Андрагогика

Андрагогика

Понятие андрагогика

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А.Каппом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Если переводить буквально, андрагогика — это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования.

Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:

  • · область научного знания;
  • · сферу социальной практики;
  • · учебную дисциплину.

Для того чтобы составить представление о научной специфике андрагогики, необходимо определить: предмет, который она изучает; систему понятий, которыми этот предмет описывается; основные принципы и методы, способствующие процессу его научного познания и преобразования. В соответствии с этим обозначаются место и функции андрагогического знания в системе современной науки.

Освоение андрагогики как сферы социальной практики предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.

Для понимания особенностей андрагогики как учебного предмета важно установить ее место и образовательный потенциал в структуре подготовки специалиста.

Будучи сравнительно молодой отраслью научного знания, андрагогика находится в процессе становления. Родство терминов «педагогика» и «андрагогика» в течение многих лет Андрагогика как отрасль науки служит поводом для профессиональных споров. Явно сохраняя смысловую преемственность со сферой педагогики, понятие «андрагогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошкольной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая специфику природы взрослого человека как субъекта обучения, выводят андрагогику за пределы собственно педагогики как области, занимающейся исключительно «ведением ребенка». Сторонники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей.

Одно несомненно — андрагогика носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых — система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Андрагогика — это гуманитарная область знания. В ее пространстве осуществляется синтез идей и положений из области не только человекознания, но и обществознания, философии образования, культурологии, других дисциплин. Логика процесса требует выработки теоретических оснований отбора необходимых сведений применительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Объединяющей доминантой служит проблематика участников образовательных процессов, характеризующихся состоянием взрослости.

Андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг Клюевых проблем, с другой — ее специализация и дифференциация. В силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

Научный контекст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как:

  • · человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, харак-еризуемом как взрослость);
  • · взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);
  • · образование (социокультурный механизм целенаправленного швития и формирования человеческого качества (образа) на юнове систематизированного в содержательном и процессуальном отношениях обучения и воспитания);
  • · образование взрослых (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах);
  • · непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека);
  • · андрагог (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых).

Современное поле исследований в области андрагогики включает в себя:

  • — изучение образовательных потребностей различных категорий и групп населения с учетом возраста, пола, социального статуса, уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья;
  • — изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития;
  • — разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых.

Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практикоориентированность, гуманитарность.

В мировой и отечественной науке довольно хорошо разработаны научно-методические подходы, которые позволяют моделировать деятельность социальных институтов, Андрагогика призванных удовлетворять образовательные потребности как сфера категорий и групп взрослого на-социальной селения с учетом их специфики.

Современная социально-экономическая ситуация России прогнозирует увеличение значимости образования взрослого населения в ближайшие 7 лет. В условиях абсолютного старения населения России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет в силу ряда причин:

  • — расширение содержания понятия «грамотность» в изменяющемся обществе обусловливает необходимость компенсировать пробелы в базовом общекультурном образовании взрослых, не владеющих многими современными знаниями и умениями (понимание современной картины мира, владение компьютером, коммуникативными навыками, способность к социальной адаптации и др.);
  • — развитие наукоемких и интеллектоемких производств резко повышает требования к уровню квалификации работников, стимулируя их участие в процессах «пожизненного» повышения квалификации и переподготовки;
  • — интенсивное переструктурирование рынка труда ведет к высвобождению значительного количества трудоспособных людей (в том числе и с высоким образовательным цензом). Именно со сферой образования взрослых впрямую связаны возможность переобучения людей, потерявших работу, и социальная перспектива получения ими после соответствующей профессиональной и социально-психологической коррекции достойно оплачиваемых мест;
  • — в ближайшие годы ожидается увеличение процента взрослых, не имеющих полного среднего, а иногда и среднего базового образования. Причина — рост числа детей, которые в настоящий момент не проходят систематического школьного обучения,;
  • — развитие современных компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для непрерывного профессионального образования и интеграции в общество взрослых инвалидов;
  • — перспективной представляется идея возвращения в социум людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, через их социальную реабилитацию и духовное развитие с помощью различных форм образования и просветительства.

Таким образом, можно говорить о тенденции постоянного расширения контингента, подпадающего под определение «взрослые, нуждающиеся в образовании и профессиональной подготовке». Это служит стимулом к развитию в обществе разнообразных направлений и форм андрагогической деятельности.

Сложность представляет некоторая размытость границ трактовки собственно андрагогической деятельности в кругу таких понятий, как «социальная работа», «социально-психологическая поддержка», «консультирование» и др. Важно осознавать, что андрагогика начинается не просто в сфере социально-психологического или профессионального взаимодействия взрослых людей, но прежде всего там, где предстоит работа с определенным содержанием, подлежащим усвоению, и где перед взрослым человеком встают образовательные задачи.

Андрагог — это человек, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-воспитательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек—человек».

Современный этап развития андрагогики как области научного знания и учебной дисциплины обусловлен:

  • — атрибутивностью (т.е. обязательностью, неотъемлемостью) образования для взрослого человека в изменяющемся мире;
  • — педагогизацией многих сфер профессиональной деятельности, связанной с необходимостью освоения педагогических функций людьми, учреждениями, организациями, для которых это ранее было несвойственно (предприятия, центры повышения квалификации, государственные службы и сфера обслуживания, государственные и негосударственные образовательные учреждения, осваивающие подготовку по социально-педагогическим профессиям «др.);
  • — увеличением степени самосознания современного человека, его стремлением к осознанному самосовершенствованию и самореализации;
  • — стихийным развитием в социуме инновационного опыта обучения взрослых.

Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разрабатывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни.

Современное образование

«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

Сущность андрагогики как науки и её актуальность на данном этапе

Несмотря на то, что понятие «андрагогика» кажется нам малознакомым и новым, этому термину уже более 100 лет. Андрагогика (в переводе с греческого андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести, «ведение взрослого человека») – это наука, раскрывающая теоретические и практические аспекты обучения взрослого человека на протяжении всей жизни. Впервые этот термин был употреблен в 1833 году немецким ученым, историком А. Каппом. Андрагогика в широком понимании данного понятия – это наука о способах самореализации личности в течение всей жизни. Не секрет, что некоторые люди «находят себя» и раскрываются в молодом возрасте, а многим необходимо накопить опыт, знания и практические навыки для того, чтобы проявить себя в полной мере. Именно андрагогика приходит на помощь, помогая личностному росту человека и раскрывая его скрытый потенциал. «Non scholae sed vitae discimus» — «Не для школы, а для жизни мы учимся» — говорил Сенека. Современное информационное пространство настолько изменчиво, что если вы получали высшее образование 5 – 10 лет назад, то на сегодняшний день ваши знания могут быть устаревшими, и их обновление – это не только вопрос вашего личностного роста, а и степень успешной деятельности компании, в которой вы работаете. Современный человек не может себе позволить однажды получить образование, а затем 30 — 40 лет работать согласно готовой формуле. Следовательно, можно предположить, что именно за андрагогикой будущее образовательного процесса в целом. Уже сегодня на многих предприятиях созданы отделы по работе с персоналом, в задачи которых входит обучение и повышение квалификации сотрудников.

Основные положения в андрагогике

Принципы андрагогики отличаются от педагогических принципов обучения. В связи с этим, педагог, проработавший в системе школьного образования 20 – 30 лет и волею судеб попавший в среду обучения взрослых людей, должен основательно пересмотреть, устоявшиеся у него с опытом, способы и методы преподавания. Следует четко понимать, что для того чтобы успешно обучать уже готовых специалистов, мало просто хорошо владеть материалом, важно иметь внутреннюю харизму, быть безусловным авторитетом и лидером в группе, нести новые революционные идеи, притягивающие и удерживающие внимание аудитории. При этом важно знать некоторые принципы обучения взрослой аудитории, а именно:

I. Ведущей деятельностью является самостоятельное обучение. В контексте данного принципа на первое место в образовательном процессе выходят дистанционные образовательные проекты.

II. Первоочередной является совместная деятельность одногруппников между собой и с преподавателем. Данный принцип позволяет до начала и в момент обучения выделять приоритетные направления в получении знаний.

III. Обучение происходит с опорой на имеющийся жизненный опыт, практические умения и навыки. Данный принцип позволяет активно использовать имеющийся информационный багаж для надстройки новых знаний и является основополагающим в развитии творческих способностей обучающихся.

IV. Принцип корригирования устаревшего личностного опыта и консервативного подхода, стоящего на пути овладения новыми знаниями. Данное положение носит воспитательно – просветительский характер и помогает людям с устоявшимися стереотипами, не желающим идти в ногу со временем, приобрести мотивацию и потребность в обучении.

V. Принцип свободы в выборе целей, содержания, методов, сроков и места обучения. Только руководствуясь данным принципом можно способствовать развитию творческого потенциала взрослых «учеников».

Концепция обучения в андрагогике

Одним из наиболее продуктивных способов обучения взрослых людей принято считать метод Колба (David Kolb). Согласно которому, обучение носит циклический характер, и включает в себя четыре этапа:

I. Анализ имеющегося практического и жизненного опыта обучающегося. На данном этапе анализируются результаты, получаемые человеком в ходе использования имеющегося профессионального опыта.

II. Фаза рефлексии. Осмысление полученных данных, анализа и размышление об их значении для человека.

III. Этап теоретического обобщения. На этой ступени устанавливаются связи: между полученными знания и имеющимся опытом. Происходит генерация идей и построение новых моделей.

IV. Экспериментальная стадия. Практическое использование «новых моделей» на практике, в ходе которого делаются выводы об их пригодности и возможности использования в профессиональной деятельности. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне вРвР‚Св„ў» и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда»

Особенности обучения взрослых людей

Работая с взрослой аудиторией, следует учитывать особенности протекания психических процессов данной категории обучающихся:

Внимание:

  • У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6 до 11, о чем следует помнить, подбирая материала.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой происходит более продуктивно, если новое задание интересно для аудитории.
  • Концентрация внимания происходит успешнее, если используются приёмы поддержание эмоционального фона (юмор, афоризмы, крылатые слова), информация носит актуальный характер, а также, используются разные каналы восприятия.

Память:

  • При подаче нового материала, следует учитывать «эффект края» или «эффект первого впечатления», когда информация, прозвучавшая в начале и в конце объяснения запоминается лучше, чем та которая преподносится в середине изложения.
  • Следует помнить и о таком свойстве психики взрослого человека: запоминается лучше та информация, которая не имеет законченного действия, так называемый «эффект Зейгарник». Учеными был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым давали выполнять задания, и в определенный момент экспериментатор работу прерывал, якобы происходили случайные накладки, после окончания эксперимента, испытуемого просили назвать те задания, которые он выполнял. В результате оказалось, что работа, которая была прервана, запоминались в 2 раза лучше, чем та, которую удалось завершить.

Работоспособность:

  • Эффективность усвоения нового материала повышается, если он разбит на несколько занятий, каждое из которых длится не более 1,5 часов.
  • Следует учитывать этапы работоспособности взрослого человека: в начале тренинга до 20 минут, происходит «включаемость» в работу, поэтому материал должен быть достаточно облегчен для восприятия. Далее следует фаза максимальной работоспособности, которая длится 30 – 40 минут. Последующие 30 минут происходит спад активности, внимание слабеет, запоминание происходит менее продуктивно. И последние 10 минут характеризуются истощением психических процессов, однако, помня об «эффекте края», на этом отрезке работы следует повторить все, изложенное на тренинге, что поможет лучшему запоминанию материала.

Когда – то американский писатель Генри Дэвид Торо сказал: «Если вы строили воздушные замки, это не значит, что вы работали понапрасну: воздушным замкам место в воздухе. Остается только подвести под них фундамент». Успеха вам в этом нелегком, но исключительном занятии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *