4 уровня мышления

4 уровня мышления

Главное меню

Т.В. Сидорина
д-р пед. наук, зав. кафедрой менеджмента САФБД
АКСИОМАТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖЕРА — в Word.

Чтобы современное хозяйственное предприятие достигло успеха, руководить им должен инновационный менеджер. Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения; предпринимателя, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения.

Инновационный менеджер достигает цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, к быстрому общественно-техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в рациональной смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные системы, в накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный прорыв к новому состоянию организации.

Один из процессов совершенствования организации в Японии называют «кайдзен» (кайд – изменение и зен – хорошее). Он включает в себя такую организацию дел, при которой создается ситуация, способствующая увеличению производительности и общей эффективности работы. В обстановке, нацеленной на непрерывное совершенствование, проявляется одна из главных задач менеджеров – обеспечение притока новых идей и концепций от своего персонала. Именно от менеджерского корпуса зависит создание обстановки, в которой новое профессиональное мышление приветствуется и поощряется.

Только творчески мыслящие менеджеры создают инновационный потенциал организации. От того, насколько они творчески мыслят, зависит будущее организации. Неслучайно эффективно мыслящие (креативные) менеджеры считаются главной ценностью организации.

Мышление есть процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление выполняет функцию расширения границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. В отличие от ощущения и восприятия, мышление не является чувственным процессом. Оно прогностическое, по природе социальное и субъективное. Каждый его вид (рис. 1) играет свою особую и значимую роль в становлении и развитии профессионального мышления менеджера.

Рис. 1. Основные виды мышления (по А.Д. Шадрикову)

Наглядно-действенное мышление опирается на реальные предметы и действия с ними, на их преобразование.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенность этого вида мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление характеризует применением понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств.

Интуиция представляет собой особый тип мышления, процесс которого не осознается, однако результат проявляется в форме внезапного озарения.

Выделяются основные виды интуиции: в зависимости от специфики деятельности человека (техническая, научная и др.); по характеру новизны (стандартизированная, эвристическая (эйдетическая и концептуальная); генетическая; прижизненная.

Мышление оперирует образами, представлениями и понятиями, что позволяет преодолеть пространственную и временную ограниченность восприятия, расширить познавательные возможности человека.

Различают две стадии становления мышления: допонятийную, оперирующую образами и представлениями, и понятийную, которая оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями. В понятиях человек отражает общие и существенные свойства предметов и явлений.

Понятия формируются с помощью суждений, в которых отрицается или утверждается тот или иной факт. Из одного или нескольких суждений выводится новое, которое называется умозаключением.

Процесс мышления, протекающий в форме суждений и умозаключений, есть рассуждение. Переход от суждений к умозаключениям, построение и усвоение понятий осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации и др.

Особенности сочетания и уровни различных видов мышления при решении задач определенного содержания позволяют говорить о качествах ума человека (глубина, широта, гибкость мысли, критичность ума, быстрота и самостоятельность мышления).

Своеобразное сочетание качеств ума, их устойчивое проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека. Выделяются синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический стили мышления.

Кроме того, различают характеристики степени тренированности мозга человека:

– умственная сила (способность в любое время сосредоточиться настолько глубоко и продолжительно, насколько необходимо для осознания поставленной задачи, Используйте ее каждый раз, когда нужны варианты решения или концентрация на идее);

– умственная гибкость (способность переключаться с одного типа мышления на другой, игра ума для выработки новых комбинаций или новых направлений решения задачи):

– умственная выносливость (способность выдерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь на другие задачи и не расслаблясь, особенно тогда, когда вы захотите осуществить свои идеи);

– умственная координация (слаженность, уравновешенность, ловкость, особенно тогда, когда у вас несколько дел одновременно).

Не вызывает сомнения, что одностороннее развитие ума или неглубокое развитие нескольких сторон мышления неизбежно влечет трудности и в учебной и в профессиональной деятельности менеджера.

Термин «профессиональное мышление» в практический обиход стал входить со второй половины ХХ в. в связи со значительной интеллектуализацией общественного труда.

Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. Когда подчеркивается высокий профессиональный уровень специалиста, характеризующий его «качественный» аспект, и когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Если речь идет о профессиональном мышлении, отмечает З.А. Решетова, «интуитивно имеются в виду особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области» . Такой специалист характеризуется обычно как человек творческий, по особому воспринимающий предмет своей деятельности, способный к рационализаторству, новаторству, открытиям.

Помимо того, И.Д. Даданов выделяет две модели мышления, основанные на качественно различных типах мыслительной деятельности, – логическом рассуждении и креативном (творческом) мышлении – латеральном.

Суть латерального мышления заключается в том, что оно не приводит к единственно правильному выводу, а дает возможность выявить ряд равноценных выводов, из которых выбирается наиболее предпочтительный в конкретной производственной ситуации.

Логическое рассуждение имеет место в конкретных ситуациях, а латеральное – в ситуациях с различными условиями.

Аналитико-логическое мышление имеет ту особенность, что решение задач осуществляется на языковой основе. В связи с этим для аналитического мышления характерны такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.

Для латерального мышления характерен механизм интуиции. Хотя интуитивное решение проблемы может быть растянутым в времени, оно осознается как мгновенное действие, «инсайт», решение «с места». За этим результатом скрывается напряженный процесс работы мысли, обусловленный уже имеющимися знаниями, умениями и навыками, опыт, а также психологическое состояние менеджера. Здесь также проявляет свое действие механизм рефлексии – особое свойство интеллекта, заключающееся в понимании хода мыслей другого лица или группы лиц. Рефлексия является важнейшей характерной чертой профессионального мышления менеджера, входит в процесс решения любой управленческой задачи.

В результате теоретического анализа и обобщения практического опыта работы менеджеров была выявлена модель, раскрывающая алгоритм действий менеджера и сформированный у него уровень профессионального мышления . В основу модели положены параметры – требования к действиям их исполнителей. Данную модель можно интерпретировать графически. На осях (рис. 2 – 5) представлены условные параметры характеристики менеджерских действий, от одномерного проявления названного качества до четырехмерного. С добавлением нового параметра происходит изменение уровня мышления и подхода к осуществлению дел.

Панорама позволяет не только видеть эволюцию профессионального мышления в зависимости от наличия основных качеств этой деятельности, но и определять базу появления многовариантности программ деятельности носителя профессионального мышления.

Рис. 2. Первый уровень профессионального мышления

Характеристика действий менеджера при первом уровне профессионального мышления – внимание результату любой ценой: (количество, %, массовость, кг, м) без учета затрат и возможностей и творческих способностей кадров.

Данный уровень характеризуется как одномерный условный уровень профессионального мышления, а подход, соответственно, – авторитарный, так как он не ориентирован на учет каких-то иных мнений.

Рис. 3. Второй уровень профессионального мышления

При втором уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам (рациональность затрат сил, времени, средств, энергии) без учета затрат и возможностей и творческих способностей кадров.

Это двухмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – оптимальный, так как учитывается оптимальность затрат.

Рис. 4. Третий уровень профессионального мышления

При третьем уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам.

3. Внимание человеку (профессиональным способностям, профессиональному кругозору, профессиональным качествам личности, психической энергии) без учета творческих способностей кадров.

Данный уровень характеризуется как трехмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – как демократический, учитывающий включенность человеческой составляющей в конечный результат.

Этот уровень профессионального развития сотрудников становится, по мнению Дж. Уокера, главным фактором, отличающим преуспевающие компании.

Рис. 5. Четвертый уровень профессионального мышления

Характеристика действий менеджера при четвертом уровне профессионального мышления:

1. Внимание результату.

2. Внимание затратам.

3. Внимание человеку.

4. Внимание творческому потенциалу кадров (условиям раскрытия и реализации творческих возможностей каждого сотрудника с опорой на общечеловеческие ценностим и учет эмоционально-ценностного аспекта.

Данный уровень характеризуется как четырехмерный условный уровень профессионального мышления, а подход – творческий, так как нацелен на раскрытие природных возможностей личности.

Компании данного уровня развития позволяют себе размышлять не только о своих экономических интересах, но и об интересах других компаний, регионов, стран.

Таким образом, инновационный менеджер является профессионалом, способным решать необычные экономические или экономико-технические проблемы. Наряду с одержимостью и энтузиазмом инновационного менеджера производственная необходимость заставляет так подходить к поиску альтернатив, моделированию неизвестного, необычного, нетипового решения, как это делает инженер, который конструирует из известных частей в какой-то мере неизвестную форму, образ которой уже угадывается. Без целенаправленной утонченной работы над собой, без формирования профессионального мышления, понимания того, что его интеллектуальные усилия проектируются на конечный результат усилий коллектива, инновационный менеджер не станет капитаном «корабля-организации», его штурманом, определяющим направление, рулевым, выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, проектировщиком или реконструктором изменений.

Литература

1. Журавлев А.Н. Психология управления. М., 2003.
2. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985.
3. Сидорина Т.В. Организационное поведение: Практикум. Новосибирск: СибАГС, 2004.

Низкий уровень развития мышления

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в коррекционной программе развития памяти (см. «Низкий уровень развития памяти»). Не будем повторяться, и дополним их другими.

Упражнение- Игра типа «На что это похоже»?

Упражнение- Игра типа «Дополни до.

Упражнение- Игра типа «Догадайся, кто нарисован

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение Игра «Кубики»

Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап — рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.

Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап — складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

СТЕНКА

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

«Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».

Составить два разных квадрата из 7 палочек».

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек

с целью видоизменения фигуры.

«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы, получилось 4 равных треугольника».

«В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».

«Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок».

«Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк».

«Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела в другую сторону».

«Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

Упражнение «Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов»

«Автомобиль ездит на бензине или другом топливе;

трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе » транспорт». Увидев незнакомую машину (на -пример, автокран), спрашивают: что это? Почему? «

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение «Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому — Л.С.Сахарову)

Материал: Три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого, в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора — пак, для второго — бро, для третьего — вил). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученик должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача — образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность учащихся, другой ряд — функцию знаков, организующих их деятельность.

Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

— Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

— Кот или кит? Какое больше? Почему?

— Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

—Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно учителем и детьми. Задача учителя — подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Примерные виды заданий:

1. Лошадь

Корова

жеребенок

пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2. Яйцо

Картофель

скорлупа

курица, огород, капуста, суп, шелуха

3. Ложка

Вилка

каша

масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4. Коньки

Лодка

зима

лед, каток, весло, лето, река

5. Ухо

Зубы

слышать

видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6. Собака

Щука

шерсть

овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя

7. Пробка

Камень

плавать

пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

8. Чай

Суп

сахар

вода, тарелка, крупа, соль, ложка

9. Дерево

Рука

сук

топор, перчатка, нога, работа, палец

10. Дождь

Мороз

зонтик

полка, холод, сани, зима, шуба

11. Нож

Стол

сталь

вилка, дерево, стул, пища, скатерть

12. Птица

Человек

гнездо

люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Низкий уровень для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Низкий уровень характеризуется слабым знанием и даже полным отсутствием знаний, непонимание и неумение осмыслить природоведческий материал, неумение устанавливать причинно следственные связи, негибкостью в применении и использовании имеющихся сведений, пассивность в работе.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Низкий уровень характеризуется не владением или очень слабым развитием мыслительных операций, неумением анализировать, устанавливать сходство и различие, отсутствием обобщённого взгляда на вещи и явления, неспособностью к вариативному мышлению, медлительностью протекания умственных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Низкий уровень характеризуется отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету, несформированность и отсутствием учебной мотивации, эмоциональным барьером.

Уровень Ниже среднего для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”.

Имеются некоторые отрывочные знания по предмету, но ребёнок не может ими оперировать, ориентируется на несущественные признаки в установлении причинно – следственных связей. Ребёнок может осуществить “близкий” перенос в пределах к природоведческой деятельности.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Слабое владение мыслительными операциями, отдельные попытки анализа, синтеза, оперирование конкретными единичными знаниями, абстрагирование на несущественное основание, удовлетворительная скорость протекания мыслительных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Безразличие и отсутствие интереса к предмету, отсутствие эмоционального барьера, потенциальная возможность улучшить эмоциональный контакт, узко –социальная мотивация учения.

Средний уровень для исследуемых показателей.

Показатель: “Отношение к предмету”. Присутствует природоведческие знания, но удовлетворительные (до половины требуемого объёма). Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями. Умение аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, случайное оперирование причинно-следственными связями. Внешняя активность и исполнительская деятельность в работе.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Удовлетворительное владение мыслительными операциями, умение делать несущественном уровне. Не обладает оригинальностью мышления. Средняя скорость протекания мыслительных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Средний уровень характеризуется потенциальным интересом к предмету. Ребёнок занимает эмоционально-отзывчивою позицию, но не стремится выразить своё отношение к природе в творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым занимательным фактам, явлениям.

Уровень выше среднего для исследуемых показателей.

Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Хорошие знания в соответствии с требуемым объёмом, возможны некоторые ошибки, владение смыслом, оперирование знаниями с переносом с конкретного на обобщённое, опора на существенное в аргументации и установлении причинно-следственных связей. Активная исполнительская и творческая деятельность.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Хорошо владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Легко производит первичное обобщение, абстрагируется на существенном основании. Высокая скорость протекания мыслительных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Ребёнок проявляет устойчивый интерес к предмету, склонность к природоведческой деятельности, положительное отношение к учению, любознательность. Учебно-познавательная мотивация, ориентация на усвоении способов добывания знаний, самостоятельная познавательная деятельность.

Высокий уровень для изучаемых показателей.

Показатель: “Уровень знаний по предмету”. Высокий уровень предполагает высокие знания, осмысленное и последовательное усвоение материала. Ребёнок умеет устанавливать причинно — следственные связи, выделить существенно, осуществляет “дальний” перенос в пределах эмпирического и теоретического знания. Устойчиво активен, инициативен, самостоятелен в творческой и исполнительской деятельности.

Показатель: “Уровень развития мышления”. Высокий уровень характеризуется отличным владением мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Ребёнок способен произвести обобщения на уровне понятий эмпирического и теоретического характера. Свободно абстрагирует на существенном основании, проявляет оригинальность мышления умственных процессов.

Показатель: “Отношение к предмету”. Осознанная устойчивая познавательная природоведческая направленность, повышенный интерес к предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, инициативный, творческий подход.

На первом этапе, при определении стартового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся, были предложены диагностические задания в письменном виде, также практиковали протокольные записи ответов учащихся на уроках и при индивидуальных беседах.

Отработав полученные результаты, нами были составлены соответствующие таблицы.

Количественные характеристики

Таблица №1

Диагностический показатель: “Уровень сформированности знаний по предмету”.

Фамилия, имя

учащегося

Полнота знаний

Полнота познания

Понимание

Доказательность

Гибкость

Практическое применение знаний

Суммарный балл

Оценка

Уровень

Б А Л Л Ы

1. Гужавина Лариса

Ср.

2. Гуляев Артём

Н.ср

3. Дмитриева Катя

В.

4. Добрычева Ксюша

Н.ср

5. Егоров Артём

Ср.

6. Ермолаев Женя

В.

7. Залесов Алёша

В.ср.

8. Ибель Оля

Ср.

9. Колиберская Ирина

В.

10. Мансуров Эдик

В.

11. Марянина Люба

Ср.

12. Небогатиков Лёня

Н.ср.

13. Пинягина Катя

Ср.

14. Поскрекова Яна

Ср.

15. Рожко Ксюша

В.

16. Рожнова Кристина

Н.ср

17. Сырцова Полина

В.ср

18. Титов Вова

Н.ср

19. Толпегин Данил

В.ср

20. Трукан Лена

Ср.

21. Шокина Ксюша

В.ср

Общая сумма баллов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *