4 вида интеллекта

4 вида интеллекта

История о друге

Решив порыбачить, отправились с друзьями в труднодоступные места на Енисее. Была уже осень, хотелось отдохнуть от городской суеты, побыть один на один с природой. Напарниками оказались два друга, преподаватели литературы из местного ВУЗа. Между собой распределили, кто за что ответственен и кто берет какие вещи. Ехать решили на автомобиле, потом на лодке вверх по реке.

Договорились, что выезжаем в субботу утром, 20-го числа в 8.00 утра. Я и Ваня собрались в условленном месте и стали дожидаться Олега, который, как всегда, опаздывал. Ждали до 9 часов, потом позвонили. Подняла жена, оказывается, Олег еще спит, просто не сработал будильник. Чтобы не терять время на машине поехали к нему домой. Понятно, он собирался в второпях и понятно, что с вечера ничего не приготовил.

Приехав к Енисею, перебрались в моторную лодку и отправились дальше от цивилизации. Разложивши вещи на месте, заметили, что Олег не взял котелка для готовки пищи и половины необходимых продуктов. Бесполезным он оказался и при установке палатки, больше мешал, чем помогал. Не лучше вел себя и во время рыбалки, только запутал удочки и порвал леску. Терпение готово было лопнуть, когда Олег, снимая приготовленную уху, разлил ее прямо в костер. И тут я понял: «Гуманитарий!». Да, это такой человек, который с позиции обычного обывателя ни на что не годится. В общении он был хорошим другом. Но оказался полностью бесполезным в походе.

Винить его не в чем. Он такой от природы. Его естество – литература. Там он мастер. Но для хождения в походы он совсем не подходит. Его можно взять только для компании, для бесед, но никаких обязанностей доверять ему нельзя. И теперь думаю, поняв все это перед походом, его особенности и внутренний мир, насколько было бы легче нам в поездке. И всех этих проблем мы избежали бы, сделав поправку на вербальный интеллект Олега.

Суть множественной теории интеллекта Гилфорда

Интеллект — это здравый смысл, способность учиться и учиться, понимать новые ситуации, выявить связи между явлениями. Американский психолог Х. Гарднер более 20 лет изучал структуру интеллекта и определил семь основных видов:

  • словесный;
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • кинестетический;
  • межличностный;
  • внутренний.

Все эти виды интеллекта по-разному проявляются в человеческой деятельности, но в основном доминируют два — три типа. Доминирующий тип интеллекта в каждом человеке (или сочетание нескольких из них) создает разнообразие и неповторимость личностей. Интеллект не является постоянным. Человек может развить свои умственные способности. Говард Гарднер не согласен с мнением о том, что интеллект — это общая способность, которую можно измерить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Виды интеллекта

Чтобы больше узнать, как устроен наш интеллект, рассмотрим его основные виды. Это поможет лучше понять того или иного человека и, с учетом его особенностей, получать максимум пользы.

Вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это чувствительность к значению слов и их порядку в предложении, к звукам слов, ритму и интонации, их способности изменять настроение, передавать информацию. Именно этот тип интеллекта наиболее характерен поэтам и писателем.

Если доминирует вербальный интеллект, человеку легче всего принять и впитать вербальную информацию, он лучше других улавливает различные нюансы языка, стиля и распознавать в речи выраженное настроение.

Такой человек прекрасно излагает идеи, его словарный запас богат, он любит читать, писать и играть в словесные игры. При обучении таких людей рекомендуется больше использовать упражнений по письменной и устной речи, читать книги, объяснять свои новые идеи другим. Вербальный интеллект можно развивать, рассказывая различные истории, играть в словесные игры, словарные упражнения, решая головоломки и кроссворды, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Вербальные-лингвистические навыки усовершенствуются:

  • путем обмена идеями, дискуссиями в группах;
  • чтением книг;
  • прослушиванием аудиозаписей;
  • созданием диалогов в парах или командах;
  • во время ролевых игр;
  • изучением новых слов, написанием эссе, созданием и решением кроссвордов, словесных игр и т.д.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект — способность манипулировать абстрактными символами, хорошо решать логические головоломки, искать причинно-следственные связи. Если доминирует логико-математический интеллект, человек способен различать различные явления через логическую структуру, мыслит абстрактно, через образы, считает в уме, любит точность и работу на компьютере. Такой человек хороший организатор.

Научившись логико-математическому интеллекту, индивид может найти себе применение при решении логических задач, для выявления связей между отдельными частями обучающего материала. Такой интеллект можно развивать, играя в математические игры, анализируя и интерпретируя технические данные, компьютерные схемы, диаграммы и т.д., т.е. такие задачи, для решения которых нужна последовательность. Логико-математический интеллект развиваем:

  • создавая и решая головоломки;
  • кроссворды (например, судоку);
  • задачи;
  • конкретные планы или идеи по классификации различных типов объектов.

Необходимо также принимать участие в изобретательских конкурсах, в научно-исследовательских проектах.

Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — способность хорошо маневрировать в пространстве, строить или визуализировать трехмерные объекты и их проекции, интерпретировать графики, карты и т. Д. Если у человека доминирует пространственный интеллект, то он думает образами, хорошо рисует, лепит, легко читает карты, диаграммы, графики, имеет хорошую зрительную память, хорошо различает цвета.

Для развития пространственного интеллекта используется просмотр научных фильмов, слайдов, моделей, анализ графиков, диаграмм, плакатов. Целесообразно создавать символы, рисовать диаграммы и карты, интегрировать искусство с другими дисциплинами, смотреть и снимать кино, использует периферические символы (различные знаки и плакаты на стенах), менять место работы в комнате, переставлять мебель, кровать и т.д. Способности к пространственным навыкам помогает развивать:

  • рисование;
  • подбор цветов и оттенков;
  • создание и решение головоломок;
  • запоминание цифр;
  • создание коллажей;
  • участие в организации выставок и их посещении;
  • создание логотипов и рекламных плакатов.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — идеально подходит для восприятия и управления собственным телом, способности его исследовать при движении. Если преобладает телесно-кинестетический интеллект, человек очень хорошо чувствует свое тело, у него прекрасные рефлексы, он быстро усваивает новые движения, замечает издалека движущиеся объекты. Как правило, это золотых рук мастер. Такие люди любят играть, они чувствительны к физической среде, он запоминает то, что на самом деле видел, а не то, что ему сказали. Этот интеллект подходит:

  • при игре в азартные подвижные игры;
  • когда нужна мобильность, частое перемещение, движение, т.е. те виды, где присутствует бег, ходьба или тому подобное.

Очень хорошо для развития данного типа интеллекта помогают постройки моделей для конструктора Lego и так далее.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность быть чувствительными к изменяющимся звукам, отличать мелодии, импровизировать и наслаждаться игрой со звуками музыки. Один из примеров обладателей этого интеллекта — Моцарт и другие великие композиторы. Если у человека доминирует музыкальный интеллект, то он чувствителен к голосовому тону, тембру и ритму, эмоциональной силы музыки. Как правило, такие люди духовные.

Для развития данного интеллекта рекомендуются таким людям создавать свои собственные песни, связанные с учебным материалом, использовать музыку в качестве релаксации. Музыкальный интеллект можно развивать, играя на различных музыкальных инструментах, исполняя различные произведения, занимаясь изучением барочной музыки в фоновом режиме, интегрировать музыку в другие дисциплины, создавать музыку на компьютере. Музыкальные способности будут развиваться, если выполнять задачи, связанные с:

  • танцами, пением, слушанием музыки;
  • игрой в музыкальные игры, определяя на память ноты и произведения;
  • подготовкой музыкальных спектаклей, в том числе с голосом.

Межличностный (социальный) интеллект

Межличностный (социальный) интеллект — умение общаться в сложной социальной среде. Если доминируют межличностный (социальный) интеллект, то человеку легко установить контакт и общаться с людьми, устанавливать с ними контакт, быть всегда в центре внимания, иметь много знакомых. Такой индивид любит групповую деятельность. Он часто выступает посредником в разрешении конфликтов, интересуется социальными ситуациями. Данный вид интеллекта рекомендуется использовать при сотрудничестве с членами группы для решения трудных и спорных вопросов.

В целях развития межличностного (социальный) интеллекта, необходимого выполнить различные задачи вместе с другими членами команды (особенно подходит при проектной работе), создавать такие ситуации, в которых необходимо установить контакты с незнакомыми людьми, помочь учащимся общаться между собой. Эти навыки необходимы при частом взаимодействии с людьми, при работе в команде, организации мероприятий и участием в них.

Внутренний (личный) интеллект

Внутренний (личный) интеллект — способность узнавать себя, чтобы объяснить свои мысли, чувства, эмоции, цели, написать свой психологический портрет, искать ответы на вопросы бытия. Если доминирует внутренний (личный) интеллект, человек характеризуется чувствительностью к своим ценностям, чувствам, знанием своих сильных и слабых мест, отличным восприятием своего внутреннего мира, интуицией, склонностью к самоанализу и индивидуализму. Для развития данного вида интеллекта, человек, прежде всего, должен найти для себя пути для внутреннего развития, эмоционально сопереживать над происходящим, заняться саморефлексий. В этом может помочь, например, ведения собственного блога или дневника.

>
Виды интеллекта

Слово «интеллект» берет свое начало из латыни, где оно обозначало понимание или же познание.

Понятие «интеллект» и его свойства

Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:

  • Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
  • Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
  • Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
  • Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
  • Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).

Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  • Желание узнавать что-то новое (любопытство);
  • Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
  • Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  • Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  • Умение аргументировать (доказательность);
  • Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  • Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления».

Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.

8 видов интеллекта

Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.

Теория принадлежит Говарду Гарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. К сожалению, при всей достоверности и аргументированности данная теория так и не обрела всеобщего признания.

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *