Альфред адлер

Альфред адлер

А. Адлер и его индивидуальная теория

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937)
1.Основные понятия теории Адлера
Адлер полагает, что личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Он не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения личности на три инстанции и детерминации её развития биологическими потребностями. Им предпринята попытка социализации учения Фрейда. Адлер полагает, что основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
Его теория базируется на следующих основных понятиях:
1. Чувство неполноценности и компенсации;
2. Стремление к превосходству;
3. Суперкомпенсация — выдающиеся достижения, порожденные энергией комплекса неполноценности;
4. Стиль жизни;
5. Социальный интерес, или общественное чувство как характеристика психического здоровья;
6. Творческое «Я»;
7. Порядок рождения;
8. Фикционный финализм;
9. Понятие психического здоровья;
10. Направленность на поведения на достижения цели;
11. Принцип целостности, или холизм (от англ. whole — целый, цельный, целостный) в понимании единства индивида и социума и единства жизненного стиля.
Чувство неполноценности и врожденное стремление к превосходству (завоеванию и защите физического или психологического жизненного пространства).
Физическая и психическая (характерологическая) неполноценность является стимулирующим, способствующим победе за выживание. Человек стремиться найти способы для преодоления своего чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде «цели победы» и жизненной цели. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека и даже к гиперкомпенсации. В результате гиперкомпенсации у человека развивается комплекс превосходства. Механизм гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять самого себя таким, каков он есть.
Социальный интерес и стиль жизни
С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живёт жизнью, имеющей лишь личное значение, — они поглощены своими интересами и самозащитой.
Типы личности по Адлеру
Адлер считал, что человеческая ориентация по отношению к внешнему миру определяется стилем жизни. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. Адлер предположил классификацию типов личности, основанную на том, как решаются человеком эти три главные жизненные задачи.
Управляющий тип – это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.
Берущий тип – это люди, удовлетворяющие большую часть своих потребностей за счет других и причиняют им страдания (социальный паразитизм). Но так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причиняют страдания другим.
Избегающий тип – это людибольше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху. Их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагают возможность неудачи.
Социально полезный тип. В таком человеке соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Он осознает, что решение этих задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Концепция творческого «Я»
Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на своё окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Люди являются хозяевами собственной судьбы.
Влияние порядка рождения на формирование стиля жизни и их характера
Адлер считал, что для формирования стиля жизни играет порядок рождения ребенка в семье.
У единственного ребенка могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Самый старший ребенок в семье скорее будет консервативен, стремиться к власти и расположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок.
Для среднего характерна ориентация на достижения.
Младший ребенок обладает высокой мотивацией достижения.
Фиктивные цели или более активное влияние будущего, чем прошлого, на жизненный стиль индивидуума и психологические проблемы индивидуума.
А. Адлер сформулировал парадоксальную концепцию, названную фикционным финализмом. Суть ее в том, что наши основные жизненные цели, как правило, представляют собой простые фикции, не выдерживающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие люди уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят — успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожидания не оправдываются, но это не страшно, поскольку напряженная работа в любом случае приносит свои плоды: человек становится «крепким профессионалом», приобретает хотя бы средний материальный достаток и уважение небольшого круга знакомых лиц. Пусть это не совсем то, что ожидалось, но и это совсем не плохо.
Фиктционный финализм – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено целям, намеченным им самим в отношении будущего. Все основные представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить, ни подтвердить. Очень часто фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует отбросить. Концепция фикционного финализма влияет на личность субъективными ожиданиями того, что может произойти, чем реальный опыт. Поведение человека направляется принятием фиктивной жизненной целью, которая существует не в будущем, а в его субъективном представлении о будущем.
Понятие психического здоровья
А.Н. Романин считает, что Адлер ввел понятие психологического здоровья. Он так определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство – стремление ко взаимодействию с другими.
Адлер определял невроз как «естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрического стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в социальном развитии».
Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления к взаимодействию и самоутверждению, а невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутвер­ждения за их счет — с другой стороны.
Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к дру­гим — не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно по­пытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его ка­призы, а нередко и унижения от него.
Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым на­блюдением. Типичная реакция социально зрелой личности — аде­кватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой лич­ности, психология раба — чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он – лучше (страх).
В книге «Психотерапевтическая энциклопедия»./Под ред.Б.Д.Карварсарского/ М.: «Питер»2006/ записано: «В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера — оказание помощи клиенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта .
Понятия: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.
К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:
— принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);
— единство индивидуального стиля жизни;
— социальный интерес, потребность в кооперации или общественное чувство;
— направленность поведения на достижение цели.
В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.
То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.
Основные стадии психотерапии по А.Адлеру (а соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:
— составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента;
— помочь клиенту правильно (без самообмана) понять самого себя;
— развить и закрепить его социальное чувство.
Для выявления и уточнения индивидуального жизненного стиля клиента Адлер рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.
Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее — невротический стиль жизни в решающей мере формируется из негативных условий раннего детства. Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность — с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же.
Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.
Основной задачей Адлер считает осознание клиентом не отдельных своих чувств, поступков, а в первую очередь реальное (без самообмана) понимание индивидуального жизненного стиля. Тогда отдельные тревожащие клиента мысли, чувства и поступки впишутся в единый контекст жизненного стиля и подскажут общую (а не каждую для отдельного случая) схему их объяснения и коррекции.
Важным условием эффективной психотерапии А.Адлер считал кооперацию, сотрудничество психотерапевта и клиента как равных партнеров, объединенных общей целью и промежуточными задачами (ступенями) ее достижения.
Психотерапевт должен создать максимально раскрепощенную, благожелательную и доверительную атмосферу, которая позволит клиенту ощутить то, чего ему не хватало в семье, где он либо подвергался гиперопеке, либо недополучал внимания. Либо в результате потакания всем капризам данный индивидуум не ощущал определенных социальных (внутрисемейных) требований и, при кажущейся свободе, не получал в этих ограничениях определенной опоры в виде привычки делать не всегда приятные, но необходимые вещи или признавать необходимость определенных ограничений своих желаний».

Альфред Адлер

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».

Классический психоанализ Альфреда Адлера

» Назад
04.04.2017 14:10

Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер создал систему индивидуальной психологии. Жизненная история Адлера, его тяжелое детство, наполненное множеством болезней, подтолкнули его на путь медицины. К психотерапии он пришел не сразу. В начале он пробовал себя в разных направлениях, искал свою специализацию и психиатрия в итоге стала его самым главным делом.

Адлер состоял в кружке Фрейда. Вскоре из этой организации выросла другая – психоаналитическое общество, президентом которого был выбран Адлер. Но отношения с Фрейдом по теоретическим вопросам через некоторое время ухудшились, Адлер отделился и создал свою Ассоциацию индивидуальной психологии. Примерно в 20-х годах, после войны, Альфред начал, дополнительно к психологии, изучать педагогику, затем он переехал в США и продолжал свою работу там.

Адлер считал, что одно из основных составляющих нашей жизни – это стремление быть лучшим, и даже физическая неполноценность может оказаться дополнительным стимулом к развитию и достижению целей. Он говорил, что для общества более важную роль играет объединение и кооперация, а вовсе не борьба между конкурентами. Его индивидуальная психология стала одним из ответвлений классического психоанализа.

Адлер говорил, что основное направление индивидуальной психологии – поиск новых решений душевных и физических проблем. Исследования показали, что при развитии и взрослении ребенок, ощущая и исследуя свой организм, узнает о своих возможностях и понимает свои недостатки. Возможности организма у каждого человека развиваются по-разному, и если какая-то характеристика задерживается в развитии по сравнению со сверстниками, ребенок начинает переживать и чувствовать себя неполноценным. Такой ребенок будет стараться победить свой недостаток, наверстать проблемы в общении и ощутить себя целостным. Таким образом, в человеке в противовес чувству слабости возникает чувство стремления стать сильным и победить все недуги. Индивид хочет собрать все силы и направить их на реализацию ещё не осознаваемой цели – совершенству.

На пути личного развития творческие способности ребенка могут сталкиваться с разными сложностями. Поэтому с тех пор, как ребенок начинает осознавать своё «я» и стремиться достичь совершенства этого «я», все душевные процессы будут представлять творческие установки. Именно поэтому значение тела и разных органов у детей индивидуально, так как у каждого своя цель, то и соответственно творческим установкам в большей степени значим необходимый в творчестве орган.

Каждый человек, как целостное существо, определяет самостоятельно свою цель и движется по направлению к ней, предпринимая различные действия. Если узнать цель личности и степень ее отличия от общих социальных норм, то тогда можно понять причины душевных особенностей, отклонений от нормального развития и их степень. Если бы можно было по совокупности поступков и реакций индивида узнать его изначальную цель, тогда можно было с невероятной точностью определить его будущие реакции в определенных условиях. Именно на это была нацелена индивидуальная психология, на то, чтобы в каждом проявлении и поступке личности видеть его цель, его прошлые, настоящие и будущие действия.

Конечная цель человека выстраивает все действия в один ряд, всё систематизируется, каждый совершаемый поступок связан с будущим движением. Каждое действие будет стремиться к завершенности.

В человеческих отношениях очень важную роль играет чувство собственной ценности, именно оно подталкивает к борьбе и поиску решений разных жизненных вопросов. У каждого человека с определением цели формируется свой жизненный стиль, который определяет его поведение, реакции на события. Поэтому на одни и те же ситуации каждый человек реагирует по-своему, соответственно своему стилю.

По мнению Адлера, помимо стремления к совершенству, стиль поведения индивида также зависит от общего социального чувства, которое присутствует в каждом и развивается с детства. Если же это чувство имеет особенности и сложности в развитии, то человек будет иметь много трудностей в общении и существовании в социуме. Развивая социальное чувство, мы становимся успешнее и добиваемся своих целей. Все созданные людьми социальные институты, религия и право, предназначены помочь людям сохранить мирную и продуктивную совместную жизнь. Эту же цель преследует и индивидуальная психология, ее методы пробуют устранить преграды в развитии социального чувства.

Все хорошее и светлое, что есть у человека, связано с социальным чувством, кроме лишь чувства неполноценности, которое рождается у ребенка вместе с развитием сознания. В те моменты, когда ребенок ощущает, что не может сделать для общества ничего значительного, чувствует свою ненужность и бесполезность – чувство неполноценности увеличивается. И это становится толчком к личному развитию индивида. Ребенок старается делать больше полезных дел, и чувство неполноценности начинает угасать.

В человеке часто происходит борьба между жаждой власти и социальным долгом. Если в детстве ребенку потакают, исполняют все его желания и делают всё ради него, то вырастая, человек стремится только к власти, он умеет только брать, но не умеет давать что-то в ответ. Но счастливым возможно быть только тогда, когда стремление к власти находится в равновесии с социальным чувством. Лишь оно способно подарить ощущение своей целостности и нужности. Общественное чувство развивается в трех плоскостях – в отношениях «Я» к «ты», в результативной деятельности и в любви.

Когда индивида поглощает чувство власти, то он становится зависим от мнения окружающих людей, часть из них он определяет как врагов. Боясь неудач и поражений, человек постоянно испытывает чувство неполноценности, что мешает появлению и развитию общественного чувства.

Индивидуальная психология помогает обнаружить недочеты в воспитании. Последствия этих ошибок человек должен понять и осознать, иначе чувство неполноценности, подталкивающее к развитию, может стать комплексом, который наоборот очень замедляет развитие и приводит к психическим расстройствам.

Чтобы такого не случилось, организм вырабатывает ответную защитную реакцию.

Адлер выявил два вида защитных реакций: компенсация и гиперкомпенсация.

При компенсации ребенок начинает интенсивно работать и развивать то качество, которое у него наиболее развито, вместо того, чтобы работать над недостающими признаками. Таким образом, он старается компенсировать недостатки. Самый яркий пример, когда слабый подросток начинает серьезно заниматься точными науками, например, математикой, вместо того, чтобы развивать физическую форму. Он может стать хорошим ученым, но физически слабым и больным неврозами.

При гиперкомпенсации ребенок направляет свое внимание на те проблемные качества, которые у него плохо развиваются. В этом случае слабый подросток станет развивать себя физически, пойдет в спортивную секцию, и будет стараться стать сильнее тех, кто его обижает. Вполне возможно, что у него получится, но вряд ли он станет от этого счастливее.

Чтобы решить данную проблему в рамках индивидуальной психологии исследователи выявили те трудности, которые в первые годы жизни влияют на развитие ребенка и несут за собой искажение чувства неполноценности. Благодаря этому появилась возможность предотвращать негативные последствия, проводить профилактику неврозов и отклонений от нормы, а также различных видов педагогической запущенности. Поэтому индивидуальная психология очень важная наука для педагогов, она говорит нам о том, что нет неполноценных людей, есть предрассудки, которые сложно опровергнуть, а также есть множество ещё плохо изученных вопросов по этому поводу.

Адлер определил 3 основных причины, при которых в раннем детстве может развиться чувство неполноценности:

1. Врожденные физические недостатки. Если такого ребенка воспитывают некорректно, то он всю жизнь будет воспринимать свои отличительные от других черты как непреодолимые препятствия. Даже если жизнь сложится благополучно, человек навсегда будет пессимистически настроен относительно любых проблем.

2. Вторая причина – избалованность и изнеженность. Когда жизнь меняется, внимания становится меньше, ребенок воспринимает это как ужасный конец прекрасной эпохи, можно сказать – как катастрофу. Вырастая, такой человек будет всё время искать теплоту и внимание и ему всегда будет мало, поэтому взаимоотношения с людьми будут строиться очень тяжело.

3. Третья причина – суровое воспитание, которое может привести к бесчувственности и хладнокровию. У такого человека практически нет друзей, он враждебно настроен ко всем и сложно находит общий язык.

Адлер считал, что самое важное в воспитании детей – это учить их терпению в сложных ситуациях, развивать в них самостоятельность и настойчивость в достижении цели, при этом никогда не высмеивать их и не унижать, не устраивать бессмысленных принуждений и ругани. Каждый ребенок должен искренне верить в свое светлое будущее.

Несмотря на то, что индивидуальная психология Адлера не была широко признана, чего она по достоинству заслуживает, это наука внесла большой вклад в развитие психологии, психотерапии и педагогики.

Психоанализ Альфреда Адлера

Основные принципы австрийского врача-психиатра А.Адлера — холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива — стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру,борьба за личное превосходство — невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У
невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так чтопсихологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

Альфред Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства являетсяразвитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основные черты здорового индивида.

Альфреда Адлера (1870-1937) можно назвать не-Фрейдом. Он первый предложил альтернативное объяснение личности, которое потеснило психоанализ и стало базой гуманистического направления. Также его можно назвать первым социальным психологом.

Адлер утверждал, что на развитие личности наибольшее влияние оказывает социальное окружение от отношений в семье до принадлежности к различным социальным группам или классам. Выраженность социального интереса является по Адлеру основным критерием оценки психического здоровья.

Главные ключевые принципы теории Адлера:

1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек. Определяет неповторимую картину существования и то, как именно человек будет преодолевать свою неполноценность, работать, дружить и любить. Прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет.

Субъективное чувство неполноценности развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Адлер предположил, что аналогичный механизм работает и в психологической реальности. Чувство неполноценности берет свое начало в детстве и связанно с родителями и очерёдностью рождения.

Всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства.

Порядок рождения ребёнка — основа для формирования стиля жизни. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
Выделяют первенца (стремление командного лидерства), среднего (стремление достижения), младшего (возможный революционер) и единственного (разбалованного) ребёнка. Подробнее…

Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества, и всего человечества.
Стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного) является по Адлеру фундаментальным законом человеческой жизни. Чувство врожденное: мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления. Цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

Превосходство как цель может принимать негативное (деструктивное) и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистичного поведения; позитивное учитывает благополучие и других людей (развитый социальный интерес).

Суть концепции социального интереса состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Предпосылки социального интереса являются врожденными, но требуют осознанного развития в социальном окружении (прежде всего семье).

Фиктивный финализм — все люди ориентируются в жизни посредством самосозданных мыслительных конструкций (или фикций), которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя поведение. Мотивы человеческих поступков определяются надеждами на / образами будущего (фиктивными целями), а не опытом прошлого.
Конечная цель — фикция, идеал, который существует в вообрежнии. Её в полной мере нельзя реализовать, но именно из-за неё человек стремится в будущее. Многие люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными.
Любую такую (фиктивную) цель человек может сам для себя заменить.

Творческое «Я» сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму (фиктивную) цель жизни, так и средства для ее достижения (стиль жизни). Каждый человек имеет возможность свободно создавать и менять по желанию свои цели и свой собственный стиль жизни.
Люди полностью ответственны за то, кем они становятся, куда движутся и как они себя ведут. Творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции: люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми.

Социальный интерес, творческое Я и фикционный финализм в теории А. Адлера

Социальный интерес. Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, т.е. чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Т.к. социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными.

В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса.

Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу.

Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании.

Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» — показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое Я. Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к 5 годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого Я, входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого Я является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди — это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого Я отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Фикционный финализм. Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и цельности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма — идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Вскоре после того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытал влияние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге «Философия возможного» развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что многие люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, — вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность — лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может быть полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремится достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше времени посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углублять свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели — достижения превосходства — она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого стремления.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции — убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы — выдающаяся раса.

В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.

Мы закончили обзор основных теоретических представлений Адлера о личности. Далее обратимся к исходным положениям о природе человека, лежащим в основе его теоретической системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *