Фрейдизм это в философии

Фрейдизм это в философии

16 Фрейдизм как философское направление неклассической философии ХХ века

5.3. Фрейдизм как философское направление неклассической философии ХХ века

5.3.1. Философские истоки фрейдизма

Одним из наиболее интересных событий в научной жизни на рубеже 19-20 столетий, безусловно, явилось учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Его представление о природе человека и сущности культуры поразило и всколыхнуло общественность. По широте влияния на общественные науки и по эффективности проникновения во все сферы искусства психоанализ не имеет себе равных. С. Цвейг, давший миру блестящую биографию этой величайшей фигуры современной науки, писал: » Зигмунд Фрейд….сделал человечество более сознательным; я говорю более сознательным, а не более счастливым. Он углубил картину мира для целого поколения, я говорю углубил, а не украсил……в задачу науки не входит убаюкивать вечномладенческое человеческое сердце всё новыми и новыми грёзами; её назначение в том, чтобы научить людей ходить по жёсткой нашей земле прямо и с поднятой головой».

Прежде, чем приступить к детальному анализу его учения следует сразу внести некоторую ясность относительно понятий психоанализ и фрейдизм. Фрейд был прежде всего по профессии врачом – психиатром и невропатологом. Созданное им новое направление в психологии и медицине получило название психоанализ. Однако значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины. Философское обобщение психоанализа — фрейдизм – стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.

Ницше утверждал, что все аффекты в человеке есть преломление той самой воли к власти, что, по его мнению, составляет незримую основу мироздания, доминанту всех стремлений человека. Это соответствует фрейдовской теории сублимации бессознательного в различные виды деятельности. Фрейд не мог оставить без внимания критику Ницше всей культуры в целом как уставшей, упадочной, духовно переутомившейся и требующей радикального обновления. Воля к разрушению, тесно связанная с волей к власти присущей человеку, должна смести все преграды и тем самым оздоровить загнивающую культуру. Это весьма схоже с фрейдовским представлением о наличии в психике агрессивных разрушительных тенденций. Кроме того, часто усматривают в ницшевском мифе о «вечном возвращении» прообраз будущего тезиса Фрейда о стремлении всего живого вернуться к своему изначальному состоянию, вплоть до состояния неорганического. Рассмотрение человека как существа иррационального, подверженного влиянию тёмных страстей характерно для представителей экзистенциализма, для философии Бергсона, Кроче и др.

5.3.2. Общие положения психоанализа

Основное ядро психоанализа его источниках и формах проявления в человеческой деятельности составляет учение о бессознательном. Поэтому для понимания фрейдовской концепции о сущности человека и культуры необходимо представить основные положения теории бессознательного. Конечно, о существовании бессознательного содержания человеческой психики знали и раньше, но это содержание сводилось к тому, что было сформировано в сознании, а потом вытеснено из него. Фрейду принадлежит открытие бессознательного как самостоятельной, независящей от сознания безличной инстанции человеческой души. Всё содержание психики человека он рассматривал как результат взаимодействия сознания и бессознательного, главную роль в котором отводится системе бессознательного. Бессознательное в ранний период развития учения Фрейда было чем-то необязательным, случайным в психике. Это – намеренно забытое неприятное переживание, которое вызывает психическое расстройство и может исчезнуть, если довести его до сознания больного. Этот метод разрядки подавленных импульсов и называется психоанализом в медицинском смысле слова.

Структура внутреннего мира человека и роль бессознательного в жизни представлены в работах, вышедших примерно в первой четверти ХХ столетия. Основные из них – «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному» и др.

Фрейд считал, что все душевные процессы по существу бессознательны, а сознательные процессы являются только отдельными проявлениями всей нашей душевной деятельности. Действия и желания человека детерминируются как внешними, так и внутренними раздражениями. Внутренние или инстинктивные выражают потребности организма человека. Инстинктивные влечения – это постоянная сила, действие которой длится до полного удовлетворения влечений. Отсюда Фрейд делает вывод, что именно влечения, а не воздействия внешнего мира являются движущей силой человеческой деятельности.

В бессознательном сосредоточены все первичные влечения, которые условно можно разделить на две группы: сексуальные желания, влечение к жизни или Эрос и влечение к смерти, которое будучи направленным вовне принимает разрушительный характер (Танатос). По Фрейду, сексуальные влечения присущи ребёнку уже с момента рождения и вначале тесно связаны с его естественными потребностями. Человек в младенческом состоянии руководствуется лишь принципом наслаждения и накапливает огромный запас сексуальных потенций.

Этот момент в учении Фрейда подвергался наибольшим нападкам со стороны учёной общественности. Психологическая наука того времени ревностно охраняла мораль, навязывая людям насильственное ограничение агрессивных и сексуальных тенденций. Стоя на страже христианской морали, боровшейся со всякими плотскими устремлениями, дофрейдовская психология порождала культурное лицемерие в отношении вопросов половой жизни. А все человеческие страсти рассматривались, по выражению Цвейга как «…бледные, немощные зарницы отгремевшей грозы, последние содрогания старого умирающего зверя». Фрейд показал, что сексуальное влечение составляет неотъемлемую часть человека, присущую всем без исключения с рождения. Её нельзя устранить, подавить, заставить исчезнуть. Самое большее, что человек в состоянии сделать – это переключить свои инстинкты в безопасное русло, а будучи подавляемы, они порождают беспокойство, болезнь, невроз и т.д.

Понятие «влечение к смерти» является более поздним. Фрейд ввёл его после первой мировой войны. При этом понятие сексуальных влечений чрезвычайно расширилось, включив в себя влечение к жизни, самосохранению. Учение о влечении к смерти – это новая гипотеза, призванная по-новому осветить природу влечений. Фрейд построил её на основе своих наблюдений над общественными явлениями, связанными с событиями мировой войны, и невротиками, в поведении которых он открыл навязчивое стремление к повторению ранее пережитых состояний и действий. Он вывел общее правило, что каждый организм стремится к возвращению в прежнее, неорганическое состояние. Применив это правило к учению о влечениях, Фрейд сделал вывод, что живому организму изначально присуще стремление к смерти – Танатос. Влечение к смерти толкает организмы к возвращению в прежнее состояние, разложение вплоть до неорганической субстанции, а Эрос стремится сохранить и продолжить жизнь. Вся жизнь человека происходит в условиях напряжённой, никогда не прекращающейся борьбы между этими полюсами. Стремление к войнам присуще человеку от рождения и поэтому не может рассматриваться только как переходный этап на пути становления цивилизованного человека. Новое в учении о влечениях привело к некоторому изменению представлений Фрейда о внутреннем мире человека.

В своей книге «Я и Оно» Фрейд вводит новую терминологию для обозначения психических систем человека. «Оно» стало обозначать примерно то же, что раньше понималось под бессознательным. Сознание стало носить обозначение «Я», а его роль значительно усложнилась. Если прежде бессознательное в значительной степени понималось как низменное, аморальное, а разумное и моральное совпадало с сознанием, то теперь Фрейд пришёл к выводу, что и в «Я» имеется область бессознательного, передаваемого по наследству. Он назвал её «Сверх-Я». Это только иллюзия, будто нашей жизнью управляет наше «Я». На самом деле главная роль принадлежит «оно» или бессознательному, которое имеет природное происхождение и является безличным. Именно оно составляет бессознательную основу нашей души, оно иррационально, вневременно. Сознание – это окно во внешний мир. Бессознательное отгорожено от него областью «Сверх-Я» или предсознательного. Область сознания Фрейд связывал в основном, с восприятием внешнего мира. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в виде действий. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей. Фрейд настаивал на том, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного – принципу реальности. Отсюда – неизбежность борьбы между «Я» и «Оно». Фрейд уподобляет человеческое сознание всаднику, управляющему превосходящей его по силе лошадью, каковой является бессознательное. Но проблема состоит в том, что «Я» не может своевольно управлять мощью бессознательного, черпающего свою силу из дикой природной стихии. Для этого существует особая психическая инстанция, помогающая нашему «Я» выжить в мире природы и общества. Эта инстанция и есть «Сверх-Я» или предсознательное. Его основу составляют нормы, образцы поведения, требования культуры, но оформленные в качестве бессознательной установки. Только таким образом, проникая в «Оно», в сферу бессознательного можно хотя бы отчасти овладеть его тёмными страстями.

Человек может выжить лишь потому, что разум и культура научились подчинять «Оно» своим важнейшим целям. В лобовом столкновении с дикими и необузданными инстинктами культура неизбежно проиграет, так как «Оно» подпитывается вечно неиссякающим источником природы. Но есть особый механизм, позволяющий направлять мощную энергию «Оно» в мирное, социально приемлемое русло». Это есть механизм сублимации, то есть использование энергии инстинктов не по прямому биологическому назначению, а в целях разума.

Как уже было отмечено выше, основным энергетическим источником деятельности человека является «Оно», в котором господствуют агрессивные и сексуальные влечения, обладающие высокой активностью и постоянно стремящиеся овладеть сознанием, чтобы получить возможность удовлетворить их. Но на своём пути они неизменно встречают противодействие со стороны «Сверх-Я», играющего роль строгого морального цензора и бдительного стража, охраняющего «Я» от социально неприемлемых и аморальных влечений. Проявляется «Сверх-Я» в безотчётном чувстве вины или внезапном пробуждении совести. Подчиняясь его требованиям, «Я» подавляет импульсы «Оно» и изгоняет их из сферы сознания. Но так как полностью подавить первичные влечения не удаётся, то возникают вторичные образования, которые являются компромиссными, окольными путями к удовольствию. Сюда относятся сновидения, описки, оговорки, остроты и, считает Фрейд, — произведения искусства.

Фрейд считает, что доминирующей системой в человеке является «Оно», а сознание – его продолжение, возникшее вследствие необходимости учёта требований реальности, но так и не вышедшее из его подчинения. Сознание оказывается замкнутым между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в структуре человеческой психики и ведут непрерывную борьбу за господство. Чем выше развита культура, тем более тяжёло давление, оказываемое ею на человека. Это обессиливает сознание и выводит человека из равновесия. В цивилизованном обществе с его многочисленными предписаниями и запретами против свободного проявления первичных влечений почти каждый человек является невротиком, то есть психически не вполне нормальным. Поэтому вся духовная жизнь человека и вся его деятельность характеризуется тщетным стремлением к тому утраченному состоянию, когда его влечения проявлялись свободно: регрессией к первобытному состоянию, к жизни по «принципу удовольствия».

Итак, «Сверх-Я» формируется в процессе социализации — компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» — законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество, тем мощнее давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не на­рушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический «источник» «Оно». Это и есть «Я». «Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное, невыносимое напряжение.

Если интенсивность потребности велика, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличаются друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.

Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от рефлексии.

Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое с неизбежностью не порождало бы конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором «сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен, и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и не ориентирующее личность на творческую деятельность, губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека — продукт его социализации в конкретном обществе.

Осмысление Фрейдом человека и культуры находится в тесной связи с предложенной им трёхчастной структурой психики. В основе его лежало убеждение в антагонизме природного и культурного начал в человеке. Причиной этого является культура с её идеалами, нормами, требованиями.

Фрейд считает, что психические феномены есть память о реальных событиях человеческой истории. Прежде, чем обратиться к прояснению вопроса об истоках и сущности культуры, необходимо рассмотреть само становление человека как существа разумного, преодолевающего в себе первобытного дикаря.

5.3.3. Психоаналитическая концепция культуры

Психоаналитическая теория культуры связывает процесс возникновения цивилизации и культуры (Фрейд не противопоставляет эти понятия) с отказом человечества от открытого проявления его влечений, агрессивных, сексуальных наклонностей. Культура в целом построена на подавлении страстей. Фрейд пишет, что человеческая культура, то есть всё то, в чём человеческая жизнь возвысилась над биологическими обстоятельствами, обнаруживает две стороны. Это, во-первых, все накопленные людьми знания и умения по овладению природой, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и дележа добытых благ. Люди не могут себе помыслить существование вне культуры. Но они с неизбежностью ощущают давление, которое на них оказывает культура, требующая взамен возможности совместной жизни определённых жертв. Кроме того, культура ревностно охраняет свои институты, заповеди и учреждения от одиночек. По Фрейду, всякая культура строится на принуждении и запрете влечений, поскольку у всех людей имеются деструктивные, антиобщественные, антикультурные тенденции. Культура начала свой отход от первобытного состояния несколько тысячелетий назад именно с древнейших запретов, предписывавших определённые лишения. Эти запреты всё ещё действуют в культуре и составляют ядро враждебных чувств к ней. Древние импульсивные желания заново рождаются с каждым ребёнком, и, по мнению Фрейда, существует целый ряд людей, невротиков, которые на эти отказы реагируют асоциально. Удивителен тот факт, что большинство людей повинуются запретам только из страха наказания.

Наше развитие идёт в том направлении, что постепенно внешнее принуждение уходит внутрь и человеческое Сверх-Я включает его в свои заповеди. Так происходит приобщение к нравственности и социальности. Но вряд ли кто-либо свято верит в то, что звериные природные влечения покорены. Культура несёт не только жестокое подавление человеческой природы. У неё есть величайшие положительные моменты, связанные с защитой человека от безличных сил природы. Все завоевания культуры, в том числе и религиозные представления, произошли из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. Да, культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но плата за это оказывается непомерно высокой – психическое здоровье и счастье человечества. Если культура предъявляет к индивиду слишком высокие требования, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным.

Как вышло так, что наша цивилизация, вознесшая человека на небывалые высоты, даёт так мало мира и уюта? Фрейд, вновь обращаясь к заре человеческой истории, говорит, что это плата за возможность проживать совместно. Отдельный человек должен усвоить запретность некоторых вещей и принести в жертву существенную часть своей звериной свободы. Осознание запретности и страх наказания прочно вошли вовнутрь, с чего собственно и начинаются культура и религия. Все ограничения, на которые наталкивались человеческие влечения, воспринимались как противоборствующая сила всемогущего существа, Бога-Отца. Он с помощью совести загоняет непокорного человека в предписанные границы. В результате варварски-дикое существование постепенно приобретает цивилизованные черты. Культура объединяет людей для совместной творческой деятельности, где энергия первичных влечений находит сообразное с требованиями общества выражение. С этого момента человечество неуклонно будет двигаться к высотам духа, но при этом не будет ни счастливее, ни свободнее. Все эти достижения культуры — не безвозмездный дар, но завоёванное у природы пространство, оплаченное жесточайшим ограничением свободы инстинктов. По Фрейду, прогресс в области человеческой цивилизации неизбежно и с необходимостью связан с ущербом для свободы. Социальные ограничения становятся всё строже и всё сильнее теснят чувственную сторону человеческого существа. Особенным нападкам подвергается сексуальный аспект. Но в самой плоти и крови человеческой бурлят отголоски первобытной свободы инстинктов инцеста, отцеубийства и каннибализма. Даже самое облагороженное дитя цивилизации, выросшее в предельно рафинированных условиях и приобщённое ко всем духовным богатствам культуры, время от времени обнаруживает в себе рвущиеся наружу дичайшие инстинкты. Возможно ли преодолеть трагический раскол человеческой психики, зажатой между страхом Божьим и звериной похотью, запретами и неврозами, инстинктами пола и нормами морали? Фрейд с осторожностью отвечает, что можно только снять напряжение, создаваемое этими полюсами, посредством проговаривания и доведения до сознания глубинных проблем. Но сразу же возникает следующая проблема. Всё культурное творчество, наука, искусство возможны лишь при условии наличия этого напряжения, разрывающего человеческую психику и ищущего социально приемлемый выход. А если мы избавим человека от подобного раскола, то не превратим ли мы его тем самым в здоровое животное, чуждое всяким творческим взлётам и прозрениям?

Да, голос интеллекта слаб в человеке по сравнению с зовом природы, но всё же он неистребим. Человечество должно научиться иметь дело с реальностью. Фромм, излагая представление Фрейда о сущности культуры и религии, заключает, что только свободный человек, сбросивший власть всех авторитетов, может употребить разум и понять мир и свою роль в нём объективно и без всяких иллюзий. Безусловно, первенство интеллекта ещё далеко, но это не есть основание для пессимистических прогнозов. Средства защиты, выдвигаемые культурой против человеческой агрессии, столь сильны, что делают человека не менее несчастным, чем сама агрессия. Поэтому складывается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством. Нарастает недовольство современной культурой и цивилизацией. Её давление на человеческую психику достигло рокового предела, за которым последует либо бегство в безумие, либо переход на новый качественный уровень, когда культура найдёт новые менее болезненные средства. Современные психологи бьют тревогу, отмечая рост немотивируемых преступлений и разного рода душевных расстройств, что связывают с железной поступью современной цивилизации.

Ещё при жизни Фрейд убедился в своей правоте относительно первенства разрушительных влечений в человеке. Мировая война со всей ясностью обнаружила, что гуманность – лишь тонкий слой, охраняющий нас от жесточайшего кровопролития. Современная ситуация такова, что достаточно лишь малейшего импульса, чтобы веками сооружаемое здание культуры обрушилось на головы своих создателей. Величайшая заслуга Фрейда в том, что он заставил человечество прекратить стыдливо замалчивать извлекаемые украдкой необузданные желания. Нужно смотреть правде в глаза – вот требование Фрейда. Только на этом пути возможно преодолеть кризис, не дав окончательно угаснуть с таким трудом поддерживаемому на протяжении веков огоньку человеческого разума.

Какие бы недостатки ни были присущи фрейдизму, бесспорно, то, что он совершил величаший поворот в психологии, выведя её на принципиально иной уровень. В условиях всё большего обезличивания человека техникой современности, создающей уныло-однообразный тип, внимание к истинному человеческому «Я» не могло остаться в тени. Фрейд оказал огромную услугу не только психологии, переставшей с этих пор быть абстрактной наукой, но и поднял на новый уровень обсуждение глубинных противоречий человека и культуры в целом. В этом значимость философских обобщений, сделанных З. Фрейдом и его последователями и критиками: К.Г. Юнгом, А. Адлером, В. Райх, Г. Маркузе.

Библиографический список

1. Белов А.В. История философии / А.В. Белов. М.: Феликс, 2004. 736 с.

2. Канке В.А. История философии: мыслители, концпции, открытия / В.А. Канке. М.: Логос, 2003. 432 с.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2006. 735 с.

4. Кармин А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин. СПб.: Питер, 2006. 560 с.

5. Современная западная философия. Словарь. – М.: Политиздат, — 1991. 414 с.

6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. 398 с.

7. Фрейд З. Недовольство культурой / З. Фрейд // Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.

8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Ренессанас, 1992. 296 с.

9. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э Фромм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. 398 с.

10. Цвейг С. Зигмунд Фрейд / С. Цвейг // Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. – СПб.: Азбука-классика, 2001. 224 с.

11. Яковлев А.А. Предисловие /А.А.Яковлев // Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990. 398 с.

философия фрейдизма и нефрейдизма

-112233

Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).

В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.

Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:

1)»Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;

2)»Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;

3)»Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.

Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса Эдипа и комплекса электры).

Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.

Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.

Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.

Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.

Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.

e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Активность личности -способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Активность личности формируется в условиях социальных связей и контактов человека с социумом. Движущей силой развития личности в ее активном продвижении к вершинам, выступают противоречия, которые возникают в жизни человека и находят свое решение благодаря активности самого индивида и встречной активности социальной среды. В свое время А. Маслоу выделил такие характеристики личности, которая реализует потребность в самоактуализации и развития активности: эффективное восприятие реальности; восприятие себя, других, природы; спонтанность, простота, естественность; концентрация внимания на проблеме (в отличие от концентрации внимания на себе); независимость, потребность в обособленности; автономия (независимость от культуры и окружения); свежесть восприятия; мистичнисть и опыт высших сословий; чувство причастности, единства с другими; глубокие межличностные отношения; демократический характер взаимоотношений; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультурюванню. Итак, личность характеризуется не только творческой, интеллектуальной активности, но и социально-психологической (взаимодействие, обмен информацией, проявление перцептивной-рефлексивных свойств и т.п.), которая определяется спиввиднесенням процесса общения с собственным социально-психологическим опытом, информационным фондом, системой ценностей, степени участия человека в коммуникации. Активность, таким образом, оказывается как внешними формами (поведение, поступки), так и внутренними проявлениями, обусловленными интересами, потребностями, идеалами, убеждениями и т.п.
Активность человека развивается наиболее совершенным образом в процессе труда. Труд содействует выработке таких качеств характера, как устойчивость воли, способность длительно удерживать внимание на процессе труда. Устойчивое направление воли в процессе труда связано с выработкой терпения и настойчивости. Труд содействует также развитию аккуратности, тщательности в работе, вырабатывает чувство уверенности в своих действиях.
З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».
Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца («эдипов комплекс») сталкивается с другой силой — страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения («катастрационный комплекс»).
Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».
Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда (которому, принадлежала заслуга привлечения внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в стороне версию о сексуальных влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т.д.
Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

Главная страница =>Психология=&gtк оглавлению

2.5. Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности

Свою активность личность проявляет в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности выступают ее потребности. Активность же проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Гуманистическая психология (преимущественно американская), называет главным фактором активности — устремление к будущему, к максимальной самореализации, самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт).

Топологическая психология (К.Левин)- объясняет поведение личности тем, что разнообразные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он ощущает в них потребность.

Марксистско-ленинская психология подтверждает, что личность проявляет свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности есть ее потребности.

Согласно З.Фрейда — активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего, полового инстинкта и инстинкта самосохранения. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в разнообразные комплексы, которые и есть причиной активности человека. Активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогичная инстинктам животных, то есть бессознательная. Личность превращается в существо биологическое и чуждое обществу.

Неофрейдизм (характерно сочетание фрейдизма с существенными отклонениями от него) — на первый план выдвигается зависимость личности от социальной среды (А.Кардинер, Е.Фромм, К.Хорни, А.Адлер). Среда проектирует в личность свои самые важные качества, которые становятся формами ее активности: поиски любви, погоня за властью, престижем, стремление покориться и принять мысль авторитетов, бегство от общества.

Отечественная психология выходит из сознания того, что источником активности личности есть органические и духовные потребности — в пищи, одежде, знаниях, труде.

Фрейдизм

Проблема человека в философии Экзистенциализма(Э.)

В пер. с лат. «существование» и означ. фил. существования.Э.-фил течение,считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Родоначальником немецкого Э. стал Хайдеггер. Он определяет основу человеческого существования как конечность, все временность.Пока человеческое существование длится, есть мир,оно исчезнет и исчезнет мир.время же понимается им какпередивание человеческим существоанием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью. Ясперс видел осн понятия фил в экзистенции,пограничной ситуации, заботе, страдании, вине и т.д. т.е. сущность человека раскрывается в эти пограничных ситуациях. Человека нельзя рассматривать объективно:его следует понимать как экзистенцию,предст.собой ур.человеч. бытия, уже не способный стать предметом рассмотрения науки. Экзистенция –это человек, когда он действует свободно, не дает себе и другим манипулировать собой. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел — это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Сартр. В человеке существование предшествует сущности. Т.е. человек свободен, нет никаких объективных норм и предписаний. Человека Сартр сравнивал с актером.(чел внезапно обнаружил себя на театральной сцене в середине представления. Он не знает ни сценария, ни пьесы ни своей роли он должен сам решить кем ему быть. Он может в любой момент покинуть сцену(самоубийство), но это он сделает без понимая того чему вообще посвящен спектакль) Человек обречен на свободу: заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что делает, ответственен перед самим собой,своим существ. Жизнь человека не предопределена изве, он сам хозяин своей судьбы.

Вывод: Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Осознание своей уникальности – есть основополагающий конституирующий момент человеческой реальности.

43.Учение о бессознательном: фрейдизм и неофрейдизм

После смерти австрийского врача и психолога З. Фрейда (1856 — 1939) остались значительное теоретическое наследие и противоречивые оценки созданного им оригинального учения.

Зигмунд Фрейд наряду с занятиями наукой практиковал как врач-психиатр. Он сталкивался с трудностями в лечении больных с неврозами. Поэтому он занимался поисками эффективных методов для их устранения. В итоге Фрейд приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного.

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. Некоторые важные гипотезы фрейдизма:

§ каждое психическое явление имеет определенную причину;

§ бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;

§ существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Во время сна сознание практически полностью утрачивает контроль над психической жизнью.. Сон-это вотчина бессолзнантельного. Во сне бессознантельное содержание психики-жаления, аффекты-«прорывается» в сознание. Часто они не могут реализоваться в повседневной жизни, поскольку постоянно наталкиваются на соц.нормы и запреьы. Исследование сноведений помогло Фрейду сформулировать концепцию бессознанательного. Бессознательное – это нереализованные влечения.Предсознательное находится все же ближе к бессознательному.Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.

В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о трехмерной структуре психики личности. Последняя является совокупностью трех элементов — «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности.

Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В последние годы жизни З. Фрейд занимался вопросами культуры, общественной жизни и места в ней человека. Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями ученый рассматривает и социальные. Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В этот период основными движущими силами развития природы и общества являются два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей.

Велико значение теории психоанализа З. Фрейда не только для развития медицины, клинической психиатрии, биологии, но и для философии и социальной психологии.

Наделенное множеством противоречий и ошибок, это учение, тем не менее, вносит большой вклад в философскую картину современного мира

Психоанализ (фрейдизм)

Его основоположник – австрийский невропатолог, психиатр З.Фрейд. Фрейд занимался лечением истерии (нервно-психических расстройств). Но причины ее возникновения невозможно было понять из анатомо-физиологических особенностей нервной системы. И в тоже время Фрейду было известно о результатах, полученных Брейером. В состоянии гипноза его пациенты вспоминали о событиях, которые предположительно были причинами заболевания. При этом иногда сам рассказ об этих событиях избавлял пациентов от симптомов заболевания. Постепенно Фрейд пришел к выводу о существовании такого психического явления как “бессознательное”.

Вся психическая жизнь личности состоит из трех уровней: Id (оно – бессознательное), Ego (Я – предсознание) и Super-Ego (сверх-Я – сознание). Бессознательное – источник психической энергии, инстинкты человека, которые Фрейд сводил к сексуальным (либидо), а позже еще к агрессивным (инстинкт разрушения – танатос). Бессознательное подчиняется принципу удовольствия.

Эта сфера постоянно находится в противоречии со сферой сознания, в которой представлены моральные запреты, созданные обществом. Это цензура, которая не позволяет инстинктам стать осознаваемыми. Между ними находится Ego, которое подчиняется принципу реальности, пытается уравновесить требования Id и Super-Ego. Если Ego примет решение в пользу Id, но в противовес Super-Ego, но то неизбежно будет испытывать чувство вины, укоры совести. Если в пользу Super-Ego – развивается невроз. Ego неизбежно находится в состоянии конфликта, напряжения. Снятию напряжения помогают защитные механизмы – вытеснение, сублимация и др.

Вытесненные бессознательные импульсы, ища выхода, но, сталкиваясь с цензурой сознания, реализуются во внешне нейтральных формах, имеющих второй символический план: сновидения, шутки, юмор, обмолвки, описки, забытые вещи. Энергия инстинктов также трансформируется в формы деятельности, приемлемые для общества: творчество, искусство, трудовая деятельность. Они помогают разрядке напряжения.

В развитии ребенка Фрейд выделил ряд стадий, связанных с метаморфозом сексуальных инстинктов (до 6 лет инфантильная сексуальность – оральная, анальная, фаллическая стадии, с 6 лет до юности – стадия скрытой, латентной сексуальности). Становление психики ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и восхищение, и страх, и ненависть. Мальчик хочет походить на отца, но одновременно желает ему смерти, это порождает чувство вины. К 6 годам Эдипов комплекс преодолевается под влиянием страха кастрации. У него развивается супер-эго. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют личность взрослого человека.

В лечебной практике Фрейд применял метод свободных ассоциаций. Ассоциации могут указать причину заболевания (события, нанесшие душевную травму), вытесненные влечения. Анализ сновидений — символика.

Недостатки фрейдизма. Преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается как биологическое существо, находящееся в состоянии постоянной войны с обществом.

Достоинство фрейдизма состоит в том, что он привлек внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности. Психоанализ получил широкое распространение в психотерапии, консультировании, психиатрии.

Неопсихоанализ. Представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Салливен, Э. Фромм. Последователи Фрейда, стремясь исправить односторонность психоанализа, не отказались от его главной категории – понятия о бессознательном. Они попытались снять чрезмерную биологизированность психоанализа. Решающая роль была отдана влиянию социокультурной среды.

К. Юнг. Помимо личного бессознательного существует коллективное бессознательное. Оно является врожденным, передается от далеких предков. Обнаруживается в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах и творениях культуры. Разработал типологию характеров: экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь себя, самосозерцатель).

А. Адлер. Индивид из-за телесных недостатков испытывает чувство неполноценности (комплекс неполноценности). Комплекс неполноценности является основой неврозов. Реакция на этот комплекс – желание самоутвердиться среди других (социальный фактор). Механизм – компенсация и сверхкомпенсация (исключительные достижения). Окружающий мир враждебен человеку. Человек стремится добиться превосходства над другими.

К. Хорни. Источник неврозов – не неудовлетворенные сексуальные потребности, а базальное чувство тревоги ребенка, одинокого во враждебном ему мире. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Тревожность приобретает стойкий характер и превращается в невроз, если родители не защищают его любовью и лаской. Чувство тревоги порождает три вида невротических потребностей: движение к людям (поиск любви и одобрения любой ценой), от людей (отрешенность от общества) и против людей (агрессия, стремление к власти).

Э. Фромм. Чисто человеческие потребности (не органические) – продукт социального прогресса. Человек не живет в гармонии с обществом. Обретя свободу в период Ренессанса (в средневековье человек знал свое место в обществе и не испытывал одиночества, оторванности от других), человек утрачивает социальную безопасность, усиливается его зависимость от других, он испытывает отчуждение и одиночество. Механизмы бегства от свободы: садизм, мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм. Только через любовь человек может достичь гармонии, обрести единство с миром и самим собой.

Когнитивная психология. Зародилась в 60 гг. 20 в. в США как альтернатива бихевиоризму с его игнорированием познавательных процессов. Это направление тесно связано с развитием кибернетики, информатики.

Человек представляется как система, занятая активным поиском сведений, их переработкой и хранением, и использующая информацию при принятии решений. Познавательные процессы рассматриваются по аналогии с компьютерными программами. Из кибернетики и информатики в психологию были перенесены такие термины как код, сигнал, информация, программа, кодирование, схема, вход и выход системы. Объектами когнитивной психологии являются восприятие, память, мышление, воображение, речь, язык, когнитивное развитие.

Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности. познавательные процессы были представлены множеством структурных моделей. Представителями когнитивной психологии являются У. Найсер, Г. Саймон, Л. Фестингер, Д. Норман, Ф. Хайдер.

Недостатки. Не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируется проблема субъекта.

Гуманистическая психология. Возникла в 50-60 гг. как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. В качестве объекта исследования выступали не невротик, как в психоанализе, а здоровая, творческая личность, цель которой — самоактуализация. Представители когнитивной психологии – А. Маслоу, К. Роджерс. Основные проблемы – проблемы поиска смысла жизни, самоосуществления, творчества, свободы выбора, ответственности. По мнению, гуманистической психологии, человек обладает возможностью непрерывного развития и сам может им управлять.

Маслоу, используя биографический метод, проследил историю развития многих выдающихся личностей. Он выстроил следующую иерархию потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении. И на вершине этой иерархии находится потребность в самоактуализации (самовыражении), которая является главным источником деятельности человека.

Эта потребность является врожденной и заключается в том, что человек стремится и должен реализовать данные ему от природы способности, возможности приносить людям добро и пользу, развивать свою личность. Если человек лишен этой возможности, условия жизни мешают самореализации, у человека развивается конфликт и как результат – невроз. Лишь 1-4 % людей достигает уровня самоактуализации.

Гуманистической эта психология называется потому, что, по мнению Маслоу, человек рождается с потребностью в добре, нравственности. Возможность для удовлетворения потребности в самоактуализации возникает тогда, когда получили удовлетворение предыдущие потребности.

Если у человека не удовлетворены базовые потребности, они становятся для него ведущими.

Здесь заложен основной недостаток теории Маслоу – непонятно, как высшие потребности все таки формируются у множества людей, у которых не удовлетворены первые группы потребностей. Биологизаторская тенденция – нравственные потребности врождены человеку.

Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма (стр. 2 из 3)

Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация – под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток – низкий рост.

ФРЕЙДИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. «Запреты», которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их «культурными запретами» и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своём культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений – это мерило человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему «Я».

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин «культура» в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию «общество». В наиболее развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывает, что «она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей», и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавиться от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: «В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы». Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти.

Таким образом, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, людьми, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ

О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Фрейдо-марксизм —

1. эклектическое совмещение диалектико-материалистического учения о социальной сущности человека и психобиологизаторской фрейдовской концепции влечений. Фрейдо-марксизм пытается решить проблему познания человека как целостного феномена в единстве его биологических, соматических, социальных, психологических качеств и характеристик;

2. учение, утверждающее, что рефлекс собственности в человеке настолько велик, что её обобществление и формирование человека с коммунистическим мировоззрением невозможно;

3. леворадикальная ветвь фрейдизма, стремящаяся объединить концепции Маркса и Фрейда.

А.Адлер – перенес акцент с «сексуально-бессознательного» на «бессознательное» стремление к власти как основам побуждения людей. По Адлеру человек – не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже – социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

К. Юнг – создал учение о коллективном бессознательном как исторически накопленном «психическом опыте» того или иного народа (исторически сформировавшейся совокупности архетипов). Этот психический опыт усваивается каждым новым поколением людей. Он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют – архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.) Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Таким образом, человек – это прежде всего существо архетипное.

Э.Фромм и Г.Маркузе – наряду с ролью подсознательного в поведении людей, придавали большое значение социальным факторам.

Э.Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в специфике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность положения человека в мире – как природного так и надприродного существа – порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремлением к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает различные формы в ходе истории.

Таким образом, с отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Таким образом, это значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры» человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

Отличительные особенности неофрейдизма от фрейдизма. Социальный психоанализ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Одним из влиятельнейших идейных течений XX в. является психоаналитическая философия,или фрейдизм.Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд(1856—1939). Взгляды Фрейда изложены в его трудах: ≪Толкование сновидений≫ (1899), ≪Я и Оно≫ (1923), ≪Тотем и табу≫ (1913), ≪Будущность одной иллюзии≫ (1927), ≪Неудовлетворенность в культуре≫ (1930) и др. В названных работах ярко проявляется переход З. Фрейда от рационализма к иррационализму. Известно, что в течение продолжительного времени в европейской философской мысли доминировали рационалистические концепции. Феномен сознания был тем центром, вокруг которого возникали философские споры, связанные с осмыслением отношений человека и окружающего мира. Фрейд ввел новое измерение в философию. Он обратился к анализу психики вообще и сформировал на его основе представления о субъективной реальности человека. В работе ≪Я и Оно≫ ученый разворачивает структурную концепцию психики, выделяя в ней такие сферы:

а) бессознательное (≪Оно≫) — это определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений;

б) сознательное (≪Я≫) — это ум человека, или ≪эго≫. Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. ≪Я≫ стремится сделать ≪Оно≫ приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями ≪Оно≫.

в) подсознательное (≪Сверх-Я≫) — это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если ≪Оно≫ обусловлено генетически, ≪Я≫ — индивидуальным опытом, то ≪Сверх-Я≫ есть результат влияния других людей.

Важным составным элементом фрейдистского учения было представление о существовании в недрах ≪Оно≫ вечных бессознательных инстинктов сексуального наслаждения (либидо), вступающих в конфликт с сознанием, ориентированным на принцип реальности, т. е. на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Сознательное ≪Я≫ и подсознательное ≪Сверх-Я≫ стремятся подчинить себе сферу бессознательного ≪Оно≫. При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной новых конфликтов. Поиск их реального разрешения достигается путем сознательного овладения желаниями, либо непосредственным их удовлетворением, либо сублимацией (от лат. sublimare — высоко поднимать, возносить). Сублимация — это особый вид отклонения инстинктов (либидо)


от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией объяснял Фрейд возникновение религии, искусства, общественных учреждений.

Наиболее известными последователями З. Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875—1961), основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937), основатель сексуально-экономической теории австро- американский врач Вильгельм Райх (1879—1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900—1980), идеолог ≪новых левых≫ Герберт Маркузе (1898—1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, потому их концепция получила название неофрейдизма.

Основатели неофрейдизма указали на неспособность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия субъекта и общества. Например, главного представителя неофрейдизма

Эриха Фромма не удовлетворял биологизм и социальный пессимизм Фрейда, поэтому он стремился превратить психоанализ в социальную философию. С этой целью он обратился к предшествующей философской мысли, а именно к взглядам Л. Фейербаха и в особенности К. Маркса, которые дали ему возможность критически переосмыслить фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении личности. Тем не менее, считая, что социальная теория К. Маркса недостаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм дополнил марксизм психоанализом.

Теория Карен Хорни

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я. Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *