Беседы с пациентами

Беседы с пациентами

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.
П. б. в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции: коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную. П. б. может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.
П. б. имеет ряд стадий: установление контакта, сбор анамнестических сведений и диагностика, определение динамики проявлений болезни в процессе лечения, психотерапевтические воздействия, оценка успешности хода психотерапии и итог поставленных и решенных в беседе задач. Уже во время первой беседы важны полное эмоционально положительное принятие пациента, внимательное и терпеливое вслушивание во все то, что он говорит. Если пациент высказывает ошибочные суждения, не следует демонстрировать явное несогласие или тотчас опровергать их. Психотерапевт остается искренним, но не пытается заставить пациента сразу принять его точку зрения. Эмпатический подход психотерапевта позволяет пациенту почувствовать себя свободнее, у него появляется доверие к врачу и ощущение того, что он понят; пациент более непринужденно высказывает свои переживания, сомнения и мысли, не боясь критики и осуждения.
Психотерапевт является важнейшим источником сведений, нужных больному, особенно на первом этапе лечения. Эти сведения касаются характера, причин и прогноза заболевания, методов лечения и перспектив выздоровления. Для психотерапевта весьма существенно как можно раньше выяснить все особенности собственной «концепции» болезни пациента, его представление о ее причинах и влиянии на жизненную ситуацию. С учетом этих данных и особенностей личности больного психотерапевт излагает пациенту свое понимание болезни и обсуждает с ним методы лечения. Эффективность П. б. может снижаться вследствие того, что предоставляемый пациенту материал слишком сложен для его понимания. Пациент запоминает лишь часть содержания беседы и нередко неправильно ее интерпретирует. Иногда способ постановки вопросов пациенту таков, что в самом вопросе содержится внушаемый ответ, или больной сообщает лишь те сведения, на которые своими прямыми вопросами направляет его врач, и в результате остаются невыясненными существенные области переживаний. П. б. является клиническим методом и в то же время имеет экспериментальный аспект. На протяжении ее психотерапевт делает для себя определенные предположения, а затем проверяет их на основании анализа полученного материала, воздействуя на пациента и учитывая его реакции на ответы. Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться согласованной направленности, взаимопонимания в обсуждаемых вопросах.
Следующим элементом П. б. является обсуждение динамики проявлений болезни, коррекции неадекватной «концепции» болезни пациента, помощь в понимании им связи психогенных факторов и проявлений заболевания, усиление мотивации к активному участию в психотерапии. После уяснения больным связи между симптоматикой и психологическими факторами, участвующими в развитии заболевания, в содержании бесед происходят существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а психологические проблемы, переживания и отношения личности. Особенности отношения пациента к психотерапевту, его поведение во время П. б. могут стать психотерапевтической «мишенью» для модификации некоторых конкретных дезадаптивных стереотипов общения больного с другими людьми. Существенным элементом П. б. является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном (в соответствии с согласованными задачами) изменении прежних, болезненных способов переживания и поведения.
Выше были описаны наиболее общие особенности (функции, структура, элементы) П. б., независимо от конкретной формы психотерапии. Существуют, однако, специфические черты П. б. при различной ее направленности, в частности психоаналитической психотерапии и клиент-центрированной психотерапии как наиболее типичных форм «психотерапии беседой». Своеобразие П. б. в рамках психоанализа определяется соблюдением психоаналитиком правила «эмоционального нейтралитета» (избегание влияния со своей стороны на эмоции пациента, сохранение позиции «зеркала перед глазами пациента»), использованием свободных ассоциаций при получении материала для анализа, его интерпретацией, а также феноменами сопротивления, переноса и контрпереноса во взаимоотношениях врача и пациента. Основной задачей психоаналитика в П. б. является выявление переживаний, вытесненных в бессознательное, и помощь в осознании их пациентом, заостренное внимание к бессознательному, прежде всего к сексуальному (и агрессивному) и «инфантильному» в содержании беседы.
При клиент-центрированной психотерапии П. б. проходит в атмосфере глубоко личного контакта при соблюдении психотерапевтом особых условий («триада Роджерса»): безусловного положительного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности в отношении пациента. При этом во время бесед пациент поощряется ко все более свободному выражению своих переживаний, их полному осознанию и включению в концепцию «Я» с целью ее конструктивной реорганизации. Существенным является также более полное выражение чувств самим психотерапевтом, его личностная включенность в П. б.
Заключительной стадией П. б. является подведение итогов. Важно точно сформулировать достигнутое и наметить следующие этапные задачи лечения, конкретизировав участие пациента.
Степень адекватности самовосприятия психотерапевта влияет на особенности восприятия и оценки им П. б. в целом. Согласно Салливану (Sullivan H. S.), психотерапевт как «участвующий наблюдатель» должен постоянно сознавать влияние своего поведения на весь ход П. б. Для эффективного управления П. б. психотерапевту важно не только учитывать собственные коммуникативные стереотипы и потребности, но и понимать и контролировать свои чувства, возникающие в процессе общения с пациентом.

>Психотерапевтическая беседа — психология

Тактика психотерапевтической беседы

ТАКТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Основные приемы

Выслушивание — чтобы облегчил клиент душу, нашел собственное решение своих проблем

Снятие синдрома исключительности (банализация проблемы)— обесценить ситуацию делая ее заурядной

Приземление проблемы— пример: человеку с физическими недостатками нужно объяснить что многие люди тоже ведут сидячий образ жизни.

Конкретизация действий— начинать дело с того, что лежит под руками не рассуждать, а действовать. Разработать план

Доведение до абсурда— сгущая краски довести проблему до масштабов вселенной пока он не станет смеяться. Сравнение с теми, кому еще хуже

Помощь другим— переключить со своей проблемы на заботу о других (при депрессии)

Обесценивание проблемы в масштабах жизни— пример: что такое генерал против величием природы

Поиск положительных моментов или вспоминание прошлого опыта решения аналогичных проблем (для психастеников)

Использование притч, поговорок и пословиц – пример: «что сделано, то сделано»

А чтобы вы сами себе посоветовали, если бы …— чтобы возложить на клиента ответственность

Терапия будущим (надежды)— нынешние трудности временны и не напрасны

Частные приемы

Бред галлюцинации— 1. переубеждать бесполезно,

2. говорить спокойным голосом

Самоубийство— 1. проявлять сочувствие,

2. стать своим, играть на его стороне,

3. найти положительные моменты в сложившейся ситуации (как вам удалось выжить после такого!),

4. попросить его о помощи, чтобы он почувствовал что кому- то нужен,

5. разговор вести на том расстоянии, на котором ему удобно, постепенно сближая дистанцию.

Апатия (она возникает после длительной, напряженной, но безуспешной работы или неудачи. Человек при этом перестает видеть смысл своей деятельности, чувствует усталость. Апатия может перерасти в депрессию)- дать отдохнуть или отвлечь на какую- то деятельность (погулять)

Ступор— 1. подстроить свое дыхание под его ритм,

2. говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные) т.е. необходимо любыми средствами вызвать реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение— 1.говорить спокойным голосом о чувствах которые он испытывает (ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего)

2. Не спорить, не задавать вопросов

Агрессия— 1. дать возможность выпустить пар (избить подушку),

2. физические нагрузки,

3. не обвинять его самого, а высказываться только по поводу его действий (тебе хочется все разнести, давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации)

4. разрядить обстановку смешными комментариями или действиями,

5. предупредить о наказуемости агрессивных поступков.

Страх— 1. положить руку пострадавшего себе на запястье (я сейчас рядом с тобой),

2. побуждать пострадавшего дышать с собой в одном ритме

Нервная дрожь— 1. прижимать к себе пострадавшего,

2. потрясти пострадавшего 10- 15 секунд,

3. говорить чтобы он взял себя в руки, дать возможность отдохнуть.

4. укрыть чем- то теплым,

Плач— 1. взять пострадавшего за руку,

2. выслушать,

3. повторять отрывки фраз в которых он выражает свои чувства,

4. дать возможность выплакаться, выговориться,

5. не задавать вопросов, не давать советов.

Истерика (театральные позы)-

1. совершить действие, которое может сильно удивить (дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, крикнуть),

2. говорить короткими фразами (умойся, выпей воды),

3. уложить спать

Смертельная болезнь— 1. поощрять мысль об уходе, а не о смерти,

2. побуждать, чтобы пострадавший рассказывал о различных эпизодах своей жизни, задумывался об успехах,

3. исполните его давние желания,

4. составить план незаконченных дел

Смерть близкого— 1. говорить об умершем в прошедшем времени,

2. привлекать к организации похорон,

3. дать побыть одному,

4. физические нагрузки,

5. объяснить, что окончание скорби- это не то же самое, что забыть любимого человека

Насилие связанное с угрозой для жизни (при этом меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями)- 1. дать возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию,

2. обратиться к приятным образам из прошлого,

3. сводить разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Сексуальное насилие— 1. не обвинять пострадавшего в случившемся,

2. побуждать говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях

Посттравматический синдром— 1. побуждать заниматься делами, которые приятны пострадавшему,

2. создать условия для задушевного разговора,

3. не отталкивать пострадавшего, даже если он отталкивает вас.

Психотерапевтическая беседа

Для налаживания контакта между врачом и больным ребенком можно использовать ряд правил.

Однократной беседы иногда бывает достаточно. Первый разговор является решающим, т. к.

от него зависит, сможет ли в дальнейшем врач наладить контакт с ребенком и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Необходимо добиться от ребенка сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии.

Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался.

Важным этапом является уточнение: остался ли конфликт и участие в нем пациента «снаружи» или он может представить его сценически.

Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к.

трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени.

Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии.

Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.

Поддерживающая психотерапия

Поддерживающая психотерапия — психотерапевтическое управление. Этот метод заключается в проработке своего поведения, трудностей в реальной жизни, желательно совместно со своими родителями, родственниками, и показан пациентам со слабостью «Я», а также при наркоманиях и пограничных психозах.

Динамическая психотерапия

Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я». Показана при соматизированной депрессии.

Психотерапия, основанная на глубинной психологии

Вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми. После частичного разрешения конфликта становится возможным выход из него.

Психоанализ

Проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову. Врач находится позади пациента и концентрируется на его рассказе.

Внешние факторы отходят на задний план. Цель лечения: повторное переживание и регрессия детских переживаний, вскрываемых в свободных ассоциациях и сновидениях. В ходе лечения необходимо возобновление детских эмоциональных установок в отношении своих родителей.

Аналитическая групповая психотерапия (АГПТ)

Выделяют амбулаторную и стационарную АГПТ. Групповая психотерапия проводится 1—2 раза в неделю на протяжении от 1 до 3 лет с оптимальным числом участников 6—8 человек.

Преимущество метода: в составе группы пациенты начинают мотивированно относиться к себе, заинтересованы в общении с другими. Групповая психотерапия дает возможность перенесения переживаний не только на психотерапевта, но и на других пациентов.

Показания к АГПТ — функциональные синдромы, бронхиальная астма, нервная анорексия.

Христианская исповедь и психотерапевтическая беседа: сравнительный анализ

Фыряев А.

Христианская исповедь и психотерапевтическая беседа: сравнительный анализ

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В христианстве, исповедь является одним из регламентированных церковными канонами таинств. Исповедь в таинстве покаяния представляет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника. Она может совершаться в форме вопросов священника и ответов кающегося.

Очень распространенной формой исповеди является свободная беседа со священником, в ходе которой исповедующийся без наводящих вопросов рассказывает о совершенных грехах. Священник при этом слушает исповедь молча или при необходимости делает краткий комментарий.

Исповедь не должна превращаться в подробный рассказ об обстоятельствах, при которых был совершен тот или иной грех.

В исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент.

Священник при ее проведении должен подобрать слова утешения, совета, построить свой разговор так, что в нем уже будет определенный момент психотерапии.

Но психотерапевт не может заменить священника, потому что исповедь — это, прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания .

Не каждый человек понимает и принимает религиозную сферу жизни, следовательно, не выберет исповедь в качестве способа решения своих духовных проблем. Подобному человеку следует обратиться к методам психотерапии, одним из которых является беседа.

Психотерапевтическая беседа представляет собой основной метод получения информации, а также источник и способ познания и осознания психологических явлений, основанный на вербальном общении психотерапевта с пациентом.

Психотерапевтическая беседа может быть по направленности содержания свободной, построенной по типу исповеди, и структурированной конкретными задачами. Соответственно, она выполняет коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную функции.

В ходе беседы психотерапевт не пытается заставить пациента принять его точку зрения, он стремится завоевать доверие пациента, чтобы тот мог более непринужденно высказывать свои переживания, сомнения и мысли, не опасаясь критики.

Психотерапевт является важнейшим источником сведений о характере, причинах заболевания, методах лечения и перспектив выздоровления, необходимых пациенту, особенно на первом этапе лечения.

Эффективность беседы может понижаться, если предоставляемый пациенту материал слишком сложен для понимания. Пациент, как правило, запоминает лишь часть беседы и нередко неверно ее интерпретирует.

Иногда сам способ постановки вопросов пациенту таков, что уже содержит необходимый ответ в самом вопросе.

В некоторых ситуациях психотерапевт своими вопросами невольно направляет пациента, что приводит к тому, что больной сообщает лишь определенные сведения, и в результате многие аспекты остаются невыясненными. Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться взаимопонимания с пациентом в обсуждаемых вопросах .

После осознания пациентом связи между симптомами и психологическими факторами, способствующими развитию заболевания, предметом беседы становятся психологические проблемы, переживания и отношения личности. Важным элементом психотерапевтической беседы является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном изменении способов переживания и поведения.

Таким образом, исповедь — одно из семи таинств, во время которой верующий человек осознает свои грехи и раскаивается в них. Ее главное условие — искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение человека исправить свою жизнь.

Тем самым, можно сравнивать только пастырскую работу с работой психолога или психотерапевта, оставляя в неприкосновенности само таинство, а также личностные характеристики священника и психотерапевта: естественность, гармоничное сочетание своих чувств и профессиональных качеств, внимание как настроенность на другого человека, как способность слышать.

Кроме того, необходимо внимание к себе как специалисту: духовное руководство для каждого священнослужителя и супервизия, индивидуальная терапия для психотерапевта.

Исповедь и психотерапевтическая беседа должны быть добровольными. Они могут дополнять друг друга.

Психотерапия помогает снять внутренние барьеры на пути к исповеди, а исповедь, поможет сделать шаг в решении той жизненной проблемы, которой была посвящена психотерапия. Помощь священника и работа психотерапевта во многом сходны.

Это сходство определяет перспективы их сотрудничества, главное и принципиальное же их отличие заключается в конечной цели деятельности .

10 принципов общения врача с пациентом

  • П.2. Создать прохладный воздух
  • П.1. Справиться со своей пирофобией
  • Семь правил снижения температуры у детей
  • Семь ненужных и опасных лекарств, применяемых при повышении температуры у детей
  • Об антигистаминных при повышенной температуре у детей
  • О «Найз»
  • О «Корвалол»
  • Об Аспирине
  • О «Но-шпа»
  • Об «Анальгине»
  • Об «Ибуклине»
  • Пятый симптом бронхита: дыхательная недостаточность
  • Четвёртый симптом бронхита: обструкция бронхов.
  • Третий симптом бронхита: хрипы.
  • Второй симптом бронхита: мокрота.
  • Первый симптом бронхита: кашель
  • Пять симптомов бронхита
  • О лечении бронхита у детей : антибиотик.
  • О лечении бронхита у детей: бронхолитик
  • О лечении бронхита у детей : мукорегулятор
  • О лечении бронхита у детей: ингаляции.
  • О лечении бронхита у детей: отказ от муколитиков.
  • О лечении бронхита у детей : отказ от отхаркивающих
  • О лечении бронхита у детей : контроль кашля
  • О лечении бронхита у детей: контроль дыхания
  • О лечении бронхита у детей: воздух
  • О лечении бронхита у детей: избыточное питье
  • Десять правил лечения бронхита у детей
  • О профилактике ОРВИ и гриппа : вакцинация
  • О профилактике ОРВИ и гриппа : закаливание.
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: здоровый режим дня
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: респиратор
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: чистые руки, но прочь от лица
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: изоляция ОТ заболевших
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: режим избегания контактов
  • О профилактике ОРВИ и гриппа у детей: полезная еда.
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: питьевой режим
  • О профилактике ОРВИ и гриппа: грудное вскармливание
  • О профилактике ОРВИ и гриппа десять рекомендаций
  • О лечении гриппа у детей : Лекарства.
  • О лечении гриппа у детей : Респиратор.
  • О лечении гриппа у детей: Дезинфекция рук.
  • О лечении гриппа у детей : Адекватные одежда и обувь.
  • О лечении гриппа у детей: Влажный воздух.
  • О лечении гриппа у детей : Прохладный воздух
  • О лечении гриппа у детей : Дезинфекция воздуха.
  • О лечении гриппа у детей : Не кормить густой пищей.
  • О лечении гриппа у детей : Питье избыточное
  • О лечении гриппа у детей: Режим карантина.
  • О лечении гриппа у детей: 10 назначений
  • О лечении ОРВИ у детей: лекарства
  • О лечении ОРВИ у детей: маска
  • О лечении ОРВИ у детей : чистые руки
  • О лечении ОРВИ у детей : адекватные одежда и обувь
  • О лечении ОРВИ у детей: влажный воздух
  • О лечении ОРВИ у детей: прохладный воздух
  • О лечении ОРВИ у детей: чистый воздух
  • О лечении ОРВИ у детей: кормление по требованию
  • О лечении ОРВИ у детей: питье каждый час
  • О лечении ОРВИ у детей: режим изоляции
  • О лечении ОРВИ у детей
  • Вопросы о вакцинах и о вакцинации от гриппа H1N1
  • Проба Манту и ее аналоги (Диаскинтест, Т-спот)
  • 10 мифов о Национальном календаре прививок
  • О вредных продуктах в детском питании: грибы.
  • О вирусе Коксаки горячая десятка ответов на частые вопросы
  • 10. Анализы при кишечной инфекции у детей
  • 9. Энтерол вместо Энтерофурила при кишечной инфекции у детей
  • 8. О противовирусных при кишечных инфекциях
  • 7. О ферментных препаратах при кишечной инфекции у детей
  • 6. Об энтеросорбентах при кишечной инфекции у детей
  • 5. О «Регидронах» при кишечной инфекции
  • 4. О молочном при кишечной инфекции у детей
  • 3. Кормить или не кормить при кишечной инфекции
  • 2. Искусственное вскармливание при кишечной инфекции
  • 1. Грудное вскармливание при кишечной инфекции
  • 10 полезных действий при острой кишечной инфекции у детей
  • При ангине понадобится соблюдение особенного режима?
  • При ангине нужен анализ на АСЛО?
  • При ангине нужны анализы крови и мочи?
  • При ангине врач может назначить Бициллин?
  • При ангине антибиотик нужно принимать 10 дней?
  • При ангине нужен мазок из горла?
  • При ангине всегда нужен антибиотик?
  • Иммунограмма показывает слабый иммунитет?
  • Иммунолог нужен для вакцинации?
  • Лекарства для иммунитета нужны при лечении инфекций?
  • Антибиотики ослабляют иммунитет?
  • Иммунитет взрослого крепче, чем у ребёнка?
  • Чем младше ребёнок, тем слабее его иммунитет?
  • Прививки ослабляют иммунитет?
  • Витамины укрепляют иммунитет?
  • Герпесвирусные инфекции вызывают ослабление иммунитета
  • Частые ОРВИ — это слабый иммунитет?
  • 10 мифов о слабом иммунитете
  • Десятый миф о прививках-можно отложить на любой срок.
  • 9. Прививки защищают от инфекций, против которых сделаны.
  • 8. Нельзя делать более двух прививок сразу.
  • ЕНИ 2016
  • 7. Нужны лекарства при реакциях на прививку.
  • 6. Запрещено давать новые продукты до и после прививки.
  • 5. Необходимо изменение образа жизни до и после прививки.
  • 4. Невролог может запретить делать прививки.
  • 3. Прививки требуют специальной подготовки лекарствами.
  • 2. Прививки требуют предварительного полного обследования
  • 1. Прививки можно делать только здоровым.
  • 10 мифов о прививках
  • Десятый миф об аллергии: вред лечения гормонами.
  • 9 миф. Аллергены проникают в грудное молоко.
  • Восьмой миф об аллергии: лечение кожи через кишечник.
  • Седьмой миф об аллергии на переедание.
  • Миф номер шесть. Аллергия из-за глистов или лямблий.
  • Пятый миф. Гипоаллергенная диета.
  • О четвертом мифе. Аллергику гипоаллергенная смесь.
  • О мифе номер три. Аллергия неизлечима.
  • О мифе втором. Накопительная аллергия.
  • О первом мифе. Аллергия на грудное молоко.
  • 10 мифов об аллергии
  • Об антибиотиках 10 истин.
  • Обязанности пациентов
  • Диалоги педиатра и детей о курении.
  • Диалоги врача и мам новорожденных
  • Причины конфликтов врачей и пациентов.
  • О дисбактериозе кишечника
  • Лечение страха высокой температуры тела ( пирофобии)
  • 10 принципов общения с конфликтным пациентом
  • 10 принципов общения врача с пациентом
  • О «повышении» иммунитета
  • О двух «одинаковых» вакцинах от гриппа.

10 «Нет» терапевтического общения

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненного задания после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственно­стью.

5. Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, на­званий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно — не давайте им возмож­ность большого выбора — это можно!

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

Вопросы для самоподготовки

  1. Дайте определение понятия «общение».

  2. Понятие — сестринское обучение.

  3. Назовите уровни общения.

  4. Перечислите функции общения.

  5. Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты общения.

  6. Опишите эффект «ореола».

  7. Выделите пять стилей общения.

  8. Определите критерии эффективности общения.

  9. Назовите виды и средства общения.

  10. Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

  11. Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспо­собными к вербальному общению Определение обучения в сестринском деле.

  12. Задачи обучения в сестринском деле.

  13. Сферы обучения.

  14. Методы обучения.

  15. Приемы обучения.

  16. Понятия формальных и неформальных методов обучения.

  17. Мотивация к обучению.

  18. Способность, определение, виды.

  19. Готовность пациента к усвоению информации.

  20. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

Литература для самоподготовки:

Обязательная:

Учебники

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

  2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

  4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

Дополнительная:

  1. Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.

Лекция №5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *