Деформация личности психолога

Деформация личности психолога

Психолог и проблема профессиональной деформации личности

  • — Сколько психологов потребуется, чтобы заменить лампочку?
  • — Один, но лампочка должна сама этого захотеть.

Анекдот, особенно популярный среди психологов-гуманистов

Проблема профессиональной деформации личности исследуется, прежде всего, в психологии. И, но иронии судьбы, именно психологи часто становятся испытуемыми в подобного рода исследованиях: ведь специалисты в области психологии, как и других профессий типа «человек — человек», больше других подвержены различным профессиональным деформациям.

Профессиональная деформация определяется как изменение качеств личности, которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Более всего профессиональная деформация затрагивает сферу стереотипов восприятия, ценностных ориентаций личности, способов поведения и общения с другими людьми.

Профессиональная деформация происходит благодаря переносу профессиональных норм в пространство повседневной жизни психолога (в бытовую сферу, сферу внепрофессионального общения). Этим она отличается от эмоционального выгорания, проявления которого описывались в предыдущем разделе: эмоциональное выгорание наблюдается тогда, когда специалист переносит свое человеческое содержание в сферу профессиональной деятельности, тогда как для профессиональной деформации характерно обратное — привнесение профессионального содержания в личную жизнь.

В профессиональной деформации принято выделять два компонента. Первый компонент составляют предпосылки, которые были у человека еще до того, как он активно включился в освоение профессии, например, высокой уровень эмпатии, желание помогать людям. Второй компонент представлен теми особенностями, которые формируются у специалиста но мере включения в профессиональную деятельность. При этом предпосылки, уже имевшиеся в структуре личности, становятся более яркими и становятся основой для других личностных деформаций.

Вслед за Е. И. Роговым можно выделить несколько уровней профессиональной деформации личности: уровень общепрофессиональных деформаций, уровень типологических профессиональных деформаций, уровень профессионально-специальных деформаций и уровень индивидуальных деформаций.

Уровень общепрофессиональных деформаций представлен теми особенностями, которые типичны для специалистов в той или иной профессиональной сфере в целом. В случае психологов он проявляется, например, в специфических формах организации внепрофессионального общения, в котором, зачастую неосознанно, используются профессиональные навыки, в частности, приемы активного слушания, «отзеркалива- ние» невербальных проявлений собеседника и все остальное, что является азбучными правилами установления и подержания контакта.

Из опыта работы психологов

В тестовой ситуации испытуемым была предложена картинка с изображением плачущей девушки. Их спрашивали, как они поступят, если окажутся рядом? Обычные испытуемые просто рассказывали: я подойду, попытаюсь расспросить о причине слез, утешить. Испытуемые-психологи начинали по-настоящему мучиться. Для них тоже естественной реакцией было бы подойти и поговорить с девушкой. Но эта реакция тут же подавлялась. Нормы профессиональной этики диктуют психологу необходимость уважать границы клиента. Психолог не может позволить вовлечь себя в ситуацию, где его помощь была бы неуместной или двусмысленной. Психолог приучен не отвечать на вопросы, а переадресовывать их тому, у кого эти вопросы возникают. Поэтому в ответ на реальную жизненную ситуацию, психолог, вместо конкретного действия, пускается в длинный мучительный диалог с самим собой: «Имею ли я право вмешиваться? Есть ли запрос на мою помощь? Может, будет лучше, если справятся без меня…»

Уровень типологических профессиональных деформаций обусловлен созвучностью тех или иных особенностей психолога с содержанием исполняемых им профессиональных функций. Если для иллюстрации мы обратим внимание на профессиональные деформации психологов, представляющих различные направления современной психологической науки, то окажется, что в зависимости от профессиональной ориентации даже в бытовой коммуникации психолог оказывается чувствительным, прежде всего, к тому, что в первую очередь фиксируется им в его профессиональной жизни: переживаниям собеседника, его поведению, способам выражения мыслей и т.д.

Деформации профессионально-специального уровня связаны с границами специализации в профессии. В этом смысле школьного психолога, например, никогда не перепутаешь с психологом, работающим в полиции или, допустим, в сфере бизнеса. В поведении этих специалистов будут прослеживаться совершенно разные профессиональные интересы, их будет выдавать специфический профессиональный юмор, не всегда понятный психологам, специализирующимся в других сферах профессиональной деятельности.

Уровень индивидуальных профессиональных деформаций определяется такими изменениями в личности профессионала, которые кажутся не связанными напрямую с его профессиональной деятельностью, однако развиваются именно по мере ее освоения. В качестве иллюстрации можно привести «заострение» тех или иных акцентуаций характера, отвечающих формирующемуся у специалиста индивидуальному стилю профессиональной деятельности.

Практикующий психотерапевт Д. Г. Трунов на основе обобщения своих профессиональных наблюдений описывает наиболее распространенные профессиональные деформации личности психологов:

  • • психологизация происходящего: психологам свойственно видеть психологические причины даже в тех ситуациях, где таковых причин нет или их влияние незначительно (например, тот факт, что ребенок простудился, не всегда означает, что ребенок имеет проблемы со школьной мотивацией и не хочет ходить в школу; возможно, па него просто неудачно чихнули в транспорте);
  • • рационализация собственных проблем: психологи часто используют свои знания для того, чтобы создавать удобные объяснения неудобным жизненным ситуациям (мой ребенок не справляется со школьной программой только лишь потому, что он слишком креативный и ему банально неинтересно);
  • • гинерконтроль за собственным поведением, лишающий спонтанности: психолог, обладая профессиональными знаниями, зачастую ведет себя «конструктивно», а не так, как ему хотелось бы (например, продолжает демонстрировать заинтересованность в разговоре с собеседником, который ему порядком надоел);
  • • гиперответственность за состояние окружающих: психолог часто в своем поведении ориентирован на поддержание благополучия другого человека, в том числе в ущерб себе (пусть он на меня накричит, он скинет напряжение, а от меня не убудет), что в целом, судя по всему, соответствует образу психолога в обыденном сознании и ожиданиям относительно его поведения;

Из опыта работы психологов

Тыжпсихолог

Есть фраза, от которой некоторые мои коллеги часто начинают приобретать нездоровый цвет лица, когда она звучит в их адрес. Я даже знаю нескольких, которые скрывают свое образование и подготовку, чтобы ее нс слышать…

Сам факт существования и профессиональности тыжпеихологов обязывает их к тому, чтобы нести ответственность за любого, кто к ним обратился (даже в смысле просто заговорил). Ответственность за его чувства в первую очередь. Но и за благополучие в целом, разумеется, тоже…

  • • комплекс «сапожника без сапог»: психолог не может себе позволить иметь личные трудности, это может восприниматься им самим как признак непрофессионализма;
  • • активный поиск людей, нуждающихся в психологической помощи: у психолога может сложиться впечатление, что его знания могли бы значительно улучшить жизнь многих людей, и он активно начинает навязывать помощь даже в тех случаях, когда его об этом никто не просил;
  • • потеря способности удивляться: психолог за свою профессиональную жизнь слышит множество историй, и, встречаясь с чем-то подобным в собственной жизни, он зачастую не испытывает особого удивления, воспринимая происходящее как нечто уже знакомое, как то, что случалось и раньше;
  • • профессиональный цинизм: но мере накопления профессионального опыта у психолога развивается способность отстраняться от тяжелых историй, которые доверяют ему клиенты, и даже воспринимать их с определенной долей юмора.

Подобные профессиональные деформации, проявляющиеся в частной, внепрофессиональной жизни психолога, могут приводить к негативным последствиям, таким как усугубление собственных психологических проблем, ухудшение отношений с близкими людьми, нарушения здоровья. На возможные негативные эффекты указывает коннотация самого слова «деформация», подразумевающая искажение, ломку. Однако стоит отметить, что профессиональные деформации могут привносить в жизнь психолога и некоторые положительные эффекты. В частности, многие из перечисленных деформаций способствуют тому, что он начинает легче относиться к жизни, менее критично оценивать поступки других людей, что во многом способствует поддержанию эмоционального благополучия в повседневной жизни.

И тем не менее, психологу-профессионалу важно рефлексировать собственные профессиональные деформации и по возможности не допускать развитие деформаций до степени деструктивных личностных изменений. Основные средства профилактики профессиональных деформаций аналогичны средствам профилактики эмоционального выгорания и включают в себя постоянное повышение квалификации, супервизии, участие в работе групп поддержки, работу с личным психологом-консультантом.

Подводя итог этой главы, еще раз отметим, что профессия психолога, как и любой другой вид профессиональной деятельности, накладывает отпечаток на личность психолога-профессионала, но глубина и модальность (неконструктивность или конструктивность) этих изменений зависит от самого психолога, от его внимания к своему личностному благополучию, способности рефлексировать происходящие изменения и использовать их для улучшения качества профессиональной и внепрофессиональной жизни.

Внимание к собственной личности, помимо решения «психогигиенических» задач, оказывается крайне важным для самоопределения психолога в пространстве профессиональных ролей, о которых пойдет речь в следующей главе.

  • Из интервью С. Силаевой, по материалам газеты «Школьный психолог». 2005. № 6.
  • Выдержки из Живого журнала Александра Савченко. URL: http://conseiller.livejournal.com/98373.html (дата обращения: 11.01.2016).

Профессиональная деформация личности психолога Текст научной статьи по специальности «Психология»

№ 2, 2003

мышления студентов различных факультетов на основе указанного подхода позволяет сделать вывод об улучшении качества усвоения специальных знаний, приближении процесса обучения к практической деятельности. Данный подход к построению учебной деятельности студентов вполне может быть применим для решения проблемы формирования профессионального мышления в вузе.

Трудность разработки образовательных программ развивающего типа состоит в раскрытии специфики профессиональных задач. Автор подобной программы должен быть квалифицированным психологом и в то же время ориентироваться в специфических вопросах конкретной профессии; исследователь дол-

жен свободно разбираться в профессиональных задачах, вникать в их содержание и контекст. Здесь нам видится большой потенциал интеграции наук, тесного сотрудничества различных специалистов и достижений различных исследований.

Перед исследователями профессионального мышления стоят задачи дальнейшей разработки специфики различных типов профессионального мышления, создания универсальной теоретической модели профессионального мышления, выявления психологических основ формирования профессионального мышления у студентов, разработки и апробации соответствующих методических рекомендаций.

Поступила 24.04.03.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГА

А.Н. Баженова, ст. преподаватель кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессиональной деформации личности психолога как фактора, определяющего особенности его поведения, общения и самоотношения. Новизна содержания данной статьи заключается в том, что проблема профессиональной деформации личности психолога, во-первых, рассматривается в психологическом аспекте, а во-вторых, касается в большей степени сферы жизнедеятельности личности психолога, а не его профессиональной деятельности.

Престижность профессии психолога в современной России обусловила повышение научных интересов к вопросам профессионального становления психолога и условий, способствующих достижению успехов в его профессиональной деятельности. Одной из малоизученных проблем профессионального развития психолога является проблема влияния профессии на личность психолога. В научных исследованиях эта проблема периодически возникала, однако в основном рассматривался психофизиологический аспект, т.е. влияние профессиональной деятельности (условий, особеннос-

тей) на организм человека, на индивида. Сегодня в центре изучения отношений человека и профессии — психологический аспект: влияние профессиональной деятельности на личность и в целом на жизнь человека. В профессии психолога это влияние особенно велико, потому что основным инструментом профессиональной деятельности в этом случае выступает личность.

По данным немногочисленных исследований, психологи имеют следующие проблемы:

— сложные семейные взаимоотношения;

— неумение удивляться новому;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© А.Н. Баженова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— рациональное объяснение психологическими знаниями фактов действительности;

— повышенную когнитивную сложность;

— усугубление собственных психологических проблем;

— нарушения здоровья (см.: Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996; Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психол. газ. 1998. № 1).

Интересно, что некоторые из перечисленных проблем являются полем деятельности самого психолога. Причины, по которым психологи испытывают эти и другие трудности, разнообразны (мотивация выбора профессии, адекватность профессионального выбора, особенности личности, индивидные качества). На наш взгляд, основной причиной и условием негативных изменений жизнедеятельности психолога служит профессиональная деформация его личности. Данный феномен недостаточно изучен и описан в психологии. Теоретически и практически он представлен в работах С.П. Безносова, Б.Д. Новикова, Д.Г. Трунова.

Профессиональная деформация личности представляет собой искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе и другим людям (см.: Маркова А.К. Указ. раб. С. 158). Это проявление в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление деятельности, на психическую структуру самой личности (см.: Новиков Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительнотрудовых учреждений: Дис. … канд. психол. наук. Тверь, 1993. С. 86). Профессиональная деформация происходит посредством переноса сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в пространство жизни его личности (сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с

представителями других профессиональных цехов и подразделений). Психологический механизм профессиональной деформации личности может анализироваться как согласование, борьба или конфликт между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности человека (см.: Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепции, метод): Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1997. С. 11—13).

Главной задачей данной работы является теоретическое объяснение причин возникновения, особенностей и последствий профессиональной деформации личности психолога. Эта задача может быть решена через раскрытие следующих вопросов: особенности профессионального и личностного пространства жизнедеятельности психолога, профессиональное развитие психолога, специфика взаимодействия психолога и других участников этого процесса, особенности изменений личности психолога и их проявления. Теоретическими основаниями раскрытия поставленных вопросов являются теория нормативного описания деятельности О.С. Анисимова, концепция профессионального развития Н.С. Пряж-никова и теория личности В.Н. Мясищева.

Человек представлен и проявляется в разных пространствах. Среди них наиболее важные:

— пространство организма, где человек представлен как индивид;

— пространство поведения, общения — как личность;

— пространство профессиональной деятельности — как субъект труда.

В указанных пространствах человек формируется гетерохронно и под влиянием различных факторов. Индивид развивается первым (уже с первых минут зачатия), при этом большое значение имеют биологические факторы: наследственность, состояние здоровья родителей, протекание беременности и родов, экология. Личность складывается скорее всего начиная с определенного периода пренатального развития, когда плод реагирует на какие-то внешние ситуации, демонстрирует свое к ним отношение. На

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2,2003

развитие личности в большей степени оказывают влияние социальные факторы: семья, семейное воспитание, отношения между членами семьи, школа, общение со сверстниками. Субъект труда развивается позже индивида и личности, первым проявлением этого процесса может служить предпочтение, отдаваемое ребенком тем или иным видам игровой деятельности. Факторы, воздействующие на развитие субъекта труда, могут быть разделены на две группы — внутренние (интересы, склонности, способности) и внешние (влияние родителей и друзей, престижность профессии в обществе, выгодное материальное обеспечение жизни этой профессией, высокий социальный статус). Между индивидом, личностью и субъектом существует взаимосвязь, так как человек — это целостность, на разных этапах жизни они находятся в разных отношениях с точки зрения их взаимовлияния. Поскольку значительную часть жизни человек вовлечен в профессиональную деятельность и в какой-то степени зависит от нее, можно предположить, что субъект оказывает большее влияние на индивида и личность, чем они на него.

Рассмотрим пространство профессиональной деятельности психолога, применяя положения теории нормативного описания деятельности.

Любая деятельность многоактна, процессуально она состоит из некоторого числа отдельных актов. Но любой деятельностный акт, каким бы содержательно непохожим на другие он ни казался на первый взгляд, всегда состоит из одних и тех же частей, т.е. всегда имеет одну и ту же структуру. Тщательно рассматривая специфические содержания каждого элемента этой структуры, можно увидеть особенности актов деятельности, характерные для той или иной специализации труда. Любая отдельно взятая технология каждого труда (преподавательского, исследовательского, проектировочного, управленческого, исполнительского и т.п.) состоит из следующих составных частей:

1) исходный материал, предмет труда — материал будущих преобразований,

который находится в некотором первоначальном состоянии, например: больной пациент, необученный солдат, кусок металла для будущей гайки и т.д.;

2) процесс преобразования — действие, операция над исходным материалом, например: процесс лечения, обучения, вытачивания;

3) конечный продукт — материл, который перешел в некоторое другое состояние, например: здоровый пациент, опытный солдат, готовая гайка;

4) средства — инструменты, с помощью которых осуществляется процесс преобразования. Средства могут быть внешними и внутренними (психотехническими), механическими и электронными, материальными и «идеальными» (знаковыми);

5) способ — путь применения данного средства. Способы также могут быть разными: правильными и ошибочными, культурными и варварскими, традиционными и новаторскими;

6) субъект деятельности — агент данной технологии, которым может быть и человек, и машина. Субъект должен обладать определенными способностями, иметь сознание, в котором находятся знания о деятельностных нормах — цель деятельности (субъективное психическое представление о конечном результате); план (временное представление процесса преобразования); технология (представление об исходном и конечном продуктах процесса преобразований, средствах и способах их применения); программа (предписание о том, как человек должен участвовать в деятельности); проект (совокупность представлений и предписаний о структуре будущего продукта и процессе его получения); метод (обобщенное, абстрактное, мысленное представление о некоторой деятельности, в которой не учитывается специфика конкретных условий достижения результата); методика (конкретизированное представление о вариантах применения метода с учетом некоторых условий); подход (целостное представление о жизни и деятельности); принцип (некоторое исходное средство конкретизации общего по-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нимания деятельности) (см.: Безносов С.П. Указ. раб. С. 45—50).

Положив в основу данные положения, проанализируем деятельность психолога как субъекта профессиональной деятельности. «Субъектность — это постоянное стремление человека ко все большей своей осознанной спонтанности в выборе или реализации той или иной трудовой деятельности через психологическое освоение окружающего, уменьшающее его зависимость от этого мира и расширяющее возможности взаимополезного (полноценного) взаимодействия с миром» (Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997. С. 109).

Исходным материалом в структуре деятельности практического психолога является внутренний мир клиента, находящийся в не-нормальном состоянии в том смысле, что оно отличается от состояния многих других людей и мешает жизнедеятельности самого клиента. Это первый сложный момент, определяющий развитие личности психолога, потому что между ним и клиентом возникает психологический барьер («я не такой, как ты; ты не такой, как я»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечным продуктом должен стать реконструированный внутренний мир клиента, обеспечивающий ему психологически комфортное состояние. Основным средством процесса преобразования выступает личность самого психолога с ее своеобразием, уникальностью и жизненной историей. Это второй сложный момент, потому что в деятельность вовлекается другое пространство жизнедеятельности психолога — личностное. Следовательно, психолог должен обеспечить сохранность данного инструмента, однако условия процесса обеспечения остаются открытым вопросом. Если врач, общаясь с больным пациентом, имеет возможность защитить свой организм маской или перчатками, то у психолога в качестве средств защиты могут выступать только внутренние, психологические приемы, которыми ему необходимо овладеть.

Следующий сложный момент в функционировании психолога как субъекта — деятельностные нормы: большин-

ство из них в сознании психолога не представлены, потому что нет разработанных нормативных документов, касающихся деятельности, например, психо-лога-консультанта. В данном отношении хорошо обстоят дела с документами о деятельности психологов в детских учреждениях, учреждениях общего и специализированного образования. Все остальные психологи самостоятельно формулируют для себя нормы. Процесс преобразования внутреннего мира клиента — процесс отражения психологом этого внутреннего мира. «Практический психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность» (см.: Абрамова Г. С. Указ. раб. С. 73). Однако здесь тоже есть сложности. Как отмечает Ф.З. Кабиров, практический психолог не объясняет основные проявления человеческой индивидуальной жизни, а интерпретирует жизненную ситуацию клиента, что служит объективацией картины мира самого психолога, не означающей гарантию профессионального успеха. Другой «ловушкой сознания практического психолога» является представление об универсальности и эффективности какой-либо одной психологической теории, с помощью которой можно решать любые проблемы. (см.: Кабиров Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции: Учеб. пособие. Омск, 2001. С. 38—42). Наконец, способ преобразования в структуре деятельности практического психолога также представляет собой вопрос, вокруг которого ведутся споры. Часто сравниваются между собой два возможных подхода специалиста к другому человеку как клиенту: «субъект-объектный» и

«субъект-субъектный». Этот вопрос является очень спорным, особенно в отношении деятельности психолога, и в настоящей статье рассматриваться не будет. Однако понимание самим психологом того подхода, в котором он реализует свою профессиональную деятельность, выступает фактором, поддерживающим его как субъекта деятельности.

№ 2, 2003

По Н.С. Пряжникову, в своем развитии психолог как субъект деятельности проходит несколько этапов:

1) стремление самоутвердиться в практической психологии, реализуемое часто в поиске и освоении эффективных, общепринятых, «модных» на данный момент методов работы;

2) некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах работы, связанное с тем, что данные методы не всегда позволяют решать проблемы клиентов, а также с тем, что часть методов оказываются по разным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности);

3) попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования индивидуального стиля деятельности);

4) осознание необходимости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущности своей работы);

5) импровизация на основе знания (нового осмысления) своего дела, связанного с выработкой собственного индивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда.

Как отмечает автор, некоторые психологи могут «застревать» на отдельных этапах (см.: Пряжников Н.С. Указ. раб. С. 98). Итак, развитие и функционирование психолога как субъекта профессиональной деятельности характеризуется сложностями, связанными как со спецификой этой деятельности (работа с внутренним миром человека), так и с невозможностью психолога за короткое время (особенно это волнует выпускников психологических факультетов) определить для себя самого профессиональную позицию и способы работы.

Поскольку основным инструментом профессиональной деятельности практического психолога является его личность,

необходимо рассмотреть личностное пространство жизнедеятельности психолога.

Личность как характеристика развития человека в социуме есть высший уровень психики, регулирующий всю психическую деятельность. Это система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями. Отношения избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Они представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях, переживаниях, и, в свою очередь, образуются и формируются в процессах деятельности (см.: Мяси-щев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48—53). Через отношение к другим людям человек меняет отношение к себе. Условием этого изменения является общение как вид деятельности человека. Таким образом, в общении и посредством общения происходит формирование личности человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как профессия психолога социальна, т.е. предполагает взаимодействие специалиста с другим человеком, то основой этого взаимодействия служит именно общение. Психолог общается с клиентом, имеющим на момент обращения к нему не-нормальный, не удовлетворяющий его внутренний мир, что проявляется в эмоциональных реакциях, которые клиент демонстрирует психологу. Еще на этапе профессионального обучения каждый студент-психолог усваивает правило: клиенту можно помочь, если на время стать им, «вжиться» в него, прочувствовать его состояние, отношение к окружающей действительности, как бы «примерить» на себя его личность. Но ведь у психолога есть своя, другая личность, и ее на время необходимо «снять» или «примерить» личность клиента на свою. Психологу приходится постоянно иметь дело с личностными проблемами, использовать свою личность как основу для неидентичных ей конструкций.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вследствие этого в структуре личности психолога происходят изменения — меняются его отношения к Другому человеку. «Другой» — это рабочая категория для психолога, позволяющая прояснить индивидуальность внутреннего мира, человеческую сущность (см.: Абрамова Г.С. Указ. раб. С. 267).

Как было показано выше, изменение отношений к другим людям детерминирует изменение отношения к себе, т.е. изменение личности. Личностное пространство жизнедеятельности психолога — это пространство его поведения и общения с близкими, друзьями, знакомыми. Так как личность выступает средством профессиональной деятельности и в процессе этой деятельности деформируется, изменяются и характеристики пространства поведения и общения.

Итак, профессиональная деформация личности психолога возникает вследствие вовлечения в пространство профессиональной деятельности личности как основного инструмента этой деятельности, при этом сама профессиональная деятельность характеризуется отсутствием выработанных и зафиксированных деятельностных норм, а основным предметом является не-нормальный внутренний мир человека, в логику которого психолог как субъект деятельности встраивает свою личность, тем самым оказывая на нее внешнее (обусловленное ситуацией взаимодействия с клиентом) давление.

Проявлениями профессиональной деформации личности психолога, как отмечает Д.Г. Трунов, является следующее:

— объяснение жизненных проблем психологическими причинами;

— приобретение навыков в рационализации своих проблем;

— обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение;

— гнет профессиональных обязанностей и навыков;

— комплекс «сапожника без сапог»;

— поиск людей, нуждающихся в психологической помощи;

— потеря способности удивляться;

— профессиональный цинизм (см.: Трунов Д.Г. Указ. раб.).

В эмоциональной сфере профессиональная деформация личности может проявляться как эмоциональное выгорание, которое иногда называют психической деформацией. Если личность длительное время испытывает мощные энергетические воздействия, то формой психической деформации может стать невроз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональную деформацию личности психолога некоторые считают вполне закономерным явлением — такова профессия. Однако эта профессия становится привлекательной для все большего числа людей, поэтому изучение и профилактика профессиональной деформации личности психолога является важнейшей задачей как науки, так и высшей школы.

Поступила 14.03.03.

Что такое профессиональная деформация личности?

Профессиональная деформация личности (ПДЛ) — это изменение структуры личности, развивающееся в ходе длительного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами данное явление означает, что профессия «пустила корни» и укрепилась во всех сферах жизнедеятельности человека.

Искажению подвергаются все качества личности:

  • характер;
  • поведение и способ общения;
  • мотивация;
  • стереотипы восприятия;
  • шкала ценностей.

Всё что происходит вокруг, любые события, обыденные или важные, человек, пострадавший от профессиональной деформации, будет воспринимать только через призму его компетенции, как профи.

Примеров тому много. Психологи начинают диагностировать и типировать всех и каждого, филологи — раздавать замечания и беспощадно бороться за чистоту речи окружающих.

Больше всех от этого состояния страдают близкие и друзья. Становится сложно провести совместные выходные, не говоря уже о том, чтобы просто жить вместе и вести быт. Особенно тяжело приходится детям. Познавать окружающий мир, шалить и взрослеть под чутким руководством профессионально деформированного папы-следователя имамы-учителя очень тяжело. И, пожалуй, самое печальное, что такие люди плохо осознают факт деформации личности. Ведь не каждому под силу признаться самому себе в том, что твоё искреннее рвение и стремление к успеху, твоя погружённость в профессию делает невыносимой жизнь твоих близких и мешает тебе самому.

Однако не следует воспринимать высокий уровень профессионализма, как фактор, провоцирующий ПДЛ. Человек может оставаться профи, не перенося свою высокую квалификацию в обыденную жизнь и сохраняя самобытные качества своей личности.

Отличия проявлений профессионализма от деформации личности

Доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена — Евгений Павлович Ильин в своём труде «Работа и личность » цитирует своего коллегу, профессора психологических наук, полковника МВД Безносова С. П., который приводит пример отличий проявления профессиональных качеств от ПДЛ.

Он пишет, что под воздействием профессиональной деятельности у диспетчеров железнодорожного транспорта вырабатывается навык выполнять свои обязанности максимально точно, не допуская даже малейших ошибок. А телефонисткам приходится развивать скорость реакции до максимальной. Автоинспекторы постепенно «оттачивают глаз» на определение скорости движения и ошибок водителей при манёврах, а паспортистки — на подделку документов…

Далее Е. П. Ильин пишет о том, что когда новая особенность личности формируется под воздействием профессиональных обязанностей (как это происходит на примере телефонисток и диспетчеров), можно говорить о ПДЛ. Но когда паспортистка или автоинспектор научаются дифференцировать какие-либо объекты или ситуации, здесь уже речь идёт развитии профессиональных навыков.

Плюсы и минусы профессиональной деформации личности

Для начала поговорим о минусах. Для примера возьмём профессиональных управленцев. На фоне ПДЛ у них может развиться:

  • Административный восторг. Состояние, при котором человек чрезмерно увлекается процессом администрирования и упивается властью, что обычно заканчивается административным произволом и злоупотреблением.
  • «Порча властью» или другое название «управленческая эрозия». Этот феномен с точки зрения психологии заключается в том, что в результате длительного пребывания у власти эффективность деятельности руководителя значительно снижается. Более того, решения, которые принимает данный субъект власти, становятся всё более иррациональными. Такие руководители страдают эгоцентризмом, и вся суть их деятельности сводится лишь к тому, чтобы сохранить и расширить свои полномочия. Их жажду власти можно сравнить с наркоманией, при этом говорить о какой-либо общественной пользе даже не приходится.

С подобными проблемами сталкиваются не только руководители верхнего звена, но и менеджеры, вне зависимости от проводимого ими стиля руководства.

Ещё один частый случай ПДЛ — синдром эмоционального выгорания. Это специфическая разновидность ПДЛ у людей, профессиональные обязанности которых вынуждают их тесно общаться с людьми. Это проблема представителей многих профессий.

Сам термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был предложен психиатром Фрейденбергом (США) ещё в 1974 году. То есть данная проблема изучается уже не один десяток лет.

Для синдрома профессионального выгорания характерны следующие проявления:

  • постепенно возрастающее чувство эмоционального истощения, изнеможения и безразличия (человек уже не может столь же воодушевлённо погружаться в работу, как это было раньше);
  • дегуманизация (у него развивается негативное отношение или нетерпение к клиентам и коллегам);
  • навязчивое чувство недостатка профессионального мастерства.

Согласно концепции известного психолога М. Буриша сильная зависимость от работы в итоги заканчивается полным отчаянием и экзистенциальной пустотой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная деформация личности не только не полезна, но и опасна для самого человека. Так как эмоциональное истощение приводит не только к проблемам психологического характера, но и серьёзно подрывает его физическое здоровье.

Это лечится?

Как говорила героиня фильма Г. И. Гайдая: «И тебя вылечат…, и тебя тоже вылечат…. и меня вылечат…»

На самом деле полностью исключить развитие профессиональной деформации личности не удастся, но контролировать этот процесс любой человек в состоянии. Даже если он уже кинулся «с головой в омут» рабочей рутины, если он постоянно думает о своих обязанностях и задачах, необходимо найти в себе силы, чтобы сказать: «Стоп»!

Нужно начать:

  • Учиться отделять работу от других сфер жизни. Все рабочие проблемы оставляем на работе.
  • Следить за собой. Близкие и друзья — не ваши подчинённые, поэтому долой командный тон, критику и нравоучения. Присмотритесь к себе и будьте в меру самокритичны.
  • Искать хобби. Увлечение должно быть кардинально противоположным профессии. Вы учитель — играйте в футбол, юрист — как вам гончарное дело?
  • Отдавать «пальму первенства» дома, если вы руководитель, а подчинённым стоит попробовать взять на себя ответственность за руководство в семье.

Хорошим профилактическим мероприятием для самих руководителей и компаний является регулярная ротация. Многие организации заранее определяют максимальный срок выполнения обязанностей руководителя. По прошествии этого срока, должность занимает новый управленец, полный энтузиазма, инновационных и творческих идей.

Резюмируем: человеку жизненно необходимо разностороннее развитие. У него есть дар, позволяющий превращаться в бабочку из гусеницы не один раз. Если же став профи, он считает, что это вершина его эволюционноймиссии, то он становится обезличенным эффективным винтиком в системе. Каждая сфера жизни человека требует своих знаний и навыков, а начинать приходится снова с нуля, что, согласитесь, очень интересно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Иван Давыдов
Еще один элемент путинского наследия в РФ.

Люди всегда мечтают. «Мечтать не вредно» — есть такая бытовая максима, за которой прячется ирония: мечтай, мол, сколько угодно, все равно мечты останутся мечтами. И это правда, но мечтать и правда не вредно. А еще мечтать не стыдно. Мечтают не только дети, но и взрослые. Мечтают не только о достижимом — грядущем, например, отпуске или давно запланированной покупке. Выстраивают в голове целые миры, и живут в них, когда находится свободное время. Мир вокруг не то чтобы страшен, но уютен не всегда, человеку нужна дверь, чтобы выйти.

Один мой друг, к примеру, как-то рассказал, что в мечтах он — профессиональный футболист. Не просто футболист — великий. Роналду и Месси мечтают о его автографе. Лучшие клубы мира предлагают бешеные деньги. Но он, конечно, верен московскому «Спартаку», который, благодаря его талантам, давно уже выиграл все мыслимые трофеи. Неинтересно смотреть матчи Чемпионата России, игры Кубка Чемпионов — заранее понятно, кто победит. А еще — потому, наверное, что скучно все время представлять, как забиваешь решающий гол, — его, кумира миллионов, часто приглашают на разнообразные ток-шоу. И он, поражая людей, которые привыкли думать, будто интеллект футболиста примерно равен интеллекту березового полена, побивает их же оружием профессиональных экспертов по любым вопросам, и сеет разумное, доброе, а также вечное. В перспективе, в довесок к медалям и кубкам, — Нобелевская премия мира.

Потом засыпает, потом просыпается, потом работа, семья, обычная жизнь, а потом, перед сном, минут хотя бы на десять — снова на поле или в телевизионную студию. И жить уже не так пресно. Смешно, конечно, но и трогательно тоже, и вполне понятно.

Но чаще люди фантазию, все-таки, держат в узде, и мечтают об успехе в рамках выбранной профессии. Особенно если выбрана она не случайно, особенно, если подразумевает представления о профессиональном долге. Хотя любая ведь профессия такие представления подразумевает. Слесарь, врач, журналист, полицейский — все должны честно делать свою работу.

Когда-то давно была у меня подчиненная, совсем юная девочка, которая мечтала стать хорошей журналисткой (и, кстати, стала в конце концов). Однажды я ее послал на какой-то унылый и проходной круглый стол по скучной теме, проходивший в конференц-зале шикарного столичного отеля. Через положенное время она вернулась. Глаза сияли. Это даже пугало — круглый стол и правда был скучным, и послал я ее туда исключительно для того, чтобы без дела не сидела и взрослым работать не мешала.

— Ой, — затараторила, — что сейчас было! Я захожу, а мне навстречу по лестнице — отряд бородачей в камуфляже! С оружием! Я думала — захват! Я думала — вот моя главная журналистская удача! Попаду в заложники, напишу лучший репортаж в жизни!

Смешно, конечно, и наивно, но с представлениями о профессиональном долге у нее все тогда уже было в порядке.

Это, однако, затянувшееся предисловие, а теперь — короткий разговор по существу. Раз за разом я пересматривал записи из Петербурга, на которых омоновцы в шлемах, скрывающих лица, избивали мирных граждан на согласованной демонстрации. Что там под забралами, не угадаешь, конечно, но ведь и омоновцы — люди. Вот этот, поваливший безоружного на землю, дождавшийся, когда коллеги его обездвижат, и начавший избивать человека дубинкой, — он ведь тоже о чем-то мечтал. Допустим, он с детства хотел стать полицейским. Ловить грабителей, защищать как раз вот таких — мирных и безоружных — от разнообразных негодяев. Или не хотел, а пошел в полицию, поскольку учился плохо, и после армии не смог найти приличной работы. А здесь — стабильная работа и льготы.

Но я верю, он точно не мечтал избивать дубинкой беззащитного человека, который даже прикрыться не может от его ударов. Зато ему рассказали, внушили, вдолбили — через телевизор и на специальных занятиях, что родина — в кольце врагов, что вот этот, в очочках и с рюкзачком — и есть тот самый опасный преступник, от которого он собирался защищать мирных граждан, что обиду на мир за несложившуюся жизнь можно и нужно вымещать на прохожем. Потому что у него есть удостоверение и дубинка, а у прохожего нет.

В день катастрофы «Суперджета» в Шереметьево, ровно в восемь вечера, когда на смену первым — таким радостным — сообщениям, что всех пассажиров удалось спасти, поползли первые слухи о погибших, я включил телевизор. Чтобы узнать официальную версию, и — что уж греха таить, — чтобы посмотреть, как вообще госканалы освещают трагическое событие. На «России 1» как раз начинались «Вести». Из первого сюжета я узнал, что министр иностранных дел Сергей Лавров крайне обеспокоен вмешательством США в дела Венесуэлы. Во втором увидел, как президент РФ лично рассказывает престарелым генералам, что у нас — лучшие в мире ракеты. Переключился на «Россию 24» и ознакомился с информацией о том, как в разных городах мира прошла акция «Бессмертный полк». С успехом прошла акция.

И дикторы, и режиссеры, и те, кто верстал сетку программ, — все они, разумеется, отлично знали, какая новость на данный момент является главной. Переживали, наверняка, мониторили ленты агентств, метались по соцсетям, чтобы узнать о происшедшем побольше. Но в эфир пустили рассказ о крайней обеспокоенности Сергея Лаврова.

А тоже ведь мечтали, наверняка, выбирая журналистскую профессию. И не только о том, чтобы закрыть ипотеку. И будущие судьи на своих юрфаках едва ли мечтали штамповать по звонку от начальства бесстыдные приговоры. И даже будущие чиновники, наверное, не только о взятках мечтали, пока готовились к своему славному поприщу.

Ну, и так далее. Множить примеры, наверное, незачем, все более или менее понятно. Выстроенная на лжи система вынуждает тех, кто в систему так или иначе встраивается, ломать и мечты, и представления о профессиональном долге. Деформирует людей, подгоняет под себя. Тут особой новости как раз нет, все в прямом эфире ежедневно доступно для наблюдения. Зато есть проблема. Система, предположим, однажды сгинет. Не то, чтобы это неизбежно, но возможно. Гнилая система сгинет, сломанные люди останутся. А их много. Их, пожалуй что, и миллионы. И какой бы ни вышла другая Россия, которая образуется на месте этой, нынешней, с ними придется считаться.

И это мина под будущее не слабее многих прочих. Еще один элемент путинского наследия.

Иван Давыдов, «МБХ-медиа»

Презентация «Профессиональная деформация педагога»

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика

Профессиональные деформации педагога – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Одной из форм профессиональной деформации является профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии профессиональной деформации педагога (К.Маслач)

1.Эмоциональное истощение — это снижение эмоционального фона.

2.Деперсонализация — это циничное отношение к труду и объектам своего труда .

3.Редукция личных достижений — это утрата профессиональных ценностей.

Фазы и симптомы

стресса

(В.В.Бойко)

Нервное (тревожное)

напряжение

Резистенция, то есть сопротивление

Истощение

1.Фаза напряжения

  • Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»
  • Симптом «неудовлетворенности собой»
  • Симптом «загнанности в клетку»
  • Симптом «тревоги и депрессии»

2. Фаза “резистенции”

  • Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»
  • Симптом «эмоционально – нравственный дезориентации»
  • Симптом «расширения сферы экономии эмоций»
  • Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

3.Фаза“истощения”

  • Симптом «эмоционального дефицита»
  • Симптом «эмоциональной отстранённости»
  • Симптом «личностной отстранённости, или деперсонализации»
  • Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Саморегуляция

Саморегуляция (в переводе с латинского – «приводить в порядок», «налаживать») – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Приемы и способы саморегуляции:

1. Метод произвольного самовнушения.

2. Аутотренинг.

3. Релаксация.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Визуализация.

Группы факторов «эмоционального выгорания»

Внешние факторы :

  • специфика профессиональной

педагогической деятельности;

  • организационный фактор.

Внутренние факторы:

  • коммуникативный фактор;
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный).

Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

1.Информирование педагогов

Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное

здоровье и работоспособность

  • Выпуск буклетов, памяток,

постеров

  • Выступление на педсовете,

собрании коллектива

Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование

Цель: создание хорошего климата внутри коллектива,

чувства достаточной эмоциональной поддержки от

коллег и администрации

Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

3.Профессиональная помощь

Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов

  • Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
  • Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов .
  • Организация работы творческих групп.

Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

4 . Творчество – один из наиболее продуктивных и ненавязчивых способов профилактики профессионального выгорания

Рекомендации педагогам для профилактики и устранения «выгорания»

  • Эмоциональное общение.
  • Использование «тайм-аутов».
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование.
  • Избегание ненужной конкуренции.
  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
  • Поддержание хорошей спортивной формы.
  • Творческий подход к профессиональной деятельности (инновации).

Благодарим за внимание!

Негативные и позитивные воздействия

Ответ на то, что такое профессиональная деформация, звучит следующим образом: это изменение личностных свойств под воздействием продолжительного выполнения профессиональных обязанностей. Больше всего к этому склонны люди, чья деятельность связана с регулярным межличностным общением (работники сферы торговли, медики и т. д.) Профессиональная деформация личности выражается в том, что служащий начинает переносить рабочие моменты на быт и семью. Определенные манеры поведения применяются среди близких, друзей и становятся причиной непонимания и конфликтов, обостряя межличностные отношения.

Последствия профессиональной деформации представлены ниже.

  • Снижение процесса перестройки личности. Личность при определенном виде работы перестает искать альтернативные пути решения возникших проблем. Востребованные на работе качества перерастают в характер, становятся частью поведения: бухгалтер может тщательно проверять ежедневные расходы, медик — требовать четкого соблюдения гигиены, а успешный артист — внимания и поклонения себе во внерабочих обстоятельствах.
  • Формирование механического подхода к работе вместо творческого. Профессиональная деформация личности может привести к ухудшению качества выполняемой работы.
  • Выгорание личности. Когда человек постоянно погружен в работу, она становится для него неинтересной. Характерно такое поведение для работников, которым продолжительное время не удается продвинуться по карьерной лестнице.
  • Иногда деформации могут оказать положительное влияние на человека, т. к. определенные профессиональные навыки иногда помогают в обычной жизни. Важно, чтобы личность смогла соблюдать черту между трудовой деятельностью и бытом.

Виды

Профессиональные деформации делят на следующие типы.

  • Физиологические изменения. Подразумевается атрофия непригодных для выполнения работы органов или увеличение тканевых структур и трансформация органов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Примером являются заболевания опорно-двигательного аппарата у лиц, работающих перед компьютером, проблемы с горлом у учителей, нежная, чувствительная кожа рук у работников, не занимающихся физическим трудом.
  • Деформация стиля и образа. Профессия человека прямо или косвенно влияет на стиль одежды, прическу, используемые аксессуары. Деятельность личности влияет также на осанку, манеры, походку. Можно наблюдать качающуюся походку у матросов, выпрямленную осанку у военных. Деформация оставляет след и на речи человека, выражаясь специфичным выговариванием слов, частым употреблением терминов и конструктивных фраз.
  • Деформация психики. Представители одной и той же специальности часто схожи в свойствах, требуемых для данной профессии. В процессе профессионального становления схожесть и одновременно отличие от лиц иной специальности усиливается. Медик при общении может оценивать здоровье собеседника, кулинар — советовать рецепты и комментировать угощение. Психическая деформация стимулирует повышение субъективной важности своей специальности у служащего.

Профессиональными деформациями личности являются:

  • общепрофессиональная, характерная для служащих отдельных сфер;
  • особенная, формирующаяся у конкретных специалистов;
  • типовая, обусловленная психологической спецификой работы;
  • профессиональная индивидуальная деформация, проявляемая у конкретного лица любой специальности и вызванная стремительным развитием навыков.

Профессиональная личностная деформация у одних может выявляться необоснованной агрессией и завышенным самомнением, у других — равнодушием, у третьих — снижением профессиональных качеств.

Изменения психики связаны с характером человека, пережитыми конфликтами, кризисами и психологической напряженностью, неудовлетворенностью социальным окружением и личными отношениями, заниженной результативностью его трудовой деятельности.

Риски возникновения

Считают, что профессиональная деформация развивается в результате того, что работник привыкает лишь к конкретной социальной роли и не может выходить за ее рамки. Специалисты в области психологии в этом случае регистрируют изменения личности. Человек перестает ощущать границу между работой и личной жизнью, продолжает исполнять свои обязанности и дома. Оценить степень собственной профессиональной деформации почти нереально, поскольку для этого необходим самоанализ, критическое рассмотрение своего поведения со стороны. В такой ситуации должны помочь близкие люди и окружающие.

Риск возникновения деформации можно предугадать по определенным обстоятельствам:

  • появляется боязнь потери обычного контакта с сослуживцами, работы, профессиональных навыков;
  • темы бесед сводятся к обсуждению проблем трудовой деятельности;
  • достижения и успех ассоциируются лишь с трудовой деятельностью;
  • личностные отношения ограничены, имеется контакт только с сослуживцами;
  • проявление эмоций сдавлено, не воспринимается и проявление эмоций со стороны коллег;
  • разговор с данной личностью напоминает общение с врачом, следователем или педагогом (в зависимости от профессии), поскольку человек переносит в быт профессиональную терминологию общения;
  • интересы данного лица ограничены лишь деятельностью в своей профессиональной сфере;
  • все близкие, родные воспринимаются как часть работы.

Формы проявления

Рассмотрение проблемы на конкретных примерах позволяет определить проявления изменения психики человека в результате профессиональной деформации.

У учителей проблема проявляется тем, что они начинают выискивать изъяны в работах учеников, становятся придирчивыми. В кругу семьи они продолжают смотреть на поведение и деятельность окружающих, мысленно ставя им оценки. Постепенно они начинают оценивать действия и поведение посторонних людей, с которыми могут встречаться на улице.

Дизайнер может включиться в разговор даже незнакомых людей и начать задавать профессиональные вопросы или рекомендовать что-либо. Он может спорить с другим человеком, объяснять тонкости разных стилей, советовать, как подобрать подходящую для квартиры обстановку и т. д.

Деформация у медицинских работников выявляется автоматическим оцениванием здоровья человека при встрече на улице, при пожатии руки. Он может искать симптомы предполагаемого недуга, когда наблюдает кашель, бледность кожи, задавать вопросы, мысленно составляя анамнез знакомого. После вопросов он начинает давать советы, рекомендует пройти обследование.

Когда деформация наблюдается у стилиста, ее проявлением является его оценивающий взгляд, которым он определяет вкус, стиль и недостатки во внешности знакомого или даже случайного прохожего. Он может в уме преобразить человека по своему вкусу, а также вслух предложить сменить имидж, одеваться в каком-то стиле, который он находит более подходящим, не использовать определенное косметическое средство.

Причины

Профессиональное развитие работника не может не сопровождаться непрестанным развитием личности. Но со временем наступает стабилизация. Такие этапы специалисты называют этапами профессиональной стагнации. Она наступает, когда работник достигает определенных высот в конкретной сфере деятельности, но ему приходится выполнять однообразную работу, с использованием однообразных приемов. Со временем стагнация становится причиной деформации, личность настолько привязывается к своей специальности, что способна выполнять в обществе лишь эту роль.

Условиями для формирования профессиональной деформации могут служить следующие факты.

  • Однообразные акты, приводящие работника к психологической черте. Личность с большой трудностью будет приспособляться к новым требованиям в случае перемены обстоятельств.
  • Мотивация выбора специальности. Им может стать стремление приобретения определенного социального статуса и власти при условии, что человек не достигает назначенной цели.
  • Большие надежды в начале профессиональной деятельности, которые не оправдываются в период службы.

Под влиянием указанных факторов у личности начинает проявляться профессиональная деформация. Выделяют такие причины ее проявления:

  • стрессы, чрезмерная нервозность;
  • усталость как результат многолетней трудовой деятельности;
  • стереотипность работы;
  • нежелание продолжить работу в данной сфере в результате осознания ошибочного выбора специальности: у одних понимание приходит сразу после поступления на работу, другим для этого требуются годы;
  • непонимание целей своей трудовой деятельности;
  • возрастные изменения: в молодости выбор специальности удовлетворял требования личности, со временем выполнение работы начало носить автоматический характер;
  • конфликты в коллективе, нарушения дисциплинарных норм;
  • посвящение себя специальности при абсолютном непонимании заслуг сослуживцев;
  • чрезмерная самоуверенность;
  • невозможность профессионального роста в дальнейшем.

Причин может быть намного больше, каждая из них может крыться как в выбранной профессии, так и в личностных качествах индивидуума, т. е. носить индивидуальный характер.

Коррекция

Чтобы избежать развития деформации, следует своевременно заметить первые ее проявления и устранить их.

Начинать нужно с самостоятельной проверки того, насколько деформация проявлена. Рекомендуется прохождение тестов, с помощью которых личность сможет выяснить, на какие социальные роли ей нужно обратить больше внимания, каким аспектам социальной деятельности необходимо уделять больше времени. Это дает возможность самостоятельно проанализировать собственное состояние и выяснить, каких качеств не хватает для полноценного вписывания в обычную жизнь, какие жизненные сферы были забыты, задвинуты на второй план работой.

Существуют также варианты рекультивации;

  • прохождение тренингов, направленных на личностный и карьерный рост;
  • повышение социально-психологической осведомленности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и продвижение по карьерной лестнице;
  • самостоятельное выявление проблем и разработка личностных механизмов для их исправления;
  • самокоррекция профессиональных изменений и корректирование собственных качеств;
  • предупредительные мероприятия по профессиональной дезадаптации сотрудника с малым опытом.

Правильное и корректное разрешение профессиональных трудностей будет способствовать развитию личности, предотвращая появление деформации.

>Деформация личности

Описание деформации личности

Определение 1

Профессиональной деформацией личности называют трансформации качеств характера, наступающие под воздействием выполнения профессиональной работы, проявляющиеся в манере поведения, в словесном жаргоне и внешнем виде.

Деформацией личности являются социально-психологические процессы, связанные с нарушением моральных, этических и служебных норм, проявленные у человека в определенных сферах деятельности.

Деформация больше всего влияет на специалистов, чья работа связана с людьми. Это руководящие профессии, медицина, социальные работники и преподаватели.

В процессе данной деформации влияние профессиональной деятельности распространяется не только на работу, но и на личностное мировосприятие человека.

При воздействии двух факторов осуществляется профессиональная деформация:

  • Природные склонности или индивидуальные качества характера, присущие человеку до его участия в профессиональной деятельности. Они бывают осознанные, желательные и вызывают гордость или неосознанные, скрываются и подавляются.
  • Профессиональная деформация, формирующая в процессе деятельности личностные качества характера и выделяющая их. Она служит основой для появления деформирующей деятельности в профессии.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причины деформации личности

Существует множество причин, вызывающих профессиональную деформацию, рассмотрим некоторые из них:

  • Самой частой причиной деформации является специфика окружающих людей и профессиональная обстановка, с которыми имеет дело специалист в процессе трудовой деятельности;
  • однообразие выполняемой работы, особенно при автоматическом выполнении;
  • полная вовлеченность в процесс работы при отсутствии достойного признания;
  • четкое ограничение по времени выполнения работы, особенно при сжатых сроках;
  • напряжение и конфликтные ситуации рабочей среды, а также критичное отношение со стороны коллег;
  • недостаток благоприятных возможностей для самовыражения в профессиональном качестве;
  • безперспективная работа, отсутствие программ самосовершенствования и развития;
  • внутриличностные напряжения и нерешенные собственные проблемы.

В процессе профессиональной деятельности возникает эмоциональная нагрузка, имеющая положительный или отрицательный результат.

К положительным результатам относятся личностный рост и профессиональные навыки, налаживание взаимопонимания в коллективе, гармоничное восприятие происходящих ситуаций, появление энтузиазма и вдохновения.

К отрицательным результатам относят негативное восприятие ситуаций, своего поведения, излишняя критичность, потеря энтузиазма, замкнутость и апатия.

Существует несколько видов деформации:

  • эпизодическая;
  • устойчивая;
  • поверхностная;
  • глобальная.

Замечание 1

Появление деформации личности имеет место как во внешней социальной среде, так и в профессиональном выполнении трудовой деятельности.

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Изначально профессиональная деформация связывалась с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов — на другие сферы его жизни, включая вне-профессиональное поведение (поведение вне профессии) и общение.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), Е.И. Рогов (1992, 2016), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013).

Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин «профессиональные деструкции» (Э. Ф. Зеер, С. А. Дружилов).

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, психиатры, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Аналогично происходит в творческих профессиях, так иллюстраторы Сергей Тюнин и Андрей Бильжо отмечали, что многие писатели категорически не воспринимают жанр карикатуры, так как являются «людьми слова»:

«Моя практика и жизненный опыт доказывает, что хуже всего карикатуры понимают литераторы, потому что они чувствуют слово, они привыкли к слову, если там остроумная подпись они поймут, но визуально они, как правило, не секут… а вот как раз физики, математики привыкли к диаграммам и могут смеяться над какой-нибудь параболой».

— Художник Сергей Тюнин на канале «Культура».

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

  1. Первая систематизация
    1. Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
    2. Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жёсткость.
    3. Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
  2. Систематизация Рогова Е. И. По распространенности
    1. Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, учителя преподающие разные предметы, работающие в разных учебных заведениях по разным технологиям остаются похожими друг на друга.
    2. Типологические профессиональные деформации — вызваны слиянием, синтонностью личностных качеств с соответствующими функциями деятельности, что в педагогической профессии отражено в существовании таких типов как «предметник», «организатор», «методист» и др.
    3. Профессионально-специальные деформации — деформации, обусловленные специализацией в профессии, что позволяет, например, различать учителя младших классов от педагога старшей школы или учителя физкультуры от учителя математики.
    4. Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные изменениями личности работника внешне не связанные с процессом деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных качеств происходит развитие качеств не имеющих, на первый взгляд, отношения к данной профессии.

По направлениям профессионализации субъекта

Деформации личности:

1.Акцентуирование профессионально важных качеств личности с одновременной деградацией свойств, не вовлеченных в деятельность.

2.Поглощенность личности деятельностью, постоянная потребность в ее выполнении, как единственно возможного способа самореализации, проявляющаяся в феноменах «трудоголизма»; профессионального «огрубления» личности; административного восторга; упоения властью и проч.

3.Изменения самосознания личности, фиксируемые в деформированных «Я-образе» и «Я-концепции» субъекта деятельности; представлениях работника о професссионально важных качествах; гипертрофированной оценке важности и значения своей профессии; произвольно-субъективной интерпре­тации нормативного поведения; в симптомах «неудовлетворенности собой» и имиджем профессии; психологическом пресыщении профессиональной деятельностью; в деидеологизации или сверхидеологизации сознания и проч.

4.Развитие у субъекта профессиональных состояний физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющиеся в синдроме «психического выгорания»; синдроме хронической усталости (СХУ); симптоме «переживания психотравмирующих обстоятельств»; симптоме «загнанности в клетку»; эмоциональной ригидности; «застрявании» в своем профессиональном развитии и проч.

5.Формирование неадекватной регулятивной системы стабилизации личности, включающей феномены психологической защиты; самообмана; поведенческих деформаций; профессионального маргинализма; снижение аналитических способностей, гибкости мышления, умения взглянуть на ситуацию с другой позиции и проч.

Деформации профессиональной деятельности:

1.Деформация основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и заканчивая результатом.

2.Приверженность инструкциям реализуемая с помощью таких форм поведения как формализм, педантичность, жесткая регламентация деятельности; излишняя уверенность в непогрешимости используемых методов; противодействие новым способам и формам работы; низкая профессиональная мобильность; блокирование становления индивидуального стиля деятельности и проч.

3. Устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности, что отражается в эмоциональной отстраненности; «приборном фетишизме»; опоре на профессиональные стереотипы; упрощенном восприятии ситуации; искажении нравственных ориентиров; снижении фрустрационной толерантности и проч.

4.Деформация профессиональных функций и норм, фиксируемая в феноменах редукции (упрощения) профессиональных обязанностей; инверсии субъективного смысла профессии; ослабление контроля за реализацией профессионального поведения; выученной беспомощности; управленческой эрозии; поведенческой ригидности; неэффективности принимаемых решений; появлении «теневых функций» профессии; информационной пассивности и проч.

Деформации профессионального взаимодействия:

1. Монологичность и необсуждаемое доминирование, проявляющиеся в чувстве своей абсолютной правоты; когнитивной ригидности; демонстрации авторитарности и агрессии; эффекте «упоения властью»; переоценке личностью своих возможностей; симптоме «личностной отстраненности, или деперсонализации»; симптоме двойной морали; расщеплении вербального и реального планов; восприятии партнера общения как объекта для манипуляций, тяготящего своими проблемами и самим фактом существования и проч.

2.Жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе «субъект-объект», что обнаруживается в отношении к объекту профессиональной деятельности как «типичному представителю» или неодушевленному предмету; взаимодействии не с конкретным человеком, а со стереотипом, сложившимся у субъекта; в симптоме «эмоционального дефицита»; невозможности войти в положение объекта, соучаствовать, сопереживать; безразличии, равнодушии, душевной черствости и проч.

3.Оценочность взаимоотношений связано с гипертрофированием оценочной функции, при этом субъект деятельности присваивает себе право на любые оценки, что приводит к профессиональному цинизму; наблюдению и оценке объекта сквозь координатную сетку своих классификаций; симптому «эмоционально-нравственной дезориентации» и проч.

4.Перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Данное направление деформаций проявляется в нарушении взаимопонимания, коммуникативных барьерах, симптоме «расширения сферы экономии эмоций» и проч.

Стереотипы

  1. Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
  2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
  3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
  4. Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
  5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
  6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.

В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

13-й СанЪ: Суть термина «Профессиональная деформация личности» мне была непонятна в полной мере даже после выступления на конференции в академии с данной темой.

Но когда пришедший ко мне в гости друг-фотограф на мою просьбу «снять куртку» в прихожей, взял и сфотографировал её(!), — всё сразу же встало на свои места…

Примечания

  1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 560 с.
  2. Лобанова, А. В., Жигимонт, С. Н. Профессионально обусловленные деструкции… Краснодар, 2014 г.
  3. Позитивная психология менеджмента. Монография — Под ред. Никифорова Г.С. — Google Книги
  4. См. профдеформация у прокуроров или у других лиц.
  5. 1 2 3 Управление персоналом. Словарь-справочник
  6. Психология профессионализма // Маркова А. К. «Знание», 1996
  7. Канал «Культура», программа «Наблюдатель» от 20.09.2012 (см. с 38.40), художник Сергей Тюнин.
  8. Определение термина «административный восторг» в Викисловаре.
  9. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Монография. — Ростов-на-Дону: Ростовский педагогический университет, 1994. — 340 с.
  10. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма. — монография. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. — 340 с. — ISBN 978-5-9275-1931-6.
  11. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 56-62.
  12. Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 45-63.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *