Эйдетик

Эйдетик

Эйдетизм

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Эйдети́зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.

Среди тех, кто первым описал эйдетизм — сербский учёный В. Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.

В психологии — воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов — остаточное возбуждение анализатора.

Причины относительной редкости проявления эйдетизма

Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).

1. Яркие эйдетические образы по своей наглядности и подробности почти не уступают, а порой и буквально затмевают образ восприятия (то есть то, что в действительности происходит вокруг человека). Понятно, что, к примеру, при переходе дороги с напряжённым движением и в целом ряде подобных случаев это создаёт эйдетику большие сложности, а порой и прямую опасность для жизни его самого и близких .

2. Яркий эйдетический образ — это один из способов весьма существенного влияния на ход физиологических явлений в теле самого эйдетика, а порой и его окружения. Александр Лурия, в частности, описывает возможности Шеришевского существенно влиять на изменение частоты сердечно-сосудистых сокращений своего сердца, температуру руки и пр. Понятно, что как и любое мощное орудие, в умелых руках подобное влияние может стать и нередко становится исцеляющим, а в неумелых, при беспорядочных чувствах и мышлении, способно принести не менее значимый вред прежде всего самому его обладателю.

Пробуждение и тренировка эйдетических способностей

В то же время уже в течение веков открыты и используются способы пробуждения и тренировки эйдетических способностей. Наиболее широкоизвестным примером являются многие направления йоги, сюда же относятся ряд направлений шаманизма, целительства, изобретательской деятельности, художественного и литературного творчества и пр. Отметим, что при нарушении правила тщательного отбора способных к овладению эйдетизмом, постепенного и посильного обучения их грамотному вызыванию образа и, что не менее важно, своевременному освобождению от него (мысленному растворению, угасанию образа и пр.) имели место случаи нервного перенапряжения и других накладок, порой с тяжёлыми последствиями.

Так И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

Любопытно, что в качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса. Подход оказался успешным.

На основе этого подхода ныне разработаны более подробные методики насколько возможно безопасного пробуждения, использования и тренировки эйдетического восприятия, памяти и мышления, применяемые в Московской школе эйдетики, Школе быстрого чтения О. А. Андреева и ряде других более закрытых школ.

Люди с выдающейся эйдетической памятью

  • Антонио Мальябеки — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40000 книг и 10000 рукописей).
  • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления В.Мессинга, С.Шерешевского, И.Цейтлина и других деятелей данного жанра.
  • Вершинин, Лев Рэмович в студенческие годы прочитал Советскую историческую энциклопедию и знал её наизусть
  • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
  • Матюгин, Игорь Юрьевич — победитель и призёр целого ряда соревнований мнемонистов, в том числе международных (в Риге и в Японии), основатель и руководитель Московской школы эйдетики, проф. РАЕН, автор книг по тренировке эйдетической памяти.
  • Ким Пик — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
  • Никола Тесла — физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники.
  • Толстой, Алексей Николаевич — русский писатель.
  • Шерешевский, Соломон Вениаминович — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
  • Рональд Рейган — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста.

В массовой культуре

Этот раздел должен быть полностью переписан. На странице обсуждения могут быть пояснения.
  • Один из героев цикла произведений Лоис Макмастер Буджолд о Майлзе Форкосигане, Саймон Иллиан был носителем вживленного в мозг чипа эйдетической памяти, что позволяло ему, начальнику службы безопасности империи, помнить детали абсолютно всех докладов его подчиненных, вплоть до интонаций и жестов.
  • Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы» использовал слово «эйдетика» — способность к осознанным сновидениям, когда человек во всех подробностях видит сны, которые, как считает главный герой романа, сохранились у него в генной памяти, унаследованной от предков. Способность видеть подобные сны-воспоминания появляется у одного из героев романа вследствие контузии на фронте во время Великой Отечественной войны, и он приезжает в Москву для того, чтобы врачи объяснили ему, что с ним происходит. Во время лечения он видит цветной сон с мельчайшими деталями во всех подробностях, после чего эта способность исчезает.
  • Главный герой сериала «Теория Большого Взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
  • Главный герой сериала Suits («Форс-мажоры») Майкл Росс имеет эйдетическую память.
  • Герой сериала «Мыслить как преступник» Спенсер Рид имеет эйдетическую память.
  • Главный герой романа «Астронавт Джонс» Роберта Хайнлайна имеет эйдетическую память и феноменальные вычислительные способности.
  • Главный герой серии книг «Вселенная неудачников» Алекс Каменский также имеет такую память.
  • Главный герой сериала «Секретные материалы», агент ФБР Фокс Малдер, причину своей выдающийся памяти назвал «проклятием фотографической памяти».
  • Один из героев детективной повести братьев Вайнеров «Лекарство против страха» Лыжин обладал эйдетизмом и в кустарных условиях сумел создать лекарственный препарат, который не смогли синтезировать в исследовательской лаборатории
  • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
  • Главная героиня псевдоисторического романа Виктора Суворова «Контроль» сотрудница сталинского госконтроля Настя Стрелецкая (Жар-Птица) обладает врожденной эйдетической памятью, граничащей с тяжелым нервным расстройством. Также в книге содержится намек на то, что эйдетик и сам Сталин.
  • Главная героиня трилогии «Миллениум» Стига Ларссона Лисбет Саландер обладает эйдетической памятью.
  • Главный герой книг Дэна Брауна «Код да Винчи» , «Ангелы и демоны» и «Утраченный символ» Роберт Ленгдон обладал эйдетической памятью и мог сказать любой телефонный номер, который когда-либо набирал
  • Вымышленная раса Дреллов из вымышленной вселенной Mass Effect обладает врожденной сверхразвитой эйдетической памятью.
  • Главный герой телесериала «Ясновидец» Шон Спенсер, а также его отец Генри Спенсер.
  • Серийная убийца Натали Дэвис по кличке «Миниатюрщик», поимке которой посвящён 7 сезон сериала C.S.I.: Место преступления, обладала эйдетической зрительной памятью.
  • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг», Уилл Хантинг обладает феноменальным интеллектом, позволяющим ему делать открытия в новейших областях математики, и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с легкостью удается накапливать энциклопедические знания.

Примечания

  1. Ряд примеров см., например, в кн. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: МГУ, 1968.
  2. Томас К. Высшая ступень аутогенной тренировки (пер. с нем. М.:Эйдос, 1993).
  3. Иванян Э. А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени. — М.: «Мысль», 1991. — С. 16.

В Викисловаре есть статья «эйдетизм»

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм это в психологии одна из разновидностей памяти, присущая человеку, известная в основном своей направленностью на восприятие зрительных модальностей и позволяющая воспроизводить детализированный и полный воспринятый образ, часто с сопровождением ярких образов других модальностей (звуков, запахов, прикосновений). Как отдельный специфический вид памяти и предмет изучения, способности к эйдетизму были определены сравнительно недавно.

Эйдетизм это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении явных, очевидных изображений предметов после затихания их взаимодействия на органы чувств.

Первая работа, изучающая эйдетическую память, появилась в 1907 году, данный вопрос изучал В.Урбанчич. Позже, в 1925 году П.П. Блонский и С.В.Краков вновь поднимают вопрос о ранее не изучавшемся виде памяти. Ставятся эксперименты, анализируются данные, были даны определения понятию эйдетизм.

Ученые стремились в своих научных изысканиях не только изучить процессы эйдетизма, но также и найти способы, которые позволят развить эйдетизм у каждого человека. В ходе экспериментальных изучений было выявлено, что способность имеет врожденные характеристики и не всегда поддается внешнему влиянию. Были получены результаты, в которых описаны повторяющиеся случаи возникновения расстройств шизофренического спектра, сопровождающиеся суицидальными попытками вследствие предпринятых настойчивых, но неумелых стараний вызвать насильственно эйдетические образы. Успешным средством в купировании данных негативных последствий оказалось повторное вызывание эйдетических образов, но грамотно поставленным методом.

Эти исследования лишь подтверждают схожесть эйдетической памяти с галлюцинациями, основное отличие в том, что человек, воспринимающий эйдетические образы, осознает их нереальность. Находятся эти образы в пространстве между представлениями и ощущениями, характер их возникновения скорее спонтанный.

Определенные задатки эйдетизма присущи каждому человеку, различие их проявления в жизни состоит в том, насколько они заглушились в процессе развития личности или, наоборот, какую степень развития приобрели.

Э. Йенш разработал типологию эйдетиков по степени выраженности и проявленности данной особенности:

— нулевая: характерно появление непродолжительного послеобраза с измененными признаками объекта (остаточные блики в глазах, после взгляда на лампочку);

— первая: необходимо закрепление образа (повторное предъявление стимула или фиксация внимания на объекте) перед его появлением, сам образ носит некоторые признаки или элементы составляющие объект восприятия;

— вторая: характерны слабые или не полные образы, необходима фиксация (возможно проявление в послеобразе общей формы предмета или его отдельных элементов, сам послеобраз неустойчив);

— третья: появляются слабые и средние зрительные образы простых объектов, можно обойтись без фиксации; при взаимодействии со сложными образами возможно проявление отдельных элементов;

— четвертая: формирование ясных и содержательно полных образов даже сложных объектов;

— пятая: характерно восприятие сложных образов во всей полноте с проявлением мельчайших деталей.

На основании конституциональных предпосылок, эйдетиков условно разделяют на две группы: к первой относятся те, чьи эйдетические образы настолько стойки, что могут приобретать навязчивый характер, не подвержены влиянию внешней стимуляции; ко второй группе относятся люди, наделенные способностью самостоятельно произвольно вызывать и развивать эйдетические образы.

Сам эйдетизм является первичной стадией, на которой восприятие и память едины, и не поддаются дифференцировке. Только впоследствии происходит разделение на два отдельных психических процесса. Также было определено, что именно эйдетическая память является базисом для дальнейшего развития образного конкретного мышления, являющегося характерным и преобладающим именно в детском возрасте.

Эйдетизм способности присутствуют у каждого, в какой именно тип их проявления они выльются, зависит от генетической предопределенности, а какой степени развития достигнут, во многом, зависит от приложенных стараний самого человека.

Как развить эйдетизм?

Развитие эйдетизма набирает большую популярность, появилось множество школ, направлений и методик, способствующих развитию этого специфического вида памяти.

Развитие эйдетизма начинается с качественного изменения ежедневного образа жизни. Первоочередным заданием будет формирование стрессоустойчивости и новых стратегий адаптации к стрессогенным факторам. В тревожных, стрессовых и депрессивных состояниях меняется функционирование мозга и под этим влиянием могут подвергаться разрушению нейронные связи и мозговые клетки определенной области коры, отвечающие за память. Справиться с такими состояниями в крайних случаях возможно при помощи психотерапевта и антитревожных, антидепрессивных препаратов. Но стоит учитывать, что кризисная ситуация, вынуждающая обращаться за посторонней помощью, наступает не сразу, стоит принять меры самостоятельно, не допустив развития пагубных состояний в критическую стадию.

Хорошо помогает при стрессе прислушаться к внутренним истинным потребностям и желаниям и по возможности их выполнить, медитации и йога также оказывают благоприятное снижающее воздействие на уровень тревожности. Стоит отказаться или хотя бы уменьшить количество вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, излишнее потребление кофе, хронический недосып), которые также способствуют атрофии мнестических функций. И наоборот приобрести привычки в постоянной нагрузке, как физической (зарядки, тренировки, прогулки) так и умственной (настольные игры, изучение языка, решение головоломок, постоянное чтение книг, посещение дополнительных обучающих курсов).

Физическая активность улучшает кровоснабжение всех участков организма и тканей мозга, упражнения необходимо организовать так, чтобы в каждом дне присутствовало минимальное (30 минут) количество физической нагрузки. Помимо улучшения физического тонуса и обогащения кислородом, физические упражнение помогают сбросить накопившееся в мышцах нервно-психическое напряжение. Умственная нагрузка также должна быть постоянна и распределена по всему временному промежутку, чем стабильнее тренировки для мозга, тем легче происходит запоминание. Если максимально полно использовать все представляющиеся в течение дня возможности, то при затрате минимума дополнительных усилий можно получить ощутимый результат.

Как развить эйдетизм? Тренировка эйдетизма заключается в выработке определенной стратегии запоминания, начинающей свой отсчет с правильно организованного процесса, где максимально исключены все факторы, способные отвлечь от изучения материала. При запоминании информации следует пользоваться зрительными ассоциациями, а также приемом повторения или использования полученной информации в максимально близкие временные сроки (это подходит для небольшого объема информации, например имени собеседника).

Развитие эйдетизма возможно в будничных условиях, не применяя особых техник и не выделяя определенного времени. Так, можно выбрать любого человека на улице, а потом перевести взгляд и максимально полно в памяти воспроизвести его внешний вид, детали одежды. Точно так же можно стараться запоминать и через некоторое время воспроизводить все зрительные образы, которые попадаются вам по пути (вывески, деревья, здания), а потом, возвращаясь проверять, насколько успешно было выполнено упражнение.

Эйдетизм, возможно, тренировать такими упражнениями:

— запоминание формул – необходимо несколько изображений формул, на которые можно смотреть в течение 10-20 секунд, после чего необходимо воспроизвести то, что запомнили. С каждым разом необходимо усложнять задание, повышая сложность и количественный состав формул;

— запоминание текста – необходимо выбрать абзац текста и рассматривать его в течение нескольких секунд, как картину (не читать), а впоследствии, воспроизвести то, что запомнили;

— блок упражнений, выполняемых последовательно для развития эйдетической памяти: необходимо направить внимание на объект в течение пары минут, максимально изучая объект (так тренируется внимание); затем требуется выбрать другой объект и удерживать внимание на нем на вдохе, стараясь максимально запомнить, а на выдохе очищать память от образа объекта; следующим этапом выбирается для наблюдений определенный объект, который созерцается несколько минут, после чего постараться максимально воспроизвести его образ с закрытыми глазами; выбрать для наблюдения абсолютно разные предметы, по очереди внимательно смотреть на предметы, затем мысленно наложить один образ на другой.

Также помогут улучшить память, а соответственно и развитие эйдетизма, определенные препараты, улучшающие работу мозга и обменные процессы. К таким препаратам относятся Пирацетам, Ителлан, Витрум мемори, Глицисед и витамины группы В. Какой препарат выбрать, длительность курса и дозировку лучше подскажет невропатолог, психиатр или психотерапевт, учитывая индивидуальные особенности.

Эйдетический образ

В психологической литературе подтверждается существование еще одного любопытного факта, который также может быть сочтен проявлением действия памяти.

Предложив испытуемому свободно созерцать красный квадрат в течение 8—9 секунд, а затем перевести взгляд на чистый лист бумаги, нетрудно убедиться, что он и здесь увидит красный квадрат.

Может быть, и в этом случае мы имеем дело с обычным последовательным образом?

Во-первых, для получения образа необходимы фиксация образца и более продолжительное созерцание (40 секунд), в нашем же случае испытуемый созерцает квадрат лишь в течение 8—9 секунд, притом свободно. Но важно не столько это, сколько то, что след бывает противоположного цвета, в этом же случае цвет квадрата не меняется. Помимо этого, чем ближе к испытуемому расположена ширма, на которой происходит проекция следа, тем меньше его размер, а чем дальше — тем больше. Объем следа прямо пропорционален расстоянию. Данный факт впервые обнаружил Эммерт, и он известен под названием закона Эммерта. Таким образом, в случае последовательного следа действует закон Эммерта. Что же касается нашего случая, оказалось, что объем изображения квадрата этому закону никак не подчиняется.

И, наконец, спроецировав след на цветной экран, увидим, что его цвет смешивается с цветом экрана и воспринимается в виде смешанного цвета. В случае же нашего опыта происходит совершенно иное: изображение квадрата со своим цветом накладывается сверху на соответствующую часть экрана.

Сказанное со всей очевидностью свидетельствует о том, что в данном случае имеем дело не с последовательным образом, а с совершенно иным явлением. Впервые данное явление обнаружил венский офтальмолог Урбанчич. В современной психологии оно известно под названием эйдетического образа, и несомненно, что в его лице мы имеем дело с одним из простых видов действия памяти.

И в самом деле, эйдетический образ — в нашем примере изображение красного квадрата1 — проявляется лишь в том случае, когда ему предшествует настоящее восприятие. Поскольку эйдетический образ, как мы имели возможность убедиться, не может считаться последовательным следом, можно совершенно правомерно считать его не повторением или продолжением восприятия, а его образом, или отражением. Однако подобный образ мы получаем и в случае завершенной памяти.

Например, в данный момент я вовсе не вижу своего друга X., тем не менее его лицо как будто стоит у меня перед глазами — сейчас я его не воспринимаю, но могу представить его лицо, ведь образ памяти дан в виде представления. Естественно возникает вопрос: коль скоро эйдетический образ не является последовательным образом и, стало быть, не может быть сочтен актуальным восприятием, если это — скорее образ, нежели актуальное восприятие, то не является ли он обычным представлением?

Для представления характерно то, что ему всегда сопутствует переживание несиюминутности, неактуальности: представляя себе лицо X., мы знаем, что мы его не воспринимаем, не видим в данный момент, что он не стоит перед нами. В случае же эйдетического образа дело обстоит совершенно иначе: испытуемый видит его так, словно он действительно стоит перед ним, будто бы он его видит действительно, причем именно так, как видит последовательный образ, то есть действительно воспринимает. В этом отношении эйдетический образ похож на настоящее восприятие.

Следовательно, эйдетический образ как будто не имеет ничего общего с представлением. Однако фактически предмет отнюдь не стоит перед глазами, чтобы его можно было бы действительно видеть. Стало быть, на самом деле человек не воспринимает предмет, а лишь представляет его образ.

Аналогичное положение отмечается в случае так называемых галлюцинаций: нам кажется, что мы действительно видим призрак, хотя реально он не существует. Тем не менее, эйдетический образ не может быть сочтен и галлюцинацией: при галлюцинации мы и вправду убеждены, что в самом деле что-то воспринимаем, тогда как в случае эйдетического образа всегда знаем, что предмета перед нашим взором уже нет, что сейчас фактически мы его уже не воспринимаем.

Таким образом, эйдетический образ не является ни настоящим восприятием, ни настоящим представлением; это — такое восприятие, о котором известно, что предмета перед нами уже нет; это — такое представление, предмет которого переживается так, словно он находится перед глазами.

Следовательно, в эйдетическом образе перцептивное переживание предмета продолжается и после того, как самого предмета перед нами уже нет, и мы лишены возможности его повторного восприятия. В эйдетическом образе происходит сохранение прошлого, то есть данных предыдущего восприятия. В этом отношении он выполняет функцию представлений памяти.

Однако, как известно, он все-таки далек от представлений памяти. Если в представлениях памяти предмет переживается как представляемый, то в эйдетическом образе он продолжает переживаться воспринимаемым. Следовательно, в случае эйдетического образа нам не удается преодолеть уровень предметного восприятия, мы все еще не чувствуем, что действительность переживается не перцептивно.

Эйдетический образ — последующая ступень мнемического развития, но все еще низкая ступень. Но, во всяком случае, он протекает в психической области и постольку все же должен быть сочтен формой проявления памяти.

То обстоятельство, что эйдетический образ все еще близок к восприятию и, следовательно, представляет собой низкую ступень развития, со всей очевидностью подтверждает тот факт, что он относится к категории чисто непроизвольных явлений, возникая спонтанно после прекращения восприятия, а его затухание, как правило, почти не подвластно волевым усилиям. У одного ребенка отец погиб на поле боя во время первой мировой войны. У ребенка возник эйдетический образ умирающего отца, который на его глазах истекал кровью, умирая в страшных муках. Поскольку ребенок никак не мог избавиться от этой страшной картины, у него началась нервная болезнь. В конце концов снять эйдетический образ и спасти ребенка удалось лишь медикаментозными средствами. Оказалось, что на эйдетическую способность отрицательное влияние оказывает кальций. Наверное, именно этим и объясняется тот факт, что распространенность эйдетизма зависит от географических условий. В некоторых районах, особенно там, где питьевая вода содержит относительно большое количество кальция, случаи эйдетизма вообще не обнаружены.

Приведенный пример свидетельствует о том, что эйдетические образы возникают и затухают самопроизвольно, относясь к категории импульсивных явлений.

Именно по этой причине способность эйдетизма встречается отнюдь не у всех людей. Восприятию тех, кто наделен подобной способностью, сопутствуют эйдетические образы, но если у человека этой способности нет, то ему никакими средствами не удастся вызвать эйдетические образы — волевые усилия в данном случае оказываются тщетными.

Типология эйдетических образов

Однако сказанное в равной мере не относится ко всем эйдетикам. Исследователи данного феномена выделили среди эйдетиков два различных типа: Т-тип (тетано-идный тип) и Б-тип (базедовоидный). Эйдетические образы первого типа похожи скорее на последовательный образ, являясь грубыми и статичными, имеют, вместе с тем, выраженный принудительный характер, совершенно не подчиняясь волевым усилиям. Совершенно иную картину дает Б-тип. В этом случае эйдетические образы более подвижны и, что самое главное, относительно легко подчиняются волевым усилиям — человек может вызывать их сам и изменять в том или ином направлении в соответствии со своим вкусом и интересами. Невзирая на то, что во втором случае эйдетические образы как будто следует отнести к группе волевых феноменов, тем не менее нельзя сказать, что феномен эйдетизма имеет волевое происхождение. Как отмечалось, наличие или отсутствие этой способности зависит от непроизвольного фактора, и воля как таковая не влияет ни на развитие, ни на ослабление эйдетизма.

Эйдетические образы

Некоторые люди обладают способностью удерживать яркие четкие образы после предъявления стимулов в течении нескольких секунд или даже минут. Они считают, что образы «существуют» примерно там же, где был стимул и «запоминают» его после короткого предъявления, без фиксации глаз. Они «видят» его так хорошо, что могут описать все детали.

Большинство работ по эйдетизму относятся к 1935 г. Считается, что после подросткового возраста эйдетизм встречается редко, а у детей чаще, вплоть до 50% детей начальной школы владеют этой способностью. Эти исследования базировались, однако, на очень несовершенных методах, в основном обращенным к самоотчету испытуемых. В 60-х годах интерес к Э. возник с новой силой, особенно в связи с попытками связать Э. с улучшениями запоминания.

Основные вопросы: существует ли Э.? Чем отличается образ у детей (или взрослых) эйдетиков? Как эйдетикам удается предохранять свою память от состояния «кучи малы». Является ли эйдетическая память более примитивной (простой) формой запоминания и появляется ли она раньше других процессе развития?

Было проведено обширное экспериментальное исследование, которое частично ответило на эти вопросы и поставило новые. Сначала были протестированы 500 детей, из которых были отобраны 20 человек, обладающих способностью к Э.

Описание эксперимента

Ребенка сажали на расстоянии 0,5 м от серого экрана, на который проецировалось изображение красного квадрата (10х10 см.). Инструкция: «Когда квадрат уберут, ты будешь продолжать видеть что-то на его месте. Это как когда ты некоторое время смотришь на зажженную лампочку, а потом перестаешь. Перед глазами у тебя что-то остается». Детям говорилось, что они должны смотреть пристально и не «двигать глазами». Если испытуемый видел образ, его просили двигать взгляд вверх и спрашивали, двигается ли образ; как он исчезает? Какого он цвета и размера? То же самое повторялось потом с голубым, черным и желтым квадратом. Здесь важен цвет, чтобы отличить эйдетизм от последовательного образа. При последовательном образе цвет меняется на дополнительный.

Затем начинается «настоящий» эксперимент на Э. Ребенку предъявлялись 2 картинки – силуэты (черно-белые) и 2 цветные картинки – сюжеты из книг. Каждая картинка предъявлялась 30 секунд. Здесь ребенок уже не фиксировал взгляд, а основательно рассматривал картинки. После рассматривания у ребенка спрашивали, что он продолжает «видеть» на экране. Причем подчеркивалось, что важно не то, что он сам помнит, а то, что он «видит». Если экспериментатор убеждался, что испытуемый – эйдетик, то эксперименты продолжались.

Около 5-10% детей могли удерживать образ достаточно долго и видели его в деталях. Эти дети были отобраны как эйдетики. У эйдетиков измерялся IQ, способность к чтению и черты личности, но не было найдено каких-либо связей между этими показателями и способностью к Э. Дети были в возрасте от 7 до 12 лет. Если способность к эйдетизму регистрировалась в одном эксперименте, то она появлялась и во всех остальных. Для формирования эйдетического образа стимуд необходимо было предъявлять в течении 5 секунд, но лучшие эйдетики рассматривали его только 3 секунды. Если дети смотрели на стимул меньше, то эйдетический образ мог формироваться только на часть картинки. Интересный вопрос как эйдетические образы не накладываются друг на друга. Дети говорили, что для того чтобы «стереть» образ им надо моргнуть или перевести взгляд с экрана.

Еще один интересный феномен: если дети называли про себя название предмета, повторяли его и т.д., то эйдетический образ не формировался. Таким образом, возможно, что дети сохраняют информацию в форме образа, либо в вербальной форме. После того как образ исчезал, эйдетики могли сообщить о стимуле примерно столько же информации, сколько не эйдетики «по памяти».

Выяснилось, что мало кто из эйдетиков может произвольно продлить свой образ, или вызвать его вновь после того, как он исчез.

Часто также отличались различия у детей в полноте образа, например, если предъявлялись бессмысленные слова и т.п. Примерно также образы и исчезали (т.е. частями). Произвольно никто из детей не мог «удлинять» образ во времени, но одна девочка могла вновь возвращать его после исчезновения. Большинство детей могло «двигать» образ по экрану, но за пределами экрана, как они говорили «образ падал и исчезал». Только девочка, которая могла возвращать образ, могла также перемещать его куда угодно.

В эксперименте, как правило, использовались «интересные» для ребенка картинки. Т.к. эксперименты 30-х годов доказали, что это важно. Интерес представляли также и образы слов. Это было интересно и само по себе, а также потому, что эйдетизм может способствовать или, наоборот, мешать чтению. Хотя все дети были способны получать образы печатной информации (длинные бессмысленные слова, наборы слогов, неправильно написанные слова), но эти образы были «слабее», чем образы картинок. Они были менее полные и отчетливые, и продолжительность их была меньше. Здесь время предъявления вроде бы не имело значения и не «ухудшало» образ. Один из методических приемов – появление букв в окошке на экране одна за другой. Интересный результат: при появлении новой буквы образ предыдущей сдвигался влево.

Когда при появлении очередной буквы первая доходила до края, она «падала и исчезала». Довольно разочаровывающими оказались результаты того, образы скольких букв могут «получаться» у ребенка. У большинства 8 из 10 предъявляющихся букв. Хотя некоторые могли больше.

В последующих экспериментах проверялось, какой объем информации может воспроизводиться в образе. Например, предъявлялась галерея преступников (около 20) со сложными именами и номером каждого. Дети практически не могли получить полный образ галереи, а только незначительную часть.

Затем предъявлялись две картинки, похожие друг на друга. К сожалению, в нашей группе только одному ребенку удалось получить рядом два образа и сравнить их. Большинство могли удерживать образ только одной картинки, и сравнение не было более эффективным, чем у не эйдетиков. Таким образом, не удалось получить ответ на вопрос, какой максимальный объем эйдетического образа.

Трое из восьми детей говорили, что они могут получать пространственное изображение. Проверяли это предъявляя куб Некера. Т.к. в реальности передняя стенка в зрительном образе воспринимается то как передняя, то как задняя, то если такой эффект возникает в эйдетическом образе, то значит он «пространственный». Вот эти трое детей и получили этот эффект на образе.

Встает вопрос, чем отличаются эйдетические образы от обычных. Ведь лишь некоторые дети описывали стимулы в деталях и т.д. Потом дети настолько внушаемы, что если им сказать, что они должны что-то видеть, то они будут видеть. Но есть косвенные подтверждения:

  • Ребенок указывает часть образа, который он не «видит» и говорит, что не видит их, потому что недостаточно долго на них фиксировал взгляд.
  • Если ребенок пытается называть предметы, это мешает эйдетизму.
  • Почти все дети одинаково описывают постепенное исчезновение стимула.
  • Почти все говорят, что когда образ доходит до края экрана, он падает.
  • Буквы у всех двигаются влево и, доходя до края, тоже «падают».
  • Некоторые дети лучше называют буквы, появившиеся в конце, что противоречит законам памяти.
  • Некоторые видят пространственные изображения.

Единственным прямым доказательством является тест, когда образ картинки 1 накладывается на реальную картинку 2, и эйдетик получает картинку 3. Из 20 испытуемых это получалось у четырех.

Результаты этого теста нельзя подделать, и они не основываются на самоотчете, а лишь на объективной информации. Преимущество этой экспериментальной процедуры состоит также в том, что ее можно использовать с совсем маленькими детьми.

Дата размещения материала на сайте: 28 мая 2009 года

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Эйдетический образ (англ. eidetic image) — проецированный образ (обычно зрительный, но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется бодрствующему субъекту перцептом (образом восприятия). Э. Йенш описал 2 типа Э. о.:

  • 1-й тип — напоминающий растянутые во времени последовательные образы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу;
  • 2-й тип — напоминающий усиленные образы памяти.

В описание Эйдетический образ входят несовместимые характеристики послеобраза и представления памяти. Появление Э. о. только после окончания стимуляции, мимолетность и детальная отчетливость делают его похожим на послеобраз. Однако его независимость от движений глаз, отсутствие его перемещения при движениях глаз и возможность смотреть на его различные части, видя их с одинаковой четкостью, — все это означает, что Эйдетический образ — это образ памяти. Длительность Эйдетического образа, как правило, не превышает 1 мин, но может в редких случаях достигать и 10 мин. Эйдетический образ могут репродуцироваться в сновидениях, насильственных воспоминаниях, галлюцинациях. (Т.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Эйдетические образы — в переводе с греческого eidos означает форма (обычно понимается как форма в сознании), мысленные образы, которые являются яркими и устойчивыми. Основные особенности тех, у кого возникают такие образы (их называют эйдетиками):

  • то, что они продолжают «видеть» представление визуального стимула некоторое время после того, как он был удален;
  • то, что это «видение» является действительно визуальным образом, а не просто образом стимула в памяти.

Истинный эйдетический образ сохраняется в течение некоторого времени, и этим он отличается от иконического (см. обсуждение под Сохранение сенсорной информации) и от послеобраза. Эйдетические образы чаще встречаются у детей (по заниженным данным, приблизительно у 5 из 100), чем у взрослых (считается, что они появляются у менее чем 1 из 1000, а по некоторыми данным, даже менее чем у 1 из миллиона).

предметная область термина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *