Что такое воля определение

Что такое воля определение

ВОЛЯ

ВОЛЯ

способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внеш. и внутр. препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием — особым состоянием нервно-психич. напряжения, мобилизующим физич., интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевые действия определяются внеш. объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдаленными и косвенными и вследствие этого не всегда осознаются, что иногда создает иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий и поступков. На этом и основано идеали-стич. толкование В. как некоего духовного начала, обусловливающего полную свободу, произвольность поведения человека. Свобода В. заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов обществ. развития, а в основанной на познании этих законов возможности пользоваться ими для определенных целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внеш. обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки.

Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот же поступок в зависимости от этого может иметь разл. нравств. характеристику.

Волевое действие начинается с постановки и ясного осознания его цели. Далее обычно следует стадия «мысленного действия», когда человек обдумывает средства достижения цели. Планирование предстоящего действия, в особенности планирование преодоления трудностей, является осн. содержанием этой стадии. Нередки случаи, когда у человека при выборе цели действия сталкиваются неск. различных или даже противоречащих друг другу желаний и побуждений. В этом случае фактич. действию предшествует их мысленное обсуждение, сопоставление и сравнение целей и направления действия (борьба мотивов). У слабовольного человека борьба мотивов может принять затяжной характер, приводит к длит. колебаниям и сомнениям. С др. стороны, слабовольный человек нередко действует без к.-л. обдумывания разл. возможностей.

Стадия «мысленного действия» заканчивается принятием решения и плана его осуществления, после чего человек переходит к осн. звену волевого действия — исполнению решения. Процесс исполнения решений обычно бывает связан с преодолением трудностей.

В. человека характеризуется разл. качествами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. В. играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

Развитие В. и пути ее воспитания. Формирование В. начинается с раннего детства. В первые годы жизни ребенка (до 3 лет) развитие В. связано с постепенным овладением произвольными движениями и элементарными самостоят. действиями с предметами (в процессе еды, одевания и раздевания, умывания, игры), что составляет предпосылку волевых действий. Примерно с 3 лет у ребенка проявляется стремление к более сложным самостоят. действиям, он овладевает умением ставить перед собой цели (сначала лишь самые близкие), достижение к-рых связано с преодолением известных трудностей. С этого возраста постепенно вырабатывается умение подчинять свои действия не только привлекат. целям и непосредств. желаниям, но и необходимости (убирать на место игрушки и т. п.), т.е. в известных пределах ограничивать самого себя. Примерно к 6 годам дети становятся уже в определенной степени способными к «тормозному контролю» над своим поведением. Важнейшее значение имеют требования к ребенку и побуждения его к соответств. действиям со стороны взрослых. Труд выступает действенным средством воспитания В. В дошк. возрасте у ребенка должны быть элементарные обязанности, в частности по самообслуживанию. Важная роль в развитии В. дошкольников принадлежит играм, особенно коллективным сюжетным играм с правилами. Строгое выполнение правил игры и принятых на себя ролей и обязанностей, подчинение логике игры приучают ребенка организовывать свое поведение, ограничивать желания, действовать в общих интересах, доводить начатое дело до конца.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии В. ребенка. В школе ребенок сталкивается с рядом правил и серьезных обязанностей, перед ним возникает необходимость подчинять свою деятельность требованиям школы, учителя. Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности, нередко подчиняя им личные желания и потребности. Успех работы школы по формированию В. у учащихся зависит от организации, методов и приемов уч.-воспитат. работы: четкая организация уч. и трудовых занятий, разумная требовательность к учащимся, повседневный контроль за их деятельностью и выполнением правил поведения.

Заметное развитие В. наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит Значит. рост сознат. отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ. порядка (чувство долга, ответственности). К самостоятельности подростка предъявляются более высокие требования, ослабляется непосредств. опека вад ним, что ставит его перед необходимостью целесообразно организовывать свое поведение. Однако при слабой постановке воспитат. работы активность подростка нередко принимает отрицат. формы (упрямство, лихачество, импульсивность).

В юношеском возрасте в связи с активным формированием мировоззрения мотивы обществ. порядка (при правильном воспитании) постепенно начинают играть ведущую роль.

Воспитание В. ребенка и в школе, и в семье осуществляется через организацию его волевого поведения. Только в процессе организованной деятельности он приобретает опыт преодоления трудностей. Необходимо, чтобы игры, учебная и особенно трудовая деятельность детей включали в себя элементы волевого усилия, направленного на достижение поставленных целей, имеющих не только личное, но и определенное обществ. значение. Разумеется, в самом раннем возрасте (2—3 года) ребенок еще не способен ясно отдать себе отчет в обществ. значении тех или иных действий или поступков. Путь воспитания В. в этом возрасте идет гл. обр. через непосредств. организацию взрослыми поведения ребенка, через выработку правильного режима жизни, правильных привычек. Общественный же смысл поведения становится доступным пониманию ребенка уже в более старшем возрасте.

Чтобы воспитать у ребенка смелость, решительность, настойчивость, следует систематически ставить его в такие условия и естеств. жизненные ситуации, в к-рых он мог и должен был бы проявить эти качества. Иначе говоря, необходимо организовать своего рода упражнения волевого усилия, «гимнастику поведения» (А. С. Макаренко). Тепличное воспитание., vc-ttja. H. RKiuie. e все трудности с жизненного пути ребенка, приводит к развитию слабоволия, неумения противостоять трудностям и добиваться поставленной цели. Вместе с тем цели, к-рые ставятся перед ребенком или к-рые он сам перед собой ставит, не должны превышать его возможностей. В противном случае у него может сформироваться неуверенность в собств. силах, привычка не доводить начатое дело до конца.

Всячески побуждая детей к осуществлению волевых действий, воспитатель должен помочь им ясно осознать последствия выполнения или невыполнения поставленных задач. Вместе с тем, поощряя успешный результат, он добивается того, чтобы у детей появилось радостное гордое чувство удовлетворения — мощное «подкрепление» совершенного действия, стимул к выполнению др. волевых поступков.

Велика роль коллектива в воспитании В. Хорошо организованный, правильно ориентированный дет. коллектив требует от своих членов волевого поведения, помогает им ставить разумные и общественно полезные цели, находить пути к их достижению, воодушевляет на борьбу с препятствиями, оказывает помощь в их преодолении, дает обществ. оценку действий ребенка, одобряя или осуждая его поступки. Важную роль в воспитании В. играет наличие у коллектива перспективных целей, или «перспективных линий» (Макаренко), т.е. взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач — от близких и сравнительно легко достижимых к более значимым и отдаленным. В. закаляется в борьбе за далекие перспективные цели, ближайшие же цели должны рассматриваться и оцениваться как необходимые этапы их достижения.

Немалую роль в воспитании В. играют этич. беседы. Нередко дети неправильно понимают и оценивают волевые качества: лихачество принимают за подлинную смелость, упрямство оценивают как настойчивость, торопливость и необдуманность действий принимают за решительность и т. д. В процессе этич. бесед детям разъясняется, что такое В., в чем она выражается, каковы правильные пути ее воспитания.

Большое значение (в подростковом и особенно в юношеском возрасте) имеет самовоспитание В. Воспитатель должен помочь учащимся осознать сильные и слабые стороны их В., раскрыть конкретные пути самовоспитания в процессе решения реальных жизненных задач (ликвидация отставания по уч. предметам, приобретение нужных и полезных и искоренение вредных привычек и т. д.), помочь в организации самоконтроля поведения.

Физич. состояние, в частности состояние нервной системы, хотя и не имеет решающего значения для развития способности к волевым действиям (людьми исключительно сильной В. были мн. физически слабые и больные люди), играет все же известную роль. Нередко слабоволие является следствием недостаточного запаса физич. и нервных сил для преодоления препятствий на пути к цели, к-рые не представляют особых трудностей для физически крепкого человека. Поэтому физич. воспитание, занятия спортом, укрепляя нервную систему и улучшая здоровье, способствуют формированию В.

Лит.: Макаренко А. С., Воля, мужество, целеустремленность, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Кpyтецкии В. А., Воспитание воли и характера, М., I960; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, ВП, 1967, № 4; К о в а л с в А. Г., Воспитание ума, воли и чувств у детей, Минск, 1974; Селиванов В. И., Воля и ее воспитание, М., 1976; Рувинский Л. И., Самовоспитание чувств, интеллекта, воли, М., 1983; Иванников В. АПсихол. механизмы волевой регуляции, М., 1991.

В. А. Крутецкий.

«Силы воли не существует». Самоконтроль мешает добиваться результатов, говорят учёные

Результаты последних исследований в области психологии указывают на то, что сила воли — миф, а на достижения цели влияют совсем другие факторы. Мало того, учёные пришли к выводу, что постоянный контроль не только не помогает достичь желаемого, но также серьёзно влияет на психологическое состояние человека.

Опрос, проведённый Чикагским университетом, показал, что 75 % американцев уверены, что отсутствие силы воли препятствует похудению, пишет Vox. Но многочисленные эксперименты, проводившиеся с 1970 года, указывают на обратное. Достижение цели (потеря веса, в том числе) зависит от нескольких факторов, но сила воли — не один из них.

Читайте на Medialeaks: Ключевые сцены «Мстителей: Финал» слили в соцсети. Там мегаспойлеры, и всем фанам пора удаляться из интернета

Ещё в 1970-х Уолтер Мишел впервые провёл «тест зефиркой» (marshmallow test). Ребёнка оставляли одного в пустой комнате со столом, на котором лежала зефирка. Условия были такие: можно было съесть её сразу, а можно было подождать 20 минут и получить ещё одну. В итоге Мишел пришёл к выводу, что дети, успешно прошедшие тест (т. е. не съевшие первую зефирку), не отличались высоким уровнем самоконтроля. Спустя больше 40 лет учёные, наконец, выяснили, в чём же на самом деле было их преимущество.

Диетологи не устают повторять: чтобы добиться больших результатов, придётся приложить огромные усилия. Но Кентаро Фуджита из университета Огайо уверяет, что если человек, пытающийся похудеть, окажется перед кучей конфет, он не сможет устоять.

То, как мы представляем себе самоконтроль, это человек с ангелом за одним плечом и демоном за другим, и они сражаются между собой. Мы склонны думать, что те, у кого есть сила воли, сражаются успешнее. Но на самом деле тем, у кого есть сила воли, вообще не приходится участвовать в этой битве.

Он убеждён, что польза силы воли как человеческого качества сильно преувеличена. Другие исследователи поддержали его мысль о том, что нам не следует винить себя за то, что мы не можем противостоять соблазнам. Брайан Галла, психолог из Университета Питтсбурга, пришёл к выводу, что попытки справиться с сильным желанием приводят либо к кратковременным результатам, либо к провалу.

Он сделал следующий вывод из проведённых исследований: если мы смиримся с тем, что силы воли не существует, мы перестанем страдать от того, что не можем противостоять соблазнам. Таким образом, мы сможем сфокусироваться на решении конкретной проблемы или задачи, вместо того чтобы тратить силы на самобичевание.

Ещё в 2011 году было опубликовано исследование, в ходе которого учёные в течение недели наблюдали за 205 волонтёрами. Участникам выдали телефоны BlackBerry, на которых время от времени высвечивались вопросы о самоконтроле и о том, чего им хотелось в данный момент. В результате обнаружилось, что те, у кого лучше всего получалось себя контролировать, на протяжении самого исследования реже всего сталкивались с задачей от чего-то сознательно отказаться. Проще говоря, людям с силой воли редко приходилось использовать это качество.

Последнее исследование Марины Милявской и Майкла Инзлишта подтвердило эту гипотезу. Они выяснили, что те, кто больше всех следили за собой, не только не добились своей цели, но и оказались самыми измотанными в конце эксперимента. Поэтому учёным удалось выявить несколько факторов, на которые стоит обратить внимание вместо силы воли.

Научитесь получать удовольствие от того, что обычно делаете через силу

Целей, о которых мы думаем «я хочу», а не «я должен» намного проще достичь, потому что нам не приходится прикладывать много усилий. — Марина Милявская

Пересмотрите свои привычки

Люди, которые умеют следить за собой, структурируют свою жизнь так, что им не приходится сознательно противостоять соблазнам. Люди, которые делают одно и то же каждый день (бегают или медитируют, например), добиваются своей цели быстрее. Не потому, что у них есть сила воли, а потому, что наличие рутины существенно всё упрощает. — Брайан Галла

Увы, генетика тоже играет роль

Во многом нашу способность избежать соблазнов решают наши гены. Некоторые люди испытывают большее чувство голода, чем другие. Некоторые любят шопинг и азартные игры. Люди с высоким уровнем «сознания» (черта, которая в основном заложена в генах) обычно становятся прилежными студентами. Когда дело касается самоконтроля, они — победители в генетической лотерее.

Контролировать себя проще, если ты богат

Еллиот Бёркман из Университета Орегона считает, что тех, кто вырос в бедности, больше волнуют «быстрые» вознаграждения. Потому что если ты бедный, ты не уверен в своём будущем.

И Бёркман, и Галла убеждены, что самоконтроль (или сила воли) ничем не отличается от любого другого процесса принятия решения.

Самоконтроль — это не какая-то определённая мышца.

Сейчас они пытаются разработать систему мотивации, с помощью которой люди могли бы добиться своих целей без побочных физических и психологических эффектов.

Ранее учёные выяснили, почему события, произошедшие с нами в подростковом возрасте, запоминаются лучше всего. Оказалось, что в возрасте от 15 до 25 наша личность развивается наиболее активно.

А врачи составили список болезней, которые могут скоро стать хроническими, а виноваты в них смартфоны. Например, «смс-клешни», «экранное зрение» и «телефонная походка».

воля

Значения в других словарях

  1. воля — орф. воля, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Воля — И, жен. Нов. Производные: Волька; Волюша; Волюка. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  3. воля — Воля, воли, воли, воль, воле, волям, волю, воли, волей, волею, волями, воле, волях Грамматический словарь Зализняка
  4. ВОЛЯ — ВОЛЯ — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Большой энциклопедический словарь
  5. воля — I во́ля I., укр. во́ля, др.-русск., ст.-слав. волѩ θέλημα, γνώμη (Клоц., Супр.), болг. во́ля, сербохорв. во̏ља, словен. vólja, чеш. vůle, слвц. vol’a, польск. wola, др.-польск. wolá, вин. п. wolą (см. Лось, Jagić-Festschrift 336), в.-луж., н.-луж. wola. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. воля — В’ОЛЯ ***** человека, находящегося на свободе, не в заключении, не в тюрьме (воров. жарг.). Письмо товарищам на волю. | Освобождение крестьян от крепостной зависимости (·обл. ). Это случилось уже после воли. Толковый словарь Ушакова
  7. воля — ВОЛЯ ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. Толковый словарь Даля
  8. Воля — I Во́ля способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. В. — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Большая советская энциклопедия
  9. ВОЛЯ — ВОЛЯ (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума к самоопределению (в т.ч. Новая философская энциклопедия
  10. ВОЛЯ — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии… Большой психологический словарь
  11. ВОЛЯ — ВОЛЯ — англ. will; нем. Wille. Желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Социологический словарь
  12. воля — ВОЛЯ -и; ж. 1. Способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Сила воли. Усилие воли. Железная, слабая в. Нет воли у кого-л. 2. к чему. Толковый словарь Кузнецова
  13. воля — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать … для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  14. Воля — Славута Топонимический словарь
  15. воля — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  16. воля — • Безбрежная (Бальмонт). • Буйная (Полонский, Дрожжин). • Вольная (Бальмонт, Башкин, Блок, Коринфский и др.). • Всезрящая (Фет). • Гордая (Некрасов, Хомяков). • Дикая (Городецкий, Хомяков). • Железная (Гончаров, Тургенев, Фед.-Давыдов, Хомяков). Словарь литературных эпитетов
  17. воля — воля I ж. 1. Одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Толковый словарь Ефремовой
  18. воля — 1. ВОЛЯ1, и, ж. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли. 2. к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. В. к победе. Люди доброй воли (стремящиеся к добру, к миру; высок.). Толковый словарь Ожегова
  19. Воля — Сознательное и целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Медицинская энциклопедия
  20. воля — Общеславянское слово той же основы, что и велеть, но с изменением гласных с о на е. Этимологический словарь Крылова
  21. ВОЛЯ — ВОЛЯ — феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на дистижении последней. Новейший философский словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *