Гиперактивность это в психологии

Гиперактивность это в психологии

Содержание

Дополнительное образование по психологии

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 — 18 %, в США – 4 — 20 %, Великобритании – 1 — 3 %, Италии – 3 — 10 %, В Китае – 1 — 13 %, в Австралии – 7 — 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными .

На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга. (Шевченко Ю.С., 2002 г.)

  • Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.
  • Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.
  • И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх), от правого полушария мозга к левому (справа — налево), от задних отделов мозга к передним (сзади — наперед). (Семенович А.В..2002 г.)

И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.

Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне (от социума и внешнего мира) к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.(Сиротюк А.Л.,2003)

Если незрел первый этаж – стволовые структуры – можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

По статистике (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% — дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому , что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

— Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

— Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такие архаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.

— Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.

Причины возникновения органических нарушений

Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
  • Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
  • Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)

Эти минимальные деструкции и порождают то, что эволютивный генетически запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для каждого этажа созревания мозга свой возраст. То есть мы не достроили первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли на третий. Все силы уже там. А ниже не достроено все.

Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи.(Подхватилин Н.В.,2004)

Методы лечения СДВГ

В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ (Шевченко Ю.С., 2002г.):

Первый подход, распространенный за рубежом — это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход – нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:

  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.

При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.

Светлана Куралина
Медицинский психолог

По проблеме гиперактивности:

  • «Синдром гиперактивности: причины возникновения и лечение» (Журнал «Счастливые родители»)
  • Синдром дефецита внимания/гиперактивности (Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова)
  • Консультации психологов консультационно-диагностического центра ФППМ ВШК

>Синдром гиперактивности — причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

Что такое синдром гиперактивности

Состояние, которое вызывает стабильную невнимательность, импульсивность и несдержанность, медики называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По-английски диагноз звучит, как attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое проявляется в раннем возрасте и может сохранять свое влияние на протяжении всей жизни.

У детей СДВГ является одним из самых часто встречаемых психических отклонений. По статистике синдромом гиперактивности мальчики страдают в 3 раза чаще, чем девочки. У разных пациентов симптомы патологии различаются, но у всех имеются проблемы с эмоциональной сдержанностью, контролем активности, вниманием. С возрастом признаки гиперактивности уменьшаются.

Классификация

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может наблюдаться постоянно или проявляться при определенных жизненных обстоятельствах. Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет три основных типа данного расстройства:

  • Психическое отклонение с преобладанием нехватки внимания (СДВГ-ДВ или СДВГ-ПДВ). Чаще встречается у девочек, так как они более склонны к бурной фантазии, уходу в свой мир, витанию в «облаках».
  • Расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г). С одинаковой вероятностью встречается у обоих полов, поскольку обусловлено нарушениями центральной нервной системы (ЦНС) и индивидуальными особенностями темперамента.
  • Смешанный тип (СДВГ-С). Чаще выявляется у мальчиков определенного фенотипа: голубые глаза и светлые волосы.

Причины

Развитие синдрома гиперактивности происходит по нескольким причинам. Они были установлены учеными-медиками на основании фактов. К ним относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Наблюдается в 50% случаев. Одинаковую роль играет как дальняя наследственность, так и ближняя. Откуда возникла гиперактивность с дефицитом внимания у ребенка, часто становится понятным после обследования обоих родителей.
  • Социальное влияние. Немалое влияние на развитие синдрома оказывают наркотические, табачные и алкогольные изделия. Если женщина в период беременности употребляла запрещенные вещества, то велика вероятность преждевременных или затяжных родов, после которых у родившихся детей возникает данная патология.
  • Физиологические факторы. Причинами СДВГ нередко являются хронические заболевания у беременной или несовместимость у родителей резус-факторов.
  • Внешние причины. Если женщина в период беременности увлекалась приемом биодобавок, искусственных гормонов, или работала с пестицидами, нейротоксинами и прочими химическими средствами, то возможно провоцирование патологии не только у ребенка, но и у нее самой.

Существуют и факторы риска, способствующие развитию СДВГ. Детская гиперактивность может возникать из-за следующих обстоятельств:

  • ссоры, конфликты в семье;
  • гиперопека (воспитание по типу любимчика в семье);
  • гипоопека (социальная запущенность);
  • плохие бытовые условия проживания;
  • дисфункция нейромедиаторных систем мозга (нарушение обмена серотонина, норадреналина, дофамина).

Диагноз СДВГ

Постановка диагноза «синдром гиперактивности» – это сложный и долгий процесс. Для обследования ребенка необходимо обратиться к педиатру, который направит на консультацию к одному или нескольким специалистам: психиатру, невропатологу, психологу, дефектологу. Диагностика осуществляется на основании определенных критериев по классификации DSM-5 и МКБ-10, психологических тестов и параклинических методов исследования (электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография).

Из-за длительности процесса между первым посещением и окончательно установленным диагнозом проходит много времени. Согласно DSM-5 диагноз можно установить не раньше 12 лет. Соответствующая симптоматика должна наблюдаться в разной обстановке и различных ситуациях. Клиническая картина должна присутствовать не менее 6 месяцев, но не являться другим психическим расстройством. Согласно МКБ-10 (международной классификации болезней 10 пересмотра), СДВГ диагностируется при наличии следующих симптомов:

  • невнимательность: неспособность следить за деталями, следовать инструкциям, завершать задания и прочее;
  • гиперактивность: беспокойные движения, ерзание на месте, бег в неуместных ситуациях и др.;
  • импульсивность: неспособность ждать, болтливость без реакции на ограничения, прерывание других и так далее.

Синдром гиперактивности у детей

Признаки СДВГ у детей развиваются почти с рождения. Дошкольники чрезмерно активны, но нередко отстают в физическом развитии. Речь, яркий свет и даже некоторые предметы обихода у них вызывают бурную эмоциональную реакцию, что свидетельствует о высокой чувствительности к раздражителям. Гиперактивность у детей дошкольного возраста проявляется следующими симптомами:

  • хаотичность движений;
  • задержка речевого развития;
  • нарушение памяти;
  • плаксивость, эмоциональная нестабильность;
  • чрезмерная физическая активность;
  • трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • нарушение концентрации внимания;
  • заторможенность движений и/или двигательное беспокойство.

На умственные способности ребенка гиперактивность влияния не оказывает, но может стать причиной снижения успеваемости в школе. Такой диагноз у школьника может спровоцировать развитие нервного тика и других патологий, которые связаны с психоэмоциональным состоянием. Основные признаки гиперактивности у детей школьного возраста:

  • чрезмерная суетливость;
  • заниженная оценка своих способностей;
  • раздражительность, вспыльчивость;
  • рассеянность при концентрации на какой-либо теме;
  • нетерпеливость;
  • развитие фобий;
  • частые головные боли;
  • энурез.

Лечение синдрома гиперактивности

При наличии у ребенка гиперактивности важно в самом раннем возрасте попасть на прием к грамотному специалисту, который, помимо медикаментозного лечения, поможет семье разобраться с проблемой и укажет на необходимость в совместных терапевтических усилиях. В случае далеко зашедшей патологии врач посоветует перевести пациента школьного возраста в специализированную школу, где будет производиться психотерапевтическая коррекция навыков.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Важной частью восстановительного лечения гиперактивных пациентов являются физиотерапия и массаж. Основные методики:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используются в детской практике при SDVG для сосудистых, рассасывающих средств и препаратов для лечения нервной системы. В среднем терапевтический курс составляет 10 процедур по 15 минут.
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитного поля на организм. Под его влиянием снижается тонус сосудов мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает мозговую устойчивость к кислородному голоданию. Курс лечения составляет от 10 до 15 сеансов по 15-60 минут не чаще, чем 3 раза/неделю.
  • Фотохромотерапия. Воздействие света с любым цветом спектра на биологически активные точки. В результате происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения нервной системы, стабилизируется эмоциональное состояние, улучшается сон, концентрация внимания. Курс лечения – 8-10 процедур по 30-40 минут.

В комплексном лечении синдрома массаж оказывает общетонизирующее воздействие на весь организм гиперактивного пациента. Один сеанс для ребенка не должен превышать 30 минут, поскольку по истечении этого времени он может перевозбудиться. Часто применяется точечный массаж и тонизирующая методика. Хороший эффект также дает аурикулотерапия (массирование 4 зон ушной раковины). Средний курс лечения – 10 процедур 2-3 раза/год.

Медикаментозное

Заболевание нужно лечить медицинскими препаратами разных видов и форм. Для каждого пациента доктор подбирает самую подходящую терапевтическую схему и дозировку. Основные виды лекарственных препаратов для фармакокорекции гиперактивности:

  • Психостимуляторы. Помогают концентрировать внимание, игнорировать отвлекающие факторы. Применение стимуляторов одобрено для лечения гиперактивных детей после 6 лет и взрослых пациентов. К данной группе препаратов относятся: Амфетамин, Аддералл, Дексамфетамин, Декседрин, Декседрин спансулы, Лиздексамфетамин, Вивансе, Венвансе, Элвансе, Тивенсе, Метамфетамин, Дезоксин, Метилфенидат, Риталин, Метилин, Метадат, Концерта, Дейтрана, Пемолин, Бетанамин, Цилерт, Церактив.
  • Центральные симпатомиметики. Оказывают влияние на ЦНС. За счет возбуждения гипоталамуса оказывают стимулирующее действие на высшие отделы мозга. Самые популярные симпатомиметики: Атомоксетин, Страттера.
  • Центральные симпатолитики. Нарушают передачу возбуждения на уровне адренергических нервных волокон. Оказывают гипотензивное, седативное, антипсихотическое действие. Часто назначаемые симпатолитики: Резерпин, Гуанетидин.
  • Центральные α2-агонисты. Снижают активность симпатической нервной системы, повышают тонус блуждающего нерва. Эффективные представители данной группы: Клонидин, Гуанфацин.
  • Антидепрессанты. Подавляют депрессию путем снижения уровня нейромедиаторов. Снимают тревогу, апатию, вялость, тоску у пациентов с выраженной гиперактивностью, перетекающей в гипоактивность. Популярные антидепрессанты: Бупропион, Имипрамин, Дезипрамин, Нортриптилин, Гамк.

Коррекция поведения

С гиперактивными детьми обязательно работают психологи. Коррекция поведения проводится по следующим методикам:

  • БОС-терапия (НейроБОС). Метод биологической обратной связи, при котором повышается внимание пациента с синдромом повышенной активности, снижается импульсивность, улучшается взаимоотношение с окружающими. Суть терапии: на определенные места на теле закрепляются датчики. Пациент на мониторе видит, как ведут себя его собственные биоритмы, пробует их изменить. При правильно выполненном задании раздается звуковой сигнал. Курс состоит из 15-25 сеансов. Процедура безболезненная и интересная.
  • Психотерапевтические методы. Хорошие результаты дают когнитивно-поведенческие сеансы, когда ребенок самостоятельно формирует разные модели поведения под руководством психолога. Эффективна игровая терапия, во время которой происходит формирование внимательности и усидчивости. Снижает тревожность и утомление арт-терапия – занятия разными видами искусства (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах). Педагогические меры включают семейную терапию. Психолог рассказывает родителям об эффективных мерах влияния на ребенка, что позволяет уменьшить число конфликтов в семье, сделать воспитание легким для всех его участников.

Гиперактивность

Современные способы лечения гиперактивности у детей

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения. Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания. Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны. Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс. Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе. Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям. Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность. Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни. Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев. Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание. Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах. Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта. Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно. В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше. Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось. Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими. В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения. Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна. Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭЭГ;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза. Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Рекомендации родителям

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.

Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Данное состояние проявляется главным образом в неуместной двигательной активности: у детей в виде бега взад-вперёд, суетливости, а также болтливости, у взрослых — в виде двигательного беспокойства, неусидчивости, истощения терпения окружающих своей неугомонной деятельностью:61.

Причины и симптомы гиперактивности

Гиперактивность у детей

Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (код МКБ-10: F84.484.4), гиперкинетических расстройствах (англ.)русск.: нарушениях активности и внимания (в данный диагноз входит синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ; код МКБ-10: F90.090.0), гиперкинетическом расстройстве поведения (код МКБ-10: F90.190.1), и других гиперкинетических расстройствах (код МКБ-10: F90.890.8).

Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков.

Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности.

Основные признаки гиперактивности у детей:

  1. Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
  2. Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.
  3. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
  4. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  5. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  6. Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.
  7. Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  8. Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.
  9. Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.

Гиперактивность у взрослых

Гиперактивность при СДВГ в подростковом возрасте обычно ограничивается двигательным беспокойством, нетерпеливостью, внутренним ощущением повышенной возбудимости, а характерные для детского возраста бег и лазанье чаще отсутствуют:62. Во взрослом возрасте, при СДВГ гиперактивность может уменьшаться, но остаются характерные проблемы с вниманием и импульсивностью:62.

Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности:129, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости, вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином, метамфетамином):568.

> См. также

  • Гипербулия
  • Маниакальный эпизод
  • Психомоторное возбуждение
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Что такое чрезмерная физическая активность?

Говоря о вредных привычках при расстройстве пищевого поведения, большинство людей упомянет искусственную рвоту, но о физических упражнениях обычно никто не думает. Тех, кто усердно занимается, часто хвалят за дисциплину, люди восхищаются их сильной мотивацией. Однако когда физическая активность становится чрезмерной, она способна привести к серьёзным последствиям.

В одном из крупнейших исследований, посвящённых чрезмерной физической активности, её описали так:

Физическая активность, которая мешает другим важным занятиям.

Тренировки более 3 часов в день.

Отрицательные эмоции, если тренировка не состоялась.

Частые тренировки в неуместное время и в не предназначенных для этого местах, невозможность или недостаточные попытки сдерживать себя.

Тренировки несмотря на травму, заболевание или осложнение.

Исследования на животных показали, что расстройства пищевого поведения могут спровоцировать чрезмерную физическую активность. Например, когда учёные ограничивали питание крыс, оставив свободный доступ к беговому колесу, крысы начинали усиленно бегать. Поразительно, но когда этим крысам давали еду, они предпочитали продолжить бег. Если им не помешать, они в буквальном смысле загоняли себя до смерти.

У этих крыс наблюдалось такое же поведение, что и у больных нервной анорексией, которые морят себя голодом. Казалось бы, логично, что голодающие крысы (и люди) должны стать менее активными, но нет.

У детей с нервной анорексией ограничение питание обычно сопровождается ростом активности. Они не могут усидеть на месте, вертятся и часто бесцельно бегают. Они не выражают осознанного намерения сжечь калории, как подростки более старшего возраста и взрослые.

Таким образом, чрезмерная физическая активность или занятия спортом — это, по-видимому, биологически заложенное стремление, которое провоцируется энергетическим дисбалансом при ограничении питания.

Физическая активность при нервной анорексии

Гиперактивность — это распространённый, интригующий и хорошо описанный симптом нервной анорексии. Он был замечен ещё в 1873 году французским врачом Эрнестом Шарлем Ласегом, который описал это расстройство одним из первых. Ласег отмечал, что пациенты с анорексией показывали высокий уровень активности, который, казалось бы, не соответствовал их недостаточному питанию:

«На фоне снижения мышечной силы наблюдается возрастающая склонность к движению. Пациент чувствует себя более лёгким и активным, ездит верхом (французский текст содержит упоминание о «долгих прогулках»), ходит в гости и принимает гостей, у него сохраняется способность принимать участие в утомительных событиях светской жизни, не испытывая усталости, на которую он жаловался бы в других ситуациях». (Ласег, 1873, с.266)

В одном исследовании чрезмерные занятия спортом были характерны для 37-54% пациентов с нервной анорексией (в зависимости от подтипа). Пациенты могут приуменьшать количество времени, потраченного на физическую активность, поэтому врачам и прочим лицам, принимающим участие в лечении, трудно адекватно оценивать ситуацию.

Пациенты обычно описывают занятия спортом как компульсивную деятельность. Они продолжают тренировки, игнорируя признаки усталости, плохое самочувствие и нехватку энергии. Вот что рассказывал один из пациентов — участников исследования:

«До того, как я начал лечиться, я мог присесть только во время еды, в остальное время я чувствовал, что не заслужил отдыха. Я был таким беспокойным, что просто не мог расслабиться… У меня такое ощущение, что меня что-то принуждает тренироваться…»

Чрезмерные тренировки при нервной анорексии ассоциируются с более молодыми пациентами и характером, которому присущи тревожность, навязчивые состояния и перфекционизм.

Физическая активность при мышечной дисморфии

Чрезмерная физическая активность — частый симптом мышечной дисморфии, сравнительно нового заболевания, которому подвержены в первую очередь бодибилдеры. По мнению некоторых исследователей, это расстройство — разновидность нервной анорексии у пациентов с гендерной идентичностью, для которой характерна мужественность в более традиционном понимании. В соответствии с современной диагностикой данное заболевание классифицируют как тип телесного дисморфического расстройства с расстройством пищевого поведения.

Для больных мышечной дисморфией характерно устойчивое убеждение, что у них недостаточно развитая мускулатура. Они предпринимает действия, направленные на рост мускулатуры, включая тренировки по экстремальной программе и соблюдение рациона, способствующего росту мышечной массы (часто с большим количеством белка). Иногда больные употребляют добавки для роста мышц и стероиды. 71% мужчин с мышечной дисморфией злоупотребляют занятиями тяжёлой атлетикой и 64% злоупотребляют тренировками в тренажёрном зале.

Как понять, что тренировки приносят вред?

Определить, является ли физическая активность чрезмерной, бывает непросто, особенно у спортсменов. Главный признак чрезмерных тренировок заключается не столько в количестве физической активности, сколько в мотивации и отношении к ней: если тренировки стали навязчивой привычкой, способом воздействовать на фигуру или вес, а пропуск тренировок вызывает чувство вины, это говорит о нездоровом отношении.

Элитный атлет может тренироваться больше, чем больной расстройством пищевого поведения, но тренировки больного могут быть чрезмерными, тогда как атлет относится к ним иначе, его отношение не является проблемой и не делает его физическую активность чрезмерной.

Также следует отметить, что расстройства пищевого поведения у спортсменов встречаются чаще, чем у остальных людей, особенно в тех видах спорта, где важна стройность. Таким образом, необходимо следить за состоянием спортсменов, у которых отмечаются тревожные симптомы.

Если вы замечаете их у себя или у близкого, возможно, вам стоит обратиться за помощью!

Если у вас или у ваших близких имеются признаки чрезмерной физической активности и/или расстройства пищевого поведения, справиться с обеими проблемами поможет терапия расстройства пищевого поведения, в том числе психотерапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия, которая помогает изменить как само поведение, так и лежащие в его основе убеждения о спорте, может помочь прийти к умеренности и достичь равновесия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *