5-6 лет при целенаправленном воспитании начинает проявляться избирательное отношение к деятельности. У них есть занятия любимые и нелюбимые. Взрослый должен видеть к чему дети тянутся, чтобы затемих интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались и становились сознательными. Тут нужно поменьше словесности, нужно побольше живого дела. Более успешно происходит развитие у детей интереса к деятельности в обстановке деловитости.

Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения…. Мерный детский говор, отсутствие шума и беготни создают иллюзию общей занятости. Однако первое впечатление может быть ошибочным, особенно если присмотреться попристальнее, кто чем занят. Случается, что время отдельных детей заполняется самым обычным тихим ничего, неделаньем: они пассивно наблюдают, переходя от одной группы играющих и занимающихся к другой. Такие дети как — будто бы никому не мешают, не шумят, не конфликтуют, не надоедают вопросами, шалостями. ЭТО «удобные дети», как называл их польский педагог Януш Корчак, «которым и одиночество не слишком надоедает, да и в деятельности они не нуждаются.» Случается, что ребенок длительно наблюдает за игроками и занятиями сверстников, а сам не принимает в них участия. Это не всегда признак отсутствия интересов. Ведь то, что он внешне бездеятелен, не мешает ему активно мыслить, всматриваться… Он как бы накапливает сведения, навыки умения, необходимые ему для воплощения замысла. Кстати, нельзя не учитывать и других причин, заставляющих иногда ребенка оставаться пассивным, — робость, неуверенность в своих возможностях, отсутствие навыков и знаний. Только глубокое понимание причин, в силу которых воспитанник в данный момент занимает позицию наблюдателя, дает возможность педагогу сделать правильные выводы о наличии у него интереса. … Валерик подолгу простаивает возле ребят, которые что — то складывают, склеивают, мастерят. Но сам не решается взяться за работу. «У меня не получится!» — вздыхает он с сожалением и отходит в сторону, когда ребята просят его помочь. Заметив заинтересованность мальчика, воспитатель предлагает: «Хочешь сделаем лодку, как у Вадика?» Пойдешь гулять, будешь пускать ее в ручейке». Перспектива заманчива. Однако мальчик отказывается по той же причине: «Не умею. Никогда не делал — не получится». — С первого раза не у каждого получается, давай помогу. И вот наконец… незамысловатая игрушка — самоделка готова, но сколько радости она доставила ребенку! Главное же — взят барьер нерешительности. А терпение воспитателя и время делают свое дело — теперь мальчик часто берется за дело, вместе с другими ребятами клеит, режет, рисует, играет. А когда что-то не удается воспитатель незаметно помогает, подсказывает. Задача воспитателя — подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. От интересного к обязательному — таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности.

Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П.А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе следующие три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью. Чувство удовлетворения свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой». Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное — увлекательным, трудное и малопонятное — доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов — принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых — к устойчивым, от поверхностных — к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.

Детские интересы: как их развивать

Раиса Дудоладова
Детские интересы: как их развивать

Детские интересы, как их развивать.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких интересов, то это значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.

Что такое интерес?

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивление, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. д.)

Подчёркивая значение интереса в развитии ребёнка, замечательный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его руках является интерес».(1)

Как возникают у детей интересы?

Пока ребёнок мал, ещё нельзя говорить о том, что у него имеются какие – либо интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действия с ними. Например, яркая движущаяся игрушка издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. п. Ребёнка пока занимает лишь сам процесс действий. Копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось – дай попробую!

По мере роста ребёнка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Я «прививаю» интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки ит. д., их назначению, знакомлю с материалами и их свойствами, развиваю интерес к миру природы (живой и неживой) и её явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица: родной город, Родина и её лучшие люди, народы, населяющие нашу страну, к миру искусства (литература, живопись, архитектура ит. п.)

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, я учу детей смотреть и видеть. Привлекая их внимание к окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, я одновременно содействую и развитию детских интересов. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют развитию детских интересов.

На прогулке видим полянку всю зелёную, а в следующий день она усыпана жёлтыми одуванчиками. Через несколько дней эта полянка словно снегом припудрена. Ребята рассматривают лёгкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз…

— Куда же пропали одуванчики? – спрашивают ребята.

-А ну подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо просто поразмыслить, — говорю им я.

И ребята самостоятельно приходят к выводу: ветер разнёс белый пушок.

Формируя интерес к миру природы, я одновременно воспитываю у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Я не только учу детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучаю оберегать её. Ведь красота и богатство родной природы зависят от бережного обращения с ней.

Формирую интерес к явлениям общественной жизни, использую с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях труда и их отношениях, об исторических местах родного города и т. д.

Я стараюсь подводить детей к преодолению трудностей через интерес. Завершить начатое, добиться выполнение задуманного для ребёнка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребёнка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довёл дело до конца.

Находясь в обществе сверстников, дети учатся добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить, но и в умении отказаться от своего желания. А. С. Макаренко писал: «Если…ребёнок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»(6)

При формировании интересов я осуществляю и индивидуальный подход к детям. Так, например, один тянется к книгам, и его можно чаще видеть в книжном уголке, другой – к строительным играм, третий любит рисовать, четвёртый (не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т. д.

Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема. И чего он только не сооружает: самолёты, подъёмный кран, грузовики! Он знает марки машин, названия самолётов, но вот к книгам равнодушен. Я его ни разу не видела с книгой, хотя чтение он слушает внимательно. Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, я решила поместить туда журналы с иллюстрациями машин, самолётов. После этого я стала чаще видеть Володю в уголке книги. Он увлекательно рассказывал своим товарищам о самолётах, машинах.

Серёжу я привлекаю что – то рассмотреть, понаблюдать, стараюсь лишний раз расспросить его о том, что видел, что подметил.

— Серёжа, ты не заметил, когда шёл в детский сад, прилетели ли птицы в нашу кормушку? Когда пойдём на прогулку, напомни мне, пожалуйста, чтобы мы не забыли взять корм для них.

У мальчика постепенно развивается наблюдательность, теперь он замечает то, чего раньше не способен бал увидеть. Это содействует пробуждению устойчивого интереса к природе.

Благодаря целенаправленному влиянию воспитателя у ребёнка постепенно формируется устойчивый интерес, который затем расширяется и направляет его деятельность и поведение.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948, с. 87

2. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание. — 1993.-№1

3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. — М.: Знание, 1984.

4. Корчак Я. Как любить детей. М. ,1968.

5. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. — 2004.- №5

6. Макаренко А. С. Избр. Соч., т. 2,с101.

7. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1975.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *