Абстрагироваться от всех

Абстрагироваться от всех

Содержание

Абстрагирование

​​​​​​​Абстрагирование (abstractio — отвлечение) — положение фокуса внимания человека, взгляд на ситуацию (человека, премет и пр.) из третьей позиции восприятия, постановка себя вне ситуации, над ситуацией. Абстрагирование осуществляется в два приема: с одной стороны, Внимание отвлекается от мелких, незначительных деталей, с другой стороны — концентрируется на более общих и более важных вещах.

Как метафора: можно рассматривать предмет вблизи — и будет заметно много маленьких деталей, а если предмет поставить подальше — мелкие детали видны не будут, но зато проще рассмотреть общие очертания и форму предмета.

Результат абстрагирования называется абстракцией.

Понятийный ряд

Абстрагирование наоборот — это конкретизация. Если абстракция — это удаление от изучаемого предмета, то конкретизация — это наоборот: приближение и выделение мельчайших деталей.

Например: Буду вести здоровый образ жизни — общие слова и абстракция.

Буду делать зарядку 15 минут в день и обливаться каждый день холодной водой — это конкретика.

Цели абстрагирования:

  • Отождествление, поиск общих черт. В этом случае из фокуса внимания выпадают те признаки, которые отличают один предмет (ситуацию, человека) от другого, а внимание сосредотачивается на том, что есть общего между ними.
  • Обобщение и систематизация. В этом случае наоборот, в фокус внимания попадают ключевые отличия, по которым можно разделить предметы на независимые и легко отличимые друг от друга группы. Например, у меня есть конкретная цель на день, но в месяце 30 дней и если обощить цель на каждый день — я получаю цель на месяц. Из месяцев складывается год — обобщим цели на месяц получаем цели на год и так далее.
  • Четкость и конкретика формулировок. В этом случае в фокусе внимания определенное понятие — и только то, что оно обозначает. Все остальное — оказывается за пределами внимания. Например, если я говорю слово «рост» — я имею ввиду только процесс количественных изменений, когда я говорю «развитие» — строго процесс качественных изменений. В этом случае задача абстрагирования разделить понятия: что обозначает что и где границы одного понятия, где — другого.
  • Создание образца. Если меня интересует определенное качество предмета, которое я беру за отправную точку, я сознательно выделяю его и довожу, утрируя, до «чистоты эквивалента». То есть я заведомо знаю, что в реальном мире такое качество существовать в чистом виде не может — но я сознательно ввожу его для того, чтобы был образец (или отправная точка, от чего исходим). Например, Евклид положил в основу своей геометрии первичные термины «точка», «прямая» и «плоскость», которых, в том смысле как их понимал Евклид, нет в реальном мире.

Зачем нужно абстрагирование

Определение целей на жизнь

По жизни абстрагирование помогает задать общее направление, в рамках которого уже можно формулировать конкретные цели. Например, человек определяет для себя общее направление жизни (см. способы человеческой жизни) — а чем он будет заниматься — это уже вторично. Проще и правильнее начинать с выбора общего направления, а завершать конкретикой до мелочей и деталей.

Формирование эмоциональных состояний

Например абстрагироваться от сказки и жить реальностью, когда это необходимо или наоборот.

Абстрагирование

Абстрагирование — это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы (см. Абстракция). Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. Мышление) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).

Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание. Вместе с тем, будучи широко представленным в человеческом познании вообще, он приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности, наряду с другими методами научного познания (см. Методы научного познания). В европейской философии, науке и логике абстрагирование трактуется как логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности. В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения, образования понятий и категоризации (см. Категоризация).

В процедуре абстрагирования очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая — на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли абстрагирования: либо оно рассматривается как значимый источник поступления знаний о мире, либо как процедура, приводящая к их искажению и обеднению. Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них «посторонними» — по сути главный вопрос оперирования с абстракциями.

Применение абстрагирования в качестве метода научного познания, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их свойств и с отделением существенных свойств от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо образа изучаемого объекта (отбрасывание его несущественных свойств), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от свойственной ему несущественной информации).

Целевая характеристика абстрагирования может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением её в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов абстракций:

  1. изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления;
  2. обобщающая абстракция соответствует цели получения общей картины явления;
  3. идеализация соответствует цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Реализация процесса абстрагирования включает два типа операций:

  1. оценка возможности и целесообразности замещения;
  2. акт замещения.

Продуктами процесса абстрагирования являются соответствующим образом преобразованные представления об исследуемом объекте или явлении. Обоснование абстракции осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей).

1.2. Абстрагирование

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих исследователя существенных свойств объекта . В результате получаются отдельные «абстрактные предметы» (понятия), или их системы (модели), которые отражают сущность исследуемого явления.

Пример: Существует огромное разнообразие СМИ: газеты и журналы, радио и телевидение. Более того, если мы возьмем, к примеру, газеты, то мы увидим, что и они существенно отличаются друг от друга – молодежные и общественно-политические, ежедневные и еженедельные, федеральные, региональные, местные и прочие. Исследуя вопрос, что собой представляют средства массовой информации, мы должны для себя решить, что же объединяет все это многообразие прессы, какие основные, существенные признаки характеризуют СМИ как явление. При этом мы должны отбросить менее значимые свойства средств массовой информации – такие, к примеру, как формат, дизайн, учредитель и т.д., которые, скорее, различают СМИ. В результате мы приходим к выводу, что средство массовой информации – это канал сообщения, распространяющий социально значимую информацию с периодичностью не реже, чем один раз в год.

Метод абстрагирования стали использовать древние греки. Его появление есть своеобразный результат развития мышления: исследования современных первобытных культур показывают, что люди в них не мыслят абстрактно – их мышление предметно-конкретно, их язык не содержит абстрактных категорий. Когда тасманийцы хотят сказать «твердый», они говорят: «подобный камню», если они хотят сказать «круглый», они говорят: «подобный Луне». Абстрактное мышление появляется вместе с разделением труда на умственный и физический (труд рабов позволил свободным гражданам греческого полиса заниматься мусическими искусствами); возникновением частной собственности (благодаря ей родовая община стала совокупностью отдельных индивидов, каждый из которых столкнулся с необходимостью самостоятельного принятия решений); полисным устройством греческих городов (ораторское искусство – умение формулировать свои мысли и убеждать других – высоко ценилось гражданами полиса).

Возвращаясь к использованию метода абстрагирования в исследовании журналистики, отметим, что он также универсален, как анализ и синтез. Когда мы формулируем то или иное понятие, создаем модель, объясняющую изучаемое нами явление или разрабатываем шкалу оценки деятельности СМИ, мы прибегаем к методу абстрагирования. И это далеко не полный перечень возможностей этого метода.

1.3. Индукция и дедукция

Индукция происходит от латинского слова inductio (наведение) – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок . Индукция основывается на опыте, наблюдении, эксперименте. Обращаясь к эмпирической действительности, мы собираем отдельные факты по интересующему нас вопросу. Затем, изучая и анализируя эти факты, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты изучаемого нами ряда сходных явлений. На основе этих фактов мы строим индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.

Пример: Исследуя вопрос о том, кто является собственником наиболее крупных общественно-политических изданий в России, мы выясняем, что газета «Известия» принадлежит холдингу «Газпром-Медиа»; газетой «КоммерсантЪ» владеет глава дочерней компании «Газпрома» — «Газпроминвестхолдинга» – Алишер Усманов; «МК» хотя и числится за известным медиаменеджером Павлом Гусевым, фактически принадлежит мэру Москвы Юрию Лужкову; изменившая общественно-политическому формату, но все еще претендующая на него «Комсомольская правда» контролируется группой ЕСН, глава которой – Григорий Березкин – близок к госмонополии ОАО РЖД. Эти и многие другие примеры приводят нас к индуктивному выводу о том, что правительство пытается контролировать общественно-политическую прессу посредством компаний-учредителей с высокой долей государственной собственности, либо через людей, симпатизирующих правительству.

Первым метод индукции предложил использовать английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон. Он пишет работу «Новый Органон» (1720 г.), полемизируя с аристотелевским «Органоном». Если Аристотель в качестве органона (греч. – орудие, инструмент) познания полагал формальную логику, то Бэкон считал, что таковым должен быть метод индукции. Предложение Бэкона было поистине революционным: он настаивал на том, что источником знания должна быть эмпирическая реальность. Истину надо искать не в священных текстах, не в разуме, а в эмпирическом опыте, выводить ее из единичных явлений. За Бэконом закрепилось звание «отца опытно-экспериментальной науки». Наверное, его можно назвать и жертвой опытно-экспериментальной науки: он умер от простуды, подхваченной во время экспериментов по консервированию кур в снегу .

Как показывает Бэкон, индуктивные обобщения носят не универсальный, а лишь вероятностный характер. Их еще называют опытными истинами или эмпирическими законами. Дело в том, что опыт, как таковой, всегда бесконечен и неполон: мы не можем рассмотреть все единичные факты интересующего нас явления. Так, по примеру Бэкона, мы можем наблюдать множество белых лебедей и, в результате, вывести индуктивное заключение, что все лебеди белы. Тем не менее, в природе может существовать черный лебедь, которого мы не имели возможности видеть. Несмотря на вероятностный характер индукции, это весьма эффективный метод получения нового знания, рождающий экспериментальную науку. Как говорил известный физик Луи де Бройль: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом…» .

Метод индукции широко используется в исследовании журналистики. Его средствами формулируются гипотезы, обобщаются результаты эмпирических исследований.

Дедукция происходит от латинского слова deductio (выведение) — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера . Характерной особенностью дедукции является то, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному, истинному знанию. Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получить новые истины. Причем, путем чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу.

Пример: Силлогизм (один из видов дедуктивного доказательства).

Все периодические печатные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год являются средствами массовой информации.

Газета «Автосити» — это печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Газета «Автосити» — это средство массовой информации.

Силлогизм является одной из форм дедуктивного умозаключения и дает ясное представление о том, как разворачивается дедуктивное суждение. Но дедуктивный метод не сводится к силлогизму, существует множество других видов дедуктивных доказательств. Широко применяем такой вид дедуктивного доказательства, как косвенное доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения. В рамках косвенного доказательства различают доказательство от противного (формулируется отрицание доказываемого положения и показывается его несостоятельность) и разделительное косвенное доказательство, при котором опровергаются все альтернативы тезиса.

Пример: Обоснуем, что в городе Набережные Челны не развита общественная (гражданская) журналистика путем доказательства от противного.

Предположим, что в г. Набережные Челны развита общественная журналистики. Согласно Б. Багирову, общественная журналистика – это особый тип журналистской деятельности, ориентированный на воспитание гражданской позиции, побуждение сограждан к участию в политической деятельности и выработке социально значимых решений . В этом случае челнинские издания должны выполнять ряд функций, таких как:

— Полно информировать граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем.

— Предупреждать общественность о неблагоприятно развивающихся процессах, которые несут в себе потенциальные нежелательные последствия для общества (будь то развитие коррупции, экологически неблагоприятная ситуация и пр.).

— Делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес-, и властных структур, тех или иных социальных институтов.

— По отношению к властным структурам СМИ должны выступать в роли не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко.

— Представлять точки зрения различных общественных групп и сил.

Между тем, мы видим, что челнинские издания не выполняют перечисленных функций, следовательно, в г. Набережные Челны не развита общественная журналистика.

По существу, дедукция противоположна индукции. Если в индукции на основе частного знания выводится заключение общего характера, то в дедукции, напротив, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Однако зачастую методы дополняют друг друга: бывает, что общие суждения дедукции получены индуктивным путем (при помощи индукции устанавливаются исходные посылки знания), а с помощью дедукции из них выводятся следствия и сопоставляются с фактами. Таким образом, дедукция служит методом проверки гипотез (см. об этом подробнее в параграфе 3.2).

Дедуктивный метод не воспринимается традиционным мышлением. Исследования известных советских психологов Л.Выготского и А.Лурии показали, что киргизские крестьяне не владеют абстрактной схемой рассуждения по логике силлогизма . Если спросить мудрого аксакала: в Германии нет верблюдов; Берлин – город в Германии; в Берлине есть верблюды? Он ответит: «Наверное, есть». – «Почему?» — «Ну, город большой? Большой. Может, туда пришел киргиз с верблюдом или таджик». Аксакал мыслит по логике здравого смысла, а не по логике силлогизма.

Метод дедукции используется в исследовании журналистики при разработке теорий и для проверки гипотез.

    1. Аналогия

Аналогия в переводе с греческого означает сходство или соответствие — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках . Заключения по аналогии являются правдоподобными.

Пример: Допустим, что в ходе анализа двух газет – «КП» и «АиФ» — мы выяснили, что обе они являются газетами федерального уровня, позиционируют себя как общественно-политические издания, находятся в коммерческой собственности, ориентируются на массовую аудиторию, тяготеют к сенсационным заголовкам. При этом мы точно знаем, что в газете «КП» преобладают информационные жанры. Предположение о том, что и в «АиФ» по количеству публикаций лидируют информационные жанры, является примером умозаключения по аналогии.

По сути, аналогия продолжает сходство несходного. Попытки рассматривать вещи в такой перспективе не всегда обоснованны: умозаключения по аналогии, даже при условии истинных посылок, не дают достоверного знания.

Пример: Квадрат и прямоугольник сходны: это плоские геометрические фигуры, их противоположные стороны равны и параллельны. У прямоугольника, как подсказывает само его название, все углы прямые. Можно заключить по аналогии, что и у квадрата все углы также являются прямыми. Этот вывод истинный. Из сходства квадрата и прямоугольника и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это уже будет неверно .

Для повышения надежности умозаключений по аналогии, надо придерживаться ряда правил:

  1. объекты могут сравниваться только по существенным свойствам;

  2. надо обращать внимание на внутренние, а не на внешние свойства объектов;

  3. круг совпадающих признаков должен быть как можно шире;

  4. учитываться должны не только сходства, но и различия объектов .

Аналогия, как способ рассуждения, требует богатого воображения. Это образный и яркий метод, часто используемый в литературном творчестве. Между тем, аналогия обладает слабой доказательной силой, и зачастую бывает поверхностной. В науке рассуждения по аналогии применяются с большой осторожностью. Тем не менее, история науки содержит множество примеров, когда даже свободная аналогия приводила к важным открытиям. Так, И.Кеплер, открывший законы движения планет, предположил, что небесные тела, подобно влюбленным людям, испытывают притяжение друг к другу. Благодаря этой аналогии в астрономии появилось понятие силы . В ряде случаев аналогия позволяет получить знание высокой степени достоверности. К примеру, Д.Менделеев на основе аналогии с открытыми химическими элементами, предсказал количественные и качественные свойства еще не открытых элементов .

Метод аналогии известен и греческой науке, и средневековому мышлению. Особую популярность аналогия приобрела в эпоху Возрождения, когда мыслители, как показал М.Фуко , искали сходства и подобия изучаемых явлений. Тогда природа, наряду с Библией, воспринималась в качестве священной книги, созданной Богом, письмена которой надо было расшифровать и истолковать, отыскивая соответствия среди различных явлений. Так, к примеру, травники знали, что печень выделяет желчь, поэтому лечить ее надо растениями с желтыми соцветиями – сходными по цвету с желчью. Для белого полезно белое — чтобы были здоровые зубы, надо пить молоко. Растение подобно животному: голова его внизу, а рот – или корень – погружен в землю. Ученые XVII века любили сопоставлять тело человека с земным шаром: кожа человека – это поверхность земли, его кости – скалы, вены – реки, а семь главных частей тела соответствуют семи металлам. Конечно, такие уподобления зачастую только препятствовали познанию, опутывая исследуемый объект расплывчатыми и неясными метафорами, или наоборот, внушая иллюзию ясности и понятности там, где явление еще только предстояло изучить.

Метод аналогии в исследовании журналистики применяется универсально — как вид умозаключения и доказательства; используется при моделировании объектов и процессов журналистского знания, а также при изучении сходных явлений.

    1. Системный анализ

Довольно часто при написании курсовых и дипломных работ студенты прибегают к методу системного анализа. Суть этого метода состоит в рассмотрении изучаемого объекта (например, редакции) в качестве целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Системный анализ – это совокупность общенаучных методологических принципов (требований) рассмотрения объектов как систем . Для уяснения сути системного анализа, разберемся с понятиями система и элемент.

Согласно основоположнику общей теории систем Л. Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент – это далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения . Любая система обладает четырьмя признаками:

— целостностью (система всегда больше простой совокупности ее элементов),

— наличием устойчивых связей между элементами,

— организацией (совокупность взаимосвязей и взаимодействий между элементами порождает организованную сложность системы),

— эмерджентностью (системе как целому присущи ряд качеств и свойств, которые не свойственны отдельным ее элементам).

Свойства системы зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда:

  1. система не сводится к простой совокупности элементов;

  2. расчленяя систему на отдельные элементы, изучая их каждый по отдельности, нельзя познать свойства системы в целом;

  3. характеристики системы определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними.

Существует несколько аспектов системного анализа, перечислим их:

— системно-элементный анализ, в ходе которого выявляется из каких элементов (компонентов) образована система;

— системно-структурный анализ, раскрывающий внутреннюю организацию системы и способ взаимодействия образующих ее элементов;

— системно-функциональный анализ, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

— системно-коммуникационный анализ, отражающий взаимосвязь данной системы с другими системами;

— системно-интегративный анализ, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

— системно-исторический анализ, отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы .

Пример: Допустим, что мы решили выяснить, как организована работа по подготовке выпуска газеты в определенной редакции. Исследуемой системой в данном случае выступает сама редакция. Мы изучаем, из каких компонентов состоит редакционный коллектив. Узнаем, что в редакции есть творческое, техническое и коммерческое подразделения. Выясняем, сколько сотрудников задействовано в каждом из подразделений, и какие обязанности они выполняют. Так, к примеру, мы определили, что творческая часть редакции состоит из главного и выпускающего редакторов, ответственного секретаря и четырех журналистов. Проясняем для себя состав технического и коммерческого отделов. После того, как мы выяснили из каких элементов (сотрудников) состоит редакционный коллектив, мы исследуем структуру редакции. В ходе изучения работы редакции мы уже обнаружили, что в ней существуют три основных подразделения, теперь нам надо понять, какие основные функции выполняют каждое из этих подразделений и их сотрудников, а также — какие взаимодействия осуществляются между отдельными сотрудниками и подразделениями в целом в процессе подготовки издания. Функциональный аспект анализа в данном случае может быть реализован на основе анализа должностных обязанностей различных сотрудников, а структурный – на основе осмысления этапов и задействованных на них сотрудников подготовки издания, а также исходя из анализа системы управления (кто кому подчиняется) данного редакционного коллектива. В рамках системно-коммуникационного анализа мы исследуем взаимодействия редакции с учредителем (владельцем), издателем, распространителем, аудиторией, информационной средой и пр. После чего мы, реализуя системно-интегративный аспект системного анализа, выясняем, что сохранению целостности редакции способствуют такие факторы, как конкурентоспособность выпускаемого издания, популярность газеты среди аудитории, ее востребованность рекламодателями, сильный авторский коллектив и т.д. Мы приходим к выводу, что факторами развития данной редакции являются выпуск новых приложений к основному изданию, ориентированных на специализированные сегменты аудитории, создание собственной полиграфической базы, благодаря чему редакция получает возможность предоставлять полиграфические услуги другим изданиям и пр. В завершении мы исследуем историю становления данного издания, выделяем определенные этапы в деятельности редакции, обозначаем факторы, которые позитивно и негативно влияли на ее развитие, очерчиваем возможные перспективы ее существования.

Совсем не обязательно реализовывать все перечисленные аспекты анализа, хотя это и было бы желательным. Как правило, студенты ограничиваются первыми тремя видами анализа. Решать вопрос о том, в каком объеме должен быть осуществлен системный анализ, необходимо исходя из целей и задач вашего исследования.

Пример: Если при изучении менеджмента в редакции автор должен сконцентрировать свое внимание на первых трех направлениях системного анализа, то, к примеру, при исследовании становления и развития определенного издания важнее раскрыть три последние его направления.

Элементы системного анализа применяются при осмыслении сущности того или иного объекта, процесса, явления журналистики. Также метод системного анализа используется в рамках прикладных исследований, если они реализуются в форме социологического исследования.

    1. Структурно-функциональный метод

Структурно-функциональный (структурный) метод, по сути, является одним из аспектов системного анализа. Выше мы говорили о том, что в ходе системного анализа мы, в том числе, выявляем структуры исследуемого объекта – элементарные и более сложные — и то, какие функции выполняют эти структуры в системе как целом. Итак, при проведении структурно-функционального анализа, мы рассматриваем то или иное явление журналистики как целостную систему, обладающую определенной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми элементами позициями и выполняемыми ими ролями.

Для более четкого осознания метода, рассмотрим понятие структуры. Структура – это совокупность устойчивых отношений и взаимосвязей между элементами системы, с выполнением определенных функций (ролей) этих элементов в отношении друг друга и системы в целом .

У структурно-функционального анализа есть ряд требований, перечислим их:

— необходимо изучить строение, структуру системного объекта;

— исследовать его элементы и их функциональные характеристики;

— проанализировать изменения этих элементов и их функций;

— рассмотреть развитие (историю) системного объекта в целом;

— представить объект как целостную функционирующую систему, все элементы которой «работают» на поддержание этой целостности .

Структурно-функциональный анализ используется для уяснения строения, функций тех объектов исследования журналистики, которые изучаются в качестве систем.

Оставаться спокойным и сконцентрированным не так-то просто. Толпы людей, автомобили, шумные улицы, переполненные людьми магазины, громкие разговоры, навязчивые мысли, проблемы, тревоги… Это не только мешает сохранять душевное и психическое равновесие, но и вызывает негативные эмоции. Что же делать, чтобы не впускать в свое сознание отрицательные переживания и сохранять концентрацию на том, что для нас важно? Лучшим способом будет абстрагироваться от всего, что мешает нашему покою и раздражает.

Но что значит абстрагироваться? Как абстрагироваться? Какую пользу это может принести? Что может быть плохого в неумении это делать? На эти вопросы мы и постараемся ответить в статье.

Абстрагирование: что это и для чего оно нужно?

Термин «абстрагирование» происходит от латинского слова «abstractio» и означает «отвлечение». В психологии под отвлечением чаще всего понимается не смена деятельности, как можно подумать, а смена мышления. Суть в том, что, абстрагируясь, человек начинает смотреть на вещи с новой стороны.

Человеческий мозг привык воспринимать все (явления, события, людей, ситуации и т.д.), обобщая свои представления о том, что он воспринимает, не разделяя их на отдельные элементы. И если мы отвечаем на вопрос «Что значит абстрагироваться?» именно в психологическом контексте, это означает мысленно отойти от происходящего, чтобы дать возможность своей нервной системе отдохнуть и прийти в себя, чтобы избавиться от негативного влияния раздражающих факторов, проанализировать ситуацию и взглянуть на нее беспристрастно.

Абстрагироваться можно от звуков (от шума), от негативных переживаний, от эмоций и даже от внешнего мира. И этому можно научиться, причем для этого не нужно прилагать каких-то титанических усилий.

Умение абстрагироваться помогает во множестве жизненных ситуаций, в частности тогда, когда необходимо выкинуть из головы те или иные мысли, отойти от нахлынувших эмоций, отбросить ненужное, понять суть какой-то проблемы или ситуации. Нас может напрягать поведение другого человека или – классика жанра – шум соседской дрели сладким субботним утром; мы можем негодовать по поводу событий на работе или где-то на улице. Поддаваясь своим чувствам, мы легко забываем о главном, упускаем из вида нечто важное, теряем мотивацию. А умение мысленно отбрасывать всю шелуху помогает нам оставаться в себе и собой.

С помощью навыка абстрагирования каждый может лучше определять свои желания и цели и находить пути их достижения, понимать, что ему нужно в текущий момент времени и в жизни вообще, эффективно избавляться от отвлекающих факторов и негатива, концентрироваться и управлять своим вниманием, улучшать интеллектуальную деятельность и даже ускорять ее.

Думаем, что не будет лишним сказать и о том, к чему может привести неумение абстрагироваться. В первую очередь, это депрессия, связанная с постоянным ощущением тревоги и страха, вызванными проблемами и стрессом. Также это и сам стресс. Он имеет свойство накапливаться, и если человек не знает, как давать своей психике отдыхать, нагрузка на нее серьезно возрастает. Это истощает энергетические запасы и на физическом и на психическом уровнях.

Низкая самооценка – это еще одно последствие неумения абстрагироваться. Неспособность к концентрации и потакание своим эмоциям часто приводят к неверным выводам, действиям и решениям. Это в свою очередь вызывает сожаления и чувство вины, понижающие уровень самооценки. А с низкой самооценкой, как известно, очень трудно жить насыщенной и счастливой жизнью.

Ко всему прочему, незнание того, как абстрагироваться, оказывает влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Любая коммуникация представляет собой обмен информацией, эмоциями и энергией, причем не всегда позитивный, полезный и взаимовыгодный. И если человек не в состоянии защититься от разрушающего влияния другого и провокаций, им становится очень легко манипулировать.

Как вы и сами уже прекрасно поняли, умение абстрагироваться – это мощный защитный механизм. Но, конечно же, это еще и эффективное средство в борьбе с отвлечением, прокрастинацией, нехваткой времени, невысокими жизненными и профессиональными результатами. И вот еще небольшое объяснение, что такое абстрагирование, от «Академия Хана».

Теперь давайте перейдем к практике. И начнем мы с того, как абстрагироваться от проявлений окружающей действительности вообще.

Как абстрагироваться от внешнего мира

Научиться абстрагироваться может любой. Вы и сами уже это не раз проделывали, хотя и неосознанно. Припомните, были ли в вашей жизни подобные ситуации:

  • Ваш приятель вам что-то рассказывает, а вы тем временем думаете о девушке, с которой познакомились утром в маршрутке
  • На работе важное совещание, а вы витаете в облаках, предвкушая предстоящую поездку в отпуск
  • Дома кто-то выражает вами недовольство, а вы, не обращая на это никакого внимания, читаете интересную книгу или смотрите захватывающий фильм

Наверняка вам приходилось сталкиваться с чем-то таким. И как раз это говорит о том, что абстрагироваться вы уже умеете. Но если раньше вы делали это на автомате, то теперь можно начать отвлекаться от окружающего мира специально, и в том момент, когда вам это нужно.

Первым, что вам придется освоить, чтобы научиться абстрагироваться от негативных проявлений внешнего мира, станет контролирование своих мыслей. Для этого существует простой алгоритм:

  • Выдохните
  • Начните медленно считать до десяти
  • На каждый счет делайте один медленный вдох и медленный выдох
  • Концентрируясь на дыхании, обращайте внимание на мысли и как бы выдыхайте их

Чтобы усилить воздействие приема, можно посмотреть на что-нибудь. Например, вы стоите в очереди в магазине, а рядом ссорятся два других покупателя. Проделайте вышеназванные действия и посмотрите, что происходит за окном, оцените взглядом интерьер магазина, сконцентрируйтесь на том, какие действия совершает кассир, обслуживая покупателя. Если есть возможность включить любимую музыку, сделайте это. Этот прием с дыханием можно применять в любых ситуациях.

Всегда помните, что, абстрагируясь от внешнего мира, нужно стараться сохранять позитивный настрой, не поддаваясь появляющимся негативным эмоциям. Это значит, что на любые обстоятельства, ситуации, события и людей следует смотреть с другого ракурса. Вот лишь несколько вариантов точек зрения:

  • Возможно, вы сгущаете краски и придаете обстоятельствам слишком большое значение
  • Возможно, в текущей ситуации есть какая-то личная выгода конкретно для вас, и нужно лишь увидеть ее
  • Возможно, если бы все пошло так, как вам хочется, вы столкнулись бы с более серьезными проблемами
  • Возможно, вы поддаетесь привычке негативно реагировать, когда что-то идет вразрез с вашими ожиданиями

Посмотрев на происходящее с подобной позиции, вы легко сможете абстрагироваться от внешнего мира, и сосредоточиться на позитивных мыслях и/или решении конкретных вопросов. Кроме того, у вас появится больше энергии и сил, а жить станет казаться лучше и проще.

В дополнение к предложенной методике абстрагирования от внешнего мира можно использовать медитацию. Она улучшает концентрацию и прекрасно расслабляет. Лучше всего медитировать дома, когда хочется побыть наедине с самим собой, забыть обо всем и обо всех, упорядочить мысли. Но вообще медитировать можно и на улице, и в общественном транспорте, и даже на работе. Подробно о медитации мы рассказывали в нашей статье «Советы для правильной медитации».

Также абстрагироваться от внешнего мира помогут такие занятия как прогулки, просмотр кинофильмов, встречи с друзьями, шопинг, сосредоточение на конкретных занятиях, созерцание произведений искусства, природы и т.д. А еще, чтобы вас никто не «доставал», мы рекомендуем время от времени отключать все свои гаджеты.

Но проявления внешнего мира зачастую выражаются конкретно в раздражающих шумах и звуках – это одно из самых распространенных явлений, мешающих сосредоточению и вызывающих негативные эмоции. Дальше мы расскажем, как абстрагироваться от них.

Как абстрагироваться от шума и от звуков

Научно подтверждено, что ежесекундно в человеческий мозг поступает 1 миллиард импульсов. Мозг, конечно, может отфильтровать массу ненужных данных, однако около сотни сигналов все равно будут им фиксироваться. А большая часть информации поступает к нам в звуковой форме, и нет ничего удивительного в том, что шумы и звуки постоянно отвлекают и заставляют «дергаться».

Научиться абстрагироваться от шума и от звуков вам помогут следующие рекомендации:

  • На отвлекаемость и раздражительность серьезно влияет усталость и голод. Если вы хотите есть или валитесь с ног от работы, даже малейший шум будет вызывать негодование и желание заткнуть уши. Чтобы этого не допускать, нужно, как минимум, хорошо высыпаться, нормально и регулярно питаться, отдыхать во время рабочего дня и на выходных.
  • Если какофония застала вас там, откуда вы можете уйти, советуем не тянуть и просто сменить место. А вообще лучше всего выбирать для работы и жизни такие места, где нет много шума. Например, жизнь возле леса или моря и жизнь возле железной дороги или аэропорта – две качественно разные вещи. Если вы фрилансер, можно иногда работать в библиотеке, в парке, на природе.
  • Чтобы посторонние звуки не раздражали, по возможности избегайте массовых скоплений людей, шумных улиц, автострад, общественного транспорта. Полностью исключить это из жизни, конечно, не получится, но время от времени все-таки нужно наслаждаться покоем и тишиной. Не забывайте, что абстрагироваться от звуков помогает и прием с дыханием, о котором мы уже говорили.
  • Когда исключить источник посторонних звуков невозможно, стоит попробовать заглушить его своим собственным шумом. Дома – колонки, на улице – плеер, в машине – акустическая система – музыка отлично отвлекает от напрягающих звуков. Кстати, если хочется расслабиться, лучше всего подойдет нью-эйдж, эмбиент, этническая музыка, транс и, естественно, классика. Слушая такую музыку, вы сможете сохранять способность думать и продолжать работать.
  • Когда слушать музыку – не вариант, можно просто надеть специальные шумоподавляющие наушники или вообще вставить в уши беруши. Даже на работе этот прием применим, если вы доходчиво объясните начальству и коллегам, зачем вы это делаете. А когда шум бесконечно достает дома и изменений в ситуации не предвидится, есть смысл прибегнуть к кардинальным мерам – поставить стеклопакеты, наклеить на стены звукоизолирующие панели.
  • Абстрагироваться от шумов можно с помощью воображения. Мыслительные процессы прекрасно подавляют негативные реакции сознания. Можно начать что-то визуализировать – представлять (узнайте, как развить силу визуализации). К примеру, когда вы дома, а на улице громко работает какая-то техника, лягте на диван минут на десять, и во всех деталях представьте, как вы лежите на песочке на берегу моря, и единственное, что вы слышите – это шум волн.

И еще один неплохой способ научиться абстрагироваться от звуков – это осваивать навык не обращать внимания на фоновые шумы. Если вы начнете намеренно привыкать к любым звукам, со временем не обращать на них внимания будет просто. Включите какой-нибудь видеоролик во время работы или чтения, и старайтесь сосредотачиваться на том, что делаете. Если вы готовитесь к сессии, а сосед продолжает забивать в стену гвозди, не убегайте от этого – наоборот, ненадолго сосредоточьтесь на звуке, а затем продолжайте учить материал.

Заметим, что такой навык пригодится вам всегда и везде, ведь вы не знаете, когда и где шум застигнет вас в очередной раз. Ко всему прочему, абсолютная тишина может воздействовать на психику подавляюще. Если вы вообще ничего не будете слышать, вы станете отвлекаться и на отсутствие звуков.

А теперь перейдем к наиболее важному вопросу – негативу, негативным эмоциям и навязчивым мыслям. Если от внешнего мира и шумов абстрагироваться достаточно просто, то от того, что происходит внутри, отвлечься намного сложнее.

Как абстрагироваться от эмоций

Самое главное при отвлечении от эмоций – это научиться абстрагироваться от негатива. Учитывая то, что отрицательные эмоции часто обладают большим импульсом и силой, чем положительные, в первую очередь нужно уметь работать именно с ними (кстати, вот десять полезных мыслей о негативном мышлении). Для этого есть разные способы, но к самым эффективным относятся следующие:

  • Игнорирование плохих и негативных мыслей
  • Игнорирование раздражения
  • Вспоминание хороших событий
  • Переключение внимания
  • Самоуспокоение
  • Мысли о получении опыта, полезного в будущем
  • Адекватное восприятие происходящего
  • Осознанность

Думаем, что эти способы не нуждаются в особых разъяснениях. Больше внимания лучше уделить следующим советам.

Принимайте жизнь

Старайтесь воспринимать все, как оно есть. Люди, ситуации, события – все это может быть разным. Жизнь нельзя назвать безупречной и идеальной (иногда – справедливой), но все, что нам дается – во благо. Невозможно все контролировать, это нужно понять. Чем раньше вы это сделаете, тем спокойнее и легче вам станет. Относитесь к неудачам и негативу философски.

Смотрите на вещи философски

Философское восприятие жизни состоит в том, что, во-первых, вы принимаете тот факт, что белые и черные полосы всегда будут чередоваться, а во-вторых, вы анализируете все, что происходит, делаете определенные выводы и просто отпускаете то, что вам не нравится. Это и есть абстрагироваться от негатива и эмоций. Любой опыт полезен и нужен, а если вы будете рассматривать ситуации с разных сторон, разбирая их на составляющие, сможете быстрее вникнуть в суть вещей и не допускать промахов в будущем.

Будьте несовершенны

Нет никого совершенного, не существует ни одного абсолютно безупречного и идеального человека. И это касается не только окружающих, но и вас самих. Если вы и это примите как данность, жить станет намного проще, события будут восприниматься легче, негатив перестанет вызывать переживания. Адекватно оценивайте себя и других, откажитесь от гнева – нет ничего настолько важного, что стоило бы ваших страданий.

Наслаждайтесь жизнью

Абстрагироваться от негатива можно только через позитив. Стремитесь видеть во всем положительные стороны, проживать каждый момент, как будто он последний, воспринимать каждый день с радостью и улыбкой. Удовольствие можно получать от любых вещей. Даже сидя дома и ничего не делая, поблагодарите жизнь за то, что вы можете видеть, слышать, дышать, общаться с близкими. Благодарите жизнь за то, что вы вообще живете, и помните о том, что когда-то не станет и вас. Важны ли перед лицом смерти ваши текущие проблемы?

Откладывайте дела

Если чувствуете, что вот-вот сорветесь, что уже невмоготу работать или заниматься каким-то делом, абстрагируйтесь от эмоций, просто отложив работу. Перенесите дела на полчаса, на два часа, на завтра. Вместо этого займитесь любимым делом, прогуляйтесь, поспите. Отвлечение помогает остыть и переключить внимание на позитивные мысли. Если у вас что-то не получается, отойдя в сторону от этого, вы сможете найти новый способ решения проблемы. К тому же больше далеко не всегда означает лучше – можно упустить детали, наделать ошибок, переутомиться и вообще заболеть. Распределяйте нагрузку оптимально и достижений в вашей жизни станет больше.

Отгоняйте плохие мысли

Даже когда не происходит ничего плохого, вы можете думать о плохом. Иррациональные страхи и опасения легко перебарываются, когда вы начинаете переосмыслять их и разбираться в их причинах. Когда вы поймете, что ваша тревога не имеет объяснимой причины, как абстрагироваться от нее уже не будет такой большой проблемой. Если же повод действительно есть, подумайте о том, как разрешить ситуацию. Любе страхи исчезают, как только человек начинает смотреть им в глаза.

Воспринимайте проще

Многие люди все усложняют, тем самым ухудшая свое психическое и эмоциональное состояние. Но на все, абсолютно на все можно смотреть проще. Сознание просто привыкло реагировать негативно на некоторые вещи, но если о них задуматься, они могут и яйца выеденного не стоить. Кричит начальник? Да пусть себе кричит – пусть попробует воду вскипятить своим криком. Плохая отметка на занятиях? Да и бог с ней – с этой отметкой – завтра будет пятерка. Поссорились с супругом? Да и что с того – милые бранятся – только тешатся. Не хватает денег? А когда их хватало? Да и не в деньгах счастье, и даже не в их количестве. Любую ситуацию можно упростить и даже перевести в каламбур. И это прекрасный способ абстрагироваться от негатива.

Станьте добрее

Замечали ли вы, что у добрых людей все хорошо? Пусть у них неприятности, пусть проблемы, пусть тяготы – но у них все хорошо. Быть добрым очень полезно, но доброта должна проявляться не только по отношению к младенцам или котятам. Добрым нужно быть и к событиям, и к ситуациям, и к другим людям, в том числе и к тем, кто «негативит» на вас. Попробуйте воспринимать все, словно вы воистину святой человек. Спросите себя, как бы воспринял это Николай Чудотворец? Вот увидите – мгновенно включится осознанность, мозг сам подскажет вам, как следует себя вести, а абстрагироваться станет намного проще. А еще, будучи добрее, вы начнете притягивать в свою жизнь добрых людей, добрые события, добрые новости.

Учитесь концентрироваться

Умение абстрагироваться от плохого – это навык концентрации на хорошем. Здесь все предельно просто: не обращайте внимания на то, что задевает ваши чувства, что заставляет кипеть кровь, что выводит из себя. Вместо этого вспоминайте лица любимых, переключайтесь на забавные вещи, произошедшие в течение дня, мысленно рисуйте картины из анекдотов. Делайте что угодно, что может быть связано с радостью, надеждой, доброй грустью, счастьем, любовью и другими положительными эмоциями. Можете почитать о том, как улучшить умение сосредотачиваться в нашей статье «Простые способы повышения концентрации».

Контролируйте позитив

Прозвучать может странно, но все же абстрагироваться нужно уметь и от негативных эмоций, и от позитивных. Если все время витать в облаках и смотреть на мир через розовые очки, в один прекрасный момент можно неплохо шмякнуться о землю. Радуйтесь, смейтесь, пойте песни, будьте счастливы, но понимайте, что и этим состояниям суждено окончиться, ведь вы потратите свою энергию, а они потеряют свою интенсивность. Как и во всем, здесь тоже должна быть мера. А лучший способ радоваться – это благодарность жизни и переключение внимания на дела и заботы. Такова уж психика человека – паря на крыльях счастья, легко потерять бдительность, забыться, не успеть сделать что-то важное. Имейте это в виду, и сохраняйте баланс и гармонию внутри себя.

И в заключение хочется лишь заметить, что абстрагироваться от внешнего мира, шумов и звуков, негативных эмоций и переживаний всегда помогает развитие полезных для жизни навыков и качеств, таких как осознанность, уверенность в себе, внутреннее спокойствие, концентрация, благодарность.

Обязательно стройте планы, мотивируйте себя, стремитесь к новым целям и достижениям, читайте интересные и развивающие книги, медитируйте и отдыхайте, развивайте полезные для жизни привычки. Наполнив жизнь этими вещами, абстрагироваться от чего угодно вы сможете легко и непринужденно.

А чтобы внести еще немного позитива внутрь себя, посмотрите это замечательное видео от известного телеведущего и резидента Comedy Club Павла Воли. Желаем вам счастья и умения всегда и везде оставаться собой.

Абстрагирование и аналогия в научном познании

Методы научного познания

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности методология естествознания — это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.

Метод — это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.

Любая система объективного знания может стать методом. Связь метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных законов. Законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий обязательного их учета при соответствующих теоретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит одним из методов исследования поведения животных и человека. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон (1561 — 1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Различные методы отраслей естествознания (физики, химии, биологии и т. п.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Каждая отрасль естествознания, имея свой предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет свои специальные методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Применяемые специальные методы, например, в археологии или географии, обычно не выходят за пределы этих наук.

Еще древние мыслители утверждали: сравнение — мать познания. Все познается в сравнении. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо, прежде всего, выяснить, в чем он сходен с другими предметами и чем отличается от них.

Сравнение это установление сходства и различия объектов. Сравнение лежит в основе многих естественно-научных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов. Сравнивая объекты между собой, человек может правильно познавать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Будучи необходимым приемом познания, сравнение играет важную роль, в практической деятельности человека сравнивая действительно однородные и близкие по своей сущности объекты. Сравнение является важным звеном познания в различных отраслях естествознания.

Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Анализ — также и один из элементов процесса познания. Если разлагать сущность объекта на элементы, из которых он состоит, сущность объекта не познать. Анализ фиксирует внимание на том, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве между собой: в каждом своем движении наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично. Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами.

Абстрагирование

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудием труда одних предметов и отвлечении от других. «Абстрактный» — удаление, отвлечение. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Абстрагирование — это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов. В живой ткани логического мышления абстракции позволяют воспроизвести более глубокую и точную картину мира, чем это можно сделать с помощью восприятия.

Важным приемом естественно-научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования.

Идеализация — это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

Важной задачей любого естественно-научного познания является обобщение — процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Абстрактное и конкретное. Процесс естественно-научного познания осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхождения от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. На первом пути наглядное представление «испаряется» до степени абстракции, на втором пути мысль движется снова к конкретному знанию, но уже к богатой совокупности многочисленных определений.

Аналогия

В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее, тем точнее вывод. Аналогии дают лишь вероятные заключения, которые играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез — научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований и доказательств могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что нам известно, помогает понять то, что неизвестно. По аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин сформулировал принцип естественного отбора в животном и растительном мире. Аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и человека подтолкнули к изобретению многих технических сооружений: экскаваторов, роботов, логических машин.

Многоуровневая абстракция

Многоуровневая абстракция — разделение компонента приложения на несколько уровней абстракции так, что на каждом уровне абстракция согласована. Это несколько заумно может звучать. Суть в том, чтобы разделить компонент на несколько уровней, таким образом, чтобы мы могли относительно автономно работать с данным уровнем в его абстракции и не держать в голове информацию о других уровнях.

Зачем вообще делят на уровни абстракции?

1. Борьба со сложностью. На каждом уровне применяются методы именно данного уровня.
2. Уменьшение связности.
3. Обеспечение взаимозаменяемости классов на всех уровнях кроме верхнего.

Многоуровневая абстракция работы с данными

Идем по убыванию уровня абстракции:
* Класс-сущность реального мира
* Провайдер данных
* Реальные библиотеки работы с данными
Пример:
* User
* IUserProvider, SqlUserProvider, XmlUserProvider,…
* SqlClient, XmlDocument,…
При этом мы получаем низкую связность: User знает про интерфейс IUserProvider, SqlUserProvider и XmlUserProvider выполняют IUserProvider и пользутся библиотеками SqlClient и XmlDocument. Более того, объекты определенного уровня абстракции работают только с объектами следующего (нижнего) уровня абстракции, но никак не наоборот, что не допускает циркулярных связей.

Когда возникают проблемы?

1. Обычно в одном проекте несколько многоуровневых абстрактных моделей. Проблемы возникают если несколько абстрактных моделей надо подвергнуть однообразным изменениям. При этом приходится вносить изменения во все промежуточные уровни абстракции включая верхний.
2. При прототипировании накладные расходы на проектирование многоуровневой абстрактной модели могут быть слишком высоки и возможно написание временного кода без уровней абстракции, который придется выкинуть после утверждения прототипа.
3. Абстракция от источников данных может породить (и порой порождает) неоптимальную работу с источниками данных.

Что делать?

Кодогенерация во многих случаях (не всегда) может заменить многоуровневую абстракцию. При этом будут генерироваться конечные классы (из верхнего уровня абстракции), содержащие в себе методы работы с выбранным источником данных.
1. Имея в основе метаданные, мы можем вносить изменения в алгоритмы генерации кода и разом модифицировать всю модель.
2. При наличии метаданных прототип модели можно получить в кратчайший срок.
3. За счет наличия генераторов для каждого источника данных, модель будет сгенерирована с приемлемой оптимальностью работы с выбранным источником данных, учитывая его специфику.

Чем кодогенерация может помочь в сложных моделях

Сложные приложения всегда задают много вопросов. По моим наблюдениям, на бОльшую часть из них можно ответить еще в процессе разработки (например, на сайте нужно кеширование или нет; какая операционная система будет на сервере; использовать буфферизацию вывода или нет…). Если мы ответим на этим вопросы заранее — мы можем избежать лишней сложности программы, лишних действий, лишних проверок и т.п. Более того, кодогенератор сам может собрать в среде назначения некоторые данные заранее, которые он может использовать для оптимизации работы.
Но это не значит, что меньше результирующего кода = проще система. Кодогенератор сам должен быть достаточно качественный для того, чтобы генерировать качественный код.

Кодогенерация + многоуровневая абстрактная модель

Данные подходы не противоречат друг другу и могут использоваться совместно. Например, в ASP.NET существует система хранения личных данных пользователей в профилях (Profile). Там выстроена абстрактная модель с несколькими уровнями абстракции, а сверху лежит ProfileBase. Если список свойств мы зададим в конфигурации, то будет сгенерирован потомок класса ProfileBase — ProfileCommon, который будет содержать те свойства, которые мы указали в конфигурации. Фактически, в конфигурации мы указали метаданные.
В следующей статье мы разработаем определенный несложный кодогенератор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *