Дети и компьютерные игры

Дети и компьютерные игры

Содержание

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

«У моего ребенка компьютерная зависимость», «У него просто истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?» — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой «машины» пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). «Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?» — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение «компьютерного» времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает «Р» и «Ш».

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!» Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной…

Что мы говорим? Что они слышат?
«Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!» «Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!»
«Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!» «Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!»
«Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» «Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь»

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя «злым» персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино… Так ни один компьютер не сможет!».

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!».

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными… Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
«Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй» «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!»
«Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!» «У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!»
«Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!» «Удовольствие надо получать любой ценой!»

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться «дружественный интерфейс».

Почему они предпочитают компьютеры?

  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.
  3. Манипуляции с компьютером производятся легко. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  4. Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  5. Персонажи игр исключительно привлекательны. С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.
  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов. Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.
  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память. Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Мой ребенок играет в компьютерные игры, что делать?

Любая игра, вне зависимости от жанра и возрастной направленности, неизменно приносит удовлетворение, в целом повышая качество жизни для человека. Однако с появлением компьютерных игр остро встал вопрос зависимости, которую они могут вызывать. И если взрослый способен сам расставить для себя приоритеты, то дети порой не могут с этим справиться. Для некоторых родителей увлечение ребенка становится проблемой, другие же наоборот активно используют игры и гаджеты, чтобы занять ребенка.

— Сынок, иди обедать!
— Не сейчас, мам, у меня рейд!

Как часто современным родителям приходится слышать такой ответ от своего чада в то время, как вкусный и полезный суп остывает, а уроки не сделаны? Дети сейчас проводят за компьютерами и гаджетами больше времени, чем на улице и за книгами. Строгие дамы с экрана телевизора все чаще вещают, что игры приводят ребенка «на кривую дорожку» и учат его насилию и ненависти. Так ли это? Что делать, если ваш наследник слишком много играет? И нужно ли ограничивать юное поколение в его стремлении погружаться в виртуальные миры?

Сколько людей — столько и мнений. Разобраться и найти золотую середину помогут истории реальных родителей, которые столкнулись с тем, что игры плотно вошли в нашу жизнь. Редакция GameXP поговорила с тремя мамами игроков, обладающими различными взглядами на все эти вопросы.

Мама не возражает против игр, но и не поощряет

Маме 34 года, дочке 3 года. Семья — мама, папа, дочь.

Я
играю, но не очень много. Я казуальный игрок, мобильный. Соответственно, игры люблю достаточно простые, а играю, чтобы убить время и отвлечься. Моя первая игра была про Гарри Поттера, еще на ПК, не онлайн, конечно. Как-то я сильно заболела в каникулы и пришлось их провести дома. Тогда я и поняла, что в играх что-то есть и я могу ими увлечься в целом.

Возраст:
Я считаю игры таким же хобби, как вязание крючком или катание на сноуборде, например. Не могу их как-то выделить отдельно. При том, что это такое хобби, которое можно превратить и в профессиональную деятельность.

Я могу поделиться своим опытом, как я использую игры для своей дочки. Мне порой не хватает времени искать и выбирать какие-либо развивающие игры и книги, и я решила попробовать использовать гаджет, который уже лежит дома — это планшет. Сейчас очень много разных приложений, с помощью которых дети могут учить цифры, буквы, геометрические фигуры в игровой форме. К тому же, это все анимировано, со звуком — это всегда понравится ребенку. Логические игры — паззлы или лабиринты — тоже вполне себе играбельны в таком виде. И я в этом не вижу ничего плохого, более того, считаю, что использовать то, что нам дает век технологий, можно и нужно.

Запреты:
Смысл запрещать есть всегда. Дети, по крайней мере, в трехлетнем возрасте (могу только о нем судить), не контролируют себя и могут провести целый день за игрой или мультиками. И, поскольку игры — это все-таки отдых и хобби, время должно быть ограничено. Как было в нашем детстве — сначала сделать домашнее задание, а потом можно идти гулять. Вот так и с играми.

Время:
Как управлять временем ребенка? Честно — не знаю. Моей дочери 3 года, и я пока что полностью могу управлять ее временем.

Поощрение:
Да, как вариант возможно. Но если только это интересно вашему ребенку, так как не всем понравятся игры. На самом деле, это возможно после того, как сделана основная учеба/работа. Игры — это отдых, а он у нас дозированный.

Насилие:
Как и любой адекватный человек, я понимаю, что насилие это плохо, но также я понимаю, что многие игры без этого не обходятся. Довольно неоднозначный вопрос. Конечно, сейчас я не разрешаю мужу играть при ребенке в игры, где присутствуют атрибуты насилия, и сама их дочери не показываю, так как она совсем маленькая еще, а перенимает все очень быстро. То есть, разграничивать контент по возрастному признаку – это все-таки решение. Задача меня как родителя — объяснить ребенку, что есть реальный и виртуальные миры и что все это только онлайн, фантазия и выдумка.

Развитие:
Если говорить как маме, то развивающие игры на планшете ничего плохого не принесут ребенку, потому что это только способ обучения. А если говорить уже как современному человеку, который иногда сам играет, то могу сказать, что порой игры бывают настолько сложные по механике, что порой нужно активно подключать мышление и логику, и это не может не влиять положительно. Но мое субъективное отношение к играм — это развлечение. И я лично сама предпочитаю играть в то, что меня развлечет и где мой мозг отдохнет.

Мама против игр

Маме 49 лет, сыну — 16. Семья — мама, сын, бабушка.

Я
мама 16-летнего сына. Мой сын играет в игры, и я этого не понимаю. Я сама играла в игры разве что на детской площадке когда-то в детстве. И в основном эти игры были либо активные на свежем воздухе с другими детьми, либо с соседскими девочками мы играли в реальную жизнь. Я думаю, что современным детям не хватает таких игр, потому что все их внимание сосредоточено в планшетах, компьютерах и в телефонах, и сегодня подростки уже забывают, что и во дворе можно найти себе друзей, а не только в интернете.

Возраст:
Я считаю, что можно позволять детям играть в компьютерные игры только в более старшем возрасте, когда у них уже сформировано мышление и ребенок сам способен психически верно оценивать ту, или иную игру. Но здесь важна задача родителя — помочь ребенку правильно распределять свое время, не забывая про самые главные составляющие в жизни.

Сегодня я все чаще вижу, как молодые мамы просто дают телефон или планшет ребенку, не задумываясь о том, что они сами вырабатывают у своего чада зависимость от игр и интернета. Мне очень печально смотреть на это, так как я осознаю, что у современных мам совсем нет времени на своего ребенка, что приведет к тому, что потом у подростка не будет времени на что-то другое.

Запреты:
В вопросе воспитания своих детей мы часто сталкиваемся с тем, что приходится что-либо запрещать. Родители всегда желают своему чаду только добра, но это не всегда совпадает с желаниями самих детей здесь и сейчас. И компьютерные игры тут вовсе не исключение, а наоборот, я все чаще слышу от своих знакомых и подруг, что дома у них частые скандалы из-за того, что ребенок хочет играть. Смысл запрещать игры ровно такой же, как и смысл запрещать ходить в 15 лет в ночные клубы или еще что похуже.

Время:
Мне кажется, то время, которое ребенок проводит за компьютером, пропорционально зависит не только от его увлеченности, а еще и от дисциплины, которая, в свою очередь, складывается из авторитета родителей и склонности ребенка к подчинению. Дети бывают разные — бывает и такое, что ребенок совершенно не воспринимает мнение родителей и делает все по-своему. А бывает, что родители с раннего детства своим поведением и примером показывают ребенку, что в жизни помимо интернета и игр есть еще много хороших вещей и развлечений. Тогда ребенку просто-напросто становится неинтересен этот мир онлайн. Но если все же ребенок уже играет, то стоит от него требовать дисциплины и выполнения сначала своих обязанностей, как уроки, например, а только потом он сможет использовать свое свободное время в интернете.

Поощрения:
Как можно считать поощрением то, что приводит ребенка к погружению в мир насилия, убийств и брани? Я удивляюсь родителям, которые за успехи в жизни дают ребенку возможность провести время в буйном и бесконтрольном мире. Психологически ребенок будет более зависим от этого. Я, если честно, не очень хорошо отношусь к манипуляциям или шантажу с детьми, а больше верю в уважение к старшим.

Насилие:
Мы все слышали про различные ситуации, когда у подростков «съезжала крыша» от игр и когда они переносили виды взаимодействия и возможностей из игр в реальную жизнь, что иногда заканчивалось и убийствами, и даже самоубийствами. Это печальные реалии нашего времени, и я считаю, что одна из серьезных задач родителей на сегодня — это максимально уберечь ребенка от агрессии в интернете, потому как и в жизни ее вполне бывает достаточно. Дети не всегда сами способны понять, что хорошо, а что плохо. Я лично очень не хотела бы, чтобы игры были настолько доступны, как сейчас, и желаю, чтобы большее количество родителей задумалось о том, что делают их дети, сидя за компьютером или в планшете.

Развитие:
Если мы говорим про компьютерные игры, то многие родители считают, что существуют только развивающие игры или совершенно безобидные. На мой взгляд, имея доступ к компьютеру, ребенок будет естественно больше тянуться не к этим продуктам, а к более популярным играм, в которые играют его друзья — а это уже игры, полные мата, крови, где подростки от отсутствия контроля ведут себя как звери.

А если говорить о физическом развитии, то здесь очевидны многие проблемы, связанные со зрением, осанкой от долгого сидения за компьютером, уже не говоря о том, что дети, которые совсем не занимаются спортом, а тратят все свое свободное время на игры, становятся слабыми и физически неразвитыми. Я не призываю вообще запретить все и сжечь, а лишь только хотела бы обратить внимание других родителей на этот вопрос

Мама за игры

Маме 32 года, сыну — 12. Семья — мама, папа, сын.

Я
Играю в игры давно и с удовольствием. Играю во все – дома «синглы» на PC, ММО – все зависит от настроения. По дороге я играю в мобильные игры. Моей первой ММО была Сфера — очень-очень давно. Потом были Аллоды… С тех пор игры занимают большую часть моей жизни.

Возраст:
Сейчас очень много развивающих игр, которые подойдут детям в самом разном возрасте. Например, можно учить цвета и формы с малышами, либо английский с более взрослыми детьми.

Запреты:
Запрещать играть? Нет, конечно! Но нужно объяснить, чем чрезмерное увлечение играми чревато. Нельзя запрещать ребенку быть современным. Достаточно странно, когда окружение ребенка играет в игры (например, школьные друзья), а дома ему играть в игры запрещают.

Время:
Ранее мы ставили ребенку таймер ровно на час, в который он мог играть, а потом час заниматься любым другим занятием. Сейчас это вошло в привычку, и таймер нам не нужен. Ребенок понимает, что время на игры кончилось и нужно заняться более полезными делами. Например, сделать уроки.

Поощрение:
Я против такой практики. Я против запрета на игры, игры должны быть повседневностью, а не поощрением.

Насилие:
Нужно понимать и объяснять ребенку, что все, что происходит в играх, происходит не по-настоящему. Невозможно оградить ребенка от жестоких игр, ведь даже шахматы игра жестокая в каком-то смысле — рано или поздно кто-то проиграет. Несомненно, я стараюсь не показывать сыну игры со скримерами, какие-то ужастики и слешеры. Но, к примеру, ММО, где присутствует соревнование, это нормально.

Развитие:
Развивающие игры влияют хорошо. Да и любые другие. Развивается внимательность, мелкая моторика, дети начинают играть в английские тайтлы и им проще в игровой форме выучить язык. Например, мой сын, вдохновившись небольшим инди-проектом, начал изучать 3D и пробует ваять простенькие фигурки в zbrush.

Как видите, у разных родителей мнение о том, нужно ли защищать детей от игр, может быть прямо противоположным. Тем не менее, подведем итог.

Компьютерные игры сегодня становятся все более популярными, и невозможно отрицать факт, что количество игроков разного пола и возраста неуклонно растет.

Иногда бывает трудно принять что-то новое, непонятное и одновременно противоречивое, а особенно, если это касается детей. Точно так же предыдущее поколение ворчало о том, что дети проводят много времени за телевизором. Мир развивается, технологии все больше занимают нашу повседневную жизнь и игры — не исключение. Сталкиваясь с такими вопросами внутри своей семьи и со своими детьми, стоит не забывать про то, что сегодня важной задачей для родителя является помочь своему ребенку сориентироваться не только в жизни, но и в интернет-пространстве и увлечениях.

Непредметные игры

Прятки для самых маленьких

Помимо игр с предметами, можно поиграть с ребенком в простые игры, например «КУ-КУ». Такая незамысловатая игра сформирует у ребенка понимание, что даже если вы ушли (спрятались за ладошками), вы обязательно к нему вернетесь и будете всегда рядом. А когда малыш начнет понимать, что вы спрятались, ему будет интересно вас «отыскать».

Ладушки

Деткам очень нравится игра в «ЛАДУШКИ». Сначала ребенок будет хлопать в ладоши с вашей помощью, но очень быстро научится это делать сам. Приговаривайте стишок «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки». Эта игра помогает развивать двигательные и слуховые навыки вашего крохи. Также полезна игра в повторение звуков или мимики.

Рожицы

Когда ребенок произнесет какой-либо звук или слово, например «агу», ПОВТОРИТЕ ЗА НИМ, так вы поможете ребенку развивать уверенность в том, что вы его понимаете и вам с ним интересно. Корчите смешные рожицы ребенку, деткам нравится такая игра, они понимают, что бывает очень весело и смешно.

Изучаем части тела

«ПОИЩИТЕ» НОСИК на лице ребенка, сопровождая игру фразами «А где же носик?», а когда «найдете», не забудьте пояснить «Вот носик». Играйте так с разными частями тела малыша и с предметами, такая игра развивает внимание, координацию и расширяет словарный запас ребенка.

Танцы

ТАНЦУЙТЕ С МАЛЫШОМ. Музыка и танцы помогают ребенку быстрее развиваться и расти гармоничной личностью. Потанцуйте сами вокруг малыша, а затем возьмите его на руки или расположите в слинг и потанцуйте в паре. Следите за состоянием ребенка, когда он устал и уже собирается поспать, просто медленно покружите с ним по комнате, в моменты активности можно подкидывать кроху в воздух, или покружить на вытянутых руках. Это доставит огромное удовольствие вашему малышу.

Игры с предметами

Погремушка

Конечно, не будем рассказывать, в какую ручку и как дать малышу погремушку, а рассмотрим, какие требования к игре должны быть исходя из возраста ребеночка. Для начала, не забывайте, что нельзя просить у ребенка то, что ему еще не по силам. Также и наоборот, не облегчайте задачу, если видите, что малыш способен на большее. Усложняйте игры постепенно и, конечно, помогая и объясняя ребенку, как правильно.

НОВОРОЖДЕННЫЙ: только родившийся малыш еще совсем слаб и не может играть самостоятельно, но вы можете показывать ему погремушку, демонстрировать как ею можно погреметь, заинтересовать ярким цветом. На этом этапе будет достаточно того, что кроха сможет фиксировать не на долго свой взгляд на игрушке.

Постепенно он научиться следить за ней и прислушиваться к ее звуку. На втором месяце малыш уже сможет держать погремушку в соей ручке непродолжительное время. Ребенок научится со временем удерживать ее более длительное время и понимать причинно-следственную связь между взятием игрушки в руку и издаваемым звуком. Такая игра развивает хватательный рефлекс и тактильные ощущения.
С 2,5 МЕСЯЦЕВ можно уже показать ребенку, что он способен и дотянуться до игрушки Это поможет развитию координации движений и, благодаря разжиманию ладошки, снизить тонус рук.
С 3-4 МЕСЯЦЕВ малыш уже может тянуть свои ручки непосредственно к игрушке и удерживать ее, находясь в различных положениях, а также приближать и отдалять от себя, тянуть в ротик.

РЕБЕНОК 5-6 МЕСЯЦЕВ начинает использовать погремушки по назначению, активно ими гремит, может перекладывать из ручки в ручку или держать разные погремушки в обеих руках, увлекаясь то одной, то другой.
С 7-8 МЕСЯЦЕВ малыш осознанно выбирает ту погремушку, которая ему больше нравится, может постучать ею по столу или кроватке, также одной из забав становится кидание игрушки на пол. Подыграйте малышу, поднимите погремушку, пусть он снова ее бросит. Такая игра очень понравится ребенку и вызовет у него смех. В этом возрасте крохе будут очень кстати игрушки разной фактуры или с нанизанными бусинами для развития мелкой моторики.
В ВОЗРАСТЕ 8-9 МЕСЯЦЕВ ребенок с удовольствием выполняет несложные задания, например, помахать или постучать погремушкой.
С 11 МЕСЯЦЕВ ребенка начинают интересовать игрушки с движущимися составляющими. Малышу очень понравится перекатывать по обручу шарик или вращать фигурки на перекладине. Также ему обязательно приглянутся погремушки с фигурками животных, с которыми вы его начнете знакомить.

Игрушки-вкладыши

Это очень полезные игрушки для развития мышления и навыков ребенка. Для начала можно использовать два или три вкладыша. Дайте ребенку возможность самому сложить эти предметы. Затем покажите, как сделать правильно. Расскажите ребенку, что было много предметов, а если сложить детали, получается один. Не раздражайтесь, если у ребенка не получается поначалу складывать игрушки в правильном порядке, и не настаивайте на игре, если видите, что малышу она больше не нравится.
Вариантов игр с игрушками-вкладышами много, например, ИГРА В ПРЯТКИ. Накройте вкладышами какие-либо предметы, разные по величин, и обязательно рассказывайте малышу о том, что вы делаете, объясните, что под маленькое ведерко нельзя спрятать большой шарик, например. Перекладывайте игрушки, меняйте вкладыши местами, предлагайте ребенку самому спрятать предметы, а потом их найти. Такая забавная игра понравится вашему малышу.

Также из игрушек-вкладышей МОЖНО ПОСТРОИТЬ БАШНЮ. Помогайте и направляйте ребенка, если малыш совсем запутался, положите ему под руку тот вкладыш, который нужен. Ребенку понравится, что он справился, особенно если вы его похвалите и вместе с ним похлопаете достигнутым успехам.

Полезны для развития ребенка и РАМКИ-ВКЛАДЫШИ. Для начала подойдут просто с геометрическими фигурами, потом можно использовать более сложные, например, с животными или из нескольких частей в одном окошке. Поиграйте с ребенком в «окошки», объясните, что для каждого окошка есть своя крышечка и другая не подойдет, пусть малыш сам попробует подобрать нужную.

Пирамидка

Не менее полезная игрушка для ребенка, но сначала не забудьте показать малышу, как правильно ею играть, и объясните свои действия. Дайте ребенку разобранную пирамидку, чтобы он имел возможность ознакомиться с ней, а затем с вашей помощью предложите крохе ее собрать. Вы и не заметите, как малыш с удовольствием будет делать это самостоятельно.

Игрушки с сюрпризом

Малыша очень заинтересуют игрушки, которые издают звуки, с кнопочками, которые нужно нажать, чтобы что-то произошло, например открылась дверца, из которых можно достать фигурку или наоборот вложить. Пусть ребенок делает это самостоятельно, если же вы видите, что у него не получается, помогите, но порадуйтесь за результат, как за совместный. Деткам очень нравятся волчки, которые можно раскрутить, они яркие и способны очень заинтересовать деток своим танцем.

Игры с сюжетом

Приблизительно до 6 месяцев ребенок может только подержать и рассмотреть игрушку, но ПОСЛЕ 6-7 МЕСЯЦЕВ, когда малыш уже начинает следить за действиями родителей, можно поиграть с ним в сюжетные игры. Они должны состоять из нескольких простых действий, например, кормим зайку, прыгает собачка, скачет лошадка и т. д. Можно спрятать игрушку под одеялко и предложить малышу НАЙТИ ЗАЙКУ, например. Если ребенок так и не находит, пусть зайка «выпрыгнет» из под одеяла, а вы скажите ребенку, что вот он зайка, покажите где он прятался.
Для восприятия и эмоционального развития ребенка очень полезно включать в игры ПРОСТЫЕ ДЕТСКИЕ СТИШКИ, например А. Барто. Сопроводите действия коровки всем известным стихотворением «Идет бычок, качается». Также в сюжетных играх включайте эмоциональные составляющие. Ребенок познакомится со всем спектром чувств и эмоций: смех, страх, грусть, слезы. Ребенок научится понимать причину тех или иных эмоций, объясняйте, что зайка плачет, потому что он упал и ему больно, вместе пожалейте зайку и ему станет весело и радостно, или куколка смеется, потому что ей нравится ехать на машине. Все зависит от вашей фантазии, а вариантов может быть огромное множество.

Подвижные игры

РЕБЕНКУ 1-2 МЕСЯЦЕВ достаточно натянуть над ним в кроватке погремушку-подвеску или растяжку с яркими составляющими. Нечаянное прикосновение ручек или ножек вызовет звук, который привлечет внимание малыша. Такая игра заинтересует ребенка и он будет пытаться дотянуться до игрушки. Это поможет развивать координацию движений и будет стимулировать зрительный и слуховой аппарат.
К 3-4 МЕСЯЦАМ можно менять положение игрушки, а ребенок будет следить за ее передвижением и пытаться ее достать. Двигайте игрушку из стороны в сторону, а малыш будет пытаться дотянуться до нее. Но не испытывайте терпение ребенка слишком долго, после нескольких попыток отдайте игрушку в ручки малыша.
В 5-6 МЕСЯЦЕВ ребенка очень заинтересует шарик, наполненный гелием. Привяжите его к ручке малыша, он сможет двигать ручкой и следить за движением парящего шарика.
С 9-12 МЕСЯЦЕВ детям становятся интересны игры с мячиками. Перекатывайте мяч от себя к ребенку. Сопровождайте эти действия словами, типа «мячик убежал от Паши и прибежал к маме, а теперь убежал от мамы к Паше». Пусть малыш пытается просто подбрасывать мяч. Чуть позже для игры с мячиком можно подключить коробку и попробовать бросить в нее мяч.

Как вы успели убедиться, все предлагаемые игры очень просты, но не смотря на это отлично развивают и учат общению вашего ребенка. Проявите фантазию, и вы отлично проведете время с вашим малышом, а его звонкий смех будет вашей наградой.

>
Как играть с ребенком с удовольствием: 6 способов

Советы для скучающих мам: детские игры — каждый день

3,6 5(146 оценок) Оценить статью

Нам, мамам, приходится думать о разном — чем накормить, во что одеть, как уберечь, как научить и так далее. Неудивительно, что вопрос о том, как поиграть с ребенком, порой даже не встает, — не до того. Есть ведь еще и домашние дела, а у кого-то работа. Да и маленькие мы что ли, чтобы часами играть в автосервис или лепить бесконечные баранки для кукольных чаепитий. Скучно!

Но, оказывается, «часами играть» — совсем не нужно, а вот играть с ребенком хотя бы чуть-чуть, но полноценно и увлеченно — просто необходимо. Необходимо для гармоничного развития личности малыша, для формирования доверительных и наполненных детско-родительских отношений, а также для того, чтобы играющая мама могла в полной мере ощутить радость материнства.

Сегодня практически каждая мама знает, что игра — естественный для ребенка раннего и дошкольного возраста способ познания мира и взаимодействия с окружающими. Можно сказать, что в каждую минуту своей жизни малыш не играет — он просто так живет. Но на этом «празднике жизни» взрослые «тети» часто чувствуют себя не в своей тарелке. Игра «не идет», все сказанное звучит неестественно, выглядит нелепо, и хочется поскорее убежать к спасительному супу на плите или глажке — только бы придумать для себя повод не участвовать в играх с крохой.

Причин, по которым маме может быть неинтересно играть с ребенком, множество — от «трудного детства» до нелюбимого мужа. Но не будем заниматься психоанализом, а поговорим о простых приемах, которые могут помочь разыграться каждой маме.

Игра — это все что угодно

Прежде всего, нужно отказаться от стереотипных взглядов на игру ребенка и на роль в этой игре мамы. Не стоит пытаться развлекать ребенка в режиме нон-стоп и взваливать на себя обязанность быть всегда готовой предложить интересную игру или увлечь малыша каким-то развивающим занятием.

Во-первых, у ребенка есть папа, бабушки, дедушки и т.д., которые прекрасно могут играть с ним в самые разные игры. Во-вторых, у малыша есть и естественная потребность в самостоятельной игре. В-третьих, понимание игры ребенком существенно отличается от вашего. И если для вас это какая-то специально организованная деятельность, имеющая начало и конец, определенный сюжет и правила, то для ребенка игрой будет практически любое совместно проведенное время, будь то чтение книги или приготовление обеда в четыре руки, настольная игра или генеральная уборка.

Вы не должны и не можете целыми днями играть, сидя на ковре в окружении железных дорог и городов из кубиков. Но вы можете играть с ребенком практически с утра до вечера, включая его в качестве полноправного участника в ваши «взрослые игры» — бытовые дела.

Игры любимые и не очень

У вашего ребенка есть любимые игры? У вас они тоже могут быть — так же, как и нелюбимые. Иногда такую «нелюбовь» легко исправить простой организацией времени или пространства игры. Например, вы можете не любить играть в сюжетно-ролевые игры в присутствии других взрослых, но прекрасно справляетесь с этой задачей один на один с ребенком. Или не нравится читать по утрам, потому что вы еще толком не проснулись, но охотно делаете это в другое время дня.

Но есть и такие игры, которые просто вам не нравятся. Не нужно идти против своих предпочтений — скорее всего, скучать во время такой игры будете не только вы, ведь дети тонко чувствуют наше настроение и часто моделируют его. Откажитесь от нелюбимых вами игр и замените их другими, которые вам нравятся. Если же эти игры любимы вашим ребенком, или вы считаете их необходимыми для его развития, организуйте их иначе — например, попросите поиграть в эту игру мужа или пригласите в гости подругу с ребенком.

Самый простой играть с удовольствием и интересом — перестать сравнивать себя с другими и требовать от себя слишком многого. Вам не нужно пытаться стать самым лучшим партнером по играм для своего ребенка — вы уже им являетесь! Просто позвольте себе отвлечься от ролей мамы, жены, хозяйки и настройтесь на одну волну с ребенком — хотя бы на 15 минут в день. А вдруг понравится?

Автор Марина Суздалева

Личный опыт x Вам понравилась статья?

Полезность:

Интересность:

Поделитесь:
Обсуждение Спасибо за статью! У меня тоже огромное чувство вины из-за того что мне более 30 минут мне играть ну просто не вмоготу. И реально стоит перед глазами картинка, что все мамы кроме меня ну прям целыми днями увлечены этим процессом. Будучи беременной, представляла себе картины из фильмов, где мама играет с малышом в красивой комнате, оба увлечены, радуются. На самом деле это оказалось вечным беспорядком, нехваткой времени и сил, постоянным чувством вины за то, что не достаточно играешь с ребенком, а сама игра тебе не нравится. Прочитав статью, немного успокоилась, что такое состояние нормально. Теперь воспользуюсь советами. Комментировать статью «Как играть с ребенком с удовольствием: 6 способов»

«Мир детства» поддерживает «Живое образование»

18 февраля в Москве в центре «Открытый мир» (ул. Павловская, 18, метро «Тульская») с 11.00 до 21.00 будет проходить грандиозное СоБытие для детей, родителей и педагогов – «Живое образование», информационным партнером которого выступает компания «Мир детства». Образование играет важную роль в жизни и становлении человека, открывает новые интересы и перспективы. Одной из главных задач качественного образования является формирование гармоничной личности как в общекультурном, так и в…

Завтрак для принцессы и супергероя: прививаем полезную привычку с детства

Продуктивный день, полный событий и позитивных эмоций, начинается с плотного завтрака. Однако многих детей очень сложно убедить в пользе первого приема пищи и уговорить поесть хотя бы немного. Как же заинтересовать ребенка, чтобы привычка завтракать закрепилась с раннего возраста? Мы подобрали пять способов сделать утреннюю трапезу по-настоящему приятной и увлекательной для маленьких принцесс и супергероев. Завтракать всей семьей Ребенок подражает не только любимым персонажам из…

Встреча с известным психологом: Ольга Маховская – о воспитании счастливых детей

17 июня в «Новом книжном» известный психолог, сотрудник Института психологии РАН, автор и ведущая ТВ-программ для родителей Ольга Маховская встретится с читателями и представит свои новые книги о воспитании и развитии детей. В книге «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы» не только анализируются и сравниваются три во многом различные системы воспитания, но и проводится увлекательный экскурс по семейным, культурным, образовательным и бытовым…

Приёмный ребёнок и его отношения с едой

Проконсультировалась я со Светланой Бронниковой — экспертом, специализирующимся на теме нарушений пищевого поведения. Вот, что я вынесла из консультации: 1. Проблема у нас не про еду. А про тревогу. То есть, используем всё, чтобы снизить тревожность у ребёнка. Она посоветовала тераплей и/или песочную терапию. 2. Купить кухню игрушечную, посудку, продукты и играть вместе с ребёнком. 3. Готовить вместе еду для семьи и пусть она кормит и угощает родных — это даст ей ощущение, что она…

Истерики у 9-летнего сына

Если бы мой ребенок Так реагировала, то именно в такую игру бы не стала играть. И варианты разные могут быть — своим я бы запретила комп на какое-то время вообще, а потом бы выслушала его предложения, что можно сделать, чтоб от игры было удовольствие, а не…

Ребенок разочаровывает:(((((

Еда-мультики-планшет — это самые простые способы получить удовольствие и признание. Будет переходный период — терпите, заменяйте планшет прогулками, книжками с красивыми картинками и реальныим играми, то есть сами играйте с ребенком.

Развивающие карточки

Для полноценного развития детям с самого рождения нужны развивающие игры. Карточки для детей играют важную роль в развитии малыша. Это самый простой способ знакомства ребёнка с предметами, изображенными на карточках, а также с буквами. Посмотреть на Яндекс.Фотках Игры с развивающими карточками для детей от 1,6 лет и старше Если вы уже занимались по развивающим детским карточкам ранее, то, наверняка, Ваш ребенок уже прекрасно знает всех животных, профессии, музыкальные инструменты и прочие…

100 идей новогодних подарков. Настольные игры для всей семьи

У меня в закладках сохранилось много разных топиков по теме подарки. И я решила их систематизировать и прежде всего для себя. Продолжение следует… Бывают ли универсальные подарки для детей? Конечно! В первую очередь настольные игры. Они могут стать прекрасным развлечением не только в детской компании. Родители, бабушки, дедушки, друзья и знакомые тоже с удовольствием присоединяются. Рейтинг настольных игр составлен согласно обсуждениям и рекомендациям в посиделках. 1. Дженга — (англ. Jenga)…

Важный опрос

Доброго времени суток! Девочки, назрел небольшой, но важный опрос, по результатам которого хочу сделать краткий обзор по воде и её свойствам. Вопросы ниже касаются временного интервала примерно 1 год. 1. Какая атмосфера царит у Вас дома? 2. Часто ли Вы ругаетесь/ссоритесь/спорите с своими домашними? 3. Каково Ваше внутреннее состояние в последнее время? 4. Каково, на Ваш взгляд, внутреннее состояние Ваших домашних? 5. В каком состоянии Вы готовите еду? О чем думаете и что делаете в данный…

Учимся читать с удовольствием

Дети с ума сходят от мобильных телефонов, компьютеров и айпэда. Подумав как бы использовать эти привлекательные для них средства в полезных целях я начала изучать приложения для iPad в App Store. Помимо всевозможных азбук обнаружила для себя огромное количество так называемых интерактивных книг. Помимо текста в них есть различные игры, возможность управлять персонажами. Очень понравилась книжка «Кот в сапогах». Она самая красивая из того, что я уже скачала. Есть версия и для iPhone. Очень…

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр (часть 2-продолжение статьи)

Вместе с вожатыми — студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изо, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэншуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером показывает интерес к тому или иному занятию, а также объясняет смысл и полезность каждого предмета, возможность его практического применения в жизни. И самое главное…

Как справляетесь с ребенком (детьми), когда болеете?

Болеете с удовольствием ? не делаю из мухи слона. когда я болею, оазывается ребенок может прекрасненько играть сам и даже маме водички приносить )) Даже в годик проблем не было.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Некоторые родители спрашивают: «А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?» Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет…

сексуальные игры ребенка — как реагировать

сексуальные игры ребенка — как реагировать. ну вот, от вопросов риторических типа «неудобный для меня ребенок, у кого так было» перехожу к вещам сугубо практическим. Просто одинокий и неприкаянный ребенок СЛУЧАЙНО нашел способ получить телесное удовольствие …

Во что играют Ваши дети (7-8 лет)?

Во что играют Ваши дети (7-8 лет)? Вот, собственно, и весь вопрос. Имею ввиду, когда к ним приходят гости — во что они играют ? Насчёт каши во дворе — мой-то с удовольствием …но вот товарисчи его вряд ли на кашу согласятся.

Ребенок не играет самостоятельно

Ребенок не играет самостоятельно. Моей дочке 4 года. Игрушек полна комната. Есть все, от кубиков и пазлов до бэби-бонны и домов для барби. Но дочка совсем этим не интересуется. Если с ней занимаешься, она с удовольствием играет …

Как не срываться на ребенке.

Может быть, это и действенный способ, но хочется дома с детьми как-то почеловечнее, подушевнее, свой ребенок все-таки, а не конкурент, не сослуживец, не Я тоже считаю, что ребенку нужно честно говорить ,что в это я не хочу/не люблю играть, а в это с удовольствием.

Сижу с ребенком дома. Помощников нет. Ро

Муж любит играть в бильярд. А я вечно против. Потому что, это: 1) деньги; 2)я сама с ребенком. Боже! Бедный муж! А вы не пробовали получать от жизни удовольствия иным способом, нежели издевательство над мужем?

Жизнь для ребенка или жизнь с ребенком?

Сидят дети, играют в кукольный дом. Или катают машины (не посмотрела, какого они пола). ДА, с рождением ребенка с удовольствием живем отраженной жизнью — но так, чтобы это не бросалось ему в глаза.

Как научить ребенка слушатся????

С удовольствием выслушаю и приму Ваши советы 🙂 27.03.2002 15:08:56, Такая вот мамашка :0(. Например, сразу после сада и еды ребенок играет сам — как хочет. Смотрит мультфильмы.

Автор статьи Екатерина Морозова
Время на чтение: 9 минут АА

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?

  • Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера
  • Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера
  • Как отучить подростка от компьютера

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер. Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст, можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:

  • Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» — сродни наркотику.
  • Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
  • Как можно чаще увозите ребенка из города. Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» — захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
  • У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
  • Радикальный метод: отключите в доме интернет. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы, крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте, что жизнь прекрасна и без онлайна.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс, билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

Чем опасны компьютерные игры для детей

Прошли времена, когда чудовища из сказок, в представлении малышей, обитали в шкафу или под детской кроватью

Теперь виртуальные монстры вольготно чувствуют себя в компьютерных играх, обладают гипнотическим эффектом, и способны часами не отпускать детские души из своих объятий.

Цена такого «взаимодействия» порой оказывается непомерно высокой.

Мир для ребенка – как раскрытая книга. Самые маленькие пробуют ее на ощупь или даже на вкус, те, кто постарше, рассматривают в ней картинки и, не спеша изучая букву за буквой, учатся читать. Ну а детишки школьного возраста уже читают эту «книгу» взахлеб, проглатывая страницу за страницей.

Но всякая книга рано или поздно может наскучить. В такие моменты с особенным трепетом может заворожить детское сердце какое-нибудь чудное или даже страшное диво. Вспомните, кто из нас будучи ребенком, не любил сказки про далекие и волшебные миры? Современные дети обращают свои взоры на голубые экраны мониторов.

Во вселенной компьютерных игр чудес всегда в избытке – она дает ребенку возможность раз за разом открывать для себя новую реальность, которая, в отличие от нашей, не производит впечатления сухой и вечно повторяющейся. Мы, взрослые, часто устаем от будней, а что уж говорить про детей, чей пытливый и еще не уставший от новых впечатлений ум требует, кроме сникерса или шоколадки, еще и захватывающих зрелищ.

Зачастую таким зрелищем становится компьютерная игра – она может занимать все свободное время вашего отпрыска. Для неокрепшего ума каждый шажок в виртуальном мире настоящее открытие.

Не секрет, что дети часто не до конца понимают многие вещи, происходящие в реальности. А здесь перед их взором появляется иллюзорный мир, созданный руками человека, и потому намного более понятный для детского сознания: темные лабиринты полны чудищ и неведомых существ, в руках волшебный меч и ясная и предсказуемая награда за любые действия – убил столько-то гоблинов или троллей, значит, вышел на следующий уровень.

После победы малыш раз за разом ощущает себя сильным, смелым и умным. Подобный адреналин намного приятнее, чем долгая и нудная зубрежка домашнего задания всего лишь затем, чтобы получить приевшуюся похвалу в виде хорошей оценки. Человеку свойственно чаще выбирать такое занятие, которое приносит еще и удовольствие, а уж тем более непоседе-ребенку, для которого легче добыть сундучок с виртуальными сокровищами, чем под конец месяца заполнить страницу школьного дневника пятерками.

Миры и вселенные на экране

Игровых жанров существует великое множество:

Adventure, т. н. приключенческие игры, где главный герой путешествует по игровому миру, общается с другими персонажами, попадает в разные ситуации и решает различного рода задачи.

Action (боевик) – название уже говорит само за себя. Данный жанр также подразделяется на 3 вида: «шутеры» (стрельба, море крови и т. д.); «файтинги» (от англ. fight — драться), в которых мордобой решает все основные задачи по ходу выполнения игровых геймов – сломанные носы, отрубленные конечности и перешибленные хребты «украшают» игровой пейзаж. И, наконец просто «ужасы» – от монстров и полуразложившихся мертвецов на экране, до вампиров и иной нечисти.

Ролевые игры (RPG) – у главного героя или героев присутствует ряд характеристик (сила, ловкость, здоровье), для развития которых требуется выполнять различные задания. Жанр RPG может быть как полностью самостоятельным, так и отдельные его элементы могут встречаться в сюжетных линиях других игр, таких как «шутеры» или пошаговые стратегии.

Стратегические игры дают некий прообраз реальности, в котором игрок может почувствовать себя настоящим армейским генералом или эффективным правителем – на экране разворачиваются масштабные процессы, такие как строительство городов, ведение бизнеса или командование армией.

Симуляторы способны заставить игрока почувствовать себя в кресле пилота, или рассекающим воздух в гоночном болиде.

Головоломки (Puzzle), в которых приходится разгадывать какие-либо умственные задачи, наверное, самые безобидные из всех перечисленных.

«Шутеры» являются для детей самыми излюбленными забавами. Они могут часами рассказывать друг другу, как побеждают монстров или одним взмахом мышки сметают с лица земли роту вооруженных до зубов солдат.

Но ведь жизнь – не бой. Подчас такие простые правила, как здесь друзья, а там враги, в ней не срабатывают. Реальная жизнь полна контрастов, доброе и злое в ней часто идут рука об руку, но ребенок просто в силу своего возраста может не понимать различия между жизнью и игрой. К тому же опыт «боевых действий» полученный в играх, может натолкнуть его на мысль, что необходимо всегда быть максимально агрессивным, чтобы добиваться своего, и не считаться ни с чьими чужими интересами.

Игра со смертью

Международная классификация болезней до сих пор не содержит такого недуга, как игровая зависимость. Официально проблемы как бы не существует, или она признается решаемой и не приносящей особых неудобств. Но достаточно взглянуть на увлеченно играющего малыша – напряженная поза, красное лицо, крики, порой даже слезы, чтобы понять, что такое увлечение может нести психике ребенка огромный эмоциональный вред.

Психологи давно уже бьют тревогу – целый ряд учёных полагает, что игры вызывают зависимость наравне с алкоголем и наркотиками. Так, немецкие исследователи из университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. И их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти!

Американский педиатр Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров также провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, по его итогам зависимость отмечалась у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений», – так прокомментировал свои опыты доктор.

Американский психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр у людей может быть куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Но если от порнографии на просторах Интернета детей мы стараемся ограждать всеми силами, то мало кому приходит в голову защищать их от пагубного влияния игр в он-лайне. А ведь подобная индустрия растет как на дрожжах – кроме MMORPG (англ. massively multiplayer online role-playing game) многопользовательских ролевых онлайн-игр, в которых большое количество игроков взаимодействуют друг с другом через Интернет, существует огромное количество более простых игр для Интернет браузеров. Начать играть в них можно просто зайдя на свою страничку в социальной сети.

Главное отличие онлайн-игры от обычной, состоит в том, что в нее можно играть практически бесконечно. Именно в одной из таких игр, относящейся к разряду MMORPG, в 2005 году произошел вопиющий случай – после многочасовой беспрерывной игры в World of Warcraft, умерла от истощения китайская девочка под ником Snowly. Она стала одной из первых жертв игрового мира, с развитием технологий все больше способного забирать себе всецело не только мысли и ощущения игроков, но зачастую даже красть их души.

Ограждаем малыша от опасности

Во-первых, обязательно обращайте внимание на то, как долго ваш сорванец просиживает за экраном. В идеале, для 6-7-леток это время должно быть не более 10 минут, для 8-11-леток – равняться 15-20 минутам, а для старшеклассников 25-30 минутам.

Старайтесь контролировать жанр игр, которые предпочитает ваш ребенок. Сразу же исключайте сюжеты с насилием, жестокостью, сатанинской тематикой, обилием монстров и всеми подобными атрибутами. Отслеживайте любые отклонения в поведении ребенка после того, как он закончит играть. Если наблюдаются раздражительность, возбужденность или бессонница, это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо данная игра вашему чаду совсем не подходит.

Также помните: резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся в них – нельзя! Делать это стоит последовательно, а лучше всего подготовиться к процессу вместе с психологом, который сможет оценить степень зависимости.

Отдельного упоминания заслуживают игры на мобильных устройствах. Еще пару лет назад на крошечном дисплее телефона можно было увидеть только самые простейшие игры, например веселого червячка, съедающего на своем пути яблоки. Но сейчас идет повальный переход многих «тяжелых» и сложных игр на мобильные платформы, и пресловутые «стрелялки» и «бродилки» все чаще появляются на телефонах или планшетах. К счастью, пока еще сложные игры не добрались до сегмента дешевых телефонов, которые чаще всего приобретаются родителями для детей, но прогресс ведь не стоит на месте. Если вы купили своему чаду дорогой телефон, не забудьте проследить, насколько он для него безопасен не только в смысле излучения, а также в эмоциональном плане, то есть в плане наличия в нем различных игр.

Ну и конечно же – проявляйте больше ласки, нежности, и участия в делах ребенка. Ведь давно подмечено, что чем доверительнее и теплее отношения в семье, тем реже дети попадают в дурную компанию, вне зависимости, реальную или видимую лишь на экране монитора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *