Афазия

Афазия

Афазия. Классификация

Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

Классификация афазий

Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.

Классификация афазий

Типы афазий

  • Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.Нарушен процесс реализации речи во внешнюю среду (хотя внутренняя программа сохранна). Эта форма обусловлена поражением коры вблизи от центра Брока.
  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
  • Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
  • Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
  • Амнестическая афазия Проявляется при поражении теменно-височной обл.Дефект заключается в трудности называния предметов и частей тела. Наблюдаются вербальные парафазии.

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.

Номинальная афазия, проявляющаяся в затруднении называния предметов, является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Классификация афазий

Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.

Типы афазий

  • Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и её реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
  • Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
  • Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трёх форм афазии сугубо теоретическим.
    • Акустико-мнестическая афазия — в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
    • Оптико-мнестическая афазия
  • Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).

> См. также

  • Мутизм
  • Агнозия
  • Апраксия
  • Акалькулия
  • Нейролингвистика
  • Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Литература

  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Второе дополненное издание . — М., 1969.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. (любое издание): Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V.
  • Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
  • Хомская Е. Д. Нейропсихология. (любое издание): Раздел II, Глава 13.
  • Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. — 256 с.
  • Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М., 2000.;
  • Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии
  • Критчли М. Афазиология. М.: Медицина, 1974.;
  • Смирнов Б. Л. К вопросу об афазии у полиглотов.
  • Пирон К. Весь мир страдает афазией? (эспер. Ĉu la tuta mondo suferas pro afazio?)
  • Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие. — Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006
  • Фёдорова Елена Анатольевна. Афазия — не приговор.- Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
  • Колягин В.В. Приобретённая афазия у детей дошкольного возраста. // Клиническая эпилептология, 2010 г., стр. 28-30
  • Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Архивировано 10 февраля 2009 года.
  • Смирнов Б. Л. Учителя России
  • История могилевской группы АФАЗИЯ берет свое начало 1 марта 1995, когда братьям Федору и Михаилу Трухачевым надоело мечтать о создании своей рок-группы, и они перешли к конкретным действиям. Первым конкретным деянием был выбор названия группы. После многомесячных поисков подходящего слова или словосочетания, старший Трухачев (Михаил), ни у кого не спрашивая, называет группу АФАЗИЯ. Вторым делом решено было найти музыкальные инструменты. Именно в это время Михаил Трухачев и определил для себя, что будет играть на барабанах. Федор к этому времени уже неплохо играл на гитаре. С первой университетской стипендии братья покупают первую электрогитару. После чего создатели стали искать музыкантов для своего музыкального проекта. Первым ритм-гитаристом стал одноклассник Трухачевых Константин Ракутов. Вскоре в группу пришел басист Вадим Черкасов. Долго не могли найти вокалиста. Которым, вскоре стал Виталий Свирид, заменивший заодно и ритм-гитариста. 20 декабря 1996 г. АФАЗИЯ дает свой первый концерт.
    После первого концерта музыкантам неожиданно разонравилось название группы. Говорят, оно многим сразу не понравилось. И снова, после многомесячных поисков подходящего слова или словосочетания, старший Трухачев, ни у кого не спрашивая, оставляет название АФАЗИЯ. Говорят, что после этого название понравилось всем участникам проекта.
    Окончательно сформировался музыкальный стиль группы — это мелодичный hard&heavy.
    В 1997 г. группу покидает Вадим Черкасов и на его место приходит Дмитрий Поджигеров. Группа начинает активно репетировать.
    АФАЗИЯ принимает участие в музыкальных фестивалях: «Звездный путь 96-97», «Второй эшелон. Весна — 98», концерте, посвященном трехлетию могилевского творческого объединения «В тихом омуте».
    В 1998 г. в группу приходит новый вокалист Сергей Шайков, сместив Виталия Свирида на ритм-гитару.
    В 2000 г. АФАЗИЯ начинает работу над записью своего дебютного альбома «Взгляд с небес». Группа перепробовала несколько различных звукозаписывающих студий Минска и Могилева. Окончательный выбор был отдан могилевской студии «Веселые нотки». Сведением материала занимался Федор Трухачев в студии группы АФАЗИЯ.
    24 февраля 2002 г. АФАЗИЯ принимала участие в фестивале «РОК — КОРОНАЦИЯ» вместе с такими группами, как НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ, ЛЕПРИКОНСЫ, КРАМА, ПАЛАЦ, РУБЛЕВАЯ ЗОНА, НРМ, БЕЗ БИЛЕТА и др.
    Незадолго до участия в «РОК — КОРОНАЦИИ» группа принимает в свои ряды нового ритм гитариста — Владимира Крутова.
    26 апреля 2002 г. АФАЗИЯ участвует в фестивале ROCK TIME — 2002. Это был последний концерт в классическом рок-составе: группа отказалась от второго гитариста, зато приобрела клавишницу в лице очаровательной Юлии Щербик.
    31 июня 2002 г. АФАЗИЯ побывала на гастролях в г.Гомеле, где была тепло принята местной публикой.
    В настоящее время альбом «ВЗГЛЯД С НЕБЕС» на кассетах и компакт-дисках можно приобрести в киосках и магазинах фирмы «ТОН-рекордз» по всей республике.
    Песни группы «АФАЗИЯ» смогли оценить слушатели многих белорусских радиостанций: «Наше Радио», «Радио Рокс», «Радио Би-Эй», «Столица» а также Российской радиостанции «Юность». На «Радио Столица» в хит-параде «Белое поле» песня «Не для этого мира» держалась 18 недель.
    Осенью 2002 группа участвует в «МУЗЫКАЛЬНОМ РИНГЕ» на первом канале Белорусского радио, в котором доходит до полуфинала.
    Сразу после «РИНГА» группу покидает вокалист Сергей Шайков, объясняя свой уход творческими разногласиями с лидерами. Новым голосом «АФАЗИИ» стал молодой, но перспективный певец Роман Шошин. В новом составе группа выступила на 3-м международном байк-фестивале «МИНСК-2003».
    Со свежими силами и новым голосом АФАЗИЯ записывает песню «Я Живой», которая сразу попадает в ротацию «НАШЕ РАДИО Могилев».
    Осенью 2003 г. АФАЗИЯ принимается за съемки своего первого видеоклипа на песню «Я Живой». На главную роль был приглашен байкер из клуба «IRON BROTHERS» Юрий Рафеев. Клип построен на трех сюжетных линиях: живой концерт группы, реанимация (снималось в больнице) и лихая езда Юры по улицам Могилева.
    08.02.2004г. клип занимает 2-е место в хит-параде «Клип-обойма» Первого Национального телеканала Беларуси.
    Летом 2004 года группа небольшим тиражом выпускает диск «Я Живой». Кроме заглавного трэка он содержит еще шесть.
    27.12.2004г. Выходит полная версия альбома «Я Живой» с двенадцатью трэками и клипом.
    Продолжение следует…

    Афазия: определение, классификация, их характеристика

    Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

    Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

    У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

    А фазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

    В основе любой фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета.

    При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой.

    В России изучению проблем локализации высших психических функций предшествовал выход монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала большое влияние на работы В. М. Тарковского, Н. Д. Родосского, С. И. Давиденкова, М. И. Аствацатурова, М. Б. Кроля и других русских ученых.

    Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

    Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.

    В основу современной нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифференциации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «динамика» речи.

    Под парадигматическими единицами речи подразумеваются все признаки языка: фонемы, слоговая система, лексика, приставки, суффиксы, определенные словосочетания, т. е. то, что характеризует тот или иной язык. Каждая парадигма, например, фонема, имеет определенное число признаков, при замене которых меняется смысловое качество фонемы, поэтому парадигматические признаки характеризуются принципом взаимозаменяемости «или» — «или»: или ротовой, или носовой, или губной, или язычный, или звонкий, или глухой. Этими противопоставительными признаками отличаются фонемы, лексемы (приехать — уехать, домик — домище и т. п.). В речи все парадигматические единицы взаимосвязаны синтагматически по принципу «и» — «и», не допускающему взаимозаменяемости; так, в слове фонемы имеют свой жесткий, линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием и т. п., т. е. парадигматические отношения построены по пространственному, симультанному принципу, а синтагматические — по временному, линейному, сукцессивному принципу. При разных формах афазии по-разному нарушается «парадигматическая» организация импрессивной и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).

    А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

    акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,

    семантическая афазия и афферентная моторная афазия,возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,

    эфферентная моторная афазия и динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

    Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении зад-нелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок называются «передними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения.

    При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *