Чему надо учить ребенка

Чему надо учить ребенка

Содержание

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук . Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Видео: Советы логопеда по развитию речи ребенка в 3 года.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

Директор школы Виктор Санджиевич Манджарипов и заведующая районным отделом образования Ирина Баглаевна Пугаева с пониманием отнеслись к инициативе ребят.

Актив команды: Амуланга Менкеева, Ольга Санжиева, Алена Болдырева, Анна Джумакеева, Гиляна Бадмаева, Данара Нокаева, Михаил Бамбышев. Ребята обратились за консультацией к региональному координатору проекта «Гражданин» Любови Ивановне Бакановой. Тренеры проекта: Лариса Викторовна Менкенова, Марина Ивановна Батырева и Ольга Саврушевна Максимова предоставили юниорам методическую литературу и раздаточный материал, а также видео- и мультимедийную презентацию проекта «Гражданин».

Юниоры изучили все материалы по проекту «Гражданин», опубликованные за последние пять лет в газете «Граждановедение». Разработали программу семинара-тренинга. И уже затем впервые в Республике Калмыкия прошел семинар-тренинг по методике социального проектирования «Гражданин» в режиме «Дети учат детей». Открыла семинар главный специалист отдела образования Розалия Александровна Бадмаева. Она пожелала детям, тренерам-вожатым успешно реализовать программу семинара, а участникам — ученикам 7-9-х классов пройти по всем этапам проекта.

Юниоры познакомили своих сверстников с опытом специального проектирования, накопленного в других регионах России. А затем, в процессе дискуссии, ведущая Амуланга Менкеева (10-й класс) выяснила желание ребят участвовать в проекте. Все 60 учеников согласились попробовать. Вначале тренеры-юниоры рассказали о всех стадиях работы. А затем образовали пять разновозрастных команд. Тренером команды «honinovci.ru» стала Алена Болдырева. Команду «Чистое небо» готовила Амуланга Менкеева, «Зеленый патруль» — Ольга Санжиева, «Хониновцы» — Михаил Бамбышев, «Идущие вместе» — Анна Джумакеева и Данара Нокаева. За работу пресс-центра семинара отвечали Гиляна Бадмаева, Цагана Эльдеева, Арслан Песчанов, Конгр Каруев.

Самое примечательное, что ученики 6-го класса «упросили» координатора Амулангу Менкееву провести экскурсию по аудиториям, где команды работали над проектами. Интересовались работой семинара учителя. В этот день 7-9-е классы приказом директора были освобождены от учебных занятий, но ни один ученик не ушел с семинара. Более того, школа «бурлила» до самого позднего вечера. Все обсуждали итоги дня.

На презентации жюри трудно было отдать предпочтение какому-либо проекту. Председатель жюри Джангар Манджиев (9-й класс), члены жюри Василий Плохотнюк и Саглара Арабгаева (9-й класс) признали лучшим социально-образовательный проект команды «honinovci.ru» — «оборудование школьного кабинета информатики», тренер Болдырева Алена, 10-й класс. Зрители (учащиеся и учителя) отдали предпочтение проекту «Благоустройство спортивной площадки» команды «Идущие вместе» тренер Аня Джумакеева. Координатор проекта Л.И.Баканова, тренеры Л.В.Менкенова, М.И.Батырева, О.С.Максимова выделили два проекта «Оборудование школьного кабинета информатики» и «Росток жизни» (озеленение улиц Победы и Целинная, п.Большой Царин), который представила команда «Зеленый патруль» (тренер Ольга Санжиева).

Директор школы Виктор Санджиевич Манджарипов, глава Большецаринского сельского муниципального образования Евгений Иванович Гахаев, заведующая районным отделом образования Ирина Баглаевна Пугаева отметили, что проблемы, поднятые детьми в ходе семинара-тренинга, действительно актуальны и для поселка Большой Царин, и для Октябрьского района, и для Республики Калмыкия. Так, например, команда «Чистое небо» (тренер Амуланга Менкеева, 10-й класс) подняла проблему организации приюта для бездомных собак и других животных в столице республики г.Элиста. Команда «Хониновцы» (тренер Михаил Бамбышеев, 10-й класс) подняла проблему возвращения из небытия имен земляков участников Великой Отечественной войны — узников трудового лагеря для военнослужащих «широкла-гипрокстроя».

Из пяти проектов, подготовленных в ходе семинара-тренинга, два были затем реализованы детьми и педколлективом, администрацией школы и Октябрьского районного муниципального образования (глава — Хаваев Алексей Босхонджиевич). Это «оборудование школьного кабинета информатики» и «Наши земляки-узники» «широклага-гипрокстроя».

Вот что говорят дети о пилотном семинаре-тренинге «Дети учат детей».

Семинар-тренинг по проекту «Гражданин» команда «ЮнИОР» намерена провести в стационарных летних лагерях.

Лариса МЕНКЕНОВА, региональный тренер проекта «Гражданин»

Что должен уметь ребенок в 5, в 10 и в 14 лет: список дел по возрастам

В каком возрасте ваши дети научились мыть посуду? А самостоятельно готовить что-нибудь на плите или в духовке? Менять колесо у машины? Отечественные родители все еще не склонны перегружать детей бытовыми заботами: вырастут — научатся, считают они. А вот на Западе бьют тревогу, разрабатывают алгоритмы обучения детей необходимым жизненным навыкам и составляют списки дел, с которыми ребенок должен справляться в том или ином возрасте.

Считается, что здоровые и не имеющие отклонений дети осваивают все необходимые жизненные навыки естественным образом. Другое дело — дети с отклонениями в развитии: для них специальная тренировка жизненных навыков необходима. Цель их родителей и работающих с ними специалистов — помочь ребенку уметь все то, что гарантирует ему независимое существование в мире. И вот уже нередко мы наблюдаем, что дети с отклонениями, получившие хороший уход, овладевают жизненными навыками (а также твердостью характера, которая формируется, если терпишь неудачу и снова пробуешь), которых не имеет большинство сегодняшних «обычно развивающихся» детей.

У моей знакомой Стейси двое сыновей, и один из них страдает нарушениями зрения и слуха. Стейси выстроила следующую стратегию развития навыков у своих детей:

  • сначала делаем за ребенка;
  • затем делаем вместе с ним;
  • затем наблюдаем, как он это делает;
  • наконец, ребенок делает это совершенно самостоятельно.

Сын Стейси достиг результатов, которых сначала не ожидали ни врачи, ни педагоги. Этот же метод преподавания навыков можно использовать у любого ребенка независимо от здоровья и способностей. Ее второй сын развивается «типично» (то есть не имеет особых потребностей), и тем не менее Стейси с мужем примеряют один и тот же мудрый подход к воспитанию обоих детей.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: «Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня». Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. «Почему вы от нас это требуете? — спрашивали дети. — Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?».

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных , например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков. К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно много навыков, в том числе:

  • регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
  • иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
  • понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
  • планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.

Что ребенок должен научиться делать сам?

Любящие родители стремятся во всем помогать своему ребенку. И это правильно, ведь трех-четырехлетний малыш не может, к примеру, сам сварить себе кашу, постирать одежду или даже почитать сказку. Но есть вещи, которые в определенном возрасте ребенок должен обязательно научиться делать сам.

Нередко мама с папой и сами не замечают, как перехватывают инициативу у сына или дочки. Застегивают куртку, не дожидаясь, пока ребенок справится с молнией, боясь, что он опрокинет кувшин, сами наливают воды, делают сложное домашнее задание, чтобы получил пятерку, и даже могут смастерить поделку для конкурса юных талантов.

Психологи подобные действия не одобряют и сходятся во мнении, что такая помощь не только не способствует развитию, но еще и заставляет ребенка сомневаться в собственных силах, делает робким, а иногда и ленивым. Поэтому все, что ребенок в состоянии делать, он должен делать самостоятельно в любом возрасте. Касается это как физических навыков, питания, гигиены, так и общения, учебы или выполнения творческих заданий.

Социальные навыки

Малыши часто стесняются незнакомых людей, могут не отвечать на обращенный к ним вопрос, прятаться за маму, отворачиваться. Если ребенку задают вопрос («Сколько тебе лет?», «Как тебя зовут?», «Хочешь яблоко?») и он немного замешкался, не спешите отвечать сами. Практика общения — лучший способ преодолеть стеснительность, завести новых друзей, обрести уверенность в себе.

К 6 годам ребенок должен научиться общаться самостоятельно — вступать в беседу и высказывать свое мнение, слушать не перебивая, просить о помощи и предлагать свою, когда она нужна, знакомиться с детьми, присоединяться к группе играющих детей. Не позволяйте себе вводить ребенка в игру словами: «Ребята, это Костя, он с вами поиграет». Пусть он сам попробует присоединиться к группе играющих детей: «Привет, я — Костя! Можно я с вами поиграю?» или «Вам нужен новый участник?».

Старайтесь не подключаться и к решению конфликтов со сверстниками. Дети мирятся так же быстро, как и ссорятся, но если к решению проблемы подключаются родители, у ребенка может сложиться репутация ябеды.

Домашние задания

Для чего детям дают домашние задания? Чтобы лучше разобраться в материале, закрепить новые знания. Поэтому и выполнять их ученик должен самостоятельно. Если вам кажется, что без помощи родителей работа идет слишком медленно или ребенок пропускает что-то важное, обратите внимание на следующие моменты:

  • Установите четкий распорядок дня. Начинать делать уроки лучше в одно и то же время. Чтобы семилетний ребенок не переутомлялся, после 15−20 минут выполнения заданий, стоит сделать 5-минутный перерыв. Можно попрыгать, поиграть в мяч или сделать несколько приседаний.
  • Научите ребенка работать, не отвлекаясь — во время выполнения заданий не рисовать, не брать в руки телефон или игрушки.
  • Постепенно снижайте уровень контроля. Не сидите рядом с ребенком постоянно, а подходите лишь иногда, чтобы проверить выполненные задания. Делать уроки самостоятельно ребенок должен научиться к концу начальной школы.
  • Научите сына или дочку разделять задания на сложные и легкие и равномерно их чередовать. Так на домашнюю работу будет уходить меньше времени.
  • Если, проверяя выполненную работу, вы находите ошибки, не ругайте ребенка, а попросите найти их и исправить самостоятельно.
  • Если какое-то задание дается трудно, объясните правило, задайте наводящие вопросы, но не беритесь решать задание сами. В крайнем случае покажите, как решается аналогичная задачка.

Самое главное — не забывайте поощрять ребенка за любые, даже маленькие победы — добрым, ласковым словом, а иногда и приятным подарком. И запаситесь терпением, обучая детей самостоятельности. Согласитесь, никто из взрослых не умел с рождения завязывать шнурки, чистить зубы, считать в уме или варить суп. Всему этому нас научили терпеливые и заботливые мамы, папы, учителя и воспитатели.

Высокие оценки — не всегда означает хорошо учиться, к сожалению. Да-да! Многие ставят знак равно между высокими оценками и успешностью в учебе, но часто троечники достигают большего успеха в жизни, нежели отличники. Поэтому в первую очередь определитесь, что для вас означает «хорошо учиться».

Вот несколько практических действий, которые помогут сделать обучение вашего ребёнка лёгким и интересным, а вам — сохранить драгоценные нервы.

✔ Прислушайтесь к ребенку

Понаблюдайте, а затем спросите, чем ему нравиться заниматься, какой его любимый предмет в школе и почему, чем бы он хотел заниматься в жизни, если даже за это не будут платить. Ребёнку эти вопросы расширяют границы и помогают спроецировать сегодняшние достижения на будущее, а вам — понять, чем помочь и куда направить усилия.

✔ Не заставляйте, а покажите интерес/выгоду

Когда понимаешь практическую пользу, обучение обретает смысл. Вместе с ребёнком определите цель обучения, расскажите, что он приобретет, чему научится. Говорите ребёнку: «Если сложно, помни о цели: движешься ты к ней или нет.»

Читайте статью 3 кита учебной мотивации

✔Включайтесь в процесс как ученик, а не как учитель

Хотите, чтобы ребёнок читал — читайте сами и вместе с ним. Заведите традицию читать перед сном по 1 главе книги. Когда ребёнок маленький, читайте ему сами, позже — каждый читает своё, а потом делимся впечатлениями, ведите вместе дневник читателя.

✔ Расширяйте кругозор

никогда не знаешь, когда пригодятся те или иные знания. Запланируйте путешествие, поход в музей или в театр. Решайте кроссворды, играйте в настольные игры, смотрите мудрые фильмы — познавайте мир вместе!

✔ Не учите, а играйте

Чем младше ребёнок, тем больше игры и меньше традиционного обучения (тенденция усаживать за парту годовалого ребёнка и учить его читать — это искаженная версия раннего развития). В игре мир познавать гораздо интереснее! Планируя совместные походы на природу или в город, составьте квест «найти и описать», подготовьте простые задания и ищите «клад», — это настоящее приключение для всех!

И помните, обучение в любом возрасте должно приносить радость открытий и вдохновение от достижений. Успехов!

Еще материалы из этого цикла

Что могут делать родители, чтобы ребенок хорошо учился в школе?

Помощь родителей в учебе не должна сводиться к оплате репетиторов. На протяжении всего периода школьной жизни у ребенка могут возникать самые разные трудности, и родители обязаны помогать ему в их преодолении, проявляя личное участие. Что должны делать родители, чтобы ребенок хорошо учился и радовал их своими успехами?

Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к знаниям. Развивать познавательные способности нужно с первых лет жизни ребенка. Каждый день стремитесь учить его чему-нибудь новому и стимулируйте интерес к знаниям, а также учите его самостоятельно искать ответы на вопросы. Конечно, далеко не все предметы школьной программы могут вызвать живой интерес у ребенка. Часть дисциплин все дети осваивают несколько хуже, так как не имеют склонности к ним, а выручить в таких случаях может только «зубрежка». Не стоит акцентировать внимание на неудачах, лучше хвалите за достижения по тем предметам, которые даются ребенку легко. Пусть он чувствует уверенность в своих силах – это поможет ему справляться и с теми предметами, которые ему неинтересны.

Правильно мотивируйте ребенка. Чтобы ребенок лучше учился в школе, родители должны активно интересоваться тем, как продвигается его учеба. Но ни в коем случае не следует устанавливать тотальный контроль над ребенком. Теплые и доверительные отношения позволят решать школьные проблемы в виде плохих оценок гораздо эффективнее, чем ссоры и наказания. Если у ребенка начались сложности с учебой, не ругайте его, а постарайтесь помочь, чтобы он видел, что вы на его стороне, и чувствовал вашу поддержку. Помогайте ребенку с выполнением трудных задач и обязательно отмечайте все его успехи. Одобрение родителей – один из лучших мотивов для хорошей успеваемости. Но он не должен быть главной движущей силой: на первом месте у ребенка должен стоять настоящий интерес к познанию. Как помочь ребенку лучше учиться с помощью каких-то материальных стимулов и стоит ли вообще их использовать? Это решать только вам, но не следует обещать ребенку что-нибудь желанное и дорогое в обмен на хорошие отметки. Это может создать ненужное давление и страх потерпеть неудачу, кроме того, ребенок будет учиться только ради того, чтобы получить желаемое. Лучше делать такие подарки неожиданно, например, по окончании четверти, законченной без «троек», и только в тех случаях, когда ребенок старался и вкладывал силы в учебу.

Последовательно увеличивайте нагрузку. С каждым годом школьная программа становится все сложнее и объемнее. Поэтому важно с самых первых классов приучать ребенка к полному освоению материала и добросовестному выполнению домашних заданий. В противном случае всего несколько пропущенных уроков в старших классах могут привести к ухудшению успеваемости, а затем к нежеланию учиться вообще. Следите, чтобы каждое домашнее занятие ребенка имело результат не только в виде выполненных уроков, но и в виде понятого и хорошо усвоенного материала. Из года в год самостоятельные занятия ребенка должны становится длиннее и интенсивнее, ведь учебная нагрузка возрастает, соответственно, сил и времени на освоение школьного материала необходимо тратить больше.

Чему научить ребенка? Раннее развитие

Обычно до года мамина программа строится следующим образом: поспали-поели-погуляли-поели-поспали. Среди домашних дел (готовки обедов, уборки квартиры, стирки и глажки), постоянной усталости и разговоров с подружками по телефону с целью получить совет от старшей и рассказать младшей о всех прелестях материнства, казалось бы, не остается времени на занятия с ребенком. Да и чем с ним заниматься?

Я заранее прошу прощения у заботливых мамочек, которые всегда знают, чем заняться со своим ребенком, и прошу не судить меня строго. Я веду свой рассказ для тех молодых девчонок, которые столкнулись с тем же вопросом, что и я.

Итак, систем и школ, посвященных раннему развитию малышей, много, и пока я разбирала каждую из них, пришлось прочитать очень много книг и журналов, испробовать их на своем ребенке, и в итоге на это ушло очень много времени. Ребенок тем временем рос, и казалось, что он вот-вот уже вырастет, а я еще не успела испробовать на нем все методы. А когда мне попалась в руки книга Масару Ибука «После трех уже поздно», я вообще расстроилась и подумала, что такой никчемной мамаше, как я, ребенок не простит, что он в три года не умел играть на скрипке, хотя мог бы и научиться.

В результате я нашла единственный выход — расслабиться и получать удовольствие. Не обращать внимания на то, что в эту игру можно играть только до трех месяцев, а в эту только после пяти, я стала работать на интуицию — что она говорила, то и делала.

Не стоило зацикливаться на каждой программе и выполнять скрупулезно каждое задание, просто нужно было заниматься с малышом с любовью и удовольствием, не ставя себе задачу воспитать гения. Что я и делала. Кроме занятий с ребенком дома, мы занимались также в Детском центре развития в группе, где и были представлены разные системы раннего развития. Но в эти центры принимают малышей с восьми месяцев. А до восьми месяцев ребенку нужна, конечно, забота и любовь мамы. Фото:

Обязательно каждый день нужно делать с малышом гимнастику 5−10 минут, легкий массаж, принимать воздушные ванны, петь колыбельные и читать сказки. Причем чаще приходится петь и читать самой. Мой ребенок, например, вообще не слушал аудиокассеты с такой замечательной «озвучкой по ролям», а как было бы замечательно помолчать и послушать сказки самой, но…

Многие начинают с трех месяцев учить ребенка читать, показывая ему карточки с картинками и написанными на них словами. Система основана не на изучении каждой буквы в отдельности, а на запоминании слов целиком. Честно скажу, пробовала я учить ребенка в три месяца читать, но на третий день мне стало скучно, а вот заниматься этим в полтора года было интересно и мне, и ребенку — тогда мы и возобновили наши уроки. Главное, не делать перерыв в занятиях. Когда занимаешься каждый день — результат налицо, неделю не занимаешься — все сначала надо начинать.

Отличный способ развития — разговаривать с ребенком и читать книги ему на иностранных языках. Здесь нужно терпение — результат будет виден только в три года, может быть, чуть раньше. Но я сейчас наслаждаюсь тем, что мой ребенок одинаково усваивает слова на русском, английском и японском языках. Причем цели такой я не ставила, хотелось провести эксперимент, тем более что иностранные языки — это мое любимое занятие, и разговаривать с ребенком на разных языках очень интересно. Правда, если муж не против. Если против, то в его присутствии этого лучше не делать.

Вообще, лучше при ребенке не делать ничего такого, что могло бы раздражать других людей, будь то бабушка, муж или старший ребенок. Негатив крохе передается на расстоянии, а они очень восприимчивы к этому. Окружите его заботой и улыбками со всех сторон, и он не доставит вам хлопот.

О различных методиках раннего развития детей читайте в следующих статьях. Удачи и радости вам и вашим деткам. Фото:

Что еще почитать по теме?

Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?
Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? Мифы и реальность
Как заниматься развитием ребенка с рождения?

Теги: младенец, родители, обучение, ребенок, занятия с ребенком

Чему учить ребенка

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?

Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.

Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.

Заблуждение первое: «Главное — интеллект!»

Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей «лишних» движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.

Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным — с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?

  1. Ребенок хорошо бегает.
  2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
  3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
  4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
  5. Умеет прыгать с места.
  6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
  7. Катается на трехколесном велосипеде.
  8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
  9. Самостоятельно одевается и обувается.
  10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
  11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
  12. Сам ест.
  13. Умеет забивать гвозди молотком.
  14. Умеет пользоваться ножницами.
  15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
  16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
  17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
  18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.

Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.

Заблуждение второе: «Играют — значит, тратят время зря»

Прежде чем доказать обратное, приведем пример.

Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. «Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского».

Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают «Трех медведей», но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления — способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!

С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой — чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: «Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!»

Развитие образного мышления — необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ — символ — знак — понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.

Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.

Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: «Дайте мне этого гениального ребенка!» Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.

Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. «Водой» он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке — один и тот же песок.

Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.

Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.

Заблуждение третье: «Сказка — это несерьезно»

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.

Л. Ф. Обухова: «Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. <…> Сказка — произведение искусства. <…> И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».

В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

  • язык сказки доступен ребенку;
  • сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
  • настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
  • чтение сказки — один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

  1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
  2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
  3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
  4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
  5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Как учить ребенка

​​​​​​​Младший дошкольный возраст — счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. См. →

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *