А тип личности

А тип личности

Реактивный тип движения встречается среди представителей: а)кишечнополосатых, б)двустворчатых моллюсков, в)головоногих молюсков, г)иглокожих, д)насекомых

Контрольные вопросы с одним правильным ответом 1. эпителиальные клетки человека имеют хромосомы. a) 23 d) 46 8) 24 e) 42 c) 48 2. встречается ли мейоз? a) зародыш c) фрагментация e) образование сперматозоидов b) бинарное деление d) рост 3. фрагментация не видна в a) планарий c) гидра e) морская звезда b) аннелида d) лягушка 4. гимнопермы размножаются с a) колбочек c) сосны e) цветы b) луковицы d) фрукты контрольные вопросы с несколькими (макс. 3) правильными ответами 1. происходит при / после митоза a) деление клеток 8) образование сперматозоидов c) образование яйцеклетки d) формирование тела клетки e) образование идентичных клеток f) половое размножение g) слияние клеток h) бесполое размножение 2. бинарное деление наблюдается у a) гидр c) бактерий e) грибов g) дрожжей b) губок d) амебы f) голосеменных h) paramecia 3. верно в отношении покрытосеменных растений a) шишки используются для размножения 8) цветы используются для размножения c) размножаются спорами d) цветки имеют репродуктивную структуру e) всегда вечнозеленые f) семена имеют эндосперм g) повторно выращивают бинарное делениеh) ​​имеют игольчатые листья​

Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана

Один был психиатором, другой кардиологом. Кардиолог заметил, что в его приемной стулья пациентов истираются быстрее, чем у других врачей. Решил исследовать характерный тип поведения кардиобольных совместно с психиатром. Вместе они описали тип поведения, приводящий к ишемической болезни сердца. Эти люди — ответственны, активны, сильно вовлечены в работу, агрессивны в общении, нетерпимы, раздражительны, характерна постоянно напряжены (эмоц и мыш), завышенны цели, завышена самооценка, низкая фрустрационнаятолератноть, стремятся быть первыми, живут постоянно торопясь, склонны к соперничеству — это поведение типа А.

Причины: особый стиль воспитания (авторитарный, мотивация достижения, проецирование на ребенка собственной личности), особая деятельность (работа с высокой ответственностью и короткое время на принятие решений), такое поведение социально додобряемо.

В данном случае наблюдается очень высокая зависимость самооценки индивида от достижений (т.е. она неустойчива, идентичность индивида связана с достижениями).

Тоже самое поведение, но наоборот — поведение типа В (иполнители, ригидны, нгеинициативны, нерешительны, не склонны к соперничеству)

Поведение типа А? — Китаев-Смык — отличается от поведения типа А тем, что при неудачи в достижении цели устойчивы к фрустрации, эти люди не склонны к ИБЕ.

В данной концепции не хватало качественного анализа, а также не учтено, что один из наиболее значимых факторов — неэффективность механизмов смысловой саморегуляции для людей типа А.

Алекситимия, основные феномены, формы. Поведенческие, когнитивные коммуникативные характеристики алекситимиков

Третий этап психосоматической медицины. С 70-х годов.

Остров психологии

М. Фридман и С. Розенман исследовали причины заболеваний, связанные с атеросклерозом коронарных артерии. Целью исследования было найти ответ на два вопроса: могут ли чувства и мысли человека влиять на развитие этой болезни, и, если такая связь существует, то каковы механизмы её развития?
На первом этапе эти кардиологи исследовали пациентов с заболеваниями сердца, чтобы определить, какие черты отличают их от остальных людей. Почти все пациенты были похожи в выражениях лица, жестах и речи.

Характерным для них было напряжение челюстей и мышц губ, что сопутствовало напряжению в осанке, постукивание пальцами или подпрыгивание колен, стискивание кулаков во время обычного разговора, стискивание зубов, резкие движения, эксплозивная речь и нетерпимость по отношению к говорящему собеседнику, временами проскальзывающая гримаса в уголках губ, при которой частично обнажались зубы. Эти люди реагировали следующим образом на события повседневной жизни: имели сильные тенденции к соперничеству и постоянную потребность выигрывать, легко раздражались, если кто-то им перечил, пылко защищали свои устоявшиеся мнения, были очень нетерпеливы в уличных пробках, очередях, имели компульсивную потребность побыстрее заканчивать любое дело, быстро ели и быстро ходили, не могли выносить бездеятельности.
Фридман и Розенман классифицировали людей, имеющих указанные особенности или часть их, как имеющих паттерн поведения типа А, а людей с противоположными чертами — как тип Б. Они описали личностей типа А как очень напряжённых, страдающих от постоянной нехватки времени, имеющих общую враждебность, которую они не осознавали, и борющихся с низкой самооценкой, которая компенсировалась их достижениями.
Эти учёные в течение восьми с половиной лет наблюдали 1500 человек, не имеющих заболеваний сердца. В конце исследования они пришли к выводу, что люди типа А в семь раз более податливы заболеваниям сердца, чем люди типа Б. Они больше курят, имеют более высокий уровень холестерина в крови и в три раза большее количество сердечных приступов. Результаты были столь очевидными, что развеяли последние сомнения о непосредственной связи между установками и поведением человека и заболеваниями сердца. Исследования, проведенные другими учёными, дали подобные результаты.

Реклама

Четвертый тип – аффективное, или реактивное поведение

Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения.

Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил целе- и ценностно-рациональное поведение.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей осмысленно. Но такое понимание не является психологическим.

Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, то есть такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» или «аттитюдом» и без которого действие не является социальным.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные,групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека — операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие — достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя:

1) действующее лицо;

2) потребность в активизации поведения;

3) цель действия;

4) метод действия;

5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;

6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (выражающаяся групповом взаимодействии), культурная среда (выражающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях). Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия. Под условиями действия понимаются те элементы окружения, которые действующее лицо не может изменить, а средства — это те элементы, которые действующее лицо контролирует. Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации. Ситуация входит в а тему социального действия через ориентацию индивида. При этом следует различать оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию. Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы совершения социального действия. Если представить себе, например, двух отделенных от других людей индивидов, один из которых пытается сознательно воздействовать на другого, то даже отсутствие социального окружения не избавит их от необходимости учитывать культурные нормы их прежнего опыта.

Механизм совершения социального действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей (175, с. 369). Другими словами, мотивация — это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне, сексе и т.п.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного положения, самоутверждении и т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Мотивы, различные у каждого индивида, придают социальному действию неповторимую индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересов, а затем постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приведет к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Анализ человеческой деятельности показывает, что каждое социальное действие совершается в результате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию. В повседневной практике часто наблюдается почти мгновенное совершение социальных действий, которые кажутся немотивированными и спонтанными. Но если действующий индивид будет анализировать такие быстротечные действия, то он всегда сможет выделить первоначальную потребность, интерес и, наконец, формирование мотивационной установки. Просто в данном случае социальное действие совершается в очень короткий промежуток времени. С другой стороны существуют социальные действия, процессы формирования мотивации которых могут быть столь длительными, что первоначальная потребность забывается, отчего создаете впечатление, что мотивационная установка возникла сама по себе. Иными словами, создается видимость, что индивид действует только ради того, чтобы действовать, проявлять свою активность. Это без условно не так. Тщательный анализ, основанный на большом числе исследований, всегда указывает на существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социальных действий.

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образец социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальные взаимодействия. Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действии) рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы) изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно возражать, соглашаться или проявлять пассивность, так или иначе он тоже совершает социальные действия. В результате этих ответных действий изменяется способ нашего убеждения, его содержание. Наконец, беседа может привести к тому, что человек вынужден будет прекратить оказывать воздействие на поведение свое собеседника. Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов (170, с. 287). Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия — это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Встречаясь с незнакомым человеком, мы всегда представляем себе, что он будет делать и как будет вести себя в соответствии с нормами, принятыми в группе или обществе. Общепринятые ожидания дают нам возможность для оценивания данного индивида и для продолжения взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия. Предположим, что определенная личность назначает деловое свидание незнакомому человеку. Очевидно, что в ходе опосредованных контактов у этих людей возникает необходимость во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер по взаимодействию должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т.д. Если эти неопределенные, общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться и остаться ситуационным, одноразовым. В случае же оправдания общепринятых ожиданий с обоих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, а также с институциональными нормами, которые он представляет.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

2. Элементы социального поведения.

Девиантное поведение

Девиантное поведение (девиация) — это отклонение от об­щепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.е. соответственно юриди­ческим и моральным). В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответ­ствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это — убийство, воровство, различные пра­вонарушения. Таким образом, делинквентное поведение — со­ставная часть девиации.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения, в которых ученые по-разному определяют при­чины девиации. Классические теории принадлежат Э. Дюркгейму и Р. Мертону. Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия — это нравственно-психологическое состояние инди­видуального или общественного сознания, характеризуемое раз­ложением системы ценностей, обусловленным кризисом об­щества, противоречием между провозглашенными целями и не­возможностью их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации, девиантном поведении. По существу, это такое состояние общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все это нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустой­чивости социальных связей, к нарушениям коллективного со­знания, дезорганизует людей, способствует появлению различ­ных видов девиаций.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система со­стоит из двух основополагающих элементов. Первый — цели, на­мерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй — социально одобряемые способы достижения этих це­лей. Характер и тип социального поведения, индивидуального при­способления определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он на­зывает пять типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм — это со­гласованность целей и средств. Инновация — стремление к соци­ально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Подобное положение складывается в случаях, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать законным путем. В связи с этим признанные методы социальной деятельно­сти отклоняются, а вместо них используются общественно не­приемлемые. Так, порок и преступление Р. Мертон трактует как «нормальную» реакцию на ситуацию, когда «усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепринятым и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен». Ритуализм — отказ от культурных целей при безусловном следо­вании институциональным нормам. К ритуализму склонны инди­виды, которые отказались от целей жизненного успеха или суще­ственно снизили свои притязания, но не вышли за рамки дозво­ленных норм поведения. Они вынуждены или отказаться от цели, не нарушая дозволенный порядок, или решиться на инновации для достижения целей. Ритуализм — образец покорности, вынуж­денного смирения3. Ретризм — бегство от действительности. Это отказ как от общественно одобряемых целей, так и от одобряе­мых норм поведения. Представители данной девиации во всех от­ношениях ведут себя вне всяких приличий, принятых в данном обществе. К ретристам можно отнести представителей «социаль­ного дна»: бродяг, бомжей, нищих, алкоголиков, наркоманов ит.п. Индивид избирает данный тип поведения в результате не­удач при использовании законных путей при достижении целей и невозможности, в силу внутренних запретов, прибегнуть к неле­гальным, но эффективным средствам их достижения. Мятеж — это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом, в отличие от ретризма, предлагаются новые цели и нор­мы и идет борьба за их утверждение. По существу, это

Отношение к целям Отношение к средствам
Типы их достижения
девиаций Одобряемые Неодобряемые Одобряемые Неодобряемые
Конформизм + +
Инновация + +
Ритуализм +
Ретризм
Мятеж + +

Таблица 3 Типология девиантного поведения (по Р. Мертону)

призыв к разрушению старой социальной системы и установлению но­вой. В этом проявляется некоторое конструктивное начало де­виаций1.

В строгом смысле девиацией можно считать лишь инновацию, ретризм и мятеж. Согласно Р. Мертону, аномия возникает в ре­зультате рассогласования целей и средств их достижения. Ее при­чины он видит в обстоятельствах, при которых нарушения соци­альных норм есть реакция на эту ситуацию.2

В схематичном виде типология девиантного поведения пред­ставлена в табл. 3. Знак «+» в ней означает принятие, одобрение, а знак «—» неодобрение, неприятие целей и средств их достиже­ния. Например, конформизм, означает одобрение и целей и средств их достижения, а инновация — одобрение целей, но неодобре­ние средств3.

Отклонения от норм поведения могут носить как положитель­ный, так и отрицательный характер. Положительная девиация — сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной груп­пой отклонений.

Примерами положительных девиаций могут быть самопожер­твование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация — сфера негатив­ных, осуждаемых обществом или социальной группой отклоне­ний: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, нар­комания. Носителями положительных девиаций являются нацио­нальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др. Образцами отрицатель­ной девиации можно считать революционеров, террористов, по­литических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Специальные исследования показывают, что в нор­мально развивающемся обществе на лиц, склонных к положи­тельной или отрицательной девиации, приходится по 10—12% на­селения. Остальные 75—80% — «твердые середняки», т.е. люди, у которых нет отклонений в поведении1.

В оценке отклоняющегося поведения существуют два под­хода: относительный и абсолютный. При относительном — по­ведение считается отклоняющимся с точки зрения одного че­ловека или группы индивидов. С точки зрения других такое по­ведение является нормальным. Например, такие поступки как попрошайничество и ложь «во спасение» по-разному оценива­ются индивидами и их группами. Нарушение правовых норм может быть только абсолютным и оценивается на основе дей­ствующих законов. Таким образом, девиация представляет со­бой не только отрицательное, но и положительное начало. Она способствует социальному изменению, открывает альтернати­ву существующему, ведет к совершенствованию социальных норм2.

Заключение

Таким образом, любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующего субъекта, 2) потребность, 3) мотивацию действия, 4) цель действия, 5) метод действия, 6) другое действующее лицо, на которое направлено действие, 7) результат действия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *