Фрейд и его учение

Фрейд и его учение

Фрейдизм или философия Зигмунда Фрейда

Человечество испытало три значительных удара по своему коллективному эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что мы не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума. » Но… так ли это это плохо?

Один из самых скандальных и противоречивых ученых 21 века, Зигмунд Фрейд, как известно, является основоположником современных доктрин психологии. Именно он разработал концепцию психоанализа, дал истоки течения фрейдизма (философия Фрейда) и выдвинул идею о власти секса над всеми аспектами человеческой психики. Я попыталась выделить все основные теории и идеи, предложенные Фрейдом, с которыми,на мой взгляд, должен быть знаком эрудированный человек.

ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ УСТРОЙСТВА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Фрейд полагал, что личность состоит из 3 компонентов: «оно», «я» и «сверх-я». «Оно» — бессознательные инстинкты, некий базис, который мы унаследовали еще от предков. Основное выражение его — импульс продолжения рода, желание. Однако естественное «оно» подавляется рациональным «я». «Я» — ваше сознание, понимание реальности. Также строгим судьей ваших поступков является «сверх-я», то есть часть психики, которая формируется под давлением общества, его норм.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Фрейд был одним из первых, кто выдвинул теории, затрагивающие эту тему. Проще говоря, бессознательное – это любые процессы в мозгу, которые происходят без нашего участия. Однако Фрейд был уверен, что существует нечто большее. Бессознательное непосредственно влияет на наше поведение, а самим бессознательным руководят подавленные в юности эмоции. Он твёрдо верил, что действия человека являются результатом бессознательных процессов. Поэтому «свободный» выбор не так уж свободен, как нам кажется.

КУРЕНИЕ

По мнению Фрейда, жизнь человека можно поделить на психосексуальные стадии. И первейшая стадия в жизни человека — оральная. Это связано с тем, что младенцы получают питание путем сосания груди, и в этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Более того, он считал, что желание женщины курить — проявление желания орального секса, то есть желания воссоздания удовольствия раннего детства альтернавнивы методами. Сам же Фрейд был заядлым курильщиком и выкуривал по 20 сигар в день! Когда его студенты указали ему на это, он ответил: «Иногда сигара – просто сигара».

ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ

Фрейд утверждал, что культура, которая проявляется в нравственных идеалах, идеалах литературы, религии и искусстве, основывается на подавлении инстинктов, поэтому вызывает муки и страдание. Однако культура была в его понимание неизбежной частью цивилизации.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

Одна из важнейших теорий психолога — теория Эдипового комплекса. Если говорить кратко, то ее суть в том, что любой ребенок имеет неравные чувства к обоим родителям, подсознательно желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола.

КОКАИН

Ввремя своих занятий Зигмунд Фрейд начал экспериментировать с употреблением кокаина. Он принимал его сам, давал его всем друзьям. Именно он ввёл применение кокаина в медицинскую практику. Фрейд был полон воодушевления по поводу этого препарата, который, как он утверждал, снимал у него депрессию и помогал бороться с хроническими нарушениями пищеварения. В тот период Фрейд был убеждён, что именно в кокаине он нашёл некое чудесное средство, при помощи которого можно излечить любую болезнь. Позже он признал свою ошибку, но сам употреблял его,как известно, еще в течение 10 лет.

Мы исследуем бесконечные просторы окружающего нас мира, изучаем другие планеты и опускаемся на дно океанов, однако самой большой загадкой для нас все же остаемся мы сами, наш разум, психика, сознание. Многие теории сложно принять по причине сложившейся этики поведения, из-за границ норм приличного. Но я считаю, что, не смотря на эксцентричность и прямоту идей, и ,конечно, некоторые ошибки и неточности, философия Фрейда дает ключ к пониманию сути нас, людей.

Психоанализ Фрейда и его современная критика

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ)

Психоанализ Фрейда и его современная критика

  • Введение
    • 1. Биография Фрейда
      • 2. Философия и психоанализ
        • 3. Психоанализ Фрейда
          • 4. Франкфуртская школа о психоанализе

5. Последователи Фрейда

  • Список литературы

Введение

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект.

Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического — в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнаружила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, стало быть, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания»

1. Биография Фрейда

Зимгмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд) родился в семье галицийских евреев. Его отцу, Якову, был 41 год, он имел двух детей от предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии Натансон, третьей жене Якова, был 21 год. В 1860 году семья Фрейда в связи с финансовыми затруднениями перебралась из Фрайберга в Вену. В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил её в 17 лет. Осенью 1873 года, поступил на медицинское отделение Венского университета. С 1876 по 1882 год работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 году он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины.

В 1882 году Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии.

В начале 1880-х гг. сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность.

В 1886 году Фрейд вступил в брак с Мартой Бернайс (Martha Bernays), внучкой главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса. Впоследствии у них родилось шесть детей — Матильда (1887—1978), Жан Мартин (1889—1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1970), София (1893—1920) и Анна (1895—1982). Именно Анна Фрейд стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

В 1923 году у Фрейда выявлен рак нёба. Ученый перенёс 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни. В 1930 году Фрейд стал лауреатом премии Гёте.

2. Философия и психоанализ

Так как философия строится на базе психологии, она, безусловно, также проявляет живейший интерес к психоаналитическим нововведениям в психологии и обращает на это обогащение наших знаний такое же внимание, какое она демонстрирует при всех более или менее значительных успехах узкоспециальных наук. Философия непрерывно занималась вопросами бессознательного, однако при этом почти всё её представители занимали одну из двух крайних позиций. Они рассматривали бессознательное или как нечто мистическое, неуловимое, скрытое от человека, пребывающее в неких сумерках по отношению к психическому, или же ставили знак равенства между душевным и сознани5ем, а уже из этого определения делали вывод, что нечто, подобное бессознательному, не может быть ни качеством психического, ни предметом психологии. Подобные мнения имеют место потому, что философы отрицали бессознательное, не имея понятия о самих феноменах бессознательной душевной жизни, то есть даже не догадывались, насколько эти феномены близки к феноменам сознательного и в чем у них отличия.

Есть у философии и ещё один стимул к познанию психоанализа, и этим стимулом является то, что она сама становится его объектом. Философские учения и разработанные ни их основе системы являются трудом небольшого числа ученых с выдающимися способностями. Ни в одной из других известных наук личность самого научного работника не играет такую огромную роль, как в философии.

Психоанализ может раскрыть и субъективную сторону индивидуальную мотивацию философских учений, которые появились якобы в результате беспристрастной логической работы ученых.

Многие западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.

Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам.

Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций. Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.

Сам Фрейд говорил, что в психоанализе отсутствует философская вспомогательная наука, которая могла бы оказаться полезной для достижения ваших врачебных намерений. Ни спекулятивная философия, ни дескриптивная психология или опирающаяся на физиологию органов чувств так называемая экспериментальная психология, которые изучаются в школах, не способны сообщить вам что-либо пригодное об отношении между телесным и душевным и дать вам в руки ключ к пониманию возможного нарушения душевных функций. Зигмунд Фрейд Лекции по введению в психоанализ/Пер. с нем. А.М .Боковикова — М.: Академический Проект, 2009-С.597

3. Психоанализ Фрейда

Для того чтобы говорить о психоанализе для начала нужно выделить некое определение для него.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Психоанализ — это медицинский метод, который направлен на лечение определённых форм нервных расстройств (неврозы) при помощи психологической техники. Зигмунд Фрейд Интерес к психоанализу: Сборник/ З.Фрейд; пер. с нем.-Мн.: «Попурри», 2006.-С.592

Если говорить о болезнях, которые могут вылечиваться с помощью психоаналитической терапии, то мы можем назвать как истерические припадки и ступоры, так и разнообразнейшие проявления невроза. Если же говорить о тяжелых формах душевных заболеваний, то здесь психоанализ не дает никакого результата. Однако как в случаях неврозов он впервые в истории медицины позволяет увидеть механизмы их происхождения и возникновения.

Существует огромное число как мимических и словесных проявлений, так и мыслительных процессов, которые пока ещё не стали объектом психологии, так как они являются только следствием неких органических заболеваний или нарушений каких-либо функций психического аппарата. Здесь я говорю о промахах, случайных поступках и сновидениях у людей нормальных, о припадках, судорогах, бреде, галлюцинациях, навязчивых идеях и действиях людей, страдающих неврозами. Данные феномены практически всегда приписывают патологиям и только после этого пробуют объяснить их с точки зрения физиологии, хотя это непременно заканчивается неудачей. А вот психоанализ сумел доказать, что все вышеупомянутые феномены сразу становятся понятными, если их объяснить с психологической точки зрения, и что они существуют в уже известных нам связях явлений психологического характера. Получается, что, с одной стороны, психоанализ словно бы сужает рамки физиологического способа мышления, а с другой стороны, переводит большую часть патологии в области психологии. Психоанализ дает доказательства в обоих случаях, при этом независимо друг от друга, демонстрируя, что как нормальные, так и патологические явления подчиняются одним и тем же правилам.

Что касается обыкновенных феноменов, которым в данной работе уделяется особое внимание, наиболее подробно мы остановимся на промахах и сновидениях.

Ошибочный результат (или же промах), иначе говоря, забывание хорошо известных слов и имен, оговорки, описки, прятанье вещей в такие места, что потом их просто невозможно найти, потеря, некоторые странные ошибки при отличном общем знании предмета, определенные привычки, касающиеся жестов и движений. Промахи человека- это полноправные психические феномены, которые каждый раз имеют собственный смысл и собственную тенденцию. Человек, который совершил промах, может и не заметить его. Он может ясно ощущать подавленную тенденцию, которая находится в основе промаха, однако без анализа ему обычно неизвестно, что этот конкретный промах — результат действия данной тенденции.

В некоторых случаях анализ промаха не так прост и ведет к менее тривиальной разгадке. Происходит это из-за вмешательства особого явления, которое мы называем отклонением. Примером здесь может служить то, как вы забываете имя человека, против которого абсолютно ничего не имеете.

Во многих случаях психоанализ открывает иные тенденции, истоки которых скрыты в каких-либо прошлых ситуациях и сейчас вынуждены проявляться всего лишь на заднем плане в виде разнообразных нарушений. Например, оговорка часто выдает ваше мнение, которое вы хотели крыть от партнёра. Временами у людей образованных проявляются в виде промаха и иные суеверия.

Объяснения промахов с точки зрения психоанализа ведет к постепенному изменению нами образа окружающего мира, даже если явления, которые мы рассматриваем, чрезвычайно велики. Самый обычный человек может поддаваться действию противоположных стремлений гораздо чаще, чем этого можно было бы ожидать. Однако ещё более важным является то, что большое число бед, которые мы обычно полностью списывали на случайность, посредством психоанализа свидетельствуют о значительной доли наших желаний, пускай даже бессознательных.

Нельзя ни сказать о таком феномене душевной жизни здоровых людей, который имеет ещё больший успех в психоанализе. Здесь идёт речь о толковании сновидений, с которого берёт начало сама история психоанализа и которое противопоставляет себя официальной науке. Исследования медиков рассматривают сон как исключительно физический феномен, не имеющий абсолютно никакого смысла и значения. Медики видят в нём реакцию спящего мозга на физическое раздражение, которое вызывает частичное пробуждение.

Что касается психоанализа, то он поднимает значение сновидения до значения полноценного психического акта, который имеет определённый смысл, конкретное намерение и назначение в душевной жизни индивида.

Психоанализ учит нас следующему: каждое сновидение имеет свой смысл. Кажущаяся чуждость сновидения берет начало в искажении его смысла, а его абсурдность намеренна; что касается нелогичности, то при толковании она не имеет абсолютно никакой роли. Содержание сновидений в том виде, в котором оно помнится после пробуждения, мы называем явным, или манифестным. Если же говорить о толковании сновидения, то оно ведёт к бессознательным, иначе говоря, к скрытым мыслям сновидения, прячущимися за манифестным содержанием и представляются именно им. Превращение скрытых мыслей сновидения в манифестное содержание сновидения психоаналитики называют работой сновидения, эта работа ведёт к появлению искажений, из-за которых мы позже не в состоянии найти в содержании сновидения его скрытые мысли. Работа сновидений — это психологический процесс, и в психологии до сих пор не было известно ничего подобного ему. Она привлекает наш интерес по двум причинам:

· Во-первых, потому что данная работа демонстрирует такие новые явления психологии, как сгущение представлений и смещение, или сдвиг психологического акцента с одного представления на другое, которое мы не замечаем вообще, или просто считаем основой так называемых ошибок логики.

· Во-вторых, потому что её изучение даёт нам возможность разгадать секрет игры сил нашей душевной жизни, прямая деятельность которой недоступна нашему сознанию.

Работа сновидения подталкивает нас к допущению существования бессознательной психической деятельности, которая более обширна и значительна, чем та, которая связана с сознанием.

Главной функцией сновидения является лишь сохранение сна. «Сновидение — это хранитель сна». Что касается самих мыслей сновидения, то они могут служить самым разным психическим функциям.

Начав свою деятельность с работы над сновидениями, психоанализ смог выстроить психологию неврозов, которая продолжает дополняться и развиваться в результате непрерывной работы.

С точки зрения психоанализа, большая часть психиатрических задач должна разрешаться психологией. Но было бы чрезвычайно грубой ошибкой предполагать, что психоанализ претендует на абсолютно психологические понимание всех душевных страданий человека. Психоанализ не может отрицать воздействие определённых органических факторов на душевный аппарат.

Результатами психоанализа могут являться следующие выводы:

· Психоанализ явно определяет главенствование эмоциональных явлений в душевной жизни;

· Психоанализ доказывает широкую распространенность страстных нарушений интеллекта у нормальных людей-нарушений, которые аналогичны точно таким же проявлениям у больных.

«Психоанализ слишком строг, деловит и трезв в своей холодной ясности. Он даёт только познание. Веры у него нет, и он навсегда останется наблюдателем реальности, но не сможет заняться миросозерцанием. Это его граница. Психоанализ раскрывает смысл каждой отдельной жизни, разделяя и дробя его на части, но объединить и воссоздать единый смысл он не может. Ведь сколь ни были бы велики творческие достижения Фрейда, за пределами его теории остаются огромные неисследованные просторы. И если он истолковал и открыл душе её сокровенные узы, то другим уже легче возвестить её свободу, вплоть до присущего ей устремления на просторы Вселенной» Стефан Цвейг (28 ноября 1881 — 22 февраля 1942) — австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий.

4. Франкфуртская школа о психоанализе

Франкфуртская школа возникла на базе Института социальных исследований при Университете Франкфурта-на-Майне. Хотя отсчёт её существования принято вести с 1930 года, когда институт возглавил Макс Хоркхаймер, но марксистские исследования велись в Институте с момента его основания в 1923 году. Первый его директор, историк и правовед австромарксистского толка Карл Грюнберг, привлёк к работе в Институте целый ряд талантливых молодых интеллектуалов с коммунистическими и социал-демократическими убеждениями, основал первый крупный журнал по истории рабочего движения в Европе и наладил тесные связи с Институтом Маркса—Энгельса в Москве. Уже до 1930 года во франкфуртском институте были заложены основы будущих направлений работы, а его журнал включал новейшие статьи Карла Корша, Дьёрдя Лукача, Хенрика Гроссмана и Давида Рязанова. Макс Хоркхаймер, ставший директором Института в 1930 году, объявил его целью разработку «социальной философии», дополненной эмпирическими исследованиями. В 1932 году предыдущее издание Института, «Архивы истории социализма и рабочего движения», было заменено на «Журнал социальных исследований» Вокруг Франкфуртской школы группировались оппозиционно настроенные марксистские мыслители, резко критически относившиеся к капитализму, но считавшие, что идеологи ортодоксальных левых партий выхолостили и вульгаризировали широту диалектического анализа. В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. После прихода к власти нацистов в 1933 году представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать в США, куда и был перенесён Институт. Франкфуртская школа оформилась на волне распространения социалистических и фрейдистских идей в среде западных интеллектуалов. Она продолжила начатое Дьёрдем Лукачем (бывшим одним из её первых критиков) в Венгрии переосмысление учения Маркса и Энгельса, отличное от трактовок марксизма как в сталинском СССР, так и в среде западных ортодоксальных социал-демократических и коммунистических партий. Необходимость дальнейшего развития марксизма в условиях XX века, по мнению франкфуртцев, обуславливалась подавлением рабочего движения в Западной Европе и опасностями, вызванными возникновением фашизма и нацизма. Немаловажную роль сыграла и публикация в Советском Союзе неизданных к этому моменту «Экономико-философских рукописей 1844 года» (1927) и «Немецкой идеологии» (1932) из архива Маркса и Энгельса. Эти произведения, написанные с радикально-гуманистических позиций, наглядно свидетельствовали о преемственности гегельянской и марксистской мысли, а также о центральной роли концепции отчуждения в раннем марксизме.

В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости » критической теории «, противостоящей ранее существовавшим методам познания, характеризующимся идеалистическо-метафизическими или сциентистско-позитивистскими установками. Эта идея была сформулирована в статье Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» (1937) , в которой отстаивалась мысль, что предметом социального познания должна быть система взаимоотношений между природой и человеком, а не отдельные ее состояния. По-своему интерпретируя психоаналитическое учение Фрейда, франкфуртцы порой не только не соглашаются друг с дротом, но и высказывают противоположные суждения, как это имело место в работах Маркузе и Фромма. Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамках которой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво.

5. Последователи Фрейда

Карл-Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский врач, психолог и философ. В течение ряда лет Юнг работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. Вместе с Фрейдом они посетили Америку, создав там международную психоаналитическую организацию, однако, вскоре после их триумфального завоевания Америки, Юнг и Фрейд разошлись в своих взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.

Надо сказать, что во многом критика Г. Юнгом взглядов Фрейда была справедливой. Внесенные им новые положения в философию психоанализа, по мнению сторонних наблюдателей, существенно укрепили основные положения психоаналитической философии и позволили создать новое, весьма продуктивное направление не только в философии культуры, но и развить аналитическую психологии.

Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще дописьменные эпохи.

На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.) В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека Г. Юнг приходит к выводу, что в истории человечества развивались две крайних точки зрения на эту проблематику, связанные со спецификой восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека в абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке.

Альфред Амдлер (7 февраля 1870—28 мая 1937)— австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии.

Около 1910 года Альфред Адлер начал обращать внимание на некоторые сознательные факторы личности и постепенно отклонился от основных идей Фрейда, а именно от представлений о важности младенческого либидо и о движущей силе подсознательного Ид. Через некоторое время Адлер сам осознал, что мысли его все дальше отходят от психоанализа Фрейда; тогда он устранил это слово и назвал свою систему «индивидуальной психологией».

Наиболее известная из его идей — это «комплекс неполноценности». Он подразумевает под этим чувства, сосредоточивающиеся вокруг очевидного физического или психического недостатка. Примеры таких недостатков — хромота, низкий рост и заикание. «Неполноценность» вызывает интенсивное стремление восполнить ее или приобрести власть или престиж каким-либо иным путем. Иногда это делают, развивая какой-нибудь другой, не пораженный орган, но часто придают особое внимание нарушенной функции, развивая ее до тех пор, пока она не станет выше среднего, что может быть использовано для повышения общественного положения индивида. Таким образом, хромой Байрон становится известным пловцом, а заика Демосфен — знаменитым оратором; между тем как низкорослый Наполеон получает свою компенсацию, став могучим вождем сражающихся людей.

Как полагают психоаналитики, предлагаемые Адлером методы лечения, основанные главным образом на объяснениях с пациентом, заходят недостаточно глубоко, чтобы вызвать стойкие изменения в способе расходования индивидом его энергии, а потому полезны скорее для руководства, чем для подлинного лечения.

Эрих Фромм (1900—1980) после окончания университета и защиты докторской диссертации по философии работал в Берлинском институте психоанализа, а затем на протяжении нескольких лет в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне, где именно в это время закладывались основы будущей знаменитой Франкфуртской школы Приход Гитлера к власти заставил практически всех наиболее радикально мыслящих сотрудников выехать за пределы Германии и Э. Фромм уехал из Европы в Америку, где прожил, работая в вузах США и Мексики до 1974 года.

Карен Хорни (1885—1952) также начинала свой творческий путь в Берлинском институте психоанализа и также эммигрировала в США, главным образом, потому что ее леворадикальные взгляды были несовместимы с тоталитарным режимом национал-социализма К. Хорни начинала как ортодоксальный сторонник З. Фрейда, однако, довольно рано поставила под сомнение главный тезис фрейдизма — биологическую природу бессознательного, показав, что природа бессознательного коренится не в биологической природе инстинктов, а в обществе и его культуре, которые оказывают определяющее воздействие на формирование социокультурных традиций, лежащих в основе характера и ментальности человека. Ей принадлежит заслуга выявления функций бессознательного. Главной из них К. Хорни называет приспособительную, считая, что именно в ней выражаются определенные социокультурные тенденции и сохраняются определенные типы культуры. Поэтому бессознательное связано не столько с инстинктами, сколько с определенными общественными потребностями. В отличие от основателя психоанализа, К. Хорни не была настроена пессимистически по отношению к природе человека и к его невротизму. Она, в соответствии с общей оптимистической традицией, свойственной для американской культуры, считала, что все конфликты разрешимы и видела задачу врача-психоаналитика в том, чтобы помочь человеку решить его проблемы на пути к счастью.

Безусловной удачей К. Хорни является ее долголетний творческий союз с группой талантливых этнографов и культур-антропологов Америки, в первую очередь, с Маргарет Мид и Рут Бенедикт, которые успешно разрабатывали проблемы адаптации подрастающих поколений.

В свою очередь Э. Фромм и К. Хорни использовали работы культур-антронологии для того, чтобы на основе их экспедиционных данных, например о взрослении девочек на Самоа, показать, что многие невротические конфликты определяются социокультурными, а не инстинктивными влечениями, как это утверждал З. Фрейд. Именно эти позиции неофрейдизма сближают его с главным тезисом марксистской философии общества о причинной обусловленности всех явлений духовной жизни социальными отношениями.

Сами фрейдисты нового направления считают, что для них главные идеи марксизма это — отчуждение или товарный фетишизм и овеществление, в которых раскрываются бесчеловечность европейской культуры и общества, основанного на частной собственности.

Сам Фрейд говорил следующее: «Я уверен, что обязан этой честью только тому, что моё имя соединяется с темой психоанализа. Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участия в первых начинаниях.» Зигмунд Фрейд Я и Оно:Сочинения. — М.:Издательство Эксмо; Харьков: Издательство Фолио, 2006.-С.864

психоанализ философия сновидение фрейд

Список литературы

1. Зигмунд Фрейд Я и Оно: Сочинения. — М.: Издательство Эксмо; Харьков: Издательство Фолио, 2006.-С.864

2. Зигмунд Фрейд Интерес к психоанализу: Сборник / З.Фрейд; пер. с нем.-Мн.: «Попурри», 2006.-С.592

3. Зигмунд Фрейд Лекции по введению в психоанализ / Пер. с нем. А.М. Боковикова — М.: Академический Проект, 2009-С.597.

Размещено на Allbest.ru

фрейд

План:

  1. Зигмунд Фрейд , его краткая биография

  2. Введение в психоанализ

  3. Основные понятия и идеи психоанализа

Краткая биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии.

Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.

Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется: во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развившихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

*человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

*эти влечения преимущественно бессознательны;

*попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

* индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

*конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

*освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ Фрейдаобозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Огромный прорыв Фрейд совершил в лечении нервных расстройств. Ранее истериилечились массажами и считалось, что они свойственны только женщинам, имеющим блуждающую матку. Фрейд же заметил, что зачастую физические заболевания, вызванные истерией, не имеют никаких органических причин, следовательно, эти заболевания появляются на подсознательном уровне, более того, гипотеза о том, что психосоматические заболевания характерны только для женщин также были оспорены Фрейдом.

До появления работ Фрейда в мировой психологии считалось, что все психические процессы, происходящие в личности, человек может осознать сам и полностью проанализировать. Основное же внимание в изучении человека уделялось его физиологии.

Фрейд же, изучая психику человека, опроверг утверждение о том, что никто не может понять психический процесс лучше человека, который испытывает его на себе. Он утверждал, что многие психические явления человек не осознает — они происходят глубоко в психике. Не изучив эту скрытую область психики невозможно понять человека. о чтобы выявить нарушения в психике человека, необходимо полностью проанализировать и осознать все ее самые глубокие слои. Основываясь на своей практике. Фрейд называл сексуальные и психические травмы, полученные в детстве — основными причинами появления психосоматических заболеваний.

Выдвинув гипотезу о том, что личность всегда находится в конфликте с обществом и что поведение людей зависит от психики, а не от развития социума, Фрейд делает вывод, что причиной возникновения психических расстройств является то, что пациент старается подавить свои тайные желания, боясь осуждения общества. Из-за подавления желаний возникают психофизиологические проблемы. То есть, для того чтобы полностью излечиться, человек должен осознать и заново пережить подавленное влечение. Для выявления этих влечений Фрейд предлагал использовать гипноз. Наиболее вытесняемыми влечениями Фрейд называл эротические желания. Он говорил о том, что подавленные желания могут проявляться не только в психических заболеваниях, но и во всех продуктах человеческой деятельности — в искусстве, например.

Позже Фрейд перестает применять гипноз, так как этот метод не приносит желаемых результатов. Вместо этого Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Собственно, эти методы и заложили основу психоанализа. Этот термин он впервые употребил в 1896 году.

Метод свободных ассоциаций состоял в том, что пациент, удобно устроившись на кушетке, говорил все, что приходило ему в голову, не стесняясь самых неприличных, бессмысленных и грубых высказываний, таким образом освобождались те забытые желания и ощущения, которые отсекались сознанием при применении самоанализа, принятым во время критического мышления. В последствии Фрейд скажет, что этот способ работает не всегда.

Вторым методом психоанализа являлось толкование сновидений. Фрейд называл сновидения искаженным образом бессознательных желаний. То есть сон — это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты. Эту теорию он подробно описал в свой первой работе «толкование сновидений» в 1900 году.

В дальнейшем теория психоанализа видоизменялась. К понятию «либидо» добавились также терминыЭрос — стремление к жизни иТанатос- стремление к смерти. Танатос является ведущей страстью и проявляется в агрессии человека. Также появились понятия «Ид», «Эго» и «Супер-Эго», которые входили в состав личности человека.

Техники (и этапы анализа)

1.Накопление материала:

* метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

* «Толкование сновидений»

2.Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

3.Анализ «сопротивления» и «переноса»

4.Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Топографическая модель психического аппарата

Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Фрейд предложил такую структуру психики:

Эго («Я») та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

Суперэго («Сверх-Я») моральные установки человека.

Ид («Оно») предст. собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Защитные механизмы

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

1.Замещение

2.Реактивное образование

3.Компенсация

4.Вытеснение

5.Отрицание

6.Проекция

7.Сублимация

8.Рационализация

9.Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который ныне насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

невроз — отрицание (Verneinung)

психоз — отбрасывание (Verwerfung)

перверсия — отказ (Verleugnung)

Расщепление сознания

«Понятие расщепления разрабатывалось Фрейдом преимущественно в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме.»

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;

1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;

6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;

с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *