Аристотель о философии

Аристотель о философии

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

Введение

Аристотель (384-322 до н.э.) — величайший из древнегреческих философов. Родился в городе Стагире. Его отец был придворным врачом македонского царя. Аристотель рос вместе с будущим наследником трона Филиппом. Позднее он станет воспитателем его сына — Александра Македонского. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В Академии он пробыл около двадцати лет до смерти учителя. После этого он покидает Афины. Несколько лет живет и работает в различных городах. Затем возвращается в Афины, где в 335г. до н.э. основал свою школу — Ликей. Обучение происходило во время прогулок, поэтому учеников Аристотеля назвали перипатетиками (прогуливающимися). После смерти Александра Македонского (323г. до н.э.) Аристотель вынужден был покинуть Афины по политическим причинам. Он бежал на о. Эвбею, где вскоре умер.

Аристотель был выдающимся философом и ученым. Он написал труды по различным областям знания, которые традиционно делятся на восемь групп:

1) первая философия: сочинение в 14-ти книг, получившее название «Метафизика»;

2) труды по логике: «Категории», «Аналитики» (I и II) и др.;

3) философия природы: «Физика», «О небе», «Метеорология» и др.;

4) труды по биологии: «О частях животных», «О движении животных» и др.;

5) труды по этике: «Никомахова этика», «Большая этика» и др.;

6) труды по экономике и политике: «Экономика», «Политика» и др.;

7) труды по психологии: «О душе» и др.;

8) труды по риторике и поэтике: «Искусство риторики», «О поэзии».

В произведениях Аристотеля охвачены все области знания того времени (кроме математики). Особенно ценны его труды по логике. Аристотель — признанный основатель логики как науки. В конце XVIII века И.Кант отмечал, что после Аристотеля эта наука не могла сделать и шага вперед, она кажется наукой вполне законченной и завершенной.

Аристотель о предмете философии. Первая систематизация знаний

Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им «первой философии» и «второй философии». Физика для Аристотеля все еще философия, но уже «вторая». Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще «первая философия», предмет которой отличен от предмета физики как «второй философии».

Предмет «первой философии» (позднее названной «метафизикой») — не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего. Если бы дело обстояло иначе, то философия не имела бы права на существование, не имела бы своего предмета. Поскольку же предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые «чувственные сущности», то, с точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности. Сам философ говорит об этом так: «Главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет» (Метаф. III, 1, с. 44) . «Вопрос идет о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чем она» (XIII, 1, с. 218).

На оба вопроса Аристотель отвечает утвердительно: да, нематериальные самостоятельные причины существуют, существуют также и сверхчувственные неподвижные и вечные сущности. Их-то и изучает философия, «первая философия». И эти причины и эти сущности ценнее того, чем занимается физика, поэтомy философия «идет впереди» физики, поэтому она «первая», а физика — «вторая». Если бы нематериальных причин, неподвижных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику.

Позднее такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики, ей сопутствовал и метафизический метод, поскольку предметы метафизики мыслились неизменными, лишенными развития, вечными. «Первая философия», по Аристотелю,- наука «наиболее божественная» в двух смыслах: владеть ею пристало скорее богу, чем человеку, ее предметом являются «божественные предметы», поэтому Аристотель называет свою философию теологией, учением о боге (первым, по-видимому, вводя в обращение это слово). Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности и нематериальные причины Аристотель связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотеля оказывается бог (в его особом, философском понимании, о чем ниже).

Однако бог лишь «одно из начал» (I, 2, с. 22). Поэтому философия Аристотеля все же шире теологии. Она изучает вообще «начала и причины сущего …посколькy оно как сущее» (VI, 1, с. 107). Аристотель называет эти причины «высшими», а начала — «первыми». Таким образом, предмет философии у Аристотеля расширяется. Поскольку же это высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, то в центре внимания Аристотеля оказывается сущее как таковое. На вопрос, «имеет ли первая философия общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность» (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что «первая философия» — эта «наука философа» — имеет своим предметом «сущее вообще», «сущее как таковое», «сущее просто», что она «исследует общую природу сущего как такового» и рассматривает некоторые сооственио ему принадлежащие свойства.

Основной же вопрос философии, вопрос об отношении сущего, бытия к мышлению, в ясной форме у Аристотеля не ставится, а ставится неявно.

В целом Аристотель — панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, — сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для него есть формы бытия, и наоборот. Что это так, очевидно из трактовки того, что сам Аристотель называет «началом для всех других аксиом» (IV, 3, с. 39). Это начало также входит у него в предмет философии; поскольку оно имеет отношение также ко всему сущему, его действие универсально.

Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах — предметном и целевом. Всякое мышление может быть направлено, по Аристотелю, либо на деятельность, либо на творчество, либо носит теоретический характер, поэтому он делит науки на три большие группы:

Теоретические созерцательные науки ничего не производят, ничего не осуществляют, но только созерцают, изучают сущее ради него самого. Есть три вида теоретических наук. Во-первых, физика, изучающая вещи, которые подвижны и существуют отдельно. Во-вторых, математика, некоторые отрасли которой имеют дело с предметами неподвижными, но не существующими отдельно, а даны в материи. Наконец, высшая теоретическая наука, первая философия, которая рассматривает объекты обособленные от материи и неподвижные. Если бы неподвижной и божественной сущности не существовало, то первой наукой, по Аристотелю, оказалась бы физика. Но поскольку такая сущность есть, первой наукой является первая философия или наука о божественном («теология»). практические науки, связанные с деятельностью, изучают те сферы, в которых присутствует сознательный выбор. Сюда относятся этика, политика и экономика.

Науки, связанные с деятельностью, практические, изучают те сферы, в которых присутствует сознательный выбор. Сюда относятся этика, политика и экономика.

Философское учение Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) продолжил изучение проблем гносеологии с точки зрения логики, он по праву считается основателем логики.
В чем состоят основные положения аристотелевского учения?
1. Аристотель создал учение о категориях. Оно основывалось на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различал, прежде всего, две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуемое. «Добро», например, это категория качества, т. к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). «Краснота» — тоже категория качества, т. к. не может существовать сама по себе, а только как свойство (красные вещи).
Категории Аристотеля «сущность» и «качество» (или «принадлежность») при переводе на латинский язык обозначились терминами «субстанция» и «акциденция» (они и сейчас используются в философском языке).
2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал» (например, лес, строительный материал). Форма у Аристотеля — это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Таким образом, основной, деятельной, категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма — первична, материя — вторична. Впоследствии именно эта точка зрения легла в основу теологии, религиозного формализма и схоластики.
3.Проблеме материи и формы посвящено его произведение «Метафизика». Метафизикой Аристотель называл собственно философию (или «первую философию»). С IV в. до н.э. так стали называть философию. Что значит «первая философия», и есть ли, по Аристотелю, другие философии? Первая философия, по Аристотелю, и есть, собственно философия. Это учение о высших, т. е. о самых общих, причинах или началах бытия. Другие науки, или «другие философии», в отличие от ее, изучают только частные причины или начала. Философия — это теоретическая наука, изучающая именно бытие, а не деятельность. Первая философия, по Аристотелю, изучает бытие вообще, а «вторые философии» (например, физика или математика) изучают лишь отдельные стороны бытия.
4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал «органической” наукой». Она есть орудие («органон») для изучения бытия (впоследствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения «Органоном»). Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.
5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).
Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.
Основные сочинения Аристотеля: «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонскогоа впоследствии, в Афинах, основал свою школу, которая по многообразию изучаемых проблем опередила Платонову Академию. Философская школа Аристотеля получила название «Лицей» (по греч. “Ликей”), т. к. находилась близ храма Аполлона Лицейского (гр. ликейон — название рощи при храме). Лицей Аристотеля (который был вместе с Академией Платона как бы вторым афинским университетом) продолжал работать едва ли не до IV в. н.э.

Великий философ Аристотель вкратце

Введение

Философия Аристотеля родилась из его стремления трансформировать сократо-платоновскую философию познания в объясняющую окружающий мир теорию. Отправной точкой его философии, являлась убеждённость в том, что цель науки можно достичь лишь указанным Сократом способом — посредством состоящего из понятий познания. Он относил себя к платоновской школе именно вследствие этой убеждённости. Однако Аристотель превзошёл Платона, так как осознал, что учение об идеях не может в полной мере объяснить практическую действительность. С точки зрения Аристотеля идеи не могут рассматриваться в отрыве от явлений воспринимаемой действительности. Он считает, что идеи надлежит рассматривать как сущность, определяющую содержание вещей и изначально находящуюся в них.

Бэкон полагал, что основной целью Аристотеля было опровергнуть философов прошлого, и что именно для этого он рассматривал их учение. На деле же критика Аристотеля достаточно сдержанна и беспристрастна, так как он стремится не исказить мысли великих философов прошлого, но дать им верную трактовку.

Взгляды Аристотеля на материю и её формы
В аристотелевской философии форма и материя — основы, дающие начало всем вещам. Сталь — материя относительно меча, из которой его выковывают, при этом сталь является формой для элементов её образующих.
Взгляды Аристотеля на строение мира чем-то схоже на китайскую концепцию единства противоположностей инь-ян, а также на концепцию 5 первоэлементов, образуемых различным сочетанием этих противоположностей. Иными словами, Аристотель называет основой мира первоматерию, образованную противоположностями тепло-холод и сухо-влажно. Соединяясь в разных вариациях эти свойства, порождают 4 первоэлемента — воздух, огонь, воду и землю. К ним Аристотель добавляет новый элемент — эфир, образующий небо и небесные тела.

Эти элементы, как и всё в природе, постоянно двигаются и изменяются. Движение это, Аристотель подразделял на такие формы, как:
1. по сути (рождение и смерть);
2. по качеству (трансформация);
3. по количеству (больше и меньше);
4. по расположению (изменение положения в пространстве).

События в природе
По аристотелевской философии, каждое событие в природе включает в себя цель своего возникновения. В философии существует такое понятие, как теология (от греч. «talos» — цель). Согласно этому понятию всё в мире имеет цель. Рассматривая это понятие, Аристотель пришёл к умозаключению, что форма существует прежде материи, примерно как чертёж архитектора появляется раньше, чем само здание.
Также Аристотель выводит понятие некоего космического разума, который является первопричиной всего и приводит мир в движение, как мы заводим часы. Однако при этом Аристотель не даёт ему никакой этической оценки, а связывает с движением небесных тел.
Платон полагал, что первична идея, а Аристотель считал, что невозможно существование идеи без материи к ней относящейся.

Логика и познание
С точки зрения Платона познание возможно либо через чувства, либо посредством ума. С точки зрения аристотелевской философии познание тоже возможно посредством чувств, однако, объективно знание невозможно постигнуть посредством одних лишь ощущений, так как мир постоянно меняется, а формой абсолютного знания являются только те понятия, которые способны полностью постигнуть суть вещи.
Аристотель смог сформулировать теоретические аспекты мышления, применив три категории: понятие, суждение, умозаключение. Причём он разделял знание на два типа: точное знание и мнение. Точное знание возможно получить только с помощью логики.
Считается, и не без оснований, что именно Аристотель сформулировал основные положения формальной логики. Согласно Аристотелю, логика — это приход к одним умозаключениям от других согласно их логической форме. Он исследовал терминологию логики, теорию выводов, обоснований, логических действий и пришёл к тому, что смог вывести основополагающие правила мышления.

Сформулированные им принципы логики гласят:
1)принцип схожести — понятие не должно менять значение в ходе рассуждений;
2)принцип противоречия — не противоречь сам себе;
3)принцип исключённого третьего — «истинно либо рассуждение А либо рассуждение В и третьего не дано».

Этические взгляды в философии Аристотеля
Название этики происходит от слова «этос» — обычай, нрав, характер, образ мыслей. Само это название принадлежит Аристотелю, так, трактат «Никомахова этика» адресованный сыну был посвящён этике.
Согласно Аристотелю благо — это цель, желание человека, а так как люди разные, то и понятии блага для каждого своё, например, для грубого человека благо заключается в удовольствиях, для мудреца в познании, а для честолюбивых благо заключается в славе.

Изучив неудачный опыт Платона в плане создания совершенного государства Аристотель пришёл к выводу, что нравственность и морально-этические качества следует воспитывать с раннего возраста. Согласно его воззрениям образование должно дать знания, с помощью которых человек сможет различить ложное и истинное, а нравственное воспитание позволит отличить добро от зла.

Также Аристотель вычленил 11 этических качеств, нужных для развития гармоничной личности. Это такие качества как: мужество, достоинство, скромность, великодушие, искренность, предупредительность, постоянство, доброжелательность, беспристрастность, честолюбие, доброта, благородство. Согласно Аристотелю нравственным можно назвать человека, который применяет разум, используя добродетели.

Политика в философии Аристотеля
В аристотелевской философии главной целью нравственного развития провозглашается государство, при этом основой государства считается семья. Отношения в семье по Аристотелю должны быть такими: глава семьи муж, но это не должно ущемлять жену в бытовых вопросах. Также согласно аристотелевской философии власть мужа над детьми должна быть больше чем власть над женой. При этом философ оправдывает рабство и вменяет рабам покорно выполнять приказы хозяина, так как, по его мнению, племена варваров в отличие от эллинов являются существами низшего сорта.

Разрастаясь, семьи начинают образовывать общины, а общины, объединяясь, образовывают государство. Высшая цель государства — счастье всех граждан, однако, так как счастье может дать только добродетель, то государство обязано воспитывать в своих гражданах добродетельность и нравственность. Исходя из этого государство — это сообщество людей, объединённых для общей нравственной деятельности с тем, чтобы выработать идеальное жизненное устройство.

Труд Аристотеля «Политика»
В своём труде «Политика», посвящённом политическому устройству, Аристотель выступает против крайнего идеализма, также он пропагандирует частную собственность, воспитание юношества, а также считает, что для выработки добродетели и нравственности людям нужен досуг, а значит, физическую работу стоит переложить с полноправных граждан государства на рабов.

Также в «Политике» Аристотель описывает три основные формы устройства государства: монархия (власть одного человека), демократия (управляет народ) и аристократию (государством управляет группа избранных граждан). Помимо этого он указывает, что каждая из трёх указанных форм государственного устройства имеет свои преимущества и недостатки. Причём, если начинают преобладать недостатки, то каждая из форм превращается в свою «неправильную» версию. Так, монархия вырождается в тиранию, демократия во власть толпы или охлократию, а аристократия превращается в олигархию.

Философ также упоминает три основные социальные группы: очень богатые, зажиточные и очень бедные люди. При этом он враждебно относится к первой и третьей социальной группе, так как они антагонистичны по своей сути и при достижении перевеса той или иной группы устанавливается соответствующий государственный строй (олигархия или же охлократия).

С особенной враждебностью Аристотель относится к очень богатому социальному слою. По его мнению, эта прослойка стремиться не к счастливой жизни, а к жизни вообще, делая своей целью наживу и нарушая при этом все и всяческие законы. По мнению философа идеальным является такое государство, в котором средний социальный слой представлен в подавляющем большинстве. Самое же главное при этом не давать ни одному гражданину чрезмерных прав и власти. Заслуживает внимания мысль философа о невозможности создать совершенное государство, не создав совершенных граждан.

Значимость Аристотеля для потомков
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что заслуга Аристотеля заключается, не только в дополнении философских идей Платона материалистическим взглядом на происхождение и устройство мира, но и в формировании фундамента философской науки. При этом стоит отметить, что и Аристотель и Платон намного опередили своих современников. Особо стоит упомянуть труды Аристотеля, посвящённые политическому устройству, которые можно смело назвать актуальными и сейчас, в частности заслуживают внимания мысли философа относительно чрезмерной власти в руках какой-либо социальной прослойки общества. Восхищает и то, что философия Аристотеля пронизывает буквально все его исследования: от физики и метафизики, до этического воспитания и политического устройства.

Но не только в философии и политике известны труды Аристотеля, немало он сделал и для литературы, описав еще в античности все актуальный и сегодня роды литературы. По сути, им было создана система родов и жанром в том виде, в котором она существует и поныне, за это один из великих мыслителей также заслуживает отдельной благодарности.

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по предмету «Философия»

Тема работы: «Философия Аристотеля»

Выполнила: студентка 2-го курса, Халаман Ю. В.,

специальность БУ, вечер,

номер личного дела 07убб01437

Проверил: Новиков Виктор Михайлович — кандидат философских наук, доцент

Воронеж

  1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.

  2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.

  3. Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.

Аристотель — величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона.

Со времен жизни Аристотеля понятие философии претерпело самые разнообразные модификации. Сегодня оно определяется весьма противоречиво и спорно. Несмотря на то, что по отношению к философии, ее проблемам, предмету и методу единство кажется недостижимым, нельзя отрицать наличие в ней различных направлений и подходов или, используя модный после Т. Куна термин «парадигм», число которых не так уж велико.

Парадигма(отгреч.παράδειγμα, «пример, модель, образец») — осмысление мира на основе идей, взглядов и понятий.

Обычно выделяются онтологическая и гносеологическая парадигмы, которые сформировались — одна в античности, а другая в Новое время. В рамках онтологической парадигмы господствует убеждение о данности бытия самого по себе, сопричастность к которому только и придает разумность человеку, его поступкам и учреждениям. Гносеологическая парадигма, напротив, исходит из абсолютности познания или сознания, опираясь на то, что мир дан нам в формах познавательной деятельности; глядя на него, как говорил Кант, мы испытываем удивительное чувство, будто он создан в соответствии с нашим разумом.

Большое значение для развития философии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии–теории познания. Ученый исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично.

Вопрос о познаваемости мира Аристотель не считает дискуссионным. Сомнений в объективности познания у него, видимо нет. «Все люди от природы стремятся к знанию»–пишет он в «Метафизике». По его мнению, любознательность–свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник.

Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть те, кто «ничего не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться: упадет ли он в колодезь и в пропасть или нет, он все же проявляет осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти «более» или «менее», по Аристотелю, существуют в самой природе вещей. А если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Есть возражения у Аристотеля и против сторонников субъективного идеализма, как позднее было названо учение о создании отдельного человека в качестве основы существующего мира. Аристотель согласен, что, не будь одушевленных существ, не было бы и чувственных представлений о предметах. Но то, что при этом не было бы и самих предметов, Аристотель считает не верным. «Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно существовать раньше него».

Основную трудность познания мироздания Аристотель видит в том, что сущность вещей не лежит на их поверхности. Философ различает «более явное и известное для нас» (то есть то, что ближе к чувственному восприятию) и «более явное и известное с точки зрения природы вещей» (суть бытия и причины отдельных вещей и явлений, вообще первоначала и первопричины). Это последнее Аристотель считает наиболее трудным для человеческого познания, поскольку первоначала наиболее удалены от чувственного восприятия. Но вместе с тем Аристотель считает эти первоначала наиболее познаваемыми, поскольку они лучше воспринимаются мыслью. Первоначала, «максимально познаваемый предмет», постигается только мыслью–значит, познается целиком и полностью, тогда как то, что ближе к чувственному восприятию труднее для мысли. В этом смысле первоначала наиболее трудны для познания, идущего от чувственного восприятия. Таким образом, можно заметить, что первичной познавательной способностью Аристотель считает ощущение. Причем философ не противопоставляет чувственное и разумное, как это делали до него Парменид и Платон. Он стремиться к единству и того, и другого.

Аристотель не только отмечает значительную роль чувственного восприятия в познании, но и пытается выяснить его механизмы. В нескольких главах трактата «О душе» Аристотель подробно анализирует чувства, свойственные не только человеку, но и животному: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение, выявляет их роль в чувственном восприятии, кроме того, ставит вопрос, как же все-таки оно происходит. «Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток без железа или золота». Орган чувства тождественен со способностью ощущения, но существо его иное, ведь иначе ощущение было бы пространственной величиной. Чувственное знание адекватно и объективно. Благодаря ему человек способен воспринимать различные свойства тел. Общие же свойства–величина, число, единство, движение, покой–воспринимаются, по Аристотелю, всеми органами чувств, особого органа для них нет.

Ощущения оставляют след в виде представлений. До Аристотеля философы различали только ощущение и мышление. Им же было открыто, что существует область представлений как образов тех предметов, которые прежде воздействовали на органы чувств. Он открыл также, что эти образы способны соединяться в трех направлениях: по сходству, смежности и контрасту. Тем самым Аристотель впервые указал основные виды ассоциаций (связей) психических явлений.

Однако, несмотря на то, что чувства способны дать адекватное значение единичного, Аристотель не придает им большого значения. «Чувственное восприятие общо всем, а потому это вещь легкая, и мудрости в нем нет никакой».

С чувственных восприятий, которые» составляют самые главные наши знания об индивидуальных вещах» лишь начинается, по Аристотелю, восхождение познающего субъекта к познанию общего. Дальше познание поднимается на ступень опыта, которая является общей для человека и некоторых животных. Сам опыт, по Аристотелю, возможен вследствие повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в сознании благодаря памяти. «Ряд воспоминаний об одном и том же предмете имеет в итоге значение одного опыта». С опытом, дающим знание индивидуальных вещей, Аристотель связывает практическую действенность знания. Дальнейшая ступень восхождения–»искусство», которое, в отличие от опыта (знания индивидуальных вещей), является уже знанием общего и причин. Знание же общего происходит из обобщения знания единичного, то есть возникает из опыта в результате абстрагирующей работы мышления. Так, искусство появляется, по Аристотелю, тогда, когда «в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов». Еще более высокая ступень познания–науки, высшая из которых–философия, познающая принципы.

Интересно, что по Аристотелю, наука отличается от искусства не гносеологически, а социально: она существует ради самой себя и, в отличие от искусства, не служит пользе, практике. Целью науки Аристотель видит познание не частного (что важно в практике), а общего. Знание общего само по себе заложено в разумной душе.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Философ сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?»

В онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), хотя его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях , так как он смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Бытие

Отвечая на вопрос, что такое Бытие Аристотель формулирует десять основных категорий (наиболее общих понятий). Первая из категорий говорит о том, что такое бытие, а все остальные раскрывают её содержание.

Аристотель разработал четыре принципа вещи:

· Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

· Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

· Действующая причина (начало) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

· Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Вещь — овеществленная форма с целевым назначением.

Вопросы онтологии:

1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.

2) философия или физика исследует сущее, причастное к движению.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал.

Ум ( Нус ) — это Аристотелевский Бог, высшая, вечная, неподвижная сущность. Являясь неподвижным,Ум даёт импульс движению в реальном мире.

Идея души

Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.» Душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Выделял 3 уровня души:

· растительная (отвечает за функции питания, роста и размножения)

· животная (обладает предыдущими и дополняется функциями желания и ощущения)

· разумная, человеческая душа (охватывает предыдущие + рассуждение и мышление)

Теория познания и логика

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.

Он сформулировал логические законы:

закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;

закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Этические взгляды

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о добродетелях, «принцип золотой середины».

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Он есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

Учение о государстве

Он утверждал, что семья и дружина предшевствует государству. Высшим государственным благом являеся справедливость.

На что должно опираться государство:

· должна быть частная собственность

· представляет 3 слоя населения(очень зажиточные,средние, крайне не имущие)

Государство должно предотвратить:

· власть в одних руках

· удержание в повиновении рабов

· чрезмерное обогащение отдельных граждан

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Формы государственного правления

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

· Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

· Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

· Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

· Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

· Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

· Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию,

отклонение от политии — демократию.

отклонение от демократии — охлократию.

Историческое значение Аристотеля:

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Глоссарий

Форма по Аристотелю — суть и предназначение вещи,нет вещи без формы. Аристотель заменил лат. термин эйдос греч. термином форма.

Материя по Аристотелю — реальное вещество,обладающее физическими характеристиками.

Движение по Аристотелю — процесс осуществления возможного в реальность.

Вещь по Аристотелю — это овеществленная форма с целевым назначением.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком, «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

Ум ( Нус ) — это Аристотелевский Бог, высшая, вечная, неподвижная сущность. Являясь неподвижным,Ум даёт импульс движению в реальном мире.

Энтеле́хия (греч. ντελέχια «осуществленность», от ντελής, «законченный» и χω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.

Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Силлогизм (греч. syllogismós), вид дедуктивного умозаключения, две посылки и заключение которого имеют одну и ту же субъектно-предикатную структуру.

Перипате́тики (от греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Другое название школы — Лике́й (др.-греч. Λύκειον; в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасии, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э. В средневековье перипатетиками называли схоластов. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работах арабоязычных мыслителей.

Эллинистическая школа

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Эпоха эллинизма — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 г. по 30 г. до н.э.

Для эллинистической школы характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое — киренаики, моральное — Эпикур).

Основные школы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *