Агрессия в психологии

Агрессия в психологии

Для каких приматов характерно агрессивное поведение? Когда была предложена гипотеза вызова? И каковы генетические истоки человеческой агрессии? Об этом рассказывает доктор исторических наук Марина Бутовская.

(ниже видеоролика)

Мы видим, что у представителей каждого вида в той или иной форме существует агрессия, равно как для человека она является видовой универсалией. Но степень проявления агрессии лимитируется какими-то культурными нормами, и нужно понять, почему человек сохранил такую, казалось бы, животную ипостась, как быть агрессивным.

В этом случае, с моей точки зрения, нужно, безусловно, вспомнить Конрада Лоренца, который в свое время очень много говорил и писал об агрессии. Он считал, что это одно из зол, с которым живет человек, и никуда от него не деться. Лоренц поставил вопрос о видоспецифичности агрессии.

Но в более позднем варианте была предложена модель, в рамках которой задавался вопрос: как агрессия может приносить вред или же пользу конкретному индивиду, который эту агрессию проявляет?

Это гипотеза вызова. Гипотезу вызова впервые сформулировали применительно к конфликтам у птиц, прежде всего в периоды размножения. Но в дальнейшем оказалось, что она очень хорошо работает при анализе агрессивного поведения у приматов, в том числе и высших.

Хадза* в принципе миролюбивые, но из этого не следует, что у них никогда не бывает конфликтов. На какой же почве у них возникают конфликты?

Если вспомнить, что гипотеза вызова формулировалась в контексте репродуктивного поведения, то не удивительно, что самые большие конфликты возникают при разборках между мужчинами на почве ревности или конфликта за женщин. Это практически единственная причина, по которой бывают конфликты, сопровождающиеся физическими разборками, драками, и даже в исключительных случаях все заканчивается летальными исходами. Женщины между собой драться могут, но, конечно, все это принимает менее трагичные формы.

Если говорить о датогах**, то там ситуация совершенно другая, потому что агрессия используется во всех конфликтах. Любое оскорбление, ассоциированное со снижением социального статуса, унижением и потерей лица, воспринимается как угроза и, стало быть, требует ответного хода. Какого? Физической агрессии. Но удивительно, что физическую агрессию практикуют не только мужчины, но и женщины.

Истоки агрессии уходят своими корнями в далекое животное прошлое человека. В человеке как представителе единого вида Homo sapiens существует предрасположенность в той или иной мере к агрессивным действиям. Но как она закрепляется и каким образом эта предрасположенность может передаваться из поколения в поколение?

Последние несколько лет мы интенсивно занимаемся поисками генов кандидатов, ассоциированных с проявлением агрессивного поведения. Один из таких генов, с которым мы работаем, — это ген рецепторов андрогенов. Этот ген содержит определенные участки — VNTR-участки, в рамках которых существует определенное количество повторов триплетов C-A-G. Этих повторов может быть от 8 до 35 штук. Считается, что от количества повторов зависит эффективность, чувствительность рецепторов андрогенов. Эти рецепторы направлены на восприятие мужских половых гормонов, и от того, насколько организм, прежде всего ткани мозга, реагирует на выбросы тестостерона, зависит и ваша агрессивная реакция, в первую очередь физическая.

*Хадза (на фото ниже) — одно из африканских миролюбивых племен, проживающие на севере Танзании.

Описывая общество хадза, отдельные исследователи подчёркивали его эгалитарность, то есть незначительность социально-экономического неравенства. А. В. Коротаев (1999) характеризовал его как ещё более эгалитарное, чем большинство сообществ приматов. Такая черта не является общей для всех первобытных сообществ, но из народов Африки объединяет хадза с бушменами и пигмеями.

Статья на тему: Истоки агрессивного поведения.

Истоки агрессивного поведения.

Агрессия – (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это мотивационное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существование людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряжения, подавленности, страха и т.д.). (Психологический словарь, 1997г.)

Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

Вайолет Оклендер, австрийский психотерапевт говорит: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, незащищенности, обиды и часто неспособность к четкому восприятию своей личности. У него также отмечается низкая самооценка. Он не способен или не хочет, или боится выразить то, что чувствует, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (З.Фрейд, Эрик Фромм, Алис Миллер, Р. Бэрон, Д.Ричардсон, А.Берковец, А.Бандура, Реан, В.Оклендер и др.), но, при этом, недостаточно психологической литературы, содержащие рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению конструктивного поведения.

  1. Социально-культурологический аспект детской агрессивности.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либа вовсе в него не ходили (Р.Бэрон, 1997г.).

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения том факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

В своей книге «Откажись от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11000 убийств» (Дж.А. Вилкинз). По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. «Когда в штате Коннектикут проводился месячник «Выключите телевизор», учителя в школах заметили, что постепенно их дети стали меньше толкаться и пинаться. Они охотнее стали искать альтернативные решения проблемы в случае разногласий, а не дрались и не вопили как прежде». (Дж. Элиум, Д.Элиум, 1995г.)

1.2. Агрессия и агрессивность.

Э.Фром считает, что существует два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятие «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан, 1999).

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выдвинуты следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

1.2.2.Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываясь выполнять их просьбы.

4. Мнительны и завистливы.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6-ти месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающим агрессивностью как качеством личности. И таковых детей можно назвать агрессивными.

1.2.2.Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраст и подростков.

1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2. Инициируют физические драки.

3. Используют предметы, которые могут ранить.

4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравиться.

6. Намеренная порча имущества.

7. Шантаж, вымогательство.

8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

9. Намеренная порча имущества.

10. Побеги из дома.

11. Не ходит в школу или выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течении 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Можно выделить характерологические особенности самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направления, в которых нужно строить коррекционную работу. Без системного рассмотрения проблемы агрессивности, учитывающей все особенности агрессивных детей, успех коррекционной работы будет весьма отрицательным и неустойчивым.

Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет указать еще на три важнейшие характерологические особенности подобных детей:

1) имеют высокий уровень личностной тревожности;

2) имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

3) чувствуют себя отверженными.

Приведенный выше анализ характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.

В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.

1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997):

► реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

► характер отношений между родителями и детьми в целом;

► уровень семейной гармонии или дисгармонии;

► характер отношений с родными братьями и сестрами.

Также важным является фактор полной или неполной семьи. Например, американские исследователи (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку.

Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

► плохие отношения с одним или обоими родителями;

► или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;

► или они ощущают безразличие к своим чувствам;

► а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большой долей вероятности:

— будут втянуты в преступную деятельность;

— будут ополчаться на других детей;

— будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997).

Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса (Jones, 1979). Исследователи наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки после того, как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью (Perry et al, 1990; Sroufe, 1993). «У надежно привязанного ребенка» в прошлом — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.

Интересен факт становления агрессивного поведения ребенка в зависимости от характера взаимоотношений в семье между братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Как оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. По мнению автора исследования, без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.

Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997). Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип — по линии матери.

Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует «прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребенка в целом — с другой» (А. Бандура, 1998).

В транзактном анализе Э. Берна, а также у М. и Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные методы воздействия на ребенка связаны с родительским предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998).

В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.

Агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев — это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1998).

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведения, детей, сделанного А. Бандурой (А. Бандура, 1998).

1.3.2. Особенности семей агрессивных детей

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто, сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, — это:

► физические наказания;

► угрозы;

► лишение привилегий;

► введение ограничений и отсутствие поощрений;

► частые изоляции детей;

► сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

Приложение.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

2.1. Основные направления коррекционной работы.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, автором было выделено 6 ключевых блоков — 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу (см. схему 1). Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5—6 человек. Подростковые группы можно расширить до 10 человек.

Таблица 1

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня лич-ностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собствен-ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осо-знания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз- личные эмоциональные состояния;

8) методика — «я грустный (радостный и т.д.), когда…»‘

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);

3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «Застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях от испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксационные техники — мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перейдешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

  1. 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с по-следующим отражением этого чувства в движениях;
  2. 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор пове-денческих реакций на проблем-ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая тера-пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак-ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле-ментов в поведении

  1. 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);
  2. 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;
  3. 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;
  4. 4) использование игр, направленных на сотрудничество;
  5. 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);

7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная ра-бота с родителями и учителями, направ-ленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного по-ведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения — «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я- сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 минут, младшего школьного возраста — не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростками могут проводиться в течение 1—1,5 часов.

2.2. Принципы коррекционной работы

Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны психолога вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе.

В то же время во время работы с агрессивным ребенком психолог не должен играть роль «доброй тети» или «доброго дяди», поскольку помимо сочувствия этим детям необходима конструктивная, действенная помощь в отреагировании травмирующих ситуаций, а также приобретении навыков саморегуляции и контроля.

Психологу также важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:

► контакт с ребенком;

  1. ► уважительное отношение к личности ребенка;
  2. ► положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
  3. ► безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
  4. ► сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

2.3. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

В. Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997).

Первая стадия — «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия — «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь» (В. Оклендер, 1997). В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина — зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия — «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует» (В. Оклендер, 1997). Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Четвертая стадия — «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время» (В. Оклендер, 1997). Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

  1. 1) комкать и рвать бумагу;
  2. 2) бить подушку или боксерскую грушу;
  3. 3) топать ногами;
  4. 4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
  5. 5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);
  6. 6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  7. 7) втирать пластилин в картонку или бумагу;
  1. 8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Литература

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.

> Агрессивность — как психологический феномен

Определение понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Агрессия обладает притягательной силой и свойством заразительности — большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют её в своей повседневной жизни.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.).

Вообще термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность — более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.)».

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Имеющиеся определения агрессии можно условно разделить на 2 большие группы:

Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба.

Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов . Он считает, что антиповедение — свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Например:

Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Различие между понятиями «агрессия» и «агрессивность» важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, а во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. «Враждебность» — термин, который не имеет чёткого значения в повседневной речи. Л. Берковиц считает, что враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей. которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы». И добавляет, что «враждебный индивидуум-это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя, в общем, недружелюбие по отношению к ним.

Различая агрессивность и враждебность, большинство исследователей находят принципиальное различие между ними в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность — в установках и отношении. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Н.Д. Левитов считает, что враждебность и агрессивность сочетаются, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, но никакой агрессивности не проявлять хотя бы потому, что заранее известны её отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают .

Другой термин — «гнев» — часто употребляется в связи с агрессией. Агрессия — это действия, направленные на достижение определённой цели: причинить вред другому человеку. Гнев, наоборот может не иметь какую — то конкретную цель, — это определённое эмоциональное состояние. Эмоция гнева не обязательно порождает агрессивное поведение, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации, и обычно только сопровождает побуждение к нападению.

Кроме таких терминов, как «агрессия», «агрессивность» и «враждебность», важное место в психологической литературе отводиться понятию «агрессивное поведение», которое рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить вред. Есть ещё два варианта трактования термина «агрессивное поведение»:

Отдельный поступок или система поступков личности, сопровождаемые нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей»;

«Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам».

Агрессивное поведение, по мнению М. Косевского, отличается от экспрессивных реакций, заключающихся в ненаправленной разрядке эмоционального напряжения.

Агрессивное поведение может реализовываться в двух формах — гетероагрессии (драка, кража, разбой, изнасилование, убийство и т. д.) и аутоагрессии (наркомания, самоповреждающие действия, суицид и т. д.). Если обобщить, то, агрессивное поведение — это конкретные вербальные или физические действия. С. Л. Соловьёва выделила четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух и более людей;

при наличии цели или результата агрессивных действий;

при демонстрации превосходства в силе или применении силы к человеку, группе людей;

когда целью или результатом действий является причинение вреда.

В некоторых работах агрессия и жестокость рассматриваются как явления одного ряда, но такие авторы, как Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан, О. Ю. Михайлова, выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она, по их мнению, придаёт особую окраску насилию и агрессии. Жестокость как личностная черта проявляется в стремлении причинить особые страдания и мучения жертвам, выражается в действиях, бездействии, словах, а также в фантазировании соответствующего содержания. Агрессивный человек не всегда может быть жестоким, а жестокий — всегда агрессивен.

В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.

Агрессивность: виды, причины и способы проявления

Характер

К сожалению, современный мир не только не способствует тому, что бы человек чувствовал себя максимально комфортно и безопасно, но и постоянно провоцирует его на различные негативные реакции, такие как агрессия и открытое нападение. Но здесь следует отметить, что агрессивность, а также тенденцию к проявлению насильственного и захватнического поведения, человек получил в наследство от своих давних предков, которые могли выживаться в сложных условиях только благодаря силовому захвату территорий и ресурсов.

С приходом цивилизации люди стали менее агрессивны, но когда над человеком или его близкими нависает определенная опасность, а также в ситуации потери стабильности своего положения (нет уверенности в экономическом и социальном благополучии), то тенденция к проявлению агрессии вновь набирает обороты. Также уровень агрессивности может существенно возрастать при перестройке старой системы ценностей личности и смены устоявшихся стереотипов, которые осуществляли регуляцию отношений человека с обществом.

Сегодня во всем мире наблюдается как частичная, так и полная дестабилизации всех сфер жизни, и в такой ситуации многие масс-медия еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируя насилие в различных его проявлениях. Естественно все это негативным образом воздействует на психику человека, порождая напряжение, раздражительность, негативизм, тревожность, озлобленность, жестокость и насилие, что обязательно находит свое проявление в поведении и поступках людей, формируя у них стойкую характеристику личности – агрессивность. Но также стоить помнить о том, что агрессия и агрессивность человека не должны пониматься только лишь как негативные феномены, которые деструктивно воздействуют на его жизнь. Довольно часто определенный уровень агрессивности необходим каждому человека, являясь обязательным компонентом его инстинкта самосохранения и защиты (как физической, так и психологической).

Агрессивность человека: определение и сущность

Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе.

Следует подчеркнуть, что различные авторы, которых интересовала проблема агрессивности с научной точки зрения, рассматривали агрессию и как поведение, и как состояние, и как свойство психики, то есть, данный феномен находил отражение во всех формах проявления человеческой психики. Так, например, некоторые утверждали, что под агрессией следует иметь в виду определенное событие, а под агрессивным поведением – конкретных действий, которые совершаются человеком.

Согласно взглядам австрийского психотерапевта, основателя психоаналитического направления в психологии Зигмунда Фрейда (Фройда) тенденция к агрессии и агрессивным формам поведения является начальной инстинктивной предрасположенностью каждого человека как представителя конкретного биологического вида живых существ. Поэтому агрессию можно считать естественной формой реагирования человека на стресс, фрустрацию его потребностей (актуальных в данный момент), проявление которой сопровождается серией различных негативных эмоциональных состояний, таких как враждебность, ненависть, гнев, озлобленность и т.п. Агрессия может быть как деструктивной формой ответной реакции человека, так и конструктивной, когда она играет роль одного из способа сохранения индивидуальности личности, условием повышения ее самооценки и самоутверждения, средством достижения цели и способом снятия эмоционального напряжения.

Под агрессией понимают не только поведенческие и эмоциональные проявления, но и анализируют ее с точки зрения формы социального поведения человека. Агрессия – это любое поведение человека, которое отличается тем, что содержит в себе явную или скрытую угрозу, а также нанесение вреда. Таким образом, это определенное действие, направленное агрессором на свою жертву (это может быть как другой человек, так и любой предмет) с целью совершить над ней насилие или же причинить вред. Если агрессию можно рассматривать как намерение осуществления вреда, то агрессивное поведение уже направлено на совершение действия. Среди основных признаков такого поведения выделяют следующие его проявления:

  • тенденцию к доминированию над другими;
  • использование других людей соответственно своих целей и желаний;
  • стремление к разрушениям;
  • причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам;
  • склонность к проявлению насилия и жестокости.

Итак, агрессия является деструктивной формой поведения, которая находится в конфронтации с существующими нормами и правилами в обществе, а также приносит физических вед человеку или же создает психологический дискомфорт его личности. Причем агрессия находит свое проявление и в реальном действии, и в фантазиях или намерениях. Когда происходит проявление агрессивности как ситуативной реакции человека, то здесь принято говорить не об агрессии, а об агрессивных действиях. Если же подобные реакции и действия периодически повторяются – это уже агрессивное поведение.

Что же касается агрессивности, то она представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать им различного рода неприятности. Р. Немов считает агрессивность человека необходимой ответной реакцией, неспровоцированной враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также агрессивность в психологии рассматривается в качестве свойства и черты личности, которая проявляется в следующем:

  • тенденции нападать на других людей и животных;
  • причинять неприятности окружающим людям и доминировать над ними;
  • наносить вред людям, животным и окружающему миру.

Большинство психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие, подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни (более подробное это расписано в таблице).

Биполярность агрессивности

Понимание агрессивности Особенности проявления
Агрессивность как форма враждебности Проявляется в агрессивных формах поведения, таких как драки, ссоры, насилие (психическое в первую очередь), обиды, разрушающие действия и т.д.
Агрессивность как динамическая характеристика адаптивности и активности человека Как способ самозащиты человека, отстаивание им своих прав, сохранение независимости и автономности своей личности.

Таким образом, в психологии агрессивность рассматривается и как негативное свойство личности, и как необходимое условие для саморазвития и реализации человека, ведь для достижения цели и желаемых результатов необходимо проявлять множество различных лидерских качеств (настойчивость, силу, упорство и даже давление на других). Именно поэтому каждому управленцу просто необходим определенный уровень агрессивности в его поступках и действиях, иначе он просто не сможет контролировать и направлять других людей.

Основные причины агрессивности человека

Агрессивность человек, как было отмечено выше, должна рассматриваться в двух аспектах – как намерение причинить вред другом и как необходимость для гармонического развития человека, условием его успешной социальной адаптации и способностью преодолевать препятствия на своем пути (то есть то, что способствует формированию настойчивости, инициативности и лидерства). Поэтому все чаще в научной психологической литературе можно встретить данные, которые указывают на то, что при отсутствии у человека определенного уровня агрессивности, может привести к пассивности и комфорности его поведения, и как следствие – стирание его индивидуальности и существенное снижение социального статуса и положения в обществе.

Следует отметить, что, несмотря на то, что агрессивность находит свое проявление все людей, у каждого отдельного индивида она характеризуется различным уровнем и обладает своими особенностями. Сила агрессивных реакций, а также направленность и продолжительность агрессивных действий зависит от множества различных причин. Поэтому проблема агрессивности должна анализироваться с точки зрения воздействия на человека физиологических, психологических, социальных и ситуационных факторов. Но тут следует отметить, что какими бы не были физиологические и психологические особенности человека, основные причины агрессивности – конфликты и конфликтные ситуации, будь-то они кратковременными или долговременными, осознаваемыми или бессознательными, вынужденными или специально созданными. Таким образом, любое проявление агрессивности является следствием недовольства человека окружающей действительности, уровнем своей жизни, другими людьми или же самим собой.

Агрессивность, как и агрессия, может иметь:

  • явный или же скрытый характер, то есть человек может явно демонстрировать недовольство и совершать агрессивные действия, или же наоборот, не делать ничего (полное бездействия с целью нанесения подобным поведением вреда);
  • проявляться физически (нанесение вреда и увечий) или вербально (словесные оскорбления и угрозы);
  • быть прямой и непрямой, активной и пассивной.

Наиболее удачную классификацию проявления агрессивности человека предложила Д.Дмитрова, которая включает в себя 5 форм агрессивных реакций (они представлены в таблице).

Формы агрессивных реакций (согласно Д. Дмитровой)

Формы Характеристика
Агрессия физическая (или нападение) применение силы (или других различных агрессивных воздействий) к другому человеку или животному
Агрессия непрямая агрессивность направлена не на прямой объект, который является причиной проявления агрессивности, а на другого человека, предмет или же вообще не на кого (часто топает ногами, бьет кулаками по столу, стене и другой поверхности, хлопает (причем старается желать это погромче) дверьми и т.д.)
Вербальная (словесная) агрессия проявление агрессии через определенные формы, естественно негативные (крики и ссоры), через вербальные (речевые) выражение (использование угроз, проклятий, нецензурных слов и брани)
Склонность человека к раздражительности человек готов проявить агрессивность даже при наименьшей степени возбуждения (вспыльчивость, грубость, резкость и т.д.)
Негативизм такое поведение принято считать оппозиционным, которое зачастую направлено против старших как по возрасту, так и по социальному положению или должности (против родителей, руководства, начальства и т.д.), то есть против любого авторитета

Любое проявление агрессивности имеет под собой определенную почву, то есть существуют определенные факторы, которые способствуют подобным реакциям человека. Итак, основные причины агрессивности следующие:

  • ненависть, которая может принимать форму моральных убеждений, агрессивного утверждения собственных идеалов и власти, или же стать психопатологией характера человека;
  • ситуативные факторы;
  • личностные особенности (персональные факторы), тип темперамента и черты характера;
  • ситуативные, социальные, социально-психологические и поведенческие факторы.

Более подробно перечисленные причины агрессивности (а точнее факторы, которые способствуют ее проявлению) описаны ниже в таблице

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Факторы Составляющие
Ситуативные климатические и температурные условия, влияние культуры и воздействие шумов;болевые ощущения, стрессовые ситуации, наблюдение за моделями агрессивных действий в масс-медиа;ожидание возможной мести или агрессии со стороны других, большое скопление людей в одном месте, неприятный запах или давление (теснота в транспорте, помещении) и нарушение личного пространства;воздействие алкоголя и наркотических веществ, сексуальное возбуждение, ощущение дискомфорта и т.д.
Личностные (или персональные) повышенный уровень враждебности и тревожности; раздражительность и депрессивность; психологический аффект, неадекватный уровень самооценки и притязания; нестабильность эмоциональной сферы и реактивность проявления эмоций, а также повышенная готовности к риску; особенности направленности личности (мотивация, потребности, цели и установки); низкий уровень интеллектуального развития;гендерные роли и половые различия;антисоциальные склонности, различные зависимости, трудности в построении социальных контактов, зависть и тенденция к проекции агрессивности
Социальные уровень социального, экономического и политического развития в конкретном государстве, а также существующие в нем отношения; воздействие стрессогенных факторов,формирование культа насилия и враждебности в данном обществе, пропаганда негативных реакций в СМИ; ненормативное поведение значимых людей, низкое социально-экономическое положение в обществе, зависимость от различных видов соц. помощи, система воспитания, влияние окружающих людей (близкие и друзья) и т.д.
Поведенческие Действия, которые создают трудности для других людей, вандализм, бесцельность жизни, отсутствие стремления к саморазвитию.

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

  • в раннем возрасте дети проявляют агрессию (если не удовлетворяются их потребности и желания) с помощью плача, крика, отсутствия улыбки и отказа от контакта с родителями (также может наблюдаться жестокость по отношении к другим, более младшим по возрасту, малышам);
  • проявление агрессии в дошкольном возрасте становиться более разнообразной (дети уже не только плачут и кричат, но и используют в речи обидные и нецензурные слова, кусаются, щипаются, плюются и дерутся), конечно, все эти реакции носят в основном импульсивный характер;
  • младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей (выбирают себе «жертву») и проявляется она в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани;
  • агрессивность в подростковом периоде чаще всего зависит от воздействия и оценки сверстников или старших товарищей, и здесь подобная форма поведения является способом утверждения в коллективе и стремлением занять свое место в референтной группе. Нужно отметить, что именно в этом возрасте происходит активное формирование агрессивности не только как ситуативного проявления, но и как стойкой характеристикой личности;

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Диагностика агрессивности: описания наиболее известных методик

Агрессивность у каждого человека имеет как свой собственный уровень, так и различные формы проявления, поэтому, если возникает необходимость в ее коррекции, изначально нужно наиболее точно и глубоко изучить все ее особенности. Здесь, конечно же, обычного наблюдения за человеческим поведением недостаточно, так как необходим целый ряд различных методик (диагностика агрессивности), которые помогут не только увидеть субъективно картину проявления агрессивности, но объективно подтвердить полученные результаты.

Внутреннюю агрессивность человека как свойство личности изучить довольно сложно, поэтому большинство диагностических методик нацелены на анализ внешних ее проявлений (агрессивные действия и поведение). Среди существующих на сегодняшний день различных методик, направленных на изучения агрессии человека, диагностика агрессивности зачастую проводиться с помощью опросника Басса-Дарки, теста Ассингера, методики «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк). Назначение и особенности этих методик описаны в таблице.

Методики, которые позволяют изучить особенности проявления агрессивности

Методика Назначение Особенности
Опросник А. Басса-А.Дарки изучения особенностей и видов агрессии имеет 8 шкал, которые позволяют понять, какой вид агрессии доминирует (физическая, вербальная и непрямая агрессия, раздражительность, негативизм, обида, комплекс вины или же подозрительность); также возможна диагностика агрессивности (прямой или мотивационной) и враждебности, благодаря подсчету их индекса
Тест А. Ассингера диагностика агрессивности в отношениях позволяет определить уровень конкретности человека в отношениях с другими (насколько он легок в общении и построении контактов с окружающими)
Самооценка психических состояний личности по Г. Айзенку исследование психических состояний наличие 4 шкал помогают описать уровни проявления различных состояний психики человека (тревожность, фрустрацию, агрессию и ригидность)

Необходимо отметить, что насколько бы не была универсальна определенная методика, которая позволяет изучить причины агрессивности и способы ее проявление, нельзя по результатам лишь ее одной делать какие-либо выводы и давать рекомендации по ее коррекции. Диагностика агрессивности всегда должна проводиться с использованием целого комплекса различных методов и методик, только тогда можно говорить про реальные результаты исследования реакций и поведения человека.

Коррекция агрессивности: особенности и эффективные методы

Агрессивность человека, как свойство личности, может усиливаться и подавляться в зависимости от индивидуальных особенностей, волевой саморегуляции и уровня самосознания. Многие исследователи не отрицают влияние генетического и физиологического в человеческой агрессии, но наряду с таким мнением подчеркивает более значительное воздействие на специфичность проявления агрессивности набора уникальных навыков социального поведения, приобретенных человеком на протяжении своего жизненного пути. Также оказывают влияние особенностей когнитивной и эмоциональной сферы, средовые, социальные и психологические факторы. Поэтому, если правильно направить психокоррекционную работу, можно существенно снизить уровень агрессивности и враждебности личности.

Следует отметить, что агрессия человека не является неизбежной формой его реагирования на различные трудности и неудобства окружающей действительности. Учеными доказано, что при правильной работе над собой, а также создания более комфортных условий для жизни, можно не только контролировать проявление агрессии, но и предотвратить различные ее психопатологические формы. И здесь наиболее эффективной является коррекция агрессивности, которая может осуществляться психотерапевтом или практикующим психологом-консультантом (иногда возникает необходимость обращаться к более узкому специалисту – психиатру, но это лишь тогда, когда агрессия начинает принимать патологические формы – серьезная угроза жизни и здоровью как другим людям, так и самому себе).

Среди основных методов и способов борьбы с высоким уровнем агрессивности следует отметить:

  • аутогенную тренировку, методы психорегуляции и релаксацию;
  • гипноз и аутосуггестию;
  • пиходрамму, арттерапию, гештальт-терапевтические методы, юнгианский психоанализ и холотропное дыхание;
  • различные тренинговые программы (например, тренинги социальных умений, самопознания и саморазвития).

Особо интересным является тренинг, направленный на формирования социальных умений и навыков. Он включает в себя следующие процедуры:

  • моделирование ситуаций, где демонстрируются примеры адекватного поведения, даже если провоцируют вступить в конфликт и проявить агрессивность;
  • ролевые игры (применение социальных умений в ситуациях, приближенных к реальным, но с максимальной безопасностью для психики человека, то есть под контролем тренера);
  • обратная связь и рефлексия (происходит обмен реакций между участниками и их анализ);
  • перенос сформированных на тренинговых занятиях умений и навыков в жизненные ситуации.

Причины агрессии у человека: в чем корень зла?

Каждая из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением. Нам хамят, грубят, нас толкают и ругают последними словами. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, и очень хочется понять, какие могут быть причины агрессии и раздражительности у людей, которым мы вроде бы ничего плохого не сделали? Что их толкает на столь отвратительное поведение? Ведь далеко не всегда оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания! Как и у многих других жизненных явлений, у агрессии есть свои психологические причины, в которых мы и попробуем разобраться.

Что такое агрессия?
У агрессии существует множество синонимов: насилие, враждебность, гнев, злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют одинаковые значение и смысл. С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения. Казалось бы, какая может быть польза от причинения вреда другим людям? Но природа ничего не создает зря. Каковы же цели и причины агрессии у человека?

1. Принуждение других к какому-либо поведению. Человек – существо очень умное и хитрое. Зачем что-то делать самому, если у тебя есть силы, чтобы заставить других “попотеть”? В современном обществе проявление физической агрессии и принуждения, конечно, не приветствуется, а вот моральное насилие, к сожалению, до сих пор достаточно распространено.

2. Тяга к власти. Так уж повелось, что власти редко можно добиться мирным путем – всегда надо пройтись по головам и нанести кому-нибудь хоть легкие, да увечья. Те, у кого потребность во власти очень сильна, так и делают. Поэтому у них, в целом, агрессивность выше, чем у других людей. Особенно этим грешат мужчины – именно для них доминирование над остальными самцами играет особую роль.

3. Стремление произвести определенное впечатление. При проявлении агрессии о человеке может сложиться разное впечатление: кто-то испугается, кто-то захочет помериться силами, а у кого-то возникнет потребность в мести. Для того чтобы понимать, какое впечатление вы произведете своей агрессивностью, нужно хорошо знать партнера по общению. А то так можно отхватить нехилую взбучку!

4. Желание причинить ущерб. Согласитесь, некоторые люди вполне заслуживают того, чтобы вы вели себя с ним агрессивно. Например, Машка, которая в десятом классе хитро и коварно увела вашего парня – ей бы не помешала ваша порция злости и агрессии. Стремление причинить другому вред может основываться на разных вещах – желание отомстить, что-то отобрать – а может быть вполне самостоятельной потребностью. И если оно у вас изредка появляется – не пугайтесь! Такое бывает со всеми людьми.

5. Психологическая разрядка. Бывает, что за день столько всего плохого накопится, что хочется на кого-нибудь наорать или побить. И бываешь поистине благодарна судьбе, когда под горячую руку попадается какая-нибудь вредная и хамоватая тетка в метро. Уж тогда можно расслабиться и отыграться на ней в полную силу! И почувствовать себя после этого вполне легко и комфортно.

6. Самооборона. Некоторые люди бывают очень и очень наглыми. Конечно, опускаться до их уровня может казаться глупым или не очень порядочным, но иногда это просто необходимо, иначе они вас просто “съедят”. В таких случаях агрессия выполняет функцию самообороны: когда в наше личностное пространство вторгаются, мы “показываем зубы и когти”, и тогда нас оставляют в покое.
Таковы основные цели для проявления агрессивного поведения. Они могут нравиться или не нравиться, но это факт – агрессия нам очень нужна. Общество, в котором люди бы не проявляли враждебность по отношению друг к другу, попросту неспособно к выживанию. Поэтому любые попытки полностью избавиться от агрессии заранее обречены на провал – это то же самое, что пытаться научить человека жить без любви. Отдельным особям это удается, но это подходит далеко не каждому.

Истоки агрессивного поведения
Помимо целей, у агрессии существуют более серьезные и глубинные механизмы, влияющие на ее возникновение. Психологические причины агрессии у людей могут быть совершенно разными: каждый более или менее известный психолог стремился выдвинуть свою гипотезу о том, как и откуда берется агрессия. На настоящий момент их можно разделить на три основные группы:

1. Агрессия как инстинкт. Многие психологи считают, что природа возникновения
агрессивного поведения у человека инстинктивна. Агрессия способствует выживанию, выполняя три основные функции: борьба за территорию и пищевые ресурсы, улучшение генофонда и защита потомства. Агрессивная энергия постоянно возникает в организме человека, накапливается и в какой-то момент прорывается наружу. У каждого – свои границы, переход через которые чреват враждебностью в поведении. Агрессия также могла достаться человеку от своих предков-охотников. Очевидно, что охотничья природа может являться побудителем к насилию, войнам и разрушению. Таким образом, можно говорить о неизбежности агрессии и сложностью с ее контролем.

2. Агрессия как результат невозможности реализовать свои потребности. Это
совершенно другой подход: все мы сталкивались с неспособностью удовлетворить свои желания из-за каких-либо препятствий, и в такой ситуации практически всегда появляются гнев и агрессия. Они могут быть направлены на других людей, на вещи или даже на себя. Возможны также вариации в способах проявления агрессии: мы можем накричать на кого-то, толкнуть или начать причитать: “Это я во всем виновата! Нет мне прощения!”. Самое печальное, что такой способ реагирования, если его часто использовать, начинает входить в привычку, но эффективность его для решения проблем и преодоления тех самых пресловутых препятствий представляется весьма сомнительной.

3. Агрессия как результат научения. В детстве мы всему учились у взрослых: мы
подражали им в манере говорить, есть, одеваться и вести себя в целом. Точно также, наблюдая за взрослыми, мы учились агрессивному поведению: если мы видели, как наши мама и папа постоянно орут друг на друга и на окружающих людей, такой вариант поведения запоминался нами как единственно верный. Конечно, есть и другие факторы, увеличивающие вероятность проявления агрессии при взрослении – это неприемлемое обращение, постоянные придирки и нападки со стороны взрослых и даже прямые инструкции: “Ну что ты как маленький! Дай сдачи этому мальчику!”. Человеку, который растет в подобной обстановке, сложно быть тихим, милым и пушистым. Однако в этом случае он обладает возможностью научиться контролировать свою агрессию, если развивать способность к саморегуляции, наблюдать за людьми, умеющими спокойно разрешать конфликты и поощрять себя за каждое проявление кротости и человеколюбия.
Что влияет на агрессию?
С психологической сущностью агрессии мы разобрались. Они присуща каждому человеку, и ее существование оправдывается массой целей и причин. Однако есть вещи, которые способны усугублять агрессивное поведение и делать его разрушительным. К ним относятся особенности культуры и воспитания, особенности ситуации и некоторые личностные черты. Достаточно сильно на склонность к агрессии влияет ситуация в обществе, в частности, культурные нормы – то, как окружающие оценивают враждебное поведение. В некоторых культурах агрессия поощряется, а в других – порицается. Также большое влияние на человека оказывают СМИ. Если они постоянно транслируют информацию о насилии, угрозах и взрывах, это будет восприниматься как что-то нормальное и, соответственно, повышать вероятность агрессивного поведения.
Семейная ситуация тоже способна оказывать влияние на склонность к агрессии. Например, дети, выросшие в неполных семьях, чаще проявляют враждебность к другим людям. Но семья может быть полной и многодетной – в таких семьях агрессивность определяется отношениями между братьями и сестрами: если они привыкли ругаться и драться между собой, то в более старшем возрасте они будут весьма враждебны и импульсивны. Семейный климат тоже вносит свой вклад в эту проблему: то, насколько родители жестоко наказывают своих детей, вмешиваются в их жизнь и конфликты между ними, непоследовательны в установлении правил и дисциплины и т.д. … Но дело ведь не только в каких-то долгоиграющих факторах.
В некоторых ситуациях практически невозможно не быть агрессивной. Как правило, нас в таких ситуациях на агрессию провоцируют или же создают такие дискомфортные условия, которые мы не в силах терпеть. Присутствие в такой ситуации сторонних наблюдателей – это единственное, что способно снизить накал страстей. Также есть группы людей, которые самим своим видом способны вызвать у человека агрессию, например, разведенная женщина, встречающая мужчин, похожих на ее бывшего мужа, мечтает о том, чтобы сделать им что-то плохое.
Иногда нас раздражают какие-то физические характеристики ситуации: жара, духота, шум, теснота, загрязненный воздух, и т.д. … Ну и, конечно же, самый главный – это личностный фактор. Некоторые черты нашего характера могут увеличивать вероятность агрессивной реакции на любое, казалось бы, даже самое незначительное событие. К ним относятся раздражительность и эмоциональная чувствительность, высокая тревожность, стремление брать ответственность за все происходящее на себя, напористость и тяга к достижениям.
Как избежать агрессии в жизни
С причинами, вызывающими агрессивное поведение, в общем-то, все ясно. Однако легче от этого не становится, потому что хочется не просто знать, но и уменьшить количество агрессии в собственной жизни. Если вы хотите повлиять на какого-то человека, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания. Ее суть состоит в том, что хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое – наказывается. Происходит некоторое подобие дрессировки, ведь любому человеку хочется комфорта и удовольствия, а их противоположности он избегает. Однако есть ряд особенностей в использовании этой системы:

  • Необходим баланс между поощрением и наказанием: если вы будете с чем-то перегибать, то результат может оказаться не таким эффективным.
  • Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.
  • Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.
  • Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.
  • Вероятность наказания должна быть достаточно большой

А что делать, если вы хотите справиться с собственной агрессией? Ответ один – саморегуляция. Вы можете даже использовать ту же самую систему поощрений и наказаний – только вы сами будете и в роли объекта, и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания для вас могут быть угрызения совести или лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения – попытки доставить себе удовольствие. Также эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.
Как было сказано выше, агрессия чаще всего возникает в ситуации явного неудовольствия и наличия препятствий к достижению важной для человека цели. Вы злитесь на обстоятельства, и возможны несколько вариантов выхода этой злости: злиться на других, на себя или попытаться перевести эту энергию в более конструктивную Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, лишь испортит настроение. Вместо этого вы можете постараться преодолеть препятствие и решить проблему – тогда ваша злость пройдет сама собой.
Очень часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять. Например, когда кто-то, с нашей точки зрения, живет неправильно или делает что-то, что не вписывается в нашу картину мира. Для того чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Вы должны принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы. Каждый раз злясь и осуждая кого-то, попробуйте поставить себя на его место – может быть, это поможет вам лучше понять человека. Старайтесь не накапливать в себе энергию злости и раздражения.
Когда мы постоянно сдерживаем себя, это выматывает, и мы становимся агрессивнее. Надо понимать, что столько энергии не может бесконечно долго находиться в нас – рано или поздно произойдет выплеск ее наружу. Только он может быть постепенным и аккуратным, а может быть всеразрушающим. Согласитесь, что первый вариант является гораздо более предпочтительным. Если вы чувствуете, что волна злости накатывает на вас, и вы скоро начнете рвать и метать – сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься. Можно закрыть глаза и сосчитать до десяти, можно выйти из комнаты или просто мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что это убережет вас от проявления ненужной агрессии.
Есть вещи, которые вы не можете изменить и убрать из вашей жизни. Так или иначе, вам придется с ними сосуществовать. Вы можете злиться на них и портить себе жизнь, а можете попытаться принять и начать относиться к ним со спокойным равнодушием. Кроме того, необходимо избегать хронической усталости, ведь очень часто именно она лежит в основе агрессии и раздражительности. Поэтому при подозрении на усталость дайте себе передышку, например, устройте себе выходной и займитесь тем, чем давно хотели заняться. Человек становится злым и агрессивным в ситуации хронического недовольства своей жизнью Это недовольство может быть вызвано разными причинами: неудачами на личном фронте, постоянной усталостью или большим количеством неприятных людей в жизни. И если вы хотите, чтобы агрессия ушла из вашей жизни, необходимо внести в нее позитивные изменения. Попробуйте обозначить для себя позитивные моменты – так вам будет проще им радоваться. Будьте внимательнее к себе, старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. Ведь довольный человек гораздо чаще бывает спокойным и уравновешенным, чем недовольный.

Факторы, которые могут существенно влиять на проявление агрессии

Исследователи предположили, что люди, для которых характерна аффективная агрессия (незапланированная и неконтролируемая), как правило, имеют более низкие показатели IQ, чем те, кто проявляет агрессию инструментальную.

На экспрессию агрессии может влиять большое количество факторов. Прежде всего, это биологические факторы. Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к физической агрессии. Исследователи обнаружили, что женщины, во-первых, менее склонны к физической агрессии, а во-вторых, прибегают к использованию нефизических форм, например, словесной агрессии.

Окружающая человека среда также играет определенную роль — и прежде всего, важно то, как человек был воспитан. Люди, которые в детстве часто видят проявления агрессии, скорее всего будут считать, что такое насилие и враждебность социально приемлемы. Известный эксперимент Бандуры доказал, что наблюдение может также играть роль в том, как люди учатся проявлять агрессии. Дети, которые смотрели видео, в котором взрослый вел себя агрессивно по отношению к кукле, чаще имитировали его действия, когда им представлялась такая возможность.

Теги: агрессия, эмоции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *