Бихевиористский подход

Бихевиористский подход

Бихевиоризм и необихевиоризм.

Понятие бихевиоризма. Схема «стимул – реакция» как единица поведения по Д.Уотсону. Научение как формирование поведения. Теории научения. Теория Э.Торндайка. КлассическоеобусловливаниеИ.П.Павлова. Оперантноеобусловливание Б. Скиннера. Поощрение, наказание и игнорирование как формы подкрепления поведения. Теория А. Бандуры. Наблюдение, моделирование и чувство самоэффективности как формы подкрепления поведения.

Во втором десятилетии 20 в. возникло новое направлении психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое, как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило названиебихевиоризм (от латинского – «поведение») и являлось третьим этапом в развитии представлении о предмете психологии. Основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания. Основоположник бихевиоризма – Дж. Уотсон считал, что поведение – это система реакций. Для Уотсона поведение или поступок человека объяснялся наличием какого-то воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента – стимула. Для бихевиористов соотношение S-R стало единицей поведения. В качестве общих задач психологии бихевиористы выдвигали следующие: прийти к тому, чтобы по стимулу предсказывать поведение и, наоборот, по характеру реакции определить вызвавший ее стимул. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

Бихевиори́зм (поведение) — направление в Ψ чел. и животных, буквально — наука о поведении. Предметом Ψ явл. поведение, а не сознание. Устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Схема «стимул – реакция» как единица поведения по Д. Уотсону. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под £ понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве £ для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R). Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и так далее. Объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 485;

Бихевиоризм и необихевиоризм

Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 20

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru

21 of 147

Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона(1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S—> Rвполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S— прикосновение к глазу, а вместо R— мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы, считал Уотсон, что не могут быть замечены наблюдателем.

Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека с тем, чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Итак, задачи классического бихевиоризма:

— изучение поведения (установление связей между Sи R);

— управление поведением, его моделирование (создание желаемых Rс помощью S);

— научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;

— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в
результате опыта.

Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию. Например, Б. Скиннер(1904—1990) ввел понятие «подкрепление». Подкрепление — необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул — реакция». По мнению Э. Толмена(1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная — реакция (S —> РР —> R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания.

Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные (когнитивные) карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира. Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандурыи Д. Роттера.

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Г. ЛАССУЭЛЛА В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИКИ

Современная политическая наука возникла на стыке двух издавна существовавших гуманитарных дисциплин — философии и права. Между тем, еще в XIX в. Предпринимались попытки создать социальные науки, которые изучали бы законы общественного развития примерно так же, как естественное постигает законы природы. С одной из таких попыток и связано явление, известное как бихевиоризм. Это труднопроизносимое по-русски слово — производное от английского «behaviour» (поведение). Исходя из принципа, согласно которому наука должна изучать лишь непосредственно наблюдаемое. Политологи настаивали на первоочередности изучения политического поведения в институтах, группах и в политическом процессе в целом. Основное внимание они сосредоточивали на анализе не столько государства, сколько власти и процесса ее осуществления.

Одним из отцов-основателей бихевиорального подхода в политической науке заслуженно считается Г.Лассуэлл. Появление бихевиорализма приходится на 20-е годы XX столетия, а расцвет его пришелся на 50-60-е годы. На фоне господствовавших в начале XXв. историко-сравнительного и юридического подходов в изучении политических феноменов это была попытка придать более строгий научный характер исследованиям в области политики. Анализируя историю развития политологии с позиции сегодняшнего дня, можно сказать, что бихевиоралисты внесли значительный вклад в расширении границ и в развитие перспектив политической науки. Среди наиболее крупных ученых изучавших данный подход являются Ч.Мерриам, Дж.Кэтлин, Д.Б.Труман, Д.Истон, Р. Даль, Г.Алмод и многие другие.

Термин «бихевиорализм» был введен в политическую науку группой учёных из Чикагского университета под руководством Ч.Мериамма, стремившихся использовать строгие методы при анализе политических феноменов. Бихевиорализм не имеет четкой структуры, этот подход представляет собой совокупность относительных ценностей и целей .

Основная методологическая установка бихевиорального подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Данный подход опирается на два основных принципа неопозитивизма: верификации и операционализма.

Рассмотрим ряд общих принципов и положений, которыми руководствовались в своих исследованиях сторонники бихевиорализма. Политическая наука предназначена для объяснения и прогнозирования конкретных политических событий. Главная цель политической науки — это поиск закономерностей поведения людей в сфере политики и связанных с ними переменных. Политическая наука имеет дело только с наблюдаемыми явлениями, т.е. с действиями или высказываниями отдельных индивидов и групп. Исследование не ограничивается сферой официальной политики, а распространяется и на ее неформальную сферу.

Другой основополагающий принцип бихевиорализма — это требование применения точных количественных методов и достижений других научных дисциплин — политэкономии, психологии, биологии, медицины и других. Данные, полученные в ходе политического исследования, следует обрабатывать количественными методами, и выводы должны базироваться на количественных данных. Только точные количественные методы могли считаться источником гарантированных утверждений о политике и выявить закономерности политической реальности.

Лассуэлл стал одним из основоположников качественного и количественного контент-анализа при исследовании политики. Впервые им были предложены методы изучения того, что ранее считалось невозможным изучать: мыслей, различного рода фантазий, неосознанных мечтаний. В этой области его известная работа — «Язык политики: изучение количественной семантики».

При бихевиоральном подходе, особая роль отводится теории. Для анализа политических феноменов, опираются на тщательно разработанные теоретические формулировки, на основе которых, в свою очередь, строятся гипотезы, проверяемые эмпирическим путем. Таким образом, главная цель политической теории — это создание «сквозных» обобщений, с помощью которых будут выведены эмпирические законы функционирования и эволюции политической структуры общества. Науке следует по возможности избегать накопления избыточной невостребованной информации. Практическое предназначение политической науки заключается в выработке методов и средств решения насущных социальных проблем.

Лассуэлл остро ощущал потребность в теоретической базе и работал над установлением связей между классической политической мыслью и эмпирической политической наукой. Он разработал концептуальную структуру политического анализа, включавшую в себя как общие положения классической теории, так и достижения эмпирических методов исследования. Результатом этой работы стала книга «Власть и общество: структура политического анализа».

Весьма влиятельными теоретическими направлениями в рамках бихевиорального подхода стали системный и структурно-функциональный подходы. С позиции системного анализа общества и его социальные составляющие можно рассматривать как более или менее постоянные образования, существующие в более широкой по отношению к ним окружающей среде. Они анализируются как целостные системы, в состав которых входит комплекс взаимозависимых элементов. Эти элементы можно вычленить из системы и анализировать. Системы имеют четко очерченные границы, выделяющие их из окружающей среды, причем существует тенденция к некоторому равновесию. Политическая система, согласно Д.Истону, ? это взаимодействия, посредством которых в обществе распределяются ценности. Основной задачей системного анализа стало изучение условий, необходимых для выживания политической системы. Однако, чрезмерный акцент на механизмах саморегуляции не позволил не учесть изменения в обществе, не увидеть напряженность социальной жизни и конфликты внутри самой системы.

С точки зрения структурного функционализма общество понималось как бесконечное множество переплетений и взаимодействий людей. Однако в данной социальной среде можно увидеть устойчивые элементы, которые и образуют структуру. Единицы структуры не связаны напрямую с конкретными индивидами, но являются позициями индивидов в системе. Функции — это то, что исполняется структурными элементами. Структурно-функциональный анализ в политике ? это выявление структуры политической сферы общества и последующее изучение функций, выполняемых его элементами. Что позволяет рассматривать политику как целостность. При таком подходе чрезмерно уделялось внимание функциям поддержания и адаптации политической системы, условиям ее стабильности, последовательности развития и выживания в ущерб изучению социальных столкновений и антагонизмов. «Неспособность структурного функционализма описать и проанализировать конфликт привела к тому, что он оказался бессилен предсказать социальные потрясения и предложить способы их урегулирования». Лассуэлл широко использовал структурно-функциональный и системный подходы при анализе вероятных путей эволюции мировых элит и общественных порядков. Он разработал свою собственную оригинальную версию структурно-функционального анализа в книге «Мировая политика и личная небезопасность».

Ещё один основополагающий принцип бихевиорализма требовал оставить за рамками научного исследования установление истинности или ложности таких ценностей, как свобода, демократия, равенство и т.д. Данное требование было направлено на освобождение политической науки о давления моральных и этических оценок. Лассуэлл много работал над проблемой трактовки ценностей в политической науке. Один из вопросов, который он ставил перед собой, — может ли быть наука свободна от оценочной функции, оперируя лишь поведенческими образцами? Или, если допустить, что поведение индивидов и групп определяют долговременные цели, каким образом их определять? Позиция Лассуэлла заключалась в том, что «ключевые» ценности, общие для всех людей, существую и могут быть установлены хотя бы на самом высоком уровне общения. Он считал возможным исследование особенностей общих ценностей отдельных участников политического процесса. И в ходе исследования, по мнению ученого, можно было увидеть, насколько совместимы части целого в данном социуме.

Таким образом, мы видим, что Лассуэлл довольно жестко придерживался принципов бихевиорального подхода. Поэтому разработанные им методы исследования политики мультидисциплинарны, ориентированы на эмпирическое применение и направлены на объяснение, понимание и предсказание политического поведения индивидов и функционирования политических институтов. Результаты исследований Лассуэлл использовал для выработки рекомендаций по решению конкретных социальных проблем.

>Бихевиоризм в политической науке

Понятие бихевиоризма

Мы знаем, что современная политическая наука возникла на стыках двух древнейших существующих гуманитарных наук — философии и права. Между тем, еще в 19 веке были предприняты попытки создания социальных науки, изучающих законы развития общества примерно в той же мере, что и естествознание изучает законы природы. Одной из таких попыток и связанас явлением, известным как бихевиоризм.

Замечание 1

Это трудное для произношения на русском языке слов, производное от английского «behavior» означает «поведение».

Если отталкиваться от принципа, по которому наука должна заниматься изучением только непосредственно наблюдаемым. Первыми бихевиористы были психологи, провозгласившие переход от изучения сознания к анализу людского поведения. Бихевиористы-социологи сформировали базис изучения определенного поведения как в юридически оформленных (формальных), так и в не формальных группах. Следующими по очереди были политологи. Инициаторы и последователи данного движения, которое принадлежало в большинстве чикагской школе американской политической науки, представителями которой являлись Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Л. Уайт и др., они выделяли первоочередность изучения политического поведения в институтах, группировках и в процессе политики в целом. Особое внимание они уделяли анализу не самого государства, скореевласти и процесса ее реализации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Бихевиоризм в политической науке представляется методологической ориентацией, целью которой является анализ политических явлений при помощи наблюдения за поведением людей и групп, состоящих из них.

Оба понятия — поведение и наблюдение,— которые использованыв этом определении, самостоятельно не имеют нужды в дефинициях. Политическое поведение понимается любое поведение человека — словесное (вербальное) либо невербальное, характеризующее его в образе члена конкретной политической совокупности. Другими словами, изучение политического поведения представляется исследованием политической жизни общества через призму поведения человека.

Под наблюдением необходимо понимать истребование информации разнообразными способами — непосредственными и косвенными. Различается наблюдение естественного и искусственного характера. Естественное наблюдение мы наблюдаем тогда, когда политическое поведение в существующих независимых от нас условиях, к примеру, анализ итогов выборов. Политическое поведение искусственного характера мы может наблюдать, когда изучающий самостоятельно провоцирует интересующее его поведение, наиболее часто путем анкетного исследования, реже — при лабораторном эксперименте.

Следует особо останавливаться на следующих преимуществах, дающих политической науке применение бихевиористских методов.

Во-первых, это выражается в учете психологического образа политики, который раньше вообще не принимался во внимание.

Ч. Мерриам полагал, что основой политической реальности служат индивидуальная человеческая воля и страсти, а особенно — жажда власти, возможности применения силы. Сначала бихевиоризм стремился искать, применять методы исследования, которые позволяют не только оценивать внешнее поведение , а так же его результаты, но и определять психологическое объяснениеданного поведения, другим языком говоря, такие методики, которые могли бы позволить увидеть отношения в сфере сквозь отражение переживаний его участников-людей.

Во-вторых, бихевиоризм всегда характеризовался ориентацией на количественные исследовательские методики. Базисными для любого исследования в политической сфере всегда признавались такие требования, как опора на данные, которые получены в процессе выборочных обследований, контентного анализа и т. д., их строгая системность и обработка математического плана. Классическими трудамибихевиористской политической науки признаны:

  • Г. Лассуэлл «Политика: кто получает что, когда и как» 1936г.:
  • Б. Берелсон, П. Лазарсфельд, У. Макфи»Голосование» 1954г.;
  • П. Лазарсфелд «Выбор народа»;
  • Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура» 1963г.

Они построены путем обобщения крупнейших массивов данных.

Происхождение и развитие сравнительной политологии

В своем очерке Ч. Мерриам «Современное состояние изучения политики» в 1925г. главным недостатком политологии называл острый дефицит научности. Если подразумевать научностью свойства, которые присущи естественному научному исследованию, то следует признавать, что данный недостаток сохраняется и в настоящее время. Но в какой-то мере он все-таки преодолен, именно это в главной степени заслуга бихевиористов. Бихевиоризм значительно развернул представления о видении политику обычными людьми, об их поведении, когда ста-новятся участниками процесса политики. Но куда более важно именно методологические достижения.

В границах бихевиоризма разработаны базисные методики прикладных политических исследований:

  • статистические исследования активности в политике, в основном это исследования, которые касаются выборов;
  • анкетирование и опросы;
  • 3эксперименты лабораторного типа;
  • применение теории игры при изучении механизма принятия решений в политической сфере.

Бихевиористская политология была основополагающим видом эмпирического— то естьсориентированного на сбор, обработку данных — исследования в политике. Эмпирическая наука занимается описанием реальности, а так же объяснением ее. Противоположным эмпирическому подходу является нормативный,который задается преимущественно вопросами о том, чем должна являться политика, а не тем, чем она является. Нормативистский характер носили множественные построения сторонников традиционного институционализма.

Сама по себе «бихевиористческая революция» не справлялась с новыми задачами, появившимися перед политической наукой после окончания второй мировой войны. В силу своего происхождения бихевиоризм уделил глубокое внимание подданным количественному анализу аспектам политики таким как, выборы, общественное мнению и т. д., в то время как все другое устранилось из видимости исследователей.

Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания

В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) — это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз-ом смысле) — это собст-но псих-ие мет-ды воздей-ия, больш-во кот-ых основ-тся на классич-ом и оперантном обуславливании (не повед-ие реак-ции на осущ-ие того/иного воздей-ия (экспери-ты Уотсона — формир-ие страха у реб-ка)). Возможно примен-ие «+»/»-» подкреп-ния. «+» приводит к более быст-му форми-ию пов-ия, а «-» к угасанию нежел-го пов-ия. (Эксп-т в школе: символьная экономика, жетончики, красн-ые квадратики, карандаши и открытки; итог — дети привыкают дейст-ать быстро только за награду).Теория соц научения (Бандура) Викарное научение — нау-ие путём набл-ния. Че-к набл-ет за пов-ем других людей и оце-ет его. (прим-р: реб-к бил игрушки на газах у других детей — хвалили, относились нейтрально, ругали — в данном случаи ур-нь агрессии у детей ниже). Оц-ка: «+» внимание удилялось внеш-м фак-рам (подкрепление и воздей-ие); «-» не бралисьв расчёт внутр-ие фак-ры. Бихевиористский подход к воспитанию Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. При этом именно поведение становилось предметом психологии. Развитие п-я, в основе которого лежит формирование новых связей м/д стимулами и реакциями, происходит в проце жизни ребенка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, кот поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, кот способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т.е. адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка. Психическое развитие, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Т.о., исследования развития психики в этой школе сводятся к исследованию формирования п-я, связей м/д стимулами и возникающими на их основе реакциями. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы пришли к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, кот показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Т.о, бихевиористы сделали вывод о том, что периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка. С точки зрения Д. Уотсона, основателя данной теории, у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты доказывают, что возможно формирование определенной, строго заданной модели п-я у всех людей. Он писал: «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением». Т.о., бихевиористы приходили к выводу, что главное внимание в исследованиях детского развития должно уделяться изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей м/д стимулами и реакциями. Осн полож бихевиористской теор учения и программированного обучения. Д. Уотсон провозгласил о необходимости смены объекта исследования психологии с психических явлений на явления п-я, понимаемого как двигательная активность организма в ответ на воздействие внешних стимулов, объектов среды. Учение объявлялось основным процом п-я и рассматривалось как изменение внешних реакций на внешние стимулы в связи с изменением последних. Д. Уотсон описывал проц учения так же, как И.П.Павлов описывал проц формирования условного рефлекса: действие безусловного раздражителя, вызывающего соответствующую ему безусловную реакцию; вместе с безусловным стимулом действует условный стимул и происходит его связывание с безусловной реакцией; условный раздражитель вызывает безусловную реакцию. Эта схема универсальна. Она относится и к формированию двигательного п-я, и внешнеречевого, и скрытого речевого п-я, отождествляемого с мышлением. Основные механизмы научения: смежность условных стимулов с реакциями и повторение этой смежности, замещение внешних двигательных реакций скрытыми движениями. Э. Торндайк, учение у людей и животных заключается в изменении их п-я. Под поведением понимается всякая деятельность человека и животного — безразлично, выражается ли она в простых непроизвольных движениях или же в уточненных мыслях и чувствах. Поведение — совокупность реакций внешних или внутренних в ответ на внешние ситуации. В учении связи м/д ситуациями и реакциями не только устанавливаются, но и упрочиваются. Упроченность связи характеризуется ее воспроизводимостью в обычных и напряженных ситуациях. Выделяет две формы учения: 1.при задании связей в готовом виде извне: восприятие образца или сообщения о связи, самостоятельные попытки ее актуализации, восприятие и оценка результата, переживание и закрепление. 2.при самостоятельном поиске связей: встреча с новой ситуацией, поиск связи с адекватной реакцией, применение найденной реакции, получение подкрепления. При научении при наличии пробующих движений требуется многократное повторение ситуации и поиска нужной реакции, которая актуализируется каждый раз с большей вероятностью, так как подкреплялась ранее. Научение с помощью идей без участия внешних проб характеризуется рядом особенностей. Оно включает: сравнение, анализ, абстракцию, выбор и планирование действия. Кроме того, оно может происходить по типу озарения и быстрого нахождения ответа. Факторами любого учения являются: напряжение потребности (закон готовности), смежность стимулов и реакций, повторная актуализация связи (закон упражнения), подкрепление удачной реакции (закон эффекта), степень различий стимулов и реакций, систематизированность материала, состав прошлого опыта. Все перечисленные факторы являются лишь способствующими или неспособствующими учению, кроме подкрепления, которое является необходимым условием учения и без которого учение состояться не может.Торндайк не различал усвоение конкретных знаний и умений и усвоение более общих познавательных операций. Он все сводил к первому и основным источником приобретения любого опыта считал обучение. Б. Ф. Скиннер в своей концепции оперантного п-я и инструментального научения принципиально не отходит от бихевиористской схемы: ситуация — реакция — подкрепление. Дальнейший анализ структуры учения Скиннером специально не проводился, однако в его конструктивных работах по программированному обучению можно констатировать выделение: фазы получения знания, фазы выполнения задания на применение знания, фазы получения подкрепления.

Технология обучения и воспитания в бихевиоризме

Технология обучения и воспитания в бихевиоризме

Если рассматривать обучение с точки зрения строгого бихевиоризма, на котором настаивал Скиннер — виднейший теоретик этого направления — то для начала надо сказать о респондентном и оперантном поведении, причем об оперантном — в большей степени, поскольку именно его Скиннер считал главным.

Оперантное поведение — спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию. Для животных и человека важны последствия — события, наступающие в результате поведения. И, в зависимости от последствий, человек или животное закладывают модель определенного поведения, которое ведет за собой те или иные последствия, требующиеся человеку или животному. Постепенно оперантные реакции приобретают произвольный характер.

Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться. Так дети учатся хныкать при необходимости уговорить родителей сделать то или иное действие — подойти ли к кроватке, купить ли мороженое и т.п.

В то же время вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Если ребенок один раз, расшалившись, разобьет кружку, последующая реакция родителей, скорее всего, предотвратит битье посуды из озорства, оставив лишь возможность случайной оплошности.

Нельзя не сказать о ключевом понятии концепции Скиннера — о подкреплении. В примерах, приведенных выше, подкреплением являлось внимание родителей, мороженое, или шлепок. Первые два являются примерами позитивного подкрепления, последний — негативного.

Так же, говоря о подкреплении, следует определить два его типа, признаваемых бихевиористами — первичное, или безусловное, и вторичное — условное. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение.

Возвращаясь к обучению, следует поднять вопрос об эффективности позитивного/негативного подкрепления.

Негативное подкрепление — наказание — казалось бы, гораздо более подходящий метод обучить чему-либо. Шлепнуть кошку газетой, не дать ребенку сладкое. Однако, Скиннер стремился доказать, что подобный контроль поведения неэффективен и, что еще хуже, вызывает негативные побочные эффекты — страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения. Далеко не факт, что кошка снова не полезет в мусорный контейнер, а ребенок не испачкается в золе. Скиннер настаивал на том, что позитивное подкрепление гораздо более надежный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вызывают «активное участие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Об этом в довольно живой форме говорит и Карен Прайор в своей книге «Не рычите на собаку». Так же подобную методику можно встретить у Куклачева в его работе с животными — не только кошками — в своих записях он всегда особо подчеркивал влияние именно «пряника», нежели «кнута».

В случае — вернемся к Скиннеру — научения сложному поведению используется метод последовательного приближения, или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого.

Здесь стоит снова вернуться к Карен Прайор. В книге «Не рычите на собаку» она приводит десять правил, «управляющих процессом выработки». Там же она говорит о том, что лишь некоторые, по крайней мере, первая четверка, установлены экспериментально, другие, насколько может судить об этом Прайор, даже не являлись объектами для изучения.

И если речь идет о технологии обучения, то эти десять принципов будут уместны в данной работе:

Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.

Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.

Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.

Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.

Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите, другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.

Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.

Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.

В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно, непрерывно и постепенно. Не существует единых закономерностей развития в данный возрастной период: какова среда, таковы и закономерности развития. Речь может идти только о создании функциональной периодизации, которая позволила бы наметить этапы научения, формирования определенного навыка.

Бихевиоризм можно определить просто — стимул-реакция. И говорить о нем можно просто, приводя примеры с лабораторными хомячками.

Но, если подойти к научению грамотно, то можно, как говорит Карен Прайор, «обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других — и чему угодно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *