Формирование и развитие воли

Формирование и развитие воли

Формирование воли

Воля — это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать — отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими — вы стали волевым человеком.

В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов.

Первый этап — противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

«Я сам!» — кричит ребенок родителям, отстаивая свое желание сделать по-своему. Это еще не воля, это только неоформленная энергия, которая может превратиться как в волю, так и в упрямство, мстительное противостояние. Какая между ними разница? Волевой человек ориентируется на себя и делает то, что нужно ему, упрямый и мстительный — смотрит на окружающих и действует наперекор окружающим, назло или во зло им.

Чтобы неоформленная энергия противостояния начинала трансформироваться в волю, неоходим ряд непростых условий. В первую очередь это уважение ребенка к родителям, желание ребенка подражать отцу — и развитость воли у отца, способность отца дать привлекательные образцы волевого поведения. Многие важнейшие элементы волевого поведения к ребенку приходят через запечатление: запечатление сильного, волевого голоса отца, запечатление его решительных жестов и движений, запечатление его сильных выборов и готовности отвечать за свои поступки.

Если отец мямля, ребенок усваивает поведение мямли. Если отец волевой, но его отношения с ребенком не выстроены, вместо контакта напряженный конфликт, то отцовские требования будут вызывать у ребенка протест, и развитие воли у ребенка будет внутренне конфликтно: его собственная воля будет вызывать у него возражения и протест.

Так нередко рождаются лидеры движений за тотальную свободу, сторонники свободного воспитания и абстрактного гуманизма, борцы с социумом, подавляющим свободную индивидуальность. Такие люди не будут развивать свою волю, потому что волевое «надо» у них ассоциируется с насилием, подавлением, чем-то удушающим — в противоположность мягкому и доброму «хочу», «нравится». Они не будут вырабатывать волю, они будут искать, как превращать Надо в Хочу, хотя бы — учиться переформулировать Надо в «Я выбираю». Это полезные инструменты, но это — не воля.

Другим условием формирования воли является уважение к разуму и ориентация на внешнее, объективное: внешние цели, объективные результаты и наблюдаемые признаки, записанные обязательства с реальными показателями достижения результатов. Когда нет обязательств, нет внешних показателей, нет цифр и объективки, себя легко обмануть и объяснить все что угодно: «Я решил, что мне это не нужно», «Это не мое» и просто «В другой раз».

Только в том случае, если человек признает волю как ценность, ориентируется на разум и внешнее, он может перейти уже к залючительному этапу формирования воли. Содержание этого этапа — противостояние ненужному внутреннему. тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

У меня есть цель стать здоровым, для этого нужно делать по утрам зарядку, а иногда с утра так хочется еще поваляться… Если я могу поднять себя с кровати — у меня есть воля.

Какая-то воля есть у всех, как у всех есть мышцы. Другое дело, что они бывают в разном состоянии: у кого-то бодрые и готовые к любой работе, а у кого-то заплывшие жиром, ленивые и сонные. От человека зависит — будут ли его мышцы сильные или не будут, так же и с силой воли: если человек работает над силой воли — будет воля, а если стоит разведя лапи в сторону и ноет о том, что все бы хорошо, вот только Воля у меня слабая — воли не будет.

Ссылаться на отсутсвие воли, как на невозможность что-то делать — это форма проявления умной лени.

Примерно с таким же успехом можно оправдывать свою привычку есть руками, а не ложкой, тем, что ложки стоят у раковины, а раковина — в 3-х метрах от стола и поэтому «Не могу есть ложкой, у меня ее нету…» Классно. Встань и возьми — будет. Нет воли — развивай!

Другое дело, что любое дело лучше делать грамотно. Поэтому посмотрите статью Развитие личности на позитиве.и в целом Как работать над собой.

Успехов вам!

Формирование воли

Формирование воли происходит на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Факторы формирования воли. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование воли в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей — капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка. Эти ошибки состоят в том, что родители во всем угождают ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабоволия.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребёнком художественной литературы, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизни ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, — создание строго определенного распорядка дня. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.

Формирование воли связано с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Большая роль в формировании воли принадлежит физическому воспитанию. С одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей.

Для формировании воли важна игровая деятельность. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка известные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решительность в действиях.

Огромное место в воспитании воли ребенка принадлежит детскому коллективу. Дошкольное общественное воспитание ребенка систематически формирует его волю потому, что позволяет воздействовать на ребенка волей других в процессе коллективной игры и совместной деятельности.

Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его интересами, дети приучаются владеть своим поведением, руководствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к большей настойчивости, стойкости, решительности, разоблачения проявлений малодушия, трусости.

Необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в формировании воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в настоящий производительный труд.

Характеристика типов темперамента

№ п/п Характеристика Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Поведение
Эмоции
Настроение
Адаптация
Терпение
Общительность
Отношение к критике
Отношение к новому

10. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность осо­бенностей личности — это:

а) характер;

б) темперамент.

11. В течение жизни у человека могут изменяться:

а) черты характера;

б) темперамент;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

12. Основой характера является:

а) воля;

б) эмоции;

в) способности.

13. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человек с характе­ром», «мямля», то подразумеваем:

а) свойства темперамента;

б) волевые черты характера;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

14. Сознательное регулирование человеком своего поведения и дея­тельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий — это:

а) темперамент;

б) характер;

в) воля.

15. Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.

Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).

16. Вспомните уроки литературы и объясните образ «лишнего челове­ка» с позиции основных этапов волевого процесса.

17. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоя­тельности; г) решительности; д) настойчивости.

1. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твер­дые решения и претворять их в жизнь.

2. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной борьбы с трудностями, встреча­ющимися при достижении целей.

3. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые мо­гут отвлечь человека от достижения поставленной цели.

4. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступками.

5. Способность человека подчинять свои действия целям, которые не­обходимо достигнуть.

18. Волевое качество человека, направленное на активное, старатель­ное и систематическое исполнение приятных решений — это:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) исполнительность.

19. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления ее мечта осуществилась.

Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обо­снуйте.

20. Закончите предложения, которые вам соответствуют.

1. Мне трудно себя назвать волевым человеком потому, что…

2. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того, что…

3. Я считаю себя волевым человеком потому, что…

4. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что… С целью обоснованности ответа проанализируйте основные волевые

качества человека.

21. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы

в ней, характеризуют:

а) темперамент;

б) волю;

в) способности.

22. Способности проявляются:

а) в знаниях, умениях, навыках;

б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.

23. Человек появляется на свет:

а) с общими способностями;

б) с задатками;

в) со специальными способностями.

24. Высокий уровень развития специальных способностей называют:

а) одаренностью;

б) талантливостью.

25. Из предложенных определений выберете те, которые по смыслу соответствуют: а) эмоциям; б) настроению; в) страсти; г) аффекту.

1. Сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникаю­щее внезапно.

2. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние,

направленное на удовлетворение потребностей.

3. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающие действия, мысли и поведение человека.

4. Явления, которые выражаются в переживании человеком своего от­ношения к окружающей действительности и к самому себе.

26. Эмоции, при которых у человека «все в руках горит», «готов свер­нуть горы»:

а) астенические;

б) стенические.

27. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях:

а) «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега, после неудачного

разговора с клиентом;

б) «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал копить деньги» (Из разговора двух

приятелей);

в) В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и от­швырнул его в сторону.

28. Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки», «Видеть все в темном цвете»?

29. Опишите эмоции холерика, флегматика, сангвиника, меланхо­лика.

30. Для какого типа темперамента характерно устойчивое, жизнерадо­стное настроение:

а) для холерика;

б) для сангвиника;

в) для флегматика;

г) для меланхолика.

31. Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию со­провождаются:

а) интеллектуальными чувствами;

б) нравственными;

в) эстетическими;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны. Выбор ответа аргументируйте.

32. Мимика и пантомимика:

а) помогают общению;

б) препятствуют общению;

в) ни помогают, ни препятствуют.

33. Проявление эмоций зависит:

а) от воспитания;

б) от темперамента;

в) от привычек;

г) от принятых правил приличия;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

34. Волевые действия проявляются в умении:

а) контролировать свои эмоции;

б) сдерживать себя;

в) проявлять терпение;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

35. Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем:

а) по вербальным средствам общения;

б) по невербальным средствам общения;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

Ответы

1.6).

2. Личность — это человек, включенный в систему общественных от­ношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельно­сти.

В процессе становления личности ведущей функцией общения являет­ся формирующая.

3. а) — 2, б) — 3, в) — 1.

4. 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3 — флегматик, 4 — меланхолик.

5. б), г), е), ж), и), м).

6. а) — 2, б) — 3, в) — 4, г) — 1.

7. а), в), д), е), ж), и), л), м).

8. в).

9. Таблица:

№ п/п Характеристика Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Поведение Неуравновешенное Достаточно уравновешенное Абсолютно уравновешенное Неуравновешенное
Эмоции Сильные Поверхностные Слабые Глубокие, длительные
Настроение Неустойчивое (пре­обладает бодрость) Устойчивое, жизнерадостное Устойчивое Неустойчивое (преоб­ладает пессимизм)
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудная
Терпение Слабое Умеренное Очень большое Слабое
Общительность Высокая Умеренная (равномерная) Невысокая Низкая
Отношение к критике Возбужденное Спокойное Безразличное Обидчивое
Отношение к новому Положительное Безразличное Отрицательное Положительное, сме­няется отрицательным и наоборот

10. а).

11. а).

12. а).

13. б).

14. в). 15.6).

Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М, 1988.

Решительный: 1. Твердый в поступках, не колеблющийся. 2. Исполнен­ный твердости, непреклонности. С, 554.

Торопливый — склонный торопиться, поспешный, быстрый. С. 656.

16. «Лишний человек» — принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца, т.е. полное отсутствие четвертого этапа волево­го процесса.

17. а) — 5, б) — 4, в) — 3, г) — 1, д) — 2.

18. в).

19. Целеустремленность, настойчивость.

21. в).

22. б).

23. б).

24. б).

25. а) — 4, б) — 3, в) — 2, г) — 1.

26. б).

27. а) настроение.

б) страсть.

в) аффект.

28. Взаимосвязь цвета и настроения.

29. Холерик — сильные эмоции; флегматик — слабые; сангвиник — поверхностные; меланхолик — глубокие, длительные.

30. б).

31. а), б).

32. а).

33. д).

34. г).

35. в)

Список литературы

Аверченко Л. К. Психология управления: Курс лекций. — М.; Новосибирск, 1989.

Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 2001.

Бекетова Е.Е. Тайны общения: Сборник ситуативных задач-тестов по психологии делового общения. — М., 2001.

Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание конфликт. — Новосибирск, 1989.

Ботавина Р. Я. Этика деловых отношении. — М., 2001.

Браим И. Культура делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2000.

Власова Я. …И проснешься боссом: Справочник по психологии уп­равления. — Новосибирск, 1994.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.

Коломшский Я.Л. Человек: психология. — М., 1986.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1999.

Кругляницо Т. А. и др. Этика. — М., 1994.

Литвинцева Я. А. Психологические аспекты подбора и проверки пер­сонала: Сборник. — М., 1997.

Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. — М., 1995.

Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические реко­мендации. — М., 1997.

Морозов А. В. Деловая психология. — СПб., 2000.

Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. — М., 1990.

Опалев А В. Умение обращаться с людьми. — М., 1996.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Н.Новгород, 1992.

Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990.

Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н.Лавриненко. — М., 1997.

‘Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология. 8-11 класс. — СПб., 2000.

Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001.

Рогов Е.И. Эмоции и воля. — М, 1999.

Самыгин СИ., Столяренко А.Д. Психология управления. — Ростов-н/Д, 1997.

Семенова А. К., Маслова Е.А. Психология и этика менеджмента и биз­неса. — М., 2000.

Умеете ли вы общаться / И.Н.Горелов, В.Ф.Житников, М.В.Зюзьков, Л.А.Шкатов. — М., 1991.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М., 1994.

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. — М., 2002.

Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М., 1994.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Этика и культура поведения………………………………………………………………………….. 5

1.1. Общие сведения об этической культуре…………………………………………………………….5

1.2. Профессиональная этика…………………………………………………………………………………. 7

1.3. Деловой этикет………………………………………………………………………………………………….9

1.4. Внешний облик человека………………………………………………………………………………..12

1.5. Культура телефонного общения………………………………………………………………………14

1.6. Деловая беседа…………………………………………………………………………………………………16

1.7. Деловая переписка…………………………………………………………………………………………..18

1.8. Визитная карточка в деловой жизни………………………………………………………………..19

1.9. Деловой протокол…………………………………………………………………………………………….21

1.10. Интерьер рабочего помещения ………………………………………………………………………..22

1.11. Особенности национальной этики…………………………………………………………………….23

Глава 2. Психологические аспекты делового общения……………………………………………….25

2.1. Общение — основа человеческого бытия………………………………………………………..25

2.2. Классификация общения…………………………………………………………………………………27

2.3. Роль восприятия в процессе общения………………………………………………………………30

2.4. Понимание в процессе общения………………………………………………………………………32

2.5. Общение как взаимодействие………………………………………………………………………….34

2.6. Общение как коммуникация……………………………………………………………………………36

2.7. Успех делового общения…………………………………………………………………………………42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *