Есть ли психика у вирусов и растений?

Есть ли психика у вирусов и растений?

Психофизиологическая проблема

В последние годы благодаря развитию технических средств изучение работы моз­га продвигалось исключительно быстро (Безденежных Б. Н., 1997). Исследователям удалось найти методы, с помощью которых можно анализировать взаимодействия различных структур мозга в процессе осуществления определенной психической дея­тельности. Успехи в понимании принципов работы мозга означают, что некоторые его сложные функции, такие как память и зрение, могут исследоваться ранее недоступными способами. Исследователь не просто выясняет, хорошо ли животное или человек запомнил предъявленный материал, а может анализировать специфическим изменения в работе нервных клеток. Накопленные факты позволяют выдвигать новые гипотезы, которые по-новому трактуют многие механизмы поведения. Но как от этого перейти к психике?

Исследование всего нашего внутреннего мира исторически было отделено от изучения работы мозга естественнонаучными методами. К изучению психического предшествовало два подхода. В первом случае для описания субъективного мира наблюдатель использовал аналогию с собственным внутренним миром, что приводило использованию таких психологических терминов, как воля, цели, чувства, разум. Но это не приводило к пониманию реально существующих материальных механизмов психических явлений. Другой подход использовал исключительно естественонаучные методы и понятия, и это приводило к тому, что исчезал феномен психического: если память рассматривается в контексте пластичности нейронных ответов, биофизических и биохимических реакций, то нет сомнений в ценности таких наблюдений; но как от физических величин и химических реакции перейти к миру психических явлений? Это и есть психофизиологическая проблема, или, в старинной терминологии, проблема взаимоотношения тела и души. Она является пробным камнем для состояния естествознания и философского обобщения. Среди имеющихся решений проблемы наиболее перспективна идея, что психическое и физиологическое — это две сущности одного и того же системного процесса (Александров Ю. И., 1997)

Вопросы для повторения

1. Что такое нейронаука?

2. Какая существует связь между нейрофизиологией и психологией?

3. Чем по своей сути является психика?

4. Есть ли психика у вирусов и растений?

5. Чем раздражимость отличается от чувствительности?

6. Почему психика появляется с чувствительностью?

7. Что такое сигнальная функция?

8. Расскажите об эволюции сенсорных систем на примере зрения.

9. Что такое зрительные рецептивные поля?

10. Что такое эпифиз и каковы его функции?

11. Зачем нужна нервная система?

12. Перечислите основные отделы ЦНС.

13. Что такое периферическая нервная система, соматическая, вегетативная?

14. Каково соотношение площади коры головного и спинного мозга у разных позвоночных животных?

15. Что такое нейрон и чем он отличается от других клеток тела?

16. Что такое нейромедиатор?

17. Чем отличается электрический синапс от химического?

18. В чем суть психофизиологической проблемы?

Рекомендуемая литература

Александров Ю. И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии: Учебник /Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М. — 1997. — С. 266-313.

Безденежных Б. Н. Методы психофизиологических исследований // Основы психофизиологии: учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. — 430 с. — С. 24-40

Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. — М.: Мир, 1988.-246 с.

Вилли К. Биология / Пер. с англ. Н. Н. Баевской. — М.: Мир, 1966. — 685 с.

Гаврилов В. Сравнительная психофизиология // Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. — 430 с. — С. 384-396:

Гэйто Дж. Молекулярная психобиология. — М.: Мир, 1969.

Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ,

1992.-192 с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.

Моренков Э. Д. Общий обзор строений центральной нервной системы // Хрестоматия по анатомии цен­тральной нервной системы. — М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — С. 6-10.

Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. — М.: Мир, 1986.

Савельев С. В. Изменчивость мозга // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Российское Психологическое Общество. — М.: Изд-во РПО, 1998.

Тинберген Н. Поведение животных / Пер. с англ. Орлова А. — М.: Мир, 1969. — 192 с.

Фабри К. Э.Зоопсихология. -М.: Изд. МГУ, 1993. — 334 с.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990. — 239 с.

Швырков В. Б. Введение в объективную психологию: Нейронал. основы психики / РАН, Ин-т психоло­гии. — М.: ИП РАН, 1995. — 164 с.

Шевченко Д. Г. Сон и сновидения // Основы психофизиологии: Учебник / Ю. И. Александров, Д. Г. Шев­ченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М, 1997. — 430 с, — С. 244-

264. — (Высшее образование).

Экклс Дж. Физиология синапсов / Под. ред. П. К. Анохина. — М.: Мир, 1966. — 395 с.

10.3. Какие живые организмы обладают психикой?

Опорные слова к вопросу №10 —

Разные учёные отвечали на этот вопрос по-разному.

  • Антропизм Рене Декарта, — психика присуща только человеку.
  • Панпсихизм французских материалистов, состоит в утверждении всеобщей одухотворенности природы; — всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).
  • Нейропсихизм Чарльза Роберта Дарвина, — психика, свойственная только организмам, которые имеют нервную систему.
  • Мозгопсихизм Константина Константиновича Платонова, —психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая, ганглиозная нервная система, без выраженного головного мозга).
  • Алексей Николаевич Леонтьев, — критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Рассмотрим последнюю точку зрения подробнее.

Каждое живое существо обладает раздражимостью, — способностью реагировать на биологически значимые воздействия, в качестве которых может выступать благоприятная внешняя среда (температурный режим, давление), а также пища, половые партнёры и т.п., т.е. всё то, что способно поддерживать жизнь, удовлетворять биологические потребности. Таким образом, раздражимость — это биологическая (физиологическая) форма отражения.

Элементарная раздражимость обнаруживается уже у простейших, одноклеточных живых организмов, которые на воздействие среды реагируют движением.

Способы реагирования своеобразными движениями на биологически значимые факторы называют тропизмами, или таксисами. Различают фототропизм — тенденцию живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм — тенденцию двигаться под воздействием тепла; хемотропизм — тенденцию избирать определенную физико-химическую среду и т.п.

У животных форм возникает новый, более высокий вид раздражимости — чувствительность, это способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пища, опасность) благодаря наличию устойчивой связи между ними.

Например, запах кота для мышей является сигналом опасности, а запах сыра, — сигнал близости еды. Т.е. в психике животного, также как и в реальном мире, раздражитель и соответствующий ему сигнал связаны.

Критерием чувствительности является способность к образованию условных рефлексов.

У простейших одноклеточных животных могут возникать нечто подобное условным рефлексам, но такие связи очень непрочные: едва возникнув, эти связи тут же угасают. Поэтому у них нет психики.

Понятие психики. Природа ее возникновения и развития.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Механизмы проявления психики.

Психика – это свойство только живой (высокоорганизованной) материи, и лишь той, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна к получению информации об окружающем мире.

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.

Раздражимость — это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм.

Внешне раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно обнаружить даже у растений. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д.

Таксис (тропизм) – механически ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (таксисы положительные) или от неблагоприятных (таксисы отрицательные) условий среды, раздражений.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность как зачаточная форма психического отражения возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на нейтральные, биологически незначимые, если только они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность — это способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

В процессе развития психики выделяют несколько стадий.

Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители.

Стадия перцептивной психики

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.

Инстинкт — совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.

Импринтинг — специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.

Стадия интеллекта

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому.

Навык ¾ это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.

Стадия сознания

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения.

Природа психики

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлении, изучаемых психологией. В советский период отечественными учеными определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое — материально, психическое — идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мерс развития психологии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством — нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

  • о самопроизвольном зарождении жизни;
  • о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится б полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями;
  • о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;
  • рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше.

Десятилетиями, констатирует С. Гроф, материалистическая психология упражнялась в защите своих систем и убеждений, называя любое серьезное отклонение от них антинаучным, в результате чего материалистическая психология оказалась неспособной к пониманию души человека и объяснению целого ряда психических явлений.

В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы получили название ходографических, или холограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором в конце 40-х гг.

Голограмма — уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания целостности психики и ее связи со Вселенной. Особенность голографического изображения заключается в том, что в каждой его части воспроизводится весь образ: на сколько бы частей мы ни разделили голограмму, все равно на каждой из них будет изображен весь объект.

Нейрохирург К. Прибрам (р. 1919) выдвинул гипотезу, что голографический подход может быть чрезвычайно действенным в нейропсихологии и психологии. В книге «Языки мозга» и в серии статей он сформулировал основные принципы голографической модели мозга. На основе преобразований Фурье он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регулярных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. Применение обратного преобразования переводит волновые структуры снова в изображение.

Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.

К. Прибрам, как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но и вся Вселенная голографична. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния сознания и пришла к выводу, что человеку и его психике присуща странная двойственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле» — материя, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в режиме холотропного сознания, достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

Материалистическая психология ограничивается изучением только хилотропного состояния психики. В этом состоянии человек осознает себя как отдельный организм с четкими границами и ограниченным чувственным диапазоном восприятия, живущим в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. В холотропном состоянии человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и причинности. Исследование измененных состояний сознания привело психологов к выводу, что каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный доступ ко всем ее частям.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформулирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. в докладе «Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии». На основе изучения громадного фактического материала, Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко прослеживается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых косным веществом, вообще более «материальных» форм живых организмов к более организованным и подвижным: «Всегда более подвижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

Рассмотрев возможность происхождения человека от обезьяны «естественным путем», т.е. путем случайных изменений и действия естественного отбора, он отвергает это предположение в силу его научной несостоятельности.

К.Э. фон Бэр приходит к выводу: «Вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей».

Именно эту идею фон Бэр считал «основной идеей Творения» и всеобщим законом природы, проявляющимся во всяком развитии. К.Э. фон Бэр так комментирует этот закон: «Всюду естествознание, как только оно возвышается над рассмотрением деталей, приводит к этой основной идее. Как же можно думать (что часто в действительности и бывает), будто наука должна, напротив, вести к материализму? Конечно, материя является той почвой, на которой естествознание движется вперед, но пользуясь ею исключительно в качестве опоры».

Сущность материи определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, которая истекает от Высшего разума. Эта энергия есть источник жизни и в природе; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между органической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

«То, что нам кажется мертвым, — утверждает крупнейший физик XX в., лауреат Нобелевской премии М. Борн, — мертвым, как камень, на самом деле находится в вечном движении». Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития эта энергия достигает значения свободного самосознающего духа.

В современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается (В.Ф. Войно-Ясенецкий «Дух, душа и тело»), что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте (К.Г. Юнг «Психология бессознательного»), что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка (В.Д. Шадриков «Духовные способности»). Это позволяет высказать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка.

Конечно, как отмечается в учебнике «Психология» под редакцией А.А. Крылова, названные проблемы очень сложны. Они прямо связаны с вечными проблемами бессмертия души и смысла жизни. Это главные проблемы теории психологии ближайшего будущего.


Строение нервной системы

С точки зрения своих психологических функций нервная система человека призвана выполнять 2 основные задачи:

  • обеспечение взаимосвязи и координации органов тела и соответствующих физиологических систем организма;
  • взаимодействие организма со средой в качестве целостной системы.

Еще И. П. Павловым отмечалось, что «деятельность нервной системы направлена, с одной стороны, на объединение (группировку, интеграцию) деятельности всех элементов организма а, с другой — на связь организма и внешней среды, равновесное состояние системы организма и окружающих условий».

Человеческая нервная система имеет определенное строение.

  1. Первичная структура системы — нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела, ядра и длинного отростка (аксон). Аксон оканчивается разветвлениями, которые имеют один или несколько коротких дендритов в виде отростков. Они вьются у тела клетки. У самых больших клеток общая длина аксонов может быть до 1,5 м. Диаметр тела варьируется от 7 до 50 микрон. Элементарные нервные элементы включают, как минимум, две нервные клетки.

Анатомия рассматривает места контакта нервных клеток (синапсы), с помощью которых нервные импульсы двигаются от одной нервной клетки к другой. После принятия команды раздражителя, короткий отросток в определенном органе чувств (рецептор) передает возбуждение в клеточное тело. Далее с помощью длинного отростка его передача происходит в другую нервную клетку (орган). Чаще всего нейроны специализированы, решая следующие задачи: проводят импульсы к ЦНС от рецепторов («сенсорный нейрон»); импульсы от ЦНС к органам движения («двигательный нейрон»); импульсы от определенного участка ЦНС к другому («нейрон локальной сети»).

Связь организма и среды представляет собой функциональную работу не каждой отдельной клетки, а в целом всей нервной системы.

  1. Нервная система, имея определенное расположение и функции, разделяется на периферическую и центральную. Первая из них включает отдельные нервные цепи и их группы, которые проникают во все участки тела и выполняют, главным образом, проводниковую функцию. С их помощью нервные сигналы доставляются от органов чувств (рецепторов) в центр, а также от центра к исполнительным органам. Центральная нервная система включает головной, промежуточный и спинной мозг.

Структура головного мозга

В свою очередь, головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга (рис. 1). Основной функцией головного мозга является управление. Происходит обработка поступившей из периферии информации с выработкой «команд» исполнительным органам.

Рисунок 1. Строение мозга

В области затылка спинной мозг переходит в отдел продолговатого мозга. В нем формируются центры управления дыханием, деятельностью сердца, работой желудка, кишечного тракта и др. Здесь же располагаются от 5 до 12 ядер черепно-мозговых нервов. С их помощью осуществляется управление отделением слюны, лицевыми мышцами, перевариванием пищи, движением языка. В продолговатом мозге располагается также четвёртый желудочек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит в средний мозг, где располагаются ядра зрения и слуха с осуществлением координации работы соответствующих органов чувств.

Средний мозг переходит в промежуточный, включающий центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции. Здесь гипоталамус представляет собой координатора функций всех желез, гипофиз координирует обмен веществ в организме. В этом же месте расположена третья желудочковая часть головного мозга.

Помимо этого, структурно-функционально выделяют конечный мозг. Он представлен двумя полушариями, а также корой больших полушарий (неокортексом и кортексом, которые состоят из тел нервных клеток — серым веществом), подкоркой и белым веществом — отростками нервных клеток. Здесь же два боковых желудочка головного мозга. Особое значение имеет мозжечок, с помощью которого координируются движения, пластика тела, обеспечивается тонус организма.

Посредством коры головного мозга и подкорковых структур, включенных в передний мозг (лобная часть мозга), осуществляются высшие психические функции. Они контролируют процессы мышления и сознания, осознание индивидом своего «Я», ценность жизни и бытия.

Материальные основы психики

В настоящее время общепризнано, что психика есть отражение мозгом человека реальной действительности. Это отражение проявляется в виде психических процессов, психических состояний и свойств личности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, мышление, память, эмоции, внимание и др. Психические состояния — это бодрость и подавленность, высокая работоспособность и усталость, хорошее и плохое настроение, болезнь и здоровье. Свойствами личности являются способности, характер, темперамент, убеждения, направленность и др.

Материальной основой психики, или высшей нервной деятельности, является кора головного мозга. Однако эту истину после И. М. Сеченова нужно было еще доказать. Он только высказал эту мысль, но не подтвердил ее научными, экспериментальными данными, Это сделал другой великий русский физиолог — академик И. П. Павлов, который в точном эксперименте установил, что основой высшей нервной деятельности явля­ются рефлексы, названные им условными. Это сложные рефлексы, кото­рые приобретаются в течение жизни на основе индивидуального опыта при обязательном участии коры головного мозга. Условные рефлексы непостоянны, так как их связи, образованные в коре головного мозга, временные: при отсутствии подкрепления они исчезают.

От условных рефлексов следует отличать безусловные, которые возникают при непосредственном воздействии внешних или внутренних раздражителей на органы чувств. Так, например, у ребенка, не знающего вкуса лимона, его вид не вызывает слюноотделения. Слюна начинает выделяться только в том случае, если положить ему ломтик лимона в рот. Это будет безусловный, врожденный пищевой рефлекс. Однако после того как ребенок узнает вкус лимона, уже один только вид его становится условным раздражителем и вызывает выделение слюны. В этом случае сигналом для выделения слюны становится уже не вкус лимона, находящегося во рту, а его зрительное восприятие.

И. П. Павлов установил, что если сочетать прием пищи с любым индифферентным раздражителем, то этот раздражитель впоследствии вызывает выделение слюны уже без пищи. Например, если перед тем; как подать собаке кормушку с пищей, включить звонок, то через несколько таких сочетаний слюна у собаки начинает выделяться уже без подачи кормушки — только при включении звонка. Таким образом, звонок, который не имел до этого для животного никакого сигнального значения, становится сигналом предстоящего кормления, и у собаки при его включении начинает выделяться слюна. Эти сигналы были названы условными сигналами, а рефлексы, которые они вызывают, — условными рефлексами, так как для их образования необходимы определенные условия, выражающиеся в сочетании условного раздражителя (звонка) с безусловным (вкусом пищи).

Если звонок, который стал условным раздражителем, не подкреплять приемом пищи (безусловным раздражителем), то он теряет свое сигнальное значение как условный раздражитель, и при его включении слюна выделяться не будет. Условный рефлекс можно выработать на любые сигналы: на вспыхивающую лампочку, на стук, прикосновение и даже на определенную геометрическую фигуру (круг, квадрат) и т. д. Иначе говоря, условным раз­дражителем может стать любой сигнал, воспринимаемый органами чувств, если он предшествует безусловному раздражителю. В приведенном примере таким сигналом является пища, вызывающая выделение слюны.

Анатомическая основа условных рефлексов — кора головного мозга, при ее удалении условные рефлексы исчезают. Животные, у которых удалена кора головного мозга, могут погибнуть от голода, находясь рядом с пищей. Зрительное восприятие пищи, ее запах, следы оленя, которого преследует хищник, характер местности, где водятся «съедобные» животные, − все это условные сигналы, на основе которых формируются условные рефлексы, позволяющие хищнику найти пищу. Условные рефлексы имеют решающее значение в жизни животных. Для зайца, например, условными сигналами может быть шум шагов приближающегося хищника, его запах и вид, движения травы и кустов, которые возникают при его перемещении, и т. д. Если бы у зайца не было защитных условных рефлексов на подобные сигналы, то он пытался бы убежать от волка только оказавшись у него в зубах.

Открытый И. П. Павловым механизм условных рефлексов оказывается универсальным и лежащим в основе всех действий не только животных, но и человека. При образовании условных рефлексов всякий раздражитель, непосредственно воздействующий на любые органы чувств и вызывающий ощущения, восприятия и представления, является сигналом для определенных действий и поступков. Эти сигналы являются также и пусковыми и для жизненно важных физиологических процессов, — таких, например, как выделение слюны и желудочного сока перед приемом пищи, способствующее ее лучшему усвоению; выделение гормонов железами внутренней секреции, увеличивающее мышечную силу, повышающее разрешающую способность органов чувств, улучшающее деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, в том числе и разрешающую способность высшей нервной, т. е. психической деятельности. Нетрудно понять, какое большое значение имеют эти процессы, подготавливающие организм к действиям в опасных, рискованных ситуациях, а также для успешного выполнения сложной и ответственной работы.

Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 2107;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *