Гений

Гений

Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. Психоанализ рассматривает гениальность как плод сублимации интимности, гештальт-подход как способность личности к инсайту.

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с безумием; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к неврозу и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием мотивации. Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование интеллекта, лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов. Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального индивида можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой креативности и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— воображение и внимание к деталям (яркое, нестандартное и живое представление новых миров, концепций, вещей, идей, человек живет буквально погруженный в другой мир);

— перфекционизм и целеустремленность (высокий уровень работоспособности, упорства необходимы для преодоления устоявшихся взглядов общества и достижения наивысших результатов);

— мультипотенциальность (развития способностей сразу в нескольких областях);

— спонтанность, оригинальность поведения (как движущая сила бессознательного);

— высокий уровень самооценки и энергии (неразрывные понятия необходимые для предъявления миру своего творчества и самореализации);

— возраст проявления (одаренность проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере. Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных. Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества. Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал. Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество. Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории. Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.

Что такое гениальность

Гениальность — это высшая степень проявления творческого или интеллектуального потенциала. В отличие от таланта, гениальность узконаправлена и развивается, в основном, только в одном из направлений. Очень часто срабатывает компенсаторный эффект. По принципу, если где-то очень много, значит в чем-то другом – мало. Гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми. Если поставить на чаши весов талант и гениальность, то лучше все-таки выбрать первое. Лучше быть разносторонне развитой личностью.

С другой стороны, гении мыслят совершенно не так, как принято в обществе, потому то, что могло бы огорчить обычного человека, не вызовет у них негативных эмоций. Они будут настолько увлечены успехом в своей сфере, что могут не замечать что-либо другое. Получая моральное удовлетворение от того, что они смогли создать очередные гениальные изобретения, они даже не задумаются, почему так сложно найти общий язык с простыми людьми, особенно с представителями противоположного пола.

Талант и гениальность – это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне. Талант – в виде задатков или способностей, а гениальность – как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать не возможно.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют смысл жизни, узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая интуиция;
  • Специфическое чувство юмора;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Виды гениальности

Чтобы проще было распознать гениальность, следует понимать, какие формы она может принимать:

  • Практическая – «золотые руки», умение мастерить, чинить, конструировать, создавать что-то новое;
  • Научно-академическая – «светлый ум», успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности;
  • Бытовая – редкий вид гениальности, помогающий ориентироваться в жизни;
  • Спортивно-физическая – высокий уровень силы, координации, баланса, ловкости, гибкости, выносливости;
  • Творческая – развитая фантазия и умение ее воплощать, реализация в творческом процессе;
  • Эмоциональная – умение понимать других, чувствовать и сочувствовать, развитая эмпатия;
  • Предпринимательская – самый интересный для многих вид гениальности, позволяющий буквально притягивать к себе деньги.

Также имеют место две разновидности гениальности, связанные с масштабами ее воплощения. В первом случае, речь идет о людях, которые очень быстро переключаются от одного поиска на другой, все время оставаясь открытыми для чего-то нового. Во втором случае, жизнь гения тесно связана с одним трудом, который он будет оттачивать и совершенствовать до последних своих дней.

Можно ли развить гениальность?

Вопрос развития гениальности у себя или своего ребенка вызывает сомнения, но все-таки, если кому-то это нужно, рассмотрим, как это сделать. Хоть гениальность и закладывается генетически, но отрицать роль окружения в ее развитии тоже не стоит. Главное, делать это добровольно, без насилия над личностью. Ведь гениальные дети должны появляться по своему выбору, а не прихоти родителей. Иначе можно сломать ребенку жизнь и отобрать будущее.

Хорошие способы развить гениальность – усиленное совершенствование в своем направлении, постоянный выход из зоны комфорта и общение с другими талантливыми коллегами «по цеху». Приемы простые, но очень эффективные.

Сложно сказать, что такое гениальность. Для одних она становится даром, а для других проклятием. Особенно, если речь идет о вундеркиндах. Поэтому гениальные дети вызывают противоположные эмоции, от восторга до чувства жалости. Но, порой, выбор делается за человека, и гениальность становится чьим-то предназначением не завися от его истинных желаний. Хорошо это или плохо? Кто знает. Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно.

Проблема гениальности, природа явления

Одаренность, гениальность часто ассоциируется с ранним развитием и врождёнными способностями. Предполагают, что ребёнок рождается гениальным или посредственным. Интересно, а если гениальный ребёнок родится и проведёт в обществе зверей, сможет ли он стать, кем должен быть — великим человеком? Конечно, нет, ребёнок развивается в процессе взаимодействия с людьми, воспитание играет ключевую роль.

«Маугли» не приспособлены к жизни в обществе, обладают повадками зверей.

А значит, природа гениальности имеет два фактора: врождённые параметры, свойства человека и среда обитания, воспитания. Во многом определяющим является влияние родителей, способы общения, какие идеи несут детям, умеют ли заинтересовать, привить любовь к познанию мира.

Часто в программах, посвящённых гениальным детям, они сами благодарят родителей, мам за помощь в обучении, понимая, что своими успехами во многом обязаны близким людям. Это обоюдный процесс — желание ребёнка и помощь родителей. Что первично — интерес, способности или воспитание, обучение?

Мудрые педагоги умеют с ранних лет заинтересовать детей, обращают внимание на явления жизни — дождь, снег, времена года, природу. А занятия проводят в игровой форме. Ребёнок воспринимает мир на эмоциональном уровне, поэтому часто сложно заставить обучаться.

Давайте определим понятие гениальность, в чём суть явления?

Гениальность — наиболее высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, позволяющий делать научные открытия, предлагать новые философские концепции, создавать великие произведения искусства.

Гениальность позволяет влиять на общественный прогресс, такие люди часто опережают время, помогают в развитии общества, проявляют себя в науке, культуре, общественной деятельности. Часто такие люди являются новаторами, первооткрывателями, рационализаторами.

Что отличает гениальных людей, какие особенности поведения, психики, физиологии?

  1. Креативность мышления — нестандартный подход в решении вопросов, задач. Стремятся найти новые способы и подходы к жизни, что помогает создавать открытия в науке, технике, создании шедевров искусства.
  2. Продуктивность в определённой сфере — гении проявляются обычно в определённой сфере — искусство или наука, могут иметь математический или гуманитарный склад ума. В школе не стремятся быть отличниками, предпочитают фокусироваться на любимых предметах. Именно это удивляет: многие успешные люди даже не окончили школу или вуз, но преуспели в жизни. Так, Билл Гейтс известный программист и создатель компании Microsoft, не поступил в своё время в вуз, а Эйнштейн плохо учился в начальных классах и считался отсталым ребёнком. Максим Горький имел лишь 2 класса образования за спиной, но стал известным писателем, классиком.Поэтому задача родителей — не заставлять учиться всему, а развивать врождённые способности различными способами, давать свободу самореализации.
  3. Понимание призвания — гениальные люди чувствуют свою сферу на подсознательном уровне. Стремятся к наилучшим результатам путём проб и ошибок, никогда не сдаются. Добиваются желаемого любыми путями. Ими руководит высшая идея: сделать открытие для мира или написать полезное, интересное произведение. Но главное — не стремиться создать шедевр, а делать что-то для людей. Именно высшая цель помогает им преодолевать все препятствия на пути.Проблема гениальности, аргументы в пользу идейного мышления и стремления к самореализации.
  4. Настойчивость — гению нужна настойчивость, чтобы пробиться сквозь асфальт, оставить след в истории жизни, запомниться на века. Среди таких людей нет бесхарактерных и слабых. Они все личности с большой буквы. Мы сравниваем великих спортсменов и деятелей с гениями и талантами, но во многом они преуспевают благодаря труду и настойчивости. Так, Шварцнеггер, Майк Джордан и Уилл Смит считают свой успех результатом труда и настойчивости.
  5. Уверенность в себе — гении знают, что призваны создать что-то новое, внести вклад в общественную жизнь. Конечно, они опережают время, именно поэтому их творения не всегда признают при жизни, как с Ван Гогом, но многие блистают и при жизни, поражая окружающих музыкой, творениями, открытиями. Им присуща смелость, умение рисковать и нестандартно мыслить, понимают, что могут сделать что-то великое и новое в истории, верят в свои силы, потенциал. Никогда не думают о поражении, ищут способы найти, достичь нужного результата, как Эдисон при создании электрической лампочки.
  6. Используют интуицию — многие гении и великие люди видят пророческие сны, видения. Так, Менделееву приснилась таблица элементов, а Шопен слышал музыку во сне. Мистика? Нет, работа подсознания, которое даже в состоянии покоя, отдыха продолжает решать существующие задачи, помогая сознанию.Гении прислушиваются к внутреннему «Я», развивают интуицию, что помогает в создании шедевров. Часто музыканты говорят: «Произведение пришло ко мне свыше». Это и есть интуиция.Важно слышать внутренний голос, понимать себя и окружающий мир, не зацикливаться на рациональном мышлении, слушать интуицию. Временами гениальные люди специально переходят в состояние покоя, полудрёмы для решения сложных задач, получения вдохновения. Похоже на медитацию, не так ли? Наверное, мудрецы Востока также умели использовать внутренние резервы.
  7. Особое состояние души и врождённые способности — существует много способных и талантливых людей, а почему так мало гениев? История знает порядка 400 человек, которые признаны во всём мире гениями: Платон, Македонский, Аристотель, Моцарт, Бетховен, Эйнштейн и др. Как этим людям удалось стать лучшими?

Одна из причин — особое восприятие мира, для них нет барьеров и преград, они верят в возможность невозможного и помогают окружающим воспринимать мир иначе. Они часто прирождённые лидеры, осознающие важность своей деятельности, призвания. Такие люди выходят за рамки привычного, отличаются особым мышлением, смелостью взглядов и умением самовыражения, реализации.

Проблема гениальности, аргументы и примеры жизни гениальных людей подтверждают: врождённого таланта мало, важно обладать особыми качествами для его реализации, воплощения идей в жизнь. Как же помочь ребёнку стать гением?

Как воспитать гения

Способности, одаренность, гениальность — понятия схожие по смыслу, однако гениальность является наивысшей степенью таланта, развития человека. В 21 веке учёные, психологи, социологи активно изучают природу гениальности предлагают новые методики воспитания детей, подходы к развитию.

Гений, гениальность — эти слова овеяны тайной и кажутся недостижимыми обычному человеку, но так ли это? Любой ребёнок талантлив по определению, многие имеют способности к нескольким сферам. Почему одни становятся успешнее других, и оценки в школе не помогают в будущей жизни? Помогут найти ответы рекомендации специалистов по воспитанию гениев.

Проблема гениальности, аргументы в пользу воспитания гениев. Программа развития гениальности:

  1. Определить способности, тип мышления ребёнка — для определения способа развития и воспитания ребёнка важно понимать его способ восприятия мира, интересы, наклонности. Существуют тесты, характеристики , помогающие понять ребёнка. В книге «Как развить в ребёнке гениальность и харизму» говорится о десяти типах мышления у детей, причём у каждого свои особенности и предрасположенности.Поняв ребёнка, легче найти подход к воспитанию, определить, какие таланты развивать, какую дорогу в жизни выбрать.
  2. Помогать в развитии, не мешать — наблюдая определённые интересы, увлечения, стоит поддерживать стремления ребёнка к развитию, не мешать и не навязывать свои идеи. Главное правило: не навреди. Сколько встречается ситуаций, когда дети из — под палки занимаются спортом или ходят на кружки и в музыкальную школу.Ребёнок должен сам определить, что ему ближе по духу, в чём его скрытая сила, родители могут давать выбор, предлагать, не более.
  3. Развивать лидерство, харизму — когда ребёнок осознаёт свои преимущества и сильные стороны, то может чувствовать свою силу. Можно предложить обучать других детей, помогать отстающим в классе, проявлять таланты в обществе: выступления, соревнования, концерты.

    Лидерство — умение вести людей за собой, его развитие возможно при наличии высокой самооценки и ощущения собственной ценности. Ребёнку нужны поддержка родителей и одобрение поступков, жизненного выбора.Проблема гениальности, аргументы за развитие ребёнка, способного стать выдающимся, внести вклад в общественную жизнь. Лидерство — необходимое качество гения.

  4. Повышать уверенность в себе — развитие талантов и проявление гениальности не бывает без уверенности. Как человек заявит о себе в мире, если привык прятаться от людей, как улитка. Как помочь ребёнку развить уверенность?• Вести Книгу успеха, записывать достижения, позитивные отзывы;
    • При неудачах вспоминать свой жизненный опыт, у всех бывают сложные периоды, главное — не сдаваться;
    • Никогда не обобщать — у сложностей есть причины, важно понять их, найти способы достижения результата;
    получать жизненный опыт — ребёнок развивает уверенность, преодолевая трудности, полезно давать возможность действовать самостоятельно, справляться сначала с простыми заданиями, позже — усложнять;
    • Позитивное мышление — пример родителей незаменим, если мама не отчаивается и всегда стремится добиться желаемого в жизни, ребёнок тоже будет проще воспринимать неудачи, стремиться преуспеть в своих делах.
  5. Главное — навыки, а не зубрёжка — школа и образование нужны для выработки навыка к обучению, часто они не успевают за временем, программы не соответствуют современной жизни. Важно уметь найти нужную информацию, заниматься самообразованием. Ребёнка стоит учить полезным навыкам — поиск данных, постановка целей, планирование, достижение нужного результата.Почему преуспевают в жизни троечники? У них часто развита находчивость, креативность, раньше понимают свои наклонности и предпочтение, концентрируют внимание на собственных интересах, не тратят время на неинтересные предметы.
  6. Развивать настойчивость — для реализации талантов, достижения своих желаний, воплощения мечтаний в жизнь ребёнку понадобится настойчивость. Именно это свойство может даже из небольших задатков развиться до уровня высокого мастерства. Дети, способные упорно ежедневно заниматься любимым делом, обязательно станут лучшими, обгонят сверстников.
  7. Развивать креативность, нестандартное мышление — сейчас даже взрослые стремятся открыть творческий потенциал и научиться креативному мышлению. Зачем? Это огромное конкурентное преимущество, креативные люди способны создать новую технику, сделать открытия в науке и искусстве, находить решения там, где остальные видят лишь проблемы.Как развивать креативность?

    • слушать с ребёнком музыку, начиная с беременности, особенно полезна классика (Моцарт, Вивальди), повышает творческие способности также джаз и блюз;

    • заниматься лепкой, рисованием, поделками, помогая развить творческое начало. К тому же, работа руками стимулирует развитие мозга, речи;

    • развивать фантазию, воображение — придумать продолжение сказки, свой сюжет с известными героями, ответы на различные вопросы. Например: куда летят облака, куда идёт эта женщина, куда летит самолёт в небе? Пусть ребёнок учится придумывать и фантазировать. Можно сочинять истории, разыгрывать пантомимы. Это качество поможет находить новые подходы в жизни, мыслить иначе, чем другие.

    Проблема гениальности, аргументы за развитие нестандартного мышления, которое считается ключевым фактором отличия гениев.

  8. Свобода выбора — ребёнку стоит попробовать себя в разных занятиях, направлениях, чтобы определить, к чему больше тянет, есть способности, что интереснее, приятнее. Важно экспериментировать, пробовать — спорт, музыка, техника. Не стоит зацикливаться на поиске талантов, любой ребёнок может стать гениальным при наличии интереса к занятиями и постоянном совершенствовании умений.На определённом этапе жизни сделает выбор, может заняться серьёзно основным направлением по собственному решению. Не нужно заставлять детей, уговаривать, пусть почувствует, что ближе.
  9. Не останавливаться на достигнутом — заметив склонности к лингвистике и хорошему запоминанию слов, можно учить несколько языков. Почему только английский? Есть ещё немецкий, китайский, французский и другие языки. В будущем это будет преимуществом. Для музыкантов — полезно уметь играть на нескольких инструментах, такие специалисты также ценятся больше и могут преуспеть в концертных выступлениях или создании музыки. Универсальность и разносторонность всегда в цене. Важно уметь быстро приспосабливаться и адаптироваться в условиях жизни.
  10. Будьте объективны — не стоит реализовать в детях свои мечты, направлять в медицину или юриспруденцию, потому что у самих не получилось. Также и негативный опыт в жизни родителей не должен мешать детям. Они другие и могут преуспеть в любой сфере, близкой по духу.

Очень важно ребёнку самостоятельно выбирать профессию и жизненный путь. Ведь, когда решают родители — дети в будущем страдают от нелюбимой работы или меняют сферу деятельности спустя годы, а время уже не вернёшь. Задача родителей: вырастить счастливого и успешного ребёнка, помочь найти призвание в жизни.

Способность, гениальность можно развить и помочь ребёнку преуспеть в жизни, проявить себя, реализовать таланты. Родителям стоит учить их полезным навыкам и умениям, а креативность, уверенность и настойчивость наиболее важные из них.

Книги про гениальность, воспитание гениев

Способности, талант, гениальность помогут развить книги для родителей.

Проблема гениальности, аргументы и теории представлены в следующих книгах, которые помогут понять природу гениальности детей и взрослых:

  • «Изменчивость и гениальность» С. В. Савельев — учёный посвятил всю жизнь изучению человека, строения мозга и понимания проблемы гениальности. Он сделал свои новые открытия в понимании вопроса предрасположенности к мышлению на уровне гениальных людей, однако далеко не все люди с нужным строением становятся известными. Возможно, нужны особые свойства психики, навыки реализации способностей, мотивация и стремления?
  • «Гениальность» Ломброзо — в книге рассматривается проблема природы гениальности, а также выявляются схожесть гениальных людей и помешанных, почему? Иначе устроено строение мозга, чем у обычных людей. Может, лучше просто талантливый и развитой ребёнок, чем великий гений? А если есть странности — тоже нормально, это компенсация за особые умения. Современные учёные не поддерживают Ломброзо в полной мере, гении — это особые люди и сравнивать их с помешанными не совсем правильно. Гениальные люди могут иметь некоторые отклонения в мышлении, психике, но далеко не все сумасшедшие — гении.
  • «Гениальность: естественная история креативности» Ганс Айзенк — этот учёный из Британии делает свои выводы о природе гениальности. Он установил, что лишь в 15% случаев явление гениальности связано с физиологией и устройством мозга, а в остальных 85%, особенно творческих проявлениях — результат развития и совершенствования человека, накопления опыта. Среди особенностей гениев — сильно развитое Его, осознание собственной значимости. А значит, низкая самооценка вредит достижениям. Ганс анализирует факторы формирования и появления гениев, делает новые выводы.
  • «Гениальность в каждом из нас: генетика, талант и IQ» Дэвид Шенк — американский писатель, лектор и режиссер предлагает своё понимание природы гениев. В каждом человеке есть таланты и скрытые ресурсы, важно найти их, использовать на полную мощность. Сейчас преуспевают люди, способные выйти за рамки привычного, поверить в невозможное, а для успеха нужны: амбиции, дисциплина и упорство в достижении целей. Все эти качества можно развивать с детских лет в течение жизни. Влияние генов лишь предрасположенность, они определяют талант на 50%, остальное — личные качества и навыки человека. Идея самосовершенствования и развития помогает людям прогрессировать всю жизнь, добиваться высоких результатов.Итак, проблема природы гениальности имеет различное понимание, однако в последнее время учёные и психологи обратили внимание на баланс физиологических предрасположенностей, врождённых способностей и возможность их развития, наличие важных качеств личности. Сейчас побеждают люди, умеющие нестандартно мыслить и смело идти вперёд, постоянно обучающиеся и не отступающие перед трудностями.

Как помочь детям развить способности, стать гениальными? Среди наиболее полезных книг для воспитания талантливых детей следующая литература:

1. «Гармоничное развитие ребёнка» Глен Доман — врач Глен Доман изначально занимался развитием детей с повреждёнными участками головного мозга и сильно преуспел в этом направлении. Позже разработал методику развития здоровых детей — карточки Домана. Его ученики читают с двух-трёх лет, считают, пишут, говорят на иностранных языках. А ещё очень важно физическое развитие для активизации работы мозга — ползанье, упражнения.

Автор утверждает, что гениальность лучше развивать в младшем возрасте, с года до шести наиболее подходящий период. Возможности детей безграничны, практически все склонны к запоминанию информации, если организовать интересные занятия в игровой форме.

  1. «Раннее развитие и обучение Вашего малыша» В. Дмитриева — в книге рассказывается о методиках раннего развития, преимущественно от рождения до четырёх лет. Автор поможет определить программу обучения для малыша, подобрать подходящие методы обучения. Все дети разные, важно попробовать, что будет интересно, подойдёт ребёнку. Все занятия полезно проводить в непринужденной обстановке, без давления и принуждения.

При внимательном подходе и умении заинтересовать ребёнка всегда будет результат: раннее развитие и преимущества в будущей жизни, если ребёнок будет тянуться к знаниям. Ранний возраст наилучший для обучения — сама природа заложила механизм восприятия мира, информация впитывается и усваивается очень быстро.

  1. «Гениальность на кончиках пальцев» Т. Кислинская — талант и гениальность можно развивать с ранних лет. Отличный способ — пальчиковые игры. Психологи заметили, что стихи и песенки в сопровождении движений рук стимулируют развитие и активность мозга ребёнка.

В книге предлагается более ста игр, потешек, которые можно использовать дома или на занятиях в группах. Подобную методику применяют и Железновы, однако там больше песни и музыка, а в обычном варианте — стишки и игры. Такие занятия помогают развивать речь и мышление у детей раннего возраста.

Задатки, талант, гениальность есть в каждом ребёнке, главное — помочь ему раскрыть свой потенциал, проявлять внимание к его интересам, помогать развиваться, познавать наш удивительный мир.

Проблеск гениальности может проявляться как в раннем возрасте, так и позже, в течение жизни. Психологи определили: талант может развиваться и проявляться всю жизнь, поэтому стоит продолжать экспериментировать, развивать креативность, осваивать новые направления.

Проблема гениальности, аргументы в пользу врождённых талантов или воспитания находятся изначально в противостоянии, но на самом деле дополняют друг друга. Талантливые дети не обязательно обладают особым строением мозга, а вот среда для развития способностей необходима обязательно.

Сейчас в приоритете личные качества, умения, навыки, которые помогаем освоить детям, дать знания, которые игнорируют в школе. Ведь часто дети не понимают, зачем изучают школьные предметы, когда в жизни нужно совсем другое: умение находить решения, строить бизнес, ставить цели, а великие люди достигали многого без образования.

Задача родителей: воспитать счастливого, успешного ребёнка, поэтому не стоит зацикливаться на сверхзнаниях, золотых медалях и грамотах. Пусть живёт своей жизнью, развивает способности, таланты, сохраняя живой и пытливый ум. Родители могут лишь помогать, поддерживать, развивать самостоятельность, стремление к достижениям и самореализации.

Гениальные дети — это не самоцель, а следствие гармоничного развития, воспитания. А для этого необходимы: хорошая атмосфера в семье, взаимопонимание, доверие. Дети, чувствуя поддержку и любовь, развиваются лучше.

Желаем всем талантливых, гениальных и счастливых детей!

Хвала безумцам, одиночкам, бунтарям, белым воронам! Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правил, смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, восхвалять их. Или проклинать их. Но только игнорировать их невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то говорит «безумцы», мы говорим «гении». Ведь лишь только безумец верит, что ему под силу изменить мир. И потому меняет его.

Стив Джобс.

Более исчерпывающего описания и представить трудно.

Понять гения непросто. Гений — это целый мир, полный своих солнечных переливов и подводных камней. Ужиться с ним при совместной жизни еще сложнее. Обычно гении рождаются с осознанием того, что они пришли в этот мир не зря. Но понять свое предназначение они смогут понять не сразу, но подсознательно чувствуют, что их ждет. Я выделяю 10 основных критериев, по которым можно распознать человека-гения, далее привожу свой список, который я сделала по своим наблюдениям и умозаключениям. Предпочтительнее назвать это психотипом гения, т.е. набором качеств, которые наиболее характерны для данного типа людей, на мой взгляд (в некоторых пунктах и по две сразу):

1. Любознательность и склонность к наукам. Желание создать что-то уникальное, привнести в мир что-то новое.

2. Трудолюбивы, но только на 50 и с лишним %, в основном они ленивы, предпочитают работать по наитию. На рабочем столе у них может быть творческий беспорядок.

3. Странные, не такие, как все. Гении обычно бывают с причудами, могут наплевательски относиться к своему внешнему виду, например Стив Джобс любил ходить в грязных носках без обуви. И в этом они не видят особенной проблемы. Окружающим они могут казаться не из мира сего, не вызывать доверия, но забавными.

4. Мизантропия, или боязнь общества. Они зачастую ставят себя наперекор обществу отсюда и вытекают следующие качества (признаки):

5. Нетерпимость, несдержанность. Могут быть непредсказуемы, иногда вытворяют безумные вещи, вспыльчивы, быстро выходят из контроля. Могут быть беспричинные вспышки гнева. (Джон Леннон иногда поколачивал своих жен).

6. Бунтарство. Вспомните Джона Леннона и его протест с Йоко Оно в кровати и без одежды.

7. Ранимость, чувствительность. Обладают тонкой душевной организацией, соответственно, и тонкой оболочкой — худосочностью, тонкие пальцы рук — характерные приметы, могут отращивать волосы.

8. Эгоцентризм и тщеславие. Поскольку гении уверены в своей гениальности, они зациклены на себе и своих способностях, что рождает много недопониманий и противоречий с людьми, не умеют слушать других. Часто превозносят свои идеи в ущерб другим. Тщеславие же рождается в них постепенно.

9. Неуверенность и вечное недовольство собой. Гений — натура мечущаяся в поиске самого себя, своего места под солнцем, терзающаяся сомнениями и страхами, отсюда возможны желание уйти в «себя», убежать от реальности.

10. И, наконец, они всегда на шаг от грани безумия, склонны к невротическим расстройствам, депрессии, и могут даже угодить в психушку, если не обратят должного внимания на свою нервную систему и психику.

Ужиться с гением сложно. Они не созданы для семейной жизни в полном понимании этого слова, брачные отношения им даются не просто. Редко какая женщина способна вынести перепады настроения такого избранника. Поэтому зачастую их избранницей становится та, особенная в некотором смысле женщина, обладающая следующими характеристиками — чаще это девушка с филологическим образованием, со знанием редких языков и с тонкими запястьями либо такая же творческая безумная натура, как в союзе Джона и Йоко, которая сможет понять душу гения. Но только на вид она хрупкая и слабая, в ней есть то, чего не хватает гению — сдержанность, чуткость и такая заметная невооруженным глазом красота.

Топ 10: Признанные гении современности (10 фото)

«Слава в руках труда», — говорил Леонардо да Винчи, и был, несомненно, прав, но кроме упорного труда иногда необходимо и хоть немного таланта. Кто знает, каким путём пошла бы история человечества, не появись на свет хотя бы один из них — гениев, преобразивших мир. Вот лишь некоторые из Великих, живущих в наши дни.
1. Тим Бернерс-Ли — «паук», соткавший Всемирную паутину

Британский учёный и изобретатель сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли неслучайно возглавляет Консорциум Всемирной Паутины — ведь именно он придумал интернет, а также внедрил множество других разработок в области информационных технологий.
Работая в далёком 1989-м году над проектом внутреннего обмена документами ENQUIRE для CERS (Европейской Лаборатории Ядерных Исследований), Тимоти пришёл созданию глобального гипертекстового проекта, утверждённого и позже получившего название World Wide Web — Всемирная Паутина. Основой послужила система гипертекстовых документов, сообщающихся между собой гиперссылками — всё это сделали возможным революционные разработки Бернерса-Ли: HTTP (протокол передачи гипертекста), идентификатор URI (и его разновидность — URL), язык HTML. Он создал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире сайт по адресу https://info.cern.ch, появившийся на свет 6 августа 1991-го года (сейчас его можно найти в архиве интернета). Гениальным британцем также был написан первый интернет-браузер для компьютера NeXT.
В 1994-м году Ти Бернерс-Ли при лаборатории информатики Массачусетского Технологического института основал Консорциум Всемирной Паутины, его главой он является и в настоящее время: Консорциум занимается разработкой интернет-стандартов.
Сейчас создатель интернета хочет пойти ещё дальше: он надеется создать семантическую паутину — надстройку над Всемирной, которая поднимет взаимодействие компьютеров по всему миру на совершенно невероятный уровень. Смысл в том, что машины получат доступ к чётко структурированной информации, доступной любым приложениям-клиентам, причём неважно, на каком языке программирования они написаны: компьютеры смогут обмениваться информацией напрямую, без посредства человека — возможно, это приведёт к созданию Всемирного Искусственного Разума.
2. Джордж Сорос, финансовый Робин Гуд

Это одна из самых противоречивых фигур на мировой экономической сцене: одни называют его финансовым махинатором и спекулянтом, другие же приписывают гениальное финансовое чутьё.
Джорджа Сороса «сделала» «чёрная среда» — 16 сентября 1992-го года, когда произошёл «обвал» английского фунта стерлингов на валютном рынке. Поговаривали, что он сам этот обвал и устроил, несколько лет скупая фунты, а затем обменяв их на немецкую марку по спекулятивному курсу: фунт рухнул, и Джордж, используя резервные фонды, за один день заработал на его покупке по разным оценкам $1–1,5 млрд. Эта легенда не совсем верна: сам «счастливчик» признал лишь, что имея акций на $7 млрд, блефовал, доведя сумму сделок до $10 млрд — кто не рискует, тот, сами знаете…
Скандально-известный инвестор разработал «теорию рефлексивности фондовых рынков», гласящую, что ценные бумаги скупаются в зависимости от ожиданий их будущей стоимости, а ожидания — штука тонкая, она подвержена информационным атакам со стороны финансовых СМИ и действиям дестабилизирующих рынок спекулянтов.
У грандиозной запутанной финансовой деятельности Джорджа Сороса есть одна безусловно светлая сторона — ещё в 1979-м году он создал в США благотворительный фонд «Открытое общество». В 1988-м одно из подразделений фонда появилось даже в СССР, но из-за советских компаньонов фонд «Культурная инициатива» быстро прикрыли. В 1995-м году в Россию пришло само «Открытое общество», благодаря программе которого «Университетские центры Internet» в России возникли 33 интернет-центра. Однако в 2003-м году Сорос официально свернул свою благотворительную деятельность в России.
3. Мэтт Гроунинг, автор мульт-вселенной «Симпсонов» и «Футурамы»

Известный во всём мире мультипликатор настаивает, что его фамилия произносится как Грейнинг — причуды гения, ничего не поделаешь: это отображено в его появлении в «Симпсонах», где фамилия произносится именно так.
Мэттью со школы проявлял способности к журналистике и мультипликации, а после приезда в Лос-Анджелес он начал рисовать комиксы, описывающие, как ему живётся в большом городе.
Впечатления от Лос-Анджелеса, видимо, были не очень, так как комиксы назвались «Жизнь в аду»: Мэтту пришлось поработать продавцом пластинок, журналистом, курьером и даже шофёром режиссёра.
В 1978-м году комикс опубликовал авангардный журнал «Wet Magazine», а в 1980-м — уже газета «Los-Angeles Reader». Позже Гроунинга пригласили вести в ней колонку о рок-н-ролле, но он писал в ней, в основном, о том, что видел за день, вспоминал детство, делился соображениями о жизни — в общем, его уволили.
В конце 1980-х Гроунинг создал серию рекламных плакатов для «Apple» с персонажами своих комиксов, разумеется.
В 1985-м году к нему обратился продюсер Джеймс Брукс, чтобы Мэтт нарисовал небольшие мультипликационные скетч-ролики для «Шоу Трейси Ульман», однако Гроунинг придумал кое-что другое: семейку Симпсонов, живущих по адресу Вечнозелёная Аллея, 742, Спрингфилд.
4. Нельсон Мандела, поднявший ЮАР с колен

Жизнь Манделы — яркий пример ненасильственной, но от того не менее упорной и трудной борьбы: уже на первом курсе Университета Форт-Хэр (единственное в то время высшее учебное заведение ЮАР, где могли учиться чёрные) он принял участие в бойкоте политики правления Форт-Хэр и отказался занять место в Представительском студенческом совете, после чего покинул университет. Изучая право в Университете Витватерсранда, Мандела познакомился с будущими соратниками по борьбе с политикой апартеида — Гарри Шварцем и Джо Слово (последний потом займёт место в правительстве Манделы).
В 1940-х годах Нельсон увлёкся либерально-радикальными идеями, стал интересоваться политической жизнью и участвовать в демонстрациях протеста, а в 1948-м году был избран секретарём Молодёжной лиги Африканского Национального Конгресса (АНК) — так началось его восхождение по лестнице политической карьеры.
Политический путь Нельсона Манделы был долог и тернист: годы борьбы (в том числе саботаж и подготовка настоящей диверсионной войны против правительства ЮАР) с угнетением чернокожего населения, суд, и наконец — 27 лет тюрьмы. Обретя в 1990-м году свободу, Мандела вновь стал лидером АНК, бывшего к тому времени уже легальной политической партией, а в 1993-м получил Нобелевскую премию Мира. Первым чернокожим президентом ЮАР он стал путём избрания в 1994-м, и пробыл на этом посту до 1999-го года.
5. Фредерик Сенгер, дважды Нобелевский химик

В юношестве Сенгер намеревался пойти по стопам отца (тот работал врачом), но впоследствии заинтересовался биохимией и не прогадал. Много лет спустя он писал: «Мне казалось, что это был путь к действительному пониманию живой материи и к разработке более научных основ для решения многих проблем, стоящих перед медициной».
Единственный в мире двукратный лауреат Нобелевской премии по химии, Сенгер с 1940-х годов занимался изучением строения аминокислот и свойств инсулина, в 1955-м впервые представил подробнейшее описание молекулы инсулина, таким образом положив начало исследованиям молекулярного состава белков — это была его первая «Нобелевка», нашедшая героя в 1958-м году. Исследования Сенгера сделали возможным производство искусственного инсулина и других гормонов.
Долгие годы работы над расшифровкой ДНК позволили химику в 1973-м году создать аналитический метод установки последовательностей нуклеотидных цепей — эта разработка в 1980-м году снова сделала его Нобелевским лауреатом вместе с Полом Бергом и Уолтером Джилбертом.
Сейчас Сенгер отошёл от дел и наслаждается тихой семейной жизнью в Кембридже со своей женой Маргарет Джоан Хоув (брак зарегистрирован в 1940-м году), у них трое детей.
6. Дарио Фо, лауреат Нобелевской премии Театра

Об этом человеке можно всё рассказать его цитатами, но лучше оставим вам возможность самостоятельно открыть для себя его творчество, если вы с ним незнакомы. Лишь в нескольких словах: это фонтан остроумной политической и религиозной сатиры, лицедейства, шутовства и фарса — фонтан, который, вопреки известному выражению Козьмы Пруткова, вовсе не хочется заткнуть.
Дарио Фо — итальянский режиссёр, драматург, и актёр, неутомимая деятельность и несомненный гений которого сделали его крупнейшей фигурой театральной Европы за последние полвека. Основным мотивом его творчества всегда было высмеивание власти — политической ли, церковной, неважно.
Дарио ещё в студенчестве начал писать скетчи, монологи, и небольшие рассказы. С 1950-х годов Фо снимается в фильмах, создаёт сценарии и пьесы и гастролирует с собственной театральной группой, активно проявляя свои левые политические взгляды.
В 1997-м году Дарио Фо получает Нобелевскую премию по литературе, в его дипломе написано: «за то, что наследуя средневековых шутов, смело критикует власть и защищает достоинство угнетённых». Сам он шутил по этому поводу: «Романы я тоже пишу, только никому их не показываю».
«Художник под прицелом у власти и власть под прицелом художника», «Театр, литература, художественное искусство, которые не говорят за своё время, не представляют ценности», — всё это Дарио Фо.
7. Стивен Хокинг, профессор математики без математического образования

Хокинг известен своими исследованиями строения чёрных дыр и работами по квантовой гравитации: в 1975-м году он создал теорию «испарения» чёрных дыр — это явление получило название «излучение Хокинга». Область интересов знаменитого физика-теоретика — целая Вселенная, он издал несколько научно-популярных книг, посвящённых её рождению и развитию, взаимодействию пространства и времени, теории суперструн, и многим другим занимательным проблемам современной физики и космологии.
В первый год своего преподавания математики в Оксфорде не получивший математического образования Хокинг читал учебник, всего на две недели опережая своих студентов.
В 2003-м году он дал в интервью несколько пессимистичный прогноз развития человечества: согласно ему, нам предстоит переселение на другие планеты, потому что на Земле будут господствовать вирусы.
Ещё в 1960-х у Стивена начали проявляться признаки заболевания ЦНС, которое позже привело его к практически полному параличу конечностей — с тех пор он передвигается в специальном кресле, которым управляет через датчики на некоторых сохранивших подвижность мышцах. В общении с людьми ему помогает компьютер и синтезатор речи, которые друзья подарили ему в 1985-м году.
Тяжёлая болезнь не сломила характер великого учёного — он живёт интересной, активной и, что называется, полной жизнью.
8. Филип Гласс, большой минималист

Американский композитор, творчество которого уходит корнями в индийскую музыкальную традицию — можно сказать, что Филип впитал музыку вместе с молоком матери: его отец владел музыкальным магазином. Судьбоносной стала поездка 17-летнего юноши в Париж — оттуда начинается его восхождение к вершинам музыкального Олимпа.
Гласс несколько лет путешествовал по Индии, где встречался с 14-летним Далай-ламой, и с тех пор является ярым сторонником автономии Тибета. Гений Гласса сформировался под влиянием Баха, Моцарта, французского авангардизма и легендарного индийского музыканта Рави Шанкара.
Главное в творчестве композитора — ритм: его мелодии просты, но выразительны, его упорно называют минималистом, но сам он от минимализма открещивается.
Мировую известность в 1984-м году Глассу принесло сотрудничество с режиссёром Годфри Реджио в создании документальных фильмов: в этих картинах музыка — не фон и не вспомогательное изобразительное средство, она — главное действующее лицо. До этого самым известным произведением Филипа оставалась опера «Эйнштейн на пляже».
В том же 1984-м Гласс пишет музыку к церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, другие его известные работы — музыка к фильмам «Кэндимен», «Шоу Трумэна» и «Иллюзионист».
Когда Глассу задали вопрос: «Какую музыку должен услышать каждый человек?», он ответил: «Музыку собственного сердца».
9. Григорий Перельман, гений в изоляции
Наш гениальный соотечественник ещё в 1990-х всколыхнул мировое научное сообщество своими сенсационными работами по геометрии, математике и физике, но-настоящему всемирную славу ему принесли два доказательства гипотезы Пуанкаре, одной из так называемых «Загадок Тысячелетия», и отказ от заслуженных наград и денежных вознаграждений.
Григорий Яковлевич — удивительно скромный и неприхотливый в быту человек: приехав в начале 1990-х годов в США, он удивлял американских коллег почти аскетичным образом жизни и скептическим отношением к научному сообществу. Его отлично характеризует высказывание «Чужаками считаются не те, кто нарушает этические стандарты в науке. Люди, подобные мне — вот кто оказывается в изоляции».
Однажды математика попросили предоставить в комитет по найму C.V. (резюме) и рекомендации, на что Перельман резко ответил: «Если они знают мои работы, им не нужно моё C. V. Если они нуждаются в моём C.V. — они не знают мои работы».
В 2005-м году Григорий Перельман уволился из Санкт-Петербургского отделения Математического института, практически прекратил контакты с коллегами и живёт с матерью, ведя довольно замкнутый образ жизни.
10. Эндрю Уайлс, мечтательный математик
Этот профессор математики Принстонского университета доказал Великую теорему Ферма, над которой не одно поколение учёных билось сотни лет.
Ещё в детстве Эндрю узнал о существовании этой математической теоремы и тут же начал искать решение, взяв в руки школьный учебник. Он нашёл его 30 лет спустя после доказательства другим учёным, Кеном Рибетом, связи теоремы японских математиков Таниямы и Симуры с Великой теоремой Ферма. В отличие от более скептически настроенных коллег, Уайлс сразу понял — вот оно, и через семь лет поставил точку в доказательстве.
Очень драматичным вышел процесс этого доказательства: завершив труд в 1993-м году, Уайлс буквально во время публичного выступления с потрясшей научный мир сенсацией обнаруживает в решении пробел — основа его доказательства рассыпается на глазах. Два месяца уходит на построчный поиск ошибки (решение уравнения занимало 130 печатных страниц), ещё почти полтора года ведётся напряжённая работа над устранением пробела — ничего не выходит, весь научный мир затаённо ждёт результата, но в то же время злорадствует. И вот 19 сентября 1994-го года у Уайлса случилось озарение — доказательство удалось завершить.
: https://www.fresher.ru/

Определения гениальности.Общее понятие о гениальности

Гениальность — (лат. genius — дух) — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Гениальность традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность — культурное явление человеческой природы.

Наивысшая – в отличие от таланта – степень проявления творческих возможностей личности.
ПРИМЕР. «Гениальность — это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное — этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».
Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г., с. 20.

В настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен …

Известны различные точки зрения:

  • по мнению Платона, гениальность — плод божественного наития;
  • Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
  • в психоанализе гениальность определяется как врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы;
  • бихевиоризм определяет гениальность в терминах поведения: гений замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений;
  • гештальт-психология определяет гениальность как способность к инсайту, умение видеть общее в частном;
  • когнитивная психология тесно переплетается с гуманистическим направлением и определяет гениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широком выборе путей её достижения. Гуманисты вводят понятие «Я-концепции» и центральным предметом изучения ставят самоактуализацию;
  • с точки зрения модной «квантовой психологии», гений — тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (называемому неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему уже со способностью нарисовать новую семантическую карту — построить новую модель реальности;
  • аналитическая психология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». Швейцарский психиатр Эуген Блейлер выдвинул несколько постулатов:

    «а) Гениальность есть такое же уклонение от нормы, как и все остальные; само собою понятно, что она встречается гораздо реже остальных нежелательных уклонений…
    б) Тенденция к отклонению обыкновенно касается всего организма… Поэтому мы при аберрации в стороны гениальности находим сравнительно часто и другие аномалии, уже большею частью отрицательного свойства (чувствительность, нервозность и т.д.).
    в) Существует кроме того связь между гениальностью и душевной ненормальностью. Поэты и музыканты должны обладать более тонкими чувствами, что в повседневной жизни является помехой и доходит чуть ли не до степени болезни».
    По материалам журнала «Твой потенциал», 2007 г., N 5, с. 50-51.

Гениальность (от лат. genius — дух) — высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности — гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Википедия
Гениальность — высшая одаренность; то же, что гений.Толковый словарь Ушакова. Д.Н.
Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального… … Современная энциклопедия
*
ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.… Большой Энциклопедический словарь
Гениальность — (этим. см. гений). Высшие природные способности, дающие возможность творить что-либо, выходящее из ряда обыкновенного. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. (Чудинов А.Н., 1910. … Словарь иностранных слов русского языка)

Гениальность — ГЕНИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.).( Толковый словарь Ожегова. )
Гениальность — наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной… … Философская энциклопедия

Гениальность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

м . лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.
— Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.
— Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального. Толковый словарь Даля
Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Другие значения термина:
* «Гений — это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую.» (И. Кант)
* Гениальность — культурное явление человеческой природы.
* «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» — И. Ньютон.
* Гений — это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия». (Оксфордский словарь английского языка)
* Согласно Большой советской энциклопедии, «Термин „гениальность“ употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал для своего творчества».
* «Исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.» (Гете)
* «Сутью гения является способность видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного.» (Шопенгауэр)
* Гений — «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества». (Эмерсон)
* «Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений — продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова вдело». (Е. Люка)
* Гениальность — «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом». (Вордсворт)
* «Это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме» (Рамон-и-Кахаль)
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:
Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. «Генетика гениальности», В. П. Эфроимсон
При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
* Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. (Москва, 1991)
* В. П. Эфроимсон. Гениальность Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002.

ГЕНИЙ

Смотреть что такое «ГЕНИЙ» в других словарях:

  • гений — я, м. génie f., нем. Genius, пол. geniusz <лат. genius. 1. По религиозным верованиям древних римлян бог покровитель человека, города, страны; дух добра и зла. Сл. 18. Римляне своему Ангелу или по их Гению приносили ладан, цветы и мед.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГЕНИЙ — это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то, чем вы обладаете; гений то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, и попадает. Гений человек с талантом и прилежанием человека без таланта. Габриэль … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Гений — Гений ♦ Génie В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к… … Философский словарь Спонвиля

  • ГЕНИЙ — (лат. genius, от gignere рождать, производить). 1) сила, к рая создает в науке или искусстве что либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2) человек, обладающий такой силой. 3) по понятию древн. римлян… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ГЕНИЙ — филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… … Энциклопедия культурологии

  • Гений — (Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей … Энциклопедия мифологии

  • гений — См. способность, ум злой гений, непризнанный гений… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гений мудрец, гениальность, величие, гениальный человек, зазнайка, умница, титан… … Словарь синонимов

  • Гений — Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

  • ГЕНИЙ — ГЕНИЙ, гения, муж. (лат. genius) (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии низшее божество,… … Толковый словарь Ушакова

  • Гений — я, муж. Нов.Отч.: Гениевич, Гениевна.Производные: Геня (Гена).Происхождение: (Употребление нариц. сущ. гений в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Гений я, м. Нов. Отч.: Гениевич, Гениевна. Производные: Геня (Гена). [Употребление нариц … Словарь личных имен

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *