Автономия

Автономия

Урок 33. Личность и мораль. Повторительно-обобщающий урок 30.10.2013 5226 0

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственная культура»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 72-74.

КАРТОЧКА № 72

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Можно ли подчинять смысл жизни своей выгоде?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— Согласны ли вы с мнением, что в современном обществе мораль утратила свое значение?

— Как воспринимаются понятия добра и зла в современном мире?

— Как часто человек, оценивая свои поступки, опирается на их вы­году для себя?

— Скажется ли на человеке нежелание соблюдать общечеловеческие нормы морали?

— Можно ли утверждать, что каждый злой поступок будет обязательно наказан?

— Почему люди стремятся сохранить общечеловеческие ценности в любых условиях?

— Как отличить защиту человеком своих интересов от желания удов­летворить свои корыстные интересы?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 73

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Почему мы дорожим дружбой?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— Несет пи человек ответственность за свою судьбу и свои поступки?

— Какую роль в стремлениях человека играют жизненные обстоя­тельства?

— Почему человек всегда стоит перед выбором — как удобно или как надо?

— Как формируется характер человека?

— Почему зная нормы морали, человек часто нарушает их?

— Почему, нельзя нормы морали сделать законодательными?

— Всегда ли большинство в состоянии наказать тех, кто нарушает моральные нормы?

— Почему люди совершают преступления?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 74

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Как человек реализует себя?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— Что заставляло подданных Нерона смотреть театральные пред­ставления с его участием?

— Как общество оценивает человека?

— Почему важно сравнивать самооценку с оценкой общества?

— Что легче, быть или казаться?

— Можно ли добиться морального совершенства?

— Какими качествами должен обладать порядочный человек?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

Фронтальный опрос

— Что такое мораль? (Нравственные нормы поведения, отно­шений с людьми, а также сама нравственность.)

— Всегда ли понятие «мораль» совпадает с понятием «нрав­ственность»?

— Можно ли зло оправдать добрыми намерениями?

— Как определить добрый поступок или злой? (Соответ­ствует ли поступок «золотому правилу морали».)

— В чем нравственная сила любви? (Настоящая любовь делает нас лучше, способствует развитию в человеке его лучших качеств.)

— Почему рядом с любовью всегда существует ревность? (Ревность существует как обратная сторона любви. Она может быть вызвана боязнью потерять любимого чело­века.)

— Что значит быть мужественным? (Способность брать на себя ответственность за близких тебе людей, позаботить­ся, поддержать и защитить их.)

— Как вы понимаете — долг общественный и долг моральный? (Общественный долг-объективные обязанности, которые

человеку необходимо в жизни выполнять. Моральный долг— сознательное предъявление требований к самому себе.)

3.Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 72-74, отзывы одноклассников

III. Выполнение проверочной работы по вариантам Вариант 1

1.Быть личностью, значит…

а) быть лично ответственным;

б) быть «господином самому себе»;

в) иметь твердые принципы;

г) все выше перечисленное.

2.Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой: 1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому, правда. 2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни горо­дов, ни государств.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

3.Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение; б) государственные законы; в) совесть; г) мнение окружающих.

4.Что является моральным идеалом человечества? 1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». 2. Вечные вопросы философии.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и1 и 2; г) нет верного ответа.

5.Для выполнения морального долга человеку нужно: 1. Действо­вать осознанно, добровольно. 2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

6.Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм; б) нравственность;

в) ревность’, г) любовь.

7.Счастливыми всегда являются браки заключенные: 1. По свободному выбору. 2. Заключенные по любви.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

8.По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке мож­но по его отношению:

а) к женщине’,

б) профессиональным обязанностям;

в) друзьям детства;

г) все выше перечисленное

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание моральных ценностей;

б) стремление получить профессию;

в) заключение брака;

г) участие в управлении государством.

10. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе? 1. Помогает нам оценивать окружающую действитель­ность и самого себя. 2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный выбор -… (решение которое оценивает обще­ственное мнение).

2. «Категорический императив морали» — … (поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, все­общим моральным законом).

3. Моральная основа брака -… (любовь, уважение, симпатия к будущему супругу).

4. Добро -… (все, что способствует улучшению жизни, нрав­ственному возвышению личности, совершенствованию об­щества).

Вариант 2

1. Под автономностью человека подразумевают:

а) независимость; б) инициативность;

в) решительность; г) все выше перечисленное.

2. Стыд и правда должны: 1. Объединять людей, направлять на путь добра. 2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, к человеку;

б) философские законы;

в) религиозные заповеди;

г) знания, накопленные человечеством.

4. «Золотое правило морали» утверждает принцип: 1. «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь». 2. «Категорического императива морали».

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

5. Мораль регулирует деятельность людей через: 1. Различные организации. 2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

6. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность; б) деградация личности;

в) безнравственность; г) флегматизм.

7. Что является моральной основой брака? 1. Семейный долг.

2. Принцип «стерпится — слюбится».

а) верно только /; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2: г) нет верного ответа.

8. Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности;

б) есть гармония совпадения и гармония контраста;

в) она основана на благодарности;

г) высокий уровень образования.

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) стремление стать политиком;

б) выдающиеся способности;

в) умение поступать морально;

г) материальная обеспеченность.

10. Какие из перечисленных принципов характеризуют нрав­ственность? 1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.

2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный долг — … (сознательное предъявление требо­ваний к самому себе).

2. «Золотое правило морали» — … (не делай другому того, чего себе не желаешь).

3. Нравственная культура — … (знания о моральных ценностях, умение критически оценивать свои помыслы и поступки).

4. Совесть — … (личное глубокое осознание своего долга и от­ветственности).

> Понятия и содержание права на неприкосновенность частной жизни

Право на неприкосновенность частной жизни

Для определения частной жизни и неприкосновенности частной жизни используют термины «приватность» и «прайвеси». В европейских странах широко употребляются понятия и слова, производные от латинского «privatus», — а оно соответствует русскому «частное». В английском языке есть слово «privacy» («прайвеси»), согласно Вебстеровскому словарю английского языка, оно обозначает некое качество жизни, определяемое реальной возможностью человека осуществлять автономию и свободу в той сфере жизни, которая может быть названа «частной». В буквальном смысле «прайвеси» означает уединение, уединенность, тайну. Это слово-термин употребляется и для выражения права человека на автономию и свободу в частной жизни, права на защиту от вторжения в нее других людей, органов власти или каких-либо общественных организаций и государственных институтов 1.

Право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав человека. Как и другие права человека, право на приватность опирается не только на нормы права, но и представляет собой совокупность моральных представлений, имеющих высший гуманитарный смысл, главное предназначение которых — защита человеческого достоинства и свободы. Право на приватность призвано ограничивать власть для защиты человеческого достоинства и побуждать органы власти к его защите.

В ряду других прав человека право на приватность является уникальным, так как оно вбирает в себя все существующие характеристики прав человека: обеспечивает личную свободу, защиту от насилия и дискриминации, защиту от произвола власти, гарантирует минимальные условия для личного развития. Вместе с тем, право на приватность четко ограничено сферой своего применения, сферой частной жизни, которая находится вне производственной и общественной деятельности: обособленной сферой семейной и личной жизни, где человек пользуется максимальной свободой и всеми принадлежащими ему правами. Европейский суд включает в понятие уважения личной жизни право устанавливать и развивать отношения с другими людьми 2.

Отличительной особенностью права на неприкосновенность частной жизни является его психологичность и индивидуальность. В каждом конкретном случае содержание этого права сугубо индивидуально. По высказываниям некоторых исследователей, частная сфера — эта та сфера жизни и быта, которая зависит от индивидуальных, частных решений 3. Эта сфера противопоставляется публичной, которая открыта и доступна всем. «Приватное — это дом и семья, а также все то, что сокрыто от посторонних, принадлежит частному лицу. Частная жизнь — это часть жизни семейной и вся внутренняя жизнь человека, а также сфера межличностных отношений. Личная жизнь является лишь аспектом жизни частной — это самое потаенное, это любые формы крайнего уединения, ухода в свой собственный внутренний мир» 4. Объектом защиты права являются мысли и чувства человека, его внутренний мир, который невозможно оценить и измерять исчерпывающим образом. Поэтому, прежде всего, это право не столько защищает от физических посягательств и насилия, сколько оберегает душевное спокойствие, создавая «зону психологической безопасности».

«Как пишут антропологи и психологи, чувство приватности, чувство неприкосновенности определенной, «своей» сферы жизни — это биопсихическое свойство, присущее человеческой особи. Возможность обособиться от других, от общества в какие-то моменты для него чрезвычайно важна. Она создает для человека некую зону безопасности, которая позволяет ему адаптироваться к окружающей человеческой среде и защититься от того напора, который несет с собой очень мобильная, очень интенсивная современная жизнь» 5.

Жилище неприкосновенно, потому что человек нуждается в уединении и психологической безопасности. Частная переписка и частные разговоры неприкосновенны, потому что человек нуждается в интимности и неприкосновенности своего общения с другими людьми, в обособленности и целостности своей эмоциональной сферы — постороннее наблюдение препятствует свободному общению, выражению себя, делает его неполноценным. Информация о личной и семейной жизни человека неприкосновенна, потому что тайна является условием сохранения свободы и автономии.

Право на приватность в каждый момент времени представляет собой баланс интересов личности и государства. Сложность определения права на неприкосновенность частной жизни состоит еще и в том, что оно с одной стороны индивидуально, а с другой социально обусловлено. С одной стороны границы между своей частной жизнью и публичностью определяет сам человек, индивидуально и только для себя лично. Он самостоятельно определяет, какие сведения он хотел бы оставить в тайне, и на какие ограничения своей личной свободы он готов пойти. С другой стороны, претензии на установление пределов общественного интереса и степени ограничения прав граждан на приватность заявляет государство, и претензии эти также непостоянны и изменяются вместе с изменением социальных условий и под влиянием множества факторов. Граница между частной жизнью и общественными интересами индивидуальна в каждом конкретном случае в отношении конкретного человека, с одной стороны, и в каждом конкретном обществе в определенный момент времени, с другой стороны.

Ключевые понятия права на неприкосновенность частной жизни — личная свобода и достоинство, индивидуальность, автономия, уединение и анонимность. Если разложить это право на составляющие и посмотреть, что является объектом его регулирования и защиты, то в соответствии с трактовкой Европейского суда по правам человека, право будет включать «негативные обязательства», то есть обязательства государства воздерживаться от вмешательства в те или иные сферы, и «позитивные обязательства», что подразумевает принятие государством специальных «мер, направленных на обеспечение уважения личной жизни» 6. Так, право на неприкосновенность частной жизни включает следующие «негативные обязательства» государства:

1. Неприкосновенность жилища

Граничит по смыслу с правом на частную собственность, но охраняет не только собственность, но и возможность уединения и чувство безопасности. Определенным уровнем защиты обладают не только дома и квартиры, но и рабочие места 7, гостиничные номера, купе поезда и т.д. В числе прочего, это право включает защиту от неправомерного разрушения жилища, беспокоящих действий, в том числе от беспокоящего воздействия окружающей среды 8.

2. Физическая, а также психическая (моральная) неприкосновенность

Физическая неприкосновенность граничит с правом на личную неприкосновенность и во многом пересекается с ним, но в большей степени включает право самостоятельно принимать решения по поводу себя, не подвергаться принудительному медицинскому вмешательству, прохождению принудительных процедур сбора данных о физических, психических и биометрических характеристиках (генетического тестирования, тестирования на употребление наркотиков), использования детектора лжи и прочих процедур вмешательства в психические процессы. Психическая и моральная неприкосновенность охраняет от различных видов психического вмешательства и воздействия на личность, а также от унизительного обращения, в том числе от неоправданного прохождения процедур и обследований, унижающих человеческое достоинство.

3. Неприкосновенность коммуникаций

Этот вид неприкосновенности подразумевает право на установление коммуникаций с другими лицами без вмешательства и цензуры, включает право на собственно физическую неприкосновенность сообщений (чтобы телефонный разговор не прерывался и письма доходили нераспечатанными и по назначению). Право защищает от посягательства на все средства коммуникации (почта, телефон, телеграф, электронная почта, Интернет).

4. Информационная неприкосновенность

Право самое сложное для определения. Информационная неприкосновенность охватывает всю информацию о личности: личные и семейные тайны, любую информацию, которая сокрыта от посторонних и характеризует личность человека, может, так или иначе, затрагивать его внутренний мир, отношения с другими людьми. Информация о личности является инструментом социального контроля и манипуляций. Как высказываются ученые, учитывая роль мозга в определении параметров человеческого поведения, можно понять, какие широкие возможности существуют для манипулирования людьми, для контроля и регулирования их поведения — во имя как благих, так и недобрых целей, причем осуществляемого с помощью гораздо более глубоких научных методов, чем это было возможно в прошлом 9. С этой точки зрения информационная неприкосновенность дополнительный смысл и пересекается с психической неприкосновенностью.

5. Анонимность и уединение

Угрозе подвергаются не только информация и коммуникации, но и возможность находиться вне надзора, наблюдения и контроля. Современные технические средства позволяют негласно определять местонахождение человека, вести наблюдение и слежку. Уже сегодня технологии позволяют отслеживать перемещение человека, когда он расплачивается кредитной картой, по его сотовому телефону, идентифицировать человека посредством спутникового наблюдения, позволяют распознать человека по его изображению в толпе, составить подробное досье на человека. Активно разрабатываются технологии для тотального внедрения систем биометрической идентификации личности. Повсеместно в общественных местах внедряется видеонаблюдение.

6. Неприкосновенность семейной жизни

Включает ограничения на вмешательство в семейные дела, например, насильственное разлучение близких родственников.

Неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только в соответствии с законом «в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц» 10. Ограничение должно удовлетворять требованию «предсказуемости», то есть информация о существующих ограничениях должна быть доступна, а само ограничение сформулировано достаточно точно, чтобы заинтересованное лицо могло предугадывать последствия тех или иных своих действий. Вмешательство в частную жизнь должно преследовать законную цель. Оно должно «быть необходимым в демократическом обществе», то есть должен соблюдаться баланс между правами отдельного человека и общественными интересами. «Чем шире и глубже вмешательство, тем более вескими должны быть причины для его оправдания» 11. В соответствии с требованием Европейского суда, вводимые государством ограничения права на приватность должны содержать адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений, то есть содержать процедурные меры защиты 12.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Федоренко Е.Ю. 1 Островская Е.В. 1 1 ИППС ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» В статье раскрывается понятие личностной автономии в двух аспектах: как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и как характеристики межличностного взаимодействия (автономия во взаимоотношениях). Анализируется возможность развития личностной автономии у взрослых людей средствами групповой гештальт-терапии. В основе гештальт-терапии лежит «осознавание» – процесс фокусированного восприятия своих чувств, мыслей, ощущений в отношениях с людьми и при взаимодействии с окружающим миром, переживаемых в данный конкретный момент. В качестве средств рассматриваются поддержание инициативы, предоставление возможности участникам самостоятельного поиска решения своих проблем, получение значимой эмоциональной обратной связи от других участников группы. В результате проведенного исследования выявлено повышение уровня личностной автономии у людей, прошедших годовую программу групповой терапии в гештальт-подходе.

3204 KB личностная автономия самодетерминация гештальт-терапия эмоциональная зависимость отчужденность осознавание 1. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи / Д.С. Витакер; пер. с анг. В.П. Чурсиной. – М.: Класс, 2000. – 432 с. 2. Дергачева О.Е. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – Смысл М, 2011. – С. 210–240. 3. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Дж. Зинкер. – М.: Класс, 2000. – 471 с. 4. Казанцева Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2011. – 205 с. 5. Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с. 6. Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 142 с. 7. Польстер И. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / И. Польстер, М. Польстер ; пер. с англ. А.Я. Логвинской. – М.: Класс, 2004. – 272 с. 8. Поскребышева Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 200 с. 9. Робин Ж.-М. Теория и практика группы в гештальт-терапии (10 предложений к вопросу о группе в гештальт-терапии) / Ж.-М. Робин // Гештальт-92. – М.: МГИ, 2000. – С. 21–28. 10. Deci E.L. and Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebrasca symposium on motivation 1990. University of Nebrasca Press. Lincoln (Nb). – London, 1991. –Vol. 38. – Р. 237–288.

Нестабильность окружающего мира как контекст жизни современного человека стала уже традиционной темой для научной психологии XXI века. Интенсивный темп жизни, меняющиеся социально-экономические условия, размытость моральных норм усложняют процесс построения внешних опор и актуализируют поиск внутренних ресурсов. В качестве основных показателей психологического благополучия выступает не только приспособление и умение справляться с трудностями окружающего мира, но и способность преобразовывать его. По мере усиления неопределенности, стратегии адаптации и совладания начинают дополняться стратегиями самоорганизации и авторского жизнетворчества.

На каждого из нас постоянно действует система различных, часто разнонаправленных факторов, и мы имеем возможность как оставаться в рамках этой системы, так и трансцендировать её – через механизмы самодетерминации. Таким образом, сейчас способность человека самоопределиться и занять собственную позицию по отношению к детерминантам его поведения, индивидуальность и самодостаточность выступают на первый план и признаются ценными качествами личности.

При этом в социальных науках все чаще поднимается вопрос о дефиците способности современного человека к установлению психологической близости, формированию и поддержанию гармоничных отношений. На первый взгляд может показаться, что человек, стремясь к автономии, «платит» за это некоторой изолированностью от других людей. Однако такое понимание автономии устарело. Сейчас автономия уже не считается синонимом независимости. Человек, как социальное и культурное существо, не может быть независимым от общества, в котором он сформировался и живет. Автономия, в отличие от аутичности, предполагает взаимодействие с другими людьми и способность инициативно включаться и действовать в различных ситуациях.

«Автономия» в переводе с древнегреческого означает «своезаконие» (autos – сам и nomos – закон). В самом общем виде под личностной автономией понимаются такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, неосознаваемыми внутренними импульсами, желаниями или социальными требованиями .

Несмотря на то, что в психологии последних лет наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере. Большинством авторов (например, Д.А. Леонтьев, О.Е. Дергачева) признается значимость данного психологического явления, его структурная неоднородность, а также отсутствие общепризнанных операциональных определений. Проблематика личностной автономии пришла в психологию из философии, где она рассматривалась как свобода воли, и само номинальное понятие автономии только начинает обретать свой статус в профессиональной психологической сфере.

Наиболее интересным для нас представляется изучение двух аспектов конструкта личностной автономии: автономии как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и автономии как характеристики межличностного взаимодействия (автономия во взаимоотношениях).

В первом ключе личностная автономия рассматривается как синоним самодетерминации. При наличии автономии человек переживает свое поведение как самоопределяемое (выбор способа поведения осуществляется самостоятельно на основе внутриличностных детерминант) и соответствующее его потребностям, ценностям и интересам. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Деси Э. и Райана Р. Автономия противопоставляется здесь подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения. Человек осознает свои потребности и осознанно выбирает способы их удовлетворения, с учетом информации, получаемой из окружающей среды.

Во втором ключе автономия понимается как способность устанавливать и поддерживать эмоциональные связи с другими людьми без страха потерять себя в близких отношениях или при отсутствии отношений. Это особый тип привязанности, складывающийся у людей, принимающих взаимозависимость и осознающих при этом свою самодостаточность . Здесь она противопоставляется чрезмерной эмоциональной зависимости от других людей и отчужденности. «Человек может быть автономно взаимозависящим, будучи, таким образом, вольно зависимым от других и аутентично осуществляя заботу о других. Вдобавок, человек может быть неавтономным в своей независимости, разбивая узлы взаимоотношений, чтобы доказать собственную самоценность или умиротворить некоторые другие контролирующие силы» . В рамах отечественных исследований автономия в этом контексте изучалась Т.В. Казанцевой .

Практически общепризнано, что личностная автономия является индикатором достижения личностной зрелости, ключевым звеном личностного развития, а ее дефицит может приводить к психическим нарушениям разной степени тяжести .

Современные исследователи (О.П. Макушиной, Н.Н. Поскребышева) говорят о том, что личностная автономия не является врожденной характеристикой, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях развития. Проводились исследования, направленные на выяснение семейного контекста становления автономии, исследования, посвященные становлению личностной автономии детей и подростков . Вопрос о том, что именно может способствовать развитию личностной автономии взрослого человека, остается открытым. Вместе с тем признается, что уровень личностной автономии не является неизменной психологической характеристикой – нарушения, возникшие в сфере личностной автономии, могут быть устранены посредством психотерапевтической работы .

Теоретические основы гештальт-терапии позволили нам предположить, что этот подход содержит ресурс для развития личностной автономии. Основой метода гештальт-терапии является осознавание – процесс фокусированного внимания и восприятия своих чувств, мыслей, телесных ощущений в отношениях с людьми или во взаимосвязи с окружающим миром, переживаемых в данный конкретный момент. Результатом процесса осознавания становятся изменения восприятия нового опыта и детерминации поведения .

Гештальт-терапия направлена на то, чтобы помочь человеку восстановить свои границы с окружающей средой, научиться осознавать собственные потребности и механизмы самоблокирования процесса их удовлетворения, осознавать себя в актуальном контакте с реальностью, пробовать новые способы поведения и брать ответственность за свою жизнь , а именно это и является основой автономного поведения.

В процессе гештальт-терапии создаются специальные условия для этого. Гештальт-терапевт поддерживает инициативу клиента, позволяя ему самостоятельно находить решение своей проблемы через повышение уровня осознанности, дает значимую обратную связь на проявляемую клиентом активность, уделяет ему свое время и внимание, предоставляя возможность проявить себя при сопровождении и поддержке значимого человека (терапевта).

Групповая работа, построенная на принципах гештальт-подхода, акцентирует значимость межличностных контактов между участниками группы. Группа представляет собой своеобразную «лабораторию контакта» , где участники через взаимодействие друг с другом, начинают лучше осознавать свои границы (отделять свои мысли, чувства, убеждения), интегрировать отторгаемые (неосознаваемые) части своей личности, проецируемые на других людей , что способствует повышению автономии во взаимоотношениях.

Цель исследования

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выяснить, способствует ли групповая работа в гештальт-подходе развитию личностной автономии, а именно таких ее аспектов, как поведенческая автономия и автономия во взаимоотношениях.

Материалы и методы исследования

Для оценки автономного поведения использовался русскоязычный опросник каузальных ориентаций (адаптация О.Е. Дергачевой), который представляет собой описание различных житейских ситуаций с тремя возможными способами реакций, свойственными трем типам поведения (автономного, внешне мотивированного и беспомощного). Для оценки автономии во взаимоотношениях использовался тест профиля отношений (адаптация О.П. Макушиной), состоящий из утверждений, разделенных по трем шкалам: зависимость от других людей, отчужденность, автономия.

В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте 25–36 лет. Это 24 участника двух гештальт-групп и 24 участника контрольной группы, сформированной методом парного дизайна. Контрольная группа были подобрана таким образом, чтобы уровень выраженности автономии в ней не имел существенных отличий от гештальт-групп на начальном этапе исследования.

Участники экспериментальных групп проходили групповую терапию в гештальт-подходе в течение одного года (100 часов). На данном этапе осуществлялось критериально-ориентированное наблюдение за активностью участников гештальт-групп. Фиксировалось количество клиентских индивидуальных работ каждого участника, и оценивалась активность участников при внутригрупповом взаимодействии, исходя из теоретических положений о групповой динамике в гештальт-группах.

Результаты исследования и их обсуждение

По завершении работы гештальт-групп уровень поведенческой автономии повысился практически у всех участников. Выраженная динамика наблюдалась у 50% участников, средний темп роста – у 25% участников, у 17% произошли незначительные изменения, у 8% наблюдалась отрицательная динамика.

В контрольной группе у 54% произошли незначительные изменения, у 29% темп роста был средним, у 13% динамика была отрицательной, и только у 4% наблюдалась выраженная динамика.

Уровень автономии во взаимоотношениях в гештальт-группах также повысился у большей части участников. Выраженная динамика наблюдалась у 46%, средний темп роста – у 25% человек, незначительные изменения – у 21% участников. У 8% динамика была отрицательной.

В контрольной группе только у 4% наблюдалась выраженная динамика, у 42% темп роста был средним, еще у 42% произошли незначительные изменения, отрицательная динамика была у 12%.

Изменения внутри гештальт-групп были различными – в зависимости от степени и характера активности ее членов. Участники были условно разделены на три подгруппы: «активно вовлеченные», «сосредоточенные на себе» и «наблюдатели».

«Активно вовлеченные» участники проявляли активность и в индивидуальных работах на «горячем стуле», и в групповой динамике, «сосредоточенные на себе» участники проявляли активность в индивидуальных работах со своими клиентскими заявками, но в меньшей степени участвовали во взаимодействии с другими, «наблюдатели» заняли самую пассивную позицию в группе, не проявляя активности ни в одном из двух групповых процессов.

Для оценки различий в динамике уровня выраженности автономии участников гештальт-групп нами был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Были выявлены значимые различия (p = 0,01) в динамике уровня выраженности поведенческой автономии в двух активных подгруппах и подгруппе «наблюдателей». В подгруппе «наблюдателей» произошли средние и незначительные изменения, у одного человека динамика была отрицательной. В двух активных подгруппах темпы роста были высокими практически у всех.

Кроме того, было установлено различие в повышении уровня автономии во взаимоотношениях у «активно вовлеченных» участников по сравнению с «сосредоточенными на себе» (p = 0,01) и «наблюдателями» (p = 0,05).

Рис. 1. Динамика поведенческой автономии у участников гештальт-групп

Рис. 2. Динамика поведенческой автономии у участников контрольной группы

Рис. 3. Динамика автономии во взаимоотношениях у участников гештальт-групп

Рис. 4. Динамика автономии во взаимоотношениях у участников контрольной группы

Интересно, что у самой неактивной подгруппы «наблюдателей» произошло более значительное увеличение уровня автономии во взаимоотношениях по сравнению с подгруппой «сосредоточенных на себе». Это можно объяснить «эффектами наблюдателя» – человек, который ничего не делает, помимо того, что слушает и наблюдает, обычно замечает события, имеющие для него весьма конкретное значение. Возможность наблюдать позволяет продуцировать полезное внутреннее научение .

Сами участники после завершения обучения в гештальт-группах также отметили проявляющиеся в их жизни за пределами группы изменения, которые указывают на повышение уровня личностной автономии. Участники указывали, что они в большей степени позволяют себе проявлять реальные чувства при взаимодействии с другими людьми и принимать их поддержку, лучше распознают свои потребности и предъявляют их окружающим, умеют замечать свою ответственность, а не только ссылаться на независящие от них обстоятельства, способны принимать решения, опираясь не только на ожидания окружающих, но и на свои чувства и потребности.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповая гештальт-терапия может выступать в качестве одного из средств развития личностной автономии во взрослом возрасте. В перспективе результаты нашего исследования можно использовать на практике в работе с людьми, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с дефицитом личностной автономии.

Библиографическая ссылка

Федоренко Е.Ю., Островская Е.В. ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 84-88;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11672 (дата обращения: 30.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

АВТОНОМИЯ ЛИЧНАЯ

Смотреть что такое «АВТОНОМИЯ ЛИЧНАЯ» в других словарях:

  • АВТОНОМИЯ ЛИЧНАЯ — англ. autonomy, personal; нем. Autonomie, personliche. Возможность самостоятельного выбора индивидом собственных принципов, норм, образцов мышления и деятельности … Толковый словарь по социологии

  • Владения России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

  • Колониальные владения России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

  • Колонии России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

  • Российские колонии — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

  • Экспансия России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

  • Территориально-политическая экспансия России — История России … Википедия

  • СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

  • Германия — (Deutschland) Государство Германия, история и развитие Германии, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Германия, история возникновения и развития Германии, политическое и экономическое устройство Содержание… … Энциклопедия инвестора

  • Гуцериев, Михаил Сафарбекович — Михаил Сафарбекович Гуцериев Дата рождения: 9 марта … Википедия

3 свойства автономности личности.

Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности, как это бывает под действием сценария жизни.

Автономность — это проактивная жизненная позиция, основанная на спонтанности, осознанности и интимности.

«Решение проблем» — это не только мышление с целью решение проблемы, но и предполагает эффективное действие направленное на осуществление поставленной задачи, сопровождаемое аутентичными чувствами.

Осознанность и автономия.

Осознанность — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.

Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определение Родителя.

При этом он находится в тесном и прямом контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития нас систематически учат тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к вещам и оценочному отношению к себе и другим личностям.

Пример осознанности.

Представьте: Вы сидите на концерте симфонической музыки.

Во время игры музыкантов Вы можете проигрывать такой внутренний монолог: «Эта вещь написана кажется в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотела бы я знать когда все это закончится? Сегодня надо бы пораньше лечь спать, завтра много работы…».

Если Вы позволите себе осознать что происходит, то выключите этот внутренний голос, будете слушать только музыку и получать от нее чувственное наслаждение.

Спонтанность и автономия.

Спонтанность — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.

Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая их в угоду Родительским предписаниям и определениям.

Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния личности. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый человек, используя эго-состояние Взрослый.

При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детстве.

Он так же может прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у парентальных фигур своего детства.

Главное, что спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Пример спонтанности.

Допустим: Вы едете в автобусе на работу.

Вы задумались о чем-то своем и вдруг на вас резко наваливается грузный мужчина, который потерял равновесие.

Вы можете следуя Родительскому приказанию, прописанному в Вашем Дитя пытаться сохранить равновесие и «терпеть, надеясь на понимание людей». А затем, когда силы «терпеть» закончились разразиться громкой тирадой о несправедливости мира из своего Критического Родителя в минусе, реализуя жизненую позицию «Я+, Ты-«.

А можете из Взрослого мгновенно и спонтанно сформировать намерение и пользуясь энергией Свободного Ребенка с силой оттолкнуть мужчину, и восстановив статус-кво, вновь перейти к спокойным размышлениям.

Интимность и автономия.

Интимность или близость — это открытое выражение чувств и желаний между Вами и другим человеком.

При этом высказываемые чувства являются аутеничными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и психологических игр.

Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурировать время.

Пример интимности.

Приведите самостоятельно пример интимности в комментариях к этой статье.

Опрос «МОЯ АВТОНОМНОСТЬ».

Что такое автономность личности и в каких условиях она формируется?

Все темы данного раздела:

Личность в психологической науке
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личност

Какие требования к самооценке выдвигал Роджерс?
К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу самооценки: 1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное по

Каковы основные свойства личностных конструктов?
Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов. Внутри категории «познание» в качестве показателей поведения могут рассматрив

Понятие конструкта
Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа — конструкт. Термин «конструкт» идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предс

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли
Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый — черный, эгоист — а

Образование конструктов и их типы
Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий — как отличный от первых д

Основные характеристики конструкта
Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью. Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходств

Развитие системы конструктов
Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования

Как формируется самоэффективность по А.Бандуре?
Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность ск

Различные определения понятия личность
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев). Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множес

Основные направления в психологии личности
Глубинная психология личности Психоанализ З. Фрейда Индивидуальная психология А. Адлера Гуманистический психоанализ Э. Фромма Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни Аналитическ

Глубинная психология
Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной

Почему существует не одна, а много теорий личности?
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической

Развитие личности
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как

Аналитическая психология: основные концепции и принципы
В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература

Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung,

Что такое «архетип»?
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [

Как происходит развитие потребностей по А .Маслоу?
Пирамида потребностей Маслоу. Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, во

В чём заключается различие «реального Я» и «идеального Я»?
«Я»-концепция («я»-образ, образ «я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны

Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным
Я-реалыюе п Я-идеалыюе не только могут не совпадать, по в большинстве случаев значительно различаются. Это расхождение может приводить к различным, как позитивным, так и негативным, следствиям. С о

Соотношение между Я и Мое
У. Джемс выделил две подструктуры Я-концепцип — чистое Я и эмпирическое Я — Мое. Мое — совокупность всего того, что человек может назвать своим: семья, предки, творческие достижения. Включает в себ

В чём состоит особенность подхода Э. Кречмера к типологии личности?
Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конст

В чём заключается принципиальное отличие диспозиционного изучения личности от деятельностного?
Основная идея диспозиционного подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности (диспозиц

Сходство и отличие биологических и соц-х потребностей, от чего зависит их иерархия?
Особенности потребностей человека. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. О

Виды потребностей человека
— Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. — Социальные — потребности в общении с другими людьми, в обществен

Дайте характеристику основных типов личности по Э. Фрому
Э. Фромм . Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: Рецептивный

Какова роль субъекта в формировании личности?
Субъект — это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А. Н.Леонтьев отмечал, что формирование личност

Какова функция поведенческого потенциала?
Джулиан Роттер . Поведенческий потенциал.Согласно определению Роттера, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженно

Каково соотношение социализации и индивидуализации?
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней с

Каковы основные блоки личности по З. Фрейду?
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознател

Каковы основные блоки личности по Дж. Роттеру?
Второй представитель «социально-наученческого» направления — Дж. Роттер – является еще большим «когнитивистом», чем А. Бандура. Для объяснения поведения человека

Какого человека можно назвать «когнитивно простым»?
Когнитивно сложный человек. Когнитивно простой человек. Имеет конструктную систему, содержащую четко дифференци

Охарактеризуйте общие и специфические черты характера человека
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личн

Покажите взаимосвязь характера и других психических феноменов человека
Классификация психических явлений.Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипот

Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельн

Сангвиник
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразит

Флегматик
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеютс

Меланхолик
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обид

Темперамент и деятельность
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объе

Четыре типа темперамента
Темперамент (лат.Temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспек

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — флегматик, «спокойный» тип
Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимо

Темперамент и способности человека
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного т

Направленность личности
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на

Биологическое и социальное в личности человека
На формирование личности влияют различные процессы как биологической, так и социальной природы. Влияния, осуществляемые на уровне генов, принято называть генотипическими, так как они в основ

Почему «когнитивно сложные» люди лучше справляются со стрессом?
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнен

Представьте развёрнутую структуру психики человека
Структура психики человека. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

Прокомментировать формулу одной из важнейших пс закономерностей: внутренние причины действуют через внешние условия
Группа социально-психологических закономерностей прижиз­ненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества

Фундаментальная психологическая закономерность такова: внутренние причины действуют через внешние условия
Один и тот же человек в разных ситуациях может действовать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновреме

Раскройте понимание способностей как психического свойства личности
Способности. Природа способностей.Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций (1715 — 1771) — активный сторонник учения о решающей роли среды в фор

Раскройте понимание темперамента как психического свойства личности
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпер

Типы темпераментов и их психологическая характеристика
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявля­ются в разнообразной деятель

Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Ес

Акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педанти

Описание акцентуаций личности по К. Леонгарду
1. Гипертимический тип. Гипертимическая личность легко распознается в обычной беседе. Разговорчивость и жизнерадостное настроение сразу обращают на себя внимание. Умственная подвиж

Что выступает физиологической основой темперамента? Поясните
Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности т

Физиологическая основа характера
Для понимания физиологической основы характера необходимо обратиться к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работ

Анализ отечественных норм личности
Понятие норма является достаточно дискуссионным в обществоведческих науках. В философской литературе сегодня отсутствует такое определение норм, которое устраивало бы большинство исследователей, чт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *