Эмоциональное отношение

Эмоциональное отношение

Родительское отношение к ребенку как предмет исследования психологов

Светлана Клопова
Родительское отношение к ребенку как предмет исследования психологов

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Дружинин В. Н. считает, что наиболее важный фактор в развитии ре-бенка – это семья. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Воспитание в семье более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям .

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе .

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Ю. Е. Алешина считает, что отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов, главная функция семьи – обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования .

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя со взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками, с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также. Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.

По мнению М. Раттер, дети учатся у родителей определенным спосо-бам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера) .

У. Бронфенбреннер пытался установить связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированны в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребенка, но ведут себя по-разному: один берет на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную .

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность» .

Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: «В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости».

Родительское отношение к ребенку и его особенности. Влияние отношения родителей.

Родительское отношение к ребенку и его особенности.

Понятие «родительское отношение» является обобщенной характеристикой взаимосвязи и взаимозависимости родителя и ребенка в семье. А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка (по: 28).
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
• оно должно быть адекватным, т.е. основываться на реалистичной оценке особенностей ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности;
• оно должно быть гибким, что позволит сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Закрытая, статичная позиция родителя формирует барьеры общения между ним и ребенком, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность;
• оно должно быть прогностичным, т.е. ориентированным не только на актуальную ситуацию развития ребенка, но и на будущее, что проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка (2).
А.Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:
1) «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
2) «Кооперация» отражается особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
3) «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
4) «Авторитарная гиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
5) «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия (по: 19).
Влияние отношений родителей к детям носит многообразный характер. В семье с теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. В авторитарных семьях формирование этих качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным. Г.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью их дальнейших контактов с окружающими. Отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости со стороны родителей, ведет к тому, что они воспроизводятся в коллективе сверстников (по: 24).
Количество заботы, получаемой ребенком от родителей, прямо пропорционально уровню и скорости его развития. Потому так опасно для его развития эмоционально холодное, неприязненное отношение к нему о стороны родителей, равнодушие к его потребностям, физическое и моральное насилие, унижения и насмешки над ребенком. По мнению Р.В. Овчаровой, дети в силу ограниченности своего опыта, считают себя плохими, глупыми, раз самые близкие люди – их родители – их не любят. На этой почве легко формируется неуверенность в себе, недоверие к окружающим, неверие в себя, уход в фантазии и пр. (23).
По мнению Н.Ю. Синягиной (32), Л.Ф. Обуховой (22) и др., благоприятная для ребенка родительская позиция характеризуется такими чертами, как адекватность, оптимистичность, динамичность, прогностичность. В связи с этими качествами она предлагает следующую структуру родительского отношения: представления родителя о ребенке; отношение родителей к ребенку; взаимоотношения между родителем и ребенком. При этом следует учитывать, что все эти компоненты динамичны, меняются под влиянием различных изменений, происходящих в жизни семьи.
На особенности построения взаимоотношений ребенка и родителя оказывают влияние личностные характеристики последнего: экстраверсия/интроверсия, уверенность в себе/неуверенность в себе, эмоциональная уравновешенность/неуравновешенность и т.д. Значимы также и личностные качества ребенка: тип темперамента, общительность, тревожность, активность, агрессивность, открытость/закрытость и т.д. Также следует учитывать уровень образования родителей, уровень их психолого-педагогической культуры, социально-психологический климат в семье, применяемые родителями средства воздействия в семье (физические наказания, эмоциональное отвержение в случае непослушания и пр.) (10).
Внутрисемейные отношения – сильный воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, если ее эмоциональные контакты деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное развитие личности ребенка.
Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект).
Влияние отношения родителей к ребенку на его образ семьи.

Проблема влияния родительского отношения на формирование образа семьи у ребенка в настоящее время очень важна, поскольку, как указывают А.В. Рыжкова (29), Ю.В. Айзина (1), Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко (5), на данный момент у многих современных детей складывается достаточно специфический (не соответствующий нравственному идеалу), искаженный образ семьи. В современной семье изменяются социальные функции, домашние роли ее членов, появляются принципиально новые тенденции в семейных отношениях. Дефицит деловых и эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, а также возрастных (и индивидуальных) особенностей понимания детьми семейной ситуации взаимодействия порождают достаточно искаженные представления ребенка о семье.
Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко экспериментально исследовали значимость на образ семьи у детей таких факторов как состав семьи, стиль воспитания, наличие братьев и сестёр, наличие идентификации с родителями, детско-родительские отношения, включённость ребёнка в совместную семейную деятельность, наличие у него домашних обязанностей и др. Проведенное ими исследование показало, что наибольшим весом среди них обладает фактор понимания ребенком внутрисемейной ситуации, неотделимый (в представлении ребенка) от отношения к нему родителей. Причем, только в случае ощущения любви к нему со стороны близких взрослых, у ребенка выявляются положительные (соответствующие нравственному идеалу), достаточно осознанные (формулированные) представления о семье. В противном случае образ семьи расплывчат, мало осознан, противоречив, выявляется исключительно в проективных тестах (ребенок отказывается от бесед о семье) (5).
А.В. Рыжкова в экспериментальном исследовании образа семьи у дошкольников обнаружила, что «образы семьи» у детей-дошкольников и их родителей и особенности взаимодействия членов семьи, принятие и реализация семейных ролей взамосвязаны между собой. Семья, где супруги имеют несбалансированный тип семейной системы и наличие негативных описаний в «образе семьи», характеризуется неравномерным распределением семейных обязанностей, неадекватным выбором ролей для ребенка и неблагополучным «образом семьи» у ребенка-дошкольника. Мальчики чаще девочек бывают недовольны характерными особенностями матерей: занудливостью, мелочностью, излишней опекой. Они воспринимают мам как нерешительных и флегматичных. Отцы по отношению к сыновьям бывают чаще агрессивнее, чем к дочерям (29).
Таким образом, дети не могут построить благополучный «образ семьи», если они не видят гармоничных и полноценных взаимоотношений родителей между собой.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
• Семья – это основной институт социализации, одной из главных функций которого является воспитание подрастающего поколения. Основная задача семьи – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе.
• Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. На основе внутрисемейных отношений у ребенка строится «образ семьи» — система представлений ребенка о родителях, о себе как части семьи, а также о семейных ролях, правилах, отношении родителей и пр.
• Наибольшее воздействие на формирование образа семьи у ребенка оказывает родительское отношение к нему. Можно выделить 5 типов родительского отношения: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник».

1. Айзина Ю.В. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка // Психолог в детском саду. 2001. № 1-2. С. 160-168.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.

5. Болтина Е.А., Плисенко Н.В. Влияние детско-родительских отношений на образ семьи у детей .

10. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2003. 23 с.

19. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 992 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
23. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: «Академия», 2005. 368 с.
24. Палагина Н.Н. Возрастная психология и психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.
29. Рыжкова А.В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук (19.00.13). – СПб., 2009. 24 с.

Закономерности развития эмоциональных отношений в паре

Закономерности эмоциональных отношений на первом этапе их развития могут быть описаны, хотя и с известными потерями, без апелляции к активности субъекта, к процессу взаимодействия между ним и партнером.

Эмоциональное отношение формируется еще как индивидуальный, а не диадический феномен, практически не зависящий от воли и действий субъекта.

Но положение коренным образом меняется буквально в следующее мгновение. В условиях, когда у человека есть возможность выбора партнеров, продолжение отношений зависит от его решения. В каждый момент взаимодействия субъект осуществляет выбор между продолжением или прекращением отношений. Необходимо понять, каковы закономерности такого выбора, какие сочетания внешних и внутренних условий заставляют отношения продвигаться вперед, чем детерминируется сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений.

Полезным здесь может оказаться подход, известный как теория или концепция фильтров. Согласно этой концепции отношения проходят в своем развитии ряд своеобразных фильтров, психологическое содержание которых определяется как типом отношений (супружеские, приятельские и т.д.), так и этапом развития взаимодействия. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынужденно. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью.

Попытаемся теперь охарактеризовать те фильтры, последовательное преодоление которых необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений.

Первый фильтр — закономерности детерминации аттракции на начальном этапе развития. Фактически на этом этапе объект предстает в качестве стимула, обладающего определенными характеристиками (внешность и т. д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойств самого субъекта. При неблагоприятном сочетании этих переменных аттракция не возникает и общение не продолжается.

Второй фильтр состоит, по-видимому, в требовании определенного уровня сходства между собой и партнером. Принцип сходства действует и в начальный период знакомства как основание для выбора партнера. Здесь же речь идет об одном из важнейших условий поддержания отношений.

Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующей ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению.

Следующий фильтр требует возможности включения членов пары в совместную деятельность.

Речь идет как о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей, так и о наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром.

Итак, эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим учетом внутреннего мира другого человека. Аналогично развитию отношения к другому в онтогенезе партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира.

По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех пар связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *