Активность это в психологии

Активность это в психологии

Потребности и интересы как побудитель человеческой активности

Потребности, как отмечалось ранее, являются побудителем (зачастую неосознанным) человеческой активности, деятельности. Именно поэтому они не рассматриваются как компонент деятельности: они существуют до нее. Потребности – составляющая внутреннего мира человека, т.е. субъекта деятельности.

Когда потребности являются главенствующей причиной деятельности без связи с целью, средствами, предметом, результатом, без учета уровня развития общества и личности, возникает тип человека – потребителя. Только учет конкретно-исторического характера общественных отношений, которые выступают в качестве промежуточного звена между природой, обществом и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производства, делает их истинно человеческими потребностями. Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям.

Существуют принципиальные отличия естественных потребностей от потребностей, приобретенных индивидом в процессе своего развития – общественно приобретенных потребностей. В индивидуальной деятельности человека существует прямая причинно-следственная связь между потребностями и деятельностью. Потребность побуждает человека к немедленному ее удовлетворению. Для общественно приобретенных потребностей эта связь опосредована законами конкретной общественной формации. Под влиянием этих законов, в том числе, происходит изменение и самой личности: изменяются знания, способности, выполняемые функции в обществе. Деятельность индивида перестает быть единственным способом удовлетворения потребностей. Если естественные потребности требуют немедленного удовлетворения, то общественно приобретенные потребности (потребность в общении, образовании, во всестороннем развитии личности, в творчестве) этого не требуют: они становятся потребностью к коллективной деятельности. В удовлетворении исторически сложившихся потребностей индивид не обособляется, а объединяется с другими людьми. Происходит изменение связи между потребностью и деятельностью: не потребности определяют деятельность человека, а характер деятельности в значительной мере обусловливает характер потребностей.

Другой важной особенностью общественно приобретенных потребностей является выдвижение на передний план именно этих потребностей: инверсия отношений между социальным и биологическим в структуре личности. В процессе становления и развития личности роль генетически унаследованных свойств уменьшается, уступая место общественно приобретенным чертам и способностям. Как видно из приведенных рассуждений, между индивидуальными и общественными потребностями объективно существуют противоречия.

Условия стабильного существования любого общества требуют таких усилий, чтобы эти противоречия не перерастали в антагонистические, устранялись цивилизованными способами. Выработке условий гармонического развития, как человека, так и общества в целом, должны быть посвящены усилия демократического государства.

Задача менеджера в сфере услуг также состоит в гармонизации потребностей индивида и организации, в которой он работает.

Таким образом, в процессе индивидуального развития личности изменяется характер потребностей: появляются более возвышенные потребности. Кроме того, изменяется роль потребностей в структуре личности, отношение человека к своим потребностям: из их раба он превращается в господина.

Надо отличать потребности от многочисленных желаний, присущих каждому человеку. Желание — это страдательное состояние души, связывающее область воли с областью душевных чувств или волнений. Они не всегда совпадают с необходимостью устойчивого функционирования и жизнестойкости; часто имеют иллюзорный характер (желание быть абсолютно свободным, вечно молодым и т.п.).

Всякая потребность, как указывалось ранее, побуждает человека к действиям по ее реализации. Т.е. она мотивирует, направляет деятельность человека. Между мотивацией и деятельностью существует прямая связь. В английской транскрипции мотивация (motivation) и действие (motion) – однокоренные слова. Мотив представляет собой невидимую, неявную внутреннюю силу, стимулирующую поведенческую реакцию и обеспечивающую направление этой реакции. Поскольку мотив невидим, вывод о его существовании можно сделать лишь опосредованно, в том числе, на основе анализа поведения человека в конкретных условиях. Модель процесса мотивации может быть представлена в следующем виде:

Из сравнения того реального состояния, которое соответствует человеку в настоящий момент с желаемым состоянием, (в случае их несовпадения) в его внутреннем мире возникает стимул. Стимул (лат. stimulus) — сильный побудительный момент; внешний фактор, вызывающий реакцию, действие. У древних римлян понятие «стимул» означало заострённый прут, кол или палку, с помощью которой погоняли скот. Под влиянием стимула возникает потребность и происходит ее осознание. На эмоциональном уровне под ее воздействием у человека возникает состояние побуждения (стремления, мотивации), которое активизирует целенаправленное поведение для обретения стимульного объекта. Стимульные объекты – это продукты (товары, услуги, информация, технология, другие люди), способные удовлетворить потребность.

Как говорилось ранее, мотивы деятельности в значительной степени зависят от ситуации, поскольку в одних ситуациях ценятся больше одни качества, в других — другие. Например, покупая одежду для публичной носки, мы руководствуемся соображениями моды, уместности в конкретной ситуации, а мотивами покупки домашней одежды будут, скорее, ее практичность и удобство.

В этом смысле деятельность представляет собой способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально значимых формах и проявлениях. Переход от потребности к деятельности означает выход потребности (а, следовательно, и субъекта деятельности) из внутреннего мира человека во внешний мир. Этот переход осуществляется в несколько этапов. Первый – выбор и обоснование предмета потребности. Например, если нам надо выбрать район для совершения путешествия, мы исходим из своих потребностей в активном (пассивном) отдыхе, наличия интересных достопримечательностей, цены, времени года, уровня предоставляемых услуг и т.п. Второй этап состоит в преобразовании потребности в интерес, который наряду с потребностями оказывает большое влияние на деятельность человека. Интерес – это мера восприятия и осознания потребности человеком, эмоциональное проявление его познавательных потребностей.

Проявляя интерес, мы начинаем уточнять предмет нашей потребности, делать свой выбор, как из наборов предлагаемых туристских местностей, так и из тех турфирм, которые наилучшим образом смогут удовлетворить наш интерес.

Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию эмоциональных и познавательных потребностей. Неудовлетворение часто приводит к депрессии. Так, удовлетворенная однажды потребность человека в перемене мест, зачастую приводит к устойчивому интересу к новым странам, общению с живой природой, стремлению увидеть и открыть для себя неизведанные территории, познакомиться с жизнью других людей.

К.А. Гельвеций, французский философ XVIII века, в своем Трактате об уме писал: «Интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Гегель считал, что действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

Проявляя интерес к тем или иным жизненным событиям, человек окрашивает их собственным восприятием, частично переносит на них свое личностное мироощущение. Если один человек заинтересовал другого, то этот последний видит в нем гораздо больше достоинств, чем все прочие, поскольку здесь начинают действовать эмоции, влияющие на удовлетворение потребностей. Эмоции не только сами подчиняются потребностям, но и направляют процесс их конкретизации и трансформации. Одной из самых сильных человеческих эмоций является любовь. И именно любовь является одним из наиболее субъективных чувств. В. Шекспиру принадлежат слова: «У любви совсем нет глаз». Влюбленный человек зачастую начинает наделять предмет любви такими свойствами, которых у него изначально не было, либо о наличии которых он сам и не подозревал.

Интерес движет не только отдельными людьми, но и группами, а также обществом в целом. Он лежит в основе любой идеологии, является движущей силой прогресса, революций, войн и конфликтов, реальной причиной социальных действий. За происходящими в мире событиями в социальной жизни всегда стоят чьи-то интересы.

Потребностями и интересами не исчерпывается перечень факторов, влияющих на деятельность людей. Успешность деятельности во многом зависит от способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности человека являются одним из средств достижения целей, т. е. являются составляющими акта деятельности. Ряд способностей проявляются у человека с момента рождения. Значительная их часть формируется в процессе жизни: они развиваются упорной работой над собой, непрерывным обучением, в том числе, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности – главная (хотя и не единственная) черта любого профессионализма. Поэтому, чтобы достичь успеха в дальнейшей профессиональной деятельности, человеку очень важно на ранней стадии постараться оценить, в чем конкретно проявляются его способности. Качественный уровень развития способностей определяется понятиями таланта и гениальности.

Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся высоким совершенством, новизной и общественной значимостью.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществить принципиальные изменения в той или иной сфере человеческой деятельности. Великий русский физиолог И.Павлов так характеризовал это понятие: «Гений – это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете».

Развитие способностей – неотъемлемое условие всестороннего развития личности. При этом многостороннее развитие способностей должно сочетаться с упорной работой над совершенствованием в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности. Только таким сочетанием возможно достижение высокого уровня профессионализма в избранной специальности.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем состоит роль потребностей в деятельности человека?

2.Поясните, в каких случаях удовлетворение потребностей приводит к появлению типа «человека потребляющего».

3.Назовите принципиальные отличия естественных потребностей от общественно приобретенных.

4.Охарактеризуйте изменение связи между потребностью и деятельностью в процессе развития общества.

5.Поясните, что представляет собой инверсия отношений между социальным и биологическим в структуре личности.

6.Как в процессе индивидуального развития личности изменяется характер потребностей?

7.Охарактеризуйте основные противоречия между индивидуальными и общественными потребностями. Приведите примеры.

8. Как осуществляется переход от потребности к деятельности?

9.Поясните, что представляет собой интерес и как он связан с удовлетворением потребностей.

10. Чем определяется успешность деятельности человека?

2. Потребность как внутренний побудитель активности человека

  • •Предисловие
  • •1. Побудительные механизмы активности (поведения) человека и животны
  • •1.1. Краткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека и животных
  • •1.2. Сходства и различия в детерминации поведения животных и человека
  • •1.3. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека
  • •2. Потребность как внутренний побудитель активности человека
  • •2.1. Понимание потребности как нужды
  • •2.2. Потребность как предмет удовлетворения нужды
  • •2.3. Понимание потребности как отсутствия блага. потребность как ценность
  • •2.4. Потребность как необходимость
  • •2.5. Потребность как состояние
  • •2.6. Потребность личности как системная реакция
  • •2.7. Вторичные потребности личности
  • •2.8. Этапы формирования потребности личности
  • •2.9. Классификация потребностей
  • •2.10. Характеристики и индивидуальная выраженность потребностей
  • •3.1. Мотив как потребность
  • •3.2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)
  • •3.3. Мотив как побуждение
  • •3.4. Мотив как намерение
  • •3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)
  • •3.6. Мотив как состояние
  • •3.7. Мотив как формулировка
  • •3.8. Мотив как удовлетворенность
  • •4. Мотивация как процесс
  • •4.1. Понимание термина «мотивация»
  • •4.2. Экстринсивная и интринсивная мотивация
  • •4.3. О положительной и отрицательной мотивации
  • •4.4. Стадиальность мотивационного процесса
  • •5. Внутреннеорганизованная мотивация
  • •5.1. Мотивация, обусловленная потребностями личности
  • •5.2. Мотиваторы
  • •5.3. «Укороченная» мотивация. автоматизированные и импульсивные («немотивированные») действия и поступки
  • •6. Внешнеорганизованная мотивация
  • •6.1. Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами
  • •6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса
  • •6.3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
  • •6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса
  • •6.5. Манипуляция
  • •6.6. Мотивация, вызванная привлекательностью объекта
  • •6.7. Индивидуальные особенности мотивации
  • •7. Мотив как сложное интегральное психологическое образование
  • •7.1. Границы и структура мотива
  • •7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности
  • •7.3. Функции мотива
  • •7.4. Характеристики мотива
  • •7.5. Осознаваемость мотива
  • •7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы
  • •7.7. Что означает «борьба мотивов»?
  • •7.8. О классификации мотивов
  • •8. Виды мотивационных образований
  • •8.1. Мотивационные состояния
  • •8.2. Мотивационная установка
  • •8.3. Мечта как разновидность мотивационной установки
  • •8.4. Влечения, желания, хотения
  • •8.5. Склонность
  • •8.6. Привычки
  • •8.7. Интересы
  • •8.8. Направленность личности
  • •8.9. Мотивационные свойства личности
  • •8.10. Мотивационная сфера личности
  • •9. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива
  • •9.1. Период младенчества
  • •9.3. Период дошкольного детства
  • •9.4. Период младшего школьного возраста
  • •9.5. Период среднего школьного возраста (отрочество)
  • •9.6. Период старшего школьного возраста
  • •9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды
  • •9.8. Возрастные изменения направленности личности
  • •9.9. Онтогенетическое развитие интересов
  • •9.10. Возрастные особенности представленности в сознании структуры мотива
  • •10. Мотивация общения
  • •10.1. Что такое «потребность в общении»
  • •10.2. Цели общения
  • •10.3. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения
  • •10.4. Возрастные особенности мотивации общения
  • •10.5. Классификация мотивов общения
  • •11. Мотивация просоциального поведения
  • •11.1. Мотивация нормативного поведения
  • •11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения
  • •11.3. Мотивация семейной жизни
  • •11.4. Мотивация самосовершенствования
  • •11.5. Мотивация политического выбора избирателями
  • •11.6. Мотивация читательской деятельности
  • •11.7. Мотивы интеллектуальной миграции
  • •12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения
  • •12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах
  • •12.2. Мотивация агрессивного поведения человека
  • •12.3. Мотивация эгрессивного поведения
  • •12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения
  • •12.5. Мотивы аддиктивного поведения
  • •12.6. Мотивы суицидального поведения
  • •13. Мотивация учебной деятельности
  • •13.1. Мотивация учебной деятельности в школе
  • •13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
  • •13.3. Мотивация учебной деятельности студентов
  • •14. Мотивация профессиональной деятельности
  • •14.1.Мотивация трудовой деятельности
  • •14.2. Мотивы педагогической деятельности
  • •14.3. Особенности мотивации научной деятельности
  • •14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя
  • •15. Мотивация и эффективность деятельности
  • •15.1. Сила мотива и эффективность деятельности
  • •15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции
  • •16. Патология и мотивация
  • •16.2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях
  • •17. Методы изучения мотивации и мотивов
  • •17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов
  • •17.2. Наблюдение и оценка причин действий и поступков человека
  • •17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов
  • •Приложение
  • •I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности
  • •II. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности
  • •III. Фразеологический мотивационный словарь
  • •IV.Методики изучения мотивации и мотивов
  • •1. Методика «выявление осознанности различных компонентов мотива»
  • •2. Методики изучения выраженности различных потребностей личности
  • •3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения
  • •4. Методики изучения особенностей мотивации общения
  • •5. Методики изучения мотивации поведения
  • •6. Методики изучения силы и устойчивости мотива
  • •9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности»
  • •10. Методики изучения мотивов спортивной деятельности
  • •Литература

Проблема активности личности в современной психологии

План лекции

Синдром Энгельмана («счастливой куклы»).

Развивается при:

  1. делеция участка 15 хромосомы матери.
  2. однородительская дисомия 15 хромосомы отцовского происхождения.

Проявления: неадекватная счастливая улыбка, глубокая умственная отсталость, резкие кукольные судорожные движения.

Методы изучения наследственных заболеваний (см. учебник — стр. 129).

1. Проблема активности личности в современной психологии.

2. Факторы, определяющие активность личности.

3. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии

4. Типология активности личности.

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего» .

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес В.А. Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, активности (М.В. Бодунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, В.М. Русалов и др.).

Активность— это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность — пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:
— физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
— психофизиологический(К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
— психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
— социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
— субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др ).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную пин творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа)

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

• активность индивида — общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

• активность субъекта — удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

• активность личности — художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием. Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. (В. Ф. Бехтерев 1996.)

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997). Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности:

  • Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров.
  • Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования.
  • Активность, как высшую форму развития деятельности.

В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотношение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия. Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

Вестник Педагога

Педагогическая сущность учебной деятельности

Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельно-

сти в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельно-

сти. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятель-

ности.

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла от-

ражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала

рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психоло-

гии, истории, медицины.

Мотивация является важным структурным компонентом любой дея-

тельности. В. Г. Леонтьев

отмечает, что «мотивационный механизм есть си-

стема психофизиологических, психических и социальных предпосылок моти-

вации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельно-

сти». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности млад-

ших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной

деятельности.

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учре-

ждениях образования; особая форма активности личности, направленная на

усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира,

что включает овладение культурными способами внешних предметных и ум-

ственных действий

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творче-

ское преобразование людьми окружающей действительности. Важная осо-

бенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не яв-

ный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное

содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание

определенного материального или духовного продукта.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расши-

ренное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая

связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма обще-

ственно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими

природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация

разума»

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его фило-

софского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе кото-

рой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их.

Таким образом, «любая деятельность — это, в первую очередь, обоюдный про-

цесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и

широком значении.

В широком смысле учебная деятельность — это процесс

(деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навы-

ками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории

учебной

деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,

А. К. Маркова,

Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение — это усвоение чело-

веком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм об-

щения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправ-

ленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению

обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе ре-

шения

учебных задач.

Данные задачи ставит учитель на основе внешнего

контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

В

понимании

В. В. Давыдова,

овладение

теоретическими

знаниями

«способствует развитию теоретического мышления и творческо-личностного

уровня осуществления практических видов деятельности»

Главной особен-

ностью становления учебной деятельности является постепенный переход от

коллективной учебной деятельности к индивидуальной.

Согласно

позиции

ряда

ученых

(Д. Б. Эльконин,

В. В. Давыдов,

Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–

Н. Ф. Талызина), продуктом учебной деятельности является не только усвое-

ние, которое входит в содержание обучения, главное — это изменение самого

субъекта, то есть внутренние новообразования психики в мотивационном и

смысловом планах. Так, A. B. Хуторской рассматривает образовательный про-

дукт как результат деятельности учащегося, имеющий внешнее (вопросы, ги-

потезы, сочинения, модели, поделки и т.д.) и внутреннее (личностные каче-

ства) проявления. Такое изменение происходит через формирование субъект-

ных функций в учебной деятельности (таких, как планирование, целеполага-

ние, программирование, реализация, самоуправление, организация, рефлек-

сия, контроль, регулирование, оценка результата)

Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятель-

ности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Им доказано, что учеб-

ная деятельность — это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Было выделено 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребе-

нок-общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок–обществен-

ный взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человече-

ских взаимоотношений.

В

структуре

учебной деятельности Д. Б. Эльконин

выделяет следующие компоненты:

— учебная задача (подлежащий усвоению способ действия);

— учебные действия (обеспечивающие формирование образа усваимого

действия и первоначальное воспроизведение образца);

— действия контроля (сопоставление воспроизводимого действия с об-

разцом через его образ);

— дейстствия оценки степени усвоения тех изменений, которые произо-

шли в самом субъекте

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля

формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозна-

чается результат.

Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос,

2012. – 50 с.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.)

учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс разви-

тия функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках

приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельно-

сти, пространству деятельности, социально-культурному бытию».

Анализ

литературы

по

изучаемому

вопросу

показал,

что

авторы

рассматривают учебную деятельность с психологической и социологиче-

ской точки зрения. Так, в психологической концепции подчеркивается важ-

ность развития как деятельностных, так и общих способностей (мышления,

рефлексии, коммуникации) и учебная деятельность выступает как организо-

ванный процесс самоизменения, обеспечивающий успешное вхождение в со-

циокультурную сферу и профессиональную деятельность. При социологиче-

ском подходе учебная деятельность — это развивающаяся система, позволяю-

щая освоить культурные образцы и приобрести культурный опыт поведения.

В трактовке Н. А. Горловой, социальное развитие учащегося как важ-

ный аспект учебной деятельности проявляется как способность «владеть си-

туацией» и менять социальную позицию в зависимости от характера комму-

никации. В результате учебной деятельности учащиеся приобретают соци-

альные качества (такие, как сочувствие и сострадание, альтруизм и общи-

тельность, способность ценить доброту и взаимопомощь)

Так же в проблеме изучения учебной деятельности можно выделить два

основных подхода: деятельностный и системогенетический, которые до-

казывают важность формирования субъекта учебной деятельности.

Так, в деятельностном подходе основой является освоение действия

(Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Та-

лызина , Д. Б. Эльконин) за счет механизма интериоризации, когда внутрен-

ние психические структуры формируются через внешние воздействия. В ис-

следованиях О. В. Жильцовой по усвоению учебных предметов в рамках дея-

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова //

Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.

тельностного подхода был выявлен не только прогресс в самоорганизации

учебной деятельности, но и улучшение в мотивационной сфере

Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание

на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических

изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятель-

ности выделяется шесть уровней:

Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная моти-

вация, притязания, ценности, социальные связи.

Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые

позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.

Структурно-функциональный, при котором освоение учебных дей-

ствий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельно-

сти.

Информационный, который представлен информационным полем, в

котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная

информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется

ориентировочная основа деятельности.

Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность

психофизиологических и физиологических систем для осуществления учеб-

ной деятельности.

Индивидуально-психологический,

учитывающий

психофизиологи-

ческие особенности учащихся

Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.

Учебная деятельность относится к группе деятельностей,

где происхо-

дит усвоение выработанных способов действий с предметами и эталонами,

выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной дея-

тельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого уча-

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естествен-

нонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. –

№ 1. – С. 136–144.

Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е

изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

щегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обоб-

щенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваимого

содержания является внешней, независимой от субъекта формой существова-

ния действительности, которая оказывает влияние на его психическое разви-

тие.

Кроме этого, в процессе учебной деятельности у учащегося формирует-

ся система совместных действий. Так, согласно позиции В. В. Рубцова, «к та-

ким действиям следует отнести включение в деятельность различных моде-

лей действия и их взаимную координацию, совместное моделирование зада-

ваемых взрослыми образцов организации совместной деятельности, а также

коммуникацию и взаимопонимание в процессе содействия и поиска новых

способов организации совместной работы»

Содержанием учебной деятельности является опыт, накопленный пред-

шествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления —

школа, класс. В содержание учебной компетенции входят общеучебные уме-

ния, группы знаний методологического характера и совокупность норма-

тивно-ценностных установок гносеологической направленности.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освое-

ние учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опы-

та, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом

и физиологическом планах по средством вступления в определенные соци-

альные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).

Литература

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,

В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под

ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.

Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимо-

действий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам

в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С.

19–32.

Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // На-

чальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *