Это про нас

Это про нас

Этапы развития речи

В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.

Активное формирование речи у детей начинается практически с самого рождения (есть мнение, что оно закладывается ещё во внутриутробном периоде). Сначала появляется понимание речи, затем развивается и собственная, внешняя речь.

Понимание речи складывается на базе фонематического (речевого) слуха. Уже на первом месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В три месяца он узнает голос матери, различает интонации.

Примерно к пяти месяцам он понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Будем кушать. Дай ручку.).

После шести–семи месяцев понимание речи развивается бурно, но зависит от природных способностей ребенка, а также от речевой обстановки, в которой он находится.

Собственная речь возникает у ребенка также сразу после рождения. Первое проявление речи – это крик, потом появляются гласные звуки. На втором месяце ребёнок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков в сочетании с согласными А-А, А-ГУ и т.п.), затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, в том числе повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА-МА).
Но все эти первоначальные опыты произнесения не являются ещё результатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ребёнком бессознательно, инстинктивно.

Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться странным, начинается с жеста. Первыми появляются указательный жест и жест, с помощью которого ребёнок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия и являются своеобразными аналогами глаголов (посмотри на или сделай что-то с этим предметом и дай).

Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», иногда вплоть до «внутренней» жестикуляции, едва заметной на глаз. У взрослого человека жестовая речь всегда сопровождает обычную, а иногда несколько её предваряет (как бы «запускает» её). Так что важная роль жеста в речи сохраняется навсегда.

Примерно после шести месяцев ребёнок начинает сознательно имитировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов.

После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизировать его становится сложно. В целом к полутора годам у ребёнка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.

К двум годам ребенок должен произносить предложение из трёх – четырёх слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока ещё далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла – куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьшительный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

После двух лет нормально развивающийся ребёнок уже хорошо понимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: чаще всего (Р), (Л), шипящих и свистящих.

Таким образом к трем годам становление речи ребёнка в основном и в принципе завершается, и её дальнейшее развитие заключается в постепенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

Особенности развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Характерной особенностью речевого развития детей с интеллектуальными отклонениями является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев). Первые слова появляются позднее 3 лет, иногда от 2,5 до 5 лет (в норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев). Значительно отстает и появление фразовой речи.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью; они с большим трудом устраняются, сохраняясь на всю жизнь.

У детей с умственной отсталостью:

  1. Страдает фонематический (речевой) слух, а отсюда и такие нарушения, как дефекты звукопроизношения, недоразвитие грамматического строя (аграмматизмы), дислексия, дисграфия.
  2. Имеет место нарушение общей моторики, в частности артикуляционной моторики. Эти два нарушения дают вместе сенсомоторный дефект (различительно – произносительный).
  3. Нарушение мотивации, снижение потребности в речевом общении.
  4. Бедный словарь, большой разрыв между активным и пассивным словарями.

У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи: алалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и др.

Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический (смысловой) дефект. Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система.

Виды речевых нарушений:

Алалия – это нарушение развития языковой способности у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Возникает при органических поражениях мозга в доречевой период.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия – это латинский термин и в переводе означает расстройства членораздельной речи. Под термином «дизартрия» объединяются все формы нарушения звукопроизношения: от искажения звуков (нечеткой смазанной речи) до гнусавого, невнятного, плохо воспринимаемого на слух произношения.

Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произнесение звуков речи в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Следствием вышеперечисленных особенностей развития речи у умственно отсталых детей являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонематические дефекты. Все это заметно ухудшает разборчивость, внятность, плавность и четкость речи.

Рекомендации родителям

Развитие речи у ребенка — это не только элемент социализации, но и важный показатель развития интеллекта. С появление всевозможных электронных устройств в последнии десятилетия потребность в вербальном общении людей снизилась, в том числе потребность общаться родителям с детьми.

В связи с этим на практике я все чаще стала замечать смещение сроков развития речи, у детей снижается стимул словесного высказывания своих потребностей. Большинство родителей не обращают на это внимания. Однако, это может быть признаком отставания развития ребенка в целом и речевого развития в частности. Обычно в таких случаях врачи назначают медикаментозное лечение, это позволяет стимулировать развитие артикуляционного аппарата и создает благоприятные условия для речевой терапии, которую проводит логопед.

Однако не всегда стоит прибегать к лечению медикаментами, гораздо эффективнее обратиться к логопеду на ранних сроках, когда, возможно, проблема еще не сформировалась.

Во время консультирования детей, к сожалению, постоянно приходится слышать от родителей, что специалисты рекомендовали исправлять нарушения в возрасте 5 — 6 лет, «перед школой», «попозже», «когда ребенок будет готов».

Это глубоко неправильная позиция очень пагубна для правильного развития речи у детей. Может получиться так, что ребенок годами лечится от речевых проблем у психиатра или психотерапевта, а результативность такого лечения невысока, не устраивает родителей. Но время оказывается упущенным, у ребенка складывается стойкий стереотип неправильной речи, в следствие чего большинство специалистов не могут помочь ребенку традиционными методами.

Поэтому я советую обращаться к логопеду как можно раньше, как только вы заметили у своего ребенка отставание в развитии. Это поможет не только сэкономить время и силы, но и позволит вашим детям гармонично развиваться.

Калачная М.М.,
учитель-логопед

Главный признак разумности — это осмысленная речь. Это речь, выстроенная осмысленным образом и служащая разумным целям. Другой вопрос: часто ли вы такую речь слышите?

Если вам важно говорить осмысленно и жить среди осмысленных людей, эта статья будет вам полезна. Если вам важнее жить легко и прикольно, эту статью можно пропустить. Каждому — своё.

Человека причисляют к виду «человек разумный», но осмысленную речь услышишь не часто. Что осмысленной речью — не является?

Когда два собеседника, не слыша друг друга, говорят каждый о своем, выплескивая те чувства, которые ситуативно появляются к месту или нет, это можно назвать аффилиативным общением, но не коммуникацией и не осмысленной речью. Просто освобождение от внутреннего напряжения и выплескивание чувств, не важно радости или злости, осмысленной речью не является. Также, можно ли назвать осмысленной речь, где два собеседника скачут с темы на тему, от сути переключаются на форму, чуть что запускают чувства и переходят на личности, где разговор управляется не темой, а импульсивными эмоциями? Нет. Это в большей степени звуковой поток, иногда очень живой, иногда колючий и конфликтный, и даже если тут формулируются тезисы, они в большей степени подкрепляют чувства и служат их раскочегариванию. Трудно понять человека, когда он говорит то, что еще не понимает сам, когда он сам только для того, чтобы потихоньку разобраться в собственных внутреннних смыслах…

Осмысленная речь — непростая конструкция, требующая тонкого и внимательного взаимодействия между собеседниками. Иногда даже хорошо построенное, продуманное вами высказывание оказывается бессмысленным, если собеседник не готов к начатой вами теме, если он не понял ваше намерение и, пока вы говорили, понимал совсем по-своему или просто думал про другое.

Какова внутренняя структура осмысленного высказывания?

Когда человек говорит осмысленно, он, как правило, в той или иной форме обозначает свои намерения и вводит собеседника в контекст (о ком, о чем и почему он хочет об этом говорить), после этого коротко и четко говорит основную мысль (тезис). Если он видит, что собеседнику важно и интересно то, что он говорит, он уточняет и обосновывает тезис, дает иллюстрации и формулирует выводы: к чему он собственно вел, что следует из его мысли. В осмысленном высказывании всегда есть инструкция: вы можете не соглашаться с тезисом, но вы понимаете, что человек хочет сказать и что требуется от вас или от кого другого.

Подобное строение речи можно назвать формой Амфоры: захват подводкой, узкое горлышко тезиса, расширение обоснованиями и иллюстрациями, снова сужение смысла к выводу — и расширение к тому, что практически из этого вывода следует. Такое строение высказывания очень близко мужчинам и затруднительно для женщин. Дело в том, что женщина мыслит в процессе речи, у нее редко бывает четкий тезис до того, как она начала говорить: она начинает говорить и только в процессе начинает более четко понимать, что же она хотела сказать на самом деле. Для женщин более характерно строение речи в форме Рюмки: широкое начало как бы издалека, очень постепенно сужение к каким-то выводам, повторение их несколько раз — и снова резкое расширение к каким-то практическим вопросам.

В деловом общении и просто в общении с мужчинами предпочтительнее речь, выстроенная по форме Амфоры: по делу, разумно, четко и с выводами. Можно ли такое строение речи считать идеальным, подходящим для любых жизненных ситуаций? Конечно, нет. Речь, выстроенная таким образом, обращена к мыслящему собеседнику, но если в данный момент человеку хотелось не думать, а расслабиться или просто заняться другими делами, то такая умная речь прозвучала невовремя, неуместно, бессмысленно.

С другой стороны, вот бабушка. встретив вас и посадив за стол, пока вы едите, рассказывает вам о том, что происходит у нее и у ваших друзей, что ей подарил внучок и какие удивительные яблоки выросли на молодой яблоньке… Собственно, вы слышите больше теплоту струящейся речи, где одна картинка сменяет другую, где интерес превращается в удивление и благодарность, вы слышите сочетание репортажа и поэзии одновременно: тут не было тезисов, но было течение теплоты и мудрости. Можно сказать, что бабушка не владеет осмысленной речью, но какой же вкусный ужин под уютные бабушкины рассказы! Как же становится сердечно и тепло, как быстро уходит напряжение городской жизни, приходит тишина и спокойствие. Бабушкины рассказы осмысленны не по своей структуре, а по той функции, которую они выполнили. Бабушка говорила то и так, чтобы за столом было хорошо всем. Всем стало хорошо. Значит, бабушка говорила очень правильно!

Осмысленная речь, эмоции и чувства

Осмысленная речь может (а нередко и должна) быть эмоциональной. Четкий тезис, расцвеченный эмоциями, сияет ярче, звучит сильнее и запоминается лучше. Но эмоциональность эмоциональности рознь… Сила темперамента и эмоциональная выразительность жестов, лица и интонаций (правая эмоциональность) делает осмысленную речь сильнее, а желание «поделиться», выплеснуть чувства, впечатлительность и импульсивное реагирование (левая эмоциональность) лишает речь осмысленности. В этом смысле уход в чувства и осмысленная речь — несовместимы: чаще всего, когда поднимаются чувства, кончается осмысленность. С этим не нужно спорить, это лучше всего просто проверить.

Интересно?

Насколько осмысленна наша речь?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобится диктофон и внимательность. Собственно задание — отслушивать разговоры и разбирать их, оценивая определенность темы и наличие тезиса. Если человек скачет с темы на тему, а тезиса не слышно — речь не осмысленна.

В первую очередь начинайте слушать, как говорят другие — просто потому, что вы пока учитесь, а слушать других проще, чем слушать себя. При этом ваша главная задача — научится следить за собой, за осмысленностью собственной речи.

Разговоры желательно слушать бытовые (не ТВ и новости) или рабочие. В какой области вам нужен навык — там навык и оттачивайте. Диктофон в помощь. Если живую разговорную речь отслеживать трудно, идите по уровням сложности:

  1. Самое простое – разбирать письменную речь. В интернете множество людей пишут свои блоги, разбираться в их потоке сознания — прекрасная практика.
  2. Немного сложнее вникать в речь кинофильмов и телепередач. Задача облегчается прослушиванием записей, которые можно останавливать и возвращать на начало, чтобы уточнять свои выводы.
  3. Следить за собой и собеседниками в живом общении – самое трудное, но одновременно самое интересное и важное. Продумайте заранее, как будете фиксировать результаты своих наблюдений: лучше всего всё записывать.

Многим для записи результатов помогает такая таблица:

Время разговора

Тем всего

Тезисов

Уходов в чувства

5/15/27 значит, что в этот день человек анализировал три разговора: первый разговор занял 5 минут, второй 15, третий — 27 минут.

2/1/9 означает, что в первом разговоре были подняты две темы, во втором — одна, а в третьем целых девять.

Наверное, далее вы уже сами разберетесь, что такое 0/3/5: в первом разговоре тезисы отсутствовали, во втором их было 3, в третьем разговоре — 5.

Ну, а фиксация уходов в чувства (в первом разговоре 4 раза, во втором 7, в третьем 12 раз) позволяет лучше понимать, насколько смена тем в разговорах была оправдана — либа происходила спонтанно, сбивая разумное обсуждение на другую тему.

Когда вы хорошо потренируетесь с этой табличкой, у вас появятся новые отличные привычки. А именно,

  • Вы начнете на автомате замечать, когда ваш собеседник уклоняется от темы, а это, в свою очередь, поможет вам возвращать собеседника (и себя) к теме обсуждения.
  • Всё лучше и лучше у вас будет развиваться способность в спорных ситуациях решать вопросы по одному за раз, а не лепить их в кучу.
  • После каждой своей мысли или тезиса вы будете передавать слово собеседнику, используя прекрасную формочку «А ты что думаешь?».

Тренируйтесь, это полезно!

Одна из дистантниц как один из главных результатов выполнения этого упражнения написала: «Мужчины на работе стали обращать на меня внимание, заводить разговоры, предлагать чай…» Заметим, до этого она уже сдала упражнения «Королевская осанка» и «Улыбка», но мужчины засуетились только сейчас. Действительно, когда у красивой девушки еще и осмысленная речь, это супер!

Осмысленная речь

Осмысленная речь

Осмысленная речь – это просто: мы здесь подразумеваем речь, выстроенную осмысленным образом и служащую разумным целям. Кстати, часто ли вы такую слышите?

Если вам важно говорить осмысленно и жить среди осмысленных людей, этот раздел будет вам полезен. Если вам важнее жить легко и «прикольно», можете его пропустить. Каждому свое.

Итак, человека причисляют к виду «человек разумный», но осмысленную речь от него услышишь нечасто. Пойдем от обратного: что ею не является?

Когда два собеседника, не слыша друг друга, говорят каждый о своем, выплескивая те чувства, которые ситуативно появляются к месту или нет, это можно назвать аффилиативным общением, но не коммуникацией и не осмысленной речью. Простое освобождение от внутреннего напряжения и выплескивание чувств, неважно, радости или злости, осмысленной речью не является. Можно ли назвать осмысленной речь, когда два собеседника скачут с темы на тему, от сути переключаются на форму, чуть что запускают эмоции и переходят на личности; когда разговор управляется не темой, а импульсивными чувствами? Нет. Это в большей степени звуковой поток, иногда очень живой, иногда колючий и конфликтный, и даже если в нем формулируются тезисы, они в большей степени подкрепляют чувства и служат их нагнетанию. Трудно понять человека, когда он говорит то, чего еще не понимает сам, когда он произносит слова только для того, чтобы потихоньку разобраться в собственных мыслях.

Осмысленная речь – непростая конструкция, требующая тонкого и внимательного взаимодействия между собеседниками. Иногда даже хорошо построенное, продуманное вами высказывание оказывается бессмысленным, если собеседник не готов к начатой вами теме, если он не понял ваше намерение и, пока вы говорили, понимал ваши слова совсем по-своему или просто думал о другом.

Какова внутренняя структура осмысленного высказывания? Когда человек говорит осмысленно, он, как правило, в той или иной форме обозначает свои намерения и вводит собеседника в контекст (о ком, о чем и почему он хочет об этом говорить), после этого коротко и четко говорит основную мысль (тезис). Если он видит, что собеседнику важно и интересно то, что он говорит, он уточняет и обосновывает тезис, дает иллюстрации и формулирует выводы: к чему он собственно вел, что следует из его мысли. В осмысленном высказывании всегда есть инструкция: вы можете не соглашаться с тезисом, но вы понимаете, что человек хочет сказать и что требуется от вас или от кого-либо другого.

Подобное строение речи можно назвать формой «амфоры»: захват подводкой, узкое горлышко тезиса, расширение обоснованиями и иллюстрациями, снова сужение смысла к выводу и расширение к тому, что практически из этого вывода следует. Такое строение высказывания очень близко мужчинам и нередко затруднительно для женщин. Дело в том, что, как мы говорили раньше, женщина часто мыслит в процессе речи, у нее редко бывает четкий тезис до того, как она начала говорить. Для женщин более характерно строение речи в форме «рюмки»: широкое начало как бы издалека, очень постепенное сужение к каким-то выводам, повторение их несколько раз и снова резкое расширение к каким-то практическим вопросам.

В деловом общении и просто в общении с мужчинами предпочтительнее речь, выстроенная в форме «амфоры»: по делу, разумно, четко и с выводами. Можно ли такое строение речи считать идеальным, подходящим для любых жизненных ситуаций? Конечно, нет. Речь, выстроенная таким образом, обращена к мыслящему собеседнику, но если в данный момент человеку хотелось не думать, а расслабиться или просто заняться другими делами, то такие умные слова прозвучали не вовремя, неуместно, бессмысленно.

С другой стороны, вот, например, вы приехали в гости к бабушке, и она, посадив вас за стол, пока вы едите, рассказывает вам о том, что происходит у нее и у ваших друзей, что ей подарил внучок и какие удивительные яблоки выросли на молодой яблоньке… Собственно, вы слышите больше теплоту струящейся речи, где одна картинка сменяет другую, где интерес превращается в удивление и благодарность, вы слышите сочетание репортажа и поэзии одновременно: тут не было тезисов, но было течение доброты и мудрости. Можно сказать, что эта пожилая женщина не владеет осмысленной речью, но как вкусен ужин под уютные бабушкины рассказы! Как же становится сердечно и тепло, как быстро уходит напряжение городской жизни, приходят тишина и спокойствие. Бабушкины рассказы осмысленны не по своей структуре, а по той функции, которую они выполнили. Бабушка говорила то и так, чтобы за столом было хорошо всем. Всем стало хорошо. Значит, бабушкина речь была очень правильной!

Упражнение «Осмысленная речь»

Если вы работаете на «Дистанции», то упражнение «Осмысленная речь» для вас будет звучать так:

Инспектор тем и тезисов. Слушая разговоры людей, отмечаю смену тем, наличие тезисов, уход в чувства.

Структура «амфоры». Говоря по делу, начинаю с тезиса, завершаю выводами.

Обозначение намерений. Любое обращение начинаю с обозначения своих намерений: «У меня просьба, предложение, требование, совет, возражение, поделиться, пожаловаться, поболтать…»

Не рассказываю о своих чувствах, если в этом нет разумной инструкции и никому не нужно.

При обсуждении говорю тогда, когда у меня есть вариант итогового решения.

Одна из участниц «Дистанции» как один из главных результатов выполнения этого упражнения записала: «Мужчины на работе стали обращать на меня внимание, заводить разговоры, предлагать чай…» Заметим, что до этого она уже сдала упражнения «Королевская осанка» и «Улыбка», но мужчины засуетились только сейчас… Отличное приобретение!

Оглавление книги

>Как правильно пишется

В кратком причасти, согласно правилу, пишется одна «н», а в прилагательном или наречии две «н» – продумано и продуманно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *