Деятельностный подход

Деятельностный подход

Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС

  • Терехова Тамара Алексеевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока. Учитель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся.
Сообщение целей и задач. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планирование. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Практическая деятельность учащихся. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
Осуществление контроля. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Осуществление коррекции. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Оценивание учащихся. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия.
Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта

. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение

. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности

. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Анализ урока с позиции СДП.

Класс _________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

п/п Этапы урока Критерии оценивания Баллы
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Итого

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта наблюдения внеурочного занятия.

Параметры. Показатели
1. Дата проведения занятия.
2. Класс.
3. Учитель.
4. Тема занятия.
5. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям.
6. Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия (высокая, низкая).
7. Цель занятия.
8. Направление внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное).
9. Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение).
10. Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, научная конференция и т.д.).
11. Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях.
12. Какие УУД формировались на занятии (личностные, метапредметные, предметные)?
13. Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

14. Предложения и замечания.

Понятие деятельностного принципа обучения

Деятельностный принцип обучения представляет собой методологический базис образования. Данный принцип, в отличие от иных принципов обучения, не представлен совокупностью методов и средств, а является своего рода «философией» образования.

Замечание 1

Во главе деятельностного принципа обучения стоит не накопление ребенком определенных знаний и умения, а становление и развитие ребенка как личности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, под деятельностным принципом обучения, понимают такой метод организации учебной деятельности детей, при которой они выступают активными участниками учебного процесса.

Цель деятельностного принципа обучения – воспитание и становление личности ребенка, как члена общества (уметь ставить себе цели и задачи, уметь решать поставленные задачи, быть полноценным членным общества и т.д.).

Сущность деятельностного принципа обучения – комплексное направление всех педагогических методов и средств на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся учебной деятельности, так как только через свою деятельность ребенок имеет возможность полноценно усвоить знания. Реализуемые в процессе обучения способы познания и преобразования, способствуют формированию и совершенствованию личности ребенка.

Принципы деятельностного подхода

Реализация деятельностного подхода обучения обеспечивается рядом дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности. Данный принцип заключается в том, что ребенок, в процессе обучения должен получать знания не в готовом виде, а путем их самостоятельного усвоения. В этом случае реализуется успешное формирование способностей и умения ребенка.
  2. Принцип непрерывности. Суть данного принципа состоит в том, что весь процесс обучения ребенка основан на преемственности между этапами и ступенями обучения (дошкольное образование – школьное образование – послешкольное и т.д.), согласно его возрастным и психологическим особенностям развития.
  3. Принцип целостности. Принцип предполагает формирование у детей целостной картины мира, а также роли и месте определенной науки в системе наук. В процессе обучения у ребенка должно быть сформировано общее представление о себе, окружающих людях, обществе и роли каждого человека в этом общества.
  4. Принцип минимакса. Процесс получения знаний ребенком в рамках образовательного учреждения, должен быть организован с предоставлением возможности максимального освоения учебной программы.
  5. Принцип психологической комфортности. В процессе обучения на ребенка не должны «давить» различные стрессогенные факторы. Организация занятий осуществляется в доброжелательной, располагающей и психологически комфортной атмосфере. Реализация данного принципа является обязанностью педагога, именно он может создать необходимую атмосферу во время занятий и в целом в детском коллективе.
  6. Принцип вариативности. Предполагает формирование и развитие у детей вариативного мышления, то есть способности к адекватному принятию решений в различных ситуациях, требующих выбора. Основной вариативного мышления является умение систематического перебора имеющихся вариантов решения проблемы и выбора наиболее оптимального.
  7. Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в педагогическом процессе, с целью приобретения ребенком не только знаний, но и опыта творческой деятельности. Процесс обучения не должен быть скучной и монотонной передачей информации. Это должен быть интересно и познавательно организованный процесс, способствующий развитию творческого начала у каждого ребенка.

Таким образом, реализация деятельностного подхода, основана на ряде принципов, соблюдения и организация которых лежит на педагоге.

Условия реализации деятельностного принципа обучения

В процессе представления учебного материала педагог не должен выступать как транслятор информации, а дети как приемники. Необходимо создавать такие учебные ситуации, которые бы «втягивали» ребенка в обучение, мотивировали его на получение знаний и умений. Педагог не должен предоставлять детям готовые знания, он должен учить их самостоятельно получать знания, размышлять над полученной информацией, работать с учебным материалом в определенной ситуации и т.п.

Учебная деятельность должна быть организована как процесс преобразования. То есть каждый ребенок, получая от педагога знания, должен не просто механически их запоминать, а уметь работать с полученной информацией. Педагог должен учить детей применять теоретические знания, полученные на уроках, в практической деятельности, в повседневной жизни.

Учебная деятельность должна стимулировать ребенка на постоянное движение вперед, на получение новых знаний. При этом получение новых знаний не должно осуществляться только с помощью педагога, ребенок должен уметь самостоятельно находить и осваивать информацию.

Педагог в процессе обучения должен ставить перед детьми учебную задачу, которая будет мотивировать их на получение и усвоение знаний. Постановка задачи не обязательно должна быть в открытой форме, это может быть неоконченная форма чего-либо, которая стимулирует ребенка на поиск, движение вперед.

Деятельность педагога должна быть ориентирована на личность ребенка и его деятельность, именно это является центром педагогического процесса, согласно деятельностного принципа обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *