Человек излучает свет

Человек излучает свет

Зарождение

Рождение звезды, так же как и ее угасание, можно визуально увидеть на ночном небе. Астрономы давно наблюдают за этими явлениями и уже сделали множество открытий. Все они описаны в специальной научной литературе. Звезды — это светящиеся огненные шары невероятно больших размеров. Но почему они светятся, мерцают и переливаются разными цветами?

Эти небесные тела рождаются из диффузной газопылевой среды, возникшей в результате гравитационного сжатия в более плотных слоях, плюс воздействие собственного тяготения. Состав межзвездной среды – это в основном газ (водород и гелий) с пылью твердых минеральных частиц. Наше главное светило – звезда по имени Солнце. Без него жизнь для всего сущего на нашей планете невозможна. Интересно, что многие звезды намного больше Солнца. Почему мы не ощущаем их воздействия и спокойно можем без них существовать?

Наш источник тепла и света расположен близко к Земле. Поэтому для нас существенно ощутим его свет и тепло. Звезды горячее Солнца, больше его по размерам, но они находятся на столь далеких расстояниях, что мы можем только наблюдать их свет, и то только ночью.

Они кажутся всего лишь мерцающими точками на ночном небосводе. А почему мы не видим их днем? Звездный свет похож на лучики от фонарика, который днем едва увидишь, а ночью без него не обойтись – он хорошо освещает дорогу.

Как появляется свет?

Космические объекты, называемые звездами, выделяют неимоверно большое количество тепловой энергии. Энергетические выбросы сопровождаются сильным излучением света, определенная часть которого доходит до нашей планеты, и мы имеем возможность его наблюдать. Это и есть краткий ответ на вопрос: «Почему звезды светятся на небе, и все ли небесные светила к ним относятся?» Например, Луна – это спутник Земли, а Венера — планета солнечной системы. Мы видим не их собственный свет, а лишь его отражение. Звезды сами являются источником светового излучения, появляющегося в результате выброса энергии.

Некоторые небесные объекты имеют белый свет, а другие – голубой или оранжевый. Есть и такие, что переливаются разными оттенками. С чем это связано и почему звезды светятся разными цветами? Дело в том, что они являются огромными шарами, состоящими из раскаленных до очень высоких температур газов. Поскольку эта температура колеблется, звезды имеют разное свечение: самые горячие – это голубые, далее следуют белые, еще холоднее – желтые, затем оранжевые и красные.

Свет собственный и отраженный

Свет раскрывает и делает зримым беспредельный, полный жизни, красочный мир. Благодаря свету мы воспринимаем светлое и темное, цветное и бесцветное, рельефное и плоское, далекое и близкое. Свет является необходимым условием зрительного восприя­тия, позволяет нашему сознанию создавать мир живых зрительных образов.

Благодаря свету мы чувствуем колорит природы, для передачи которого служит жи­вописная техника.

Под колоритом понимается цветовой облик всего видимого. Он зависит от ряда зако­нов света, зрительного восприятия и мышления. Нашей задачей является показать, как складывается колорит в природе, как осознается и потом передается в изображении; рас­крыть закономерности, по которым создается общий и местный колорит, светотень пред­мета, его собственный и обусловленный цвет, изменения под влиянием света внешних черт предмета; показать законы, по которым в нашем сознании складывается представление о колорите, и, наконец, показать те технические приемы, при помощи которых можно вос­произвести на картинной плоскости реальный колорит. В такой последовательности будет развиваться наше изложение.

Объектом изображения в живописи может быть только тот предмет, который в той или иной мере является источником собственного или отраженного света, способного до­стигнуть нашего зрения. Способность излучать собственный свет имеют такие тела, как солнце, пламя, раскаленные металлы и газы, тлеющие угли и т. п. Они являются перво­источниками света. Свет раскаленных тел, распространяясь в прозрачной среде и падая на окружающие предметы, превращает последние в источники отраженного света, такие, как луна, небосвод, земля и наземные предметы. Источники отраженного света в свою очередь распространяют отраженный свет, который падает на окружающие предметы. Так, совокупность тел, излучающих прямой и отраженный свет, составляет световую среду. Все видимое находится в окружении источников света. Каждый видимый предмет есть источник света, ибо он распространяет свет, действует на зрение и оставляет в сознании зрительный образ.

Первостепенное значение для живописи имеет свет источников собственного света. Свет таких источников определяет красочный облик природы, особенно свет такого сильного источника, как солнце. Интенсивностью и спектральным составом света источников определяется освещенность — важнейшее обстоятельство, определяющее живописную ха­рактеристику изображения, первые и основные черты колорита: его общую окраску и светлоту.

Сами источники собственного света редко бывают предметом изображения из-за силы своего света, несоизмеримой с изобразительными средствами. Так, например, чистая белая бумага, освещенная солнцем, не более чем в 25 раз светлее самого черного предмета. Это весь диапазон светлоты, которым практически располагает художник. Само же солнце в 50 000 раз светлее освещенной им бумаги. Естественно, что такой яркости цвета нельзя достигнуть в картине. Поэтому источники собственного света доступны изображению только тогда, когда они слабы, как, например, тлеющие угли, или находятся на большом расстоянии, заполненном очень туманным воздухом, не пропускающим к глазу всего ко­личества света.

Следует обратить особое внимание на спектральный состав солнечного света и его особенности по отношению к другим источникам собственного света. Известно, что белый солнечный свет есть совокупность разнообразных цветных лучей. Свет других, особенно цветных, источников представляет совокупность меньшего количества интенсивных цвет­ных лучей.

Тела, обладающие очень высокой температурой, раскаленные добела, излучают свет белой окраски и имеют полноцветный спектр, который содержит красные, оранжевые, жел­тые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. Разноцветные лучи белого света отли­чаются друг от друга длиной световых волн от 400 миллимикронов для фиолетовых до 800 миллимикронов для красных лучей. Длиной волн и частотой их колебания опреде­ляется то цветовое ощущение, которое вызывает световой луч. Такие светила, как Сириус и Вега, имеющие температуру 12 000 градусов и выше, могут служить примером источни­ков белого света и полноцветного спектра.

По мере понижения температуры светил спектральный состав света начинает видоиз­меняться; теряют силу фиолетовые, синие, голубые лучи и преобладающими в спектре становятся красные, оранжевые и желтые. Светила с виду желтеют и наконец краснеют. Наше солнце имеет температуру 6 000 градусов, и в его спектре появляются эти признаки.

Если представить себе картину нашей природы, освещенную потухающими светилами, то перед нами предстанет необычайно мрачное зрелище. Предметы, которые отражали лишь коротковолновые голубые или синие лучи, будут казаться черными. Заметными окажутся немногие предметы, которые отражали в той или иной мере красный свет. Вся природа приобретет однообразный красный колорит с большим количеством черных предметов. Небо станет оранжево-красным у горизонта и черно-красным в зените. Картина будет завер­шаться огненно-красным диском источника света.

Красочное богатство солнечной природы зависит от полноцветного белого солнечного света; живописное состояние солнечной природы характеризуется изобилием разнообраз­ных световых сочетаний и красок. Для воспроизведения образов солнечной природы, сол­нечного света живопись должна расширить свою палитру до максимальных пределов.

Другие источники собственного света отличаются от солнца слабым светом и ограни­ченным составом интенсивных спектральных лучей. Живописное состояние предметов, осве­щаемых ими, характеризуется в той или иной мере ограниченной палитрой красок. Обыч­ные источники вечернего искусственного освещения обладают желто-оранжевым светом. В их свете синие и голубые цвета меркнут, желтые и красные приобретают большую яркость, серые предметы приобретают темный оттенок, и вся картина принимает общий оранжево- желтый колорит с большим количеством темных предметов и темных теней.

Рис. 1. Сравнительная колористическая характеристика света а — спектр лунного света. Заметную интенсивность имеют «холодные» зеленые и голубые лучи. Остальные едва видны. При лунном свете заметны белые, светло-голубые и светло-зеленые предметы. Красные предметы при­обретают темно-серую или черную окраску. Для правдивой передачи лунного света картина должна иметь аналогичные колористические черты; б — спектр искусственного света (электрическая лампа, свеча, раскаленный уголь и т. п.). Длинноволновые «теплые» лучи имеют наибольшую интенсивность. При искусственном свете наряду с белыми выделяются пред­меты, которые хорошо отражают «теплые» лучи. Остальные кажутся черными или темно-коричневыми. Кар­тина, правдиво передающая искусственное освещение, по колориту будет напоминать данный спектр; в — солнечный спектр. Все разноцветные лучи имеют максимальную светлоту и насыщенность. При солнечном свете наибольшее количество цветных тел отражает свет и обнаруживает свою окраску, видимый мир пред­ставляется во всей светлоте и многокрасочности. Для реалистической передачи солнечного колорита необхо­дима многокрасочная палитра. Сравнительная характеристика спектров необходима для определения колорита картины по заданному освещению.

Зрение больше всего приспособлено к рассеянному солнечному свету. Солнечный свет является эталоном для относительной оценки света других первоисточников. Таблицы, на которых схематично изображены спектры различных источников света, характеризуют каж­дый из них.

Солнечный спектр (рис. 1) характеризуется наибольшей яркостью по всей длине шкалы и наибольшим составом цветов. Благодаря такому свету наибольшее количество разноцвет­ных предметов под солнцем может стать источником отраженного света. Картина, верно отображающая предметы, освещенные солнечным светом, будет отличаться, как и самый спектр солнца, во-первых, общей светлотой, во-вторых, многоцветностью и, в-третьих, мини­мальным количеством темных мест.

Картина И. К. Айвазовского «Девятый вал» (рис. 2) представляет собой превосходный пример передачи солнечного света. В этой картине ярко выражены характерные черты сол­нечного спектра, его многоцветное богатство. Художник, всю жизнь внимательно наблю­давший воздушную и морскую стихию, прекрасно чувствовал в ней солнечный свет, кото­рый наполнял ее и отражался в ней бесконечными оттенками всех цветов радуги.

Для света луны характерна небольшая яркость и в результате рассеивания почти пол­ное отсутствие красных, оранжевых и фиолетовых лучей. Картина лунной ночи всегда бу­дет характерна большим количеством темно-серых мест и общей голубовато-зеленой окраской.

«Ночь на Днепре» А. И. Куинджи — один из наилучших примеров, правдиво изобра­жающих живописное состояние природы в лунном свете (рис. 3). Ныне померкшая, картина в свое время поражала всех, в том числе и требовательных художников-современников, своим реалистическим воспроизведением лунного света.

Фрагмент картины И. Е. Репина «Вечерницы» (рис. 4) хорошо воспроизводит харак­тер общей окраски предметов, освещенных искусственным светом. Белые предметы, отра­жающие все лучи спектра, окрашены в желто-оранжевые цвета. Красные и оранжевые предметы имеют наибольшую яркость. Синие и голубые — черны и тусклы. Малая сила источника света передана в картине немногочисленными, небольшими по площади бликами, занимающими незначительную часть картинной плоскости. Картина Репина имеет те же цветовые черты, которые присущи спектру искусственного света.

Источник прямого света определяет общий колорит всей видимой картины. Общее пря­мое освещение придает всему окружающему однообразную светлоту и окраску. Солнечное освещение, например, придает окружающему светло-желтую окраску, пасмурное освеще­ние — голубовато-серебристую окраску, сумеречное — синеватую, лунное освещение придает голубовато-зеленоватую окраску, свет пламени дает общую оранжевую окраску и т. д. Од­нообразие окраски заметнее всего в освещенных местах предметов, на их бликах.

Разноцветные предметы благодаря однообразным бликам сближаются по своей окраске. В изображении общее освещение передается одноцветной окраской освещенных мест. Одно­цветные блики в картине являются характерной чертой общности освещения. Однообраз­ный цвет бликов связывает изображение разноцветных предметов в один общий колорит. Фрагмент картины А. Е. Архипова «На Оке» (рис. 5) может служить хорошим примером передачи солнечного света с преобладанием освещения прямыми лучами солнца. Площадь бликов значительно больше площади теней. Всей картине присуща светло-желтая окраска. Цветные предметы имеют белесовато-желтые блики и лишь в тенях обнаруживают свою интенсивную окраску. Преобладание освещения прямым солнечным светом хорошо харак­теризует летний знойный день в открытой местности.

Но, кроме света основного источника, важным обстоятельством для цветового облика видимого является свет второстепенных источников прямого и отраженного света. Эти источники определяют местное освещение, зависимое от окружающей среды. Отраженный свет от окружающих разноцветных предметов придает теням и полутонам видимого пред­мета разнообразную светлоту и окраску. Голубое небо, например, придает затененным ме­стам голубоватый оттенок; зеленая трава дает зеленые рефлексы; песок дает оранжевые рефлексы. Под влиянием отраженного света одноцветный предмет приобретает цветовое разнообразие окраски, которое больше всего чувствуется в тенях, где влияние второстепен­ных источников света становится наиболее заметным. В изображении местное освещение передается разнообразной окраской теней и рефлексов. Тени окрашиваются разноцветными лучами света от окружающей среды. Полутона, тени и рефлексы всегда носят живопис­ные черты местного освещения. При однообразных бликах общего повсеместного освеще­ния полутона, тени и рефлексы отраженного освещения вносят в окраску предметов цве­товое разнообразие, которое оживляет ее, придает ей особые, свойственные только данной обстановке характерные, индивидуальные оттенки. Видимый предмет под влиянием второ­степенных источников света приобретает характерные черты местного освещения, тонкие особенности данного живописного состояния. Фрагмент картины В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» (рис. 9) может служить хорошим примером передачи солнечного света с преобладанием местного освещения. Площадь солнечных бликов в картине значи­тельно меньше площади теней. В ней преобладают теневые места. Лицо и платье девушки освещено сложным светом разносторонних и разноцветных рефлексов окружающего сада. Здесь живопись драгоценна своими тонкими переходами рефлексов, живо характеризующими солнечный день и прохладу затененного сада.

Итак, для правильной передачи колорита необходимо прежде всего обратить внимание на прямой свет наиболее значительного источника; затем — на среду отраженного света, окружающего изображаемый предмет, на преобладание прямого или отраженного света; определить, таким образом, световую обстановку, т. е. ясно представить себе, в каких пере­крестных потоках прямого, рассеянного и отраженного света находится изображаемый предмет. Выделить наиболее существенные и характерные черты световой обстановки, от­бросить малозначительное и случайное для данного освещения и затем сознательно и смело приступить к передаче освещения и колорита в картине.

Надо помнить, что все видимое, все изображаемое получает всестороннее освещение и распространяет отраженный свет, все окружающее как бы излучает свет и находится в потоках всестороннего света.

Все окружающее представляет среду источников собственного и отраженного света. Видимая природа — есть мир светящихся тел.

Рис. 2. Пример многокрасочности солнечного освещения в природе. Фрагмент картины И. К. Айвазовского «Девятый вал». Светлота и многоцветность картины хорошо передают характерные черты солнечного света.

Рис. 3. Цветная гамма лунного освещения. Фрагмент картины А. И. Куинджи «Ночь на Днепре». Для лунного освещения характерны незначительная сила света, ограниченное число красок и преобладание холодных тонов; многие предметы оста­ются темными.

Рис. 4. Колорит искусственного освещения. Фрагмент картины И. Е. Репина «Вечерницы». Общий колорит картины характеризуется незначительной светлотой, многочисленными темными предметами и глубокими тенями, ограниченной пали­трой красок с преобладанием теплых цветов.

Рис. 5. Преобладание прямого света. Фрагмент картины А. Е. Архипова «На Оке». Все предметы залиты прямым солнечным светом, имеют однообразную беле­совато-желтую окраску в освещенных местах и насыщенную многоцветную в те­невых.

Светотень предметов

Прямой и отраженный свет образует в природе световую среду.

Видимый предмет всегда погружен в потоки света и каждой части предмета противо­стоит один или несколько источников света, разнообразных по светлоте и цвету. Все раз­нообразие световой среды отражается на поверхностях предмета. Световая среда постоян­но и закономерно определяет светотень предмета и светотеневые отношения его различно освещенных частей.

Светотеневые отношения всегда прямо пропорциональны силе окружающих источни­ков света. Цветные оттенки соответствуют противостоящим предметам — источникам отра­женного света. С изменением световой среды изменяются светотень, цвет, выразительность рельефа, характер очертания и другие внешние черты предметов.

Чем большую отражательную способность имеет предмет, тем больше чувствуется на нем влияние среды. На белом предмете, например, который хорошо отражает свет, свето­тень более отчетлива, чем на темном; зеркальный шар настолько отражает свет окружаю­щей среды, что иногда сливается с ней и делается малозаметным.

Если видны все части предмета, то это значит, что он освещен со всех сторон и всеми своими частями распростра­няет отраженный свет, достигающий нашего глаза. Если же предмет освещен одним источником света, то видна будет лишь одна освещенная его часть. Неосвещенная часть будет невидимой потому, что на нее не будет падать свет и она, следовательно, не будет распространять отраженный свет. Наглядным примером может служить луна; она почти не освещается иным светом, кроме солнечного, и поэтому видна лишь ее часть, обращенная к солнцу (здесь мы не учитываем «пепельного» света луны — обычно очень слабого свечения темной части лунного диска, освещенного отраженным светом земли (рис. 6, а).

Если мы видим теневую часть предмета, то это значит, что появился еще один или несколько новых источников света, освещающих теневую часть, и она в свою очередь из­лучает отраженный свет такой силы, который способен достигнуть нашего глаза.

Для иллюстрации возьмем каменную шарообразную вазу и будем последовательно изменять условия ее освещения, начиная от простейшего освещения одним источником света и кончая самым сложным, т. е. всесторонним, приближаю­щимся к условиям солнечного света. Простой случай освещения предмета одним источником света в природе встречается весьма редко. Искусственно он трудно осуще­ствим. Но если поместить вазу в темную камеру, оклеенную черным бархатом, поглощающим весь свет и, следовательно, вовсе не дающим отраженного света, то при условии осве­щения этой вазы одним источником света из небольшого от­верстия в стенке камеры мы будем иметь случай освещения предмета одним естественным источником света. На рис. 6, б изображена ваза, которая освещена одним источником света — солнцем. Нам видна лишь освещенная часть, так как теневая часть вазы совершенно не освещена и поэтому представляет собой черное поле, как теневая часть луны на фотографии. Но вот появляется второй источник света — голубое небо (рис. 6, в). Оно проливает сверху рассеянный свет. Небосвод охватывает рассеянным светом всю верхнюю половину предмета. На вазе появляются голубые блики. Они наиболее заметны на тех местах, которые обращены кверху. Слабые голубые полутона заметны там, где ваза «видит» меньшую часть небосвода, и совершенно незаметны снизу. За небом появляется третий источник света — зелень, допустим, с нижней, правой, стороны вазы. Места, освещенные этим источником отраженного света, получа­ют зеленые рефлексы. За зеленью может появиться четвертый источник отраженного све­та — песок или камень, расположенный с нижней, левой, стороны нашей вазы. Присутствие четвертого наземного источника света будет отражено на вазе оранжевым рефлексом (рис. 6, г).

Рис. 6. Зависимость светотени от световой среды. Изменение светотени происходит в зависимости от окружающих источников света, начиная с простейшего случая освещения одним источником света (а) и кончая все­сторонним освещением (г).

Рис. 7. Фазы светотени. Прямой или корпусный свет — наиболее светлое место на цилиндрической поверхно­сти сооружения, на которую лучи падают прямо или нормально. Полутона — места, где лучи света падают наклонно или касательно. Собственная тень — наиболее темное место на поверхности сооружения; оно освещено лишь рассеянным светом неба. Рефлекс — место, освещенное отраженным от земли светом. Па­дающая тень — часть поверхности, закрытая от прямых лучей света нависающим карнизом, поясом, стол­бом или какой-либо другой частью здания. Обратная тень — место в тени, закрытое от рефлексов земли.

Так можно увеличивать количество источников света и усложнять световую среду. Чем больше источников света окружают изображенный предмет, тем сложнее будет светотень. Но как бы сложна ни была светотень в натуре, не следует стараться передать освещение от всех без исключения источников, окружающих изображаемый предмет. Из всех источников света, составляющих данную световую среду, нужно выделить наиболее важные и характерные для нее, отбрасывая второстепенные и нехарактерные, и изображать свето­тень, проверяя правильность сделанных обобщений и характеристик.

Рис. 8. Изменение фаз светотени. Фазы светотени меняются в соответствии с изменением световой обста­новки. Они могут меняться местами так же, как в окружающей световой и природной среде наиболее свет­лый предмет может занять место наиболее темного.

Здесь для примера был взят белый предмет, на котором больше всего заметно воздей­ствие световой среды. Светотень следует изучать на белых предметах, постепенно раз­вивая наблюдательность и остроту восприятия на более темных цветах и, наконец, на черных предметах. Такое изучение необходимо для правильного уяснения природы свето­тени, умения ориентироваться в сложной светотеневой обстановке и правильно ее изобра­жать.

Различают большое количество светотеневых фаз предмета (рис. 7).

Наибольший свет — место, освещенное отвесными лучами главного источника прямого света (угол падения к освещенной плоскости — 90°). Полутон — место, освещенное косыми лучами главного источника прямого света (угол падения лучей менее 90°). Место, где по­лутон переходит в тень, представляет собой границу между световой и теневой зонами предмета. Далее, собственные тени — места, лежащие непосредственно за пределами зоны, освещенной лучами главного прямого источника света. Собственная тень, как правило, — наименее освещенное место предмета. Падающие тени — места, которые заслонены от лу­чей главного источника прямого света каким-либо предметом; всякая собственная тень са­мого предмета всегда дает падающую тень. Рефлексы — теневые места, освещенные отра­женным светом второстепенных рефлектирующих источников. Обратные тени — теневые места, заслоненные от лучей отраженного света второстепенных источников.

Блик и полутон вместе составляют общую световую часть предмета, или зону света. Собственные тени, падающие тени и рефлексы составляют теневую часть предмета, или зону тени. Любая точка зоны света должна быть светлее любой точки зоны тени.

Светотеневые фазы хорошо заметны в простейших условиях освещения, когда изобра­жаемый предмет освещается двумя источниками света: одним большим, бросающим пря­мые лучи на освещенную часть предмета, и другим — меньшим, бросающим отраженные лучи на теневую часть предмета и образующим рефлексы.

Такое освещение по большей части устанавливается для учебного рисунка с целью довести до минимума количество источников света, упростить световую обстановку и со­средоточить внимание рисующих на изучение самой формы, ее построения, движения и про­порций.

Нужно только не забывать, что светотеневые фазы предмета, их границы и распреде­ление меняются в зависимости от изменения условий освещения данной световой среды. То, что было тенью, может стать светом; то, что было светом, может стать тенью. Каждая фаза светотени может стать любой другой, себе противоположной, подобно тому, как в окружающей среде освещенный предмет может затем оказаться в тени.

Если в сумерки наблюдать за белой вазой, стоящей на окне, то мы увидим, что обра­щенная в комнату теневая часть вазы постепенно светлеет, что оранжевый рефлекс от лампы, слабый при дневном свете, по мере сгущения сумерек превращается в светлый блик; увидим, что голубой свет на внешней стороне вазы превращается в скромный едва замет­ный синий рефлекс (рис. 8).

Бесконечные вопросы о том, что светлее — падающая или собственная тень, что теп­лее, что холоднее, прекращаются сами собой, как только становятся понятными истинные причины светотеневых фаз. Часто разноречивые светотеневые каноны, которых в различные времена придерживались отдельные художники, могут быть сведены к одной исчерпывающей закономерности — к отражению предметами своей световой среды.

Светотеневые отношения могут быть контрастными и нюансными как по светлоте, так и по цвету.

Контрастность отношений по светлоте будет тем больше, чем больше разница в силе света различных источников данной световой среды. Светотеневые отношения будут нюанс­ными при условии равномерной всесторонней освещенности. Равномерно освещенный пред­мет будет иметь одинаковую светлоту по всей своей поверхности.

Светотеневой контраст в помещении обычно будет больше, чем под открытым небом. Всякий предмет в комнате, как правило, имеет одностороннее освещение, так как окружен стенами, сравнительно мало отражающими свет. Вне помещений изображаемый предмет освещен большим количеством всестороннего света и окружен другими ярко освещенными предметами, поэтому он приобретает мягкую светотень. По той же причине светотень предметов в условиях освещенной узкой улицы, в лесу, в ущелье гор контрастнее, чем на пло­щади, на открытом или высоком месте. Сооружение, освещенное солнцем, будет иметь светотень более контрастную тогда, когда небо над самым зданием будет затянуто темными облаками, и более нюансную при безоблачном небе или легкой сплошной облачности, даю­щей сильный рассеянный свет. В первом случае теневые места сооружения будут обра­щены к темным облакам, во втором случае — к светлому небосводу.

Светотень может быть одноцветной и многоцветной. Все зависит от той цветовой среды, в которой предмет находится в действительности или задуман художником.

В картине А. Е. Архипова «В гостях» показана залитая прямым солнечным светом внутренность русской крестьянской избы (рис. 10). Яркая светотень картины дает возмож­ность проследить за тем, как цвета предметов изменяются в зависимости от источников отраженного света окружающей среды. Прямой солнечный свет, как всегда, передан в картине наиболее светлыми разбеленными красками. В данном случае важно обратить вни­мание на рефлексы окружающей среды. Первая и вторая слева женщины сидят за столом, накрытым белой скатертью. Скатерть дает белые рефлексы на их лица снизу. У третьей и четвертой женщин эти рефлексы ярко-красные от красных платьев, которые освещены прямыми лучами солнца. На лицах первой, третьей и четвертой женщин видны голубые ре­флексы сверху от рассеянного света неба. Подобного голубого рефлекса сверху нет на лице второй женщины — она смотрит в комнату и ее голова покрыта платком. На полу и сте­нах, кроме солнечных бликов, лежат голубые блики от неба, коричневые от деревянных стен избы, красные рефлексы под столом от освещенных красных юбок. Всматриваясь в картину, мы можем найти и более тонкие оттенки рефлексов и их градации.

Цвет снега в картине И. И. Левитана «Март» изменяется от ярко-белого, освещенного прямым солнечным светом, через ряд голубоватых полутонов в местах, где косые лучи освещают снег слабее и где становится заметной сила голубого рассеянного света небо­свода, до темных, синих падающих теней, освещенных только светом неба и нанесенных в картине синей краской (рис. 11); Изменится цветовое качество солнечного света — изме­нится и цвет бликов на снегу. Появится облако — полутона и тени станут серыми.

«Рефлексии» Чистякова, «пленер» французов — все это есть разносторонние указания наших предшественников на отражение предметов своей световой и цветовой среды.

Кто познакомится с театральной световой техникой, тому станет ясно то значение раз­личных по яркости и цвету прожекторов и фонарей, которые могут полностью видоизменить обстановку сцены и ее колорит. И если старая театральная техника имела ограниченные световые возможности и должна была пользоваться главным образом живописным испол­нением декораций, то современные возможности светотехники требуют от декораторов на­несения локального цвета и черной моделировки формы, оставляя многое «дописывать» цветным прожекторам.

Итак, чем более многочисленны и разнообразны источники света, составляющие све­товую среду, тем сложнее, разнообразнее и многоцветнее светотень предмета. Прежде чем изображать ее в картине, нужно составить себе ясное представление как о самом пред­мете, так и об окружающей его световой среде.

Предмет — зеркало световой среды. Написать предмет — значит в облике предмета от­разить окружающую среду. Написать среду предмета — значит в значительной мере пере­дать живописный облик предмета, его колорит.

Женское счастье – это, конечно же, “когда милый рядом”. Но это лишь начало долгой и не всегда счастливой истории. Ведь с милым жизнь – не только лишь праздники, но и такой разрушительный для любви быт. Как же сохранить интерес друг к другу на долгие годы?

Пара остается счастливой до тех пор, пока женщина женственна, а мужчина мужественен. Тему мужественности мы сегодня затрагивать не станем, а вот об истинной женственности, которая способна сделать всех нас счастливее, постараемся подробно поговорить. Как стать женственнее, осознать свою природу и сексуальность и найти ответы еще на многие важные вопросы нам рассказала сексолог Наталья Ежова.

Наталья Ежова

Правильно ли мы понимаем, что женщина – сама кузнец своего счастья и только от ее работы над собой, ее понимания себя и своей природы и зависит настроение в паре?

Да, женщина сама кузнец своего счастья, бесспорно. Она вносит в отношения свое душевное состояние, свою позицию и свое восприятие. Но настроение пары всегда зависит от обоих партнеров. Важно работать над отношениями каждый день. Нельзя расслабляться. Отношения становятся проще, когда ты понимаешь, что отношения проще никогда не станут.

Если оба партнера работают над собой и над погодой в доме, тогда она благоприятная. Отношения как стакан чистой воды, какие краски туда добавишь, такой окрас они и будут иметь.

Что такое женственность и какой должна быть женщина, чтобы ее отношения были гармоничными?

И женщина никому ничего не должна! Часто говорят: должна, надо, хочет не хочет. Это все условности. У женщины всегда есть два вида отношений. Отношения со своим партнером и отношения с собой. Тут должна быть гармония. Если женщина растворяется вся в своем мужчине – она забывает о себе. И наоборот, если женщина думает только о себе, мужчине нет места в этих отношениях.

Иногда бывает такое что мужчина и женщина срастаются в единое целое и не могут двигаться, так как они связаны по рукам и ногам. Где нет свободы, нет и развития. Поэтому важно давать свободное пространство мужчине и оставлять такое же пространство себе.

Интересную теорию пишет Джон Грей в своей книге “Мужчины с Марса, Женщины с Венеры”. Есть сходство мужчины с резиновой подтяжкой, он оттягивается и возвращается, оттягивается и возвращается. Ему надо давать свободное пространство для его творчества, потому что у мужчины чередуются две потребности — то близость, то независимость.

Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.

А женщины подобны волнам: если настроение хорошее – она на гребне, но потом все меняется и волна опадает. Но это явление временное.

Чем лучше мы знаем природу друг друга, тем гармоничнее отношения. Чем больше мы знаем свою собственную природу, тем больше мы можем показать партнеру, что мы хотим. Поэтому истинная женственность – это баланс между отношениями с партнером иотношениями с собой. Гармоничные отношения – это способность уважать чужую музыку, но танцевать под собственную мелодию.

Как понять, что женственность угнетена? На что обратить внимание в своей жизни и своем поведении, в реакциях партнера?

Я хочу! – это слова которые женщина произносит когда она в своей женской природе. Я хочу платье и на ручки. Я хочу на море и кексик. Я хочу, я хочу, я хочу….

Хотите и «хотимы» будете. Если пропадает «хотелка», это первый звоночек к тому что что-то пошло и поехало не так. Все мы разные и женственность у нас всех разная. И понимание ее тоже разное. Нету четких границ и правил. И это нормально.

Когда находишься внутри своей системы, своего мира, то тяжело заметить как что-то угнетено. Что делать? Нужен всплеск! Чтоб увидеть всю картину со стороны. Это поездка в другое место, новые знакомства, новое окружение, новое занятие. Так легче увидеть себя и поменять свое место в мире.

Женственность – это принятие себя со всеми своими тараканами в голове. И конечно возможность заявить о этих тараканах, потому что для кого-то они будут как конфетки. Ведь жизнь как коробка шоколадных конфет с разными начинками – никогда не знаешь, какая попадется.

Как наладить контакт с собой, со своим телом? С чего начать?

Тело – это храм души. И хотелось бы нам или нет, тело всегда показывает наше состояние. По внешнему виду можно сразу сказать что чувствует человек. Мы считываем информацию неосознанно. И через тело мы также можем прорабатывать свои убеждения и работать с головой. Потому что тело и разум нераздельны.

Наталья Ежова

В первую очередь, контакт с телом это работа с пятью органами чувств. Ешь. Нюхай. Слушай. Прикасайся. Смотри. И получай удовольствие! На моих мастер-классах мы работаем с обонянием, слухом, восприятием красивого, прикосновениями, вкусом. Потому что все это включает наше тело. Опять же, это про отношения с собой.

Начинаем с музыки, танцуем под нее. Живем телом, а не мыслями. Находим аромат, который возбуждает (как показывает практика это сладкие ароматы: ваниль, кокос, шоколад. Потому что женщину с таким ароматом так и хочется лизнуть или съесть). Смотрим на красивое, едим вкусное.

Исследуем прикосновения. Как мы прикасаемся к своему телу? Похлопываем, поглаживаем, растираем, постукиваем, зажимаем, шлепаем, растягиваем, царапаем, разминаем, стряхиваем, скручиваем, тянем, покалываем, щекочем. Меняем вид прикосновений и место. Переживаем о себе как о любовнике, фантазируем о себе.

Делаем быстрые движения для повышения удовольствия и медленные для распространения удовольствия по телу. Если это интересно – мы будем делать это вновь и вновь, это часть нашей заботы о себе. Для того чтобы знать как прикоснуться к партнеру, можно задать вопрос как это сделать. А для того чтоб мы знали как прикоснуться к себе – надо изучить себя. И тогда будет хорошо обоим партнерам: партнер чувствует себя намного лучше, когда знает и прикасается так как мы хотим, да и нам от этого тоже только приятно.

Прикосновение – центральное действие в социальной жизни человека. Это самое развитое сенсорное чувство с рождения.

Кангароо Кеа, американский институт педиатрии провели исследование. Те дети, которых гладили пятнадцать минут три раза в день набирали вес на 47% больше чем те, к кому не прикасались. Не только на детей, а и на взрослых влияют прикосновения. Те, у кого они есть испытывают меньше агрессии, меньше стресса, менее импульсивны.

Представьте себе что вы купили iPhone и пользуетесь только функцией исходящих и входящих звонков, а потом находите все остальные программы и понеслась, совсем другое дело. Так же и с телом, вы начинаете жить органами чувств, находить свою музыку, свой парфюм, свои любимые картинки, учитесь прикасаться к себе и вкушаете еду, которая «включает». И тогда вы iPhone не только с входящими и исходящими звонками.

Работа с интимными мышцами необходима? С чего посоветуете начать? А чего лучше избегать?

Это моя любимая тема. У всех нас есть пресс. Тот, кто его качает, тот получает кубики и красоту и восторженные взгляды. Если пресс не качать, сам он не появится. Так же история и с интимными мышцами. Если их тренировать – то в жизни появляется больше удовольствия, больше чувственности, ярче оргазм, улучшается кровообращение, лубрикация и конечно же интимное здоровье. Сексуальное здоровье в порядке – спасибо интимной зарядке!

Самое интересное, что тут не нужно ракеток и мячей как в теннисе. Не нужно шайб и клюшек как в хоккее. Тут берешь и делаешь. Используя упражнения Кегеля. Все просто. Я сейчас сижу и улыбаюсь пишу, но я одновременно работаю. Что я делаю? – я делаю упражнения Кегеля. Я уверена, что вы начали тоже их делать, так как невозможно их не делать, если о них говорят.

Наталья Ежова

Упражнения делаете как в спортзале, расписываете количество и подходы. 5 подходов по 3 сжимания, 3 подхода по 10 морганий и так далее. Вы выбираете сами как сделать себе программу.

На встрече моргаем, в магазине моргаем, чистим зубы и моргаем, пожимаем руку моргаем, в душе моргаем, за рулем моргаем.

Вы можете сделать занятия более продвинутыми и применить нефритовые яйца или другие тренажеры.

Это как упражнения на пресс с утяжелителями – быстрее, лучше, качественнее.

С чего начать? Красный. Когда видишь красный светофор сразу начинаешь моргать. 15 минут в день хватит для того чтоб держать мышцы в тонусе.

Избегаем сразу больших нагрузок. У меня есть пациенты, которые поднимают груз 5 кг с помощью нефритовых яиц. Скажу сразу, к этому нужно долго идти. Предупреждаю, что от множества упражнений как и от пресса, могут болеть мышцы. Они будут вас ненавидеть. А мы хотим чтоб они вас любили. Всего надо чтоб было в меру. И еще – такие упражнения не рекомендуется беременным девушкам в первом и последнем триместре.

Как влияет угнетенная женственность и сексуальность на здоровье женщины?

Представьте себе механизм часов. Каждый винтик и болтик делает свою работу. И вдруг один из них заржавел и дал сбой. Что будет со всей системой? Она вся выйдет из строя. Вот сексуальность один из винтиков. И когда он ржавеет вся система чувствует себя не очень хорошо. Отсюда и болезни.

Как влияет эмоциональный фон и образ жизни на женское сексуальное здоровье?

Эмоции порождают действия, а действия порождают то, что нас окружает. Поэтому эмоции напрямую воздействуют на женское сексуальное здоровье. Сексуальные эмоции – это гнев и радость. Если эти эмоции подавлены — не реализуется полностью сексуальный потенциал. Что делать? Злить себя!

В первую очередь отследить какие эмоции возникают чаще всего, провести аудит. Даже завести дневник и каждый день отмечать какие эмоции сопровождают вас. Это поможет оценить ситуацию. А когда мы ее правильно оцениваем, тогда можем что-то поменять. Разум и тело одна система. Тут подход уже с другой стороны. Стороны эмоций. Есть такое понятие не выговоренные эмоции, застрявшие эмоции я думаю вы неоднократно это слышали. Если такие эмоции остаются без выхода, то они превращаются в психосоматику, заболевания.

Важно разрешить себе проявлять все эмоции. Ведь все эмоции важны, все эмоции нужны. И гнев это не плохая эмоция, как принято считать. Она самая ресурсная, если ее направить в правильное русло. А это в наших силах. Для понимания эмоций рекомендую для просмотра мультфильм “Думки навиворіт” После просмотра даже 5-ти летний ребенок будет понимать свои эмоции. А когда знаешь – можешь управлять.

Что вы пожелаете нашим читательницам?

Оставайтесь любопытными и помните, что здоровая сексуальность – это норма жизни современного человека.

Ксения Кузнецова

Фото: FB-страница Натальи Ежовой

Тайное оружие женских уловок: «внутреннее свечение» — козырь сексуальности

Девушки и женщины тратят уйму времени, сил и средств, чтобы выглядеть привлекательными, особенно, в глазах мужчин.

Но иногда и сами не понимают, почему одним это удается, а другим — нет. Американские психологи решили им помочь лучше овладеть своим тайным оружием.

Проведя многолетние наблюдения за мужчинами, специалисты собрали и обобщили те факторы, которые заставляют сильный пол «западать» на слабый. Возможно, эти данные пригодятся нашим дамам, когда они в следующий раз решат, что нуждаются в мужском внимании.
На первом месте среди мужских приоритетов стоит некая неопределенная субстанция, внутренние качества женщины, передающие ее сексуальность, которые респонденты определяли, как «внутреннее свечение». Но поскольку, это качество скорее врожденное, то пойдем дальше.

Уверенность женщины в себе, как правило, подчеркивает ее природную сексуальность. Но мужчинам важно и то, насколько женщина готова этой сексуальностью поделиться с ними, хочет ли она, чтобы о ней думали именно в этом плане, или просто несет ее как дорогое, но бесполезное украшение.

Больше половины мужчин, как оказалось, любят естественные женские запахи и реагируют на них сильнее, чем на дорогой парфюм.

Мужчинам свойственно оценивать, прежде всего, внешность женщины, если они рассчитывают заполучить ее на одну ночь. Но если речь идет о более длительных отношениях, то на первый план выходят иные качества.

Важное значение играет голос женщины. Сексуальный голос должен быть мягким, легким, нести в себе оттенок улыбки и ни в коем случае не содержать агрессии и угрозы.

Не менее важно, чтобы женщина сама осознавала себя сексуальной, необходимой и желанной для мужчин. Если это есть внутри, то мужчина такой настрой моментально почувствует.

Одеваться женщине нужно элегантно и красиво, но не носить откровенно сексуальные наряды — это может только отпугнуть мужчину. Женский секрет — в утонченности. Хотя мужчинам нравятся ткани мягкие на ощупь, а также обтягивающие джинсы и отсутствие бюстгальтера.

Мужчинам льстит, если женщина тщательно следит за своим телом (ведь они уверены, что это делается исключительно для них) и при этом восхищается его мужскими качествами, давая понять, что он желанен.

Самые сексуальные волосы: мягкие, летящие, свободные.

Туфли тоже могут передавать сексуальные импульсы. Плотно прилегающие к ноге, с открытым или острым узким носом да еще яркого цвета туфли — очень привлекательны.

Самым сексуальным цветом мужчины считают красный, затем черный и белый. Отторжение вызывают коричневый, зеленый, розовый, бежевый и цвет загара.

Мужчинам нравятся женщины с накрашенными ногтями, умеющие плавно и красиво танцевать, дающие им выговориться и улыбчивые. Если женщина теплая, счастливая и уверенная в себе, мужчина чувствует себя с ней легко и спокойно.

Сильный пол обожает, когда женское поведение носит мягкий и неуловимый характер. В прямом изложении это звучит примерно так: «Она должна уметь соблазнить меня так, чтобы я даже не почувствовал, что меня соблазняют».

Много внимания уделяется тому, как женщина двигается, сидит, ходит, разговаривает. Во всем этом не должно быть неуклюжести и неловкости. Сексуальная походка отличается уверенностью с налетом эротизма.

Несексуальной походкой считается ходьба с широкой поступью и широко друг от друга расставленными ступнями. Расстояние между ступнями считается нормальным, если они не расходятся больше чем на 7-14 см.

Сексуальная женщина сидит раскованно, расслабившись, исполненная чувством собственного достоинства, и садится, как правило, ближе к мужчине, чем другие женщины.

Мужчинам нравиться, если женщина способна передавать соблазнительные телесные импульсы, даже не собираясь этого делать. Сюда входят долгие улыбки, заглядывание мужчине в глаза и отвод глаз, прихорашивание, оглядывание помещения и т.п.

Очень сильный сигнал для мужчин — прикосновение! Можно дотронуться до руки или до плеча мужчины, чтобы подчеркнуть свою мысль. Есть и «случайные» прикосновения, когда бедро женщины касается мужского, пишет pravda.ru.

Если уж женщина решила флиртовать, то ей никогда не следует делать это, находясь в плохом настроении. Беседа должна быть украшена чуть раскованными шутками и главное, производить впечатление откровенной, то есть, содержать намеки на секс.

Мужчины нуждаются в поддержке собственной сексуальности. Так что, в посте
ли говорите, убеждая мужчину, насколько хорошо и мужественно он выглядит. Мужчинам нравиться слышать откровенную лесть в адрес своего тела и любовных способностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *