Что значит что диалектика атрибутивна человеческому мышлению

Что значит что диалектика атрибутивна человеческому мышлению

Структурно-диалектическая психология развития

Структурно-диалектическая психология развития (Η. Е. Веракса, Л. А. Баянова, С. А. Зададаев, Е. Е. Крашенинников, И. Б. Шиян, О. А. Шиян, и др.) основывается на структурно-диалектическом методе изучения психических явлений. Этот метод принципиально отличается от ставшего традиционным содержательного диалектического анализа. Применение структурно-диалектического метода в психологии с необходимостью предполагает различение структурного и схематического описаний объектов. Под структурой понимается такой принцип организации содержания, который воспроизводится в каждой единице содержания независимо от уровня единицы. Содержание, в котором воспроизводится один и тот же принцип, рассматривается как «целое». Минимальный объем содержания, воспроизводящий принцип, представляет собой единицу структуры. При условии, что целое понимается как принцип, распространенный на все содержание, единица должна быть минимальной носительницей принципа. Если анализ не выявляет принцип организации объекта и его единиц, он не является структурным, а выступает как построение схемы объекта. Схема может налагаться на содержание внешним образом, что не гарантирует отражения целостности, структуры объекта. Объект описывается произвольно и в известном смысле субъективно.

Главная проблема при описании структуры заключается в поиске инвариантов. Инварианты обладают двойственной природой. Они, с одной стороны, принадлежат структуре, т.е. выступают как формальные, бессодержательные, абстрактные единицы; с другой – принадлежат конкретному содержанию, в котором они могут обнаруживаться. Только при этом условии осуществим «перевод» структуры в конкретное содержание, т.е. в изучаемые реально феномены. Трудности, связанные с применением структурно-диалектического метода, обусловлены не только проблемой описания структуры диалектических процессов, но и вопросом поиска инвариантов, с помощью которых такое описание может быть осуществлено и соотнесено (обнаружено) с реальностью. При этом существенны два условия: во-первых, диалектическая структура должна отражать диалектические изменения объектов, например такие, как появление нового; во-вторых, она должна быть инвариантна относительно содержания самого изменения. В качестве таких инвариантов выступили отношения противоположности или просто противоположности.

Под противоположностями понимаются группы объектов, отдельные объекты или их свойства, находящиеся в отношениях исключения. В структурно-диалектической психологии подчеркивается, что один и тот же объект можно анализировать с двух принципиальных позиций. Формальной, в которой объект предстает как часть некоторой совокупности, и диалектической. Диалектическая позиция характеризуется именно умением «видеть» отношения взаимоисключения. Выявление противоположностей, выступающих в качестве универсального (бинарного) принципа, в каждой единице содержания и составляет основу структурно-диалектического метода анализа.

Структурно-диалектический метод позволяет описать возможные преобразования материальных и идеальных объектов и представить совокупность этих преобразований как особую диалектическую логику. Она предстает как логика возможностей и входит в структуру различных объектов и явлений. Логика возможностей рассматривается именно как особая структура, позволяющая описать с помощью отношений взаимоисключения возможные состояния объектов или пространство возможностей.

Структурно-диалектический метод, в отличие от других способов анализа, исходит из допущения, что противоположности могут находиться в различных отношениях: превращения, опосредствования, объединения, обращения, замыкания, отождествления, диалектической сериации, смены альтернативы и др. Все эти отношения характеризуют элементарные диалектические структуры. Анализ направлен на то, чтобы выявить специфику тех отношений, в которых находятся противоположности в различных конкретных содержаниях.

Сергей Алексеевич Зададаев разработал математическую модель структурно-диалектического метода, которая описывается алгебраической категорией Dn (рис. 21.1). Она устроена таким образом, что все объекты, составляющие данную категорию, формально включены в диалектические отношения. Категория позволяет описать структуру пространства возможностей Dn.

В качестве иллюстрации приведено структурное звено категории Dn, т.е. категория Dn при n=2 или ее образующее звено А–В (категория D1).

Рис. 21.1. Математическая модель структурно-диалектического метода

Структурно-диалектический метод стал основанием работ по изучению развития диалектического мышления у детей и взрослых. В отличие от подхода Ж. Пиаже, в структурно-диалектической психологии диалектическое мышление рассматривается как процесс преобразования ситуаций, совершаемый путем оперирования противоположностями. При этом различаются противоречивые и проблемные ситуации. Отличие противоречивой ситуации от проблемной заключается в том, что в проблемной ситуации ребенок испытывает трудности в решении задачи, а в противоречивой ситуации он обнаруживает взаимоисключающие свойства и отношения предметов. Противоречивая ситуация рассматривается в контексте тех средств, которыми располагает ребенок к моменту выполнения предлагаемых заданий. Применяя определенную систему средств, и именно благодаря этой системе, ребенок устанавливает наличие у предметов взаимоисключающих свойств и отношений. Так как интерпретация проблемной ситуации зависит от опыта детей, то в одних и тех же условиях у детей может возникать или не возникать противоречивая ситуация. С первыми противоречивыми ситуациями дети сталкиваются уже на втором году жизни, когда формируются первые представления о предметах.

Для изучения преобразования простейших противоречивых ситуаций использовалась следующая методика. Ребенку показывали одну из хорошо знакомых игрушек-каталок («мишка», «бабочка», «петушок» и т.п.) и просили поиграть с ней детей двухлетнего возраста (1; 10-2; 1). При этом на игрушку надевалась резинка так, чтобы колесо, приводящее в движение игрушку, не вращалось и тем самым затруднялось ее перемещение. Некоторые малыши не замечали изменений игрушки, а некоторые говорили «не едет» и показывали рукой на резинку. Можно утверждать, что уже в раннем возрасте ребенок способен установить несоответствие между репродуктивным образом хорошо знакомого предмета и его перцептивным образом, т.е. между тем, каким предмет был и каков он есть. Ответ «не едет» указывает на то, что ребенок ожидал противоположного эффекта. Иными словами, ребенок оказался в противоречивой ситуации. Сам факт того, что противоречивая ситуация рождается в условиях взаимодействия ребенка со знакомым предметом позволяет говорить, что в одних случаях у него будет возникать противоречивая ситуация, а в других – нет. Соответственно, и диалектическое мышление в одних случаях будет проявляться, а в других нет. Уже здесь намечается одна из главных стратегий развития диалектического мышления, заключающаяся в его зависимости от средств отражения ситуации. Возникновение и преобразование противоречивой ситуации определялось тем, насколько у ребенка был сформирован репродуктивный образ игрушки и развита ориентировочно-исследовательская деятельность. Действия детей характеризовались поэтапностью: сначала они играли с игрушкой, затем отмечали, что она «не едет», потом находили причину и указывали на неисправность. Здесь наблюдалось изменение направленности деятельности ребенка после возникновения противоречивой ситуации. Очевидно, что ребенок ставил какую-то свою задачу, отличную от задания, предложенного взрослым. Поскольку эта задача была направлена на преобразование противоречивой ситуации, ее отнесли к классу диалектических задач.

Роль диалектической задачи заключалась в ориентировании познавательной деятельности на пристрастный анализ ситуации, на установление в ней таких особенностей, которые позволяли бы объяснить, почему объект обладает противоположными свойствами. В этом случае ребенок начинал представлять ситуацию как обладающую не теми свойствами, которые он непосредственно обнаруживал, а противоположными. Точнее сказать, ребенок совершал мысленное превращение ситуации. Подобная мысленная трансформация ситуации является диалектической, так как в ней достаточно четко представлена замена одного свойства не на какое-то другое, а именно на противоположное, что и характеризует направление мысленного преобразования ситуации. Такая мысленная трансформация ситуации была названа диалектическим мыслительным действием «превращение». Оно возникает в раннем возрасте в простейших противоречивых ситуациях.

Изучение хода диалектического мышления ребенка в условиях, когда оба противоречивых образа ситуации оказывались одинаково неправильными, т.е. не отражали ее скрытые существенные свойства, показало более сложную динамику мыслительного процесса. Первоначально у дошкольников возникал сложный синтезированный репрезентативный образ, включавший противоположные свойства объекта. Этот образ использовался ребенком в качестве средства, на основании которого он строил прогноз развития противоречивой ситуации. Однако репрезентативный образ, построенный из двух взаимоисключающих представлений, не отражающих существенных свойств ситуации, не может выступать в качестве адекватного средства предвосхищения. На этом этапе и возникала противоречивая ситуация, поскольку она отражалась ребенком как обладающая взаимоисключающими свойствами. При этом образ ситуации не отражал ее скрытых существенных особенностей, что не позволяло использовать его как средство адекватной ориентировки в экспериментальной ситуации. Если ребенок рассчитывал дать правильный ответ, он, в конце концов, должен был отказаться от ориентировки на основе этого образа и попытаться каким-либо способом перестроить его, изменить.

В этот момент, т.е. в момент оценки старой системы средств, ставилась диалектическая задача, направленная на преобразование отношений противоположности. Постановка диалектической задачи изменяла направление познавательной деятельности ребенка. Его мышление становилось пристрастным. Оно было направлено на решение диалектической задачи: не только отразить свойства ситуации, которые оказались противоположными, но и опосредствовать противоположности. Ребенок становился субъектом мыслительной деятельности, он сам ставил задачу на опосредствование.

Были выявлены следующие звенья процесса преобразования противоречивой ситуации:

  • 1) формирование простейшей противоречивой ситуации на основании сопоставления репрезентативного и перцептивного образов объекта;
  • 2) синтезирование сложного репрезентативного образа, отражающего наличие в ситуации взаимоисключающих свойств и отношений;
  • 3) осознание противоречивости ситуации, т.е. уяснение объективности существования взаимоисключающих свойств и отношений, а следовательно, уяснение невозможности однозначно предсказать изменения ситуации на основе созданного репрезентативного образа;
  • 4) осмысление непригодности выбранной системы интерпретации ситуации из-за невозможности ее адекватного применения;
  • 5) возникновение диалектической задачи как необходимости заменить, перестроить систему средств, с помощью которых первоначально отражалась ситуация.

На основании полученных результатов были выделены стратегии преобразования противоречивой ситуации, т.е. диалектические мыслительные действия. В противоречивых ситуациях со скрытыми свойствами обнаруживается стратегия превращения. Она заключается в том, что ребенок в представлении строит противоположный образ ситуации. Возможность применения действия превращения обусловлена развитием репрезентативного плана. В среднем дошкольном возрасте были обнаружены еще две стратегии преобразования актуальных противоречивых ситуаций. Одна из них заключается в построении такого представления об объекте, которое отражает наличие в нем противоположных свойств. Эта стратегия, направленная на создание противоречивого представления об объекте, была названа «диалектическое действие объединения». Диалектическое действие объединения появляется у детей средней группы детского сада. Его появление обусловлено развитием репрезентативного плана. Применение действия превращения отличается от применения действия объединения. В случае превращения объект попеременно рассматривался то в одном состоянии, то в противоположном. В случае же применения диалектического объединения анализ объекта осуществляется через одновременное удержание в представлении об объекте двух противоположных свойств. Только благодаря этому действию оказывается возможной реализация еще одной стратегии, которая была названа диалектическим мыслительным действием «опосредствование». Диалектическое опосредствование направлено на поиск такого объекта или ситуации, который обладает предварительно установленными (или заданными) противоположными свойствами. Как показали результаты экспериментов, три установленных диалектических действия возникают в противоречивых ситуациях в среднем дошкольном возрасте и развиваются у старших дошкольников.

Но и в старшем дошкольном возрасте не все дети и не во всех ситуациях применяют действия объединения и опосредствования. Наглядно это было показано И. Б. Шияиом. Он знакомил ребенка со специальной ситуацией. Ребенку рассказывали одну из историй про Винни-Пуха. В истории Ослику на день рождения Сова дарит потерянный им хвост. При этом поясняется, что хвост принадлежит Ослику, поэтому он не подарок. Но поскольку хвост все же дарят, хвост является подарком. От ребенка требуется уточнить, является или нет хвост подарком. У дошкольников имеется вся достаточная информация для ответа. При ответе на поставленный вопрос ребенок может поступить двояко: либо он совершит действие объединения, установив в объекте наличие взаимоисключающих свойств, либо примет одностороннюю позицию, утверждая одну из сторон объекта (подарок или не подарок). Если ребенок совершает действие диалектического объединения, то он должен повторить предложенные рассуждения и признать их правильными, т.е. тем самым ребенок должен занять диалектическую позицию. Основанием для этого может служить как раз действие диалектического объединения. Именно оно и может позволить ребенку утверждать, что «хвост и подарок, и не подарок одновременно». В противном случае ребенок останавливается на одной из альтернатив, т.е. не совершает диалектических действий. Эксперименты И. Б. Шияна показали, что в подобных ситуациях одни дошкольники ставят диалектическую задачу, совершая диалектическое объединение, другие – нет.

Диалектическое мышление выступило как процесс, связанный с постановкой диалектической задачи. Можно было предположить, что если общее понимание диалектической задачи, возникшее в ходе изучения преобразований противоречивых ситуаций, правильное, то дошкольникам старших возрастов должно быть доступным как решение подобных задач, так и понимание инструкции. С этой целью детям была предложена типичная диалектическая задача на опосредствование. Дошкольникам задавались вопросы, ответы на которые предполагали оперирование противоположностями, например следующие.

  • 1. Что бывает одновременно сразу и легким, и тяжелым?
  • 2. Что бывает одновременно сразу и черным, и белым?
  • 3. Что бывает одновременно сразу и живым, и неживым?
  • 4. Что бывает одновременно сразу и тем же самым, и другим?

Оказалось, что для многих взрослых эти вопросы были непонятными, и они не знали, как на них отвечать. У дошкольников же средней, старшей и подготовительной групп предложенные вопросы не вызывали недоумения. Среди ответов детей на вопрос: «Что может быть одновременно и живым, и неживым?» встретились такие: 1) «человек жил, а потом умер»; 2) «стрела летит, человек падает, умирает»; 3) «полуживой», «смертельно раненый»; «яблоко, сорванное с дерева»; 4) «кукла в игре как дочка», «волк в мультфильме».

В этих примерах видны различные пути поиска решения диалектической задачи. Первый ответ построен на стратегии превращения: «человек жил, а потом умер». Действительно, ответ отражает преобразование одной противоположности в другую сразу, без промежуточных звеньев. Второй ответ отличается от первого тем, что в нем представлен постепенный переход одной противоположности в другую: «стрела летит, человек падает, умирает». Видимо картина, которая разворачивается, состоит из трех принципиальных моментов: человек стоит живой – человек с попавшей в него стрелой падает – человек лежит мертвый со стрелой. Эта картина отражает переход из одного состояния в другое. Ответ основан на действии диалектической сериации фрагментов, отражающих ситуацию превращения одной противоположности в другую с добавлением промежуточного фрагмента. Промежуточный фрагмент принципиален, так как он опосредует превращение. Само это опосредование опирается на соответствующее представление, в котором отражается постепенное преобразование одной противоположности в другую. Такие представления были названы циклическими. Каждый из ответов, сгруппированных под номером 3, характеризуется тем, что в нем как раз представлено не все циклическое представление, а выхвачен этот опосредующий, промежуточный момент. Начальный же и конечный фрагменты отброшены. На связь с циклическим представлением указывает остаточная временна́я характеристика, присутствующая в этих ответах: «яблоко, сорванное», «смертельно раненый». Другими словами, эти ответы являются результатами обработки ужи самих циклических представлений. В ответах, которые приводятся под номером 4, временно́й параметр отсутствует. В них представлен поиск таких объектов, которые обладают взаимоисключающими свойствами как их важной характеристикой. Действительно, в игре кукла объединяет в себе противоположные свойства: и живая, и неживая. Ребенок понимает, что кукла неживая. Но в игре он действует с ней, как с живой и неживой одновременно. Ребенок только в том случае может «кормить» куклу, если рассматривает ее как «живую». Но при этом он кормит ее не по-настоящему, т.е. как неживую. Сохранение двух контекстов объекта в игре (кукла неживая и живая) позволяет рассматривать игру как один из важных факторов развития диалектического мышления. Ответы детей указывают на то, что ребенок выделяет эту двойственность объектов, отражая ее в своих представлениях. Точно так же двойственны и персонажи мультфильмов: они и неживые (нарисованные), и живые одновременно. Для того чтобы выполнить действие опосредствования, дошкольник должен был не просто обратиться к представлениям, отражающим объект в единстве его противоположностей, но установить эти противоположности в представлениях. А это есть действие объединения. Таким образом, полученные данные позволили говорить, что действие опосредствования и действие объединения взаимосвязаны: решение диалектической задачи на опосредствование предполагает решение задачи на объединение.

В исследовании А. К. Белолуцкой показано, что уровень выполнения диалектического опосредствования дошкольниками выше, чем у школьников, и даже несколько превышает результаты взрослых испытуемых.

Полученные результаты изучения особенностей развития диалектического мышления в детском возрасте позволили разработать принципы диалектического обучения детей дошкольного и школьного возраста. Главной идеей обучения является построение непрерывной гуманитарной образовательной системы, в основе которой лежит систематическое использование механизма диалектического мышления, обеспечивающего развитие самостоятельной творческой личности, эффективно преобразующей противоречивые ситуации в различных сферах человеческой деятельности и способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Механизм представляет собой сложную систему переработки информации, основанную на оперировании отношениями оппозиции. Эти отношения входят в состав любого учебного предмета и любой деятельности. Тем самым появляется возможность выделить в системе знаний предметное содержание, адекватное познавательным возможностям детей, и организовать процесс его систематического овладения.

Структуры диалектического мышления, возникающие у дошкольников, продолжают функционировать в школьном возрасте и у взрослых субъектов в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах: науке, технике и искусстве. Наличие единого механизма диалектического мышления у субъекта на всех этапах его возрастного развития позволяет существенно оптимизировать процесс обучения, уже начиная с дошкольного возраста развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохраняет свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебного процесса и развитие творческого мышления учащихся.

Отношения оппозиции выступают в качестве универсального базового основания различных предметных циклов, что позволяет достичь единства и целостности между различными учебными предметами, значительно оптимизируя сам учебный процесс путем свертывания содержания в блоки, воспроизводящие одни и те же закономерности. При этом ребенок, владеющий диалектическим мышлением, из объекта учебной деятельности становится ее субъектом, так как, обладая механизмом построения знания, он становится партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира, становится способным действовать в противоречивых ситуациях, легче осуществлять социальную адаптацию и брать на себя роль лидера в детской группе.

28. Законы восприятия в гештальтпсихологии

Гештальт-психология оперирует пятью базисными принципами:

принцип фигуры и фона;

принцип дифференциации, определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и «гештальтом», формируемым в сознании;

принцип замыкания, согласно которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных — по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску ряда букв;

принцип хорошей формы, по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной

принцип изоморфизма, согласно которому между нейрофизиологическим процессом и строением воспринимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность

По сравнению с предшествующими школами, гештальт-психология стала существенным шагом в сторону объективизации представлений о восприятии. Представители этой школы, выступая против концепции эмпатии или «вчувствования», перенесли акцент с сознания воспринимающего субъекта на свойства самого воспринимаемого объекта. Гештальт-психология особенно внимательна к искусству, и в ее рамках выработана гипотеза, согласно которой художественная форма воплощает в себе наиболее фундаментальные структуры человеческих эмоций, что и определяет ее базисную функцию — «опознание» этой структуры.

Принципы гештальта 2

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт»

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутогопсихологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений!

Принципы гештальта 3

Гештальт-психология — К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как

фактор близости

фактор сходства

фактор хорошего продолжения

фактор общей судьбы

В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух» и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения». Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу «New Look».

Принципы гештальта 4 Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

1. принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. 2. закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом». Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии. Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий:

  1. ощущение — На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания).

  2. осознавание — Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

  3. энергию — Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

  4. действие — На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

  5. контакт — В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

  6. разрешение — Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов

диалектика души

Смотреть что такое «диалектика души» в других словарях:

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… … Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии. Софисты … Античная философия

  • диалектика — ДИАЛЕКТИКА (от греч. SiaXsyopou веду беседу, спор). 1. В античности, в полном соответствии с этимологией, Д. называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Д. противопоставляли эристике искусству спора ради победы в нем любой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ — ’ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты’ (‘Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente’, 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно. Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не… … История Философии: Энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — , философский и богословский термин, обозначающий на различных этапах его существования: 1) искусство спора в диалоге; 2) установление противоположностей и связи между ними; 3) способ … Православная энциклопедия

  • Диалектика — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалектика (значения). Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления,… … Википедия

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты — ( Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente , 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно . Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не только составляющей одно из основоположений… … Социология: Энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Философские фрагменты — ( Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente , 1947) совместная работа Хоркхаймера и Адорно. Основной пафос книги бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не только составляющей одно из основоположений… … История Философии: Энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — научно философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Первоначально под Д. понималось учение об искусстве вести беседу посредством вопросов и ответов, когда приходится усиливать … Современный философский словарь

  • Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Что такое диалектика?

Что такое диалектика?
— А кто не знает?
— А кто знает?
— Диалектика бывает материалистическая и не очень!
— Диалектический материализм и матерный диалект?
— Ну, где-то так…
— Диалектика — это философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
— Так можно охарактеризовать практически любую науку. Что значит философская? Это когда об этом говорит выпускник философского факультета? А что такое философская наука? Движение? Развитие? Явление природы? Мышление? Противоречие? Качество? Чем скачёк отличается от перехода? Я как-то спрашивал у «философов» про эти слова. Услышал бла, бла, бла, бла… Люди сами не понимаю о чём говорят, но говорят уверенно. По заученному. Пока не задашь им вопрос. Потом, почему-то начинают обижаться и апеллировать к своим дипломам и должностям…
Чтобы правильно понять суть и смысл слова необходимо, во-первых, разобраться в их происхождении, семиотике и семантике этих слов. И, во-вторых, строго и однозначно определить суть используемых слов здесь и сейчас – в конкретном контексте и дискурсе.
Семиотика, или семиология (от греческого — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Наука о системах общения и знаках, используемых в этом процессе.
Семантика — это раздел семиотики, в рамках которого изучаются знаки и знаковые системы как средства выражения значения и смысла.
Слово диалектика происходит от греч. dialektike (techne), которое обозначает искусство вести беседу, спор. Приставка «диа» в греческих словах отражает переход «через», «сквозь» или наличие чего-то в двух состояниях, экземплярах. Диафрагма, диализ, диарея…
Дианойя — сила «мысли», разум. По определению Платона, диа-нойя — это «происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой». «Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление — разновидность речи».
Диаллель — объяснение чего-то через тоже самое. Определение (дефиниция), которое открыто или завуалированно включает в объяснение то, что подлежит объяснению. Что-то вроде тавтологии — повторение того, что уже было сказано. Например: «Любовь есть любовь» или «Разум есть мышление».
Ещё вариант: Ди — а — лектика. Ди — греческая приставка от dis, означающая «дважды» или числительное два; -«а» — отрицание; — «лектика» — от греческого lectio — чтение — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса.
Из этих экспликаций можно яснее понять, что такое «диалектика».
Изначала слово»диалектика» отражало способ, форму беседы двух людей имеющих противоположные взгляды на предмет обсуждения. Каждый человек отстаивал свою позицию и правоту, которые не совпадали и даже были противоположными. В таком диалоге выявлялись недостатки каждого из спорящих и уточнялось истинное понимание слов, понятий, событий.
Софисты использовали диалектику скорее как средство борьбы для запутывания смысла сути спора, для интеллектуальной победы в дискуссии, а не для выяснения истины. «В споре рождается истина»! Но как показывает жизнь, там же она и гибнет.
Гераклит словом «диалектика» отражал единство различных противоположностей: движение — покой, развитие — стабильность, постоянство — изменчивость, воспламенение — угасание и так далее.
Гераклит — это самый последовательный и радикальный философ-диалектик древней философии. Основная идея Гераклита — «мир не создан никем из богов и никем из людей» — и сейчас звучит свежо и актуально! Мир — живой огонь, был, есть и будет вечно, закономерно воспламеняющимся и угасающим». Огонь = Чистый Разум = Логос.
«Одно» = Разум — есть во всём, что есть в этом мире! Добро есть зло, и зло есть добро. Важна мера. Соединение во всём противоположностей — это основной метод рассуждений и объяснений всех концептов Гераклита. Поэтому его и называли «Тёмный» и «плачущий» — во всех его высказываниях содержится формальное противоречие с позиций логики и пессимизм.
Во всём, что есть в мире объединены противоположности и, при этом, существует скрытая гармония. Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир. Во всём господствует Логос как закон, который познали лишь немногие. Война есть отец всей вещей и в одних она обнаруживает богов, в других — людей, в одних рабов, в других — свободных.
Мудрость есть познание разума Логоса, господствующего во всём, правящего всем посредством всего. Быть мудрым — значит склоняться перед этим разумом и подчиняться ему.
Война, борьба противоположностей приводит к появлению новых качеств, новых систем. «Только путём подчинения законам разума (природы), которые выражаются в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создаст его высшее счастье».
Развитие по Гераклиту: огонь — вещи — огонь — вещи -огонь — вещи… Только на каждом этапе возникают новый огонь и новые вещи. Этот процесс бесконечный, в отличии от представления Гегеля, — у которого Абсолютная идея когда-то заканчивает свои подобные переходы, соединяясь с продуктами жизнедеятельности материи.
Гераклит, на мой взгляд, адекватно ухватил основную суть развития мира. А вот для разработки теории и картины устройства мира у него ещё не было достаточно научных фактов. Которые мы сейчас знаем.
До Гераклита, подобные идеи высказывали мудрецы многих стран — до нас дошли высказывания гениев древней Индии и Китая. Скорее всего, во всех странах их гении высказывали подобные идеи — только не все сведения дошли до нашего времени. Любые истинно мудрые и мыслящие люди, где бы и когда бы они не жили, придут к одинаковым правильным взглядам! Природа то одна!
В Европе идеи диалектики развивали Экхард, Шеллинг, Гегель, Маркс…
Диалектика — это способ описания и рассмотрения всех процессов, явлений, предметов, вещей посредством представления о наличии в них различных противоположностей.
Диалектику не следует называть «наукой». Это метод, средство, способ рассмотрения всего через мысленное допущение наличия во всём неких противоположностей, которые «борются» между собой и тем самым обуславливают их изменение и развитие, эволюцию системы в целом.
Посредством взаимодействия, реакции, борьбы противоположных качеств объектов, через их взаимное стремление подавить, уменьшить, уничтожить друг друга возникают все изменения предметов и движения в мире, все процессы и явления.
Противоположности стремятся к такому состоянию и взаимоотношению, чтобы минимизировать своё противоположное действие, чтобы возникло равновесие, гармония, единство. В состоянии «меры».
Вопрос о происхождении «противоположностей» в объектах и процессах ещё не решён в полной мере и не был специальным предметом науки, а принимался как данность нашего мира.
Каким образом изначально была взведена пружина развития нашего Мира?
«Метафизика -1» http://www.proza.ru/2016/02/10/2049

Диалектика — это…

Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.

Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).

В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.

Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:

Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.

  1. Стихийная наивная диалектика древнего мира.
  2. Идеалистическая диалектика Гегеля.
  3. Материалистическая диалектика Маркса.

Стихийная диалектика античных философов

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:

основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.

Искусство спора. Диалектика Сократа

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.

Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.

Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

  1. Ирония. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
  2. Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
  3. Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.

Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.

Средние века и Ренессанс дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.

Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    «Как происходит развитие?»

    На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

    Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.

  2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    «Что является источником развития?»

    Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

    Пример: день и ночь образуют сутки.

  3. Закон отрицания отрицания.

    «Куда направлено развитие?»

    Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

    Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.

Диалектизация естествознания

Научная революция второй половины XVIII–XIX веков.

Суть научной революции второй половины XVIII – XIX вв. составил процесс стихийной диалектизации естествознания. Начало этому процессу положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724–1804) «Всеобщая естественная история и теория неба».
В этом труде, опубликованном в 1755 году, была сделана попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы.

Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир.

Более сорока лет спустя французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас (1749–1827) в своем труде «Изложение системы мира», опубликованном в 1796 г. совершенно независимо от Канта и двигаясь своим путем, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. Имена создателей двух рассмотренных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго (почти столетие) просуществовали в науке в обобщенном виде – как космогоническая гипотеза Канта – Лапласа.

В XIX в. диалектическая идея развития распространилась на широкие области естествознания, в первую очередь, на геологию и биологию. Исключительно важную роль в утверждении этой идеи сыграл трехтомный труд «Основы геологии» английского естествоиспытателя Чарлза Лайеля (1797–1875). В этом труде подчеркивалась идея развития и очень длительного существования Земли.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В 1859 г. вышел главный труд Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882) «Происхождение видов в результате естественного отбора». В нем Дарвин, опираясь на огромный естественнонаучный материал, изложил факты и причины биологической эволюции. Он показал, что вне саморазвития органический мир не существует, и поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Развитие – это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде. Наряду с фундаментальными работами, раскрывающими процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, созданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804–1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810–1882), распространивший это учение на животный мир.

Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире были продемонстрированы благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями этого закона считаются немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814–1878) и английский исследователь Джеймс Прескотт Джоуль (1818–1889). В отстаивании данного закона и его широком признании в научном мире большую роль сыграл один из наиболее знаменитых физиков XIX века Герман Людвиг Фердинанд Гелъмгольц (1821–1894). Признавая приоритет Майера и Джоуля в открытии закона сохранения энергии, Гельмгольц пошел дальше и увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя. Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало идею единства, взаимосвязанности материального мира. Вся природа отныне предстала как непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.

Свой вклад в диалектизацию естествознания внесли и некоторые открытия в химии. К числу таковых относится получение в 1828 году немецким химиком Фридрихом Вёлером (1800–1882) искусственного органического вещества – мочевины. Это открытие положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических веществ.

Еще одним поистине эпохальным событием в химической науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834–1907). Он обнаружил, что существует закономерная связь между химическими элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

Из вышесказанного следует, что основополагающие принципы диалектики – принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи – получили во второй половине XVIII и особенно в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *