1 психика

1 психика

  • отражение психическое — при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии: 1) сенсорная — характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители… Большая психологическая энциклопедия
  • психическое здоровье — интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления… Большая психологическая энциклопедия
  • психическое как процесс — психическое: процессуальность — — концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического… Большая психологическая энциклопедия
  • психическое пресыщение — Этимология. Происходит от греч. psychikos — душевный. Автор. Впервые исследовано в школе К.Левина. Категория. Психическое состояние. Специфика… Большая психологическая энциклопедия
  • Психическое расстройство — Общий термин, указывающиш на то, что психическое состояние человека дает основание для тсихиатрического вмешательства. Термин также подразумевает… Большая психологическая энциклопедия
  • психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс» … Большая психологическая энциклопедия
  • Психическое Пресыщение — Психическое пресыщение — психическое состояние, впервые подвергшееся исследованию в школе К. Левина — , вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью — … Психологический словарь
  • Психическое Состояние — Психическое состояние — интегральная характеристика системы деятельностей — индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу… Психологический словарь
  • ПСИХИЧЕСКОЕ — есть обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность», комплекс, строго организованный в соотношении с Эго. — полная целокупность всех психических процессов —… Словарь по аналитической психологии
  • Психическое свойство — Категория, указывающая на известную устойчивость известных психических проявлений, присущую индивиду, на их преобладание в его психической деятельности, закрепленность и повторяемость в структуре личности… Толковый словарь психиатрических терминов
  • Психическое здоровье — социально-биологическое понятие, отражающее эффективность процессов психической адаптации человека при действии на него комплекса факторов , обеспечивающих адекватное поведение, необходимый уровень… Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
  • психическое расстройство — термин, введенный в УК РФ вместо устаревшего понятия «душевная болезнь». Включает временное, хроническое, слабоумие, а также иное болезненное состояние… Большой юридический словарь
  • пресыщение психическое — состояние психическое, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Впервые исследовалось в школе К. Левина… Большая психологическая энциклопедия
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО — термин, введенный в УК РФ вместо устаревшего понятия «душевная болезнь». Включает психическое расстройство временное, психическое расстройство хроническое, слабоумие, а также иное болезненное состояние… Словарь юридических терминов
  • психическое заболевание — сумасшествие, душевная… Словарь синонимов
  • психическое расстройство — сущ., кол-во синонимов: 3 • душевная болезнь • психическое заболевание • тульпа… Словарь синонимов

Определение психики человека.

Психология – современная и многогранная наука. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

Итак, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов:

1. раздражимость,

2. чувствительность (ощущения),

3. поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),

4. сознание человека (самодетерминированное поведение).

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

• Психика — это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

• Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

• Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

• Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

• Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

• Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

• Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

• Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Содержание человеческой психики – это то, что его окружает с рождения. (лекция Макаровой)

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе — психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика — отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)

LiveInternetLiveInternet

«…Получается, что творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое – то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое – что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявление способности творить (если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании или «сборке по образцу»)» (цитата из книги).
Такое творчество лучше всего наблюдается у детей, которые играя, могут на ходу сочинять настоящие сценарии жизни, создавать невообразимых героев и многое другое!!! А главное, чтобы вовремя направить детское творчество в правильное русло (под понятием «правильное русло» я имею в виду развитие). В этом очень хорошо помогают всевозможные кружки, секции и т.д., ориентированные на развитие воображения и творческой стези.
Поэтому, считаю, что любая творческая личность — в душе ребенок, постоянно познающий окружающий мир, воспринимающий и чувствующий его всеми клеточками своего тела, потаенными уголками своего сознания, подсознания и надсознания (его еще называют сверхсознанием). Хотелось бы подробнее остановиться на этих очень важных для творчества терминах:
«Подсознание» — это такой «этаж» нашей психики, где информация перерабатывается либо не проходя через сознание, либо после того как операции переработки ее на уровне сознания дошли до автоматизма и стали настолько привычными, что отпала необходимость в контроле за ходом их со стороны сознания. Примером этого может быть грамотность. («Когда мы изучаем правила морфологии и синтаксиса, делаем упражнения, работает наше сознание и наша рука. Но вот пришел опыт, пришла уверенность – и сознание освобождается от обязанности руководить процессом письма. Теперь рука подчиняется непосредственно подсознанию. Причем это его проявление принято называть постсознанием («послесознанием») – в отличие от другой его ипостаси, «досознания», обеспечивающего нам понимание тех или иных вещей на основе такой переработки информации, к которой сознание не подключалось вовсе.» Цитата из книги).
Понятием «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостное поведение личности на решение новых жизненных задач – относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот «этаж» психики чрезвычайно важен. («Первым обратил внимание на роль «подсознания» Константин Сергеевич Станиславский – крупнейший реформатор театрального искусства. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации прежних впечатлений возникает целостное видение новых, не существовавших ранее образов и формируется готовность человека к их осуществлению.» Цитата из книги).
И так, благодаря этим «этажам» психики у нас очень продуктивная и действенная база для развития творческого потенциала, которой мы пользуемся вне зависимости от того, где и когда находимся и чем занимаемся!

Подвижная психика.

Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша.

В литературе встречается такой термин — «лабильная психика». Лабильный – неустойчивый.

Если принимать за основу, что своим психоэмоциональным состоянием человек управлять не может, то человек с лабильной психикой – полный псих.

Если вы уже убедились, что управление эмоциями возможно, то давайте рассмотрим преимущества применения этого навыка.

Полагаю, убеждать вас в пользе стабильно положительного эмоционального состояния не нужно. Положительные эмоции полезны для здоровья. Отрицательные – не очень. Если что – почитайте психосоматическую литературу по этому поводу.

Однако, стабильное однообразие нагоняет скуку. Ок, не всем. Но кому становится скучно, тем эмоциональное разнообразие периодически необходимо. Желательно в области положительных эмоций. Где-то между медитацией и экстазом. А как это мотивирует на достижения и подвиги! Именно эмоции и мотивируют на подвиги!

Ну, ок, иногда в гомеопатических дозах можно и отрицательно поэмоционировать. Увы, не всегда есть силы быть всё время на позитиве, а почувствовать ощущения хочется. Стоит чувствовать какой «эмоциональный груз» организм уже готов принимать на «позитивную грудь»: штангу в 100кг или гантельки по полкило. А ещё круче — осознать, что вес проблем – это выдумки.

Стабильность – это хорошо, когда она лежит там, где «хорошо». Если стабильность там, где «плохо», то двинуться в сторону «хорошо» ей тяжко. Она же СТАБИИИИЛЬНОСТЬ. Большая такая, тяжёлая. А знаете ли вы, что стабильность эмоционального состояния имеет свойство постоянно скатываться в сторону «плохо»? Почему? Например, потому, что вокруг много добрых жизнерадостных людей, готовых всегда улыбнуться и протянуть руку. Особенно утром в метро 🙂

Стабильность – это миф. Всё течёт и постоянно меняется. Поэтому, если вы действительно хотите управлять психикой, эмоциями, то стоит их тренировать, не просто быть стабильными, а двигаться, крутить педали. Желательно в положительную сторону.

Если вы живёте возле Индии на пустынном острове, где можно спать под открытым небом, и бананы сами падают вам в рот – можете забить на всякую психологию. Зачем она вам?

А если вы живёте в тесном социуме?

— Девушка, дайте мне успокоительное.
— Вам в таблетках или в каплях?
— Не нервируй меня, cука!

Люди управляются эмоциями. Да, это не всегда очевидно, но по итогу все хочу/нехочу — эмоциональное состояние.

Польза от трансляции положительного эмоционального состояния типа «солнышко» состоит в том, что оно согревает окружающих вас людей. Люди тянутся к вам… и готовы выполнять ваши просьбы.

Польза от трансляции отрицательного эмоционального состояния типа «мегера» в том, что человек пресмыкающийся оказывает вам разного рода услуги. Люди убегают от бича вашего… хм, и тоже готовы выполнять ваши просьбы.

Чтобы вам подчинялись (не только по просьбе) — необходимо строить из себя образ сильной социальной роли, транслирующей соответствующие управляющие эмоции. Морда кирпичом. Если роль упустили – требуются серьёзные меры по реанимации власти. Приятно, конечно, выбирать партнёров, перед которыми играть нечто сильное не надо. Но не всегда это возможно.

Возьмём для примера широко распространённую схему, когда более сильный давит на слабого (мышцами или их демонстрацией). Он знает, что страх не позволит слабому сопротивляться. Можно, конечно, жертве начать набирать силу, качать мышцы, изучать каратэ. Я бы даже сказал, нужно при любом раскладе – везде найдутся добрые лидеры, которые будут пользоваться своей силой и слабостью окружения. Однако, вряд ли это реально в короткие сроки, да и ситуации давления чаще всего складываются по заведомо неотвратимой схеме – вряд ли субтильная жена сможет угрожать здоровяку мужу своей силой. Прикольно, что жертва насилия частенько этого не осознаёт, пытается удержать в голове картинку сказки, где все в шоколаде, и оправдывает своего палача – ой, он дурашка не понимает, что он делает. А ему и не надо понимать — всё и так ему на руку.

Читал тут недавно педагогическую статейку о том, как надо справляться с травлей в классе. Все советы были направлены на спасение жертвы: внушайте одноклассникам как это плохо, внушайте родителям и учителям, что детей надо держать в узде. Я думаю, по итогу жертва меняет школу и всё повторяется. Или на работу приходит, а там гномить начинают. Или ещё где. Да, в любой очереди. За картошкой, деньгами или статусом.

Предлагаю интересный вариант, когда шаблон жертвы можно порвать, например, если прикинуться психом. Психов, людей с лабильной психикой (подвижной, но якобы неуправляемой), их образ и действие боятся все. Неизвестно, что они могут выкинуть в следующий момент. Псих непредсказуем и неуправляем страхом, он сам – страх, он – ужас, летящий на крыльях ночи, отморозок одним словом. Врезать портфелем по башке ближайшей шестёрке, поорать истошным голосом с вытаращенными глазами на мужлана, размахивая скалкой – стать признанным, заслуженным психом – это почётный статус человека, которого, вроде как, и бить неприлично, и наезжать на него опасно.

Если вы познали искусство управления эмоциями, то вам понятно театральное искусство. И наоборот. Необязательно переживать негатив внутри себя, его можно просто играть. Да, начинающим актёрам не верят. Практикуйте, набирайте опыт.

Как более мягкий вариант — постановочный скандал:

http://www.psihologion.ru/blog/view?article=Postanovochnyy-skandal-Kratkaya-instrukciya

Стоит, конечно, задуматься, надо ли вам жить в таких отношениях. Но иногда до принятия решения надо просто выживать. Впрочем, некоторым нравится. А иногда это и не отношения вовсе, как сказал Риддик в самой охраняемой тюрьме галактики: «Я здесь проездом.»

PS. Думал, может мне ролик от себя снять, чтобы показать, как можно резко переходить от спокойствия к возбуждению и обратно. Но решил, что не стоит травмировать вашу психику и мочить свою репутацию в столь широком кругу лиц 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *