Что такое ритуал

Что такое ритуал

Домашняя магия, или Ритуалы современного человека

Человек, Мнения » Психология ритуалов

© Нaтaлья Аксeновa

— Ты зачем все время пальцами щелкаешь?
— А это я крокодилов отпугиваю.
— Так они же здесь не водятся?!
— А потому и не водятся, что я их отпугиваю.
(Старый анекдот)

Всевозможные ритуалы являются неотъемлемой частью нашей жизни с самого рождения. Где-то ритуалы сближаются с привычками (вы целуете ребенка перед уходом на работу или проверяете замок на входной двери, ложась спать), где-то они становятся частью социально-группового фольклора (хирург никогда не примет «благодарность» до операции, вор не украдет колоду карт, летчики не любят фотографироваться перед полетом).

В большинстве случаев ритуалы безобидны, но порой они приобретают форму тяжелых навязчивых состояний, когда человек теряет связь с реальностью и совершает многократные бессмысленные действия. Но если это «ритуальное поведение» можно объяснить наличием у больного разного рода фобий, то что же заставляет психически здоровых людей совершать такие бессмысленные поступки?

Какие бывают ритуалы

Ритуалы можно условно разделить на две категории — положительные (или ритуалы помощи) и отрицательные (или ритуалы избежания). К первому типу относятся такие «магические действия», которые человек совершает с целью заручиться поддержкой неких «высших сил». Огромное количество положительных ритуалов можно найти в студенческом фольклоре, особенно в той его части, которая касается сдачи экзаменов и защиты научных работ: потереть зачеткой нос собаке пограничника на станции «Площадь Революции», высунуться в полночь в окно и что есть силы закричать «Халява, ловись!», положить под подушку все конспекты и учебники по предмету или засунуть в ботинок под правую пятку советский пятак.

Отрицательные ритуалы «помогают» избежать потенциальных неприятностей. Как правило, формулировки таких ритуалов звучат как жесткий запрет: не желать «спокойного дежурства» (у работников скорой помощи), не стричь волосы (у беременных), ни в коем случае не ронять кольца (у брачующихся) и так далее.

Немного истории: От древнего капища к деловому этикету

Любой адепт этой «домашней магии» скажет вам, что у всех ритуалов и примет есть реальная основа. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что основа эта достаточно хлипкая:

Отголоски древних языческих религий

Само слово «ритуал» происходит от латинского ritualis — обрядовый. Для наших предков ритуальные обряды были, с одной стороны, своеобразным способом общения со сверхъестественными силами природы (например, обряды «задабривания» языческих богов), а с другой служили для «узаконивания» положения и отношений между соплеменниками (яркий пример — обряды инициации, существовавшие практически у любого народа). Многие из этих ритуалов канули в небытие, другие приобрели религиозно-практическую форму (перешли в церковные обряды), а третьи начисто утратили магический колорит и стали частью гражданского кодекса, делового этикета и дипломатического протокола.

На сегодняшний день ученым известно огромное количество древних обрядов и ритуалов. И кто бы мог подумать, что в 21 веке особенно широкое распространение получат наиболее кровожадные из них: например, в криминальной, военной и профессиональной среде ритуальное посвящение порой выглядит не менее жестоко, чем древнее жертвоприношение.

Исторические реалии

О таких ритуалах и приметах действительно можно сказать, что они имеют под собой хоть какую-то реальную основу, но и она со временем утратилась. Это, например, относится к поверью, что рассыпанная соль предвещает ссору. По мнению исследователей, эта примета возникла несколько сотен лет назад, когда соль была настолько дорогим продуктом, что из-за нее возникали не только ссоры, но и целые бунты.

Личный опыт

Не секрет, что человеческий разум имеет склонность к обобщениям. Этот механизм позволяет нам, когда мы оказываемся в незнакомой ситуации, не «изобретать велосипед», а использовать уже готовые схемы, выработанные в похожих ситуациях в прошлом. Но порой этот механизм играет с нами злую шутку: мы принимаем единичное событие за проявление некоего общего закона, действующего во всей системе. Иными словами, если вы с утра встретили соседку с полным ведром, а в обед вас повысили в должности, в вашем сознании может закрепиться ложная причинно-следственная связь. А так как человек — существо чрезвычайно общительное, мы тут же делимся опытом с соплеменниками, и наш частный случай быстро переходит в разряд неписанных правил.

Homo sapiens — человек напуганный

Почему же современный человек, которого не удивишь полетами на Луну и компьютерами размером со спичечный коробок, воспринимает так близко к сердцу наличие на дороге черных кошек? Попробуем выделить несколько характерных признаков, которые обуславливают столь сильное влияние ритуалов на нашу жизнь.

  • Ритуал — это бессмысленные действия
  • Основная цель любого ритуала — заручиться поддержкой «высших сил»
  • Ритуал — это надежда на чудо
  • Ритуалы не допускают никаких вариаций
  • «Сбыточность» ритуала — не обязательна
  • Ритуал — это настраивание на удачу

Подобно древним охотникам, которые рисовали на земле мамонта и символически протыкали его копьями, мы с помощью ритуалов создаем у себя определенный «настрой на победу». Ведь согласитесь, долгие спортивные тренировки, бессонные ночи над учебниками или многолетняя профессиональная практика — это конечно хорошо, но еще чуть-чуть уверенности в виде «счастливой рубашки» никогда не помешает.

Получается, что любой ритуал — это хитрая психологическая уловка, что-то вроде инъекции оптимизма и уверенности в себе. И хорошо, если на этом действие «волшебного элексира» закончится (пользу аутотренинга никто не отменял). Но не создаем ли мы у себя иллюзию, что с помощью простого набора действий и слов мы можем получить все, что угодно, а заодно избежать заслуженных неприятностей?

См. также:

Ритуалы помогают, даже если не веришь в них

ритуал

☼ исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия «церемония», «обряд», «обычай», «этикет». Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), «правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов» (Дюркгейм, 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального (см. Сакральное), нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как «традиционно разыгрываемое чудо». Дж. Гуди (1961) определял Р. как «стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)». М. Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как «сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения», а Р. — как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями.

В 19 – пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление, объяснение, рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич); другие считали первичными мифол. и религ. представления и соответственно вторичным разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений (Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой.

Важный вклад в изучение Р. внесли Французская социологическая школа и функциональная школа (см. Функционализм) в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; «представительные», или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию «обрядов перехода». Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. Мосс (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как «принудит. акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти». Радклифф-Браун (1922) разработал понятие «ритуальной ценности»; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность не придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В функционализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. Структурализма (Леви-Стросс), где Р. изучается как «язык», или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. Глакмен (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им «Р. восстания». Он рассматривал «Р. восстания» как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, «мирской» жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э. Лич (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу «сакрального», где действуют иные пространство и время и где нормы «мирской», повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения «обыденной» жизни, вторые их упраздняют. М. Блок (см. Блок, Марк) и Ф. Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. Гоффман (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их «Р. взаимодействия» (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр. священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин «естеств. ритуалы». В этологии (К. Лоренц) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации — одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов.

РИТУАЛ

Смотреть что такое «РИТУАЛ» в других словарях:

  • Ритуал — Ритуал традиционный порядок проведения какой либо церемонии. Религиозный ритуал обрядовая церемония, которой приписывается некий мистический смысл. Ритуал (биология) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый… … Википедия

  • РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый, от ritus религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к. л. утилитарного или самоценного значения.… … Философская энциклопедия

  • РИТУАЛ — (лат.). Богослужебные обряды западной церкви, обязательные для исполнения, также служебник, книга с описанием церковных обрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИТУАЛ лат. ritualis, относящийся к… … Словарь иностранных слов русского языка

  • РИТУАЛ — РИТУАЛ, ритуала, муж. (от лат. ritualis обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего… … Толковый словарь Ушакова

  • ритуал — церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • ритуал — согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия

  • РИТУАЛ — (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия

  • РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Большой Энциклопедический словарь

  • РИТУАЛ — исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии

  • Ритуал — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.

  • Ритуал — порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *