Эпилептоидный тип личности

Эпилептоидный тип личности

Психолог Сергей Ключников

Секреты успешного общения с людьми различных психологических типов.

Внутренняя сила по-разному проявляет себя в людях, различных психологических типов. Сегодня существует множество классификаций и делений людей.

Из них наиболее четкой, с моей точки зрения, является деление людей на пять основных психотипов: истероид, эпилептоид, шизоид, гипертим и астеник.

В чем заключается сущность каждого из этих типов с точки зрения силы и слабости в общении?

Типы характеров и ключи к ним

Истероид — это артист, который любит купаться в энергии внимания других людей. Как артистическое существо, он бывает весьма талантлив в умении обратить на себя внимание, выделиться из серого фона толпы. Он любит юмор и острословие.

Сила истероида заключается в том влиянии, которое он может оказывать на окружающих, в умении оживить однообразную ситуацию. С ним не соскучишься.

Он всегда будет генерировать слова, идеи, экспромты, каламбуры, которые поднимают настроение слушателей.

Самый яркий представитель из породы истероидов на современной политической арене России — это, конечно же, незабываемый Владимир Вольфович Жириновский. Глядя на него, мы видим этот психотип в чистом виде и можем понять как его сильные, так и слабые стороны.

Слабость истероида — неумение переносить отсутствие внимания и, тем более, одиночество, нелюбовь к спокойной, рутинной работе, неспособность выполнять данные обещания.

Трагедия истероида — когда вместо желанных аплодисментов или, на худой конец, свиста (это тоже внимание, только со знаком минус) ему приходится сталкиваться с холодным молчанием и отсутствием интереса к собственной персоне, позевыванием и шушуканием на посторонние темы.

Если недруги этого психотипа сумеют высчитать его основную слабость и начнут бить по его уязвимому месту, то тщеславному артисту придется очень туго.

Поэтому человеку, имеющему истероидные черты, нужно первому понять их и вырабатывать в себе привычку к самодостаточности и сдержанности.

Таким образом он может залатать те дыры, через которые уходит впустую его энергия. Воспитание сдержанности — это прямой тип к накоплению силы доля людей истероидного типа.

Эпилептоид — это крепкий, основательный человек, как правило, хозяйственно-практической направленности.

Он склонен к пунктуальному и педантичному исполнению задуманных планов. Для него Дело — это самое главное и, может быть, даже единственно приятное времяпрепровождение.

Он ненавидит расхлябанность и всегда предпочитает четкий план импровизации.

Эпилептоид почти безразличен к аплодисментам, тем более, если они отвлекают его от дела. Главное для него — результат. Его сила — в практичности, взвешенности, солидности и мастерстве.

Он проявляет себя подобным образом в любых обстоятельствах. Яркий представитель могучего племени эпилептоидов (это слово не имеет никакого отношения к эпилепсии) в среде современной политической элиты — крепкий хозяйственник Юрий Михайлович Лужков.

Сила эпилептоида — в его деловитости, трудолюбии, точности, адекватности мировосприятия, здравом смысле.

Слабость эпилептоида — в излишнем педантизме, отсутствии гибкости, приверженности к жестким конструкциям, склонность зацикливаться на деталях.

Эпилептоид наиболее силен в знакомых, проверенных обстоятельствах. Однако когда ситуация меняется и возникают условия риска, он чувствует себя весьма неуверенно. Зная свои слабости, эпилептоид инстинктивно избегает непредсказуемых ситуаций, стараясь любой ценой удержать статус-кво.

Эпилептоиду не по душе роль авантюриста, чувствующего себя как рыба в воде в атмосфере риска и неизвестности.

Если у вас эпилептоидный склад личности и вы хотите увеличить свою силу в общении, тренируйтесь в том, чтобы действовать спонтанно, отвечать легко и быстро на неожиданные вопросы, не бояться встреч и взаимодействия с новыми людьми, такая работа над собой добавит вашему психологическому типу легкости.

Эпилептоидная личность чаще всего чувствует себя уверенно на привычном рабочем месте или на отдыхе с родными и друзьями.

Незнакомая компания вызывает в нем чувство напряжения и заставляет делать промахи. Ему нужно учиться шутить, импровизировать и быстро доставать слова “из кармана”.

Ему будет полезно почаще представлять себя легким и свободным человеком, вспоминать, что жизнь — это во многом игра, и потому не стоит очень серьезно относиться к самому себе.

Если вы окажетесь в обществе людей, которые относятся к себе и миру легко, ваша серьезность обеспечит вам роль Телеграфного столба, который стоит не в том месте.

Шизоид представляет собой замкнутого, ушедшего в свой внутренний мир человека, во многом оторванного от реальности и живущего во имя какой-то собственной идеи.

Как правило, люди с психологическим типом шизоид, весьма противоречивые существа с философским взглядом на мир, хотя их творчество бывает несколько абстрактным.

Богатая фантазия шизоида с лихвой компенсирует его слабое понимание практических сторон жизни. Человек концепции, он не очень любит жизнь как таковую, предпочитая сосредоточиваться на какой-то одной ее грани.

Шизоид часто испытывает затруднения в общении и почти никогда не воспринимается другими как легкий человек.

Внутри себя он либо реагирует на это очень болезненно, либо не реагирует вообще никак, словно его чувствительность находится под анестезией.

Сила шизоида — в способности ярко мечтать, создавать теории, концепции и образы, иногда столь мощные, что они могут изменить жизнь многих. Когда шизоид нечувствителен к внешним уколам, его сила возрастает и жизнь начинает подчиняться его замыслу.

Однако когда шизоид болезненно чувствителен и обидчив, он может долго не забывать нанесенные ему обиды и мстить за них.

Слабость шизоида — в его неспособности успешно общаться с людьми, устанавливать межличностные связи и нежизнеспособности многих его построений. Довольно часто он строит свой дом на зыбком песке мечтаний и проигрывает потому, что уступает поле битвы, даже не осознавая, что она была.

Шизоид — это одинокий мечтатель и концептуалист

Если вы чувствуете что относитесь к этому психологическому типу и не удовлетворены своей замкнутостью, старайтесь выйти из футляра своего эго.

Заставляйте себя быть внимательным к внешнему миру, старайтесь выходить в люди и в свет.

Как только вы поймали себя на том, что снова проваливаетесь в бездонную яму самого себя, и вместо живогообщения с его внимательным вглядыванием и вслушиванием в собеседника, ведете унылый разговор с самим собой, останавливайте себя.

Переключайтесь на мир, где гораздо больше энергии и жизни, чем в душных подвалах подсознания. Чем неподдельней будет ваш интерес к внешнему миру и чем внимательней вы научитесь общаться с людьми, тем вы станете сильнее.

Гипертим — это вожак, лидер, активный пассионарий, эдакий Маяковский, которого слышно за сто метров. Где бы он ни появился, уже через несколько минут все начинают ощущать, как много становится этого человека. Обычно у него широкие жесты и громкий голос.

Он легко заполняет собой пространство, заставляя остальных замолкать и разбредаться по углам. Гипертим может быть деловым человеком, но главное дело его жизни — это руководить людьми.

Прирожденный лидер, формальный или неформальный, гипертим обладает свойством притягивать к себе людей и затевать с ними какие-то дела.

Он не очень любит, когда другой хочет заменить его в этой роли. Главный вопрос, который решает гипертим при знакомстве с новым человеком — это вопрос силы и власти.

Он всматривается в другого и оценивает его силу, как будто пробует на зуб.

Внутренне для него очень важно добиться, чтобы другой признал его превосходство и в той или другой форме подчинился ему.

Сила гипертима в его непрерывно генерируемой энергии магнетизма, которая помогает ему привлечь других людей в энергетическую воронку собственных дел и начинаний.

Он легко делает других орудием своей воли. На российском политическом Олимпе одним из ярких гипертимов был Борис Николаевич Ельцин. При всех его загулах и “загогулинах” он представляет классический вариант гипертима.

Правда, властность далеко не всегда обеспечивает качество правления и успешность начинаний лидера, в чём мы очень хорошо убедились, наблюдая печальные результаты начатых им реформ.Гипертим — лидер и ещё раз лидер.

Слабость гиперитма — это грубая манера поведения, пренебрежительное отношение к людям, невнимание к деталям в любом серьезном деле.

Человек с таким психологическим типом. Он привык упиваться властью и готов конфликтовать с каждым, кто на эту власть покусится. Следует понять, что все эти проявления гипертимной слабости есть оборотная сторона его силы, если она не очень умно ориентирована.

Если вы чувствуете в себе черты гипертима и не очень довольны некоторыми своими проявлениями, начните последовательно воспитывать в себе качества интуиции, умение управлять собой, чувствительность к проблемам других людей.

Тогда ваша гипертимная сила, вдобавок к ее достоинствам, приобретет черты мудрости, ясности и спокойствия.

Астеник — это человек по своей природе болезненно чувствительный ко всем нюансам и переменам обстановки. Он очень нервен и быстро утомляется. Как правило, астеник неуверен в себе, тревожно мнителен, неустойчив в эмоциях.

Астеник успокаивается только в домашней обстановке. Самая большая моральная пытка для него — знакомиться с новыми людьми в условиях большой компании, а также проводить жесткие переговоры по какому-то спорному или проблемному вопросу.

Слабость астеника — это его родовое свойство, проявляющееся во всем. Даже если астеник очень талантлив, он может потопить свои способности в пучине мнительности и сомнений.

Сила, в принципе единственная, которая может у него проснуться — это сила недовольства собственной слабой личностью, страстное желание измениться и стать сильным, а также неуклонное самопреодоление и работа над собой.

Мужчина-астеник должен начать с мускульной накачки и занятий спортом, которые воспитают в нем мужественность. Женщине астенического психологического типа также будет полезна физическая тренировка, которая вдохнет в нее жизненную силу.

Затем нужно будет сознать образ собственной уверенности и научиться входить в него, разработать внешний новый имидж, включающий в себя всё, что может понадобиться в общении, от более яркой одежды до более сильного голоса.

После этого можно будет переходить к тренингу поведенческой уверенности, когда в каждой ситуации астеник будет пытаться вносить в свои действия энергию силы. Астеник — это постоянная нехватка жизненной силы.

Перечисленные типы по-разному принимают и трансформируют общую жизненную энергию, наполняющую пространство.

На что тратят жизненную энергию люди различных психологических типов.

Истероид тратит энергию на самолюбование и превращение своей жизни в непрерывный перформанс, в театр одного актера. Он закручивает энергию вокруг своей личности и подпитывается новыми порциями силы, дающие ему внимание других людей, которым, как правило, достается роль публики.

Эпилептоид влагает всю энергию, которая у него есть, в работу, в текущие и стратегические дела. Он не чужд внимания к своей особе — если это помогает ему поддерживать имидж солидного, делового и успешного человека. Он равномерно распределяет траты жизненной силы между собой и своими делами.

Шизоид отгорожен от мира почти непроницаемой пеленой и потому берет из внешнего мира не так уж много энергии.

Однако все, что ему удалось вобрать в себя из пространства, идет на укрепление его шизоидных концепций и программ. Часто трансмутации жизненной энергии шизоида бывают столь странны и причудливы, что вовне он выдает совсем не те реакции, которые ожидают от него люди.

Гипертим впитывает из мира большой объем жизненной силы и затем перераспределяет ее между подпитыванием своего лидерского имиджа и эмоциональной поддержкой своей команды. Он закручивает вокруг себя кольца энергии, делая ставки на прорыв, как личный, так и командный.

Если гипертим относится к категории умных лидеров, он не будет тянуть энергетическое “одеяло” только на себя, но обязательно будет делиться с остальными — хотя бы для того, чтобы иметь команду и рассчитывать на нее.

Эгоцентрик или недалекий человек будет всегда ограничивать свои действия самим собой.

Астеник в весьма малой степени способен брать энергию из пространства. Основной канал, по которому к нему может прийти жизненная сила — человеческие ресурсы, помощь близких, которые ему сочувствуют.

Как правило, астеник растрачивает запасы своих жизненных сил на переживание страхов, вымышленных угроз и надуманных опасений, а также на выполнение обыденных жизненных нагрузок, которые кажутся ему очень большими и утомительными. Жизненная сила астеника, и без того небольшая, расходуется быстрее, чем у людей, принадлежащих к другим психотипам.

Поэтому ему больше, чем остальным людям требуется качество терпения, спокойствия и умения точно рассчитывать свои небольшие силы.

Люди различных психотипов разными способами контактируют с жизненной силой.
В общении не забывайте о том, что хотя люди и равны, но во многом они различаются. Аргументы, которые убедят гипертима, не подойдут для шизоида.

Цели человека, принадлежащего к племени истероидов, не кажутся важными для астеника или эпилептоида. Стараясь убедить в чем-то человека, апеллируйте к его системе ценностей и увязывайте ее со своими задачами.

Самостоятельная работа вопросы:

1. Какие существуют главные психологические типы?
2. Какие существуют наилучшие методы понимания мотивов других людей?

Практическая работа:

1. Внимательно наблюдайте за собой в течение недели, чтобы понять, к какому психологическому типу относится ваше общение.

2. Проанализируйте, какие затруднения возникают в общении с людьми других психотипов, как вы это можете исправить?

13 психотипов личности:
от параноика до циклоида


Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
• явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
• скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

>Особенности эпилептоидного типа личности

1 Особенности поведения людей с эпилептоидным типом личности

Эпилептоидный тип личности — вариант психологической акцентуации, когда у подростка или взрослого чрезмерно развиваются отдельные черты, создавая дисгармонический характер. Эпилептоиду свойственны следующие поведенческие особенности:

  • Педантизм, склонность к ритуалам и повторяющимся действиям. Эти люди очень ценят идеальный порядок, тщательно следят за безупречным соблюдением известных им правил и норм. Они ощущают острый дискомфорт от любой вещи, лежащей не на своем месте. Им досаждают действия, поступки, которые не соответствуют тем или иным нормам. Эпилептоиды ревностно следят за соблюдением правил и постоянно делают замечания каждому.
  • Некоторая вязкость и заторможенность внезапно сменяются вспышками неконтролируемого гнева. Эпилептоиды значительную часть времени проявляют исключительную сдержанность и спокойствие. Их движения размеренны, поведение несколько чопорно. В период таких состояний люди с эпилептоидным типом характера накапливают информацию об окружающем мире, а точнее об ошибках и несовершенствах, которые замечают даже в мелочах. Они склонны долгое время обдумывать один и тот же факт или переживать какую-либо эмоцию. Чаще всего объектом становится негативный факт, который тревожит, беспокоит и раздражает эпилептоида. Дискомфорт от неправильно расположенных вещей, неточно сказанных слов, слишком громкого смеха и других раздражающих факторов накапливается в них. В какой-то момент предел терпения заканчивается, происходит острый срыв, который сопровождается гневом, оскорблениями, повышением голоса, иногда рукоприкладством. Такое явление называется эксплозивностью.
  • Невероятное упорство, доходящее до занудства. Эпилептоиды — непревзойденные перфекционисты, они никогда не бросят дело, не доведя его до конца. Даже если для окружающих затея кажется безнадежной, они будут усердно продолжать двигаться к цели, строго следуя намеченному пути. Такие люди не склонны рассматривать альтернативные варианты, направление движения, не любят перемены.
  • Отказ от компромиссов и гибкости в общении. Такие люди нетерпимы к любому инакомыслию, считают себя правыми. С ними бесполезно спорить и пытаться что-то доказать — человек с эпилептоидным типом личности останется при своем мнении, а после общения сделает вывод о неадекватности, недалекости и безнадежности собеседника. Свои мысли такие люди могут высказать прямо, не задумываясь о реакции, которую это спровоцирует. Тон эпилептоида всегда безапелляционен, интонации уверенны, формулировки не предполагают обсуждений.

Классическим примером человека с акцентуацией эпилептоидного типа является мисс Эндрю, гувернантка из книги Памелы Трэверс «Мэри Поппинс, до свидания!»

Резкий тон, придирки по мелочам, непреклонное следование инструкциям и непримиримость в сочетании с характером превращают взаимодействие с таким человеком в сложную задачу. В общении с людьми, чей авторитет для них неоспорим, эпилептоиды подобострастны, подчеркнуто вежливы, им свойственны слащавость и стремление продемонстрировать свою приверженность мнению уважаемой личности.

Эпилептоидный (возбудимый) тип

Эпилептоидный характер подобен прочному и надежному с виду дому, в фундамент которого заложена взрывчатка. Девиз эпилептоидов – «Порядок превыше всего!»: порядок в доме, порядок в мыслях, в чувствах, в отношениях и так далее. Они скрупулезно честны, бережливы (порой до скупости), очень аккуратны, пунктуальны и консервативны. Отличаются очень обстоятельным, но несколько инертным (или, как говорят, вязким) мышлением: если уж начнут разрабатывать какую-нибудь тему, то ни о чем другом ни говорить, ни думать не станут. Тщательно следят за своим здоровьем, «здоровый образ жизни» – одно из тех правил, которые обычно соблюдаются особенно неукоснительно. Однако все, что грозит нарушению столь тщательно оберегаемого порядка, способно послужить детонатором взрыва. Как ни парадоксально, но наряду с вязкостью мышления и склонностью «застревать» на мелочах наиболее характерными чертами эпилептоидного типа являются импульсивность, неуправляемость, гневливость.

Для эпилептоида крайне важно, чтобы все шло по заведенному им распорядку, и любые отклонения вызывают у него мгновенную потерю контроля над собой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Возбудимый или эпилептоидный тип  личности

Первой и основной особенностью возбудимого типа личности является неконтролируемость, неуправляемость поведения, выражающаяся в крайней раздражительности. В жизни таких людей решающими оказываются не здравый смысл, не благоразумие, а инстинкты, влечения, стремление к разрядке, в котором они доходят до приступов неудержимой ярости. Часто в этих случаях можно говорить о патологической власти влечений. При легкой степени мы говорим о возбудимой личности, при крайних формах проявлений можно говорить об эпилептоидной психопатии.

Еще одна особенность таких людей — приступообразные расстройства настроения, имеющие злобно-тоскливую окраску. Расстройства могут длиться часами, при этом постепенно накапливается раздражение, ищущее объект, на котором можно его разрядить. Раздражение у возбудимой личности по сравнению с другими имеет свои особенности.

Оно обязательно сначала долго «кипит внутри», как в паровом котле, затем разрядку можно сравнить с взрывом этого котла, которому в последний момент хватило нескольких лишних единиц давления, чтобы взорваться.

Так и для возбудимой личности иногда хватает капли несогласия с его точкой зрения или взглядом, чтобы взорваться, разрядиться по любому поводу или даже без повода, как может показаться внешнему наблюдателю. Аффекты эпилептиков чрезвычайно сильны и продолжительны, в отличие от аффектов других типов, которые быстро возникают и так же быстро проходят, например холерического, гипертимического или лабильного типа.

Некоторые признаки эпилептоидного типа можно обнаружить еще в детстве. Такие дети могут подолгу, иногда часами, плакать, и их порою невозможно ничем утешить, отвлечь или приструнить. У них так же рано могут обнаружиться и садистские наклонности: они мучают животных, избивают и дразнят младших и слабых, издеваются над беспомощными и неспособными дать отпор.

В подростковом возрасте, как говорят, «на них находит». Спонтанные проявления ярости, вспышки гнева, брань, доходящая до цинизма, драки до жестокости, где нет ни уважения к старикам и взрослым, ни сочувствия к слабым детям и инвалидам. Они могут любого избить до крови и беспамятства.

У них можно также отметить склонность к разрушительным действиям, поджогам, побегам из дома и лживость. Во взрослом состоянии эти люди склонны к рукоприкладству. Но жестокость проявляется только в моменты ярости, разрядки. В обычном состоянии они обычно заботятся о своих детях и о старших, любят животных и часто готовы оказать любую помощь. Эти добрые чувства также не имеют предела. В это время они могут быть хозяйственными и добрыми.

Такие люди обычно бывают неуживчивыми. Часто вступа¬ют в ссоры на работе по самому пустяковому поводу как с руководством, так и с сослуживцами. В результате это приводит к частой смене места работы.

Импульсивность их патологического характера проявляется во всем. Например, они едят и пьют все без разбора, многие становятся хроническими алкоголиками. Они могут пить где угодно, даже на работе, не думая о последствиях, могут выпить даже за рулем, «перебрать» на званом обеде, не заботясь о престиже.

Импульсивность проявляется также и в сексуальной сфере, где их отличает неумеренность и неразборчивость. Девушки этого типа могут легко стать девицами легкого поведения. Это люди инстинктов и примитивных влечений, они не знают меры ни в чем: ни в выражении храбрости на войне и в экстремальных ситуациях, ни в актах жестокости, ни в проявлениях любовной страсти.

Возбудимые личности легко относятся к моральным нормам, в их жизни они не играют заметной роли. Через моральные нормы они легко переступают, даже не замечая этого.

У возбудимых личностей отмечаются тяжеловесность мышления и замедленность мыслительных процессов. Им трудно понять и объяснить чужую мысль, они несколько неповоротливы, их ответы обычно размазаны. Замедлен¬ность можно заметить у них и в беседах.

Большинство возбудимых и эпилептоидных типов можно определить по их атлетическому телосложению. Их отличает приземистая сильная фигура, массивный торс, короткие ноги, тяжелая нижняя челюсть, хорошо развитые мышцы.

Часто человек эпготептоидного типа может быть несносным тираном в семье, устраивающим частые скандалы из- за мелочей — подгоревшего обеда, плохой отметки, не туда поставленной вещи, опоздания на обед или ужин, позднего возвращения домой и т. д. Он постоянно делает замечания домашним, раздувает из мухи слона. Не оставляя без наказания ни одного проступка, он требует покорности и подчинения, а сам не хочет мириться ни с какими правилами по отношению к себе и замечаниями, сделанными в его адрес. Из-за всего этого он чрезвычайно неуживчив в семье.

Подытоживая описание возбудимого типа, можно сказать, что к его положительным свойствам характера можно отнести добросовестность, аккуратность, энергичность, деловитость, домовитость, хозяйственность, любовь к детям и животным.

>Тест Сонди

Тест Сонди — это тест, разработанный психиатром и психоаналитиком Леопольдом Сонди в 1947 году, целью которого является выявление психических отклонений.

Описание теста

Эксперимент состоит в том, что человек должен выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты мужчин и женщин. Каждый портрет отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений.

Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений

h — сексуальная недифференцированность;

s — садизм-мазохизм;

е — эпилептоидные тенденции;

hy — истерические склонности;

k — кататонические проявления;

р — паранойяльность;

d — депрессивное состояние;

m — маниакальные проявления.

Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ.

Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений — это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, то есть имеют несколько вариаций, проявляющихся в «возможностях судьбы». Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной единственной предначертанной наперед. Для понимания множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

  1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые Я-факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.
  2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, которая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.
  3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности — любовь к человечеству (h), активность — пассивность (s), Авель — Каин (е), тщеславие — стыдливость (hy), аутизм — отказ от собственного Я (k), инфляция — проекция (р), поиск — прилипание (d), судорожное цепляние — отрыв (m), обуславливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.
  4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.
  5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а также и определенный круг общения и интересов.
  6. Каждый фактор влечения обусловливает и определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. Именно эти факторы изначально предопределяют, как считает Сонди, применит ли обследуемый свои духовные способности в сфере культуры и гуманизма (h), техники и цивилизации (s), религии и этики (е), театрального искусства (hy), философии, психологии, математики, филологии (k), поэзии, научных исследований (р), национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d), речевых видов деятельности (оратор, певец) (m). При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых сексуальных влечений (то есть по Фрейду), а самостоятельно существующие изначально априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.
  7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.

Эпилептоидные тенденции — фактор e

Потребность e: в справедливости, в сильных, грубых аффектах: ярости, ненависти, гнева, мстительности.
Эпилептоидные тенденции, черты: этика, нравственность, совесть. Диагностируется на портретах больных генуинной эпилепсией. Стремление к справедливости может быть двояким: терпеливым, со страхом обидеть, с желанием всем добра стремлением Авеля, и злобным, агрессивным, завистливым, ревнивым стремлением Каина. Этика не может отождествляться с влечением, но то влечение, которое заставляет человека следовать этическим установкам, связано с фактором е.
Фактор влечений, который может наделить человека безумной яростью и ненавистью, гневом и мстительностью, ревностью и завистью, превращая его в убийцу из-за того, что он оказывается во власти грубых аффектов, фактор, побуждающий человека накапливать в себе эмоции вплоть до их страшного взрыва, когда они неожиданно и грубо разряжаются на окружающих людей, пугая и поражая их; фактор, заставляющий человека накладывать удушающую руку «Каина» — вместо того, чтобы совершить убийство брата — на свои собственные сосуды мозга, сердца и конечностей, превращая себя в «припадочного» больного, в homo paroxysmalis, который вместо того, чтобы избить до синяков врага, сам покрывается пятнами и сыпью; фактор, парализующий язык человека вплоть до того, что из-за его заикания становится трудно что-либо разобрать в его запинающейся речи, пробуждение ужаснейших страхов и ночью, и днем, — этот наводящий ужас фактор и является фактором е.
С другой стороны, тот же самый фактор е является инстанцией, пробуждающей в людях совесть и накладывающей запрет на проявление нетерпимости и на убийство, заповедующей вести себя порядочно («этично»), побуждающей человека по имени «Каин», прописавшегося в нас навечно, к терпению и справедливости, к кротости, благотворительности и благочестию, именно этот фактор способен излечивать больных и создавать религии.
Нет ничего в проявлениях зла и добра, в бессовестности и совестливости, в действиях, совершаемых с нетерпеливостью и терпением, в беззаконии и в установлении законов, в переполненности аффектами и в свободе от кипения и от вспышек любых грубых эмоций, в нанесении и излечении ран без влияния фактора е.
Слово «эпилепсия» происходит от греческого глагола наделенного двумя противоположными значениями. С одной стороны, оно означает нападение и поражение врага, а с другой — сдерживание и подавление любого рода враждебности. Наше сегодняшнее понимание сути фактора е полностью соответствует этому двойному смыслу древнегреческого слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *